Главные вкладки

    Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов: «Новое поколение»
    рабочая программа по обществознанию на тему

    .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_5-8_klass.doc291.5 КБ

    Предварительный просмотр:

            МКОУ «Николо-Погореловская СОШ»

     Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов: «Новое поколение»

      Составитель:Байкова Л.Д.

                                                                                     

                            

    2013-2014гг.

    Пояснительная записка

    Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности  для 5-8 классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), на основе авторской программы Н.А. Криволаповой /Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /Н.А. Криволапова. –  М.: Просвещение, 2012.

         Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.

    Цель данной программы: 

      сформировать компетентность в  сфере общеинтеллектуальной деятельности, создавать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

    Основные задачи:

    • развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;
    • формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыследеятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей учащихся;
    • формирование собственного стиля мышления;
    • формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;
    • освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач;

         Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов, имеет практико-ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности, и состоит из следующих блоков:

    • развитие интеллектуальных умений
    • учимся работать с информацией

     

       Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

        В процессе освоения содержания программы её результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования.

         Для реализации программы подготовлен учебно-методический комплекс: программа курса / Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /Н.А. Криволапова. –  М.: Просвещение, 2012 и сборник заданий для работы с обучающимися /Внеурочная деятельность. Сборник заданий для познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. /Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.

    Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов, индивидуальных возможностей воспитанников:

    • учебная игра;
    • развивающая игра;
    • тематические задания по подгруппам;
    • практическое занятие;
    • беседа;
    • викторина;

    участие в акциях.

    ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

    • диагностическое тестирование;
    • диагностический тренинг;
    • итоговое тестирование.

    РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

    Год обучения

    Класс

    Всего часов

    Часов в неделю

    первый

    5

    34

    1

    второй

    6

    34

    1

    третий

    7

    34

    1

    четвертый

    8

    34

    1

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН

    п/п

    Наименование раздела

    Из них

    5

    класс

    6 класс

    7 класс

    8 класс

    1

    Что такое интеллект

    2

    2

    Понятие. Отношения между понятиями: род-вид

    7

    3

    Выделение существенных признаков понятий

    5

    2

    4

    Функциональные отношения между понятиями

    2

    5

    Сравнение понятий

    9

    1

    6

    Классификация понятий

    3

    1

    7

    Объяснение значения слов

    6

    8

    Творчество

    4

    2

    9

    Воображение

    3

    10

    Конструирование на плоскости и в пространстве

    4

    11

    Оценка явлений и событий с разных точек зрения

    2

    5

    12

    Постановка и разрешение проблем

    5

    13

    Метод решения изобретательских задач

    12

    14

    Чтение как способ получения информации

    3

    15

    Приёмы работы с текстами

    16

    Недостатки традиционного чтения

    2

    17

    Дифференциальный алгоритм чтения

    5

    18

    Способы обработки полученной информации

    5

    19

    Способы представления информации в различных видах

    6

    20

    Работа с устным текстом

    6

    21

    Библиографический поиск

    3

    22

    Справочная литература

    4

    23

    Логические  и творческие задачи

    5

    4

    15

    24

    Тестирование

    1

    2

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (5 КЛАСС)

    № п/п

    Наименование раздела, тема занятия

    Всего

    часов

    Из них

    теория

    практика

    1

    Человек и его интеллект

    1

    0,5

    0,5

    2

    Диагностическое тестирование

    1

    1

    3

    Обобщение и ограничение понятий

    4

    1,5

    2,5

    4

    Выделение существенных признаков

    2

    1

    1

    5

    Обобщение понятий при построении определений

    1

    1

    6

    Отношения между понятиями: рядоположности, часть - целое

    1

    0,5

    0,5

    7

    Сравнение понятий. Установление сходства и различий

    2

    0,5

    1,5

    8

    Сравнение понятий. Отношения противоположности

    1

    1

    9

    Установление причинно-следственных связей

    2

    0,5

    1,5

    10

    Логические задачи

    5

    0,5

    4,5

    11

    Классификация понятий

    3

    0,5

    2,5

    12

    Сравнение понятий. Аналогия

    2

    0,5

    1,5

    13

    Поиск закономерностей

    5

    0,5

    5,5

    14

    Выделение существенных признаков предметов

    1

    0,5

    0,5

    15

    Объяснение понятий в зависимости от контекста

    2

    0,5

    1,5

    16

    Итоговое тестирование

    1

    1

    ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (6 КЛАСС)

    № п/п

    Наименование раздела, тема занятия

    Всего

    часов

    Из них

    теория

    практика

    1

    Диагностическое тестирование

    1

    1

    2

    Классификация понятий. Обобщение и ограничение понятий

    1

    0,5

    0,5

    3

    Сравнение понятий

    1

    1

    4

    Выделение существенных признаков

    2

    0,5

    1,5

    5

    Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений

    2

    0,5

    1,5

    6

    Смысловые словосочетания

    2

    2

    7

    Синонимы, антонимы

    2

    0,5

    1,5

    8

    Творчество. Методы решения творческих задач

    2

    0,5

    1,5

    9

    Метод контрольных вопросов

    2

    0,5

    1,5

    10

    Оценка явлений, событий с разных точек зрения

    2

    0,5

    1,5

    11

    Воображение

    2

    0,5

    1,5

    12

    Компьютерный практикум

    1

    1

    13

    Конструирование на плоскости

    2

    0,5

    1,5

    14

    Конструирование в пространстве

    2

    0,5

    1,5

    15

    Постановка и разрешение проблем

    2

    0,5

    1,5

    16

    Разрешение проблемных ситуаций

    1,5

    0,5

    1

    17

    Метод разрешения противоречий

    1,5

    0,5

    1

    18

    Итоговое тестирование

    1

    1

    19

    Решение творческих задач

    3

    3

    ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (7 КЛАСС)

    № п/п

    Наименование раздела, тема занятия

    Всего

    часов

    Из них

    теория

    практика

    1

    Секреты и методы творчества

    2

    0,5

    1,5

    2

    Поиск закономерностей

    2

    0,5

    1,5

    3

    Логические цепочки

    2

    2

    4

    Логические цепочки. Причинно–следственные связи

    2

    0,5

    1,5

    5

    Как решать изобретательские задачи

    2

    0,5

    1,5

    6

    Мы наблюдатели. Развитие наблюдательности

    2

    0,5

    1,5

    7

    Развитие воображения

    2

    2

    8

    Учимся оценивать и применять альтернативные стратегии действия

    1

    0,5

    0,5

    9

    Изобретательское творчество

    1

    0,5

    0,5

    10

    Метод решения изобретательских задач. Метод решения противоречий

    2

    0,5

    1,5

    11

    Решение задач методом разрешения противоречий

    1

    1

    12

    Решение задач методом разрешения противоречий

    1

    1

    13

    Творчество и фантастика

    2

    0,5

    1,5

    14

    Метод решения творческих задач

    2

    2

    15

    Методы решения творческих задач:

    Преобразование свойств

    1

    1

    16

    Методы решения творческих задач: метод фокальных объектов

    1

    1

    17

    Методы решения творческих задач: идеальный конечный результат

    2

    0,5

    1,5

    18

    Методы решения творческих задач: морфологический ящик

    2

    0,5

    1,5

    19

    Методы решения творческих задач

    2

    2

    ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (8 КЛАСС)

    № п/п

    Наименование раздела, тема занятия

    Всего

    часов

    Из них

    теория

    практика

    1

    Что мы знаем о чтении

    2

    1

    1

    2

    Чтение как способ получения информации

    1

    0,5

    0,5

    3

    Выявление навыков традиционного чтения

    1

    1

    4

    Компьютерный практикум

    1

    1

    5

    Интегральный алгоритм чтения

    2

    0,5

    1,5

    6

    Дифференциальный алгоритм чтения

    1

    1

    7

    Изучающее чтение

    2

    0,5

    1,5

    8

    Понимание смыслового содержание текста

    2

    0,5

    1,5

    9

    Приёмы работы с текстом

    1

    1

    10

    Учимся задавать и отвечать на вопросы

    2

    0,5

    1,5

    11

    Поисково-смотровое чтение

    1

    0,5

    0,5

    12

    Конспектирование при чтении

    2

    0,5

    1,5

    13

    Учимся готовить сообщение

    1

    1

    14

    Учимся вести диалог

    2

    0,5

    1,5

    15

    Компьютерный практикум

    5

    0,5

    4,5

    16

    Библиографический поиск. Каталог

    2

    0,5

    1,5

    17

     Справочник. Работа со справочной литературой

    2

    0,5

    1,5

    18

    Компьютерный практикум

    3

    0,5

    2,5

    19

    Итоговое занятие

    1

    1

    Содержание программы первого года обучения

     5 КЛАСС

    Развиваем логическое мышление.

    Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта.

    Диагностика интеллектуального развития.

    Понятие. Отношения между понятиями: род-вид.

     Обобщение понятий. Более общее и более частное понятие. Составление логической цепочки: общее – менее общее – частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий. Развивающие игры.

    Выделение существенных признаков понятий.

    Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающие слова (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.

    Функциональные отношения между понятиями.

    Часть – целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания.

    Сравнение понятий.

    Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Аналогия. Умение проводить аналогии. Развивающие игры.

    6 КЛАСС

    Учимся мыслить творчески.

    Выделение существенных признаков понятий.

       Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающие слова (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.

    Сравнение понятий.

      Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Развивающие игры.

    Классификация понятий.

     Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям. Развивающие игры.

    Объяснение значения слов.

     Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнение текста. Уяснение содержания текста. Смысловые сочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания и развивающие игры.

    Творчество.

     Что такое творчество? Методы решения творческих задач. Из жизни великих людей. Практические задания и развивающие игры.

    Воображение.

     Что такое воображение? Виды воображения. Воссоздание образов. Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т. д. Развивающие игры.

    Конструирование на плоскости и в пространстве.

     Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур. Практические задания и развивающие игры.

     Оценка явлений и событий с разных точек зрения.

     Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания и развивающие игры.

    Постановка и разрешение проблем.

     Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой штурм, метод разрешения противоречий. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций.

    7 КЛАСС

    МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ

    Творчество.

    Секреты и методы творчества. Диагностика творческих способностей. Практические задания и развивающие игры.

    Воображение.

    Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т. д. Развивающие игры.

    Конструирование на плоскости и в пространстве.

    Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур. Практические задания и развивающие игры.

     Оценка явлений и событий с разных точек зрения.

    Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания и развивающие игры.

    Постановка и разрешение проблем.

    Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: метод разрешения противоречий. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций.

    Метод решения изобретательских задач.

    Метод контрольных вопросов: из истории возникновения, алгоритм применения методов. Метод синектики: прямая ,символическая, фантастическая аналогии; алгоритм применения методов. Метод преобразования свойств: сущность метода. Использование данного метода в литературных произведениях. применение его к решению изобретательских задач. Замена функций: условия применения метода, разрешение проблемных ситуаций на основе данного метода. Практические задания и развивающие игры.

    8 КЛАСС

    УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ

    Чтение как способ получения информации.

      Цели чтения. Виды чтения: библиографическое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, аналитико-критическое, творческое. Правила быстрого чтения. Чтение укороченной строкой. Практические задания и развивающие игры.

    Приёмы работы с текстами.

      Гипертекстовое представление информации. Чтение с закладкой, методом толстых и тонких вопросов, чтение с пометками, маркировочная таблица, «мудрые совы», чтение с пропусками, метод смысловой догадки.  Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум.

    Недостатки традиционного чтения.

     Интегральный алгоритм чтения: наименование читаемого источника, автор, выходные данные, основное содержание, фактографические данные (факты, события, имена, цифры, таблицы), новизна материала, возможности использования на практике. Практические задания и развивающие игры.

    Дифференциальный алгоритм чтения. 

      Выделение ключевых слов в абзацах текста, составление из них смысловых предложений, выделение основного смысла отрезков текста. Практические задания и развивающие игры.

    Способы обработки полученной информации. 

      План, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные), аннотация, рецензия, отзыв, конспект, схема-конспект, структурно-логическая схема, реферат. Компоненты содержания каждого вида работ: аннотации, конспекта (виды конспектов: плановые, текстуальные, свободные, тематические и их особенности), рецензии, отзыва, тезисов. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум.

    Способы представления информации в различных видах. 

      Вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаково-символический. Преобразование информации из одного вида в другой. Графические методы: виды графиков, методика и правила использования. Диаграммы и их виды. Опорные сигналы и их роль. Кодирование и декодирование информации. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум.

    Работа с устными текстами.

      Вопросы открытые и закрытые. Дискуссия. Правила дискуссии. Практические задания и развивающие игры.

    Библиографический поиск.

      Каталоги. Виды каталогов: алфавитные, предметные, систематические, каталоги новых поступлений. Правила работы с каталогами. Практические задания.

    Справочная литература.

      Словари, справочники, энциклопедии. Роль и назначение. Правила работы со справочной литературой. Практические задания. Компьютерный практикум.

    Требования к уровню подготовки учащихся 1 года обучения

     

    Разделы программы

    Ожидаемые результаты

    Универсальные учебные действия

    Что такое интеллект

    Учащиеся знают:

    - понятие интеллекта, творчества;

    - значение развития интеллекта;

    - различные виды интеллекта.

    Учащиеся умеют:

    - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

    - слушать, владеть приемами рационального запоминания.

    Познавательные общеучебные действия

    • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
    • выделение познавательной цели;
    • выбор наиболее эффективного способа решения   поставленной задачи;
    • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
    • устанавливать причинно-следственные связи;
    • устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

    Коммуникативные УУД

    • умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
    • умение выражать свои мысли  полно и точно;
    • управление действиями партнера (оценка, коррекция);
    • использовать речь для регуляции своего действия.

    Регулятивные УУД

    • целеполагание;
    • волевая саморегуляция;
    • прогнозирование уровня усвоения;
    • оценка;
    • коррекция.

    Личностные УУД

    • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
    • ориентация на понимание причин успеха в деятельности;
    • осознание ответственности за общее благополучие;
    • развитие этических чувств;
    • установка на здоровый образ жизни;
    • самооценка;
    • самоопределение;

    Понятие. Отношение между понятиями:

    род-вид

    Учащиеся знают:

    - обобщение понятий;

    - более общее и более частное понятие;

    - составляют логические цепочки: общее – менее общее – частное;

    - ограничение понятий.

             Учащиеся умеют: 

    - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

    - слушать, владеть приемами рационального запоминания;

    - владеть монологической и диалогической речью.

    Выделение существенных признаков понятий

    Учащиеся знают:

    - правила составления определений: понятие: обобщение слов (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие).

    Учащиеся умеют: 

    - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

    - выделять главную мысль;

    - формулировать выводы;

    - слушать, владеть приемами рационального запоминания;

    - выявлять закономерности;

    -- строить умозаключения;

    - владеть монологической и диалогической речью.

     Функциональное отношение между понятиями

    Учащиеся знают:

    - часть – целое;

    - последовательности;

    - рядоположности;

    - причины и следствия.

    Учащиеся умеют:

    - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

    - выделять главную мысль;

    - формулировать выводы;

    - устанавливать причинно-следственные связи;

    - выявлять закономерности;

    - строить умозаключения;

    - слушать, владеть приемами рационального запоминания;

    - владеть монологической и диалогической речью.

    Сравнение понятий

    Учащиеся знают:

    - сходства и различия;

    - понятия одного порядка;

    - антонимы, синонимы, омонимы;

     - главные и второстепенные признаки явлений;

     - аналогия.

    Учащиеся умеют:

    - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

    - выделять главную мысль;

    - формулировать выводы;

    - устанавливать причинно-следственные связи;

    - выявлять закономерности;

    - строить умозаключения;

    - слушать, владеть приемами рационального запоминания;

    - владеть монологической и диалогической речью.

    Требования к уровню подготовки учащихся 2 года обучения

     

    Разделы программы

    Ожидаемые результаты

    Универсальные учебные действия

    Выделение существенных признаков понятий

    Учащиеся знают:

    - правила составления определений: понятие: обобщение слов (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие).

    Учащиеся умеют: 

    - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

    - выделять главную мысль;

    - формулировать выводы;

    - слушать, владеть приемами рационального запоминания;

    - выявлять закономерности;

    -- строить умозаключения;

    - владеть монологической и диалогической речью.

    Познавательные общеучебные действия

    • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
    • выделение познавательной цели;
    • выбор наиболее эффективного способа решения   поставленной задачи;
    • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
    • устанавливать причинно-следственные связи;
    • устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

     

         Коммуникативные  УУД

    • умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
    • умение выражать свои мысли  полно и точно;
    • управление действиями партнера (оценка, коррекция);
    • использовать речь для регуляции своего действия.

    Регулятивные УУД

    • целеполагание;
    • волевая саморегуляция;
    • прогнозирование уровня усвоения;
    • оценка;
    • коррекция.

    Личностные УУД

    • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
    • ориентация на понимание причин успеха в деятельности;
    • осознание ответственности за общее благополучие;
    • развитие этических чувств;
    • установка на здоровый образ жизни;
    • самооценка;
    • самоопределение;

    Сравнение понятий

    Учащиеся знают:

    - сходства и различия;

    - понятия одного порядка;

    - антонимы, синонимы, омонимы;

     - главные и второстепенные признаки явлений;

     - аналогия.

    Учащиеся умеют:

    - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

    - выделять главную мысль;

    - формулировать выводы;

    - устанавливать причинно-следственные связи;

    - выявлять закономерности;

    - строить умозаключения;

    - слушать, владеть приемами рационального запоминания;

    - владеть монологической и диалогической речью.

    Классификация понятий

    Учащиеся знают:

    - правила классификации;

    - правила обобщения понятий.

    Учащиеся умеют:

    - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

    - выделять главную мысль;

    - формулировать выводы;

    - устанавливать причинно-следственные связи;

    - выявлять закономерности;

    - строить умозаключения;

    - слушать, владеть приемами рационального запоминания;

    - владеть монологической и диалогической речью.

    Объяснение значения слов

    Учащиеся знают:

    - устойчивые словосочетания;

    - смысловые сочетания;

    - роль смысловых сочетаний в тексте.

    Учащиеся умеют:

    - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

    - работать с источником информации (чтение текста);

    - выделять главную мысль;

    - формулировать выводы;

    - устанавливать причинно-следственные связи;

    - выявлять закономерности;

    - строить умозаключения;

    - слушать, владеть приемами рационального запоминания;

    - владеть монологической и диалогической речью.

    Творчество.

    Воображение.

    Учащиеся знают:

    - что такое творчество, воображение;

     - методы решения творческих задач;

    - виды воображения:

    - приёмы развития воображения.

    Учащиеся умеют:

    - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

    - работать с источником информации (чтение текста);

    - выделять главную мысль;

    - формулировать выводы;

    - выявлять закономерности;

    - строить умозаключения;

    - слушать, владеть приемами рационального запоминания;

    - владеть монологической и диалогической речью.

    Конструирование на плоскости и пространстве

    Учащиеся знают:

    -понятия танграм, головоломок;

    - методы их решения.

    Учащиеся умеют:

    - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

    - выявлять закономерности;

    - строить умозаключения;

    - проводить наблюдения, измерения;

    - владеть монологической и диалогической речью.

    Оценка явлений и событий с разных точек зрения. Постановка и разрешение проблем.

    Учащиеся знают:

    - положительные и отрицательные стороны явлений;

     - методы разрешения проблемных ситуаций;

    - методы разрешения противоречий.

    Учащиеся умеют:

    - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

    - работать с источником информации (чтение текста);

    - выделять главную мысль, абстогировать;

    - формулировать выводы;

    - устанавливать причинно-следственные связи;

    - выявлять закономерности;

    - строить умозаключения;

    - слушать, владеть приемами рационального запоминания;

    -владеть монологической и диалогической речью.

    Требования к уровню подготовки учащихся 3 года обучения

     

    Разделы программы

    Ожидаемые результаты

    Универсальные учебные действия

    Творчество.

    Воображение.

    Учащиеся знают:

    - что такое творчество, воображение;

     - методы решения творческих задач;

    - виды воображения:

    - приёмы развития воображения.

    Учащиеся умеют:

    - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

    - работать с источником информации (чтение текста);

    - выделять главную мысль;

    - формулировать выводы;

    - выявлять закономерности;

    - строить умозаключения;

    - слушать, владеть приемами рационального запоминания;

    - владеть монологической и диалогической речью.

    Познавательные общеучебные действия

    • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
    • выделение познавательной цели;
    • выбор наиболее эффективного способа решения   поставленной задачи;
    • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
    • устанавливать причинно-следственные связи;
    • устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

     Коммуникативные УУД

    • умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
    • умение выражать свои мысли  полно и точно;
    • управление действиями партнера (оценка, коррекция);
    • использовать речь для регуляции своего действия.

     Регулятивные УУД

    • целеполагание;
    • волевая саморегуляция;
    • прогнозирование уровня усвоения;
    • оценка;
    • коррекция.

     Личностные УУД

    • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
    • ориентация на понимание причин успеха в деятельности;
    • осознание ответственности за общее благополучие;
    • развитие этических чувств;
    • установка на здоровый образ жизни;
    • самооценка;
    • самоопределение;

    Конструирование на плоскости и пространстве

    Учащиеся знают:

    -понятия танграм, головоломок;

    - методы их решения.

    Учащиеся умеют:

    - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

    - выявлять закономерности;

    - строить умозаключения;

    - проводить наблюдения, измерения;

    - владеть монологической и диалогической речью.

    Оценка явлений и событий с разных точек зрения. Постановка и разрешение проблем.

    Учащиеся знают:

    - положительные и отрицательные стороны явлений;

     - методы разрешения проблемных ситуаций;

    - методы разрешения противоречий.

    Учащиеся умеют:

    - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

    - работать с источником информации (чтение текста);

    - выделять главную мысль, абстогировать;

    - формулировать выводы;

    - устанавливать причинно-следственные связи;

    - выявлять закономерности;

    - строить умозаключения;

    - слушать, владеть приемами рационального запоминания;

    -владеть монологической и диалогической речью.

    Метод решения изобретательских задач

    Учащиеся знают:

    - метод контрольных вопросов;

    - метод синектики;

    - метод преобразования свойств.

    Учащиеся умеют:

    - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

    - работать с источником информации (чтение текста);

    - выделять главную мысль, абстогировать;

    - формулировать выводы;

    - устанавливать причинно-следственные связи;

    - выявлять закономерности;

    - строить умозаключения;

    - слушать, владеть приемами рационального запоминания;

    -владеть монологической и диалогической речью.

    Требования к уровню подготовки учащихся 4 года обучения

     

    Разделы программы

    Ожидаемые результаты

    Универсальные учебные действия

    Чтение как способ получения информации

    Учащиеся знают:

    - виды чтения;

    - правила быстрого чтения;

    - чтение укороченной строки.

    Учащиеся умеют: 

    - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

    - выделять главную мысль;

    - формулировать выводы;

    - слушать, владеть приемами рационального запоминания;

    - пересказывать прочитанный текст;

    - передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде;

    - строить умозаключения;

    - владеть монологической и диалогической речью.

    Познавательные общеучебные действия

    • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
    • выделение познавательной цели;
    • выбор наиболее эффективного способа решения   поставленной задачи;
    • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
    • устанавливать причинно-следственные связи;
    • устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

     

         Коммуникативные  УУД

    • умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
    • умение выражать свои мысли  полно и точно;
    • управление действиями партнера (оценка, коррекция);
    • использовать речь для регуляции своего действия.

    Регулятивные УУД

    • целеполагание;
    • волевая саморегуляция;
    • прогнозирование уровня усвоения;
    • оценка;
    • коррекция.

    Личностные УУД

    • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
    • ориентация на понимание причин успеха в деятельности;
    • осознание ответственности за общее благополучие;
    • развитие этических чувств;
    • установка на здоровый образ жизни;
    • самооценка;
    • самоопределение;

    Приёмы работы с текстом.

    Недостатки традиционного чтения.

    Учащиеся знают:

    - гипертекстовое представление информации;

    - метод толстых и тонких вопросов;

     - чтение с пометками, чтение с пропусками;

     - метод смысловой догадки;

     - интегральный алгоритм чтения;

     - правила выделения ключевых слов;

     - выделение основного смысла отрезков текста.

    Учащиеся умеют: 

    - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

    - выделять главную мысль;

    - формулировать выводы;

    - слушать, владеть приемами рационального запоминания;

    - пересказывать прочитанный текст;

    - передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде;

    - составлять план текста;

    - строить умозаключения;

    - владеть монологической и диалогической речью.

    Способы обработки полученной информации

    Учащиеся знают:

    - понятия: план, выписка, цитаты, тезисы, аннотации, конспект, реферат, рецензия.

    Учащиеся умеют: 

    - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

    - выделять главную мысль;

    - формулировать выводы;

    - слушать, владеть приемами рационального запоминания;

    - пересказывать прочитанный текст;

    - передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде;

    - составлять план текста;

    - составлять тезисы;

    - представлять информацию в различных видах;

    - строить умозаключения;

    - владеть монологической и диалогической речью.

    Способы представления информации в различных видах

    Учащиеся знают:

    - способы представления информации: вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаково-символический;

    - графические методы;

    - кодирование и декодирование информации.

    Учащиеся умеют:

    - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

    - работать с источником информации (чтение текста);

    - выделять главную мысль;

    - формулировать выводы;

    - составлять план текста;

    - представлять информацию в различных видах (вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаково-символический);

    - выявлять закономерности;

    - владеть монологической и диалогической речью.

    Работа с устными текстами. Библиографический поиск. Справочная литература

    Учащиеся знают:

    - правила дискуссии;

    - виды каталогов;

    - правила работы с каталогами;

     - роль и назначение справочников;

     - правила работы со справочной литературой.

    Учащиеся умеют:

    - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

    - работать с источником информации (чтение, библиографический поиск, работа со справочником);

    - выделять главную мысль;

    - формулировать выводы;

    - строить умозаключения;

    - слушать, владеть приемами рационального запоминания;

    - владеть монологической и диалогической речью.

    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

    ЛИТЕРАТУРА

    • Н.А. Криволапова. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. – М.: Просвещение, 2012
    • Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. – М.:НИИ школьных технологий, 2004
    • Тихомирова Л.Ф.  Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1996

    Технические средства обучения

    • Мультимедийный компьютер
    • МФУ
    • Мультимедиапроектор
    • Средства телекоммуникации
    • Экран навесной

    Планируемые результаты

    Ожидаемые результаты

    Универсальные учебные действия

    • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;
    • слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;
    • проводить наблюдения, измерения, планировать и поводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;
    • владеть монологической и диалогической речью, составлять план текста, передавать прочитанное и сжатое или развёрнутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карет, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них;
    • работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

    Познавательные общеучебные действия

    • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
    • выделение познавательной цели;
    • выбор наиболее эффективного способа решения   поставленной задачи;
    • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
    • устанавливать причинно-следственные связи;
    • устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

    Коммуникативные УУД

    • умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
    • умение выражать свои мысли  полно и точно;
    • управление действиями партнера (оценка, коррекция);
    • использовать речь для регуляции своего действия.

    Регулятивные УУД

    • целеполагание;
    • волевая саморегуляция;
    • прогнозирование уровня усвоения;
    • оценка;
    • коррекция.

    Личностные УУД

    • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
    • ориентация на понимание причин успеха в деятельности;
    • осознание ответственности за общее благополучие;
    • развитие этических чувств;
    • установка на здоровый образ жизни;
    • самооценка;
    • самоопределение.

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

    В результате изучения курса обучающиеся должны:

    знать:

    • правила конструирования определений, формулирования выводов;
    • правила классификации и сравнения;
    • методы решения творческих задач: разрешения противоречий, метод от противного, контрольные вопросы, преобразование свойств;
    • способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;
    • правила поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;
    • способы планирования и проведения наблюдений и исследований;
    • правила сохранения информации, приёмы запоминания;

    уметь:

    • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причнно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;
    • слушать ,владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;
    • проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;
    • владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде, описывать рисунки, модели, схемы, задавать прямые вопросы и отвечать на них.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей»

    Принципиальной задачей предлагаемого курса является развитие познавательных способностей и активизация силы мышления....

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - турист» для учащихся 1-2 классов

    Программа "Я-турист" разработана для внеурочных зянятий спортивным туризмом в начальной школе. Основной задачей программы является оздоровление и физическое развите детей младшего школьного возраста....

    Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов

    Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности  для 5-8 классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...

    Рабочая программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

    Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии  с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного...

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный английский» для учащихся 2-4 классов

    Актуальность и педагогическая целесообразность Практическая значимость данного курса заключается в закреплении и совершенствовании умении и навыков, полученных учащимися на уроках английского языка, в...

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Социальный проект» для учащихся 1-11 классов ЧОУ-СОШ «Новый путь»

    Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской надпредметной программе «Социальный проект» для учащихся 1-11 классов ЧОУ-СОШ «Новый путь», которая прошла апробацию на Всерос...

    Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-6 классов

    Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности  для 5-6 классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...