Рекомендации по работе над этюдами
учебно-методическое пособие

Сальникова Марина Аркадьевна

В работе даны рекомендации по разучиванию этюдов на разные виды техники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_etyudami.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации

по работе над этюдами

на разные виды техники

Техника фортепианной игры, бесконечно разнообразна. Каждое произведение, каждый пассаж или фигурация подсказывает свой особый технический прием. Все технические средства, которые используются для преодоления технических трудностей нельзя рассматривать в отрыве от стиля, звучания и художественных особенностей произведения.

Приобретение техники движений всегда связано с развитием как мышечных, так и волевых (психических) свойств. В работе над техникой, кроме указанных свойств, требуются еще такие необходимые компоненты музыкального развития, как яркость образных представлений, глубина переживаний, ощущение живого пульса движения музыкальной ткани, а также слуховое развитие. Недоразвитость этих сторон часто бывает причиной несовершенства техники, а также «немузыкальности».

Неровность пассажей может быть вызвана недослушиванием звуков, особенно в крайних точках построений, на поворотах, при сменах фигураций, позиций. Слабая подвижность нередко происходит от отсутствия ощущения горизонтального движения. Двигательная вялость, неточность попадания, расплывчатость могут объясняться медленной реакцией, заторможенными рефлексами.

Известно, что к числу главных недостатков в техническом развитии пианиста относятся зажатость, скованность аппарата. Одной из причин этой зажатости является искусственность игровых приемов, не увязанных искусственность игровых приемов, не увязанных с музыкальными задачами. Поэтому при разучивании технических пьес важны вопросы фразировки дыхания, гибкости, пластичности.

Для примера Этюд № 11 тетр. 2 К. Черни. Этюд достаточно протяженный, основан на непрерывном движении шестнадцатых нот в партии правой руки. Линия шестнадцатых нот состоит из позиционных последовательностей восходящих и нисходящих. Основная трудность, которая может возникнуть при разучивании и исполнении этого этюда – это зажим руки, поэтому очень важно научиться освобождать руку во время игры. Хотя этюд чисто инструктивный, но в работе над ним важно уделять внимание художественной стороне исполнения – добиваться четкости, красоты звука и т. д.

При разучивании этюда с длительным непрерывным движением, ученик должен знать, что при появлении усталости ни в коем случае не следует продолжать игру через силу. Играя напряженными мышцами, мы только закрепляем нерационально протекающие движения. В этом случае нужно остановиться, либо продолжать играть тише, либо замедлить темп.

Фигурации шестнадцатых в этом этюде полезно учить медленно, активными пальцами, полнозвучным non legato или другими способами. Смысл медленного разучивание не столько в отработке нужных движений, сколько в том, чтобы заложить прочный «технический» фундамент для последующей быстрой игры, вглядеться в рисунок, вслушаться в интонации и уложить в мозгу. Но не всякая медленная игра служит залогом успехов в технической работе. Необходимым условием является полная сосредоточенность, концентрация внимания. Целесообразно играть разучиваемые места в разных степенях силы: f и p, с динамикой, но всегда добиваться ровности звучания.

При работе над мелодической фигурацией, как и при работе над мелодией важно обратить внимание, прежде всего на достижение цельности линии. Поэтому фигурационное движение нужно играть как «мелодию», выразительно, хорошим legato, полным певучим звуком.

При игре в медленном темпе надо показать ученику объединяющие движения, придающие исполнению большую гибкость, пластичность, необходимо вместе с тем следить за активностью пальцев. Постепенно переходя к более быстрому темпу важно не перегружать общую звучность, применить «объединяющие» движения, следить за гибкостью запястья. Важно так же наметить построения в которых можно изменить характер движения рук и сделать несколько «освобождающих» кистевых движений или смягчить звучность и тем самым дать отдых руке.

Основной задачей в таких этюдах, как этот является сочетание отдельных звеньев, проигрывая места соединения звеньев, проигрывая по нескольку раз крайние, соприкасающиеся фигуры двух смежных звеньев. Необходимо также побольше играть в умеренном темпе более крупные разделы этюда. При этом надо заблаговременно, доигрывая одно из звеньев, мысленно подготовиться к следующему.

Могут возникнуть трудности с координацией. Помимо того, что нужно проучивать каждой рукой отдельно, полезно учить обе партии вместе. Например, левой рукой играть, а правой – имитировать движение и наоборот. Снятию мышечного напряжения помогает беззвучное проигрывание трудной фигурации. Такой способ помогает уменьшить расход энергии, пальцы меньше давят на клавиши и не вязнут в них.

Большое значение имеет хорошее исполнение партии левой руки. В этом этюде левая рука выполняет как бы роль дирижера. Трудность может составить напряжение в левой руке на паузах. Точное исполнение поставленных автором пауз и освобождение на них левой руки способствует уменьшению напряжения и в правой руке. Поэтому над более легкой партией левой руки надо работать так же тщательно, как над фигурацией.

При проучивании арпеджированных пассажей, большое значение имеет крупное объединяющее движение руки. Крупные движения должны помочь ощутить контакт пальцев со всей системой аппарата, вплоть до спины.

Такая связь крайних точек имеет одинаково важное значение как для крупной, так и для мелкой техники. Она способствует полному слиянию исполнителя с инструментом в единое целое. При исполнении арпеджио важно тщательно следить за единством линии.

Главная трудность возникает при подкладывании первого пальца в арпеджио, оно труднее, чем в гаммах. Это подкладывание должно быть плавным, без толчков, акцентов. Помочь подкладыванию может небольшое отведение запястья по направлению движения. Очень важно так же, как бы заранее занять позицию. Рука и внимание должны сосредоточиться на новой позиции. При изучении арпеджио учащийся встречает трудности от подкладывания первого пальца в момент слияния позиция. При проучивании арпеджио, важны многократные повторения, они нужны для того, чтобы движения не только запомнились, но и автоматизировались. Многократно повторяемая последовательность движений постепенно «слипается» в единое целое.

В быстром темпе поучить быстрыми, стремительными перебежками с остановками. При этом на остановках рука должна мгновенно освобождаться. Предварительно можно поучить таким образом: прибавляя каждый раз по одному звуку. В этих упражнениях очень важно следить за переходами через первый палец. Не садиться на него, а только слегка опереться.

Можно пользоваться некоторыми вспомогательными способами:

  1. В среднем темпе играть легко и плавно;
  2. Играть активным пальцевым стаккато.

Этот прием помогает активизации кончиков пальцев, их четкости и раздельности, сохраняя при этом гибкость музыкальной фразировки. Можно учить арпеджио с нарастанием звука к пятому пальцу и затуханием в обратном направлении. При крещендо включать крупные звенья вплоть до спины, а при диминуэндо как бы скатываться по инерции. Можно поиграть этюд аккордами, которые составляют основу гармонии. Ясное представление гармонического плана помогает осознать форму, выявить логику развития мысли, выучиванию наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление технических трудностей в работе над этюдами в классе фортепиано

Исполнение на фортепиано как процесс творческий возможно лишь при технической готовности учащегося к воспроизведению нотного текста, достижения свободы владения материалом для воплощения художественно...

«Методические рекомендации к работе над живописным этюдом»

В учебных работах происходит последовательное, по определенной схеме, овладение знаниями, умением и творческими  навыками, изучение закономерностей передачи окружающего мира на плоскости.Задачей ...

Работа над этюдами в музыкальной школе

Развитие  техники в  классе  фортепиано...

«Работа над этюдами К.Черни»

В данной работе описываются способы работы над некоторыми этюдами К.Черни, над аппликатурными проблемами....

Открытый урок на тему "Работа над этюдами в младших классах"

Конспект открытого урока в классе фортепиано на тему "Работа над этюдами в младших классах"....

Методическая работа на тему: "Работа над этюдами"

Методический и исполнительский анализ сборника "Избранные этюды" К. Черни...