Сценарий внеклассного мероприятия "Троицкие гуляния"
методическая разработка

Сценарий внеклассного мероприятия

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_vneklassnogo_meropriyatiya_troitskie_gulyaniya.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия "Троицкие гуляния"

 

Автор – составитель: Оводов С.А.

Цель мероприятия:

1) образовательная

  • Сохранение и развитие традиций тверского фольклора, возрождение и обновление народных жанров, сохранение историко-культурной памяти поколений. 
  •  Обогащение и расширение общего и филологического кругозора учащихся

2) Развивающая

  • Овладение моторикой мелких мышц, умение управлять своими двигательными действиями, развитие двигательной сноровки,
  • Усиление коммутативных свойств речи (экспрессивность, выразительность)
  • Овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка

   3) Воспитательная

  • Способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения
  • Способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе
  • Содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании
  • Содействовать развитию интереса к изучению народных праздников

Оборудование:  фрагменты картин, венки для примера, маски для игры

Ход мероприятия:

Деятельность педагога

Содержание деятельности детей

Анализ

I. Организационный момент  

Педагог входит в класс, дети встают, приветствуя его. Педагог представляется и рассказывает кто он такой.

II. Вводная часть

Привлечь внимание детей можно так: Наше мероприятие посвящено народным праздникам. Какие вы знаете праздники весны и начала лета? (ученики отвечают на вопрос) А вы знаете что есть такой праздник «Троицкие гуляния»? Сегодня я расскажу вам про него.

III. Объяснение нового материала

Хороводные развлечения наиболее полно разворачивались на Троицу, а также на неделю, предшествовавшую этому празднику, и неделю, наступавшую после него.

Основу троицкого празднично-хороводного цикла составляли два связанных между собою, но разделенных во времени действия: «завивание» и «развивание» венков в лесу, обычно на березах.
Цикл мог начинаться на Семик (четверг перед Троицей) и завершаться на Троицу или начинаться на Троицын день, а заканчиваться на заговенье Петрова поста.

Непременной принадлежностью обычая были хороводы, пение, пляски под открытым небом - в рощах, на лугах, на холмах. Здесь же угощались пирогами и обязательным блюдом из яиц. Во многих местах при «развивании» венки надевали на головы и шли всей гурьбою к ближайшему водоему - реке или озеру; там венки бросали в воду и гадали по ним («неутонувшие предвещали долгую жизнь»). Хороводы продолжались и на улицах селения, под звуки рожков. 

Характерной чертой троицкого праздничного цикла было украшение помещений и дворов зеленью и особенно березками: в церквах, в домах и перед ними расставляли («сажали») «зеленеющие молодые и притом лучшего вида деревья и полы укрывали травою и цветами». 
Местами троицкое завиванье и развиванье венков соединялось с обычаем «кумления». Молодые «бабы и девки, собравшись и запасшись яичницами в черепнях (то есть глиняных сосудах - М.Г.), уходили в рощу». Там на поляне располагались вокруг березы, а в иных местах - вокруг растения кукушкины слезы (вид столетника; отсюда и название обычая - крестить кукушку»), и желающие «покумиться» вешали свои кресты на березу или на два крестообразно воткнутых над кукушкиными слезами прута.

Все участницы гулянья пели песни, а решившие кумиться подруги целовали друг друга сквозь кольцо шнурка креста и обменивались крестами. После этого они называли друг друга «кумами»; дружба их становилась особенно тесной - по типу побратимства и посестрия; какие-либо ссоры исключались. Эти отношения продолжались в течение недели, а местами и длительный срок (в течение года, иногда на всю жизнь),. После кумления молодежь угощалась и с песнями возвращалась в деревню; там пение и пляска продолжались.

На следующее воскресенье молодежь в том же составе продолжала гулянье в роще. Наступала вторая часть обряда: те же пары подруг возвращали друг другу кресты -  «раскумливались»; остаток этого дня тоже проводили в селении - в пении и пляске». В самый день праздника молодежь после церкви, пообедав и немного отдохнув, шла в лес «завивать венки»; на лесной поляне собирались парни и девушки из нескольких соседних деревень: водили хоровод, играли в игры («горелки», «столбики»). Звучало несколько гармоней. 

Главной особенностью троицких хороводов был их смешанный характер. Кроме того, празднование на лесной поляне включало элементы, присущие троицким развлечениям и в других местах: костер, приготовление определенного набора блюд (жарили яичницу, ветчину, сало, смешивали творог со сметаной в больших деревянных чашках), завивание венков. После завивания венков на березах расходились «с громкими песнями» по своим домам.

Через неделю, на Петровское заговенье, «развивали венки»: собирались снова на той же поляне, исполняли те же хороводные песни; повторялся и набор игр и состав блюд. После угощенья срывали с берез венки, «завитые» на Троицу, надевали их на головы. Затем молодежь делала и одевала большую куклу, которую называли «Купалой». «С плясками, песнями и присвистом» все шли к ближайшим речке или пруду и бросали в воду Купалу. За куклой следовали венки, по которым гадали: чей венок потонет, того желанье не исполнится. В хороводах троицкого цикла непременно звучали песни о венке. Исполняемые с воодушевлением большим хороводом из юношей и девушек, они создавали особенно приподнятое настроение. Троицкий хоровод мог быть и чисто девичьим.
«Завивали» березки в укромных местах, чтобы они были незаметны для посторонних. Сами девушки могли вдвоем-втроем «завить» венки на одной березке. Нельзя было пользоваться готовым венком, завитым другой девушкой, но можно было завить березку — загадать на другого человека: на члена семьи, на парня. Загадывали - жить или умереть, выйти замуж или нет. Все это следовало держать в тайне. Замужние женщины не участвовали в праздничном шествии с песнями в лес и в вечернем веселье молодежи в деревне после завиванья, но могли тайком завивать березки и загадывать. Когда в Троицу отправлялись с песнями на то же место и «заламывали» зенки, завитые на Семик, тайна уже не соблюдалась. Эти же венки украшали цветами и надевали на головы. 
Девушки же собирались все после обеда на улице в хоровод и шли в лес, распевая песни. В лесу им предстояло «кумиться», или «крестить кукушку» (здесь, как и во многих других местах, это было одно и то же). Макушки двух берез связывали «оборочкой» и ветшали на них снятые с себя кресты, траву подорожник, называемую здесь кукушкою, и ленты. Затем девушки, двигаясь навстречу друг другу, сходились у березок и вновь расходились - так делали трижды, с песней: «Вы, кумушки, вы, голубушки! Кумитеся, любитеся! Не ругайтесь, не бранитеся! Сойдитесь, полюбитеся, полюбитеся, подружитеся! подружитеся, поцелуйтеся!» Трижды обходили вокруг связанных берез, целовали висящие кресты, а потом — друг друга. Сняв кресты и ленты, покумившиеся попарно обменивались ими. Кумами называли друг друга до Духова дня.

После кумления начиналась совместная часть молодежного гулянья. У костра, зажженного, чтобы готовить непременное блюдо из яиц, появлялись парни, приносившие сласти: мед, «груздики», орехи, конфеты. Девушки, в свою очередь, угоняли их яичницей. После угощенья расходились по лесу парами, причем инициатива выбора принадлежала девушке: она подходила к избранному парню и целовала его. Некоторые пары гуляли по лесу, обнявшись. «На Вознесенье это не запрещается, сообщает корреспондент, в остальные дни за это засмеют, а отец с матерью тогда убьют». Как только солнце начинало садиться, все опять собирались вместе и шли в селение с песнями. 

Хоровод игра «Русалки».

Выбрать двух учащихся мальчика и девочку, которые будут изображать русалок(ведущих)На них одеваются маски, на мальчика маска русалки, на девочку маска отца морей). Двое ведущих становятся на разные стороны, их задача поймать и щекотать остальных ребят. Парни и девушки, увидев их, бросаются врассыпную с криками: «Ох, русалки, русалки идут! «Русалки» так пощекочут человек трех-четырех, а после, когда народ освоится с ними, все опять сходятся в хоровод. Сначала плясали «русалки», выкидывая забавные коленца, потом включалась молодежь.

IV. Подведение итогов

Что ученики освоили из рассказанного материала? В чем заключался смысл «кумления»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия на тему: "Эти удивительные растения".

Сценарий мнтеллектуально-творческой игры по природоведению 1 класс...

Методические рекомендации и сценарий проведения народного гуляния "Масленица"

В методической рекомендации подробно описывается ход проведения традиционного праздника, проводимого на "Городской станции юных туристов" г.Ногинска, а также подборка подвижных игр во время проведения...

Сценарий проведения праздничного гулянья в школе на Масленицу

Масленичная неделя, традиции ее проведения и проводов зимы, веселые конкурсы!...

Сценарий внеклассного мероприятия в 8-9 классах Внеклассное мероприятие на тему: « Прекрасное - рядом с нами»

Цели внеклассного мероприятия: решить проблему досуга воспитанников; ознакомить с различными видами искусства, историей их возникновения....

Сценарии внеклассных мероприятий «Заповеди этнической семьи!» Сценарий вечера, посвящённый дню рождения Ямала.

Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённый Дню образования Шурышкарского района и ЯНАО. Конкурс семейных пар. Команда состоит из мамы и дочки или сына. Всего у нас 3 команды, для них мы приго...