"Путешествие в прошлое"
план-конспект занятия (6 класс)

Ерзакова Ирина Евгеньевна

Занятие по краеведению, направленное на ознакомление детей и подростков с русским крестьянским бытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по изучению быта крестьян

«Путешествие в прошлое»

Цели:

- расширение и углубление знаний воспитанников по культуре русского быта, предметам обихода и домашней утвари крестьянских изб в России;

- воспитание глубокого уважения к истории Отечества и чувства патриотизма; учить детей чтить и уважать традиции русского народа.

Задачи:

Образовательные:

Расширять представления о крестьянском быте, предметами обихода, о мужских и женских обязанностях в семье. Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора.

Развивающие:

Развивать познавательную активность, выразительность речи, артистические и творческие способности. Умение рассуждать, выражать свои мысли. Активизация словаря.

Воспитательные:

Воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающему, формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности.

Воспитывать интерес к русским традициям и уважительное отношение к труду народных мастеров.

Интеграция:

«Социализация»

«Познание»

«Чтение художественной литературы»

«Коммуникация»

«Музыка»

«Художественное творчество»

 Оборудование:

Слайды с предметами крестьянского быта, устройством русской избы, домашнего подворья.

Целевая аудитория: воспитанники старшего и среднего возраста.

Звучит мелодия русской - народной песни

Вступительное слово педагога:

Велик и вечен народ, который помнит своё прошлое и чтит своих предков! И нет страшнее проклятия, чем забвение. Так оградим же себя от греха и отправимся по дороге времени в таинственный, мудрый и прекрасный мир наших предков – мир образов старинного русского быта.

(демонстрация слайда «Русская изба»)

Педагог: Наше путешествие, мы начнём с русской избы.

Крестьянин, строя своё жилище, старался сделать его прочным, тёплым, удобным для жизни. Однако в устройстве избы нельзя не увидеть свойственную русскому народу потребность в красоте. Избу и другие крестьянские постройки крестьянин обычно рубил сам, или нанимал опытных плотников. Собираясь строиться, крестьянин рубил деревья поздней осенью, к этому времени жизнь в дереве замирает, последнее годичное кольцо становится твёрдым, что предохраняет древесину от разрушения. Прямо в лесу ставили сруб, приготовленный вчерне- без окон и дверей, который разделялся на три части для просушки. Ранней весной его перевозили в деревню и собирали. Эта работа производилась обычно «помочью»- однодневной общественной бесплатной работой в пользу одной крестьянской семьи. На строительство собиралась вся деревня. Об этом древнем обычае говорится в старинной пословице: «Кто на помочь звал, тот и сам иди» Для всей «помочи» крестьянин должен был устроить угощение.

Кто мне скажет, на какое слово в современном русском языке похоже слово «помочь»?

Ответы детей.

Педагог: Правильно, молодцы, конечно это слово «помощь»!

А теперь, я хочу предложить вам, нарисовать русскую избу, используя при этом знакомые вам сказки, увиденные ранее фильмы, не забывая о украшениях, которые использовались при строительстве. Назовите элементы, которые вам знакомы.

Ответы детей.

Педагог: Конечно, правильно, это ставни, крыльцо, конёк у крыши.

(демонстрация слайда «Убранство русской избы»)

Педагог: А теперь войдём внутрь. Обстановка избы отвечает образу жизни крестьянской семьи. Здесь все скромно, строго и удобно для проживания, всё оборудование избы состоит из встроенной в сруб мебели. Вдоль трёх стен тянутся лавки, над низкими дверьми – тесовые полати, на которых обычно спали дети. Место около печи – «бабий кут», отделён небольшой дощатой заборкой. Все основные элементы жилища – полати, лавки, полки – существовали на Руси с давних времён. Переступив высокий порог, мы попадаем внутрь жилища. Стены из гладко обтёсанных брёвен, углы, до конца не стёсаны, а оставлены круглыми, чтобы зимой не промерзали. В избе каждое место имело определённое назначение. На лавке у входа работал и отдыхал хозяин, на против входа – красная, парадная лавка, между ними – лавка для прях.

На полках хозяин хранил инструмент, а хозяйка – пряжу, веретена, иглы и пр. На ночь дети забирались на полати, взрослые на лавках или на полу, а старики – на печи.

В красном углу под божницей – место для обеденного стола, это удлинённая, сделанная из хорошо обструганных и подогнанных досок крышка стола – столешница – покоится на массивных точеных ножках, которые установлены на полозья. Полозья позволяли легко передвигать стол по избе. В старину в каждой крестьянской семье лубяные сундучки с закруглёнными углами. В них хранили семейные ценности, одежду, приданное.

Кто мне скажет, что раньше подразумевали под приданным, для кого его хранили в этих сундучках?

Ответы детей.

Педагог: Традиция собирать приданное для дочери сохранилась до сегодняшних дней. Это не только одежда, отдавая дочь замуж, родители дарили ей постель, посуду, все необходимое для молодой хозяйки.

Как правило, на свадебном застолье, молодые сидели в «красном углу», вспомните и расскажите, почему так называлось это место в русской избе?

Ответы детей.

Педагог: Правильно ребята, молодцы, что запомнили наши прошлые беседы об этом особенном месте в русской избе.

Продолжая знакомиться с убранством избы, мы видим лубяную колыбельку, или зыбка, как её называли в народе. Она подвешена на гибкой жерди под домотканым пологом. Обычно крестьянка, качая зыбку за петлю ногой, выполняла какую-либо работу, пряла, шила, вышивала. Про такую зыбку в народе сложена загадка: «Без рук, без ног, а кланяется».

Скажите, а что используют родители в наше время для укачивания малышей?

Ответы детей.

Педагог: Ну конечно, это коляска! Правильно! Да, современные кроватки часто бывают оснащены специальными изогнутыми полозьями, которые имитируют качание. Тоже предмет, сохранившийся до наших дней.

На длинных полках хранилась посуда: кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки и т.д. Очень рано оживала крестьянская изба. Прежде всех вставала «домаха», или «большуха»,- жена хозяина, если была еще не стара, или одна из невесток, жена сына хозяина. Они затопляли печь.

(Демонстрация слайда «Русская печь»)

Педагог: Русская печь – слышишь эти слова, и сразу веет стариной, теплом, уютом. Кажется, уж лучше печи ничего до сих пор не придумано, она по праву исстари занимает самое важное место в доме. Недаром говорится; «Печь греет и варит, печет и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу». А ещё говорили: «печь нам мать родная», «на печи всё красно лето», «добрая-то речь, коль в избе печь», «уж лучше хлебом не корми, а с печи не гони». Как вы думаете, что имел ввиду народ, когда складывал эти слова про русскую печь?

Ответы детей.

Педагог: Молодцы, всё правильно! Именно за тепло, пищу, возможность ощутить себя хозяином дома.

Однако главным назначением русской печи всегда было и останется приготовление пищи. Кто хоть однажды испробовал хлеб, испечённый в русской печи, томленые щи или кашу, уже не забудет их превосходного вкуса и аромата. Печь является важнейшим элементом русского быта, и поэтому она часто фигурирует в фольклоре, частности, в народных сказках.

Какие сказки вы знаете, где упоминается печь?

Ответы детей.

Педагог: Молодцы, сразу видно, что вы любите и читаете русские сказки. Но про еще одного героя сказки вы всё-таки забыли, это Илья Муромец, он провел на печи 33 года своей жизни, вспомнили?

Около печи находились необходимые в быту вещи. Ребята, в разное время, мы с вами говорили о назначении и названиях этих вещей. Сейчас, я загадаю вам загадки, которые придумал сам народ, и посмотрю, кто самый смышлёный, у кого хорошая память, кто из вас много читает и интересуется глубокой стариной. И так!

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает (ухват)

Жил Кирилл, много людей кормил,

А разбился, под плетнём очутился (чугунок)

Черный конь скачет в огонь (кочерга)

Скручен, связан по избе пляшет (веник)

В полотняной стране плывёт пароход,

То назад, то вперёд, а за ним такая гладь

Ни морщинки не видать (утюг)

У носатого у Фоки, постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит и как зеркало блестит (самовар)

Хоть оно и ново, но – в мелких дырочках все дно (сито)

Днём он спит, а как проснётся – ярким пламенем зажжётся (лампа)

Педагог: Ну что же, не все загадки отгаданы, а это значит, нам с вами необходимо продолжать свое знакомство, с русским бытом читая сказки, стихи русских поэтов, рассматривая картины великих художников о крестьянах и их быте.

Ну и в заключение нашего путешествия, нас ждёт чаепитие с настоящим русским самоваром.

         А когда появился самовар? Самовар – исконно русское изобретение. Долгое время считалось, что он впервые появился в Туле. Есть даже документ подтверждение, что именно в Туле в 1778 году мастер Назар Лисицын открыл первую в России самоварную мастерскую. Через 30 лет таких мастерских было уже 8, а к 1850 году – аж 28! Недаром Тула называется самоварной столицей! Но есть и другие сведения, подтверждающие, что впервые в России самовары были изготовлены примерно в 1740 году на Урале, на Иритинском заводе. И были они не только металлические, но и из фарфора, фаянса и даже из хрусталя. Кстати, русские солдаты, придя в 1813 году в Париж, подарили самовар Европе.

Ребята, а чем –же хорош самовар?

Ответы детей.

Педагог: А еще, в летнюю жару не надо было топить печь что бы воду согреть.

Чай пили неспешно, дюжинами чашек и трапезу начинали и заканчивали только чаем, с разговорами и пересудами.

В стихотворении А.Романова «Самовар» есть такие строки: «Ну что ж судьба изменчива, и даже твоя судьба, российский самовар» Строго подати сбирали – самовары отбирали, я, мальчонка, дома был, самовар захоронил». Даже самовара коснулась нелёгкая судьба русского народа.

Кто мне скажет, в каком стихотворении, героиня купила самовар и пригласила на чаепитие друзей? (Муха-цекатуха)

Ответы детей.

Педагог: В каких случаях ставили самовар в доме?

Ответы детей.

Педагог: Молодцы!  И в праздники и в будни, после бани, с холода, в печали и  в радости.

Итог занятия.

Педагог: Подошло к концу наше путешествие.

«Времена теперь другие, как и игры и дела.

Далеко ушла Россия от страны, какой была,

Но преданья старины забывать мы не должны.

Слава русской старине! Слава нашей стороне!»

А теперь, обещанное чаепитие под самовар, с бубликами и вареньем.

А во время чаепития, мы вспомним, где побывали, что нового узнали, с какими новыми словами познакомились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Путешествие в прошлое.Великий математик-Пифагор Самосский"

Конспект классного часа для 5 класса коррекционной школы VIII вида"...

Путешествие в прошлое своей семьи

Классный час, цель которого заинтересовать обучающихся изучением истории своей семьи, привить уважение к культурным традициям семьи и страны....

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ (урок-путешествие в прошлое. 5 класс)

Повторительно-обобщающий урок  по истории Древнего Египта с применением информационно-комуникационных технологий...

"Путешествие в прошлое"

Занимательная игра по истории, которую мы  в школе проводили  как  общешкольный классный час...

"Путешествие в прошлое"

Занимательная игра по истории, которую мы  в школе проводили  как  общешкольный классный час...

УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ МОЕЙ РОДИНЫ "Музыка моего народа. Солдатские песни"

Сценарий предложенного урока разработан учителем в рамках авторского подхода к преподаванию темы «Музыка моего народа» по государственной программе «Музыка» под редакцией Д. Кабалевского....

Урок - путешествие в 6 классе "Путешествие в прошлое. Старинные меры длины"

Интегрированный урок литературы в 6 классе "Путешествие в прошлое. Старинные меры длины". Цель работы: выяснить, какие меры длины существовали на Руси в  прошлом и почему не используютс...