Сущность понятия "творческая активность" на занятиях по изобразительному искусству
статья

Лебедева Людмила Николаевна

В статье раскрываются понятия "Творчество", "Активность", формы, походы наших и отечественных ученых к опредлению этих понятий. Затем, автор переходит к раскрытию понятия "деятельность" как ногоаспетного, динамического понятия, часто встречающееся в таких науках как психология и педагогика, философия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_l.n.lebedevoy.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЕТЕЙ

Лебедева Л. Н.

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»

Чтобы уяснить сущностно-содержательную характеристику понятия «творческая активность» следует  раскрыть более широкое понятие подобной характеристики -  «творчество».

Проблема творчества интересовала ученых на протяжении всех исторических этапов существования человечества. Первыми из числа научных людей, кто обратился к проблеме творческого начала были философы древности. Затем,  термин «творчество» вошел в глоссарии такой науки как педагогика и психология, где он рассматривался  в связи с таким понятием как «творческая деятельность».

Сторонники другого подхода  к определению творчества педагоги Н.М. Гнатко, А.Г. Ковалев, А. Маслоу, Б.Д. Парыгин, В.А. Просецкий и др., склонны предполагать наличие в любой деятельности человека творческое начало, элементы творчества, когда характер данной деятельности определяется особенностями самого существования человека.

Психолог А.Х. Маслоу одним из первых указал, что творчество выступает наиболее универсальной характеристикой личности, важным свойством природы человека, которое присутствует во всех людях от рождения. Творчество присуще  людям и состояние творца, по мнению психолога вполне естественно для них, так же естественно, «как деревья дают листья, птицы летают, а люди творят».

По мнению А.Х. Маслоу, способность к творчеству заложена в каждом человеке, поэтому она выражается не только в специальных талантах или способностях. Хочу отметить, чтобы быть творческим, не обязательно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полотна. Творчество является универсальной функцией личности, которая находит самовыражение в самых различных формах. Как полагают философы, способность к творчеству - универсальное свойство всех людей, и чтобы эта способность к творчеству появилась и получила развитие, необходимо не только включать человека в творческую детальность, но и важно создавать внешние и внутренние условия для эффективного включения человека в деятельность на творческом уровне[1]. А.И. Савенков подчеркивает, что не всякая деятельность есть творчество, но всякое творчество есть деятельность.

Таким образом выясняется, что понятие «творчество» намного шире понятия «деятельность». Творчество осуществляется путем деятельности, реализуется в деятельности, а сама деятельность является компонентом творческого процесса[2]. В российской энциклопедии творчество рассматривается как деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью, и общественно - исторической уникальностью[3]. Следовательно, данная деятельность вызвана активностью личности.

Активность - многоаспектное определение, встречающееся в таких науках как психология, философия. В психологии описывают различные определения термина активность. По мнению М.В. Бодунова, психологическая активность рассматривается как интегральный параметр личности, имеет две стороны - качественную и количественную. Качественная, содержательная сторона активности, определяется комплексом действующих мотивов, установок, интересов и побуждений, обуславливающих совершение тех или иных действий. Количественная сторона характеризуется: темпом, интенсивностью, распределением во - времени[4]. По мнению Г.И. Щукиной,  рассматривающей активность как личностное образование, рассматривающее состояние обучаемого, его отношение к деятельности (внимательность, расположенность, живое соучастие в общем процессе, быстрое реагирование на изменение обстоятельств деятельности), то есть активность выражает не саму деятельность, а ее уровень и характер[5]. В работах В.А. Петровского часто подчёркивается тот факт, что  активность выражена в процессуальном движении, характеризующим  деятельность и является неотъемлемой ее частью.

Активность рассматривается им как возможность деятельности, как динамическая сторона деятельности, как расширенное воспроизводство деятельности[6].

Так же,  проблему развития активности рассматривали в педагогике отечественные педагоги К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Л.И. Толстой, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, С.Т. Щацкий и др.

Так, Т.С. Щацкий отмечал необходимость создания пространства для саморазвития детей, которое бы позволило будить мысль, инициативу, развивать любознательность, желание применять полученные знания на практике, то есть такого пространства, которое не только являлось бы развивающим, но и было бы личностно значимым[7].

В.С. Безрукова понимает творческую активность как свойство личности, проявляющееся в деятельности и общении как оригинальность, созидательность, новизна.[8] Творческая активность - это способность личности инициативно и самостоятельно находить «зоны поиска», ставить задачи, выделять принципы, лежащие в основе тех или иных конструкций, явлений, действий, переносить знания, навыки и умения из одной области в другую.

В российской педагогической энциклопедии активность личности рассматривается как «деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно ‐ исторического опыта человечества». Как изменяющаяся и воспроизводящая сторона деятельности рассматривается понятие «активность» в научных трудах Петровского. Таким образом, категории «активность» и «деятельность» тесно связаны между собой, т.е. активность личности с поставленными целями обуславливает ее деятельность.

Из рассмотренных взглядов и понятий ученых вытекает, что активность выражает уровень и характер деятельности, влияет на цели, мотивацию, ее осознание и выбор видов деятельности. Чем выше уровень развития активности, тем благоприятны предпосылки для роста самостоятельности человека[9].

Характеристика активности личности – активная жизненная позиция, которая может быть выражена в ее принципиальности, последовательности в отстаивании собственых взглядов, единстве слова и дела. Способность личности к творческому саморазвитию зависит от степени проявления творческой активности, а, следовательно, от стремления человека к действию, к проявлению своих способностей, к удовлетворению потребности

преобразования и, созидании самого себя. Необходимость развития творческих способностей человека и их важность для формирования полноценной личности, способной к самоопределению и саморазвитию, сегодня становится очевидной.

Творческая активность, таким образом, является системообразующим свойством личности, определяющей характеристикой ее движения к самосовершенствованию, условием реализации себя как личности на всех этапах онтогенеза (В.А. Петровский, И.С. Якиманская и др.) [10]


[1] Коробкова В.В. Формирование готовность подростков к развитию своего творческого потенциала в процессе учебно-познавательной деятельности: Учебное пособие / Перм. гос. пед. ун – т. – Пермь, 2001. – 17.

[2] 26. Савенков А.И. Программа «Одаренный ребенок в массовой школе» // - Первое сентября. 2003. № 29.

[3] Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста / СПб.: Питер, 2012. — 816 с.

[4] Шацкий Т.С. Мой педагогический путь / Пед. сочинение в 4 – томах. – Т 1. – М.: АПН. – 1964.

[5] Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г.И.Щукина – М.: Просвещение, 1988. – 590 с.  

[6] Платон. Федр. // Сочинения в 3 – х томах. – М. – 1970. – Т. 2.

[7] Шацкий Т.С. Мой педагогический путь / Пед. сочинение в 4 – томах. – Т 1. – М.: АПН. – 1964.

[8] Безрукова В.С. Педагогика: учебник  [Текст]  / В. С. Безрукова. -  Екатеринбург: СИПИ, 1994. - 340 с.

[9] Манеева О.Г. О развитии творческой активности учащихся на уроках // «Одаренный ребенок» №4. 2011 г.

[10] Мухина B. Возрастная психология. 10-е изд., перераб. и доп. - М.:    Академия, 2006. - 608 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по изобразительному искусству "Творцы"

Внеклассное занятие по изобразительному искусству "Творцы"...

Публичная презентация "Формирование образовательной среды на занятиях по изобразительному искусству"

Презентация дает информцию о целях, задачах и способах формирования образовательной среды по изобразительному искусству в МОАУ СОШ № 12 город Рыбинск. Схематично показаны принципы обучения ИЗО  н...

Влияние занятий по изобразительному искусству на личностные качества и креативные способности детей младшего школьного возраста.

Одним из весьма эффективных средств формирования креативности учащихся традиционно признаётся изобразительная деятельность, занятия которой обеспечивают развитие многих согласованно участвующих в ней ...

Конспект занятия по изобразительному искусству «Как говорит искусство. Цвет, ритм, композиция»

Конспект занятия по изобразительному искусству Педагога дополнительного образования ЦДТ «Царицыно»Верстовой Иванны Михайловны...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (на примере изучения искусства Гжели и народной игрушки)

Данный материал предназначен для педагогов по изобразительному искусству. На примере занятий по декоративно-прикладному искусству раскрывается их содержание....