Учебно-методический комплекс дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
учебно-методический материал

Кириллова Елена Юрьевна

Документы и материалы, входящие в учебно-методический комплекс (УМК) характеризуют методическое обоснование образовательного процесса по освоению программы, а также конкретные приемы, методы, технологии его организации; представлены  требования к созданию УМК, принципы его проектирования, этапы разработки, компоненты УМК и их содержание.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл документ в word21.28 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методический комплекс

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Кириллова Е.Ю., методист ГБУ ДО ЦТТ

Одним из возможных вариантов современного решения проблемы методического обеспечения образовательной деятельности в системе дополнительного образования детей может стать создание набора программно-методических материалов, который может быть представлен в виде учебно-методического комплекса.

Проектирование учебно-методического комплекса (УМК) в организациях дополнительного образования – это относительно новая проблема, стоящая сегодня перед педагогами. Создание УМК является актуальным и перспективным средством повышения качества дополнительного образования. Ведь именно в УМК каждый педагог может разработать технологию определения результатов обучения по дополнительной общеобразовательной программе.

Акцентирование внимания на методической составляющей очень важно для педагогов, так как позволит им легче адаптироваться в динамично меняющемся мире потребностей и интересов детей, и при необходимости с меньшими издержками переходить от одних видов деятельности к другим.

В целом работа педагога по проектированию и созданию учебно-методического комплекса не только позволяет систематизировать педагогический опыт, но и способствует проявлению творческой активности и профессиональному росту педагога.

Обратимся к определению термина УМК в педагогике и методике:

«УМК- система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с учебным планом» (И.П. Подласый «Педагогика» М. «Владос», 2007).

Целью учебно-методического комплекса является обеспечение успешного освоения программы учащимися, оказание им педагогической помощи и поддержки в познавательной, творческой, исследовательской и коммуникативной деятельности. Документы и материалы, входящие в УМК, характеризуют методическое обоснование образовательного процесса по освоению программы, а также конкретные приемы, методы, технологии его организации.

Рассмотрим более подробно компоненты УМК и их содержание.

Учебно-методический комплекс состоит из:

  • учебного компонента;
  • воспитательного компонента.

К учебному компоненту относятся:

  1. учебные пособия-материалы, обеспечивающие реализацию ДООП
  • справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты и др.)
  • научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания и публикации, описание экспериментов и др.)
  • периодические издания
  • видеоматериалы (видеолекции, художественные и научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и др.)
  • аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги, аудиозаписи, необходимые для изучения данной темы)
  • электронные средства образовательного назначения (виртуальные лекции по темам образовательной программы, демонстрационные модели, слайдовые презентации, виртуальные лабораторные работы, индивидуальные задания и др.)
  1. методические материалы по организации образовательной деятельности
  2. методические разработки занятий
  3. методические рекомендации
  • по формированию учебной мотивации у учащихся (использование игровых технологий, наличие традиций, атрибутики, системы поощрений и др.)
  • по проведению мониторинга удовлетворённости родителей и учащихся организацией образовательного процесса
  • по эффективному использованию имеющейся в наличии материально-технической базы
  1. блок для работы с детьми с особыми образовательными потребностями (с одаренными детьми, с детьми с ограниченными возможностями здоровья, с детьми с девиантным поведением)
  2. дидактические материалы
  • раздаточный материал для учащихся (рабочие листы, бланки тестов и анкет, бланки диагностических и творческих заданий, карточки с заданиями, готовые шаблоны и трафареты, объекты живой и неживой природы, фотографии, технологические и инструкционные карты)
  • наглядные пособия (таблицы, графики, объемные модели, муляжи и др.)
  1. диагностический материал
  • оценочные материалы для контроля за результатами освоения учащимися ДООП
  • диагностические методики, позволяющие оценить достижения учащихся, диагностировать мотивацию достижений личности.

Воспитательный компонент включает в себя:

  1. рабочую программу воспитания
  2. сценарии праздников
  3. летопись объединения
  4. информационные материалы о коллективе (буклеты, реклама, статьи и т.д.)
  5. творческие отчеты
  6. фотоальбомы и видеоматериалы
  7. информация о работе объединения в сети Интернет (на сайте учреждения, в группах учреждения и объединения в социальных сетях)
  8. материалы по работе с родителями (план работы с родителями, планы родительских собраний)
  9. различные памятки

Теперь обратим свое внимание на принципах проектирования УМК. Педагогическая сущность проектирования УМК основывается на соответствующих принципах:

  • принцип целенаправленного и оптимального отбора содержания учебного материала;
  • принцип междисциплинарности – отбор содержания конкретной дополнительной общеобразовательной программы должен охватывать все взаимосвязи с предметами соответствующей образовательной области;
  • принцип научной актуальности – содержание ведущих тем должно в максимально возможной мере отвечать современным достижениям соответствующих областей науки.

Начиная работу по созданию УМК к дополнительной общеобразовательной программе, педагогу необходимо знать все этапы его разработки. Этапы можно представить в следующем пошаговом алгоритме:

  • разработка дополнительной общеобразовательной программы;
  • определение целей и задач разработки УМК;
  • подбор и анализ информационного и методического материала:

- методического

- литературного

- наглядного

- электронных образовательных ресурсов

  • отбор материала;
  • систематизация материала в соответствии с учебным планом и формами проведения занятий;
  • создание тематических папок (печатных и электронных)
  • систематизация УМК;
  • внедрение УМК в практику;
  • анализ учебно-методического комплекса:

- обобщение и создание авторских разработок

- корректировка учебно-методического комплекса

  • представление материалов УМК педагогической общественности (выступления на методических объединениях, педсоветах, семинарах-практикумах, конференциях, «круглых столах»; презентация педагогического опыта, публикация через издательства и интернет-сайты, участие в методических выставках и профессиональных конкурсах разного уровня).

При создании УМК необходимо придерживаться определенных требований, так как учебно-методический комплекс и его компоненты должны:

  • предусматривать логически последовательное изложение учебного материала дополнительной общеобразовательной программы;
  • предполагать использование современных методов и технических средств, позволяющих учащимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его применению на практике;
  • соответствовать современным научным представлениям в предметной области;
  • обеспечивать межпредметные связи;
  • обеспечивать простоту использования для педагогов и учащихся.

Таким образом, учебно-методический комплекс обладает рядом объективных факторов, позволяющих педагогу дополнительного образования более результативно решать многие вопросы организации своей деятельности:

  • позволяет идти в ногу со временем, так как использование УМК придает целостность процессу образования, позволяет педагогу поднять на более высокий уровень организацию педагогического процесса, подготовку и проведение занятий;
  • является важным средством более совершенной организации педагогического труда, так как позволяет педагогу осуществлять свою деятельность в системе, чувствуя слагаемые этой системы;
  • позволяет педагогу принципиальным образом повысить свою педагогическую компетентность, мобилизуя имеющиеся знания и опыт на решение тех или иных педагогических задач, осуществляя в ходе работы над УМК анализ и самоанализ своей деятельности;
  • способствует творческой самореализации педагога, так как работа педагога по проектированию и созданию УМК не только позволяет систематизировать опыт, но и способствует проявлению творческой активности и осознанному профессиональному развитию;
  • создает благоприятные условия для самореализации учащихся на занятиях, так как включение в УМК системы разноуровневых заданий, учитывающих наличие у обучающихся разных темпераментов, типов мышления, видов памяти, позволяет идти в обучении от возможностей и потребностей ребенка, содействуя тем самым интеллектуальному и личностному развитию каждого учащегося;
  • обеспечивает освоение детьми различных видов деятельности, так как приглашая ребенка включиться в ту или иную деятельность, педагог дополнительного образования обеспечивает ему условия реализации собственных интересов и развития его индивидуальных способностей.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие.Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа хореографического коллектива «Калейдоскоп».

Цель программы – создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии....

Учебно-методический комплекс к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам

               На данной странице  представлен учебно-методический комплекс к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программем  &q...

Дополнительная общеобразовательная(общеразвивающая) программа «Комплекс ГТО- путь к здоровью»

 Всероссийский физкультурно – спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) устанавливает государственные требования к физической подготовленности граждан Российско...

Учебно – методический комплекс к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Рукопашный бой»

Рукопашный бой, с одной стороны, является видом спорта, который с каждым годом завоевывает все большую популярность в нашей стране, странах ближнего зарубежья, Франции, Монголии, Румынии и т.д. С друг...

Рецензия на учебно-методический комплект по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Наследие"

Учебно - методический комплекс представленный к рецензированию содержит дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу и учебное пособие по обучению обучающихся в технике квиллинг. Прогр...

Рецензия на учебно-методический комплект по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Наследие"

Рецензия на учебно-методический комплекс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Наследие" С.Р. Намжилова, старшего преподавателя кафедры естественно-математических ...