Образовательный проект "Город здоровья"
проект (6, 7 класс)

Казанцева Евгения Александровна

Образовательный проект "Город здоровья" предназначен для реализации во время летней оздоровительной кампании среди обучающихся образовательных учреждений. Проект направлен на создание и укрепление мотивации к ведению ЗОЖ путем повышения уровня информированности обучающихся в вопросах здоровья.

Целевая аудитория: обучающиеся 12-14 лет.

Срок реализации: лагерная смена (15 дней).

Проект представляет собой Город здоровья, состоящий из 8 микрорайонов: «Гигиенический», «Режимный», «Питательный», «Спортивный», «Эмоциональный», «Лекарственный», «Независимый» и «Экологический». Девятое мероприятие – это итоговое занятие, на котором отряды представляют свои работы в виде презентаций на тему «Здоровый образ жизни – стиль жизни».

В начале лагерной смены обучающиеся получают карту «Города здоровья» - это нарисованная карта, на которой отмечены 8 микрорайонов. Названия микрорайонов закрыты стикерами (дети их не знают). Маршрут следования (выбор микрорайона) осуществляется путем открытия микрорайонов на карте отрядами по очереди в свободном порядке. Таким образом, в течение смены дети посещают все микрорайоны города, встречаются с жителями (педагогами), узнают полезную информацию, выполняют определенные задания, знакомясь, таким образом, со слагаемыми здоровья. В зависимости от количества человек в лагере и темы микрорайона мероприятия проводятся либо со всеми детьми сразу, либо путем деления их на группы. В качестве соревновательного компонента отряды получают фишки по итогам каждого мероприятия. По количеству фишек в конце смены определяется победитель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gorod_zdorovya.docx277.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр творческого развития и гуманитарного образования «РОСТ»

Образовательный проект «Город здоровья»

Автор проекта: Кичигина Евгения Александровна,

 педагог-организатор

Руководитель проекта: Кичигина Евгения Александровна,

педагог-организатор

Соликамск, 2019

Содержание:

1. Постановка проблемы и актуальность проекта……………………………3

2. Степень разработанности проблемы……………………………………….4

3. Объект и предмет проектной деятельности………………………………..5

4. Цель и задачи проекта……………………………………………………….5

5. Гипотеза………………………………………………………………………5

6. Ресурсы……………………………………………………………………….6

7. Этапы реализации проекта………………………………………………….7

8. Поэтапный план реализации проекта………………………………………8

9. Ожидаемые результаты……………………………….……………………14

10. Конечный продукт проекта………………………………………………14

11. Критерии оценки эффективности реализации проекта, диагностический инструментарий……………………………………………………………….14

12. Прогноз возможных негативных последствий………………………….14

13. Список использованной литературы…………………………………….15

14. Приложения……………………………………………………………….18

Постановка проблемы. В последние десятилетия произошло значительное ухудшение состояния здоровья школьников. Здесь мы говорим не только о физическом, психическом, но и о социальном здоровье подрастающего поколения. Малоподвижный образ жизни, многочасовое сидение у телевизора и компьютера, учебные перегрузки, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неправильное питание, неблагоприятная экологическая ситуация, и ряд других факторов являются главными причинами резкого ухудшения здоровья детей. Практика показала низкий уровень культуры здоровья детей и подростков, их неграмотность в вопросах здоровья, недостаточную пропаганду ЗОЖ со стороны родителей, увлечение подростками вредными привычками.

Актуальность проекта. На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека, приобретают особое значение. Проблемы здоровья приводят к снижению уровня жизни. Успешность обучения в образовательном учреждении во многом определяется уровнем здоровья детей. Так как на годы обучения приходится период интенсивного развития организма, от условий обучения в значительной степени зависят

физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация ребенка.

Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определённых условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Данная работа должна вестись систематически, только тогда она даст желаемый результат. Школьные каникулы в этом плане не исключение. Они предоставляют дополнительную возможность организации оздоровительной работы. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, которое должно быть правильно и полноценно организовано.

Степень разработанности проблемы. Проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей: медицины, психологии, экологии, педагогики. Многие из русских ученых занимались проблемами здоровья школьников.

Пути сохранения и возможности укрепления здоровья детей исследовались Ю.А. Ворошиловым, А.Г. Голевым, Е.Д. Марьясисом, A.A. Семеновым, Н.Х. Хакуновым, А.Г. Хрипковой, С.Н. Шеветдиным и др.

Валеологическим образованием обучающихся занимались Р.И. Айзман, В.И. Бондин, Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, Г.А. Кураев, Л.Г. Татарникова и др.

Отдельные аспекты этой проблемы исследовались С.В. Березиным, Ю.Е. Клевцевой, Л.С. Колесовой, Л.А. Назаровой, К.С. Лисецким: профилактика наркомании, курения, алкоголизма, формирование навыков здорового образа жизни на уроках физкультуры и др.

Вопросы формирования ценностных ориентаций школьников на формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре и здоровому образу жизни отражены в ряде исследований, в частности в работах Губановой Л.А., Каримовой Д.Д., Сафарова Ш.А.

При всей освещенности проблемы в научно-педагогической литературе, остаются неизученными особенности формирования ценностного отношения подрастающего поколения к своему здоровью. Не в полной мере выявлены и те педагогические условия, которые способствовали бы эффективной организации формирования здорового образа жизни обучающихся в рамках образовательных учреждений.

Таким образом, современная ситуация характеризуется противоречием между осознанием обществом необходимости поддержания здоровья и работоспособности личности как важной характеристики каждого индивида и несовершенством организационно-педагогических условий, способствующих формированию необходимых качеств личности школьников.

Этим и объясняется выбор темы образовательного проекта: «Город здоровья».

Объект проектной деятельности: процесс формирования у обучающихся здорового образа жизни в рамках летнего лагеря досуга и отдыха.

Предмет проектной деятельности: организационно-педагогические условия, формы и методы формирования позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Цели проекта: 

1. Создание и укрепление мотивации к ведению ЗОЖ путем повышения уровня информированности обучающихся в вопросах здоровья.

2. Создание подростками обучающих презентаций на тему «Здоровый образ жизни – стиль жизни».

Задачи проекта:

  • изучить и отобрать методический материал, современные технологии, методы и приемы по формированию здорового образа жизни;
  • разработать комплекс мероприятий по формированию  здорового образа жизни, охране и укреплению здоровья и провести их;
  • провести первичную  и повторную диагностику уровня сформированности знаний  о здоровом образе жизни, отношения детей к своему здоровью;
  • на основе информации, полученной в течение лагерной смены, и других источников создать и представить презентации по теме «Здоровый образ жизни – стиль жизни».

Целевая аудитория: обучающиеся 12-14 лет.

Срок реализации: лагерная смена (15 дней).

Гипотеза: процесс приобщения к здоровому образу жизни, формирования необходимых умений, навыков и полезных привычек будет эффективным при условии системного подхода и использования современных инновационных форм работы в этом направлении.

Ресурсы:

  1. 1. Материально-технические: кабинеты, спортивная площадка, компьютеры, проекторы, колонки, принтер, музыкальная аппаратура, фотоаппарат; канцелярские товары, материалы для творчества и оформления, настольные игры, спортивный инвентарь, призы и награды для стимулирования, медицинская аптечка, предметы личной гигиены, перчатки, мешки для мусора, овощи и фрукты.
  2. 2. Кадровые: педагоги и другие специалисты учреждения, аптекарь.
  3. 3. Информационные: интернет-ресурсы.
  4. 4. Нормативно-правовые:
  1. - Конституция Российской федерации;
  2. - Конвенция ООН о правах ребенка;
  3. - Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  4. - Федеральный Закон Российской Федерации от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 №582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации;
  6. - Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 19.04.2010 №25 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»;
  7. - Закон Пермского края от 05.02.2016 №602-ПК «Об  организации и обеспечении отдыха детей и их оздоровления в Пермском крае»;
  8. - Постановление Правительства Пермского края от 31.03.2016 №169-п «Об утверждении порядков по реализации государственных полномочий в сфере обеспечения отдыха детей и их  оздоровления  в Пермском крае»;
  9. - Приказ Министерства образования и науки Пермского края от 06.05.2015 №СЭД-26-01-04-330 «О повышении эффективности системы контроля качества предоставления питания обучающимся общеобразовательных организаций, организаций профессионального образования Пермского края»;
  10. - Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ (последняя редакция).

5. Финансовые: средства муниципального бюджета; внебюджетные средства (спонсорская помощь, помощь родителей, педагогов, предоставление помещений и оборудования).

Этапы реализации проекта.

Этапы проекта

Содержание этапов

Подготовительный этап

(апрель – май)

1. Формирование проблемы, определение темы, целей и задач.

2. Изучение психолого-педагогической и методической литературы.

3. Составление плана работы над проектом.

4. Разработка мероприятий, определение сроков.

5. Подготовка диагностического инструментария.

Основной этап

(период лагерной смены)

1. Проведение первичной диагностики.

2. Осуществление деятельности по реализации проекта.

Заключительный этап

(последние 1-2 дня смены)

1. Проведение повторной диагностики.

2. Проведение итогового мероприятия.

3. Рефлексия, анализ результатов, оценка эффективности.

Поэтапный план реализации проекта.

        Реализация проекта включает в себя проведение 9 мероприятий в течение 3 недель (15 дней) лагерной смены. В зависимости от объема материала мероприятия рассчитаны на 1-2 дня. Проект представляет собой Город здоровья, состоящий из 8 микрорайонов: «Гигиенический», «Режимный», «Питательный», «Спортивный», «Эмоциональный», «Лекарственный», «Независимый» и «Экологический». Девятое мероприятие – это итоговое занятие, на котором отряды представляют свои работы в виде презентаций на тему «Здоровый образ жизни – стиль жизни».

В начале лагерной смены обучающиеся получают карту «Города здоровья» - это нарисованная карта, на которой отмечены 8 микрорайонов. Названия микрорайонов закрыты стикерами (дети их не знают). Маршрут следования (выбор микрорайона) осуществляется путем открытия микрорайонов на карте отрядами по очереди в свободном порядке. Таким образом, в течение смены дети посещают все микрорайоны города, встречаются с жителями (педагогами), узнают полезную информацию, выполняют определенные задания, знакомясь, таким образом, со слагаемыми здоровья. В зависимости от количества человек в лагере и темы микрорайона мероприятия проводятся либо со всеми детьми сразу, либо путем деления их на группы. В качестве соревновательного компонента отряды получают фишки по итогам каждого мероприятия. По количеству фишек в конце смены определяется победитель.

Мероприятия, реализуемые в микрорайонах:

1. «Гигиенический».

Цель: развитие  представлений о личной гигиене, гигиене одежды и обуви; формирование мотивации к соблюдению правил личной гигиены.

Задачи:

1. Дать понятие гигиены, внешнего вида.

2. Познакомить с правилами личной гигиены, гигиеной одежды и обуви.

3. Формировать бережное отношение к своим вещам.

Мероприятие проводится в форме познавательной игры «Крестики-нолики». Обучающиеся делятся на 2 команды: крестики и нолики. Для мероприятия готовится игровое поле (9 клеток 3×3). Каждая клетка поля имеет свое название и представляет конкурс по теме. Команда, выигравшая в конкурсе, ставит свой знак на игровом поле, перечеркивая клетку с названием конкурса. Команда, проигравшая в конкурсе, имеет право выбора новой клетки на игровом поле. Победителем игры считается команда, которой удастся за время игры выстроить в один ряд (по горизонтали, вертикали или диагонали) три своих знака. Это основная суть настоящей игры в «Крестики-нолики». Если командам не удастся во время игры выстроить в один ряд три своих знака, то разыгрываются все девять конкурсов, заполняются все клетки игрового поля «0» и «х». Побеждает та команда, у которой знаков на игровом поле больше. Для конкурсов можно использовать такие задания, как викторины, пословицы, ребусы, буриме, деформированный текст (текст с пропущенными словами, которые нужно вставить), угадывание слов по описанию или по принципу игры «Крокодил», зашифрованные слова, загадки и др.

По окончании игры команды составляют правила личной гигиены и знакомят с ними друг друга.

2. «Режимный».

Цель: установление взаимосвязи влияния режима дня детей на успехи в школе.

Задачи:

1. Научить детей грамотно работать с интернет – источниками.

2. Познакомить учащихся с основными режимными моментами школьника.

3.  Развивать умение  организовывать свой режим дня.

Мероприятие проводится с использованием технологии Веб-квест (WebQuest - это формат мероприятия, ориентированный на запросы, в котором большая часть или вся информация, с которой работают обучающиеся, поступает из Интернета). 

Мероприятие начинается с информации педагога о режиме дня, о том, что правильный режим – основа жизни ребенка, главное условие сохранения его здоровья. Затем подводит детей к гипотезе, что от того насколько правильно организован режим дня школьника, зависит физическое и психическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе. Эту гипотезу подросткам и предстоит проверить. Обучающиеся делятся на две группы: аналитики и социологи. У каждой группы свои задания. Аналитикам необходимо собрать информацию о режиме дня (выяснить, что такое режим дня, почему его нужно соблюдать, каковы основные элементы режима дня, режим дня в учебное время). Социологи должны составить анкету, провести опрос, сделать выводы. Обе команды выполняют задания с использованием технологии Веб-квест, то есть каждой команде даются ссылки на интернет-источники, в которых они могут найти необходимую для выполнения задания информацию.

Результат работы представляется в виде технологической карты (Приложение 1) и творческого отчёта. Для оценки работы групп используются критерии (Приложение 2).

3. «Питательный».

Цель: формирование правильного представления о здоровом питании. 

Задачи:

1. Расширить знания детей о полезных продуктах и витаминах, содержащихся в них.

2. Формировать интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания.

Мероприятие проводится в форме ассорти (мероприятие с использованием разнообразных форм), в процессе которого обучающиеся получают теоретические и практические знания по рациональному питанию. Для выполнения заданий подростки делятся на группы. В качестве заданий могут быть использованы следующие: просмотр видеоролика о витаминах и заполнение таблицы (витамин/в каких продуктах содержится/польза витамина для здоровья), решение кроссвордов/филвордов, выполнение заданий типа «да-нет», приготовление овощных и фруктовых салатов и т.д.

Результат работы представляется в виде бумажного квилта (квилт - лоскутное одеяло), состоящего из частей (листов бумаги), соединенных между собой и содержащих информацию по полезному питанию, витаминам.

4. «Спортивный».

Цель: формирование стремления к здоровому образу жизни, развитие интереса к физической культуре, спорту, активному отдыху.

Задачи: 
1. Развивать физические качества.

2. Формировать морально-волевые качества (целеустремлённость, смелость, выдержка, организованность, самостоятельность, настойчивость в достижении результатов, уважение соперников по состязанию).

        Мероприятие проводится в форме спортивного турнира, где команды

обучающихся участвуют в спортивных играх, конкурсах, эстафетах.

Результат работы представляется в виде турнирной таблицы достижений команд.

5. «Эмоциональный».

Цель: заряд положительными эмоциями, снижение психоэмоционального напряжения детей.

Задачи:  

1.Создать условия для положительного, эмоционального настроения, развития интереса к партнёрам по общению.  

2. Обучить способам эмоциональной разрядки, приёмами психологической саморегуляции.

Мероприятие проводится в форме психологического тренинга «Хорошее настроение» с использованием различных игр и упражнений, ароматерапии, аутотренинга, арт-терапии, медитации, дыхательной гимнастики, звукотерапии.

Результат работы представляется в виде выполнения творческого задания «Мое настроение» (рисунок, стихотворение, сценка и т.д.)

6. «Лекарственный».

Цель: знакомство детей с лекарственными растениями, их свойствами.

Задачи:

1. Формировать и расширять знания обучающихся о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.

2. Развивать любознательность, бережное отношение к растениям.

Мероприятие «Зеленая аптека» проводится в форме встречи с интересными людьми - с аптекарем, который знакомит обучающихся с лекарственными растениями.

Результат работы представляется в виде сбора лекарственных растений и составления гербария.

7. «Независимый».

Цель: профилактика асоциального поведения: табакокурения, алкоголизма, наркомании.

Задачи:

1. Показать разрушительное действие табака, алкоголя и наркотиков на все сферы жизни человека.

2. Развивать у подростков осознанное неприятие к вредным привычкам.

3. Формировать у детей потребность в ЗОЖ, ответственность за своё здоровье.

4. Научить обучающихся способам сопротивления негативному давлению со стороны окружающих.

Мероприятие проводится в форме ток-шоу, где ведущий общается с приглашенными гостями (педагогами, которые играют роли людей, имеющих вредные привычки, медицинским работником, психологом), обучающие – это зрители.  В формате дискуссии обсуждается тема вредных привычек, в ходе мероприятия гости делятся «своими» жизненными историями, зрители активно задают вопросы и дают советы, медицинский работник и психолог освещают информацию с профессиональной точки зрения, рассказывают о влиянии табака, алкоголя и наркотиков на организм человека.

Результат работы представляется в виде «Открытого микрофона», где участники высказывают свое отношение к вредным привычкам.

8. «Экологический».

Цель: формирование бережного отношения к природе и здоровью человека.

Задачи:

1. Познакомить обучающихся с проблемами охраны окружающей среды.

2. Углубить знания о влиянии человека на природу, влиянии загрязнения природы на здоровье человека.

3. Побуждать  детей  к  участию  в  природоохранных  мероприятиях,  к пропаганде  экологических  идей.

Мероприятие проводится в форме волонтерской акции «Зеленый лес», направленной на уборку Соснового бора.

Результат работы представляется в виде фотоколлажа.

Ожидаемые результаты проекта:

  • повышение уровня знаний о здоровом образе жизни;
  • повышение мотивации к двигательной активности, ЗОЖ;
  • повышение уровня информированности о проблемах никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости;
  •  умение представить полученные знания в виде презентаций.

Конечный продукт проекта будет представлен в виде презентаций на тему «Здоровый образ жизни – стиль жизни», созданных  и представленных детьми.

Критерии оценки эффективности реализации проекта:

1. Расширение познавательных потребностей, сохранение и развитие устойчивого интереса к ЗОЖ.

2. Трансляция (использование) приобретенных знаний и опыта.

3. Устойчивая мотивация к соблюдению здорового образа жизни.

4. Уровень вовлеченности обучающихся в мероприятия проекта.

Диагностический инструментарий: наблюдение, анкетирование (Приложение 3), тестирование (Приложение 4).

Прогноз возможных негативных последствий

Риски

Мероприятия по их снижению

Неблагоприятные погодные условия

Организация досуговой деятельности в помещении, перенос мероприятий на другое время.

Заболевания обучающихся и педагогов

Замена мероприятия или ответственного за его проведение.

Недостаточная материально-техническая база

Изыскание спонсорской помощи, участие в грантовых конкурсах.

Список использованной литературы:

  1. Абросимова, М.Ю. Здоровье молодёжи / М.Ю.Абросимова и др. – Казань: «Медицина», 2007. - 220с.
  2. Анастасова, Л. П. Биология. Формирование здорового образа жизни подростков. 6-9 классы. Методическое пособие / Л.П. Анастасова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко. - Москва: Мир, 2007. - 208c.
  3. Бабенкова Е.А. Как приучить ребенка заботится о своем здоровье. М.: Вентана-Граф, 2004.
  4. Безруких, М. М. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении / М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. - М.: Просвещение, 2013. - 128c.
  5. Богданчиков В., Болдырев О., Сурайкин А. Энциклопедия независимости, М.: 2007. - 159с.
  6. Величковский, Б.Т. и др. Здоровье и окружающая среда. - М: Экология и образование, 1993. - 156с.
  7. В здоровом теле - здоровый дух. Сценарии праздников, конкурсов, вечеров, посвященных здоровому образу жизни. - М.: Феникс, 2002. - 352c.
  8. Воронова, Е. А. Здоровый образ жизни в современной школе. Программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. - М.: Феникс, 2011. - 179c.
  9. Гафаров В.В. Личность и ее взаимодействие с социальной средой: непроторенная дорога / В.В. Гафаров и др. – Новосибирск: Изд-во СОРАН, 2008. – 280с.
  10.  Григорьева М. Ю. Слово, которое защищает / М. Ю. Григорьева, Е. В. Железникова // Не будь зависим - скажи "Нет!": наркотикам, алкоголю, курению, игромании. - 2012. - № 8. - С. 32-37. 
  11.  Гусева Н. А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей / Н. А. Гусева; науч. ред. Л. М. Шипицына. - Санкт-Петербург: Речь, 2005. – 253с.
  12.  Лузик Т. П. Здоровый образ жизни: его принципы и составляющие // Классный руководитель. – 2011. - № 6. – С. 122-127.
  13.  Морозов, М. А. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний / М.А. Морозов. - М.: СпецЛит, 2013. - 176c.
  14.  Назарова, Е.Н. Здоровый образ жизни и его составляющие/ Е.Н.Назарова, Ю.Д. Жилов. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 256с.
  15.  Орлова А. Л. Умей сказать "нет! "/ А. Л. Орлова // Читаем, учимся, играем. - 2011. - № 10. - С.104-106.
  16.  Счастье быть здоровым / под ред. С.А.Муравьёв, Г.А.Макарова. – Екатеринбург: «Фотек», 2009. - 120с.
  17.  Текучева, Лариса Здоровый образ жизни. Правильное питание / Лариса Текучева. - Москва: Мир, 2014. - 142c.

Интернет-источники:

Приложение 1.

Критерии оценки работы групп

Самостоятельность

Слаженная работа группы

Хорошо спланированная работа
Частично спланированная
Неспланированная работа

5

3

0

Степень самостоятельности работы группы

Полная самостоятельность

Частичная самостоятельность

Несамостоятельная работа

5

3

0

Содержание

Понимание задания

Точно

Частично

5

3

Полнота раскрытия темы

Полно

Частично

Не раскрыта

5

3

0

Защита  работы

Отсутствие ошибок

Нет ошибок

Негрубые ошибки

Много ошибок

5

3

0

Творческий подход

Работа выполнена творчески

Работа выполнена, но нет творческого подхода

5

3

"5" - 30 - 27 баллов

"4" -  26 - 20 баллов

"3" - 19 - 15 баллов

Приложение 2.

Технологическая карта для аналитиков

  1. Режим – ________________ слово и в переводе означает «________________». В первую очередь это управление своим ______________. Но в конечном итоге – и своим __________, и своей ___________.
  2. Как охарактеризовать режим дня школьника:

Это ______________ различных видов деятельности и отдыха в ________________________. В основу правильно организованного режима дня школьника должно быть положено строгое, совершаемое в _________________________________________________ чередование _________________________________________, т. е. различных элементов режима.

  1. Почему режим дня повышает работоспособность школьника?

Создаются ___________________________________________, которые облегчают переход от _____________________________________ и обеспечивают более экономное ____________________________________ при выполнении той или иной работы.

  1. Строгое соблюдение режима дня повышает _______________________ школьника, предохраняет организм от ___________________, укрепляет _______________ и обеспечивает _______________________________. Создается возможность за сутки ____________________ при сохранении __________________________ и хорошего здоровья.
  2. Соедини стрелками и пронумеруй в правильном порядке основные элементы режима дня:

стихи режим дня

Приготовление домашних заданий

Утренняя зарядка

Завтрак  

Послеобеденный отдых

Прогулка

Ужин

Приготовление ко сну

Сон

Водные процедуры

Занятия в школе

Обед

  1. Каковы особенности режима дня в учебное время

____________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что предусматривает правильно организованный режим дня школьника?

____________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Выводы: в течение дня необходимо чередование _____________________, в первую очередь — _____________ и ______________. На уроках обязательное проведение __________________, ____________. Паузы  между занятиями необходимо __________________________. Смена видов деятельности снимает ________________ и способствует _________________________________.

Ресурсы:

  1. http://www.5plys.ru/sov_stat_otlichnikom_6.htm
  2. http://antonioracter.narod.ru/nayka/health-school/02-tabl-rasporadok.html
  3. http://www.izh.ru/izh/info/35227.html

Технологическая карта для социологов

Рекомендации по составлению распорядка дня школьника:

Начните день ____________________________________________, которая______________________________________________________ ________________________________________________________. Ее продолжительность в зависимости от возраста – от ________до_______ минут.

После утренней зарядки переходите к ____________________________________________________________.

Обязательно ________________, причем завтрак должен быть____________________________________________________________.

Вернувшись из школы, Вы должны _________________________ и обязательно__________________________. Послеобеденный отдых – ________ часа, без _____________________________________________.

Оптимальным временем для приготовления уроков служит период с ___ до __ часов, соответствующий физиологическому ритму наилучшего усвоения информации. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с _____________________________________, переходя к _______________________. Максимальная продолжительность периода работоспособности составляет _____________ минут, после чего следует проводить _____________________________________________________.  

Уроки готовьте в ________________________________, исключите _______________________. Из-за шума значительно быстрее наступает ____________________________________________________________.

1,5-2 часа свободного времени используйте для __________________. Оптимальная длительность просмотра телепередач – не более ____ часов ____ раза в неделю.

Находитесь на свежем воздухе ___________________________. Лучшими считаются _______________ на свежем воздухе, дающие хороший оздоровительный эффект, и занятия ___________________________. Особенно важно пребывание на улице _______________________.

Спите не менее ______ часов. Важно всегда ложиться и вставать в __________________________________ время, тогда будет обеспечено ______________________________________.

Перед сном обязательно ____________________________________.

Сколько человек  в Вашем классе: 

Кол-во чел

Соблюдает  режим дня?

Выполняет утром физическую зарядку?

Завтракает утром?

Ложится  спать в одно и то же время? 

Бывает ежедневно на свежем воздухе больше часа?

При выполнении ДЗ делает  перерыв?

Проветривает комнату перед выполнением ДЗ?

Принимает витамины, овощи и фрукты?

Делает физминутки во время уроков в школе?

Занимается спортом?

Сколько человек в Вашем классе учится на «4» и «5»

Вывод:

Режим  дня – это режим ______________________. Чем тщательнее он продуман, тем_________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________

Ресурсы:

https://sites.google.com/site/perelomovamp/rezim-dna

Приложение 3.

Анкета «Как я знаю ЗОЖ?»

  1. По Вашему мнению, здоровый образ жизни – это…
  • Отказ от вредных привычек
  • Личная гигиена
  • Оптимальный двигательный режим
  • Рациональное питание
  • Закаливание
  • Положительные эмоции
  • Занятия физической культурой и спортом
  • Пассивное курение
  • 5-чаовой сон
  1. Что, по-вашему, нельзя считать правильным питанием? 
  • Прием пищи в одно и то же время
  • Регулярное употребление овощей и фруктов
  • Плотный, сытный ужин
  • Разнообразие блюд в меню
  • Употребление сладкого в любых количествах
  • Употребление фаст фуда
  1. К каким последствиям может привести длительное голодание?
  • Нарушение работы органов и их систем
  • Улучшению общего самочувствия
  • Оздоровлению организма
  • Улучшение работы организма в целом
  1. Считаете ли Вы важным условием здорового образа жизни соблюдение личной гигиены?
  • Да
  • Нет
  • Не знаю

5. Необходимо ли человеку проводить время на свежем воздухе?

  • Да
  • Нет
  • Не знаю
  1. Нужно ли принимать витамины в течение года?
  • Да
  • Нет
  • Не всегда
  1. Как алкоголь влияет на организм человека?
  • Оказывает благоприятное воздействие на внутренние органы человека
  • Никак не влияет
  • Растворяется в крови и разносится по всему организму, оказывая разрушительное действие на все органы и ткани
  1. Какое влияние оказывает на организм человека спорт?
  • Приводит к различным болезням легких и сердца
  • Повышает выносливость, улучшает работу органов дыхания и сердца, приносит пользу здоровью
  • Сокращает продолжительность жизни
  • Никак не влияет на организм
  1. Нужно ли человеку закаливаться?
  • Да, это укрепляет его организм
  • Нет, от этого частые простуды
  • Не обязательно
  1.  Интересно ли Вам узнавать о том, как заботиться о своём здоровье?
  • Да, очень интересно и полезно
  • Интересно, но не всегда
  • Не очень интересно
  • Не интересно
  1.  Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными?
  • Регулярные занятия спортом.
  • Знания о том, как заботиться о своём здоровье.
  • Хорошие природные условия.
  • Возможность лечиться у хорошего врача.
  • Деньги, чтобы хорошо питаться и отдыхать.
  • Отказ от вредных привычек.
  • Выполнение правил здорового образа жизни.

12. Что из перечисленного присутствует в твоём распорядке дня?

Режимные моменты

Ежедневно

Несколько раз в неделю

Очень редко

Никогда

Утренняя зарядка

Завтрак

Обед

Ужин

Прогулка на свежем воздухе

Занятия спортом

Душ, ванна

Сон не менее 8 часов

Приложение 4.

Тест «Индекс отношения к здоровью»

         Тест «Индекс отношения к здоровью» (С. Дерябо, В. Ясин) диагностирует такой важнейший параметр отношения к здоровью, здоровому образу жизни, как интенсивность. Параметр интенсивности показывает, в какой степени и в каких сферах проявляется субъективное отношение. Одному человеку просто «хочется быть здоровым» и не больше – низкая интенсивность отношения. Другой, «фанат», занимается в спортивных секциях, следит за своим питанием, делает зарядку, посещает соответствующие лекции о здоровом образе жизни – высокий уровень интенсивности.

Субъективное отношение к здоровью проявляется и в различных сферах: один в основном любит читать литературу о здоровье, другой – заниматься различными оздоровительными процедурами, третий пытается изменять отношение окружающих людей к своему здоровью и т.д., а кто-то делает и то, и другое, и третье.

Существующее у человека отношение к какому-либо объекту определяет, что он чувствует, как думает, как действует и как поступает во всех ситуациях, связанных с этим объектом. Соответственно, интенсивность отношения к здоровью также включает в себя четыре компонента: эмоциональный, познавательный, практический и поступочный.

Тест «Индекс отношения к здоровью» состоит из четырех субтестов, соответствующих четырем компонентам интенсивности субъективного отношения.

Эмоциональная шкала. Эта шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в эмоциональной сфере. Она включает вопросы, диагностирующие, насколько человек сенситивен, чувствителен к различным витальным, жизненным проявлениям своего организма, насколько он восприимчив к эстетическим аспектам здоровья, насколько он способен получать наслаждение от своего здоровья и заботы о нем и пр.

Вопросы разбиты на две группы: в первой степень выраженности эмоционального компонента определяется по ответам на вопросы о том, что сам испытуемый чувствует в определенных ситуациях, во второй – насколько он разделяет чувства других людей в тех или иных ситуациях.

Высокие баллы по данной шкале говорят о том, что испытуемый способен наслаждаться своим здоровьем, способен получать эстетическое удовольствие от здорового организма, чутко реагирует на поступающие от него сигналы, свободен от отрицательных эмоциональных стереотипов, существующих в обществе по отношению к здоровому образу жизни и пр. Иными словами, он заботится о здоровье не только потому, что это «необходимо», не под давлением обстоятельств, а ради удовольствия.

Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью у данного человека носит рассудочный характер, мало затрагивает его эмоциональную сферу, забота о здоровье для него – просто необходимость, но никак не радостное и увлекательное занятие, что он глух к витальным проявлениям своего организма, не видит эстетического аспекта здоровья, находится под властью отрицательных общественных эмоциональных стереотипов по отношению к здоровому образу жизни и т.д.

Познавательная шкала. Эта шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в познавательной сфере. Она включает две группы вопросов: первая диагностирует, насколько человек готов воспринимать получаемую от других людей или из литературы информацию по проблемам здорового образа жизни («пассивные» вопросы), вторая – насколько человек стремится сам получать информацию по этой теме («активные»).

Высокие баллы по данной шкале говорят о том, что испытуемый проявляет большой интерес к проблеме здоровья, сам активно ищет соответствующую информацию в книгах, журналах, газетах, любит общаться с другими людьми на данную тему и т.д. Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью у него мало затрагивает познавательную сферу: он в лучшем случае готов лишь воспринимать поступающую от других людей информацию о здоровье, но сам не проявляет активности в ее поиске.

Практическая шкала. Эта шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в практической сфере. Она также включает две группы вопросов: первая диагностирует, насколько человек готов включаться в различные практические действия, направленные на заботу о своем здоровье, когда они предлагаются, организовываются другими людьми, вторая – насколько человек сам, по собственной инициативе стремится осуществлять эти действия.

Высокие баллы по данной шкале говорят о том, что обследуемый активно заботится о своем здоровье в практической сфере: склонен посещать различные спортивные секции, делать специальные упражнения, заниматься оздоровительными процедурами, формировать у себя соответствующие умения и навыки, вести здоровый образ жизни в целом. Низкие баллы говорят о том, что он готов лишь в какой-то мере включаться в практическую деятельность по заботе о своем здоровье, которую организовывают другие люди, в крайнем случае, он может что-то предпринять, если этого потребует ситуация.

Поступочная шкала. Эта шкала измеряет, в какой степени проявляется отношение человека к здоровью, здоровому образу жизни в сфере совершаемых им поступков, направленных на изменение своего окружения в соответствии с его отношением. Она включает три группы вопросов: первая диагностирует, насколько человек стремится повлиять на членов своей семьи, чтобы они вели здоровый образ жизни, вторая – насколько он стремится повлиять на своих знакомых, третья – на других людей, общество в целом.

Высокие баллы по данной шкале говорят о том, что испытуемый активно стремится изменять свое окружение: старается повлиять на отношение к здоровью у окружающих его людей, стимулировать их вести здоровый образ жизни, пропагандирует различные средства оздоровления организма, вообще создает вокруг себя здоровую среду. Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью остается у него «личным делом», он не стремится как-то изменить свое окружение.

Общая шкала. Показатель интенсивности получается путем суммирования баллов по четырем предыдущим шкалам. Он диагностирует, насколько в целом сформировано отношение к здоровью у данного человека, насколько сильно оно проявляется.

Высокие баллы по тесту в целом говорят о том, что у него существует высокосформированное, «хорошее» отношение к здоровью и здоровому образу жизни. Низкие баллы говорят о том, что отношение к здоровью у испытуемого сформировано плохо, он находится в «зоне риска»: в этом случае высока вероятность того, что он не будет вести здоровый образ жизни, а это рано или поздно приводит к заболеваниям.

Тест «Индекс отношения к здоровью» состоит из двух частей (вариантов) для повышения надежности результатов, проводимых с небольшим интервалом. Мы использовали только второй вариант теста.

Тест построен по принципу так называемых альтернативных полюсов. Испытуемому даются два высказывания (А и Б) и предлагается выбрать то из них, которое больше соответствует его мнению, тому, что он чувствует, думает в определенных ситуациях, как он обычно себя в них ведет. Он может выбрать или вариант А, или вариант Б, или поставить стрелку в сторону одного из вариантов («скорее А, чем Б» и «скорее Б, чем А»). Тест включает 24 пары альтернативных высказываний.

Тест «Индекс отношения к здоровью» проводится, начиная с подросткового возраста. Данное возрастное ограничение обусловлено тем, что диагностические ситуации, использованные в тесте, требуют определенного уровня социального развития и социального опыта. Тест может проводиться в индивидуальном или групповом варианте, устно или письменно.

Представляются возможными следующие направления использования теста в коррекционной работе образовательного учреждения по формированию отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни:

1) сама процедура проведения теста может являться своеобразным фактором, формирующим отношение к здоровью;

2) результаты, полученные с помощью теста, могут служить в качестве критерия эффективности системы педагогических мероприятий и пропагандистских кампаний, направленных на формирование отношения учащихся к своему здоровью;

3) данные теста могут служить в качестве основы для анализа закономерностей развития отношения к своему здоровью у учащихся, родителей, педагогов и выявления особенностей этого отношения в различных группах испытуемых, что позволит руководителю определить своеобразные «группы риска», требующие особого внимания и концентрации образовательных ресурсов.

Инструкция. Из двух предлагаемых высказываний (А и Б), которые описывают противоположные мнения, ситуации и т.д., выберите то, которое кажется более подходящим для вас. Если вам полностью подходит вариант «А», вы зачеркиваете квадратик с буквой «А», нарисованный между двумя высказываниями: 1. …                   2…

А

Б

Если Вы, скорее, склоняетесь к варианту «А», но не можете полностью с ним согласиться, то в среднем пустом квадратике вы рисуете стрелку в сторону квадратика с буквой « А»

А

     

Б

Если Вы, скорее склоняетесь к варианту «Б», но тоже не можете полностью с ним согласиться, то в среднем пустом квадратике вы рисуете стрелку в сторону квадратика с буквой «Б»

И, наконец, если Вам полностью подходит вариант «Б», Вы зачёркиваете квадратик с буквой «Б». Отвечать лучше быстро, так как первая реакция как правило более точно выражает мнение.

1. А. Если бы у меня на теле появилось какое-либо пятнышко или безболезненное вздутие, то я заметил бы это очень быстро.

А

Б

Б. Я обратил бы на него внимание, когда оно стало бы достаточно большим.

2. А. Когда я от нечего делать пролистываю какой-нибудь журнал, различные статьи о здоровье, я их просто пропускаю.

А

Б

Б. Я их просматриваю более внимательно, в первую очередь.

3. А. Если мне предложат проводить свои выходные в группе здоровья или спортивном зале, я, конечно, этим воспользуюсь.

А

Б

Б. Я предпочту остаться дома и заниматься своими делами.

4. А. Я решительно вмешиваюсь, если кто- то из моих близких начинает совершать поступки, которые вредят его здоровью.

А

Б

Б. Пожалуй, я не всегда прилагаю к этому достаточно усилий и зачастую готов с этим смириться.

5. А. Я обычно не обращаю особого внимания, если у моего собеседника не совсем чистые зубы, не подстрижены ногти и т.д.

А

Б

Б. Мне это сразу же бросается в глаза.

6. А. Я выписываю или покупаю газеты, журналы и книги по проблемам здоровья.

А

Б

Б. Я не трачу на это свои деньги.

7. А. Если позволяет время, я стараюсь пройти, куда мне нужно, пешком.

А

Б

Б. Я всё равно лучше спокойно подъеду на городском транспорте или машине.

8. А. Когда я выбираю подарок кому-то из членов своей семьи, мне не приходит в голову купить что-то из предметов личной гигиены.

А

Б

Б. Я часто делаю именно такие подарки, потому что они кажутся мне вполне подходящими.

9. А. Когда я выпиваю стакан свежего фруктового сока, я замечаю прилив бодрости, энергии во всём организме.

А

Б

Б. Я, прежде всего, просто утоляю жажду.

10. А. Когда знакомые в компании начинают говорить о различных процедурах по сохранению здоровья, мне становится просто скучно.

А

Б

Б. Я с удовольствием включаюсь в беседу.

11. А. Я стараюсь уклониться от различных обязательных профилактических обследований.

А

Б

Б. Они являются хорошим стимулом, чтобы позаботиться о состоянии своего организма.

12. А. Мне удалось заинтересовать своих знакомых книгами и статьями о здоровом образе жизни.

А

Б

Б. Я не предпринимал таких попыток.

13. А. По-моему, те, кто находит удовольствие в том, чтобы в 5 утра бегать в трусах по улице, - это не совсем нормальные люди.

А

Б

Б. Я даже завидую им, ведь забота о своём здоровье - это радостное и увлекательное занятие.

14. А. Я стараюсь знакомиться с людьми, которые много знают о том, как поддерживать своё здоровье на должном уровне.

А

Б

Б.Такие люди для меня не более интересны, чем другие.

15. А. Я редко задумываюсь о том, правильно ли я питаюсь.

А

Б

Б. Я в целом придерживаюсь правил здорового питания.

16. А. Я никогда не писал по собственной инициативе заметок о здоровье в стенгазеты, школьные журналы и т.д., сочинений на эту тему.

А

Б

Б. Я в своей жизни уже делал нечто подобное, при этом без давления со стороны (страха плохой отметки, например).

17. А. Порой у меня возникает такое ощущение, что организм как будто хочет сказать мне, чем ему помочь, если в нём что-то разладилось.

А

Б

Б. Любая боль в организме - это всего лишь определённая реакция нервной системы.

18. А. Когда в гостях по предложению хозяев квартиры я просматриваю их библиотеку, мои глаза сами останавливаются на книгах о поддержании здоровья.

А

Б

Б. У меня вызывает интерес другая литература.

19. А. Когда я покупаю зубные пасты, кремы, жевательные резинки и т.п., я практически не ориентируюсь на их «оздоровительный эффект», подчёркиваемый в рекламе.

А

Б

Б. Для меня это очень важно, потому что я во всём стараюсь учитывать, как это повлияет на моё здоровье.

20. А. Мне приходилось обучать других людей способам улучшения своего самочувствия.

А

Б

Б. У меня недостаточно для этого собственного опыта.

21. А. У меня не вызывают особой симпатии люди, которые из чувства брезгливости никогда не пользуются чужой тарелкой, кружкой и т.д.

А

Б

Б. Я полностью разделяю чувства таких людей.

22. А. Я никогда специально не разыскивал литературу, в которой описываются редкие методики оздоровления организма.

А

Б

Б. Мне приходилось это делать.

23. А. Я ежедневно подолгу занимаюсь оздоровлением своего организма, несмотря на другие важные дела.

А

Б

Б. Я уделяю время своему здоровью только в случае необходимости.

24. А. Я никогда не принимал участия в работе различных движений, борющихся за здоровую окружающую среду.

А

Б

Б. Я состоял в таких движениях.

Обработка результатов. Результаты определяются с помощью ключа. За полное соответствие ответа испытуемого с ответом в ключе дается 3 балла, за стрелку, направленную в сторону этого ответа, – 2 балла, за стрелку в противоположную сторону – 1 балл, за ответ, противоположный данному в ключе, – 0.

Затем подсчитывается сумма баллов по каждой шкале (строке). Общий показатель – это сумма баллов по четырем шкалам. Таким образом, обрабатывается отдельно каждая часть теста. Итоговые показатели получаются путем нахождения среднего арифметического числа баллов по шкалам. Полученные средние числа «сырых» баллов переводятся в станайны с помощью таблиц.

Станайн – 1/9 полного диапазона значений в распределении.

Ключ к тесту 


1. А 


5. Б 


9. А 


13. Б 


17. А 


21. Б 


2. Б 


6. А 


10. Б 


14. А 


18. А 


22. Б 


3. А 


7. А 


11. Б 


15. Б 


19. Б 


23. А 


4. А 


8. Б 


12. А 


16. Б 


20. А 


24. Б 

Перевод сырых баллов в станайны 

Станайны

Эмоциональная шкала

Познавательная шкала

Практическая шкала

Шкала поступков

Интенсивность

1

5 и менее

---

0-2

0

13 и менее

2

6

0-1

3-4

1-2

14-18

3

7-8

2-3

5-6

3

19-23

4

9

4-5

7

4-5

24-28

5

10-11

6

8-9

6

29-34

6

12

7-8

10-11

7-8

35-39

7

13-14

9-10

12-13

9

40-44

8

15-16

11

14

10

45-49

9

17-18

12-18

15-18

11-18

50 и более

Интерпретация шкалы станайнов 

Станайн

Характеристика результата

1

очень низкий

2

низкий

3

ниже среднего

4

средний

5

средний

6

средний

7

выше среднего

8

высокий

9

очень высокий



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система профилактической и коррекционной работы логопункта ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1062 СЗОУО. Построение образовательного пространства «Школы здоровья» на основе комплексного системно – профилактического подхода к формированию устной и письменной реч

Система профилактической и коррекционной работы логопункта ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1062 СЗОУО. Представляет собой построение образовательного пространства «Школы здоровья» на основе комплексного си...

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в школе. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитии, прочность знаний, вера в свои силы…»В.А.Сухомли...

Образовательная программа «Здоровое питание детей – здоровое будущее» (для родителей или лиц их заменяющих)

Образовательная программа "Здоровое питание – здоровое будущее» (далее –Программа)  разработана в   целях совершенствования системы питания детей в  учреждении      и орг...

Социально-образовательный проект "Здоровый учитель - здоровая нация!"

Социально-образовательный проект направлен на сохранение психического и физического здоровья учителя...

Социально-образовательный проект «Здоровый педагог!»

Проблема здоровья педагога заслуживает большого внимания, так как от состояния его здоровья зависит успешность воспитательно – образовательного процесса в общеобразовательном учреждении.Здоровье педаг...