Проективные методики в практике педагога изостудии
опыты и эксперименты

Лебедева Людмила Николаевна

Диагностика с помощью проективных методик в дополнительном образовании важна тем, что даёт возможность создавать более благоприятные условия для развития интересов ребёнка, темпов, уровня, объёма восприятия и усвоения необходимого материала. Использование рисуночных тестов позволяет не только спрогнозировать дальнейший ход обучения, но и сделать его более интересным для детей, повысить качественный уровень обучения, заинтересовать обучающихся и активизировать их работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lebedeva_statya.docx37.6 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ

В ПРАКТИКЕ ПЕДАГОГА ИЗОСТУДИИ

Лебедева Людмила Николаевна

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДДТ «Маленький принц» г. Хабаровска

Аннотация: Диагностика с помощью проективных методик в дополнительном образовании важна тем, что даёт возможность создавать более благоприятные условия для развития интересов ребёнка, темпов, уровня, объёма восприятия и усвоения необходимого материала. Использование рисуночных тестов позволяет не только спрогнозировать дальнейший ход обучения, но и сделать его более интересным для детей, повысить качественный уровень обучения, заинтересовать обучающихся и активизировать их работу.

В настоящее время дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, так как органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребёнка.

Отсутствие в дополнительном образовании единых образовательных стандартов существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным общеразвивающим программам.

Рисуночные тесты – это одна из проективных методик, которая открывает широкие возможности для проведения психологической и педагогической диагностики. 

Применение рисуночных тестов для выявления личностных особенностей человека основано на принципе проекции, т.е. на вынесении вовне своих переживаний, представлений, стремлений и т.п. Рисуя тот или иной объект, человек невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение к нему. Вряд ли он забудет нарисовать то, что кажется ему наиболее важным и значимым; а вот тому, что он считает второстепенным, будет уделено гораздо меньше внимания. Рисунок – это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах.

Как и прочие проективные тесты, рисуночные методики очень информативны, т. е. позволяют выявить множество психологических особенностей человека. При этом они просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов, кроме карандаша и бумаги.

Интерпретация может быть относительно надежной лишь в том случае, если она базируется не на одном отдельном признаке, а поддержана, по меньшей мере, двумя-тремя признаками, обнаруживающимися в рисунках.

Считается, что рисунок дома, дерева, человека — это своеобразный автопортрет рисующего человека, так как в своем рисунке он представляет те черты объектов, которые в той или иной мере значимы для него.  

Проективные методики в психодиагностике способствуют обозначению внутренних бессознательных импульсов и переживаний, ценностных ориентиров, проявление которых в ходе диагностики чаще всего носит неосознаваемый характер.  В этом состоит уникальность данного метода в отличие от всех остальных методов исследования личности в психологии.  

Цель нашей работы состояла  в рассмотрении  применения рисуночного теста «Дом-Дерево-Человек» в практике педагога изостудии.

Объект исследования  - процесс практической деятельности педагога изостудии.       Предмет исследования  применение рисуночного теста «Дом-Дерево-Человек» в практике педагога изостудии.

Задачи:  1. Дать понятие изобразительной деятельности в целом.

2. Выявить значение психологического тестирования детей через рисунок.

3. Рассмотреть применение рисуночного теста «Дом-Дерево-Человек» в практике педагога изостудии.

Изобразительная деятельность – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения, в котором проявляется своеобразие многих сторон психики. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.

Рисуя тот или иной объект, дети невольно, а иногда и сознательно передают свое отношение к нему. Вряд ли ребенок забудет нарисовать то, что кажется ему наиболее важным и значимым; а вот тому, что он считает второстепенным, будет уделено гораздо меньше внимания. Если какая-то тема его особенно волнует, то при ее изображении проявятся признаки тревоги. Рисунок может рассказать многое о внутреннем мире ребенка, это загадочное сообщение, зашифрованное в образах.. Рисунки позволяют оценивать психологическое состояние ребенка. Задача педагога состоит в том, чтобы расшифровать его, понять, что говорит ему обследуемый [3, с.24].

Ребенку легко понять тестовую инструкцию, для выполнения теста не нужен высокий уровень развития речи. Вместе с тем, рисунки – удобный повод для того, чтобы непринужденно завязать беседу, рисовать можно сколь угодно много и часто. Рисунки игнорируют возрастной диапазон, поэтому могут предназначены для наблюдений за ходом развития личности в течение длительного периода.

У каждого теста есть свои цели. По результатам одних, можно сделать выводы об уровне умственного развития ребенка, другие выявят особенности личности, третьи раскроют эмоциональное состояние ребенка, его отношение к членам семьи и ощущение своего места в ней.

В настоящее время рисуночные проективные методики получают всё большую популярность среди психологов, педагогов и других специалистов. Они являются ценным инструментом для понимания и оценки характеристик  индивидуальности.

 Одна из основных задач обучения детей — воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений. Следующая задача обучения — развитие умений изображения нескольких предметов, объединенных общим содержанием. Одна из важных задач обучения изобразительному искусству — овладение техническими приемами работы с различными материалами. Задачи способствуют осуществлению воспитательных задач, развитию художественных способностей детей.

На занятиях изобразительного искусства педагог использует интерактивные формы и методы обучения, т.к. они позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют повышение уровня мотивации творческой деятельности; лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции. Один из используемых мной методов являются проективный. Обязательно проводится работа над развитием речи, в беседе формируются навыки речевого общения.

Проективные рисуночные тесты — один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. Проективный метод характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. Что больше всего нравится детям, ситуация выбора.

Еще одним важным положительным моментом использования проективных методик является их развлекательность: оригинальность и неожиданность стимулов или заданий вносит в групповую дискуссию или интервью элемент игры, в которую дети с удовольствием включаются.

Тест «Дом, дерево, человек» относится к экспрессивному виду методик. Тестирование проходило в два этапа: на первом – дети под руководством педагога создавали рисунки, на втором – педагог-психолог проводила беседы по готовым рисункам, когда дети описывали и объясняли нарисованное. Обычно опрос о рисунках перерастает в беседу о жизненных представлениях ребенка [2, с 30].   По рисункам интерпретировались состояния, особенности аффективной сферы личности и других особенностях ребенка. Работа проводилась в  2 группах по 5 человек. В тестировании участвовали 6 девочек и 4 мальчика в возрасте от 10 до 16 лет.

Поскольку слова «дом», «дерево», «человек» знакомы каждому, но  неспецифичны, то при выполнении задания испытуемые были вынуждены проецировать свое представление каждого объекта и свое отношение к тому, что данный объект символизирует для него. Для нас представляла ценность эмоциональная реакция ребенка в процессе беседы как рефлексия отношений, желаний, чувств и объектов, прямо или символично присутствующие в рисунке. Считается, что рисунок дома, дерева, человека — это своеобразный автопортрет рисующего человека, так как в своем рисунке он представляет те черты объектов, которые в той или иной мере значимы для него.  

Мы получили богатую информацию для нашего мини-исследования наблюдая за тем, как ребенок рисует: его спонтанные высказывания, непривычные движения. Время, затраченное на рисунок, может указать на то, насколько он значим для ребенка. Большое количество времени, затраченное на выполнение того или иного рисунка, свидетельствует о наличии сильного позитивного или негативного чувства ребенка по отношению к изображенному объекту. Если было затрачено мало времени, то это являлось косвенным отказом от изображения объекта или ситуации, символически представленной в рисунке. Следует учесть, что высокое качество рисунков детей было следствием затраченных на них большого количества времени [1, с.84].

Интерпретация рисунков учитывала возраст детей, степень их умелости в рисовании. Качественный анализ рисунков учитывал формальные и содержательные аспекты, где информативными формальными признаками рисунка считались расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величина, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка или его отдельных частей, выделения отдельных деталей. Содержательные аспекты включали в себя особенности, движение и настроение нарисованного объекта. 

Интерпретация значимых деталей или комплексов деталей в сотрудничестве с рисующими выявила некоторые внутренние конфликты между требованиями сверстников и объективными возможностями детей (45%), страхами (15 %), переживаниями рисующих (40%). Интерпретация пропорций рисунков отражали психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуаций или отношений, которые символически были представлены в рисунках. [6, с.123]. Для интерпретации количественной оценки теста ДДЧ общепринятые качественные показатели были сгруппированы в следующие симптомокомпоненты [1, с. 23]: незащищенность (12%), тревожность (8%), недоверие к себе (7%), чувство неполноценности (3%), враждебность (1%), конфликт (фрустрация) (5%), трудности в общении (18%), депрессивность (2%).

Каждый симптомокомплекс состоит из ряда показателей, которые оцениваются баллами. Выраженность симптомокомплекса показывает сумма баллов всех показателей данного симптомокомплекса.

Хотелось бы подчеркнуть, что наличие только одного признака не свидетельствует о наличии определенной психологической особенности. Поэтому педагог и педагог-психолог старались строить беседы таким образом, чтобы избежать  суггестивных штампов в характеристиках. В результате бесед и интерпретации рисунков психологом намечались возможные пути самовоспитания ребенка с элементами психологической коррекции.  

Как известно, рисунки теста ДДЧ могут показывать органическую дисфункцию ЦНС.

Иногда встречаются дети со слабо выраженными формами дисграфии или дислексии, которым трудно научиться читать или писать, но некоторые легко преодолевают эти трудности, когда их обучают с помощью специальных адекватных методов [4, с.73].  

Несомненно, для создания более-менее полной картины необходимо проведение батареи тестов. Повторное проведение тестирования позволяет отслеживать динамику состояния [5, с. 73]. 

Данный метод является мощным инструментом в руках высококвалифицированных специалистов, поэтому проективные методики являются перспективными средствами в дальнейшем психологическом исследовании личности.

Таким образом, рисуночные тесты являются одними из наиболее информативных средств изучения личности ребенка, так как через рисунок можно определить то, как ребенок воспринимает себя, окружающих, какие чувства переживает. 

Тест «Дом-Дерево-Человек»  является идеальным методом для определения чувств по отношению к членам семьи, отражает личностный рост ребенка, его временные представления, представления о настоящем и особенно, о будущем.

Тест позволяет выявлять у респондентов возможность импровизации, обладает психотерапевтическим свойством.

 Графическая  изобразительная  деятельность  ребенка  позволяет  судить  об  уровне  его  возрастного  и  интеллектуального  развития. 

Список литературы:

1. Дж. Бук Тест «дом, дерево, человек» (ДДЧ) // Проективная психология М., 2000 - 528с.

2.Венгер  А.Л.  Психологические  рисуночные  тесты:  Иллюстрированное  руководство.  М.:  ВЛАДОС-ПРЕСС,  2003.  - 160  с.

3.Мухина B.CИзобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981- 239 с.

4. Остер Дж., Гоулд ПРисунок в психотерапии. М., 2000 – 184 с.

5. Полуянов Ю. А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. М.; Рига, 2000 -160 с.

 6. Проективный рисунок человека [Текст] / К. Маховер ; пер. с англ. Ю. А. Васильевой. - 3-е изд. - Москва : Смысл, 2003. - 154 с.

7. Психологические рисуночные тесты/ Вагнер А.Л - М.: Владос, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проективная методика — «Дерево» Л.П.Пономаренко

Проективная методика — «Дерево» Л.П.Пономаренко...

Корреляция проективных методик с другими методами психологической диагностики

«Проективный метод – один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная...

Проективная методика Кухаревой У.А. «Диагностика межличностных отношений»

Методическая разработка проективная методика "Диагностика межличностных отношений"....

Проективная методика «Рисунок семьи» и ее модификации

В этой работе рассматриваются вопросы:Рекомендации к применению проективной методики «Рисунок семьи» , Анализ структурных, графических и процессуальных показателей и их диагностический смысл,...

Проективная методика «Дерево с человечками»

Исследование психологического климата в классе, степень адаптации ученика....

«Проективные методики в работе с семьёй: от диагностики к коррекции»

Это разработка схемы проведения мастер-класса для фестиваля "Ярмарка методических идей: геометрия семьи". В приложениях есть описание проективных методик "Человек под дождём", "Барашек в бутылке", "Жи...

Использование проективной методики «Рисунок класса» в качестве диагностического и коррекционного инструмента в работе педагога-психолога.

Большинству школьных педагогов-психологов хорошо известен один из самых популярных методов определения межличностных отношений в коллективе – социометрия. Этот метод широко применяется психолога...