Урок - путешествие в 6 классе "Путешествие в прошлое. Старинные меры длины"
презентация к уроку по литературе на тему

Шитикова Лилия Геннадьевна

Интегрированный урок литературы в 6 классе "Путешествие в прошлое. Старинные меры длины". 

Цель работы:

 выяснить, какие меры длины существовали на Руси в  прошлом и почему не используются в настоящее время.


Задачи:

1.Исследовать причины становления русской системы мер длины.

2.  Рассмотреть использование древних мер длины в современном обществе.

3.  Показать практическое удобство и неудобство применение мер длины в современном обществе.

Объект исследования: древние меры длины в быту,  в русской литературе.

Предмет исследования: соотношения между древними мерами длины и современными единицами измерения.

Гипотеза: Мы предполагаем, что старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения, принятые во всём мире.

 
 Методы исследования: изучение и использование научно-публицистических и учебных изданий, метод сопоставления, исследовательский метод.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Выполнили:учащиеся 6А класса МБОУ СОШ № 9Кочарян Самвел, Савельев Дмитрий Руководитель: Шитикова Лилия Геннадьевна , учитель русского языка и литературы
*
На одной улице большого города стоял самый обыкновенный дом. В этом доме жил необыкновенный человек. Он был историком и путешествовал в прошлое.
*
Путешествовать в прошлое нелегко. Каждая страна имеет свои особенности, о которых необходимо знать. Проходят года, и всё меняется: одежда, посуда, жилище, привычки, мода, обычаи.
*

*
Исторические источники
Вещественные Посуда, одежда, мебель оружие и др.
УстныеМифы, эпосы,легендысказания и др.
Письменные Дневники,письма, указы,книги и др.
*
Старые камни с надписями, пожелтевшие листы бумаги с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, разбитые черепки посуды и много других замечательных вещей издревле находил в земле человек. И все эти находки надо заставить заговорить…
Сколько интересного и полезного мы узнаем, перебирая старинные вещи! Нужно бережно относиться к памятникам прошлого, потому что это наша память. Каждая мелочь- это драгоценность, которая раскроет перед нами свои тайны……
Старинные русские меры длиныЦель работы:  выяснить, какие меры длины существовали на Руси в прошлом и почему не используются в настоящее время.Задачи:Исследовать причины становления русской системы мер длины.2. Рассмотреть использование древних мер длиныв современном обществе.3. Показать практическое удобство и неудобство применение мер длины в современном обществе.
Объект исследования: древние меры длины в быту, в русской литературе.Предмет исследования: соотношения между древними мерами длины и современными единицами измерения.Гипотеза: Мы предполагаем, что старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения, принятые во всём мире. Методы исследования: изучение и использование научно-публицистических и учебных изданий, метод сопоставления, исследовательский метод.
В старину русские меры длины были основаны на размерах частей тела человека.Система древнерусских мер длины включала в себя следующие меры: пядь, локоть, вершок, сажень, верста, аршин.
ТорговляСтроительствоИзмерения площадейВзвешивания урожая.
Пядь – расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальца1 малая пядь = 18 см1 большая пядь = 22—23 см
Локоть – расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца 1 локоть = 46 – 47 см
Вершок – длина верхней части пальцы 1 вершок = 4, 45 смОт горшка два вершка –говорят о человеке маленького роста или ребёнке.


Подписи к слайдам:

Вершок – длина верхней части пальцы 1 вершок = 4, 45 смОт горшка два вершка –говорят о человеке маленького роста или ребёнке.
А еще рожу конькаростом только в три вершка, на спине с двумя горбами, да с аршинными ушами
Косая сажень – расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки 1 косая сажень = 2, 48 м
Маховая сажень – расстояние между кончиками пальцев раскинутых рук 1 маховая сажень = 151, 4 см
Верста – расстояние в 500 раз больше сажени. 1 верста = 1540 м
Семь вёрст до небес (очень далеко).Коломенская верста (шутливое прозвище для высокого человека).Слышно за версту (разговаривать очень громко).От слова до дела – целая верста (задумка сделать что-либо, но не приступить к работе).
в память о том, что в сентябре 1833 года через Мелекесс проезжал великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин, следовавший из Москвы в Оренбург для сбора материала о крестьянском восстании под предводительством Пугачёва.


Подписи к слайдам:

Аршин – длина всей руки1 аршин = 71, 12 см
Примеры пословицСидит, ходит словно аршин проглотил.Каждый купец на свой аршин меряет.На три аршина в землю видит.На аршин борода, да ума на пядьУмом Россию не понять, Аршином общим не измерить… (Ф.И.Тютчев)
Вырос богатырь большим, Здоровенным даже:Голова у него с аршин,В плечах косая сажень!
От горшка два вершка, а уже указчик.Один как перст.Не уступить ни пяди.Чужой земли не надо нам ни пяди, но и своей вершка не отдадим!Семь пядей во лбу.
ЛитературеФольклоре Образной речиВ разговоре Примерное оценивание размеров предмета

Измерение роста членов семьи.
Современная система
Древняя система
Дима Савельев
145 см
2 аршина 1 вершок
папа
180 см
2 аршина 9 вершков
мама
159 см
2 аршина 3 вершка
брат
75 см
1 аршин 1дюйм 1перст
Самвел Кочарян
149 см
2 аршина 1 вершок 1дюйм
папа
179 см
2 аршина 8 вершков
мама
165 см
2 аршина 5 вершков
Вывод:Измерять рост метром быстрее и удобнее, при переводе в древние единицы измерения всегда получается остаток, выразить который в древних единицах невозможно.
Измерение длины классного кабинета.
Длина кабинета
Шаги учителя
9м 70 см
Шаги Самвела
9м 80 см
Шаги Дмитрия
9м 94 см
Макет аршина
9м 82 см
Рулетка
10 м
Было другое название аршина – шаг.
Опрос
В опросе принимали участие учащиеся, учителя, родители.
Вывод:Опрос показал, что большинство людей не знают древние единицы измерения, но при этом комфортно проживают в современном обществе.
Меры длины сегодня удобны, лаконичны и понятны. Со старинными мерами длины мы встречаемся при решении занимательных задач, а также при чтении сказок, употреблении поговорок и пословиц.
Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В.И.Даль. М.: Эксмо, 2007.Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. Санкт-Петербург: Авалон-классика, 2005.Русские пословицы и поговорки/ Под ред. В.П.Аникина.-М.: Художественная литература, 1988.Золотые россыпи. «Русские народные пословицы и поговорки» - Красноярск, 1993.«Русские народные загадки, пословицы и поговорки» – М.: « Просвещение», 1990.Романов Г.Я. «Наименование мер длины». М., 1988Даль В.И. «1000 русских пословиц и поговорок» - 2010.Шорыгина Татьяна. «Пословицы и поговорки» - Книголюб, 2008Еженедельное приложение к газете «Первое сентября».  Золотые россыпи. Русские народные пословицы и поговорки. - Красноярск, «Офсет», 1993Кордюкова С.  «Единицы, нужные всем» -  М.: «Детская литература», 1972.Русские народные загадки, пословицы и поговорки. – М.: «Просвещение», 1990.История развития метрологии http://www.metrologie.ru/metrology-theory-2-2.htmМеры длины http://www.iro.yar.ru/resource/distant/math/metrol_3.htmСравнительная таблица русских и метрических мер

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Старинные меры длины и веса

Презентация создана учащимися 5 класса. Они познакомились сами, изучили старинные меры длины и веса и рассказали об этом своим одноклассникам. Показали использование в  пословицах и по...

Старинные меры длины и массы в произведениях русской литературы

Внеклассное мероприятие по математике для 6 класса...

Презентация по теме "Старинные меры длины"

Презентацию можно использовать на уроках математики с целью расширения кругозора учащихся....

Фразеологизмы, в которых встречаются старинные меры длины

"Фразеологизмы, в которых встречаются старинные меры длины" - презентация...

Урок обобщения и систематизации знаний по математике в 5 классе по теме "Действия с десятичными дробями. Старинные меры длины".

Технологическая карта урока математики по УМК «Математика. 5 класс», Н.Я.Виленкин и др., М.: «Мнемозина», 2015г., составленная в соответствии с основными требованиями ФГОС ООО, с описанием поэтап...

Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме «Старинные меры длины»

Урок - игра. Играя изучаем старинные меры длины. Цель урока: Формирование патриотического отношения к истории родного края посредствам изучения старинных мер длины и решения исторических старинных зад...