Использование проективной методики «Рисунок класса» в качестве диагностического и коррекционного инструмента в работе педагога-психолога.
статья по психологии

Большинству школьных педагогов-психологов хорошо известен один из самых популярных методов определения межличностных отношений в коллективе – социометрия. Этот метод широко применяется психологами в школах для диагностики межличностных и групповых отношений у учеников 2-11 класса. Но существуют и другие методики, с помощью которых можно не только продиагносцировать школьный коллектив, но и использовать их в качестве коррекционной работы. Одна из таких методик – методика «Рисунок класса», подробно описываемая в статье в той ее части, которая имеет отношение к диагностике.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_nsportal.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Использование проективной методики «Рисунок класса»

в качестве диагностического и коррекционного инструмента

в работе педагога-психолога.

Большинству школьных педагогов-психологов хорошо известен один из самых популярных методов определения межличностных отношений в коллективе – социометрия, предложенная учеником Фрейда – Джекобом Морено. Этот метод широко применяется психологами в школах для диагностики межличностных и групповых отношений у учеников 2-11 класса.  Метод позволяет сделать моментальный срез динамики групповых отношений, результаты которого можно использовать в дальнейшем как для предложения для переструктурирования групп, так и для повышения сплоченности класса и эффективности работы учеников.

Важно понимать, что существуют и другие методики, с помощью которых можно решать эти задачи. Методиками, которые позволяют не только продиагностировать межличностные отношения в классе, но и быть инструментами корректирующей работы, могут быть проективные методы работы. Одна из таких методик – методика «Рисунок класса», подробно описываемая ниже в той ее части, которая имеет отношение к диагностике.

Цель:

  • Исследование межличностных отношений в детском коллективе и нахождение каждого учащегося в коллективе.
  • Исследование степени сплоченности-разобщенности в коллективе.
  • Выявление авторитетов в группе и обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
  • Определение уровня коммуникативных навыков в коллективе.
  • Обнаружение источников конфликтов и напряжений.
  • Исследовать социально-психологический статус ребенка в коллективе.

Время:

45-60 минут.

  • 3-5 минут подготовительная работа и обсуждение задания
  • 25-30 минут на выполнение задания
  • 10-15 минут на обсуждение

Необходимые материалы/подготовка:

  • Бумага формата А1 или А0
  • Карандаши или фломастеры.

Для удобства интерпретации можно взять 12 основных цветов. Важно, чтобы количество карандашей/фломастеров было намного больше, чем учеников в диагностируемой группе. Для примера. При диагностике 15 учеников целесообразно подготовить как минимум 5-7 наборов карандашей/фломастеров, состоящих из 12 цветов каждый.

  • Удобная поверхность, на которой можно разместить бумагу и обеспечить свободный доступ всех участников группы (стол, флип-чарт, доска и пр.).

Инструкция*:

«Ребята! Задание, которое я попрошу вас выполнить – групповое. Это значит, что его выполняют все ребята, которые находятся сейчас в кабинете. Вы сами решаете кто, что и как будет делать. Перед вами находится лист бумаги и цветные карандаши. Ваша задача – нарисовать за этот урок ваш класс.»

*важно, что в случае отсутствия дополнительных уточняющих вопросов со стороны учеников, никаких развернутых инструкций не дается.

В случае появления уточняющих вопросов, можно дать общие ответы, которые не дают «подсказки» ребятам, а лишь подтверждают и поддерживают их идеи. Например:

«Конечно, вы можете сами решить, в каком именно виде будете изображать ваш класс.»;

«Да, это можете нарисовать ваш класс в виде какого-то символа»;

«Конечно, вы можете нарисовать каждого ученика отдельно»;

«Это , и учителей также можно нарисовать»;

«Да, если вы хотите нарисовать здание школы, и класс в нем – это замечательная идея»;

«Да, нарисовать параллельные классы тоже можно».

         После выполнения задания целесообразно попросить ребят рассказать о нарисованном. В случае, если какая-либо сфера общения коллектива интересует психолога – можно выделять эту сферу общения и отношений при рассказе. Можно задавать интересующие вопросы, но не в прямом виде, а в опосредованном. Рекомендуется задавать вопросы в альтернативной форме: «А как выдумаете, что ….?», «Как вам кажется, он …..?» .

Обработка и анализ результатов педагогом-психологом.

При обработке результатов и анализе важно интерпретировать не только сам рисунок, но и тот рассказ, который ребята делают в конце задания. С диагностической точки зрения важно наблюдать за ребятами во время всего времени выполнения задания.

Необходимо обратить внимание и проанализировать следующие моменты:

  1. Выявление ролей, которые выполняют ребята в коллективе. Как распределены роли, насколько они жестко закреплены.
  2. Выявление лидеров в коллективе.
  3. Есть ли, и какая именно существует разбивка на подгруппы в классе.
  4. Определить, возникали ли конфликтные ситуации, кто был их инициатором, кто и как вел себя при конфликтной ситуации, как конфликты разрешались.
  5. Как именно был нарисован класс. Выделен ли каждый ученик отдельно или класс нарисован в виде общей фигуры (метафоры).
  6. Как именно нарисован каждый учащийся. Кто рисовал, в виде какого образа, каким цветом, как расположен на листе и пр.
  7. Есть ли на рисунке кто-то или что-то, кто/что не входит в коллектив класса? Учителя, классный педагог, родители, домашнее задание, праздники, другие классы и проч. Как именно это изображено на рисунке.
  8. Есть ли ребята, которых не нарисовали в общем рисунке. Есть ли учащиеся, которые были исключены из работы.
  9. Какие цвета, кем и как были выбраны для прорисовки разных фигур.
  10. Кто и как описывает нарисованное после окончания выполнения задания. Кто дополняет и какой именно информацией.
  11. Уровень сплоченности ребят.
  12. Насколько коллегиально или авторитарно принимаются решения при выполнении задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проективная методика «Рисунок семьи» и ее модификации

В этой работе рассматриваются вопросы:Рекомендации к применению проективной методики «Рисунок семьи» , Анализ структурных, графических и процессуальных показателей и их диагностический смысл,...

Коррекционно-развивающая работа педагога – психолога с детьми с ОВЗ

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ строится на определенных принципах. Программа коррекционной работы направлена на разрешение проблем, возникающих при обучении и воспит...

Прозрачный мольберт в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)

Из опыта работы педагога-психолога по использованию в коррекционно-развивающей работе прозрачного мольберта....

Проективная методика "Рисунок школы"

Изучение отношения к школе и выявление школьной тревожности у обучающихся 1-3 класса...

Методика «Живой дом» как инструмент работы педагога-психолога с родителями обучающихся

Презентация. Представление опыта работы (онлайн-практикум) с родителями обучающихся 6-11-х классов по методике "Живой дом" Н. Кедрова (модификация Е. Тарариной). Данный онлайн-прак...

Результаты коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В данном документе составлена справка отчет по работе с детьсми с ОВЗ за перод в 3 года...

Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога в системе общего образования

Публикация в журнал о современных арт-технологиях в работе педагога-психолога....