Выступление на МО классных руководителей Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.
материал

Выступление на МО классных руководителей  Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

Подготовила классный руководитель 9 класса

Протонина И.В.

В условиях перехода специальных (коррекционных) общеобразовательных школ на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) перед учителями ставится задача формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, т.е. компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне

Перед каждым творчески работающим педагогом, где бы и с какой категорией учащихся он ни работал (в нашем случае в системе специального образования), непременно возникает множество проблем, над решением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам относятся, ключевые (особенно для коррекционных школ), а именно: - как обеспечить УСПЕШНОСТЬ каждого воспитанника в обучении; - как сохранить и укрепить ЗДОРОВЬЕ ребенка при организации его учебно-воспитательной деятельности; - каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым воспитанником СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА.

Успешное решение всех этих задач и проблем невозможно без обращения к личности воспитанника. Но есть вопрос вопросов: «Как работать со всем классом, со всей группой  и одновременно с каждым, ориентируясь на личность конкретного ученика, и добиваться  поставленных целей?".

Сейчас существует множество современных педагогических технологий, учебно-воспитательный процесс стал более гибким по целям и задачам, есть возможность применять технические средства, но всё же, далеко не всегда можно считать, что педагог применяет в своей работе личностно ориентированный подход.

Нередко под личностно-ориентированным подходом понимают гуманное, уважительное отношение к ученику, видя задачу педагога, прежде всего в том, чтобы создать эмоционально положительный настрой класса на работу. Бывает, учитель не ставит плохой отметки, даже если ответ ученика того заслуживает. Стараясь помочь слабым учащимся, учитель и воспитатель закрывает глаза на проявление недисциплинированности, использует разнообразные развлекающие моменты. Широко используются методы и приёмы с увлечением, развлечением, насыщенные самостоятельными творческими заданиями. Все это, безусловно, делает учебно-воспитательный процесс более интересным, привлекательным, более результативным, но еще не дает основания считать его личностно-ориентированным.

(слайд2) Модель личностно-ориентированного обучения и воспитания составляет:

·        разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;

 ·        дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения;

 ·        индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности;

 ·        субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.

 Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения и воспитания является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Личностно ориентированное обучение и воспитание, в современной системе образования рассматривается как современная педагогическая технология.

Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить учебно-воспитательный процесс. Существует ряд требований к разработке дидактического обеспечения и организации развивающей среды.

В личностно-ориентированном образовании ученик — главное действующее лицо всего образовательного процесса. Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика.

(слайд 3)Педагоги личностно-ориентированной коррекционной школы должны уметь:

·        строить работу по выявлению индивидуальных особенностей детей, использовать его при сообщении, закреплении, проверке знаний.

·        гибко и вариативно предлагать материал  в зависимости от разных ситуаций, возникающих на уроке или занятии;

·        разнообразить дидактический материал с учетом индивидуальной избирательности учащихся к содержанию, виду и форме программного материала.

·        давать позитивную оценку познавательных усилий ученика, независимо от его успеваемости; организовывать и проводить на уроке диалог, включая по возможности всех учеников, независимо от их готовности к уроку.

Главное, что должно характеризовать работу педагога – профессиональное мастерство, любовь, уважение ко всем без исключения детям. Именно любовь и уважение характеризует личностно-ориентированный подход в развитии личности ребенка в процессе обучения в школе.

 Личностный подход является ведущим в организации учебно-воспитательного процесса. В отличие от индивидуального подхода он требует знания структуры личности и ее элементов, их связи, как между собой, так и целостной личностью. В связи с этим следует выделить идею личностного подхода, суть которой в том, что в школу приходят не просто ученики, а ученики-личности со своим миром чувств и переживаний. Это и следует в первую очередь учитывать учителю в своей работе.

Он должен знать и использовать такие приемы, в которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя только к нему, он уважаем, никто не может его оскорбить. Все ученики защищены в своем классе и в своей школе. Вместе с тем не только теория, но и современная школьная практика доказывают, что личностный подход реализуется при наличии гуманной системы воспитания.

В заключении, хочется пожелать педагогам при организации образовательной и развивающей среды для воспитанников с отклонениями в развитии применять личностно ориентированный подход как основную технологию обучения, воспитания и коррекции.

(слайд 4) Я считаю, что если ребёнок чувствует поощрение, он учится быть уверенным в себе; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если  ребёнок живёт в атмосфере любви, он учится любить; если ребёнок чувствует одобрение окружающих, он учится любить себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

Здесь вы можете ознакомиться  с теми проблемами, с которыми может столкнуться классный руководитель в условиях "новой" школы. Надеюсь, что предложенный опыт будет вам полезен....

Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

В условиях перехода специальных (коррекционных) общеобразовательных школ на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) перед учителями ставится задача формирования знаний в соответст...

РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Выступление на педагогическом совете....

Новое в деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС ООО

Данная статья представляет изменения в работе классного руководителя в современной школе...

Роль классного руководителя в условиях реализации ФГОС второго поколения

В современном обществе стремительным развитием науки и техники, появляются новые информационные технологии, преобразующие жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении всей ...