Рабочая программа "Юный турист"
рабочая программа (5 класс)

Лариса Викторовна Балановская

Дополнительная общеобразовательная программа туристко-краеведческой направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_balanovskaya_l.v._na_3_goda_2.doc359.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА"

                                                                                                       

                                                                                                                                                       

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

туристско-краеведческой направленности

«ЮНЫЙ ТУРИСТ»

                       

Уровень освоения - общеразвивающий

                                                                                   Возраст детей: 10-18 лет                                

    Педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории:                                                    

              Балановская Лариса Викторовна

срок реализации: 3 года                            

Троицкий муниципальный район

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Раздел I –

Пояснительная записка

Раздел II –

Содержание программы:

- учебный план

- содержание учебного плана

Раздел III –

Формы аттестации и оценочные материалы

Раздел IV –

Организационно-педагогические условия реализации программы:

- материально-техническое обеспечение

- учебно-методическое и информационное обеспечение

Приложения –

календарный учебный график

приложения

                           

       

РАЗДЕЛ I

Пояснительная записка

Актуальность программы. Туристские слёты являются туристскими праздниками на природе и проводятся как комплексные спортивно-туристские мероприятия с целью привлечения школьников к занятиям спортивным туризмом. Учитывая, что с каждым годом возрастают популярность и интерес к занятиям туристской техникой, а значит, и увеличивается количество их участников, появляется необходимость качественной подготовки учащихся. Это и послужило поводом разработки программы «Юный турист», которая предполагает оказать помощь учителям общеобразовательных школ и педагогам дополнительного образования в организации подготовки школьных команд к участию в районных (областных) слётах на современном уровне.

Туристские слёты проводятся по одному или нескольким видам спортивного туризма одновременно. В их программу входят соревнования и конкурсы. В зависимости от состава участников соревнования могут проводиться на сложных и простых дистанциях по видам: техника пешеходного туризма, контрольно-туристский маршрут, туристское ориентирование, соревнования по туристским навыкам. Дистанции на соревнованиях состоят из этапов: технически сложных, технически простых, этапов без физической нагрузки, этапов проверки начальных туристских навыков.

Туристские слёты позволяют раскрыться и творческим способностям учащихся. Конкурсная программа выделяется как отдельный вид соревнований. Конкурсы могут быть самыми разнообразными в зависимости от поставленных задач. Например, конкурс туристской и самодеятельной песни, стенгазет, самоделок, фотографий, краеведов и др. Туристские слёты играют важную роль в формировании личности  и всестороннем развитии ребёнка.

При выполнении технико-тактических заданий вырабатываются коммуникативные навыки, гибкость и вариативность мышления, умения принимать верные решения в сложных условиях соревновательной деятельности. Туризм обладает большим воспитательным потенциалом: он способствует становлению силы воли, трудолюбия, целеустремлённости, взаимовыручки, ответственности.

Отличительной особенностью программы является то, что она целенаправленно предусматривает туристскую подготовку обучающихся к туристским слётам, включая все вопросы от технико-тактической подготовки до организации быта и подготовки к конкурсной программе; сориентирована на возрастные группы, предусмотренные положениями по проведению туристских соревнований школьников; рассчитана  на педагогов с разным уровнем специальной туристской подготовки.

Цель программы – обучение, воспитание, развитие и оздоровление учащихся в процессе занятий спортивным туризмом, формирование устойчивого интереса к туризму.

Задачи:

  • формирование необходимого комплекса туристских знаний, умений и навыков для безопасного и успешного выступления на соревнованиях, организации походов;
  • воспитание морально-волевых качеств, межличностных отношений;
  • совершенствование физического и интеллектуального развития обучающихся;  
  • укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни.

Механизм реализации цели и задач. Реализация цели и задач состоит в организации учебно-тренировочной и оздоровительной деятельности учащихся, в результате чего они подготавливаются к участию в туристских слётах, приобретают туристские умения и навыки, поддерживают свой организм в хорошей физической форме,  учатся жить в коллективе и принимать самостоятельные  решения в сложных нестандартных условиях.

Организация образовательного процесса. Данная программа рассчитана на 3 года обучения. Рекомендуемый минимальный состав группы первого года обучения - 15 человек, второго года - не менее 10 человек, в последующие годы - не менее 8 человек. Занятия можно проводить с полным составом группы, но по мере роста опыта занимающихся, следует больше внимания уделять групповым (2-3 человека) и индивидуальным занятиям, особенно на том этапе обучения, когда начинается специализация спортсмена-туриста. Обучение по программе рассчитано на 38 рабочих недель.

Режим занятий:

1 год – 228 часов из расчета 6 раз в неделю по 40 минут, с перерывом в 10 минут.

2 год – 228 часов из расчета 6 раз в неделю по 40 минут, с перерывом в 10 минут.

3 год – 228 часов из расчета 6 раз в неделю по 40 минут, с перерывом в 10 минут.

Срок реализации программы и объём программы:

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Каникулярный период

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Праздничные выходные

дни

Промежуточная аттестация

1 группа (1 год обучения)

1 сентября 2021 г.

31 мая

2022 г.

с 31.12.2021

по 9.01.2022;

с 01.06.2022

по 31.08.2022

38

228

4-7 ноября  -  День народного единства

2022:

31 декабря – 9 января – Новогодние каникулы 2022

23 февраля -  День защитника Отечества

6-8 марта – Международный женский день

30 апреля – 3 мая – праздник Весны и Труда

7-10 мая – День Победы

11-13 июня – День России

27 апреля

2022 г.

2 группа (2 год обучения)

1 сентября 2021 г.

31 мая

2022 г.

с 31.12.2021

по 9.01.2022;

с 01.06.2022

по 31.08.2022

38

228

4-7 ноября  -  День народного единства

2022:

31 декабря – 9 января – Новогодние каникулы 2022

23 февраля -  День защитника Отечества

6-8 марта – Международный женский день

30 апреля – 3 мая – праздник Весны и Труда

7-10 мая – День Победы

11-13 июня – День России

10-14 марта 2022 г.

3 группа (3 год обучения)

1 сентября 2021 г.

31 мая

2022 г.

с 31.12.2021

по 9.01.2022;

с 01.06.2022

по 31.08.2022

38

228

4-7 ноября  -  День народного единства

2022:

31 декабря – 9 января – Новогодние каникулы 2022

23 февраля -  День защитника Отечества

6-8 марта – Международный женский день

30 апреля – 3 мая – праздник Весны и Труда

7-10 мая – День Победы

11-13 июня – День России

21 марта 2022 г.

Формы занятий: групповая, игровая, индивидуально-игровая, в парах, индивидуальная, практическая, комбинированная, соревновательная.

При необходимости программа каждого года может повторяться с внесением изменений, исходя из опыта педагога, специализации, интересов, навыков и возраста учащихся. Продолжительность занятия в помещении не должна превышать трех академических часов, на местности – четырёх часов. Проведение экскурсий, походов определяется индивидуально, исходя из цели проведения мероприятия.

Первый год обучения. Содержание программного материала предусматривает  ознакомление с основами туризма, ориентирования (топографическая подготовка), краеведения, развитие умений преодолевать препятствия, не требующие специального туристского снаряжения (кочки, гать), препятствия по судейским перилам (параллельная переправа, бревно с перилами, подъём, траверс, спуск), а также укладывать рюкзак, разжигать костёр, ставить палатку, надевать страховочную систему, вязать узлы, оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь, пользоваться простыми приёмами ориентирования, преодолевать простые препятствия.

Планируемый результат. По окончании базовой подготовки предусматривается участие в соревнованиях: личной и командной технике пешеходного туризма (ТПТ), контрольно-туристском маршруте (КТМ) на дистанциях 1-2 класса, спортивному ориентированию школьного и городского (районного) масштабов, а также  участие в однодневных походах и двухдневных  туристско-тренировочных походах с организацией ночлега в полевых условиях.

Второй год обучения предполагает обучение техническим видам личной и командной технике пешеходного туризма (ТПТ), контрольно-туристскому маршруту (КТМ), туристскому ориентированию, при этом учащиеся должны уметь преодолевать этапы по судейским  перилам с организацией командного сопровождения (навесная и параллельная переправа),  организовывать страховку первого участника, преодолевать этапы с наведением и снятием  командных перил (подъём, спуск, бревно). Знакомство со скалолазанием.  

Планируемый результат. По окончании второго года обучения предусматривается участие в соревнованиях: на дистанциях 1-2 класса по туризму, спортивному ориентированию школьного и районного уровня, а также участие в степенных туристских походах, выполнение разрядов.

Третий год обучения предполагает дальнейшее расширение и углубление знаний по преодолению этапов с наведением и снятием  командных перил (навесная переправа, параллельная переправа, подъём, траверс, спуск), подъём и спуск по вертикальным перилам (спуск «дюльфером», подъём на жумаре), использование различных тактических схем преодоления этапов, участие в зачетных туристских соревнованиях: личной и командной технике пешеходного туризма (ТПТ), контрольно-туристском маршруте (КТМ) на дистанциях 2-3 класса районного и областного уровней. Знакомство с понятием альпинизма, организация и проведение водных сплавов.

Планируемый результат. По завершении этапа туристско-спортивного совершенствования предусматривается участие в соревнованиях по спортивному ориентированию на дистанциях: в заданном направлении, по выбору, на маркированной трассе; участие в категорийном походе;  выполнение спортивных разрядов по туристскому многоборью, спортивному ориентированию и туристскому походу; участие в конкурсных программах слётов, подготовку организаторов туристского движения, судей соревнований.

В организации образовательного процесса предусматриваются различные формы проведения занятий, которые помогают сделать учебно-воспитательную деятельность более интенсивной, дифференцированной и гибкой, это: беседы, задания игровой направленности, викторины, соревнования, самостоятельная работа, походы. Но основной формой являются учебно-тренировочные занятия, в ходе которых умения и навыки должны отрабатываться до автоматизма, чтобы на соревнованиях учащиеся могли их выполнять технически быстро и правильно.

При проведении занятий рекомендуется применять методы, направленные:

 - на приобретение специальных знаний (показ, идеомоторная тренировка, демонстрация);

- на овладение двигательными умениями и навыками (метод расчленённого и целостного упражнения);

- на совершенствование двигательных навыков и развитие физических качеств (равномерный, повторный, игровой, соревновательный), а также объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

Для успешной реализации поставленных задач в содержании каждого года выделены разделы по туристско-спортивной деятельности, распределены часы на теоретическую и практическую подготовку, позволяющую совершенствовать мастерство воспитанников постепенно, возвращаясь к изученному ранее, но на более сложном этапе. Педагог имеет возможность с учётом определённых условий, подбора и подготовленности воспитанников самостоятельно распределять количество часов по разделам. Воспитательные и оздоровительные задачи должны быть предусмотрены и включены в каждое занятие.

Предлагаемая программа предусматривает возможность внесения изменений и дополнений с учётом специфики образовательного учреждения. 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

№ п/п

Наименование разделов и тем

Общее

кол-во часов

в том числе:

Формы аттестации/ контроля

теоретических

практических

часы

форма

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

1

2

Туризм

2

2

2.1.

Познавательная роль туризма

1

1

2.2.

Оздоровление через туризм. Туризм и профессиональная ориентация

1

1

3

Личная гигиена, первая медицинская (доврачебная) помощь

8

5

2

1

тестирование

4

Специальное туристическое снаряжение

10

4

6

5

Ориентирование

13

6

6

1

5.1.

Ориентирование по плану

2

1

1

5.2.

Ориентирование на местности

2

1

1

5.3.

Компас и его устройство. Ориентирование по компасу

2

1

1

5.4.

Топография и ориентирование

6

2

3

1

тест

5.5.

Виды туристического ориентирования

1

1

6

Соревнования по водному туризму

1

1

7

Основы краеведения

5

3

1

1

викторина

8

Организация и подготовка соревнований по лыжному туризму

12

3

9

9

Организация и подготовка туристических соревнований в закрытых помещениях

43

3

33

7

зачет

10

Организация, подготовка и проведение туристических походов

4

3

1

11

Технические приемы, применяемые в туристических соревнованиях

4

2

2

12

Туристическое снаряжение и уход за ним

5

1

3

1

игра

13

Подготовка к туристическим соревнованиям

41

41

14

Туристические слеты и соревнования

18

15

3

зачет

15

Инструктаж по технике безопасности

8

8

16

Общая физическая подготовка

40

37

3

Сдача нормативов

17

Воспитательная работа

9

9

18

Методическая работа

4

4

ИТОГО за период обучения:

228

46

164

18

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

  1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Теоретические занятия:

Рассказ обучающимся о программе дополнительного образования «Юный турист». Цели и задачи программы. Проведение Инструктажа по технике безопасности. Требования по технике безопасности в работе с личным и групповым снаряжением.

  1. Познавательная роль туризма

Теоретические занятия:

Туризм – средство познания своего края. Знаменитые русские путешественники и исследователи, их роль в развитии России. Постановка целей и задач на 1-ый год обучения. Оздоровление через туризм. Туризм и профессиональная ориентация.

  1. Личная гигиена, первая медицинская (доврачебная) помощь.

Теоретические занятия:

Понятие о гигиене: гигиена физических упражнений, ее значение и основные задачи. Гигиена обуви и одежды. Применение средств личной гигиены на соревнованиях, в походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для соревнований, тренировок, уход за ними.

Подготовка медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптечки. Перечень и назначение  лекарственных препаратов.

Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм. Тепловой и солнечный удары, ожоги. Помощь утопающему. Простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления.

Практические занятия:

Формирование походной медицинской аптечки. Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшему (определение травмы, заболевания, практическое оказание помощи).

  1. Специальное туристическое снаряжение.

Теоретические занятия:

Веревки. Использование основных веревок на соревнованиях. Понятие «карабин».  Виды карабинов. Понятие блока и полиспасты. Применение зажимов. Обвязки, беседки и страховочные системы. Опорные петли, спасательные жилеты, каски, рукавицы, штормовки, головной убор, средства транспортировки пострадавшего, применение туристических узлов на соревнованиях.

Практические занятия:

Отработка навыков по вязке узлов, переноске пострадавшего. Применение спасательных жилетов, обвязок, страховочных систем. Натягивание веревок, использование карабинов, блоков и полиспастов.

  1. Ориентирование и топография.

Теоретические занятия:

Ориентирование - средство физического развития, оздоровления, закаливания. Ориентирование в программе туристских соревнований. Снаряжение для занятий ориентированием: компас и его устройство, планшет, одежда, обувь. Правила их эксплуатации и хранения. Ориентирование по компасу. Понятие о карте. Условные знаки. Ориентирование по плану. Ориентирование на местности. Ориентирование в заданном направлении, по выбору, на маркированной трассе. Правила соревнований. Права и обязанности участников. Топография и ориентирование. Понятие о топографической карте. Назначение топографической карты, её отличие от спортивной карты. Масштаб. Виды туристического ориентирования.

Практические занятия:

Знакомство с фото и видеоматериалами.

Права и обязанности участников. Действие участника перед стартом, на старте, на дистанции, на контрольном пункте, в финишном коридоре, после финиша.

Работа с картами различного масштаба, упражнения по определению масштаба, измерение расстояния по карте. Прогулка в лес с картой. Защита карт от непогоды на соревнованиях.

Приемы работы с компасом. Ориентирование карты по компасу, упражнения на засечки, определение азимута на заданный предмет.

  1. Соревнования по водному туризму

Теоретические  занятия.  

Соревнования по водному туризму. Короткая дистанция. Длинная дистанция (ралли). Варианты проведения соревнований на длинной  дистанции (рали).

  1. Основы краеведения

Теоретические  занятия.  

Родословие - ближайшие родственники воспитанников. Родословная. Семейные традиции и праздники. География родни. Народные обычаи, обряды, народные игры, музыка, танцы, характерные для данного региона. Фольклор. Природа родного края. Что дает наш край стране? Наш край богат талантами.

 Практические занятия

 Составление генеалогического древа. Рассказы о своих друзьях, бабушках, дедушках, других родственниках. Выставка «Семейный альбом». Проведение викторины «Природа родного края».

8. Организация и подготовка соревнований по лыжному туризму.

Теоретические  занятия.  

Правильный подбор лыж, лыжных палок и ботинок для занятия туризмом и ориентированием. Управление лыжами на некрутых склонах. Посадка лыжника. Передвижение ступающим и скользящим шагом, повороты на месте, спуски в низкой и основной стойках, подъем ступающим шагом, повороты в движении (просмотр видеофильмов). Техника безопасности при ходьбе на лыжах. Преодоление простых препятствий (бревна, канавы). Технические этапы и специальные задания. Описание технических этапов и заданий. Класс сложности дистанции. Примерные условия при проведении соревнований лыжного КТМ. Эстафета.

Практические занятия

Подбор лыж и снаряжения для занятия туризмом и ориентированием. Выбор одежды для лыжной прогулки или занятий ориентированием. Управление лыжами на месте: Переступание на месте вокруг пяток и носков лыж. Лыжная прогулка.

Ходьба без палок ступающим и скользящим шагом; ходьба ступающим и движение скользящим шагом с палками; толчок палками; передвижение на лыжах по лыжне до 1500 – 2000 м; повороты переступанием; спуски прямо и наискось (в основной и низкой стоиках); подъем скользящим шагом; подъем ступающим шагом; перешагивание препятствий;

Соблюдение правил дорожного движения в строю на лыжном маршруте и отдых на малых привалах. Соблюдение правил поведения зимой на улице (взаимоконтроль).

9.Организация и подготовка туристических соревнований в закрытых помещениях.

Теоретические  занятия.

Изучение положения о проведения районных соревнований в закрытых помещениях.  Технические этапы и специальные задания. Описание технических этапов и заданий.

Практические занятия

 Закрепление практических умений и навыков. Работа на этапах.

10.Организация, подготовка и проведение туристических походов

Теоретические занятия.

Туристский поход - средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, привития самостоятельности, трудовых и прикладных навыков. Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в группе. Составление плана подготовки похода. Снаряжение для одно-двухдневного похода: перечень личного снаряжения, требования к нему; типы рюкзаков, спальных мешков, их преимущества и недостатки; правила размещения предметов в рюкзаке; одежда и обувь для летнего похода. Привалы и ночлеги в походе. Продолжительность и периодичность привалов в походе в зависимости от условий (погода, рельеф местности, физическое состояние участников и т.д.). Выбор места для привала и ночлега (бивака). Основные требования к месту привала и бивака. Организация питания в одно-двухдневном походе.

Практические занятия

Изучение района похода: изучение литературы, карт, маршрута, отчетов о походе. Подготовка личного и группового снаряжения.

Определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов. Уборка места лагеря перед уходом группы.

11.Технические приемы, применяемые  в туристических соревнованиях.

Теоретические занятия:

Технические приемы, применяемые  в туристических соревнованиях. Страховка,  самостраховка, сопровождение, перила, транспортировка груза на этапах. Переправа первого участника в брод.

Практические занятия        

Выполнение практических занятий.

12. Туристическое снаряжение и уход за ним.

Теоретические занятия.

Личное снаряжение юного туриста для туристской прогулки (экскурсии) в зимнее время (межсезонье). Требования к обуви и к одежде: белье, спортивный костюм, куртка, ветровка, головной убор, носки, рукавички и пр. Личная посуда туриста, средства гигиены, туристский коврик, спальный мешок, рюкзак, лыжи, лыжные палки, лыжные ботинки, бахилы. Специальное туристское снаряжение для соревнований: рукавицы, перчатки, штормовки, головной убор, обувь – и требования к нему. Понятие о групповом снаряжении. Палатка, медицинская аптечка, костровое хозяйство. Правила эксплуатации и требования к нему. Перечень командного снаряжения: верёвки, рюкзаки, палатка.

Практические занятия

Игра «Собери рюкзачок для туристской прогулки» (правильная укладка, в том числе с точки зрения гигиены). Упаковка продуктов для перекуса. Сбор группы и прогулка по парку или лесу для проверки готовности к участию в туристских мероприятиях. Ремонт личного и группового снаряжения (наложение заплаток, пришивание пуговиц).

13.Поготовка к туристическим соревнованиям

Практические занятия

Закрепление практических умений и навыков. Индивидуальная и групповая работа.

14.Туристские слёты и соревнования

Теоретические занятия:

Соревнования по туристическим навыкам, организация и подготовка к конкурсной работе. Работа с положением о туристических соревнований. Разбор отдельных этапов и соревнований. Подготовка к туристическому слету, материально-техническое обеспечение соревнований, организация питания на слете и бивуак. Описание технических этапов и специальных заданий, штрафы лично-командной полосы и короткой технической полосы.

Практические занятия

Подготовка и участие в конкурсных программах: конкурсе краеведов, стенгазет, фотографий, художественной самодеятельности, туристской песни. Формирование практических умений и навыков на короткой технической и лично-командной полосе. Соблюдение техники безопасности на занятиях. Отработка навыков действий участников в нестандартных ситуациях.

15.Инструктаж по технике безопасности.

Теоретическое занятие.

Проведение инструктажа по технике безопасности перед районными соревнованиями в закрытых помещениях, районным туристическим слетом. Требования по технике безопасности в работе с личным и групповым снаряжением.

16.Общая  физическая подготовка

Основная задача общей физической подготовки - развитие физических, моральных и волевых качеств туристов.

Всесторонняя физическая подготовка - основа для стабильного выступления на соревнованиях по туризму и спортивному ориентированию, а также безаварийного прохождения маршрутов туристских походов.

Характеристика средств физической подготовки, применяемых на различных этапах обучения. Ежедневные, индивидуальные занятия членов группы.

Практические занятия

Легкая атлетика

Бег 30 м, 60 м, 300 м, 500 м, 1000 м; бег на длинные дистанции: девочки 1500 м, мальчики 2000 м; бег по пересеченной местности (кросс) до 2,5-5 км с преодолением естественных и искусственных препятствий.

Подвижные игры и спортивные игры

Баскетбол, футбол, русская лапта, пионербол, эстафеты.

Гимнастические упражнения

Упражнения на снарядах: брусья, низкая перекладина, гимнастическая стенка, упражнения на гимнастическом бревне, опорные прыжки, лазание по канату. Элементы акробатики: кувырки вперед, назад, в стороны, перекаты, стойка на лопатках, мост.  

17. Воспитательная работа.

Практические занятия.  Взаимодействие педагога с каждым обучающимся является обязательным условием успешности образовательного процесса: ведь ребенок приходит на занятия, прежде всего, для того, чтобы содержательно и эмоционально пообщаться со значимым для него взрослым. Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного образования решает целый ряд педагогических задач:

помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное место; выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и способности учащегося; формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию; способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «ситуацию успеха».

18. Методическая работа.

Работа с общеобразовательной программой. Обновление учебного плана, календарного учебного графика, методического обеспечения. Обновление списка обучающихся на новый учебный год.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2- ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

№ п/п

Наименование разделов и тем

Общее

кол-во часов

в том числе:

Формы аттестации/ контроля

теоретических

практических

часы

форма

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

1

2

Социальная адаптация средствами туризма

1

1

Спортивный туризм

1

1

3

Личная гигиена, первая медицинская (доврачебная) помощь

6

4

1

1

Тест

4

Специальное туристическое снаряжение

9

2

7

5

Изучение и охрана природы

4

1

2

1

Составление отчета

Наблюдение за погодой в природе

2

1

1

6

Скалолазание как вид спорта

9

2

7

7

Проведение первенства школы по туристической технике

6

6

Соревнования

8

Организация и подготовка соревнований по лыжному туризму

9

2

7

9

Организация и подготовка туристических соревнований в закрытых помещениях

55

11

41

3

зачет

10

Организация, подготовка и проведение туристических походов

3

1

2

11

Технические приемы, применяемые в туристических соревнованиях

3

3

12

Туристическое снаряжение и уход за ним

9

9

13

Подготовка к туристическим соревнованиям

47

43

4

зачет

14

Туристические слеты и соревнования

18

3

12

3

зачет

15

Инструктаж по технике безопасности

6

6

16

Общая физическая подготовка

20

17

3

Сдача нормативов

17

Специальная физическая подготовка

9

6

3

Сдача нормативов

18

Воспитательная работа

6

3

19

Методическая работа

3

3

ИТОГО за период обучения:

228

34

171

23

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

  1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Теоретические занятия:

Цели и задачи программы второго года обучения. Проведение Инструктажа по технике безопасности. Требования по технике безопасности в работе с личным и групповым снаряжением.

  1. Социальная адаптация средствами туризма. Спортивный туризм.

Теоретические занятия:

Социальная адаптация средствами туризма. Спортивный туризм как вид спорта. Виды спортивного туризма. Разряды и звания в спортивном туризме.

  1. Личная гигиена, первая медицинская (доврачебная) помощь.

Теоретические занятия:

Подготовка медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптечки. Перечень и назначение  лекарственных препаратов.

Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм. Тепловой и солнечный удары, ожоги. Помощь утопающему. Простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления.

Практические занятия:

Формирование походной медицинской аптечки. Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшему (определение травмы, заболевания, практическое оказание помощи).

  1. Специальное туристическое снаряжение.

Теоретические занятия:

Веревки. Использование основных веревок на соревнованиях. Понятие «карабин».  Виды карабинов. Понятие блока и полиспасты. Применение зажимов. Обвязки, беседки и страховочные системы. Опорные петли, спасательные жилеты, каски, рукавицы, штормовки, головной убор, средства транспортировки пострадавшего, применение туристических узлов на соревнованиях.

Практические занятия:

Отработка навыков по вязке узлов, переноске пострадавшего. Применение спасательных жилетов, обвязок, страховочных систем. Натягивание веревок, использование карабинов, блоков и полиспастов.

  1. Изучение и охрана природы. Наблюдение за погодой.

Теоретические занятия:

Природа и общество. Охрана природы. Окружающая природная среда и опасность нарушения её целостности: охрана неживой природы, ландшафта, растительного и животного мира. Наблюдение за погодой: народные приметы о погоде, приметы в походе и водном сплаве.

Практические занятия:

Составление отчета о приметах.

  1. Скалолазание как вид спорта.

Теоретические  занятия.  

История возникновения, виды и развитие скалолазания, виды скалолазания, техника скалолазания. Упражнения на выносливость.

Практические занятия:

Упражнения на выносливость.

  1. Проведение первенства школы по туристической технике.

 Практические занятия

Участие обучающихся в соревнованиях.

8.Организация и подготовка соревнований по лыжному туризму.

Теоретические  занятия.  

Правильный подбор лыж, лыжных палок и ботинок для занятия туризмом и ориентированием. Управление лыжами на некрутых склонах. Посадка лыжника. Передвижение ступающим и скользящим шагом, повороты на месте, спуски в низкой и основной стойках, подъем ступающим шагом, повороты в движении (просмотр видеофильмов). Техника безопасности при ходьбе на лыжах. Преодоление простых препятствий (бревна, канавы). Технические этапы и специальные задания. Описание технических этапов и заданий. Класс сложности дистанции. Примерные условия при проведении соревнований лыжного КТМ. Эстафета.

Практические занятия

Подбор лыж и снаряжения для занятия туризмом и ориентированием. Выбор одежды для лыжной прогулки или занятий ориентированием. Управление лыжами на месте: Переступание на месте вокруг пяток и носков лыж. Лыжная прогулка.

Ходьба без палок ступающим и скользящим шагом; ходьба ступающим и движение скользящим шагом с палками; толчок палками; передвижение на лыжах по лыжне до 1500 – 2000 м; повороты переступанием; спуски прямо и наискось (в основной и низкой стоиках); подъем скользящим шагом; подъем ступающим шагом; перешагивание препятствий;

Соблюдение правил дорожного движения в строю на лыжном маршруте и отдых на малых привалах. Соблюдение правил поведения зимой на улице (взаимоконтроль).

9.Организация и подготовка туристических соревнований в закрытых помещениях.

Теоретические  занятия.

Изучение положения о проведения районных соревнований в закрытых помещениях.  Технические этапы и специальные задания. Описание технических этапов и заданий.

Практические занятия

 Закрепление практических умений и навыков. Работа на этапах.

10.Организация, подготовка и проведение туристических походов

Теоретические занятия.

Организация питания в одно-двухдневном походе. Составление меню, списка продуктов. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Питьевой режим на маршруте. Должности постоянные и временные. Постоянные должности в группе: командир группы, ответственный за питание, за снаряжение, проводник, краевед, санитар, ремонтный мастер, фотограф. Временная должность в группе: дежурный по кухне. Порядок движения группы на маршруте. Туристский строй. Режим движения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня. Обсуждение итогов похода. Составление отчета о походе, экскурсии и мероприятии.

Практические занятия

Составление меню и списка продуктов. Приготовление пищи на костре.

Распределение обязанностей на период подготовки, проведения похода и подведения итогов.

Обработка собранных материалов. Составление отчета о походе, иллюстрированной схемы, маршрутной ленты, подготовка фотографий, видеофильма. Оформление значков и спортивных разрядов участникам похода. Ремонт и сдача инвентаря.

11.Технические приемы, применяемые  в туристических соревнованиях.

Теоретические занятия:

Технические приемы, применяемые  в туристических соревнованиях. Страховка,  самостраховка, сопровождение, перила, транспортировка груза на этапах. Переправа первого участника в брод.

Практические занятия        

Выполнение практических занятий.

12. Туристическое снаряжение и уход за ним.

Теоретические занятия.

Личное снаряжение юного туриста для туристской прогулки (экскурсии) в зимнее время (межсезонье). Требования к обуви и к одежде: белье, спортивный костюм, куртка, ветровка, головной убор, носки, рукавички и пр. Личная посуда туриста, средства гигиены, туристский коврик, спальный мешок, рюкзак, лыжи, лыжные палки, лыжные ботинки, бахилы. Специальное туристское снаряжение для соревнований: рукавицы, перчатки, штормовки, головной убор, обувь – и требования к нему. Понятие о групповом снаряжении. Палатка, медицинская аптечка, костровое хозяйство. Правила эксплуатации и требования к нему. Перечень командного снаряжения: верёвки, рюкзаки, палатка.

Практические занятия

Ремонт личного и группового снаряжения (наложение заплаток, пришивание пуговиц). Просушка группового снаряжения после соревнований. Групповое снаряжение, требования к нему. Типы верёвок. Маркировка верёвок. Типы рюкзаков: спортивные (беговые), походные, их назначение, преимущества и недостатки. Укладка рюкзака. Типы палаток: беговые, походные, др., их назначение, преимущества и недостатки. Установка и снятие палатки. Эксплуатация, ремонт и хранение группового снаряжения.

13.Поготовка к туристическим соревнованиям

Практические занятия

Закрепление практических умений и навыков.

14.Туристские слёты и соревнования

Теоретические занятия:

Соревнования по туристическим навыкам, организация и подготовка к конкурсной работе. Работа с положением о туристических соревнований. Разбор отдельных этапов и соревнований. Подготовка к туристическому слету, материально-техническое обеспечение соревнований, организация питания на слете и бивуак. Описание технических этапов и специальных заданий, штрафы лично-командной полосы и короткой технической полосы.

Практические занятия

Подготовка и участие в конкурсных программах: конкурсе краеведов, стенгазет, фотографий, художественной самодеятельности, туристской песни. Формирование практических умений и навыков на короткой технической и лично-командной полосе. Соблюдение техники безопасности на занятиях. Отработка навыков действий участников в нестандартных ситуациях.

15.Инструктаж по технике безопасности.

Теоретическое занятие.

Проведение инструктажа по технике безопасности перед районными соревнованиями в закрытых помещениях, районным туристическим слетом. Требования по технике безопасности в работе с личным и групповым снаряжением. Правила безопасного поведения дома, в школе. Правила обращения с колющими, режущими предметами, электроприборами, препаратами бытовой химии и медикаментами. Правила противопожарной безопасности (проверка выключения электроприборов при уходе из класса, квартиры или другого помещения, исключение использования неисправных электроприборов и самостоятельного их ремонта). Правила поведения в чрезвычайных (аварийных) ситуациях в школе, действия в случае объявления тревоги. Знание телефонов аварийных служб, службы спасения. Правила эвакуации их помещения (класс, школа) при возникновении опасности. Оказание помощи младшим и престарелым, девочкам.

16.Общая  физическая подготовка

Основная задача общей физической подготовки - развитие физических, моральных и волевых качеств туристов.

Всесторонняя физическая подготовка - основа для стабильного выступления на соревнованиях по туризму и спортивному ориентированию, а также безаварийного прохождения маршрутов туристских походов.

Характеристика средств физической подготовки, применяемых на различных этапах обучения. Ежедневные, индивидуальные занятия членов группы.

Практические занятия

Легкая атлетика

Бег 30 м, 60 м, 300 м, 500 м, 1000 м; бег на длинные дистанции: девочки 1500 м, мальчики 2000 м; бег по пересеченной местности (кросс) до 2,5-5 км с преодолением естественных и искусственных препятствий.

Подвижные игры и спортивные игры

Баскетбол, футбол, русская лапта, пионербол, эстафеты.

Гимнастические упражнения

Упражнения на снарядах: брусья, низкая перекладина, гимнастическая стенка, упражнения на гимнастическом бревне, опорные прыжки, лазание по канату. Элементы акробатики: кувырки вперед, назад, в стороны, перекаты, стойка на лопатках, мост.  

17. Специальная физическая подготовка

Практические занятия.

Упражнения на развитие выносливости:

Бег в равномерном темпе по равнинной и пересеченной местности на дистанции от 2,5 до 5 км. Бег «в гору». Ходьба на лыжах на дистанции от 3 до 5 км. Марш-броски и туристские походы (однодневные и многодневные). Плавание различными способами на дистанции до 300 м. Бег,  с изменением скорости, темпа и продолжительности бега в различных условиях местности.

Упражнения на развитие быстроты:

Бег на скорость на дистанции 30 м, 60 м. Бег с внезапной сменой направлений, с внезапными остановками. Бег с переменной скоростью и повторный бег. Быстрое приседание и вставание. Прыжки через препятствия. Лазание по канату на скорость.

Преодоление этапа «Параллельная переправа» (15-20 метров) с максимальной скоростью с интервалами отдыха, по 4-6 раз. Преодоление этапа «Подъем» (20 м) по 4-6 раз.

Упражнения для развития ловкости:

Упражнения на гимнастических снарядах, требующие сложной координации движений. Упражнения, выполняемые на гимнастическом бревне: ходьба, повороты, перешагивания и.т.д.

Элементы акробатики: кувырки, перекаты, перевороты. Переправа по бревну через канаву; переправа по качающемуся бревну. Расхождение двух участников на одном бревне.

Командное прохождение этапов «Параллельная переправа», «Гать», «Кочки».

Упражнения для развития силы:

Упражнения на перекладине: подтягивание на высокой перекладине из виса - мальчики, подтягивание на низкой перекладине из виса лёжа - девочки. Брусья: сгибание, разгибание рук в упоре. Упражнения для мышц брюшного пресса. Сгибание и разгибание рук в упорах стоя, лёжа. Приседание на одной и двух ногах с опорой рук. Упражнения с отягощениями. Перетягивание каната.

Подтягивание, поднимание ног из положения  виса на натянутых верёвочных перилах. Конкурсы на  натянутых верёвочных перилах: «Кто самый сильный?», «Рукоход», «Переправы без снаряжения».

Упражнения для развития гибкости, на развитие и расслабление мышц:

Наклоны вперед, в стороны, медленный бег, с расслаблением мышц плечевого пояса и рук. Парные упражнения с сопротивлением на гибкость. Скалолазание на искусственном и естественном рельефе.

18. Воспитательная работа.

Практические занятия.  Взаимодействие педагога с каждым обучающимся является обязательным условием успешности образовательного процесса: ведь ребенок приходит на занятия, прежде всего, для того, чтобы содержательно и эмоционально пообщаться со значимым для него взрослым. Организуя индивидуальный процесс, педагог дополнительного образования решает целый ряд педагогических задач:

помогает ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное место; выявляет и развивает потенциальные общие и специальные возможности и способности учащегося; формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию; способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «ситуацию успеха».

19. Методическая работа.

Работа с общеобразовательной программой. Обновление учебного плана, календарного учебного графика, методического обеспечения. Обновление списка обучающихся на новый учебный год.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 3- ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

№п/п

Наименование разделов и тем

Общее

кол-во часов

в том числе:

Формы аттестации/ контроля

теоретических

практических

часы

форма

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

1

2

Водные сплавы

3

3

3

Личная гигиена, первая медицинская (доврачебная) помощь

5

2

2

1

тест

4

Специальное туристическое снаряжение

6

5

1

тест

5

Туризм

3

2

1

6

Наблюдение за погодой в природе

3

1

2

7

Альпинизм

3

3

8

Проведение первенства школы по туристической технике

3

3

Соревнования

9

Организация и подготовка соревнований по лыжному туризму

9

2

7

10

Организация и подготовка туристических соревнований в закрытых помещениях

45

9

32

4

Зачет

11

Технические приемы, применяемые в туристических соревнованиях

3

3

12

Туристическое снаряжение и уход за ним

15

1

14

13

Туристический поход

6

6

14

Подготовка к туристическим соревнованиям

45

39

6

Зачет

15

Туристические слеты и соревнования

30

7

23

16

Инструктаж по технике безопасности

6

6

17

Общая физическая подготовка

24

20

4

Сдача нормативов

18

Специальная физическая подготовка

9

6

3

Сдача нормативов

19

Воспитательная работа

6

6

20

Методическая работа

3

3

ИТОГО за период обучения:

228

43

163

22

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1.Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Теоретические занятия:

Цели и задачи программы второго года обучения. Проведение Инструктажа по технике безопасности. Требования по технике безопасности в работе с личным и групповым снаряжением.

2.Водные сплавы

Теоретические занятия:

Рафтинг, история развития рафтинга, примеры классических маршрутов. Сплавы по рекам Южного Урала и Троицкого района. Виды сплавов, активный отдых на воде. Сплав спортивный, сплавные суда, препятствия.

3.Личная гигиена, первая медицинская (доврачебная) помощь.

Теоретические занятия:

Подготовка медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптечки. Перечень и назначение  лекарственных препаратов.

Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм. Тепловой и солнечный удары, ожоги. Помощь утопающему. Простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления.

Практические занятия:

Формирование походной медицинской аптечки. Оказание первой доврачебной помощи условно пострадавшему (определение травмы, заболевания, практическое оказание помощи).

4.Специальное туристическое снаряжение.

Теоретические занятия:

Веревки. Использование основных веревок на соревнованиях. Понятие «карабин».  Виды карабинов. Понятие блока и полиспасты. Применение зажимов. Обвязки, беседки и страховочные системы. Опорные петли, спасательные жилеты, каски, рукавицы, штормовки, головной убор, средства транспортировки пострадавшего, применение туристических узлов на соревнованиях.

Практические занятия:

Отработка навыков по вязке узлов, переноске пострадавшего. Применение спасательных жилетов, обвязок, страховочных систем. Натягивание веревок, использование карабинов, блоков и полиспастов.

5.Туризм

Теоретические занятия:

Туризм в России и за рубежом, популяризация туризма.  Классификация туризма, его особенности.

Практические занятия:

Практическая работа - Выбор страны для отдыха, предпочтения, особенности. Где бы вы хотели отдыхать? Сочинение рассуждение.

6. Наблюдение за погодой в природе

Теоретические занятия:

Приметы по животным и растениям

Практические занятия:

Прогулка, составление отчета по наблюдениям

7.Альпинизм

Теоретические  занятия.  

История альпинизма в России, классификация маршрутов в альпинизме, отличие от скалолазания, особенности тактики и организации

8.Проведение первенства школы по туристической технике.

 Практические занятия:

Участие обучающихся в соревнованиях.

9. Организация и подготовка соревнований по лыжному туризму.

Теоретические  занятия.  

Правильный подбор лыж, лыжных палок и ботинок для занятия туризмом и ориентированием. Управление лыжами на некрутых склонах. Посадка лыжника. Передвижение ступающим и скользящим шагом, повороты на месте, спуски в низкой и основной стойках, подъем ступающим шагом, повороты в движении (просмотр видеофильмов). Техника безопасности при ходьбе на лыжах. Преодоление простых препятствий (бревна, канавы). Технические этапы и специальные задания. Описание технических этапов и заданий. Класс сложности дистанции. Примерные условия при проведении соревнований лыжного КТМ. Эстафета.

Практические занятия

Подбор лыж и снаряжения для занятия туризмом и ориентированием. Выбор одежды для лыжной прогулки или занятий ориентированием. Управление лыжами на месте: Переступание на месте вокруг пяток и носков лыж. Лыжная прогулка.

Ходьба без палок ступающим и скользящим шагом; ходьба ступающим и движение скользящим шагом с палками; толчок палками; передвижение на лыжах по лыжне до 1500 – 2000 м; повороты переступанием; спуски прямо и наискось (в основной и низкой стоиках); подъем скользящим шагом; подъем ступающим шагом; перешагивание препятствий;

Соблюдение правил дорожного движения в строю на лыжном маршруте и отдых на малых привалах. Соблюдение правил поведения зимой на улице (взаимоконтроль).

10.Организация и подготовка туристических соревнований в закрытых помещениях.

Теоретические  занятия.

Изучение положения о проведения районных соревнований в закрытых помещениях.  Технические этапы и специальные задания. Описание технических этапов и заданий.

Практические занятия

 Закрепление практических умений и навыков. Работа на этапах.

11.Технические приемы, применяемые  в туристических соревнованиях.

Теоретические занятия:

Технические приемы, применяемые  в туристических соревнованиях. Страховка,  самостраховка, сопровождение, перила, транспортировка груза на этапах. Переправа первого участника в брод.

Практические занятия        

Выполнение практических занятий.

12. Туристическое снаряжение и уход за ним.

Теоретические занятия.

Специальное туристское снаряжение для соревнований: рукавицы, перчатки, штормовки, головной убор, обувь – и требования к нему. Понятие о групповом снаряжении. Палатка, медицинская аптечка, костровое хозяйство. Правила эксплуатации и требования к нему. Перечень командного снаряжения: верёвки, рюкзаки, палатка.

Практические занятия

Ремонт личного и группового снаряжения (наложение заплаток, пришивание пуговиц). Просушка группового снаряжения после соревнований. Групповое снаряжение, требования к нему. Типы верёвок. Маркировка верёвок. Типы рюкзаков: спортивные (беговые), походные, их назначение, преимущества и недостатки. Укладка рюкзака. Типы палаток: беговые, походные, др., их назначение, преимущества и недостатки. Установка и снятие палатки. Эксплуатация, ремонт и хранение группового снаряжения.

13.Туристический поход

Практические занятия

Составление меню и списка продуктов. Приготовление пищи на костре.

Распределение обязанностей на период подготовки, проведения похода и подведения итогов.

Обработка собранных материалов. Составление отчета о походе, иллюстрированной схемы, маршрутной ленты, подготовка фотографий, видеофильма. Оформление значков и спортивных разрядов участникам похода. Ремонт и сдача инвентаря.

14.Поготовка к туристическим соревнованиям

Практические занятия

Закрепление практических умений и навыков.

15.Туристские слёты и соревнования

Теоретические занятия

Соревнования по туристическим навыкам, организация и подготовка к конкурсной работе. Работа с положением о туристических соревнований. Разбор отдельных этапов и соревнований. Подготовка к туристическому слету, материально-техническое обеспечение соревнований, организация питания на слете и бивуак. Описание технических этапов и специальных заданий, штрафы лично-командной полосы и короткой технической полосы.

Практические занятия

Подготовка и участие в конкурсных программах: конкурсе краеведов, стенгазет, фотографий, художественной самодеятельности, туристской песни. Формирование практических умений и навыков на короткой технической и лично-командной полосе. Соблюдение техники безопасности на занятиях. Отработка навыков действий участников в нестандартных ситуациях.

16.Инструктаж по технике безопасности.

Теоретическое занятие.

Проведение инструктажа по технике безопасности перед районными соревнованиями в закрытых помещениях, районным туристическим слетом. Требования по технике безопасности в работе с личным и групповым снаряжением. Правила безопасного поведения дома, в школе. Правила обращения с колющими, режущими предметами, электроприборами, препаратами бытовой химии и медикаментами. Правила противопожарной безопасности (проверка выключения электроприборов при уходе из класса, квартиры или другого помещения, исключение использования неисправных электроприборов и самостоятельного их ремонта). Правила поведения в чрезвычайных (аварийных) ситуациях в школе, действия в случае объявления тревоги. Знание телефонов аварийных служб, службы спасения. Правила эвакуации их помещения (класс, школа) при возникновении опасности.

17.Общая  физическая подготовка

Основная задача общей физической подготовки - развитие физических, моральных и волевых качеств туристов.

Всесторонняя физическая подготовка - основа для стабильного выступления на соревнованиях по туризму и спортивному ориентированию, а также безаварийного прохождения маршрутов туристских походов.

Характеристика средств физической подготовки, применяемых на различных этапах обучения. Ежедневные, индивидуальные занятия членов группы.

Практические занятия

Легкая атлетика

Бег 30 м, 60 м, 300 м, 500 м, 1000 м; бег на длинные дистанции: девочки 1500 м, мальчики 2000 м; бег по пересеченной местности (кросс) до 2,5-5 км с преодолением естественных и искусственных препятствий.

Подвижные игры и спортивные игры

Баскетбол, футбол, русская лапта, пионербол, эстафеты.

Гимнастические упражнения

Упражнения на снарядах: брусья, низкая перекладина, гимнастическая стенка, упражнения на гимнастическом бревне, опорные прыжки, лазание по канату. Элементы акробатики: кувырки вперед, назад, в стороны, перекаты, стойка на лопатках, мост.  

Скалолазание – индивидуальное лазание по скальным стенкам на скорость.

18. Специальная физическая подготовка

Практические занятия

Упражнения на развитие выносливости

Бег в равномерном темпе по равнинной и пересеченной местности на дистанции от 2,5 до 5 км. Бег «в гору». Ходьба на лыжах на дистанции от 3 до 5 км. Марш-броски и туристские походы (однодневные и многодневные). Плавание различными способами на дистанции до 300 м. Бег,  с изменением скорости, темпа и продолжительности бега в различных условиях местности.

Упражнения на развитие быстроты

Бег на скорость на дистанции 30 м, 60 м. Бег с внезапной сменой направлений, с внезапными остановками. Бег с переменной скоростью и повторный бег. Быстрое приседание и вставание. Прыжки через препятствия. Лазание по канату на скорость.

Преодоление этапа «Параллельная переправа» (15-20 метров) с максимальной скоростью с интервалами отдыха, по 4-6 раз. Преодоление этапа «Подъем» (20 м) по 4-6 раз.

Упражнения для развития ловкости

Упражнения на гимнастических снарядах, требующие сложной координации движений. Упражнения, выполняемые на гимнастическом бревне: ходьба, повороты, перешагивания и.т.д.

Элементы акробатики: кувырки, перекаты, перевороты. Переправа по бревну через канаву; переправа по качающемуся бревну. Расхождение двух участников на одном бревне.

Командное прохождение этапов «Параллельная переправа», «Гать», «Кочки».

Упражнения для развития силы

Упражнения на перекладине: подтягивание на высокой перекладине из виса - мальчики, подтягивание на низкой перекладине из виса лёжа - девочки. Брусья: сгибание, разгибание рук в упоре. Упражнения для мышц брюшного пресса. Сгибание и разгибание рук в упорах стоя, лёжа. Приседание на одной и двух ногах с опорой рук. Упражнения с отягощениями. Перетягивание каната.

Подтягивание, поднимание ног из положения  виса на натянутых верёвочных перилах. Конкурсы на  натянутых верёвочных перилах: «Кто самый сильный?», «Рукоход», «Переправы без снаряжения».

Упражнения для развития гибкости, на развитие и расслабление мышц

Наклоны вперед, в стороны, медленный бег, с расслаблением мышц плечевого пояса и рук. Парные упражнения с сопротивлением на гибкость. Скалолазание на искусственном и естественном рельефе.

19. Методическая работа.

Работа с общеобразовательной программой. Обновление учебного плана, календарного учебного графика, методического обеспечения. Обновление списка обучающихся на новый учебный год.

Раздел III

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Виды и формы контроля ЗУН обучающихся:

Программа предусматривает входную, текущую, промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей.

В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие - по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных упражнений, а также участие в районных соревнованиях по nehbpve.

Итоговая аттестация проводится в конце года обучения и предполагает зачет в форме учебного тестирования по общей и специальной физической подготовке, участия в соревнованиях разных уровней: школьного, муниципального, районного и прочих, а также открытого мероприятия для родителей, с последующим совместным анализом проведенного мероприятия.

Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения.

Виды конт-

роля

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

(оценочные материалы)

Входной

Вводное занятие

Выявление наличия знаний о туризме

Беседа, опрос, тестирование

Текущий

В течение всего учебного года

Определение степени усвоения учащимися учебного материала на каждом занятии. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.

Педагогическое наблюдение, тестирование

Промежуточный

По окончании изучения темы или раздела. В конце месяца, четверти, полугодия.

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения.

Сдача нормативов, участие в соревнованиях

Итоговый

В конце учебного года или курса обучения

Определение изменения уровня развития детей, их физических способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

Участие в соревнованиях, сдача нормативов

Раздел IV

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для успешной реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение:

  1. Веревка основная (50 м)                                                         4 шт.
  2. Веревка основная (40 м)                                                         6 шт.
  3. Веревка основная (25 м)                                                         4 шт.
  4. Веревка вспомогательная (60 м)                                         2 шт.
  5. Петли прусика (веревка 6 мм)                                                 15 шт.
  6. Система страховочная (грудная обвязка, беседка)                 15 шт.
  7. Рукавицы для страховки и сопровождения                                15 пар.
  8. Карабины с закручивающейся муфтой                                10 шт.
  9. Карабины с полуавтоматически закручивающейся муфтой         12 шт.
  10. Карабины с автоматически закручивающейся муфтой                30 шт
  11. Блоки и полиспаст                                                                4 шт.
  12. Сдвоенная петля самостраховки (диаметром  10 мм)                3 шт.
  13. Жумар (только для 4 и 5 годов обучения)                                2 шт.
  14. Устройство для спуска по вертикальным перилам типа 2 шт.

    «восьмерка»,                                                             

  1. Аптечка медицинская в упаковке                                        1 шт.
  2. Накидка от дождя                                                                15 шт.
  3. Компас жидкостный для ориентирования                                15 шт.
  4. Лыжи                                                                                15 пар.
  5. Лыжные палки                                                                15 пар.
  6. Лыжные ботинки                                                                15 пар.
  7. Костровое оборудование                                                        1 шт.
  8. Каны (котлы) туристские                                                2 компл.
  9. Спальники                                                                        15 шт.
  10. Палатки туристские походные                                                5 шт.
  11. Коврики                                                                        15 шт.
  12. Рюкзаки                                                                        15 шт.
  13. Топор походный                                                                2шт.
  14. Тент                                                                                2шт.
  15. Ремонтный набор                                                                1 шт.
  16. Учебные видеокассеты                                                        Компл.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Обучение туризму как направленный процесс должно обеспечивать: во-первых, первоначальное овладение техникой передвижения на местности (имеются в виду различные виды передвижения с преодолением естественных препятствий); во-вторых, усвоение умений, необходимых для организации быта в полевых условиях; в-третьих, ознакомление со способами ведения общественно полезной работы в походах; в-четвертых, формирование основ знаний картографии и топографии, краеведения и природоведения. Обучать всему перечисленному необходимо в тесной взаимосвязи с воспитанием человека как всесторонне гармонически развитой личности.

В обучении туризму следует различать три последовательных года обучения: ознакомление с основными представлениями о туризме; овладение структурой рациональных двигательных действий, свойственных тому или иному способу передвижения на местности, а также усвоение элементов туристской тактики и приемов организации быта в условиях местности; совершенствование полученных знаний и технико-тактических действий на маршруте похода. Особо следует подчеркнуть важность экологического воспитания обучающихся на всех годах обучения туризму и дальнейшего совершенствования физических качеств, умений и навыков. 

На первом году обучения - различными средствами и методами информации (словом и показом) - необходимо создать у воспитанников представления о туризме как явлении, имеющем свои правила и законы, о его достоинствах как средстве воспитания человека, о том, что существуют понятия туристской техники и тактики, которыми нужно овладевать в процессе организованных занятий. Следует обратить внимание воспитанников на существующие особенности техники и тактики в одном из видов туризма (как правило, обучение начинают с пешего или лыжного туризма). Очень важны на этом этапе наглядные пособия (кинофильмы и слайдфильмы). Кроме того, следует в доступной форме объяснить права и обязанности занимающихся туризмом. Одновременно надо использовать приемы ориентирования на местности по карте и компасу, разные варианты преодоления естественных препятствий.

В целом первый год обучения – это ознакомление с основными представлениями о туризме надо добиться того, чтобы воспитанники усвоили главное, что отличает туризм, а также его взаимосвязь с другими средствами советской системы физического воспитания. Проверку знаний можно проводить в форме ответов на поставленные вопросы. 

На втором году обучения туризму нужно широко использовать различные средства общей физической подготовки, обращая больше внимания на упражнения естественно-прикладного характера (бег, ходьба, прыжки, метания). В программу обучения необходимо включить также упражнения, связанные с эксплуатацией туристского снаряжения, в том числе различные способы передвижения со снаряжением. Все это можно проделать в однодневных походах.

На втором году обучения важно уметь создать для воспитанников упрощенные условия, для чего использовать: укороченные маршруты продвижения с рюкзаком; выбор мест для преодоления естественных препятствий, где есть возможность применить несколько вариантов; эксплуатацию простейшего туристского снаряжения; организацию на маршруте более частых привалов; передвижение на местности вдоль заметных ориентиров (кромка леса, высоковольтные линии электропередач и т. п.); тщательно промаркированную трассу, на которой легко определить местонахождение, используя карту и компас.

Для овладения тактическими действиями применяются различные задания, например выбор более оптимального варианта (с точки зрения обеспечения безопасности) преодоления естественного препятствия или прохождения определенного участка маршрута, применив для этого визуальные наблюдения и карту. На втором году обучения у начинающих туристов должны сформироваться условнорефлекторные связи как результат, свидетельствующий об овладении основными умениями и навыками, необходимыми для углубленных занятий этим видом. 

На третьем году обучения туризму должна решаться задача достижения определенного уровня, характеризующегося стабильностью и автоматизмом в применении наиболее рациональных технико-тактических приемов в различных условиях. Особенно это касается участков маршрута, требующих от туриста значительных усилий. На третьем году обучения в организме занимающихся происходят существенные морфофункциональные перестройки - как результат целенаправленных воздействий многократных сложных упражнений. 

Совершенствование специальных навыков и двигательных способностей занимающихся туризмом, рассматриваемое как завершающий этап обучения, осуществляется главным образом в условиях участия в соревнованиях.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. - М.: ФиС, 1983
  2. Аппенинский А. И. Физическая тренировка в туризме: Метод, рекомендации. - М.: ЦРИБ «Турист», 1988.
  3. Варламов В. Г.Физическая подготовка туристов - пешеходников: Метод, рекомен-дации. - М.: ЦРИБ «Турист», 1979.
  4. Воронов Ю. С. Тесты и занимательные задачи для юных ориентировщиков: Учеб. пособие. - М.: ФСО РФ, 1998.
  5. Вяткин Л.А., Сидорчук Е.В., Немытов Д.Н. Пешеходный туризм: Туризм и спортивное ориентирование. М. 2001.
  6. Кодыш Э. Н. Соревнования туристов: пешеходный туризм. - М.: Физкультура и спорт, 1990.
  7. Константинов Ю. С., Куликов В. М. Педагогика школьного туризма: Учебно-метод. пособие. - М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002.
  8. Константинов Ю. С. Туристские слеты и соревнования учащихся: Учебно-метод. пособие. - М.: ЦДЮТК МО РФ, 2000.
  9. Константинов Ю. С. Программа для системы дополнительного образования «Юные судьи туристских соревнований»: - М.: ЦДЮТур, 1999.
  10. Кошельков С. А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся. - М.: ЦДЮТК МО РФ, 1997.
  11. Лукоянов П.И. Снаряжения для спортивного туризма: Самодельное туристское снаряжение. М.: ФиС, 1986.
  12. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности»: Методическое пособие. – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.  
  13. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Дрогов И.А. Полевые туристские лагеря. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
  14. Михайлов Б. А., Федотова А. А., Федотов Ю. Н. Физическая подготовка туристов: Метод, рекомендации. - М.: ЦРИБ «Турист», 1985.
  15. Моргунова   Т.Л.    Обучающие   и   контрольные   тесты    по    спортивному ориентированию. - М.: ЦДЮТиК, 2003
  16. Основы безопасности в пешем походе: Метод, рекомендации. - М.: ЦРИБ «Турист», 1983.
  17. Сборник официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению и летнему отдыху детей /Сост. Ю. С. Константинов. - М.: ЦДЮТур РФ, 1995.
  18. Спортивный туризм: Учеб. пособие /Под ред. С. П. Евсеева, Ю. Н. Федотова. - СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1999.
  19. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие /Под ред. Ж.К. Холодов В.С.Кузнецов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000,
  20. Туризм и спортивное ориентирование: Учеб. для институтов и техникумов физической культуры / Сост. В. И. Ганопольский. - М.: Физкультура и спорт, 1987.
  21. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно- оздоровительный туризм.-М.: ИЗД. «Советский спорт», 2002.

Приложение № 1

БИЛЕТ № 1

1. Какая первая медицинская помощь при открытом переломе?

  1. Концы сломанных костей совместить.
  2. Убрать осколки костей и наложить на рану пузырь со льдом.
  3. Наложить стерильную повязку на рану, осуществить иммобилизацию конечности  и дать покой больному.

2. Первая медицинская помощь при обморожении?

  1. Растереть пораженный участок жестким материалом или снегом.
  2. Создать условия для общего согревания, наложить ватно-марлевую повязку на обмороженный участок, дать теплое питье.
  3. Сделать легкий массаж, растереть пораженное место одеколоном.

3.Основные правила наложения транспортной шины при переломе  костей голени?

  1. Наложить две шины с внутренней и наружной сторон ноги от стопы до коленного сустава и прибинтовать их.
  2. Наложить две шины с внутренней и наружной сторон ноги от стопы до середины бедра, чтобы обездвижить место перелома, коленный и голеностопный суставы.

4. Какой материал может быть использован в качестве шины?

  1. Ткань.
  2. Бинт, вата.
  3. Кусок доски.

5.Что необходимо сделать для освобождения дыхательных путей пострадавшего!

  1. Поднять повыше голову.
  2. Подложить под плечи что-нибудь и максимально запрокинуть голову и очистить ротовую полость.
  3. Открыть рот пострадавшему.         

6.Как правильно надеть на пострадавшего рубашку, пиджак при ранении руки?

  1. Одежду надевают сначала на больную руку, а затем на здоровую.
  2. Одежду надевают на обе руки одновременно.
  3. Одежду надевают сначала на здоровую, а затем на больную руку.

7.Какие приемы первой медицинской помощи применяются при внутреннем кровоизлиянии или подозрении на него?

  1. Наложить на поврежденную поверхность грелку со льдом или прохладную повязку, обеспечить покой.
  2. Дать холодной воды.
  3. Дать горячего чаю.        

8. Какой препарат используется при болях в сердце.

  1. Нитросорбид № 1.
  2. Ношпа.
  3. Анальгин.

9. Средства, применяемые при стрессовых реакциях.

  1. Анальгин.
  2. Экстракт валерианы.
  3. Валидол.        

10. Предназначение устройства «Рот-Устройство – Рот».

  1. Снятие болей в сердце.
  2. При стрессовых реакциях.
  3. Для сердечно-лёгочной реанимации при клинической смерти.

БИЛЕТ №2

1.Правильный способ остановки артериального кровотечения?

  1. Наложение на рану давящей повязки.
  2. Наложение жгута или резкое сгибание конечности в суставе.

 2.Что необходимо сделать при потере сознания?

  1. Искусственное дыхание.
  2. Массаж сердца.
  3. Освободить (санировать) дыхательные пути от инородных тел и рвотных масс.

3. По каким признакам судят о наличии внутреннего кровотечения?

  1. Цвет кожных покровов, уровень артериального давления, сознание.
  2. Пульс, высокая температура, судороги.
  3. Резкая боль, появление припухлости, потеря сознания.

4. Для каких целей используется перманганат калия (марганцовка), находящийся в медицинской аптечке в автомобиле?

  1. Наружно в водных растворах для полоскания рта, горла.
  2. Наружно в водных растворах для промывания ран.
  3. В водных растворах для промывания желудка.
  4. Для указанных в пп. 1 и 2 целей.
  5. Для целей, указанных в пп. 1-3.

5. Какие признаки закрытого перелома костей конечностей?

  1. Сильная боль, припухлость мягких тканей и деформация конечности.
  2. Конечность искажена, поврежден кожный покров, видны осколки костей.
  3. Синяки, ссадины на коже.        

6. Какая повязка накладывается при повреждении затылка?

  1. Крестообразная или пращевидная.
  2. Спиральная.
  3. Шапочка.

 7. Как оказать первую помощь пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии при сильном ушибе живота?

  1. Уложить пострадавшего на спину, дать теплый чай и в этом положении транспортировать в ближайшее медицинское учреждение.
  2. Провести противошоковые мероприятия, транспортировать в ближайшее медицинское учреждение в положении лежа на боку с согнутыми в коленях ногами.
  3. Дать обезболивающие лекарства, уложить на живот и транспортировать в этом положении до ближайшего медицинского учреждения.        

8. Для чего используется портативный гипотермический (охлаждающий) пакет – контейнер.

  1. Остановка кровотечения.
  2. Обезболивающее, противошоковое средства при травме (ушиб, перелом, вывих) ранении, шоке.
  3. При отравлениях.

 9. Какое средство применяется при обмороке (коллапсе).

  1. Раствор йода спиртовой  5 %.
  2. Раствор аммиака 10 % (нашатырный спирт).
  3. Раствор бриллиантового зелёного 1 %.

 10. Средство, используемое для остановки кровотечения.

  1. Жгут.
  2. Нитросорбид № 10.
  3. Валидол.

БИЛЕТ №3

1. Как оказать первую помощь пострадавшему при ожоге отдельных участков тела кислотой?

  1. Промыть пораженное место 1-2%-ным раствором борной, лимонной или уксусной кислоты, наложить асептическую повязку.
  2. Промыть пораженный участок мыльным или 2%-ным раствором столовой соды, наложить асептическую повязку.
  3. Промыть пораженный участок водой и смазать жирным кремом, наложить асептическую повязку.

 2. Первая медицинская помощь при вывихе конечности?

  1. Дать обезболивающие средства, вправить вывих и зафиксировать конечность.
  2. Осуществить иммобилизацию поврежденной конечности, дать доступные обезболивающие средства, приложить к поврежденному суставу пузырь с холодной водой или льдом, организовать транспортировку в больницу или травмпункт.
  3. Зафиксировать конечность, не вправляя вывих, приложить пузырь (грелку) с горячей водой, организовать транспортировку в больницу или травмпункт.

3. В каком положении эвакуируется пострадавший в дорожно-транспортном происшествии с вывихом бедра?

  1. В положении лежа.
  2. В положении сидя.
  3. Свободное положение.        

4. Какая повязка накладывается при повреждении лба?

  1. Шапочка или пращевидная.
  2. Спиральная.
  3. Шапочка.

 5. В каком положении эвакуируется пострадавший в дорожно- транспортном происшествии с вывихом костей верхней конечности?

  1. В положении сидя.
  2. Свободное положение.
  3. Свободное положение, при общей слабости – сидя или лежа.

 6. Основные правила наложения транспортной шины при переломе костей голени?

  1. Наложить две шины с внутренней и наружной сторон ноги от стопы до коленного сустава и прибинтовать их.
  2. Наложить две шины с внутренней и наружной сторон ноги от стопы до середины бедра, чтобы обездвижить место перелома, коленный и голеностопный суставы.

7.Как оказать помощь пострадавшему при ожоге отдельных участков тела щелочными растворами?

  1. омыть пораженное место мыльным раствором или 2%-ным раствором столовой соды, наложить асептическую повязку.
  2. работать пораженное место 1-2% раствором борной, лимонной или уксусной кислоты, наложить асептическую повязку.
  3. Промыть пораженное место водой, смазать жирным кремом и наложить повязку из чистой материи.

8. Средство, используемое для обработки и перевязки ран.

  1. Валидол.
  2. Вазелин.
  3. Лейкопластырь медицинский бактерицидный.

9. Что входит в автомобильную аптечку.

  1. Отвёртка.
  2. Ножницы тупоконечные.
  3. Пассатижи.        

10.Какие средства применяются для дезинтоксикации при отравлениях.

  1. Сенадексин.
  2. Энтеродез или уголь активированный.
  3. Раствор аммиака.

БИЛЕТ №4

1. Основные правила наложения транспортной шины при переломе бедренной кости в нижней трети?

  1. Наложить одну шину от стопы до середины бедра.
  2. Наложить две шины, одну от стопы до подмышечной впадины, другую – от стопы до паха.
  3. Наложить две шины, от стопы до конца бедра.         

2. Как оказать на месте происшествия первую помощь при простой  и неглубокой ране?

  1. Наложить стерильную повязку.
  2. Промыть рану лекарствами.
  3. Обработать края раны йодом и наложить стерильную повязку.

 3.Как правильно надеть на пострадавшего рубашку, пиджак при ранении руки?

  1. Одежду надевают сначала на больную руку, а затем на здоровую.
  2. Одежду надевают на обе руки одновременно.
  3. Одежду надевают сначала на здоровую, а затем на больную руку.        

4.Какие признаки открытого перелома?

  1. Сильная боль, припухлость мягких тканей, деформация конечности.
  2. Сильная боль, деформация конечности, поврежден кожный покров, обильное кровотечение.
  3. Синяки, ссадины на коже.

5. Какие приемы первой медицинской помощи применяются при внутреннем кровоизлиянии или подозрении на него?

  1. Наложить на поврежденную поверхность грелку со льдом или прохладную повязку, обеспечить покой.
  2. Дать холодной воды.
  3. Дать горячего чаю.        

6.Как оказать первую помощь при переломе костей таза?

  1. Придать пострадавшему полусидячее положение, наложить тугую повязку.
  2. Уложить пострадавшего на ровную жесткую поверхность, согнуть и развести коленные суставы и подложить под них валик из одежды или другого заменяющего ее материала.
  3. Уложить пострадавшего на спину на жесткую поверхность, к местам повреждения приложить грелку или пузырь со льдом или холодной водой.

7.Назовите основные правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом  ударах?

  1. Как можно быстро перенести пострадавшего в тень, уложить на спину (голова должна быть ниже туловища), сделать растирание в области сердца.
  2. Поместить пострадавшего в тень или в прохладное помещение, раздеть, уложить на спину, сделать холодные компрессы, положить под голову валик, обеспечить достаточный доступ свежего воздуха.
  3. Усадить пострадавшего в тень, напоить холодным напитком, наложить холодный компресс на грудь.         

8.Что входит  в автомобильную аптечку.

  1. Молоток.
  2. Клещи.
  3. Ножницы тупоконечные.

 9. Обезволивающее, противовоспалительное и противошоковое средство при   травме (ушиб, перелом, вывих), ранениях, шоке.

  1. Глицин.
  2. Анальгин.
  3. Нитроглицерин.        

10. Для чего используется портативный гипотермический (охлаждающий) пакет-контейнер.

  1. Остановка кровотечения.
  2. Обезволивающее, противошоковое средство при травме (ушиб,  перелом, вывих), ранении, шоке.
  3. При отравлениях.

БИЛЕТ №5

1. Назовите основные правила оказания первой помощи при сотрясении мозга.

  1. Уложить пострадавшего на спину, подложить под голову валик и дать теплое питье.
  2. Уложить пострадавшего на бок или спину со склоненной набок головой и транспортировать в этом положении в лечебное учреждение.
  3. Положить пострадавшего на спину или в положении полулежа со склоненной набок головой.        

2.Какая повязка накладывается на голеностопный сустав при его повреждении?

  1. Спиралевидная.
  2. Колосовидная.
  3. Восьмиобразная.

3. Какое кровотечение считается наиболее опасным?

  1. Капиллярное.
  2. Венозное.
  3. Артериальное.

4. Как наложить транспортную шину при переломе пальцев и кисти?

  1. По ладонной поверхности предплечья от начала пальцев до локтевого сгиба.
  2. С обеих сторон кисти и прибинтовать.
  3. По ладонной  стороне предплечья от начала пальцев до плечевого сустава.

5. Какая повязка накладывается при повреждении пальца?

  1. Крестообразная.
  2. Спиральная.
  3. Пращевидная.

        

 6.В каком положении необходимо эвакуировать пострадавшего с вывихами костей в суставах верхних конечностей?

  1. В положении сидя.
  2. В положении лежа.
  3. Свободное положение, при общей слабости – сидя или лежа.

7.Что надо предпринять для оказания первой помощи при поражении электрическим током?

  1. Освободить пострадавшего от действия тока, если он в сознании, уложить в сухом и теплом месте, принять необходимые меры для облегчения дыхания, обеспечить доступ свежего воздуха, на обожженные участки наложить стерильную повязку. При отсутствии признаков жизни проводить искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
  2. Освободить пострадавшего от действия тока, если он в сознании, дать обильное холодное питье, можно кофе. При потере сознания сделать искусственное дыхание.
  3. Освободить пострадавшего от действия тока и срочно транспортировать в ближайшее медицинское учреждение.

 8.Что входит в автомобильную аптечку.

  1. Средства при болях в сердце.
  2. Противокашлевые средства.
  3. Средства от насморка.

9.Средство, используемое для остановки кровотечения, обработки ран.

  1. Раствор йода спиртовой 5 %.
  2. Нашатырный спирт.
  3. Меновазин.        

10.Предназначенные устройства «Рот-Устройство – Рот».

  1. Для сердечно-лёгочной реанимации при клинической смерти.
  2. Противошоковое средство.
  3. Снятие болей в сердце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - турист» для учащихся 1-2 классов

Программа "Я-турист" разработана для внеурочных зянятий спортивным туризмом в начальной школе. Основной задачей программы является оздоровление и физическое развите детей младшего школьного возраста....

Рабочая программа и КТП профессионального модуля 02 "Предоставление услуг по сопровождению туристов"

Рабочая программа и КТП профессионального модуля 02 "Предоставление услуг по сопровождению туристов" на 108 часов для группы второго курса СТУ-321...

Рабочая программа по профессиональному модулю 02 "Предосталение услуг по сопровождению туристов"

Рабочая программа по профессиональному модулю 02 "Предосталение услуг по сопровождению туристов" на 390 часов для студентов второго курса группы СТУ-321...

Рабочая программа кружка "Юный турист"

Рабочая программа для кружка "Юный туризм" расчитана на три года обучения...

Рабочая программа дополнительного образования детей_Юный турист

Рабочая программа дополнительного образования детей_Юный турист...

Рабочая программа туристического кружка "Турист"

Цель занятий в туристическом кружке – приобретение навыков спортивного туризма, краеведения, привить любовь к природе, родному краю, бережное отношение к окружающей среде.   Задачи прог...

Рабочая программа 1 года обучения объединение « ЮНЫЙ ТУРИСТ» на 2014-2015 учебный год

Программа рассчитана на 1 год, усложнение материала из года в год происходит по спирали (т. е. возврат к тем же темам, но с более широким и углубленным изучением), с учетом индивидуальных способ...