Современные подходы к преподаванию учебногопредмета "Технология"в условиях ФГОС _2019
статья по технологии

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

Тема: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УСЛОВИЯХ ФГОС

2019 г.

Методические особенности преподавания учебного предмета «Технология» в современных условиях (ФГОС)

Преподавание  учебного предмета «технология» в условиях  федерального государственного образовательного стандарта (стандарта второго  поколения) предполагает реализацию деятельностно–ценностной парадигмы, которая позволяет определить следующие  приоритеты:

  • компетентностный подход, как совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов;
  • деятельностный, практикоориентированный подход к процессу обучения, направленный на обеспечение возможности самореализации и самоопределения обучающихся;
  • формирование и развитие ценностных ориентаций в процессе оценочной деятельности, способствующих социализации учащихся и их вхождению в мир труда (умение оценить рынок труда, умение выбрать профессию и т. д.).

Важная роль в реализации этих приоритетов – компетентностного и деятельностного подходов в образовании принадлежит предмету «Технология». Применение  концептуальных  положений этих  подходов в учебном  процессе  является важной особенностью преподавания данного предмета на современном этапе.

Компетентностный  подход - это  подход,  акцентирующий  внимание  на  результатах  образования,  причём  в  качестве  результата  рассматривается  не  сумма  усвоенной  информации,  а  способность  человека  действовать  в  различных  проблемных  ситуациях.  Такие  результаты,  о  которых  говорится  в  определении,   могут  быть  описаны  с  помощью  понятий  «компетенция»  и  «компетентность».  Компетентностью  принято  называть  сегодня  интегративную  характеристику  качеств  человека  ориентированных  на  решение  реальных  задач,  определяемых его  актуальной (или  потенциальной, желаемой)  должностью  (полномочиями,   правами). Уровень  компетентности – это  характеристика  результатов  образовательной  практики для  отдельного  человека.  

Компетенция  (добиваюсь, соответствую, подхожу): 1) круг полномочий, представленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; 2) знания, опыт в той или иной должности.

    Предмет «Технология» формирует ряд предметных компетенций, среди  которых  можно  выделить:

- умения применять основные технологические понятия в практической деятельности; знать назначение и технологические свойства материалов; знать назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека; знать профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;

- умения  рационально организовывать рабочее место; находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия или получения продукта; выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ; выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручным инструментами, машинами и оборудованием; осуществлять доступными средствами контроль качества изготовляемого изделия (детали); находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с  использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; распределять работу при коллективной деятельности;

- умения получать технико-технологические сведения из разнообразных источников информации; уметь организовывать индивидуальную и коллективную трудовую деятельность; уметь изготавливать или ремонтировать изделия или получать продукт с использованием ручных инструментов, машин, оборудования и приспособлений; уметь осуществлять контроль качества выполняемых работ с применением мерительных, контрольных и разметочных инструментов; уметь обеспечить  безопасные условия труда; уметь оценивать затраты, необходимые для создания объекта труда или услуги; уметь строить планы профессионального образования и трудоустройства.

        Деятельностный подход направлен на организацию процесса обучения  на  основе  применения  различных  видов  деятельности. Технология фактически единственный школьный учебный курс, отражающий в своем содержании общие принципы творческой преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение учащимися навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. Именно в учебном предмете "Технология" успешно реализуется проектная деятельность с ее большими возможностями творческого развития школьников, их самостоятельного продвижения от возникновения идеи до выпуска готовых изделий (услуг) и их реализации. Она необходима для общеобразовательной подготовки всех учеников, предоставляет им возможность применять па практике знания основ наук.

Следующей особенностью преподавания  предмета является использование разнообразных межпредметных связей для практической реализации их в новые идеи, продукты, услуги, удовлетворяющие потребности человека, общества и государства.

"Технология"— основная практикоориентированная область знаний в общеобразовательной школе, знакомящая с различными сферами общественного производства и в наибольшей степени способствующая профессиональной ориентации, нравственно-трудовому становлению и воспитанию подрастающего поколения. Это область знаний, содержание которой отобрано на интегративной основе в соответствии с концепцией модернизации современной школы, способной формировать у учащихся умения видеть, ставить и решать актуальные задачи, стоящие перед людьми постиндустриального социума.

  В рамках "Технологии" происходит знакомство с миром профессий, осуществляется профориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства.  Тем самым немаловажной особенностью курса является обеспечение преемственности  перехода от общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности. Нашей стране требуется гражданин, умеющий сочетать теоретические знания с умением работать руками, создавать и совершенствовать материальные ценности, работать на высокотехнологическом оборудовании, умеющий проектировать свою собственную деятельность, действовать в команде и строить свою профессиональную карьеру.

Цели технологического образования широкие. В самом общем виде цель технологического образования школьников – способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности.

Важнейшей целью системы школьного образования является подготовка обучающихся, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться в изменяющихся условиях современного постиндустриального общества. Для полноценной реализации данной цели необходимо осуществление технологической подготовки обучающихся в процессе всей общеобразовательной подготовки.

Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются :

-        формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;

-        формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

-        овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами  труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;

-        овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;

-        развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

-        формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;

-        воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;

-        профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций;

- формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных  учебных задач;

- развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;

-  формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.

- формирование универсальных учебных действий.

Для успешного достижения целей изучения технологии необходимо руководствоваться следующими принципами обучения

1.       Принцип наглядности.

2.       Принцип систематичности и последовательности .

3.       Принцип доступности и посильности.

4.  Принцип сознательного и активного участия обучающихся в        процессе обучения.

5.       Принцип оперативности знаний обучающихся.

6.       Принцип научности .

7.       Принцип прочности знаний обучающихся.

8.       Принцип связи теории с практикой.

9.    Принцип визуализации.

10.    Принцип системности.

11.    Принцип активности.

12.    Принцип индивидуального подхода.

  1. Принцип кооперации.

Проектируя учебный процесс учитель не просто подбирает методы, технологии, средства обучения, обеспечивающие работу с конкретным фрагментом содержания образования, а создаёт единый дидактический комплекс, тем самым обеспечивая целостность  и взаимосвязь всех компонентов - блоков учебного процесса.

- ценностно-целевой - совокупность целей и задач учебного процесса;

-программно-методический - вся необходимая информация относительно возможных стратегий, форм, программ и технологий обучения;

-информационный - информация, положенная в основу учебной деятельности;

-коммуникационный - формы взаимодействия между участниками учебного процесса;

-технологический - средства обучения, используемые в информационной образовательной среде.

Современный урок технологии– это:

  • урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска…..).
  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
  • урок , содержащий разные виды деятельности.
  • урок , на котором ученику должно быть комфортно.
  • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
  • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности

Разработка новых подходов к проблеме совершенствования содержания технологического образования влечет за собой соответствующие изменения в принципах организации учебного процесса, а также учебных планах и программах.

Рабочие программы составляются на основе примерных программ по технологии. Учитель подробно излагает содержание программы, дает перечень практических заданий, проектов, разрабатывает поурочное планирование, составляет список литературы.

Еще одной особенностью является наличие необходимой материально-технической базы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный подход к преподаванию биологии в условиях ФГОС

Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», объявленной Президентом России, является переход на новые образовательные стандарты. Они направлены, в первую очередь, ...

Современные подходы к преподаванию истории в условиях реализации ФГОС

Сегодня общество переживает этап глубоких фундаментальных преобразований, которые приводят к тому, что образование, знание, интеллект становятся определяющим ресурсом развития и новой экономики, и общ...

Инновационный подход к преподаванию биологии в условиях ФГОС

Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», объявленной Президентом России, является переход на новые образовательные стандарты. Они направлены, в первую очередь, ...

Современные подходы к преподаванию технологии в условиях введения и реализации ФГОС

Особенности организации учебной деятельности на уроке технологии в соответствии с ФГОС ОООФормирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках технологии...

Выступление «Современные подходы к преподаванию музыки в условиях реализации требований ФГОС»

В связи с введением ФГОС общего образования нового поколения необходимы  новые подходы к преподаванию предмета "Музыка". Для лучшего усвоения учащимися основной образовательной программ...

« Современные подходы в преподавании ИЗО в условиях реализации ФГОС»

Главная особенность современного этапа развития отечественного образования- кардинальная смена парадигмы (от знаниевой к деятельностной и компетентностной), которая нашла свое отражение в новых ФГОС....