Главные вкладки

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - турист» для учащихся 1-2 классов
    рабочая программа (физкультура и спорт) по теме

    Панарин Виталий Юрьевич

    Программа "Я-турист" разработана для внеурочных зянятий спортивным туризмом в начальной школе. Основной задачей программы является оздоровление и физическое развите детей младшего школьного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon спортивный туризм84.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Кемеровская область, Ижморский муниципальный район, пгт. Ижморский

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Ижморская основная общеобразовательная школа №2»

    Утверждено

    решением педсовета

    протокол № ______

    от _______ 20___года

    Председатель педсовета

    ____________________

    ____________________

    Рабочая программа внеурочной деятельности

    «Я - турист»

    Программа рассчитана на 1 год обучения для обучающихся 1-2 классов

    Панарин Виталий Юрьевич

    учитель физической культуры

    2012 год

    Содержание:

    Пояснительная записка

    3

    Учебно-тематический план

    5

    Базовое содержание программы

    6

    Календарно-тематическое планирование

    7

    Список литературы

    8

    Пояснительная записка.

    Занятия туризмом в системе физического воспитания выделены в особую группу, так как позволяют в наибольшей степени, по сравнению с другими видами, овладевать знаниями, умениями и навыками, нужными в жизни каждому человеку.

    Таким образом, туризм как средство физического воспитания характеризуется естественной прикладностью. Он включает разнообразные по форме и содержанию двигательные действия по рациональному преодолению значительных расстояний в малонаселенной местности, выполняемые в естественных условиях коллективными усилиями. Их цель – формирование у человека умений и навыков, необходимых ему в производственной и бытовой деятельности, с одновременным  решением воспитательных, образовательных, оздоровительных и спортивных задач.

    Воспитательные, образовательные, оздоровительные и спортивные задачи в туризме относятся к категории общих задач, т. е. их решение осуществляется в тесном единстве и не зависит от возраста и степени специальной физической подготовленности занимающихся. Например, во время похода воспитательная задача решается непосредственно воздействием на каждого участника со стороны коллектива, т. е. происходит формирование чувства коллективизма, подчинение личностных интересов общественным; кроме того, длительность передвижения в походных условиях, постепенное повышение физических нагрузок воспитывают выносливость и волевые качества человека.

    В целом, что касается спортивных задач в туризме, следует отметить три момента. Во – первых, занятия туризмом способствуют созданию базы общей физической подготовки, необходимой в любом виде спорта. Во – вторых, они предусматривают специальную подготовку для участия в соревнованиях по туристской технике. В – третьих, туристские походы требуют соответствующей спортивной подготовки их участников, т. е. спортивная классификация способствует реализации принципа максимальных нагрузок в туризме.

    Как показывает практика, только средствами туризма в системе физического воспитания человека нельзя добиться должного физического совершенства. Определенную пользу знания туризмом приносят лишь в совокупности с другими средствами этой системы: играми, гимнастикой.

    Целью данной программы является  создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни (ЗОЖ), использование полученных знаний в практике, обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей в процессе занятий, формирование всесторонней гармонично развитой личности. Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста, воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.

    Задачи программы:

    -        укрепления здоровья, содействия правильному физическому развитию воспитанников;

    -        создание условий для формирования устойчивого интереса к систематическим занятиям туризмом;

    -        социального  самоопределения, творческой самореализации личности;

    -        обучение жизненно важным умениям и навыкам, необходимым для выживания в экстремальных условиях;

    -        воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и инициативы, ответственности, товарищества и взаимовыручки;

    -        развитие разнообразных практических навыков: самоорганизации и самоуправления;  

    -        обеспечение безопасности  туристских походов и соревнований.

    -        формирование бережного отношения к природе.

    Особое внимание необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма при изучении каждой темы, каждого годового цикла, при проведении каждого занятия, тренировки, старта, мероприятия.

    Программа рассчитана на детей 7-9 лет.

    Срок реализации программы – 1 год.

    Формы занятий: теоретические, практические, участие в соревнованиях.

    Режим занятий: 1 раза в неделю – по 1 академическому часу.

    Ожидаемые результаты

    К концу прохождения программы дети должны:

    -  ценить и сохранять свое здоровье, здоровье близких и окружающих людей;

    - иметь первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

    - знать основы доврачебной помощи при ушибах;

    - уметь устанавливать палатку с помощью учителя;

    - уметь проходить полосу препятствий.

    «Я - турист»

    Учебно – тематический план.

    № п/п

    Темы

    Количество часов

    Всего

    Теория

    Практика

    1

    Техника безопасности при занятиях туризмом.

    2

    1

    1

    2

    История развития туризма.

    1

    1

    3

    Психологическая, морально – нравственная и физическая подготовка юных туристов.

    19

    1

    18

    4

    Организация технологии и экологии туристского быта в полевых условиях.

    5

    1

    4

    5

    Подготовка и проведение соревнований.

    2

    2

    6

    Топография и ориентирование

    2

    1

    1

    7

    Первая доврачебная медицинская помощь. Обеспечение безопасности в походах и на экскурсиях.

    3

    1

    2

    Итого:

    34

    6

    28

    Базовое содержание программы.

    История развития  туризма.

    Возникновение  туризма. Развитие   туризма в России и за рубежом.

    Психологическая, морально нравственная и физическая подготовка юных туристов.

    Воспитание волевых качеств: смелость и решительность, терпеливость, настойчивость, инициативность, дисциплинированность. Общая и специальная физическая подготовка.

    Средствами общей физической подготовки достигаются: 1) разностороннее развитие физических способностей и укрепление здоровья; 2) развитие функциональных возможностей организма как основы специальной работоспособности и улучшения протекания восстановительных процессов.

    Специальная физическая подготовка – это разновидность физического воспитания, специализированного применительно к особенностям избранного вида туризма. Средствами специальной подготовки осуществляется воспитание необходимых туристу навыков.

    Организация технологии и экологии туристского быта в полевых условиях.

    Туризм и охрана окружающей среды. Туристский бивак. Благоустройство бивака.

     Техника безопасности при занятиях туризмом.

    Техника безопасности при занятиях в спортивном зале. Техника безопасности при занятиях на местности. Техника безопасности при организации прогулок. Требования безопасности при использовании различных спортивных снарядов, туристского снаряжения.

    Подготовка и проведение соревнований.

    Подготовка и проведение соревнований с элементами туризма.

    Топография и ориентирование.

    Для чего необходимо знать топографию и ориентирование. Определение понятия «ориентирование на местности». Карта и схема, их виды.

    Первая доврачебная медицинская помощь.  Обеспечение безопасности в походах и на экскурсиях. 

    Предупреждение (профилактика) ожогов, ушибов, потертостей, вывихов, растяжений, переломов, простудных заболеваний, тепловых и солнечных ударов, отравлений и желудочно – кишечных заболеваний, укусов насекомых.

    Календарно – тематическое планирование.

    № п/п

    Тема занятия

    Кол-во часов

    Дата

    1

    Техника безопасности при занятиях физическими упражнениями

    1

    2

    История развития туризма

    1

    3

    Разновидности ходьбы.

    1

    4

    Лазания по шведской стенке.

    1

    5

    Развитие координации движения.

    1

    6

    Висы и упоры.

    1

    7

    Организация туристского бивака.

    1

    8

    Сбор рюкзака.

    1

    9

    Выбор места для бивака, установка палатки.

    1

    10

    Первая доврачебная помощь.

    1

    11

    Упражнения на равновесие.

    1

    12

    Перелезание через предметы.

    1

    13

    Подлезание под различными предметами.

    1

    14

    Эстафеты с переноской предметов.

    1

    15

    Висы и упоры.

    1

    16

    Техника безопасности при занятиях на местности.

    1

    17

    Понятие карта и схема. Ориентирование на местности.

    1

    18

    Упражнения на развитие координации движений.

    1

    19

    Упражнения на равновесие.

    1

    20

    Первая доврачебная помощь.

    1

    21

    Упражнения на прыгучесть.

    1

    22

    Установка палатки.

    1

    23

    Соревнования (установка палатки, полоса препятствий с элементами туризма.)

    1

    24

    Висы и упоры.

    1

    25

    Упражнения на развитие скорости.

    1

    26

    Эстафеты с переноской предметов.

    1

    27

    Первая доврачебная медицинская помощь.

    1

    28

    Упражнения на развитие силы.

    1

    29

    Перелезание через различные предметы.

    1

    30

    Упражнения на развитие зрительной памяти.

    1

    31

    Топография и ориентирование на местности.

    1

    32

    Соревнования по ориентированию.

    1

    33

    Упражнения на равновесие.

    1

    34

    Выбор места для бивака, установка палатки.

    1

    Список литературы:

    1. Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И. Ляха. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/В.И. Лях – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
    2. Селуянов В.Н., Федякин А.А. Биологические основы оздоровительного туризма. – М.: СпортАкадем Пресс, 2000.
    3. Спортивный туризм: Учебное пособие / Под ред. Евсеева С.П., Федотова Ю.Н. – СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999.
    4. Федотов Ю.Н. Спортивно – оздоровительный туризм. – СПб.: ГАФК им П.Ф. Лесгафта, 2001.
    5. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм. – М., 2004.
    6. Чепик В.Д. Физическая культура в социальных процессах. – М., 1995.
    7. Шабанов А.Н. Карманная энциклопедия туриста. – М.: «Вече», 2000.
    8. Энциклопедия туриста. – М., 1993.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов

    Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности  для 5-8 классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный английский» для учащихся 2-4 классов

    Актуальность и педагогическая целесообразность Практическая значимость данного курса заключается в закреплении и совершенствовании умении и навыков, полученных учащимися на уроках английского языка, в...

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Социальный проект» для учащихся 1-11 классов ЧОУ-СОШ «Новый путь»

    Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской надпредметной программе «Социальный проект» для учащихся 1-11 классов ЧОУ-СОШ «Новый путь», которая прошла апробацию на Всерос...

    Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-6 классов

    Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности  для 5-6 классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...

    Рабочая программа внеурочной деятельности Традиции руского воинства учащихся 5-11 классов

    Данная программа представляет собой модифицированный вариант планирования образовательно-воспитательной деятельности в детском объединении. Основная линия программы - формирование активной, патриотиче...

    Рабочая программа внеурочной деятельности “ Юный химик “ для учащихся в 8 классе

    Освоение курса внеурочной деятельности «Юный химик»       Занятия дают возможность достичь личностных результатов:воспитание российской гражданской ...