Классный руководитель в условиях ФГОС
статья по теме

Прохоренко Татьяна Олеговна

В статье рассматриваются проблемы с которыми сталкивается классный руководитель в современной школе. Особое внимание уделено новым стандартам, которые накладывают свою специфику на деятельность классного руководителя в школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №211

с углубленным изучением французского языка им. Пьера де Кубертена

Центрального района Г. Санкт – Петербурга

Классный руководитель в условиях ФГОС

(описание опыта)

Автор статьи: Евдокимова Нина Николаевна,

учитель математики,

заслуженный учитель РФ

Санкт-Петербург,

2017

Оглавление

Воспитание – приоритетная задача образования        4

Возможности классного руководителя по решению задач воспитания        5

Взаимодействие классного руководителя со школьными специалистами        9

Личностный ресурс классного руководителя        9

Рецепты эффективного воспитания        10

Список использованных источников и литературы:        11


Воспитание – приоритетная задача образования

Современные требования к аттестации педагога на квалификационною категорию ставят на первые позиции в основном его деятельность по преподаваемому предмету. В то же время общество ждёт от школы, прежде всего, обеспечения качества воспитания, которое становится сегодня не просто показателем эффективности работы школы, но и в широком смысле – фактором национальной безопасности, так как именно от качества населения страны зависит её дальнейшее развитие и конкурентоспособность в мировом пространстве.

Современная школа нуждается в новом классном руководителе — в классном руководителе XXI в. Значимость деятельности классного руководителя подтверждают сегодняшние сложные социально-экономические условия, в которых идет формирование личности ребенка. В связи с очевидным ослаблением воспитательных возможностей семьи и общества налицо объективные причины усиления востребования классного руководства как элемента школьной воспитательной системы [3].

Провозглашение воспитания приоритетной задачей образования является крайне своевременной. Потому что «...масштабы и острота  существующих  проблем  в  сфере  детства, возникающие  новые  вызовы,   интересы   будущего   страны   и   ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты… Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства   стала   реализация   приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование», федеральных целевых программ.  Принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей» [1].

Первым национальным проектом в области образования, как известно, стал проект, который условно можно назвать «Классный руководитель». Его реализация предполагает, во-первых, определение и выполнение классными руководителями функций, способствующих повышению эффективности воспитательной работы с детьми; и, во-вторых, предоставление классным руководителям денежного вознаграждения за осуществление этих функций. В связи с этим необходимо разработать и обосновать современную модель воспитательной деятельности классного наставника [2].

Возможности классного руководителя по решению задач воспитания

Рассмотрим возможности классного руководителя для эффективного воспитания школьников:

  1. Воспитание для построения различного рода межличностных отношений.

Сложная, разветвленная система отношений в классе, если она выстраивается классным руководителем, наличие в жизни класса непредсказуемых, неопределенных ситуаций, позволяет ему подготовить ребенка к жизни в сложном мире человеческих отношений. С помощью классного руководителя школьники могут получить опыт построения различных отношений: избирательных, деловых, однополых и разнополых, межличностных и групповых (коллективных). Опыт отношений воспитанников, основанных на взаимной помощи, взаимной ответственности, взаимопонимании, терпимости и уважении позволяет развить гуманистические начала в поведении ребенка.

  1. Школа как восполнение дефицита общения

Современные дети нередко испытывают недостаток полноценного общения, содержание которого было бы для них интересным, обогащало бы их. На сегодняшний день можно отметить, что мы теряем детей, перестаем с ними разговаривать, на них не остается времени. А если нет диалога, то нет контакта, а нет контакта — нет доверия. Без доверия — не достигнуть целей, поставленных перед школой и о которых сказано выше. Немалый вред здесь оказывает Интернет. Больше нет необходимости обращаться к старшему за советом в трудной ситуации, есть социальная сеть, где можно найти не только ответы на все вопросы, интересующие ученика, но и поддержку. Подросток не всегда может отличить реальную заботу о себе с мнимой, с целью какой-либо выгоды. Не случайно, в конце октября, в школах Петербурга прошел урок по безопасной работе в сети Интернет. Целью этого урока было показать, что на все многообразие возможностей глобальной сети найдутся такое же количество рисков, опасностей, научить их выделять и бороться — также задача школы. И такой урок не должен быть единичным.

При возрастании объемов виртуального общения, уменьшается доля повседневного общения детей с родителями. По результатам исследования Саратовского государственного университета, сегодня мы видим значительные трансформации в формах общения, так, общение с ребенком у родителей занимает всего лишь 13 минут в неделю.

Искусство общаться – один из важнейших факторов успеха в педагогической практике. И общение с родителями ученика, также, как и непосредственное общение с учеником, влияет на конечный результат. В процессе общения классного руководителя с родителями важно все: как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию от собеседника. Необходимо помнить, что ведущая роль в таком диалоге принадлежит педагогу – он профессионал и официальный представитель учебного заведения. Учителям, как правило, свойственен высокий уровень воздействия на людей, использование выразительных движений, мимики, жестов, развитая чувствительность в сфере общения. Но если опыта во взаимодействии с родителями не хватает, или педагогу присущи стеснительность и неуверенность, то необходимо позаботиться о некоторых «домашних заготовках» перед собранием или беседой с глаза на глаз. Например, речь может идти о:

  1. Раздаточном материале для родителей. Или другом виде поддержки своих слов: изображении на экране или презентации.
  2. Изучении языка жестов и его умелым использованием, считывая информацию собеседника
  3. Использовании правил убеждения в разговоре. Например, правило Гомера говорит о том, что очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Или правило Сократа, которое используют для получения положительного решения по важному для вас вопросу, задавая его третьим по счету, предпослав перед ним два коротких вопроса, на которые предполагается ответ «да».

Для того, чтобы работа с родителями дала наибольший эффект, необходимо использовать различные формы связи с ними, как традиционные (родительское собрания разных видов, тематические индивидуальные консультации, совместные мероприятия), так и не пренебрегать современными. Например, переписка, которая может помочь оперативно информировать родителей об успехах или неуспехах ученика. Причем, использовать для переписки можно возможности электронного дневника, а также прочие современные средства: мессенджеры или социальные сети.

Классный руководитель может создать в классе условия для расширения кругозора детей, для развития их творческих способностей, для их самореализации и самоутверждения в познании, игре и труде. И здесь, чаще всего, не требуется инновационных воспитательных методик. Приведу слова Ш. Амонашвили: «В XIX-ом и XX-ом веках книга была самым ценным объектом на пути становления личности. Мое поколение много читало, я много читал. Но сейчас вокруг ребенка возникает очень много соблазнов. Интересы детей переключаются совсем на другое: на компьютерные игры, на зрелища, на низменные чувства и т.д. Книга же ведет по лестнице вверх, особенно классическая литература…В первую очередь, «Маленький принц». И к нему нужно постоянно возвращаться. И через год, и через два, чтобы дети не просто его содержание знали, а проникались мудростями, которые там озвучены: «Самого главного глазами не увидишь», «Каждый в ответе за свою розу» и т.д. Потом надо читать и перечитывать «Чайку по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха. Там и философия, и полет. Это произведение, которое внушает ребенку веру в свои силы. А дальше, конечно, нужна родная литература. Как в России не читать Есенина, Тютчева, Толстого, Достоевского. Причем надо читать и понимать не только их смысл, но и чувствовать их вкус» [4]

Причем читать и осознавать прочитанное, проецировать прочитанное на жизненные ситуации нужно и классному руководителю. «Чем больше человек читает книг и просвещает свой внутренний мир, тем легче он справляется с жизненными трудностями, как в рабочей сфере, так и в повседневной, обычной обстановке. Высокая культура человека есть статус и показатель того, как далеко может человек зайти в своих начинаниях, как уверенно он может пойти в ногу со своими амбициями и как с легкостью он может достичь желаемых высот. Как мы знаем, ребенок — это чистый лист, и все, что с ним соприкасается, оставляет на этом листе след, поэтому очень важно, чтобы ребенка поддерживал взрослый и мудрый наставник, который бы объяснил значение того или иного поступка, вызвал положительное отношение к различным видам деятельности, включал в общие дела и заботы с окружающими людьми, побуждал ребенка к своим собственным размышлениям и помогал ему становиться личностью, поэтому с раннего возраста необходимо закладывать чувство сострадания, любви к ближнему, важно «притягивать» ребёнка к доброте и красоте. Ведь именно эти качества помогают ребенку обогатить свой внутренний мир и помочь в достижении его целей [5].

И, конечно, личный пример учителя-классного руководителя, самое действенное средство. Нельзя не согласиться, что наличие высоких моральных качеств для учителя обязательно, они просто являются его профессиональными качествами, с помощью которых, воспитатель помогает ребенку «обратить взор на свой внутренний мир, чтобы он спросил самого себя: «Кто я, зачем я здесь, куда направляюсь?» Нужно сделать так, чтобы он искал свои способности, копался в себе» [4].  Эти слова Ш.  Амонашвили говорит о том, что у каждого ребенка есть своя определенная миссия, определить которую должен сам ребенок рано или поздно. «…Не прожить своей миссией — значит топтаться на чужих тропинках и мешать другим, сталкиваться с кем-то, завидовать, злиться» [4].

Воспитание как защита

Перед классным руководителем все чаще стоит задача психологической защиты ребенка от негативных влияний учителей, семьи и среды. Создать для каждого ребенка психологически комфортную обстановку в классе, такую, чтобы он мог почувствовать свою защищенность, необходимость другим людям, конечно, бывает очень непросто. Знаменитый педагог-новатор Шалва Амонашвили, сторонник гуманистического воспитания, в ответ на вопрос о том, как бороться со стрессом, который ребенок получает, выходя из любимого дома или родной школы, где его воспитывают в любви и гармонии, «в жизнь», ответил, процитировав Песталоцци: «В любви ребенок находит вдвое больший источник роста, а это значит, что он становится вдове сильным в своем развитии, познании, нравственных ценностях». Мир жесток и жестоким будет еще долго, я даже не вижу горизонта этой жестокости и начала торжества доброты. Но школа не имеет права действовать по-другому, кроме как растить и воспитывать в любви. Если вы привели ко мне своего ребенка, что вы будете заказывать: только знания ему давать или же взращивать в нем доброту, великодушие, благородство, человеческие ценности, отношение к жизни?» [4]. Но любовь, которой окружают ученика в школе, должна быть не слепой, а направляющей, развивающей достоинства ученика, не скупящейся на аплодисменты (и в прямом, и в переносном смысле), утверждающей, что успех – это результат кропотливой работы, а не просто везение.

Взаимодействие классного руководителя со школьными специалистами

Сегодня в школе есть психологи, социальные педагоги, профориентаторы, валеологи, что ставит перед классным руководителем задачу, с одной стороны, его взаимодействия с этими специалистами, так или иначе все они выходят на одного ребенка, а с другой определение своего собственного места и роли среди них.

Целесообразным кажется привлечение коллег к отбору методик для изучения детей и коллектива, эффективности воспитательного процесса, т. к. они могут дополнить их содержание, имея свои проблемы и достижения в работе с классом.

Также полезно организовать посещение учебных занятий с последующим обсуждением действий учителей по отношению к конкретному ребенку и способов взаимодействия педагогов с коллективом.

Также возможна трансформация уже имеющихся положительных наработок педагогического коллектива, с упором на эффективную воспитательную работу. В любой школе сохранились МО (методические объединения) по специальности и предмету. Но опыт некоторых школ говорит, что более эффективна работа МО по видам деятельности в проектных коллективных группах, куда входят: классный руководитель, учителя-предметники, психологи, воспитатели, педагоги дополнительного образования, представители родительской общественности. Это позволит преодолеть стереотипное деление учащихся на сильный и слабых, успевающих и неуспевающих, технарей и гуманитариев. Т.о., работа классного руководителя будет построена вокруг динамики любого ребенка, его социализации и его достижений. Это поможет любому ученику сделать свое собственное открытие, в первую очередь открыть и познать самого себя, развить свои способности и таланты.

Личностный ресурс классного руководителя

Чтобы реализовать свои многообразные цели, классному руководителю необходимы серьезные личностные ресурсы, которые связаны с его полом, возрастом, интересами, способностями [6].  Таким образом, классный руководитель — это не массовик-затейник и организатор одноразовых мероприятий и развлечений. Это специалист, чей статус обязывает его строить в классном коллективе свою систему воспитания и осуществлять работу и развитие этой системы качественно и профессионально. А значит, деятельность классного руководителя не бессистемная, а соответствует некой программе деятельности, которая не является планом мероприятий в привычном понимании. Такая программа может состоять из блоков:

  1. Анализ деятельности классного руководителя;
  2. Выработка стратегии;
  3. Деятельность, которая духовно, нравственно и культурно обогащающая воспитанников;
  4. Деятельность по поддержанию и укреплению здоровья воспитанников;
  5. Социально значимая деятельность
  6. Работа с активом воспитанников (обучение, взаимодействие в разработке и реализации идей, программ, проектов, планов жизнедеятельности классного коллектива)
  7. Совместная работа с заместителем директора по воспитанию, с организатором, с социальным педагогом (помощь в определении своего места в системе воспитания ОУ, в разработке планов, программ, проектов);
  8. Работа с родителями (обучение, взаимодействие в разработке и реализации идей, проектов, планов);
  9. Самообразование;
  10. Обеспечение социальных связей (взаимодействие с семьей, общественностью, внешкольными учреждениями, учреждениями культуры и др.)

Воспитательная работа классного руководителя не стабильна. Сущность, задачи, функции и содержание работы меняются в зависимости от потребностей общества и социального заказа. Решать современные актуальные проблемы в образовании невозможно старыми методами и средствами.

Рецепты эффективного воспитания

Но даже освоив современные методики и технологии воспитания, произведя инновационный поиск решения проблем школьного коллектива или отдельно ученика, можно ли дать однозначный рецепт эффективного воспитания? Можно ли с уверенностью сказать, какой же педагог может быть хорошим воспитателем, классным руководителем? Кроме формальных критериев, о многих из которых мы упомянули в статье, существует и критерий неформальный. Это педагог, который помнит свое детство на уровне эмоциональных ощущений. Помнит, что он испытывал, когда ему поставили несправедливую оценку, не взяли в команду КВН или, наоборот, объявили благодарность перед классом, похвалили на родительском собрании. Безусловно, классный руководитель должен многое знать, но и должен многое чувствовать. Об этом сказал и Шалва Амонашвили: «кто ищет, тот поможет и другим искать, кто нашел, тот и других может научить, как найти. Доброта воспитывается добротой, чуткость чуткостью, талант талантом, любовь — любовью» [4].

Список использованных источников и литературы:

  1. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы: указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761
  2. Степанов Е.Н. Воспитательная деятельность классного руководителя: современная модель [электронный ресурс] / Е.Н. Степанов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. – 2009. - № 3. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnaya-deyatelnost-klassnogo-rukovoditelya-sovremennaya-model -(Дата обращения 19. 04. 2017).
  3. Бреннер Д.А. Динамика развития основных направлений работы классного руководителя [электронный ресурс] / Д.А. Бреннер, Н.М.Ичетовкина // Знание. Понимание. Умение. – 2012. - №1. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-razvitiya-osnovnyh-napravleniy-raboty-klassnogo-rukovoditelya -(Дата обращения 19. 04. 2017).
  4. Легендарный педагог-новатор Шалва Амонашвили приоткрыл секрет долгой и счастливой жизни [электронный ресурс]: интернет-портал «Новая пресса».URL: http://www.new-pressa.ru/new/2015/10/2080/ (дата обращения 19. 04. 2017)
  5. И педагоги родом из детства // УГ Москва. – 2015. – 4 августа
  6. Селиванова Н. Л. Реалии и возможности классного руководителя [электронный ресурс] / Н. Л. Селиванова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. – 2009. - № 3. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/realii-i-vozmozhnosti-deyatelnosti-klassnogo-rukovoditelya  -(Дата обращения 19. 04. 2017).
  7. Плахова Т.В. Настольная книга классного руководителя. Реализация воспитательной компоненты ФГОС. – Волгоград: Учитель, 2015. – 157 с.
  8. Иванова С.В. Критерии инновационности в работе классного руководителя и условия их актуализации / С.В. Иванова, Е.В. Черных // Мир науки, культуры, образования. -2012. -№6(37). - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-innovatsionnosti-v-rabote-klassnogo-rukovoditelya-i-usloviya-ih-aktualizatsii  -(Дата обращения 19. 04. 2017).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

Здесь вы можете ознакомиться  с теми проблемами, с которыми может столкнуться классный руководитель в условиях "новой" школы. Надеюсь, что предложенный опыт будет вам полезен....

Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

В условиях перехода специальных (коррекционных) общеобразовательных школ на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) перед учителями ставится задача формирования знаний в соответст...

РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Выступление на педагогическом совете....

Современные подходы в организации деятельности классных руководителей в условиях ФГОС ООО

Выступление по теме "Современные подходы в организации деятельности классных руководителей в условиях ФГОС ООО"...

Выступление на МО классных руководителей Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

Выступление на МО классных руководителей  Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС....