Soft skills: компетенции педагога дополнительного образования
статья

Елисеева Татьяна Викторовна

В статье рассматриваются актуальные вопросы компетенций современного педагога дополнительного образования, обосновывается необходимость развития адаптивных качеств специалиста и его надпрофессиональных навыков (soft skills) для соответствия вызовам современного общества. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Елисеева Татьяна Викторовна,  

cтарший методист,
СПб ГБНОУ «Центр регионального и международного сотрудничества»

Soft skills: компетенции педагога дополнительного образования

 

Аннотация: в статье рассматриваются актуальные вопросы компетенций современного педагога дополнительного образования, обосновывается необходимость развития адаптивных качеств специалиста и его надпрофессиональных навыков (soft skills) для соответствия вызовам современного общества.

Ключевые слова: soft skills, мягкие компетенции, саморазвитие, VUCA мир, обучение
на протяжении всей жизни, надпрофессиональные навыки, soft skills, универсальные компетенции, общепрофессиональные компетенции, педагогическое образование

«Для того, чтобы иметь будущее, нужно быть

готовым сделать что-то новое».

Питер Друкер

При переходе от ресурсной экономики к экономике знаний на первый план выходит личность педагога и насколько она соответствует требованиям современного общества. Только с теми педагогами, кто готов развиваться и осваивать так называемые soft skills, возможно построить прогрессивное и конкурентоспособное общество.
Гибкие навыки - комплекс надпрофессиональных умений, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе и при этом не связаны с конкретной предметной областью.
В отличие от профессиональных навыков в традиционном понимании (hard skills) они тесно связаны с личными качествами, а также социальными навыками и управленческими способностями.

Чем активнее технологии проникают в нашу жизнь, тем более востребованными становятся люди с развитыми гибкими навыками. Каждому, независимо от специальности, понадобятся хотя бы несколько «гибких навыков». Гибким навыкам нельзя научиться
в школе, на тренинге или курсе, они закладываются в детстве и связаны с эмоциональным интеллектом, в течение всей жизни навыки развиваются.
          Современные навыки распределяют на две группы: hard skills («твердые» навыки)
и soft skills («мягкие» навыки). Эта терминология возникла по аналогии с английскими терминами «hardware» — «компьютерное железо» и «software» — «программное обеспечение». Компьютер, на первый взгляд, это некий материальный объект, который можно ощутить. Но главное в компьютере — программное обеспечение, без которого невозможна работа устройства. То же можно сказать и о навыках.
 
           Одним из самых необходимых качеств в ближайшие годы станет адаптивность, так как умение учиться и приспосабливаться к новым условиям и задачам становится важнее многих «устоявшихся» навыков (hard skills).
          Всемирный экономический форум (ВЭФ) ежегодно публикует отчет об актуальных профессиях и профессиях будущего. В октябре 2020 года в отчете The Future of Jobs Report 2020 ВЭФ определил топовые навыки специалиста, вот главные из них:

  1. Инновационное и аналитическое мышление.
  2. Активное обучение и выстраивание стратегий обучения.
  3. Комплексное решение проблем.
  4. Критическое мышление и анализ.
  5. Креативность, оригинальность, инициативность.
  6. Лидерство и социальное влияние.
  7. Использование технологий, мониторинг и контроль.
  8. Разработка технологий и программирование.
  9. Выносливость, гибкость, стрессоустойчивость.
  10. Аргументация, решение проблем и генерация идей.
  11. Эмоциональный интеллект.
  12. Способность к саморефлексии.
  13. Способность вести переговоры и убеждать.

Рис. 1 – рейтинг навыков на 2025 год (источник – отчет ВЭФ 2020)

В различных источниках можно найти совершенно разные определения данного понятия. Например, в одном из блогов о саморазвитии, видим такую трактовку: «унифицированные навыки и личные качества, которые повышают эффективность работы и взаимодействие с другими людьми». В широком смысле этого слова, определение действительно подходит, однако, «soft skills» изучает более глубокий спектр. По мнению знаменитого немецкого филолога и профессора Гейдельбергского университета Альбрехта фон Михаэля, Soft skills — это коммуникативные и управленческие таланты. Согласно Оксфордскому словарю, «мягкие навыки» – это личные качества, которые позволяют эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми. Эти навыки трудно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать. Обобщив все определения, можно сформулировать вывод, что soft skills – это не отдельные или разрозненные навыки,
а, напротив, представляют единый комплекс навыков, необходимых для плодотворного общения и решения совместных задач. В этом одно из фундаментальных отличий работника-человека от работника-машины – последний может в совершенстве выполнять конкретную задачу, может обучаться и демонстрировать отдельные «человеческие» качества, но весь комплекс гибких навыков ему недоступен.
 

Исследования, проведенные в 16 европейских странах, показали, что 93% работодателей считают Soft Skills такими же важными характеристиками сотрудника, как
и его профессиональные навыки. Это легко объяснить, ведь в постиндустриальном обществе главной ценностью является не материальный продукт труда, а информация. Если рабочие навыки со временем устаревают или требуют постоянного совершенствования,
то soft skills будут полезны и необходимы всегда. В настоящее время успех человека во многом зависит от его коммуникативных способностей.
 

Институт Макса Планка в Мюнхене (Германия) выделяет следующие виды «мягких навыков», особенно важных в современном обществе: 

  1. Личностная динамика: 

· чувство ответственности; 

· стремление к достижениям; 
· уверенность в себе; 

· высокая мотивация. 

  1. Область межличностных отношений: 

· контактность; 

· объективная самооценка; 

· сочувствие и сопереживание другим людям. 

  1. Стремление к успеху: 

· самоотдача; 

· мотивация к поддержанию статуса; 
· склонность к систематизации; 
· инициативность. 

  1. Выносливость: 

· устойчивость к критике; 

· устойчивость к неудачам; 

· положительная эмоциональная установка; 
· твердость жизненной позиции; 
· удовлетворенность работой. 

Boston Consulting Group, ведущей международной компанией, специализирующейся на управленческом консалтинге, было проведено исследование значимости различных soft skills для работодателей. Наиболее востребованы коммуникативные навыки: 79% утверждают, что это важнейшее качество кандидатов на вакантную должность. Далее идут: активная жизненная позиция – 78%, аналитическое мышление – 77%, выносливость – 75%, умение работать в команде – 74%, стремление достигать поставленных целей – 70%, способность решать конфликты – 54%, умение вдохновляться новыми идеями – 54 %, креативность – 43%, надежность – 42%. 

Данные навыки помогут успешно реализоваться в любой сфере профессиональной деятельности, будь то работа по найму или собственный бизнес.

Как же связаны «мягкие навыки» и педагогика? Личностный ресурс педагога – один из главных факторов, влияющих на развитие детей.  

Развитие soft skills является основополагающим для современных образовательных систем.

Изучением проблем «мягких» и «твердых» навыков (soft skills и hard skills) в разное время занимались Абашкина О., Баринова О.В., Гайдученко Е., Марушев А., Давидова В., Жадько Н.В., Чуркина М.А., Иванов Д., Канардов И., Клюковская И., Мирошниченко А.Н., Новиков А.М., Чошанов М.А., Чуланова О.Л., Павлова Е., Портланд Ю., Сосницкая О., Татаурщикова Д., Шипилов В. Наиболее глубокими стали разработки доктора экономических наук, доцента Чулановой О.Л. (2009, 2010, 2011, 2012, 2014, 2016), результаты которых в обобщенном виде были представлены в ее диссертации. Таким образом, мягкие компетенции (soft skills) определяются Чулановой О.Л. как социально-трудовая характеристика совокупности знаний, умений, навыков и мотивационных характеристик работника в сфере взаимодействия между людьми, умения грамотно управлять своим временем, умения убеждать, ведения переговоров, лидерства, эмоционального интеллекта, обладающих эмерджентностью, необходимых для успешного выполнения работы и соответствующих требованиям должности
и стратегическим целям организации, это характеристика потенциального качества, позволяющего описать практически все элементы готовности персонала к эффективному труду в заданной ситуации на рабочем месте в трудовом коллективе.

Американский университет Strayer University в рамках курса по менеджменту дает следующие советы по развитию soft skills:
1) Помните, что коммуникация – ключ ко всему, успешное межличностное общение – это основа всех «мягких навыков»;
2) Практикуйте совместную работу, умение работать в команде ценит большинство работодателей;
3) Развивайте творческое мышление, старайтесь даже обыденные задачи решать нестандартными способами.
4) Принимайте любую критику и делайте из нее выводы, будьте благодарны людям
за их время и обратную связь;
5) Сохраняйте мотивацию и позитивный настрой, никто не захочет работать с «нытиком».
6)  Учитесь полезной многозадачности, со временем вы сможете выяснить, как выполнить задачи максимально эффективным способом;
7) Умейте адаптироваться, это повысит вашу способность общаться с другими людьми
и строить прочные отношения;
8) Учитесь слушать, это умение помогает улучшить отношения с окружающими;
9) Развивайте чувство юмора, смех уменьшает стресс, необходим при работе с коллегами и, в целом, облегчает жизнь.

Ключевые компетенции XXI века О.Е. Лебедев, доктор педагогических наук, профессор, представитель петербургской школы исследователей выделил «4 К» soft skills, их и будем придерживаться: Коммуникативность – умение общаться, доносить свою мысль, слышать собеседника, договариваться. Критическое мышление – способность критически оценивать информацию, поступающую из вне, анализировать ее и проверять
на достоверность, видеть причинно-следственные связи, отбрасывать ненужное и выделять главное, делать выводы. Креативность – умение нешаблонно мыслить, находить неожиданные решения проблемы, гибко реагировать на происходящие изменения. Командная работа (координация) – способность работать в команде, брать на себя как лидерские, так и исполнительские функции, распределять роли, контролировать выполнение задач. Данные навыки необходимо развивать каждому педагогу.

Вопросы развития soft skills у педагогов заслуживают особого внимания, так как именно они призваны формировать «гибкие навыки» у подрастающего поколения.
Т.А. Яркова и И.И. Черкасова справедливо отмечают, что поскольку профессия учителя является публичной, то особо значимыми выступают навыки самопрезентации; умения выстраивать отношения со всеми участниками образовательного процесса; способность
и готовность решать творческие задачи; проявлять лидерские качества [17, с. 223].
Эти навыки и умения становятся особенно актуальными в эпоху цифровизации, характеризующейся процессами трансформации как общества в целом, так и образования
в частности, что влечет за собой трансформацию понятия педагогической профессии [14].

Основные soft skills применительно к педагогической деятельности.

1. Комплексное многоуровневое решение педагогических проблем. Данная компетенция предусматривает самостоятельное определение проблемы и всего комплекса обуславливающих ее причин и источников; выявление и устранение причины возникновения ситуации, а не ее следствий; системный междисциплинарный подход
к решению задач. Педагог должен быть способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.

2. Критическое мышление как профессионально-ориентированный вид мышления, способствующий продуктивности педагогической деятельности. Компетенция предполагает сомнение в достоверности всей поступающей информации, уже существующих правил и даже своих представлений о мире; выбор в качестве основы для решений и действий фактов, а не информации. Согласно ФГОС ВО педагог должен быть способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.

3. Креативность как способность к творческому поиску, нестандартному решению педагогических задач, характеризующаяся критериями: скорость (продуктивность)
и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. Означает навык в создании ситуации сомнения в достоверности всей поступающей информации, уже существующих правил и даже своих представлений о мире; выбора в качестве основы для решений и действий фактов, а не просто полученной информации.

4. Управление людьми (обучающимися). Эта компетенция предполагает навык создания условий раскрытия творческого потенциала и максимальных достижений
у окружающих людей; сочетание наличия «видения» решения ситуации и организации людей на воплощение этого «видения».

5. Сотрудничество с другими (коллегами, руководством, родителями, обучающимися, внешними партнерами). Данная компетенция предполагает умение выстраивать взаимодействие с участниками образовательного процесса на различных уровнях от обмена информацией до обмена смыслами; создание общего поля деятельности по решению образовательных задач.

6. Эмоциональный интеллект. Это подразумевает наличие навыков: распознавания эмоций и понимания намерений других людей; управления собственными эмоциями
и состояниями; влияния на эмоции и эмоционального состояния окружающих.

7. Суждение и принятие решений. Компетенция предполагает навыки формирования собственного мнения и смелость в принятии самостоятельных решений и их последствий.

8. Клиентоориентированность. Данная компетенция означает навык взаимодействия с окружающими и решения проблем людей на основе понимания их ценностей
и потребностей.

9. Умение вести переговоры. Это навык коммуникации с позиции переговорного процесса, направленного на долгосрочное сотрудничество; убедительное донесение своей позиции через вербальные и невербальные техники с учетом специфики и интересов второй стороны переговоров.

10. Когнитивная гибкость. Предполагает оперативное переключение с одной мысли на другую, а также обдумывание нескольких идей и задач одновременно.

11. Селф-менеджмент. Компетенция предполагает многоуровневый процесс самоорганизации и самореализации личности педагога.
Сегодня набирают популярность разнообразные школы развития, курсы, программы для взрослых, где учат развивать свои «гибкие навыки». К занятиям, которые развивают soft skills относятся тренинги по мотивации, работе в команде, управлению временем, лидерству, менеджменту, личному развитию, проведению презентаций, и т. д.
 

Развитие мягких компетенций во многом зависит от самого человека. Однако стоит помнить, что   развитые soft skills – залог профессионального успеха в XXI веке и основа гармоничной личности.  

 

Список литературы

1. Ананьева, Т. Десять компетенций, которые будут востребованы в 2020 году [Электронный ресурс].
2. Бустром, Р. Развитие творческого и критического мышления. СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 134 с.
3. Водолазькая С.В. «Развивалки для подготовки к школе: развивающие игры для детей» М., Эксмо, 2009
4. Волосков, И.В. Социальная антропология. – М., НИЦ Инженер, 2009. – С. 130
5. Волосков, И.В. Инновационные технологии организации работы с молодежью// Актуальные проблемы инновационного развития образования. – М., Ритм, 2019. –
С. 72–79
6. Загашев, И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. –
СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 284с.
7. Загашеев, И.О., Заир-Бек, С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб, 2003.— 192 с.
8. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии
и методические приемы // Директор школы. 2005. №4. – С. 66 – 72
9. Заир-Бек, С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке.
М.: Просвещение, 2004. – 175 с.
10. Ткаченко, А.В. Проектная методика преподавания социологии// Актуальные проблемы инновационного развития образования. – М., 2013.
11. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005.— 160 с. (В помощь психологу).
12. Теоретическое исследование «Компетенции XXI века в национальных стандартах школьного образования» [Электронный ресурс], 2017. URL: https://vbudushee.ru/ upload/iblock/f30/f30f7b26a9c431f523d437d5d85857b1. pdf

13. Дроботенко Ю.Б. Изменение понятия педагогической профессии в современном обществе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2015. № 4 (22). С. 112-118.
14. Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills
и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал «Науковедение» Том 9, № 1 (2017). Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf

15. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И.Д. Фрумин, М.С. Добрякова, К.А. Баранников, И.М. Реморенко; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 28 с.
16. Патлина А.С., Попова Е.Д. Сетевое взаимодействие вузов и школ как условие формирования soft skills студентов // Теория и методика профессионального образования. 2017. № 2 (35). С. 94-103.
17. Яркова Т.А., Черкасова И.И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. 2016. Том 2. № 4. С. 222-234.

Информационные источники:
1. Интернет-журнал «Науковедение», Том 9, №1 (январь – февраль 2017)
2. http://naukovedenie.ru
3. http://www.allbest.ru/
4. Абашкина, О. Soft skills: ключ к карьере. [Электронный ресурс]
5. Kvadrat.10 «Зачем развивать у себя softskills, и почему они важнее для карьеры,
чем образование?»
6. http://multiurok.ru
7. http://pedrazvitie.ru
8. http://infourok.ru
9. http/ioe.hse.ru/2/skills

2. Веткина А.В. Реализация принципов экономической герменевтики в системе профессиональной адаптации // Вестник Новгородского государственного университета. 2015. № 87. Ч. 2. С. 68-72.
3. Давидова В. Cлушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как
их развивать. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА повышения уровня профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования

Структура программыПрограмма методической работы состоит из 4 разделов.В 1 разделе: Организация работы МО - определены объекты методической работы- педагоги дополнительного образования и основные напр...

«Система повышения профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования»

«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам,так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот,кто сам не является развитым, воспитанным и образованным».А. ДистервегКлючевая фи...

Статья "Теоретические аспекты профессиональных компетенций педагога дополнительного образования"

Статья преднозначена педагогам дополнительного образования.В ней отражены современные задачи педагогов дополнительного образования.В статье отражаются :  1.направления деятельности педагога доп.о...

Ресурс Школы тьютора и Школы современного педагога для развития профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования

Обеспечение, выявление, поддержку и профессиональное продвижение как можно большего количества педагогов дополнительного образования....

Статья «Повышение информационно-коммуникативной компетенции педагога дополнительного образования»

Современные коммуникативные технологии появились относительно недавно и постепенно становятся элементом культуры. Это коммуникации, осуществляемые с помощью технических посредников, основным из которы...

Профессиональные и творческие компетенции педагога дополнительного образования Скатуловой И.В

Профессиональные и творческие компетенции педагога дополнительного образования Скатуловой И.В...