Новое в деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС ООО
статья (5 класс) на тему

Кутепова Ольга Владимировна

Данная статья представляет изменения в работе классного руководителя в современной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_novoe_v_deyatelnosti_klas_rukovoditelya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Новое в деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС ООО

В условиях реализации ФГОС одной из ключевых направлений работы школы становится воспитание. Методологической основой разработки и реализации ФГОС ООО является Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России. Разработана Концепция в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий президента Российской Федерации собранию Российской Федерации. В Концепции указывается, что «именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося», поскольку «новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества».

Участниками воспитательного процесса в школе являются все педагогические работники. Однако ключевая роль отводилась классному руководителю. И сейчас, в условиях реализации ФГОС, роль классного руководителя в воспитании личности нисколько не стала меньше, а даже возросла, получила новое наполнение.

Конечно, основные направления деятельности классного руководителя, такие как индивидуальная работа с учащимися, аналитико-диагностическая работа, работа с семьей, работа с документацией класса, организация внеурочной деятельности, работа с педагогами-предметниками – не потеряли своей актуальности, а только наполнились новыми функциями, соответствующими новым требованиям по ФГОС.

Что же нового появляется в работе классного руководителя? С чем новым приходится сталкиваться классному руководителю в условиях реализации ФГОС? Я бы хотела выделить несколько инновационных направлений моей деятельности как классного руководителя в условиях реализации ФГОС:

  1. совместная работа классного руководителя с педагогом-психологом;
  2. проектная деятельность;
  3. ведение портфолио на каждого ученика класса;
  4. комплексные работы.

1. Работа с педагогом-психологом. Поскольку современная школа ориентирована на индивидуальный подход в обучении и воспитании каждого учащегося, то для этого должны быть созданы все необходимые условия. Должны быть составлены индивидуальные карты на каждого ребенка в классе, в которых отражены особенности семьи ребенка, его индивидуально-личностные качества, уровень сформированности учебных и универсальных действий. В этой работе классному руководителю помогает педагог-психолог, который предоставляет всевозможные материалы: тесты, анкеты для обучающихся, на основании которых в дальнейшем будут составлены индивидуальные карты и графики развития каждого ребенка. В них отражен уровень сформированности познавательных учебных действий (УД), регулятивных УД, коммуникативных УД, универсальных УД. Также классному руководителю предлагается таблица, заполняемая им на основании его собственных наблюдений, а также педагогов предметников за каждым ребенком индивидуально, в ходе которой выявлялись сильные и слабые стороны ребенка в процессе обучения и воспитания. Психологом же на основании этих данных были предложены рекомендации по индивидуальному подходу в обучении с каждым отдельно участником классного коллектива: на что необходимо обратить внимание, какие стороны нужно развивать, что необходимо поощрять.

Так, например, в моем классе были изучены уровни развития интеллектуальных способностей каждого ребенка, влияющие на его обучение. Были исследованы общая осведомленность, понятийное мышление: интуитивное, логическое, категоризация, абстрактное мышление; образный синтез, пространственное мышление, оперативная память, а также исследованы уровень развития специальных способностей отдельно по математике, лингвистике, естественным наукам и технике. С результатами данного исследования были ознакомлены учителя-предметники, работающие в данном классе, а индивидуальные карточки с результатами исследования были отданы родителям каждого ребенка.

2. Проектная деятельность. Актуальность проектной деятельности осознается сегодня всеми. Образовательный процесс в условиях реализации ФГОС должен использовать технологии деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.

Проектная деятельность становится частью образовательного процесса: учителя используют проект как одну из форм работы на уроке; защита индивидуального проекта по одному из предметов в конце учебного года является одной из итоговых работ. Контролирующую функцию в написании «годового» проекта выполняет классный руководитель.

Также наша школа под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе организует большое количество социальных проектов, в которых задействован каждый класс. Это, например, такие проекты, как сбор макулатуры, на вырученные средства от которого был организован праздник для подшефного нашей школе Дома престарелых, организация поздравлений для ветеранов Великой Отечественной войны, высадка цветов на территории школы под знаменем «Пламя победы» и прочее.

Практическая организация и контроль за выполнением на уровне класса возлагается на классного руководителя, который в свою очередь по необходимости подключает к данным проектам не только самих детей, но и их родителей, тем самым демонстрируется преемственность основных традиций и ценностей для нескольких поколений.

3. Портфолио – важный элемент практико-ориентированного, ситемно-деятельностного подхода к образованию. Оно представляет собой портфель учебных и личностных достижений ученика, подборка работ, демонстрирующих старания, достижения обучающегося, является способом отражения, отслеживания и оценивания результатов ребенка.

Основная цель портфолио – отслеживание индивидуальных достижений ученика в различных видах деятельности: как в учебной, так и творческой, социальной, коммуникативной и др. Портфолио позволяет составить образовательный рейтинг ученика, далее – выпускника основной школы. И поскольку портфолио отвечает задачам предпрофильной подготовки и профильного обучения, то далее портфолио помогает обоснованно участвовать в конкурсном отборе в профильные классы в старших классах.

Портфолио ученика школы состоит из шести разделов (количество разделов могут варьироваться в зависимости от издания, но их суть и содержание в целом одинаковы):

  1. Личные (индивидуальные) данные о ребенке. В данный раздел входят непосредственные данные о ребенке, тайны характера, сведения о родителях и других членах семьи, сведения о друзьях, а также увлечения и хобби ребенка.
  2. Обучение в школе. В данном разделе отражены успеваемость учащегося, его творческие работы, участие в школьных соревнованиях, олимпиадах, а также список прочтенной литературы.
  3. Общественная деятельность. Под названием этого раздела скрывается вся внеурочная деятельность ребенка: кружки, секции, клубы, детские организации, участие в социальных проектах, благотворительности и проч.
  4. Творчество ребенка. Данный раздел включает в себя все проектные работы учащегося, доклады, рефераты, выступления и презентации, модели, рисунки, сочинения и др.
  5. Награды и достижения. В этом разделе отражены положительные результаты, достигнутые в ходе урочной и внеурочной, учебной, творческой и других деятельностей ребенка: результаты мониторинга, промежуточная и итоговая аттестация, награды за участие в олимпиадах, интеллектуальных, творческих и спортивных конкурсах и соревнованиях, деловых играх, спартакиадах и пр.
  6. Отзывы, пожелания и советы. Данный раздел представляет собой характеристики, отзывы, рецензии педагогов-предметников, психолога, родителей. А также самоанализ своих достижений ребенком.

Таким образом портфолио является совместной работой ученика, педагога-руководителя и родителей по отслеживанию, мониторингу, фиксированию предметных, метапредметных и личностных результатов ребенка в ходе образовательного и воспитательного процессов.

4. Комплексные работы.  Классы, обучающиеся по ФГОС, пишут так называемые комплексные работы два раза в год: в начале учебного года и в конце. Комплексная работа направлена на выявление двух основных результатов освоения школьной программы: предметных (математика и русский язык) и метапредметных (усвоение универсальных учебных действий). Личностные результаты не отслеживаются в ходе данной работы.

Работа состоит из трех частей: блок заданий по русскому языку, блок заданий по математике и метапредметная (комплексная) работа. Каждый раздел работы пишется отдельно, в разные дни и, как правило, в рамках соответствующих уроков (русского языка, математики и обществознания). Время выполнения одного раздела работы совпадает с академическим часом и составляет 40 минут.

Каждая работа имеет свои рекомендации по выполнению работы, а также критерии и систему оценивания. Все три раздела разработаны на основе текста, данного в начале работы, далее идут задания к тексту по предмету (русский язык или математика) или общей направленности (комплексная часть).

Проверяется данная работа совместно: учитель русского языка проверяет свой блок заданий, учитель математики – свой, классный руководитель проверяет комплексную часть. Данные по трем разделам вносит в электронный реестр также классный руководитель.

На основе полученных результатов учителя-предметники видят сильные и слабые стороны класса в целом и индивидуально каждого ребенка. И в связи с этим строят индивидуальную систему подхода в работе с классом и каждым конкретным ребенком.

Благодаря реализации ФГОС в образовательный процесс современной школы, функции классного руководителя безусловно расширились и углубились. Однако эта работа становится более комплексной, поскольку объединяет усилия классного руководителя, родителей, самих учеников и учителей предметников, процесс индивидуализации обучения и воспитания становится более открытым и всесторонне развернутым в связи с активным привлечение в работу психолога, а также в связи с привлечением рефлексии в работу педагога. Ребенок оказывается вовлеченным в процесс анализа собственных достижений и неудач, его работа над собой начинает нести все более организованный и системный подход. А всесторонняя информация о классе в целом и каждом участнике классного коллектива вносит в работу классного руководителя (да и учителей-предметников) более точечный подход в решении классных и индивидуальных вопросов, помогает сотрудничеству в системе педагог – ученик – родитель, создает благоприятную и комфортную атмосферу работы классного организма как в урочное, так и во внеурочное время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

Здесь вы можете ознакомиться  с теми проблемами, с которыми может столкнуться классный руководитель в условиях "новой" школы. Надеюсь, что предложенный опыт будет вам полезен....

Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

В условиях перехода специальных (коррекционных) общеобразовательных школ на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) перед учителями ставится задача формирования знаний в соответст...

РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Выступление на педагогическом совете....

Условия эффективной деятельности классного руководителя в рамках реализации ФГОС

Что необходимо учитывать, чтобы жизнь классного коллевтива была интересной и творческой...

Выступление на МО классных руководителей Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

Выступление на МО классных руководителей  Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС....