Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - турист» для учащихся 1-2 классов
рабочая программа (физкультура и спорт) по теме

Панарин Виталий Юрьевич

Программа "Я-турист" разработана для внеурочных зянятий спортивным туризмом в начальной школе. Основной задачей программы является оздоровление и физическое развите детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon спортивный туризм84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кемеровская область, Ижморский муниципальный район, пгт. Ижморский

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ижморская основная общеобразовательная школа №2»

Утверждено

решением педсовета

протокол № ______

от _______ 20___года

Председатель педсовета

____________________

____________________

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Я - турист»

Программа рассчитана на 1 год обучения для обучающихся 1-2 классов

Панарин Виталий Юрьевич

учитель физической культуры

2012 год

Содержание:

Пояснительная записка

3

Учебно-тематический план

5

Базовое содержание программы

6

Календарно-тематическое планирование

7

Список литературы

8

Пояснительная записка.

Занятия туризмом в системе физического воспитания выделены в особую группу, так как позволяют в наибольшей степени, по сравнению с другими видами, овладевать знаниями, умениями и навыками, нужными в жизни каждому человеку.

Таким образом, туризм как средство физического воспитания характеризуется естественной прикладностью. Он включает разнообразные по форме и содержанию двигательные действия по рациональному преодолению значительных расстояний в малонаселенной местности, выполняемые в естественных условиях коллективными усилиями. Их цель – формирование у человека умений и навыков, необходимых ему в производственной и бытовой деятельности, с одновременным  решением воспитательных, образовательных, оздоровительных и спортивных задач.

Воспитательные, образовательные, оздоровительные и спортивные задачи в туризме относятся к категории общих задач, т. е. их решение осуществляется в тесном единстве и не зависит от возраста и степени специальной физической подготовленности занимающихся. Например, во время похода воспитательная задача решается непосредственно воздействием на каждого участника со стороны коллектива, т. е. происходит формирование чувства коллективизма, подчинение личностных интересов общественным; кроме того, длительность передвижения в походных условиях, постепенное повышение физических нагрузок воспитывают выносливость и волевые качества человека.

В целом, что касается спортивных задач в туризме, следует отметить три момента. Во – первых, занятия туризмом способствуют созданию базы общей физической подготовки, необходимой в любом виде спорта. Во – вторых, они предусматривают специальную подготовку для участия в соревнованиях по туристской технике. В – третьих, туристские походы требуют соответствующей спортивной подготовки их участников, т. е. спортивная классификация способствует реализации принципа максимальных нагрузок в туризме.

Как показывает практика, только средствами туризма в системе физического воспитания человека нельзя добиться должного физического совершенства. Определенную пользу знания туризмом приносят лишь в совокупности с другими средствами этой системы: играми, гимнастикой.

Целью данной программы является  создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни (ЗОЖ), использование полученных знаний в практике, обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей в процессе занятий, формирование всесторонней гармонично развитой личности. Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста, воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.

Задачи программы:

-        укрепления здоровья, содействия правильному физическому развитию воспитанников;

-        создание условий для формирования устойчивого интереса к систематическим занятиям туризмом;

-        социального  самоопределения, творческой самореализации личности;

-        обучение жизненно важным умениям и навыкам, необходимым для выживания в экстремальных условиях;

-        воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и инициативы, ответственности, товарищества и взаимовыручки;

-        развитие разнообразных практических навыков: самоорганизации и самоуправления;  

-        обеспечение безопасности  туристских походов и соревнований.

-        формирование бережного отношения к природе.

Особое внимание необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма при изучении каждой темы, каждого годового цикла, при проведении каждого занятия, тренировки, старта, мероприятия.

Программа рассчитана на детей 7-9 лет.

Срок реализации программы – 1 год.

Формы занятий: теоретические, практические, участие в соревнованиях.

Режим занятий: 1 раза в неделю – по 1 академическому часу.

Ожидаемые результаты

К концу прохождения программы дети должны:

-  ценить и сохранять свое здоровье, здоровье близких и окружающих людей;

- иметь первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- знать основы доврачебной помощи при ушибах;

- уметь устанавливать палатку с помощью учителя;

- уметь проходить полосу препятствий.

«Я - турист»

Учебно – тематический план.

№ п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Техника безопасности при занятиях туризмом.

2

1

1

2

История развития туризма.

1

1

3

Психологическая, морально – нравственная и физическая подготовка юных туристов.

19

1

18

4

Организация технологии и экологии туристского быта в полевых условиях.

5

1

4

5

Подготовка и проведение соревнований.

2

2

6

Топография и ориентирование

2

1

1

7

Первая доврачебная медицинская помощь. Обеспечение безопасности в походах и на экскурсиях.

3

1

2

Итого:

34

6

28

Базовое содержание программы.

История развития  туризма.

Возникновение  туризма. Развитие   туризма в России и за рубежом.

Психологическая, морально нравственная и физическая подготовка юных туристов.

Воспитание волевых качеств: смелость и решительность, терпеливость, настойчивость, инициативность, дисциплинированность. Общая и специальная физическая подготовка.

Средствами общей физической подготовки достигаются: 1) разностороннее развитие физических способностей и укрепление здоровья; 2) развитие функциональных возможностей организма как основы специальной работоспособности и улучшения протекания восстановительных процессов.

Специальная физическая подготовка – это разновидность физического воспитания, специализированного применительно к особенностям избранного вида туризма. Средствами специальной подготовки осуществляется воспитание необходимых туристу навыков.

Организация технологии и экологии туристского быта в полевых условиях.

Туризм и охрана окружающей среды. Туристский бивак. Благоустройство бивака.

 Техника безопасности при занятиях туризмом.

Техника безопасности при занятиях в спортивном зале. Техника безопасности при занятиях на местности. Техника безопасности при организации прогулок. Требования безопасности при использовании различных спортивных снарядов, туристского снаряжения.

Подготовка и проведение соревнований.

Подготовка и проведение соревнований с элементами туризма.

Топография и ориентирование.

Для чего необходимо знать топографию и ориентирование. Определение понятия «ориентирование на местности». Карта и схема, их виды.

Первая доврачебная медицинская помощь.  Обеспечение безопасности в походах и на экскурсиях. 

Предупреждение (профилактика) ожогов, ушибов, потертостей, вывихов, растяжений, переломов, простудных заболеваний, тепловых и солнечных ударов, отравлений и желудочно – кишечных заболеваний, укусов насекомых.

Календарно – тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1

Техника безопасности при занятиях физическими упражнениями

1

2

История развития туризма

1

3

Разновидности ходьбы.

1

4

Лазания по шведской стенке.

1

5

Развитие координации движения.

1

6

Висы и упоры.

1

7

Организация туристского бивака.

1

8

Сбор рюкзака.

1

9

Выбор места для бивака, установка палатки.

1

10

Первая доврачебная помощь.

1

11

Упражнения на равновесие.

1

12

Перелезание через предметы.

1

13

Подлезание под различными предметами.

1

14

Эстафеты с переноской предметов.

1

15

Висы и упоры.

1

16

Техника безопасности при занятиях на местности.

1

17

Понятие карта и схема. Ориентирование на местности.

1

18

Упражнения на развитие координации движений.

1

19

Упражнения на равновесие.

1

20

Первая доврачебная помощь.

1

21

Упражнения на прыгучесть.

1

22

Установка палатки.

1

23

Соревнования (установка палатки, полоса препятствий с элементами туризма.)

1

24

Висы и упоры.

1

25

Упражнения на развитие скорости.

1

26

Эстафеты с переноской предметов.

1

27

Первая доврачебная медицинская помощь.

1

28

Упражнения на развитие силы.

1

29

Перелезание через различные предметы.

1

30

Упражнения на развитие зрительной памяти.

1

31

Топография и ориентирование на местности.

1

32

Соревнования по ориентированию.

1

33

Упражнения на равновесие.

1

34

Выбор места для бивака, установка палатки.

1

Список литературы:

  1. Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И. Ляха. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/В.И. Лях – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Селуянов В.Н., Федякин А.А. Биологические основы оздоровительного туризма. – М.: СпортАкадем Пресс, 2000.
  3. Спортивный туризм: Учебное пособие / Под ред. Евсеева С.П., Федотова Ю.Н. – СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999.
  4. Федотов Ю.Н. Спортивно – оздоровительный туризм. – СПб.: ГАФК им П.Ф. Лесгафта, 2001.
  5. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм. – М., 2004.
  6. Чепик В.Д. Физическая культура в социальных процессах. – М., 1995.
  7. Шабанов А.Н. Карманная энциклопедия туриста. – М.: «Вече», 2000.
  8. Энциклопедия туриста. – М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности  для 5-8 классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный английский» для учащихся 2-4 классов

Актуальность и педагогическая целесообразность Практическая значимость данного курса заключается в закреплении и совершенствовании умении и навыков, полученных учащимися на уроках английского языка, в...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Социальный проект» для учащихся 1-11 классов ЧОУ-СОШ «Новый путь»

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской надпредметной программе «Социальный проект» для учащихся 1-11 классов ЧОУ-СОШ «Новый путь», которая прошла апробацию на Всерос...

Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-6 классов

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности  для 5-6 классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...

Рабочая программа внеурочной деятельности Традиции руского воинства учащихся 5-11 классов

Данная программа представляет собой модифицированный вариант планирования образовательно-воспитательной деятельности в детском объединении. Основная линия программы - формирование активной, патриотиче...

Рабочая программа внеурочной деятельности “ Юный химик “ для учащихся в 8 классе

Освоение курса внеурочной деятельности «Юный химик»       Занятия дают возможность достичь личностных результатов:воспитание российской гражданской ...