Системное развитие навыков смыслового чтения учащихся на английском языке
учебно-методический материал

Александрова Наталья Владимировна

выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл flesh_2020.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

Системное развитие  навыков смыслового чтения учащихся  на английском языке

«В 21 веке безграмотным будет

считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться, используя умения читать и писать»

Э. Тоффлер, американский

философ, социолог и футуролог.

Проблема понимания смысла текста особенно актуальна сейчас, когда многие школьники, выросшие в компьютерном мире, не способны проникнуть не только в суть литературного текста, но и просто верно понять и воспроизвести содержание задания, текста.

Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС. Эффективность чтения можно оценить по тому, способны ли школьники усваивать информацию из текста. Другая важная составляющая – обдумывание прочитанного. Кроме акцента на понимании и запоминании различных частей текста, нужно учитывать умение школьников давать прочитанному свою оценку. Именно навык смысловой переработки текстовой информации в наше время информационного «взрыва» во многом обеспечивает успешную социализацию человека. Психологами установлено, что полноценное чтение – это сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникационных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретации, комментирование текста и др.

Цель смыслового чтения на занятиях по английскому языку - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию и уметь ею воспользоваться. Сегодня еще возникает необходимость научить детей работать не только с печатными, но и с электронными и аудио изданиями.

В процессе обучения иностранным языкам чтение выполняет две функции:

  • чтение является целью обучения, т.е. является видом речевой деятельности (средство извлечения информации);
  • чтение – это средство обучения другим видам речевой деятельности.

На учебных занятиях по дополнительной общеразвивающей программе «Английский+» уделяется особенное внимание системному развитию навыков смыслового чтения. Данный процесс состоит их пяти этапов работы над текстом.

Первый – мотивационный, направленный на формирование интереса к тексту, его содержанию.

На данном этапе используются:

  • различные вопросы, предопределяющие содержание текста и вызывающие познавательное затруднение,  и тогда содержание текста может помочь в его решении.
  • мозговой штурм (рассматриваем ассоциации по поводу заявленной темы);
  • рассечение вопроса (смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заголовка);
  • прогноз и впечатления (попытка спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации).

В последнее время мои учащиеся с удовольствием выполняют задания на основе аудирования: «Прослушай рассказ, ответь,  верно - не верно, согласен - не согласен», после чего, процесс чтения текста (рассказа) становится всегда более осмысленным;

Второй этап - лексико-грамматический. Здесь возможно объяснение значений новых слов и грамматических явлений и тренировка  их употребления, снятие возможных социокультурных и содержательных трудностей текста. На данном этапе создаем глоссарий - в который входят лексические единицы, связанные с темой текста. Специально на этом этапе я разрабатываю упражнения: «Вставь слово по смыслу», Системно использую англо-английский словарь Cambridge Dictionary в таких упражнениях как:  «Объясни значение слова», «Найди слово по его значению». Грамматический разбор текста помогает понять временные рамки происходящего и облегчают перевод грамматических конструкций.

        Третий этап – первичное чтение. Формы работы разные: фронтальная, самостоятельная, в парах. При первичном чтении главным является общее понимание содержания и проверка предположений, сделанных на мотивационном этапе и, особенно важно - подведение промежуточного итога работы над текстом. Именно здесь происходит стимулирование и развитие так называемой «языковой догадки, языковой интуиции» учащихся.

Четвертый этап – чтение с пониманием текста и создание его читательской интерпретации, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное. Формы работы используются следующие:

  • упражнение «Пазлы»: предлагается восстановить предложенные 5-6 фраз (по содержанию текста) в нужной последовательности;
  • чтение с вопросами – например, можно использовать прием «Пять почему». Учащиеся критически оценивает текст придумывает пять вопросов, которые начинаются с «Почему?»;
  • Другой прием 5W нацелен на поиск фактической информации из текста. Предполагает ответы учащихся на вопросы What? Where? When? Who? Why? По этому опорному конспекту можно пересказать текст;
  • Выполнение заданий на преобразование текста в таблицу;
  • Редукция. Учащиеся читают и сокращают текст. Главное условие - основной смысл предложенного текста должен быть сохранен.
  • Создание кластера. Вделение смысловых единиц текста и графическом их оформление в определенном порядке в виде грозди. В центре помещается заголовок текста, вокруг него крупные смысловые единицы, далее детали, характеристики.

На этом этапе происходит упорядочивание и классифицирование полученной информации, объяснение и суммирование фактов, причин и пр., различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами. Главной задачей четвертого этапа считается обеспечение полноценного восприятия текста. Это стадия осмысления, на которой учащиеся вступают в непосредственный контакт с текстом, используя различные мета-когнитивные методы понимания текста. Учащиеся выполняют задания непосредственно во время чтения. Именно на этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения.

Пятый этап – новые знания. Это создание собственного нового смысла, то есть – присвоение и принятие добытых новых знаний как собственных в результате размышления.

 Этот этап очень важен. Здесь процесс чтения выступает как средство обучения речевой деятельности. Именно на данном этапе формируется инициативная (самостоятельная) иноязычная речь учащегося. Для активизации иноязычной речи используются различные речевые упражнения, т.е. упражнения в общении: как специально организованные для формирования навыка, так и характеризующиеся ситуативностью, наличием речевой задачи, на пример, упражнение: «Вопрос-ответ»: «Что мы не знаем, прочитав отрывок?», «Что случилось в этой истории раньше?», «Чем может закончиться история?», «Плюсы и минусы». Формы работы разнообразные: от индивидуальной до групповой. На данном этапе нами используются: дискуссии, ролевые игры, презентации, написание письма, эссе, творческие задания.

Для самостоятельной работой над текстом учащиеся пользуются советами «Как понимать тексты на английском языке», которые помогают и при подготовке домашнего задания в общеобразовательной школе:

  1. Читая текст, не ищите каждое слово в словаре. Постарайтесь сначала догадаться о его значении из контекста. Обращайте внимание на приставки, корни, суффиксы.
  2. При переводе текста со словарем не начинайте сразу с перевода первого предложения. Посмотрите сначала весь текст, постарайтесь понять, о чем идет речь по отдельным предложениям
  3. Помните, что в английском языке значение некоторых глаголов меняется от значения того или иного предлога.

Наблюдение за работой моих учащихся на занятиях, участие в онлайн олимпиадах (где предлагается за ограниченное время выполнить задания по чтению) показывает, что при системной работе над развитием навыков смыслового чтения, у них количественно и качественно меняется выбор речевого поведения, учащиеся быстрее и глубже проникают в тему, рассматривают и дают оценку всем аспектам происходящего, успешно и уверенно  проходят различные языковые испытания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по чтению по английскому языку для 3-4 классов ( для школ с углубленным изучением английскому языка)

Контрольная работа по чтению для учащихся начальной школы( 3-4 классы) с углубленным изучением  английского языка. Работа предназначена для проверки навыков чтения учащихся. В работе дано 6 задан...

Обучение чтению на иностранном языке в начальной школе и проблемы овладения техникой чтения на английском языке в начальной школе.

Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе способствует более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру, формирует у детей готовность к общению на иностранном ...

Реализация системно - деятельностного подхода к обучению английскому языку через оптимальное сочетание форм, методов и приёмов ИКТ

В докладе  представлены способы решения проблемных ситуаций образовательной практики, а именно:  повышение мотивации к изучению английского языка учащихся различных категорий, развитие позна...

Системно-деятельностный подход при обучении английскому языку в рамках ФГОС

Данный материал предлагается в качестве примера использования элементов  системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку. В данном фрагменте представлено введение темы путем п...

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку по ФГОС.

В данной статье говорится об актуализации деятельного подхода, перечисляются дидактические принципы, обеспечивающие реализацию технологии деятельностного метода в практическом преподавании. Статья соп...

Буклет "Технологии и методы развития смыслового чтения на иностранном языке"

Буклет "Технологии и методы развития смыслового чтения на иностранном языке" содержит  примеры технологии овладения контекстуальной догадкой в процессе чтения текста на иностранном языке, техноло...