Современные подходы в организации деятельности классных руководителей в условиях ФГОС ООО
опыты и эксперименты на тему

Литвишкина Галина Ивановна

Выступление по теме "Современные подходы в организации деятельности классных руководителей в условиях ФГОС ООО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx50.82 КБ

Предварительный просмотр:

Современные подходы в организации

деятельности классных руководителей в условиях ФГОС ООО.

Подготовила:

Руководитель ШМО

кл. руководителей

Литвишкина Г.И.

        Я  думаю, вы со  мной согласитесь, что сегодня становится актуальной проблема правильного введения нового стандарта в практику работы не  только учителей, но  и классных руководителей, приведения образовательного процесса школы в соответствие с современными требованиями, предъявляемыми к качеству образования.

        Перемены, происходящие в  современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и  личностные потребности и  интересы. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьников умением учиться, способностью к  саморазвитию и  самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.

        Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и  воспитания и  создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий строится по  формуле: от  действия — к  мысли.

        Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.  е. умения учиться. (Слайд 2)

Функции универсальных учебных действий включают:

-обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и  использовать необходимые средства и  способы достижения, контролировать и оценивать процесс и  результаты деятельности; создание условий для развития личности и ее самореализации на  основе готовности к  непрерывному образованию, компетентности «научить себя учиться», толерантности жизни в  поликультурном обществе, высокой социальной и  профессиональной мобильности;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и  навыков и  формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

        Официальным нормативным документом в  школе, определяющим содержание образования, является ООП НОО, ООО. Одним из  разделов ОП является содержательный, который включает в  себя программу формирования УУД у  обучающихся на  ступени НОО.

        Программа развития универсальных учебных действий на этой ступени конкретизирует требования Стандарта к  личностным и  метапредметным результатам, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и  служит основой для разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин, а  также программ внеурочной деятельности. Поэтому одной из  главных задач учителя, классного руководителя является организация учебной и  внеурочной деятельности таким образом, чтобы знания детей были результатом их собственного поиска, чтобы не  давать детям готовых знаний, а вызвать у них интерес и желание самим узнать новое. Задача нашей школы на  современном этапе — не  дать объем знаний на  всю жизнь, а  научить учиться всю жизнь. Стандарт нового поколения и  есть стандарт, который помогает научить учиться, а  тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не  может быть, которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в  действии порождается знание. Принцип деятельности заключается в  том, что ученик, получая знания не  в готовом виде, а  добывая их сам, осознает при этом, что он ищет, для чего и  где ему это пригодится.

        Решение задачи развития универсальных учебных действий в нашей школе происходит не только на  занятиях по  отдельным учебным предметам, но  и в  ходе внеурочной деятельности, а  также в рамках надпредметных программ курсов и дисциплин (факультативов, кружков, элективов). (Слайд 3)

Внеурочная деятельность: (Слайд)

Руководитель

Наименование занятий

1.

Синютина А.В.

«Введение в мир профессий», «Подвижные игры»

«Наглядная геометрия», «Закулисье», «Планета здоровья»

2.

Фисенко О.В.

«Уроки эстетики», «Волшебные пальчики», «Земля – наш дом»

«Гимнастика ума»

3.

Шалунова К.А.

«Легоконструирование», «Мой друг-компьютер»

4

Корнухова С.В.

«Мой край», «Риторика», «Подвижные игры», «Чудеса аппликации», «Земля - наш дом», «Искусство цвета»

5.

Правдюк Е.В.

«Подвижные игры», «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок»

«Край, в котором я живу», «Искусство сцены», «Чудеса аппликации», «Земля - наш дом», «Уроки эстетики»

6.

Ляшок Н.Н.

«Радуга красок», «Подвижные игры», «Школа светофорных наук», «Юный натуралист», «Мой зелёный дом», «Музей в твоем классе»

7.

Нестеренко Т.Е.

«Планета здоровья», «Подвижные игры», «Фламинго»

8.

Незнахина О.А.

«Волшебный мир оригами», «Кем быть»

9.

Коновалова О.Н.

«Волшебный мир сказок»

10.

Чеканова Т.А.

«Веселые нотки»

11.

Бабиченко Е.К.

«Умелые ручки»

12.

Филатова Л.И.

«Волшебные пальчики», «Лепим руками»

 Какова же роль классного руководителя в  формировании УУД? Что следует изменить в  содержании его работы? Классный руководитель — это организатор и  руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог, который является «центром» организации, координации всех влияний на  отдельную личность, на коллектив учащихся; это — координатор совместных усилий учителей-предметников, педагогов дополнительного образования.         Деятельность классного руководителя — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на  основе Устава ОУ, ООП, должностной инструкции с  учетом ФГОС, локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и  негативных тенденций общественной жизни, на  основе личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом ОУ, и  ситуации в  коллективе класса, межэтнических и  межконфессиональных отношений. (Слайд 5)

Роли классного руководителя:
- преподаватель;
- воспитатель;
- организатор;
- эксперт;
- слушатель

Профессиональная развивающая среда классного руководителя

МОУ СОШ № 15

с. Преображенского

Профессиональная

деятельность классного

руководителя:

- уроки;

- внеурочная деятельность;

- внешкольная деятельность;

- работа с  семьями учащихся.

Следует хорошо знать психолого-педагогические основы работы с  детьми конкретного возраста, быть информированным о  новейших тенденциях, способах и  формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания. СЛАЙД 6

Основные функции классного руководителя.
Организационно-координирующие:

1)обеспечение связи ОУ с  семьей;

2)установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в  воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога ДО);

3)проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями) обучающихся;

4)взаимодействие с  педагогическими работниками, а  также учебно-вспомогательным персоналом ОУ;
5)организация в  классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в  рамках деятельности общешкольного коллектива;
6)организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и  других мероприятий;

7)стимулирование и  учет разнообразной деятельности обучающихся, в  том числе в  системе дополнительного образования детей;

8)взаимодействие с  каждым обучающимся и  коллективом класса в  целом;

9)ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

        Коммуникативные: (Слайд 7)

1)регулирование межличностных отношений между обучающимися;

2)установление взаимодействия между педагогическими работниками и  обучающимися;

3)содействие общему благоприятному психологическому климату в  коллективе класса;

4)оказание помощи обучающимся в  формировании коммуникативных качеств.

Аналитико-прогностические:

1)изучение индивидуальных особенностей обучающихся и  динамики их развития;

2)определение состояния и  перспектив развития коллектива класса.

Контрольные:

1)контроль за  успеваемостью каждого обучающегося;

2)контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

        Нашу школу отличает особый уклад, атмосфера сотрудничества, единство коллектива всех субъектов образовательного процесса. За  годы существования школы сформировались традиции единения учителей, учащихся и  их родителей.  Организацией воспитательной работы в классных коллективах  школы занимаются  18 классных  руководителей. Воспитательная работа в классных коллективах основывается на глубоком анализе воспитательной деятельности в классе с позиций личностно-ориентированного подхода, что  позволило определить перспективы воспитания учащихся, основные проблемы в становлении и развитии школьников.  Несколько лет назад перед коллективом поставлена проблема: «Саморазвитие личности школьника как способ ее самореализации». Для решения этой проблемы мы остановились на технологии саморазвития личности (ТСЛ) А.  А.  Ухтомского – Г.  К.  Селевко. Программу «Самосовершенствование личности» по существу следует рассматривать как средство, реализующее идеи, выдвинутые концепциями: ФГОС второго поколения, духовно-нравственного воспитания, профильного обучения в общеобразовательной школе.

        В  ней основной акцент сделан на  формирование умений целостного оптимального самоопределения личности во всех сферах жизнедеятельности. Мы убеждены, что главное для учителя — подготовить ученика к вступлению во взрослую жизнь посредством воспитательных и развивающих задач, которые ставят ежедневно в работе перед учениками.

        Новая цель образования отвечает парадигме само-, т.  е. формирование личности с  доминантной установкой на  самоопределение для своего саморазвития и  самосовершенствования.

        Саморазвитие — это процесс осознаваемого и  неосознаваемого развития, управляемого самой личностью, в  котором в  субъективных целях и  интересах самой личности целенаправленно формируются и  развиваются ее качества и  способности (Г.  К.  Селевко). Задача кл. руководителя — пробудить в школьнике желание развивать себя, самосовершенствоваться, т. е. вооружить его умениями, используя теорию и практику технологии саморазвития личности в  соответствии с ее основными и специальными целями, подбирая соответствующие методы и  средства. Особенность технологии — это педагогическая политехнология, основанная на  использовании мотивов самосовершенствования личности и  следующих концептуальных положениях.

        Ученик — субъект, а  не объект процесса обучения. Обучение приоритетно по  отношению к  развитию. Обучение направлено на всестороннее развитие с приоритетной областью СУМ (самоутверждающие механизмы личности). В школьном периоде жизни активно проявляют себя и  требуют удовлетворения все потребности духовного развития ребенка: самопознание, самовоспитание, самоутверждение, само определение, самообразование, саморегуляция, самореализация.

        Цель школы — максимально удовлетворить все потребности саморазвития (самосовершенствования) личности. На основе потребностей саморазвития может быть сформирована доминанта самосовершенствования — мотивация на  осознанное и  целенаправленное улучшение личностью самой себя.

        Использовать потребности самосовершенствования для мотивации учебной деятельности детей  это огромный резерв повышения качества школьного образования. Отношения участников педагогического процесса определяются гуманно-личностным подходом.

        Одна из главных целей воспитания — формировать веру личности в саму себя и признать смыслом жизни путь непрерывного самосовершенствования.

        Технология саморазвития личности — органическое, природосообразное продолжение развивающих технологий дошкольного и начального звеньев.

        В программе «Самосовершенствование личности» реализуют три условия:

1.Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и  саморазвития.
2.Участие личности в самостоятельной творческой деятельности, представляющей определённый опыт успеха и  достижений.

3. Создание адекватного уклада, стиля и  методов внешних воздействий: условий обучения, воспитания и  жизнедеятельности.

        Однако любая концепция ориентирует нас, практиков, на решение главного вопроса: какими средствами её реализовать? Предлагаем наш опыт работы по  внедрению курса Г. К. Селевко «Самосовершенствование личности» для ознакомления и  использования в  работе как актуальную технологию на  этапе введения ФГОС.

        В  доказательство приведу такие аргументы:

- общепедагогическая технология гармонично включается в  систему личностно-ориентированного образования;

- применима ко всем категориям и группам детей;

- ведущая роль отведена формированию положительной Я-концепции, отслеживанию изменений и  коррекции недостатков;

- полноценный инструментарий в  интересной и  доступной форме для детей и  взрослых.(Слайд 8)

ТЕХНОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И  ФГОС

ТСЛ

ФГОС

Акценты целей ТСЛ:
- формирование человека самосовершенствующегося;

- формирование СУМ;

- воспитание доминанты самосовершенствования личности;

- формирование индивидуального стиля учебной деятельности;

-создание условий, способствующих процессам саморазвития, и  блокирование условий, которые им препятствуют

Требования Стандарта к  личностным результатам обучающихся:

- готовность и  способность обучающихся к  саморазвитию;

- сформированность мотивации к  обучению и  познанию;

- ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции;

-социальные компетенции, личностные качества;
- сформированность основ гражданской идентичности

Концептуальные позиции ТСЛ:
- учащийся — субъект обучения;

-опережающая роль обучения;

- приоритет формирования СУМ;

-ведущая роль теоретического сознания;

- полноценная целенаправленная деятельность;

- всестороннее удовлетворение потребностей психического саморазвития личности (не  только познавательной)

В  основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход.

…Ориентация на  результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на  основе усвоения универсальных учебных действий, познания и  освоения мира составляет цель и  основной результат образования. Признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и  взаимодействия участников образовательного процесса в  достижении целей личностного, социального и  познавательного развития обучающихся

Направленность ТСЛ: воспитание доминанты постоянного нравственного самосовершенствования

Стандарты: Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся

ТСЛ: три подсистемы модели (подсистема «Теория», подсистема «Практика», подсистема «Методика»

Стандарты: требования к  результатам, структуре и  условиям

        Каким образом мы внедряем данную технологию в  практику работы? В  идеальном варианте  — это отдельные курсы по  классам. Не  имея возможности выделить 1  час отдельно, внедряем его через работу классных руководителей. Курс «Самосовершенствование личности» построен с  учетом возрастных потребностей и  возможностей и  представляет следующую структуру по  классам, органично входящую в программу воспитательной работы с классом: (Слайд 9)

- 1–4  кл. — «Начало этики» (саморегуляция поведения);

- 5 кл. — «Познай себя» (психология личности);

-6 кл. — «Сделай себя сам» (самовоспитание);

- 7 кл. — «Научи себя учиться» (самообразование);

- 8 кл. — «Утверждай себя» (самоутверждение);

- 9  кл. — «Найди себя» (самоопределение);

- 10  кл. — «Управляй собой» (саморегуляция).

- 11 кл. — «Реализуй себя» (самоактуализация).

        Издательством «Народное образование» выпущены методические пособия по  реализации курса ССЛ, которые были приобретены и  активно используются в  работе классными руководителями. ТСЛ обеспечивает целостность образовательного процесса. (Слайд 10)

ТЕХНОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

1.  Осознание личностью целей, задач и  возможностей своего развития и  саморазвития

1.  Подсистема «Теория» — теоретический учебный курс, вооружающий учащихся знаниями по  психологии, педагогике, этике и  др.

2.  Участие личности в  самостоятельной творческой деятельности, опыт успеха и  тренинг достижений

2.  Подсистема «Практика» — разнообразная внеурочная деятельность, дающая возможность удовлетворить потребности саморазвития

3. Адекватный стиль и  методы внешних воздействий: условий обучения и  воспитания, а  также уклада жизнедеятельности

3.  Подсистема «Методика» — стиль жизнедеятельности детей, складывающийся в  учебной деятельности

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД В  ТСЛ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ (Слайд 11)

УУД

Способы формирование УУД в  ТСЛ

Личностные

Слайд12

Курс «Начала этики поведения».

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и  события с  принятыми этическими принципами, знание моральных норм и  умение выделить нравственный аспект поведения), а  также ориентацию в  социальных ролях и  межличностных отношениях:
- самоопределение;
- смыслообразование;
- установление учащимися связи между результатом учения и  тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;
- нравственно-этическая ориентация, действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на  основе социальных и  личностных ценностей.
Личностные УУД (нравственно-оценочные умения) — оценка своих и  чужих поступков. Выражаются формулами: «Я  и природа», «Я  и другие люди», «Я  и общество», «Я  и познание», «Я  и Я»,— что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и  др.):
- участие детей в  акции «Благоустройство»;
- операции «Обелиск» (уход за захоронением ветеранов ВОВ и  памятником погибшим воинам в  центре села); «Георгиевская ленточка» (1 11  классы);
- мероприятия по оказанию адресной помощи ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, акции «Милосердие», «Подари книгу»; «Весна памяти», «Вахта памяти», «Часы обратного отсчета», «Бессмертный полк», «Знамя Победы»;
- митинг памяти и  скорби «Не  забыть нам этой даты»;
- месячник оборонно-массовой работы;
- встречи с  ветераном Великой Отечественной войны;
- уроки мужества «Этот день мы приближали, как могли» (1–10  классы);
- уроки памяти «Никто не  создан для войны», «Это память моя с  обелисков глядит…», «Афганистан болит в  моей душе»;
- проекты «История родного села, живущая в названиях улиц», «История одного солдата»,
 «Дети - герои войны», реферат «Герои – орденоносцы моего села», «Бездомные собаки – это социальная и экологическая  проблема», «Пути решения проблемы снижения численности популяции фазанов на Ставрополье».

- вовлечение молодёжи в  активную трудовую деятельность с  целью ознакомления обучающихся с  рабочими
профессиями (конкурс фотопрезентаций среди обучающихся 9–11  классов «Мой первый шаг в  рабочую профессию» классные часы и  экскурсии по  профориентации «В  мире профессий», «Все профессии нужны» и  т.  д.)

Регулятивные

Слайд 13

Регулятивные УУД (организация умения) — организация своих дел. Отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
Регулятивные УУД формируются через:
- социальные пробы, учебные занятия по  ЗОЖ;
- методики ТСЛ по  самооценке школьника;
- портфель достижений.
Формы работы в  данном направлении:
- день памяти воинов-афганцев (1–11  классы);
- день памяти и  скорби;
- классные часы по  самоопределению личности: «Лестница успеха, или чего я хочу достичь в  жизни?», «Верь в  себя!»
(учимся повышать свою самооценку), «Мои достижения и  неудачи», «Толерантность — дорога к  миру», «Быть самим собой» и  т.  д.;
- трудовые десанты: благоустройство территории подворий ветеранов и  одиноких людей; сбор макулатуры, всевозможные акции добрых дел, социально-значимые дела.

Познавательные

слайд 14

Познавательные УУД включают обще учебные, логические действия, а  также действия постановки и  решения проблем. Это:
- развивающие технологии в  НШ;
- личностно-ориентированные технологии;
- уроки самосовершенствования личности;
- участие школьников в конкурсах различных уровней

 (Слайд)

Коммуникативные

    Коммуникативные УУД (КСО, социальные пробы, решение ситуационных задач) обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и  понимать партнера, планировать и  согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и  эффективно сотрудничать как с  учителем, так и  со сверстниками.

     Наиболее яркую форму работы над формированием коммуникативных УУД можно рассмотреть на  примере классного самоуправления.
  В  нашей школе внутриклассные органы самоуправления выглядят следующим образом. Высшим органом самоуправления в классе является собрание всех учащихся класса. Руководителем и  организатором актива класса является председатель совета отряда. Собрание класса проводится не  реже одного раза в  месяц. На  собрании класса и  актива класса может присутствовать любой участник образовательного процесса школы. Лидер класса представляет свой класс на  общешкольном ученическом совете

Обозначим результаты введения курса ССЛ и  введения ФГОС НОО. 

1.1.Уровень воспитанности. Под уровнем воспитанности мы понимаем степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности: высокий, хороший, средний, низкий.  Классные руководители 1-4  классов используют методику Н. П. Капустиной, по которой ребёнок оценивает себя вместе с родителями, его же оценивает учитель. Таким образом, выводится итоговая оценка. Классные руководители 5–9  и  10-11  классов используют диагностическую программу изучения уровней воспитанности обучающихся М.И. Шиловой.

        Результаты обсуждаются с  самими обучающимися в  доверительной беседе, в  отдельных случаях — обсуждение оценки по  отдельным показателям проходит на классных собраниях. В других случаях — обсуждение оценки уровня воспитанности ученика с  его родителями. И  всё это при условии соблюдения педагогического такта, выдержки, доброжелательности.

        Опыт использования оценки и  процедура её выставления в процессе изучении уровня воспитанности обучающихся убедила классных руководителей в том, что это стимулирует у  подростков процессы самопознания, вызывает желание и  стремление к  саморазвитию и  самовоспитанию, что благотворно сказывается на  формировании личности. Вся проведенная работа отражается в дневниках классных руководителей. (Слайд 15) Введение стандарта существенно повысило роль социально-психологической службы в обеспечении его реализации. Цель психологического сопровождения: создавать условия для формирования у учащихся универсальных учебных действий, обеспечивающих готовность ребенка к обучению. Психолог проводит занятия с учащимися разного возраста, родителями, педагогами подпрограмма «Лестница роста» по адаптации учащихся на сложных возрастных этапах, «Мой внутренний мир», «Развитие мотивов межличностных отношений» программа тренингов с подростками, «Тренинг активности внутренних ресурсов» для учащихся 9-11 классов. И, конечно, диагностическая работа по развитию УУД (универсальных учебных действий) личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных.

2.2. Мониторинговые исследования. Ежегодно проводится анкетирование с  целью исследования уровня удовлетворенности детей, учителей, родителей образовательным процессом. Социальный заказ был сформирован по  таким направлениям. (Слайд 16)

        Начальная школа:

- повышение качества обученности;

- развитие личности ребенка;

- психологический комфорт;

- навыки общения сохранение и  укрепление здоровья детей.

        Среднее и  старшее звено:

- повышение качества обученности;

- развитие личности ребенка; психологический комфорт;

- осознанный выбор профессии и подготовка к  поступлению в  вуз.

Мониторинг эффективности воспитательного процесса, позволяет выяснить, насколько процесс воспитания, организованный в школе, способствует позитивному изменению (развитию) личности ребенка, обнаружить и решить наиболее острые проблемы в организации процесса воспитания, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания. При этом отслеживается:(Слайд 17)

  • Создание благоприятного микроклимата
  • Состояние здоровья учащихся
  • Уровень воспитанности
  • Уровень нравственного, культурного развития учеников
  • Уровень социального развития ученика (готовность и умение взаимодействовать друг с другом в различных жизненных ситуациях, брать на себя ответственность, проявлять инициативу, работать в группе)
  • Дисциплинированность
  • Общественная активность, отношение к труду
  • Наличие правонарушений
  • Главные успехи и достижения учащихся в различных видах деятельности
  • Уровень сформированности классного коллектива
  • Работа ученического самоуправления класса
  • Степень удовлетворенности воспитательной работой всех участников: детей, родителей, учителей
  • Результаты работы воспитателя по самообразованию и росту профессионализма, педагогического мастерства.

Уровень воспитанности составляет 3,5  балла, что соответствует высокому уровню,

Уровень социализированности обучающихся  5-11 классов «средний»:

12%   с высокой степенью социализированности,

68%  с средней степенью  социализированности,

19%с низким уровнем социализированности.

Развитость самоуправления с 5 по 11 класс

Классы с низким уровнем самоуправления - 1

Классы со  средним уровнем самоуправления - 3

Классы с  высоким  уровнем самоуправления -3

Состояние эмоционально – психологических отношений в коллективе:

низкий уровень тревожности – 45% учащихся

умеренный уровень тревожности- 50%

высокий уровень тревожности -  5% (1 человек)

Уровень удовлетворенности воспитательным процессом ОУ :

Учащихся:  Низкий-5 % (1 чел)

Средний-15 %

Высокий-80 %

        3.3.Работа классного руководителя направлена организацию учащихся на  дополнительное образование (ДО), а  ДО тесно вплетается в  технологию СРЛ. Каждое мероприятие непосредственно направлено на  развитие личностных качеств учащихся. Мероприятия могут быть традиционными или современными, но  любое из  них ставит своей основной целью самосовершенствование личности. (Слайд 18)

Самое главное в  любом проекте — это:

- через самовоспитание — научиться работать в  команде;

- через самоопределение — научиться распределять обязанности;

-через самоутверждение — учиться «командовать» и  «подчиняться»;

- через саморегуляцию — брать на  себя ответственность;

- через самообучение — предлагать новые идеи;

-через самореализацию — доводить начатое дело до  конца.

        Знания, полученные ребятами на занятиях «Самосовершенствование личности», отрабатываются, в  первую очередь, именно в  системе дополнительного образования и  самоуправления. Таким образом, система дополнительного образования и  самоуправления становится полем проб для формирования доминанты саморазвития, деятельности, в процессе которой удовлетворяются потребности саморазвития каждого ученика. Она приносит опыт успеха в  различных видах деятельности, как бы является зоной гарантированной успешности ребенка. ДОО школы сегодня решает задачу формирования уклада школы — создание в  школе атмосферы самоутверждения, отвечающей идее улучшения себя, духу положительного поступка. Оптимистическая позиция воспитания, вера в  ребенка, применение личностно ориентированного подхода способствует повышению уровня общей мотивации к школе, к  школьной жизни, компенсируя тем самым убывание чисто познавательного интереса к  учебным предметам. Самым главным результатом деятельности ДО за это время можно считать повышение престижности ДО среди учащихся школы, наполнение статуса члена ДО новым смыслом «саморазвития».

        Важное место в  формировании УУД отводится проектной деятельности.

        Такая педагогическая технология, как проектная деятельность, не только способствует овладению знаниями и  умениями, но  и учит самостоятельно применять их на  практике. Повысилась активность участия учащихся в  конкурсах проектов. С  1  класса ребят учат работать над проектами. При создании индивидуальных проектов невозможно обойтись без помощи родителей, поэтому классные руководители не  только обучают учащихся, но  и дают консультации их родителям.

        Начинать важно с  коллективных работ, которые дают возможность каждому школьнику поучаствовать в  создании общего проекта. Сначала это могут быть демонстрационные презентации, которые используют на  уроках окружающего мира, например: «Вредные привычки», «Вода — источник жизни», «Дерево желаний», «Мир бабочек», «Я  — маленький гражданин России» и  т.  п. Если работы носят коллективный характер, то их тематика, как правило, определяется классным руководителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу. Это приучает школьников работать в  коллективе, ставить общие интересы выше личных. В  совместной работе родились такие проекты: «Осенний букет», «Гербарий растений села», «Новогоднее чудо», «Мой режим дня».

        Постепенно проекты приобретают проблемно-исследовательский характер: «Звездное небо», «Липа — чудо-дерево», «Моя любимая игрушка», «Птицы и животные Ставропольского края», «Мы в  ответе за  тех, кого приручили» и  т.  д. Во  2–3-м классе школьники уже самостоятельно выбирают темы, волнующие их в  настоящее время «О добре и зле», «Жизнь голубей». (Слайд19)

        В  качестве результата работы над проектами, предполагающими участие родителей, можно рассматривать участие в районных экологических чтениях «Актуальные проблемы экологии и природопользования» проекта «Пути решения проблемы снижения численности популяции фазанов на Ставрополье», краевой конкурс сочинений и рефератов «Герой живет среди нас» - «Герои – орденоносцы моего села», участие в 28 районном слете участников туристско-краеведческого движения «Отечество»  - проект «История родного села, живущая в названиях улиц» (1 место) и т.д.

        С целью интенсификации художественно-эстетической среды, развития  организаторских и творческих способностей детей, развития  лидерских качеств личности,  создание условий для  стремления к здоровому образу жизни  эффективно наш коллектив использует современные образовательные  технологии и методики. (Слайд 20)

Название воспитательных технологий

Результат  внедрения

Технология организации коллективной творческой

деятельности

-  творческая активность  обучающихся возросла  в 2,5 раза

- увеличилось количество организаторов  (среди обучающихся) КТД в 2 раза

Разработаны сценарии КТД

Социальное проектирование

В результате реализации больших проектов «Сделаем мир чище», «Знамя Победы», «Пожилые люди рядом», «Дети детям», «Пасхальные дни милосердия».

Технология самосовершенствования личности школьника

В школе постоянно проводятся конкурсы и соревнования разного направления: художественно-эстетические, спортивные, риторические. Организуются  выставки творческих работ учащихся школы, и персональные.

Технология формирования лидерских  качеств.

В результате использования учебной деловой игры ежегодно в детском объединении         проходят выборы лидера ДО:

  • лидеры классных коллективов проходят школу актива  на базе школы;
  • функционирует  ученическое самоуправление – Школьный Совет, Совет профилактики
  • действует классное самоуправление.

Исследовательская деятельность

Исследовательские работы: работа над проектами экологического, историко-краеведческого направления

Игровые технологии

Разработаны интеллектуальные игры «Своя игра»,  «Самый умный», игровые программы «Между нами девочками», брейн-ринг «Ваши права, дети»

Шоу – технологии

Подготовлены концертные программы «Неразлучные друзья –взрослые и дети», «Как прекрасен этот мир» и т.д.

Технология информационное зеркало

Рубрики «Поздравляем с окончанием учебной четверти на «5»и «4», протоколы школьных конкурсов, отчеты о проведении рейдов – проверок, положения конкурсов»

        За 4 года участия во  всероссийских,   региональных,   муниципальных,   школьных конкурсах  было получено 14 дипломов, 17 грамот, 10 сертификатов, 2 благодарственных письма. (Слайд 21, 22, 23)

        Технология саморазвития и  самосовершенствования личности демонстрирует усилия, динамику и  достижения ученика в  различных областях. Поэтому результатом и  конечной целью деятельности в свете ФГОС можно считать портфель достижений учащегося, который становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и  не умеет ученик, на  то, что он знает и  умеет, в  интеграции количественной и  качественной оценки, и  наконец, в  переносе педагогического ударения с  оценки на  самооценку. Основной смысл учебного портфеля достижений — показать все, на  что ты способен. Наличие его у  ребенка позволит сделать оценивание оптимистичным, не  допустить потери веры в  себя, в  свои силы в  самом начале пути. Портфель достижений — это не  только современная эффективная форма оценивания, но  и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее: (Слайд 24)

-поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;

- поощрять их активность и  самостоятельность,

- расширять возможности обучения и  самообучения;

- развивать навыки рефлексивной и оценочной (в  том числе самооценочной) деятельности обучающихся;

- формировать умение учиться — ставить цели, планировать и  организовывать собственную учебную деятельность.

        А если говорить откровенно, то любая форма работы, правильно спланированная, а, главное, с  желанием организованная классным руководителем, может стать прекрасным инструментом по  формированию всех четырёх универсальных учебных действий превращается в  захватывающее, познавательное путешествие. Очень важное значение имеет то, что кроме использования различных методов, приемов, направленных на  формирование УУД, современный классный руководитель должен обладать личностными характеристиками педагога-воспитателя. Ему необходимо развитие профессионально значимых качеств, таких как креативность, педагогический оптимизм, эмпатия (осознанное сопереживание эмоциональному состоянию другого человека), способность и  готовность к  коллективной педагогической деятельности, постоянное повышение своего профессионализма, а самое важное — это стиль взаимоотношений учителя и  детей, который должен быть основан на  разумной и  требовательной любви к  детям, на  глубоком к  ним уважении. Эти качества должны развиваться через само содержание профессиональной деятельности классного руководителя.

        Позволю себе напомнить, что в  1492  году великий путешественник Христофор Колумб открыл новый материк. Желаю и вам в ходе семинара сделать много открытий и найти свою Америку. Ведь наша профессия состоит из  постоянных поисков и  находок. Согласно китайскому изречению: «Учиться — всё равно, что плыть против течения: остановился, и  тебя отнесло назад». Поэтому давайте двигаться вперед, и  успех придет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

В условиях перехода специальных (коррекционных) общеобразовательных школ на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) перед учителями ставится задача формирования знаний в соответст...

Классный руководитель в условиях ФГОС

В статье рассматриваются проблемы с которыми сталкивается классный руководитель в современной школе. Особое внимание уделено новым стандартам, которые накладывают свою специфику на деятельность классн...

Выступление на МО классных руководителей Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

Выступление на МО классных руководителей  Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС....

Заседание муниципального методического объединения «Русский язык и литература. Родной язык и родная литература» по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях ФГОС»

Заседание муниципального методического объединения «Русский язык и литература. Родной язык и родная литература» по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в...