Теоретические основы патриотического воспитания подрастающего поколения
статья

Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа. Оно предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области культуры, науки, техники. Это направление воспитательной работы достигается также в процессе знакомства подрастающего поколения с жизнью и деятельностью выдающихся писателей, художников, актеров, ученых

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретические основы патриотического воспитания подрастающего поколения

В современном российском обществе в условиях экономических и политических реформ существенно изменились требования к воспитанию молодого поколения. Социально-экономические инновации вызвали определенное расслоение общества, спровоцировали ценностную переориентацию в молодежной среде.  

Процессы, связанные с переоценкой ценностей, выдвигают важные, качественно новые задачи по формированию независимого, экономически развитого, демократического государства, которое будет гарантировать конституционные свободы, права гражданину и полную правовую и социальную защищенность. Сегодня для процветания и развития государства помимо профессионального образования, необходимым фактором является желание человека совершать поступки на благо Родине. На первое место в вопросах воспитания встает задача по формированию традиционных ценностей, гордости к героическому прошлому своей страны, уважения к национальным традициям народов России. На современном этапе, для благополучия России, приоритетным становится патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Категория «патриотическое воспитание» включает в себя два понятия – «воспитание» и «патриотизм», которые тесно связаны между собой.

В толковом словаре С.И. Ожегова понятие воспитание определяется как «навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни».

В толковом словаре В.И. Даля воспитать – значит, «заботиться о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении вскармливать, взращать (о растении), кормить и одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно». Воспитанный человек – это выросший в обычных правилах светского приличия, образованный, обогащенный сведениями.

Большая советская энциклопедия трактует воспитание как целенаправленный, систематический процесс формирования личности с целью подготовки её к активной общественной, производственной и культурной жизни».

Система воспитания включает множество компонентов:

  1. Умственное воспитание, направленное на формирование интеллектуальных способностей человека, уровня познания окружающего мира и себя;
  2. Трудовое воспитание – это формирование добросовестного, ответственного отношения к любому виду труда;
  3. Эстетическое воспитание, направлено на развитие эстетического отношения к окружающему миру, формирование у человека способности воспринимать прекрасное;
  4. Физическое воспитание заключается в правильном физическом развитии человека, направлено на повышение работоспособности человека;
  5. Гражданское воспитание – это ответственное отношение к своему народу, к Отечеству, к конституции.

Важным         элементом         воспитания         во         все         времена         считалось патриотическое воспитание, в основе которого лежит формирование любви и уважения к своему Отечеству.  

Патриотизм – (с греч. patris – Родина, Отечество) – «сложное явление общественного сознания, связанное с любовью к Родине, Отечеству, своему народу, которое проявляется в виде социальных чувств, нравственных и политических принципов жизни и деятельности людей».

Толковый словарь В.И. Даля толкует слово «патриот», как «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм – любовь к отчизне».

В современном словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой можно найти следующее определение понятию «патриот» – «тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины».

В глобальном смысле патриотизм понимается как часть сознания общества, которая выражается в коллективном настроении общественных масс, в отношении к своему народу, к истории, культуре страны.

Патриотизм – это главная социальная основа жизнеспособности государства и нации, выступающая ресурсом для развития гражданского общества, готовности для самоотверженного служения своему Отечеству.

Тема патриотизма волновала человечество с древнейших времен. В первобытном обществе оно основывалось на кровной связи между всеми членами рода или племени. Исследователь И.А. Ильин отмечает, что религиозная основа патриотизма культивировалась уже у древних языческих народов: «Для них гражданственный патриотизм был, прежде всего, делом поклонения богам родного города… В понятие «патриотизм» входила ответственность за семью, род, племя, землю и служение им… В древности начало религиозного единения, и начало патриотического единения просто совпадали: единый народ творил единую духовную культуру и имел единую веру».

В период распада первобытнообщинного строя к чувству любви к своему месту обитания, родному языку и традициям, сложившимся у человека, присоединяется и чувство долга, осознание своих гражданских обязанностей по отношению к обществу. Патриотизм проявляется в стремлении к социальному, культурному, экономическому благополучию своего государства, в защите от чужеземных захватчиков своей территории.  

В период Античности была заложена основа патриотизма как ответственности и долга перед государством. О необходимости воспитания подрастающего поколения в русле патриотизма, как необходимой составляющей высокоразвитой и гармоничной личности, говорили Демокрит, Перикл, Платон, Цицерон.

Демокрит считал, что результатом воспитания должен стать человек, отличающийся умеренностью «во всем» и действующий в соответствии с общественным долгом. Платон указывал, что «Родина важнее отца и матери». Древнеримский философ Цицерон в диалоге «О государстве» отмечал: «Если бы предки наши не ставили блага государства превыше всего, то Марк Камилл не избавил бы Рима от нашествия галлов, Маний Курий, Гай Фабриций и Тиберий Корунканий не спасли бы его от нападения Пирра, Гай Дуелий, Авл Атилий и Луций Метелл — от ужаса, который Риму внушал Карфаген, а двое Сципионов кровью своей не потушили бы начинавшегося пожара второй пунической войны, Квинт Максим не добился бы перелома в военных действиях, когда они возобновились после увеличения сил врага, Марк Марцелл не сломил бы противника, а Публий Африканский не перенес бы войны в стены вражеских городов, отбросив ее от ворот нашего города».

В период Средневековья патриотизм утратил приоритет в ряду ценностей гражданина. В европейском обществе утвердилась рыцарская этика, предполагающая верность Богу, господину, прекрасной даме, а не конкретному государству. Родиной воспринимался определенный удел, феодальные владения. Феодалы самостоятельно принимали решение защищать им то или иное государственное образование или выступать на стороне противника. Примером таких отношений может выступить противостояние Московского княжества Золотой Орде.

Перелом в сознании людей по отношению к Родине произошёл во времена Возрождения и Просвещения. В данный период времени прослеживается возврат к античному смыслу понятия «патриотизм». Характерной чертой нового мировоззрения становится пробуждение национального самосознания, формируется понятие Отечество, происходит становление патриотических чувств.

Так, Я.А. Коменский в своих педагогических трудах указывал на то, что у ребенка необходимо формировать те качества личности, которые будут его побуждать совершать поступки во благо как можно большего числа людей. Он писал: «Тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия».

Французский литератор и философ-материалист К.А. Гельвеций считал целью воспитания – формирование глубокого понимания личного и общественного блага: «Добродетели цивилизованного человека – любовь к справедливости и к Отечеству».

Огромное значение патриотическому воспитанию придавали в России.  

А.Н. Радищев писал, что «истинный человек и сын Отечества есть одно и то же», он «…ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу Отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью».

М.В. Ломоносов выдвинул идею о воспитательном значении русского языка, доказав, что его изучение способствует формированию патриотизма, любви к Родине, уважения к национальной культуре и распространению грамотности.

Н.М. Карамзин считал, что «Патриотизм – любовь ко благу и славе Отечества, желание способствовать им во всех отношениях, Любовь к собственному благу производит в нас любовь к Отечеству, а личное самолюбие – гордость народную, которая служит опорою патриотизма». При этом историк указывал на то, что любовь к Отечеству должна быть деятельной, созидательной.

«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родословными наклонностями», – указывал К.Д. Ушинский.

Огромную         роль         патриотическому         воспитанию         отводили         Н.Г. Чернышевский и Н.А Добролюбов, Ф.М. Достоевский.  

Ф.М. Достоевский, считал, что патриотизм основывался на религиозных началах, проявлялся в национальном самосознании и выразился в стремлении наиболее полно воплотить христианство в России.  В то же время в России пропагандировались и другие взгляды на патриотическое воспитание, патриотизм и христианство. Революционеры и представители интеллигенции либеральных взглядов очень критически смотрели на эти понятия. Например, Л.Н. Толстой так писал в своей статье «Правительство и патриотизм»:  «…не воображаемый, а действительный патриотизм, тот, который мы все знаем, под влиянием которого находится большинство людей нашего времени и от которого так жестоко страдает человечество, – не есть желание духовных благ своему народу (желать духовных благ нельзя одному своему народу), ни особенности народных индивидуальностей (это есть свойство, а никак не чувство), – а есть очень определенное чувство предпочтения своего народа или государства всем другим народам или государствам, и потому желание этому народу или государству наибольшего благосостояния и могущества, которые могут быть приобретены и всегда приобретаются только в ущерб благосостоянию и могуществу других народов или государств».

После Октябрьской революции в России произошли большие изменения в идеологической концепции патриотического воспитания. Вопросы воспитания патриотов стали соотносить с идеями интернациональных отношений и подчинять целям коммунистического воспитания. Термин «патриотизм» в этот период времени приобрел милитаристический окрас, он был связан, прежде всего, с готовностью защищать свое Отечество, и обозначал усиленную военную подготовку.  

После Великой Отечественной войны патриотическое воспитание приобретает особую актуальность. Ученые связывают это с тем, что в трудные минуты для государства, патриотические чувства проявляются особенно сильно. В данный период времени проводятся исследования и определяются проблемы патриотического воспитания, разрабатываются практические рекомендации по формированию патриотического сознания у подрастающего поколения.  

Особая роль в патриотическом воспитании 50-80-ых годов XX века отдавалась общественно полезному труду.  

Так, В.А. Сухомлинский писал, что школа должна воспитать в молодом поколении стремление беззаветного служения Родине, потребность в трудовой деятельности на благо страны, так как именно труд представляет движущую силу развития личности молодого гражданина. Советский патриотизм определялся им как благородная любовь к социалистическому государству.

А.С. Макаренко считал, что воспитать настоящего патриота может только школа, её основная функция – воспитание преданных Родине патриотов, обладающих чувством долга и чести, имеющих организационные навыки, ответственных и жизнерадостных.

В 90-е годы прошлого века патриотические настроения общества утратили свои позиции. Результатом политической и социально-экономической политики того времени стало ослабление у современной молодёжи патриотических чувств.  

Текущее столетие называют «веком глобализации», «веком скоростей». При такой скорости жизни человечество стало утрачивать традиционные, вечные ценности. Миграционные процессы, усиливающиеся с каждым годом, могут привести к потере национальной идентичности, угасанию патриотического сознания.

На современном этапе развития Российского общества государственная политика в сфере патриотического воспитания становится приоритетной. За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации: разработана и внедрена в жизнь «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт, основу которого составляет духовно-нравственное развитие обучающихся. Создана государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Главная цель программы – это формирование у молодого российского поколения важнейших характеристик гражданина – любовь к Отечеству, гражданская зрелость, стремление к сохранению и преумножению культурных и исторических ценностей, верность традициям, активно развивается волонтерское движение.

Таким образом, на сегодняшний день проблема патриотического воспитания решается на всех уровнях. Государство и общество относит её к разряду общенациональных.  

Под воспитанием большинство ученых понимают целенаправленный, систематический процесс формирования личности, направленный на подготовку к активной общественной, производственной и культурной жизни.

Воспитание включает в себя несколько компонентов: умственное, трудовое, эстетическое, физическое, гражданское, патриотическое.  

Патриотическое воспитание – это систематическая, целенаправленная деятельность, формирующая у молодого поколения патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, готовность защищать интересы Родины и выполнять гражданский долг. Патриотизм         являет собой         главную социальную         основу жизнеспособности государства и нации, выступает ресурсом для развития гражданского общества, готовности для самоотверженного служения своему Отечеству.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понимание роли героических личностей в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» как один из приемов историко-патриотического воспитания подрастающего поколения

В данной статье поднимается проблема понимания учащимися 10-х классов роли исторических личностей (М.Кутузова, Багратиона, Д.Давыдова и др.) в романе Л.Н.Толстого "Война и мир", героическое ...

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения через коллективное музицирование

Программа «Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения через коллективное музицирование», разработанная Сандо Е.И. и Сандо А.В., в 2011 стала победителем регионального этапа Всеросс...

презентация из опыта работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения «И помнит мир спасённый…».

Презентация из опыта работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения  «И помнит мир спасённый…».  Использование  на уроках истории по изучению темы "Великая Отечественная в...

Героико-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Воспитание учащихся на примере славных боевых традиций нашего Отечества....

Теоретические основы изучения специфики патриотического воспитания подрастающего поколения при занятиях борьбой

Воспитание - одно из важнейших условий дальнейшего развития нашего государства и одна из главных задач о воспитания.Понятие патриотизма в педагогике означает отношение человека к своему народу, своей ...

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...

Статья на тему: «Приобщение детей к национальным традициям, как к основе духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения»

      Осетия – это многонациональная республика. Она превратилась в родину для русских, украинцев, армян и грузин, а также азербайджанцев с греками, немцами и поляками, евр...