Влияние инновационной деятельности на повышение профессиональной компетенции педагога дополнительного образования в МКОУ ДОД "СЮТ"
статья по теме

Соловьева Наталья Борисовна

Статья  о профессиональной компетенции педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soloveva_n.b.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В   МКОУ ДОД «СЮТ»

Соловьева Наталья Борисовна

Заместитель директора по УВР

МКОУ ДОД «Станция юных техников», г. Ревда

      Ускоряющийся процесс устаревания   и морального обесценивания знаний в современном мире повышает актуальность вопроса о профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования. Необходимость постоянного повышения профессионального мастерства актуальна для педагогов всех типов образовательных учреждений, в том числе и педагогов, реализующих дополнительные образовательные программы. От профессионализма педагога дополнительного образования зависит качество образовательного процесса.    Мы хотим видеть своих педагогов образованными, интеллектуальными людьми, владеющими грамотной красивой речью, умением управлять своим темпераментом. Конечно, невозможно требовать, чтобы это был идеальный человек, без недостатков, но важно, чтобы это была личность, которая находится  в процессе постоянной работы над собой, ведь воспитание — это, в первую очередь, процесс самовоспитания.

              Современный педагог – это  педагог не только, передающий знания в аудитории (что естественно немаловажно, но очень узко на данный момент). Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не реализуются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога.  Без творчества нет педагога - мастера. На сегодняшний день реалии таковы, что необходимо постоянно расти  в профессиональном плане.

      Инновационные процессы в образовании стали сегодня неотъемлемой частью общественного развития как главного требования времени. Под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств [3, 6].  Поэтому исследование влияния инновационной деятельности на профессионализм педагогов Станции юных техников начался с изучения их готовности к инновационной деятельности.

Инновационная деятельность – целенаправленная деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии)  своего собственного  практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития образовательного процесса с целью достижения более   высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.

 В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития.

Инновационная деятельность педагога зависит:

  • от уровня   личностной готовности педагога к этой деятельности, совокупности качеств педагога,  определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности:
  •    личностных  (работоспособность, готовность к творчеству, высокий эмоциональный статус);
  •   специальных (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение анализировать и  выявлять причины недостатков, находить актуальные проблемы  образования и реализовывать эффективные способы их решения).  
  • существующих в конкретном образовательном учреждении условий:
  • финансовая заинтересованность: доплаты, премии;
  • благоприятный морально-психологический микроклимат и   творческая атмосфера;
  • помощь в получении информации об инновационных технологиях;
  • содействие администрации учреждения отношениям сотрудничества педагога с обучающимися и коллегами;  
  • правильный отбор наиболее значимых стимулов в соответствии со спецификой их взаимосвязи и с учетом влияния барьеров.  

По итогам проведенного в МКОУ ДОД "СЮТ" тестирования "Инновационная деятельность педагога" выявлено, что одни педагоги  склонны  к   принятию инноваций, другие - более консервативны.[1]    Отношение к новаторству   среди педагогов МКОУ ДОД  СЮТ  выглядит следующим образом:

  • желающие работать в инновационном режиме (новаторы) - составляют   5 % коллектива, они всегда открыты новому,  активны;
  •  поддерживающие инновации (передовики) - 35 %  в роли лидеров выступают редко, для принятия решения им требуется значительно больше времени, чем лидирующим группам;
  • умеренные - 16 %, приступают к освоению новшеств иногда под давлением социальной среды, иногда в результате оценки собственных потребностей, но при одном условии: когда  ощущают поддержку коллектива;  
  •   сдержано относящиеся к инновациям - около 44 %  ориентируются  на традиционные ценности, решение о приятии новшества принимают с большим трудом.

                 Негативно влияют на инновационную деятельность педагога следующие факторы:  

  • низкий уровень заработной платы (98 % респондентов);
  • формальные требования и часто необъективная оценка со стороны администрации (28 % респондентов);
  • недостаточная учебно-материальная база  (73 % респондентов);
  • недостаточно информации об интересующих педагога инновационных       технологиях (98 % респондентов);
  • неярко выраженное у обучающихся желание учиться (98 % респондентов).  

         Такие факторы сдерживают стремления к участию в инновационной деятельности,  к профессионально-творческой свободе.

             Исследование вопроса готовности педагогов Станции юных техников к инновационной деятельности выявило:

  • с одной стороны наличие у них желания включиться в данную деятельность.
  • с  другой стороны – противоречие между желанием заниматься инновационной деятельностью и наличием препятствий в освоении новшеств.

Процесс  разрешения данного противоречия методический совет  СЮТ  начал  с формирования теоретической готовности педагогов к внедрению в образовательный процесс проектной, исследовательской деятельности. С этой целью:

  • был подготовлен библиографический перечень литературы по проектной, исследовательской деятельности;
  • подготовлена учебно-методическая литература;
  • создан банк методических материалов по проектной, исследовательской деятельности на бумажных и электронных носителях;
  • проводились:
  • методическая неделя, где освещался вопрос повышения  профессионального мастерства педагога дополнительного образования;
  • регулярные консультации по вопросам инновационной деятельности;
  • обучающие семинары на уровне учреждения («Повышение профессиональной компетентности педагога дополнительного образования через проектную, исследовательскую деятельность», «Использование интерактивных методов обучения для повышения мотивации личности к познанию и творчеству»);
  • совещания, где обсуждались вопросы, нацеленные на совершенствование  учебно-воспитательного процесса и роста профессионализма педагога, организацию проектно-исследовательской деятельности.

Немаловажную роль в формировании теоретической готовности педагога к инновационной деятельности имеет его самообразование, в связи с чем   было проведено:

  • учёба по вопросу «Самообразование как средство профессиональной компетентности педагога дополнительного образования»;
  • практическое занятие «Составляем план по самообразованию», на котором педагогами была выработана примерная структура плана по самообразованию.

 Далее проводилось  исследование основных направлений инновационной деятельности педагогов Станции юных техников (обучения учащихся с помощью компетентностно - ориентированных технологий; расширение информационной среды  СЮТ), формирование практической готовности к инновационной деятельности.

Однако, прежде чем начать обучение воспитанников т/о с помощью  инновационных технологий, педагогам необходимо было научиться использовать эти технологии самим.  

Включение педагогов в инновационную деятельность планируется начать  с создания ими  проектов     по темам самообразования, с целью знакомства с методами исследования, освоения последовательности поисковых шагов, которые помогают решать поставленные задачи, повышения своего профессионального уровня, компетентности в проектной, исследовательской деятельности, приобретения определенных умений и навыков. [2]                                              

     Педагогам,  вооружившимся теоретическими знаниями и  практическим опытом, решившим начать работу по внедрению проектной, исследовательской деятельности в образовательный процесс предложено защитить    свои проекты на   конференции СЮТ «Повышение профессиональной компетентности через проектную, исследовательскую деятельность»  и    начать работу по внедрению проектной, исследовательской деятельности в образовательный процесс.                                          

       Конечно, педагоги будут испытывать  трудности, но самое главное, чтобы  у них было желание и стремление освоить новые формы работы и применить их на практике. Тогда постепенно инновационная деятельность станет частью образовательного процесса в творческих объединениях Станции юных техников.

Список литературы:

  1. Гильманов С.А. Диагностика качеств творческой индивидуальности педагога: Учеб. пособие. — Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1998.
  2. Дука Н.А. Педагогическое проектирование как условие подготовки будущего учителя к инновационной деятельности: Дисс. … канд. пед. наук. — Омск, 1999.
  3. Еньшина Н. А. Инновационные процессы в образовании. Барнаул: Изд-во Барнаульского гос. ун-та, 2002. [электронный ресурс] —Режим доступа. —URL: http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/1999/enshina.html

4. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. — М.: Магистр, 1997.

5. Согорина О.И. Информационно-коммуникационная компетентность учителя - основа эффективности информатизации образования.//Электронный журнал «Вопросы информатизации образования», № 11 http://wiki.ippk.ru 

 6. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 96 с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА повышения уровня профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования

Структура программыПрограмма методической работы состоит из 4 разделов.В 1 разделе: Организация работы МО - определены объекты методической работы- педагоги дополнительного образования и основные напр...

Повышение профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования

«Главным ресурсом развивающегося общества являются люди,не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно»П.Г. Щедровицкий...

«Система повышения профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования»

«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам,так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот,кто сам не является развитым, воспитанным и образованным».А. ДистервегКлючевая фи...

"Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагога дополнительного образования через организацию  методической работы"

В данном выступлении даны основные понятия о методической службе организации дополнительного образования, её цели, функции, методы работы с педагогами....

Статья "Теоретические аспекты профессиональных компетенций педагога дополнительного образования"

Статья преднозначена педагогам дополнительного образования.В ней отражены современные задачи педагогов дополнительного образования.В статье отражаются :  1.направления деятельности педагога доп.о...

Ресурс Школы тьютора и Школы современного педагога для развития профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования

Обеспечение, выявление, поддержку и профессиональное продвижение как можно большего количества педагогов дополнительного образования....