Главные вкладки

    Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-6 классов
    рабочая программа (5 класс) на тему

    Романовы

    Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности  для 5-6 классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), на основе авторской программы Н.А. Криволаповой /Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /Н.А. Криволапова. –  М.: Просвещение, 2012.

         Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Отдел образования Администрации муниципального образования «Усть-Илимский район»

    Муниципальное образовательное учреждение «Седановская средняя общеобразовательная школа»

    СОГЛАСОВАНО

    с методическим советом

    Протокол №      от «__»  _______2015г.

    Заместитель директора по УВР

    ________________Кускова Т.В.

    УТВЕРЖДАЮ

    Приказ № ___ от «___»  ________2015г.

    Директор МОУ «Седановская СОШ»

    ________________________

    Соколова И.Ю.

    Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей

    учащихся 5-6 классов

    Класс – 5

    Учебный год – 2015-2016.

    Образовательная область – интеллект.

    Тип программы – общеобразовательная

    Уровень реализации –дополнительный

    Разработчик программы – учитель Романова Н. И.

    п. Седаново

    Усть-Илимский район

    Иркутская область

    2015год

     Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов

      Составитель: Романова Н. И.                                                                            

                            

    Пояснительная записка

    Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности  для 5-6 классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), на основе авторской программы Н.А. Криволаповой /Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /Н.А. Криволапова. –  М.: Просвещение, 2012.

         Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.

    Цель данной программы: 

      сформировать компетентность сфере общеинтеллектуальная деятельности, создавать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

    Основные задачи:

    • развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;
    • формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыследеятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей учащихся;
    • формирование собственного стиля мышления;
    • формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;
    • освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач;

         Программа рассчитана на учащихся 5-6 классов, имеет практико-ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности, и состоит из следующих блоков:

    • развитие интеллектуальных умений
    • учимся работать с информацией

       Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, в программу внесены изменения так, как программа рассчитана на 34 учебных недели, а у нас 35, то мной по одну часу было добавлено на повторение: «Решение логических задач» в 5 и 6 классе.    В процессе освоения содержания программы её результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования.

         Для реализации программы подготовлен учебно-методический комплекс: программа курса / Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /Н.А. Криволапова. –  М.: Просвещение, 2012 и сборник заданий для работы с обучающимися /Внеурочная деятельность. Сборник заданий для познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. /Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.

    Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов, индивидуальных возможностей воспитанников:

    • учебная игра;
    • развивающая игра;
    • тематические задания по подгруппам;
    • практическое занятие;
    • беседа;
    • викторина;
    • участие в акциях.

    ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

    • диагностическое тестирование;
    • диагностический тренинг;
    • итоговое тестирование.

    РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

    Год обучения

    Класс

    Всего часов

    Часов в неделю

    первый

    5

    64

    2

    второй

    6

    64

    2

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН


    п/п

       Наименование раздела

    1

    Что такое интеллект

    2

    Понятие. Отношения между понятиями: род-вид

    3

    Выделение существенных признаков понятий

    4

    Функциональные отношения между понятиями

    5

    Сравнение понятий

    6

    Классификация понятий

    7

    Объяснение значения слов

    8

    Творчество

    9

    Воображение

    10

    Конструирование на плоскости и в пространстве

    11

    Оценка явлений и событий с разных точек зрения

    12

    Постановка и разрешение проблем

    13

    Метод решения изобретательских задач

    14

    Чтение как способ получения информации

    15

    Приёмы работы с текстами

    16

    Недостатки традиционного чтения

    17

    Дифференциальный алгоритм чтения

    18

    Способы обработки полученной информации

    19

    Способы представления информации в различных видах

    20

    Работа с устным текстом

    21

    Библиографический поиск

    22

    Справочная литература

    23

    Логические  и творческие задачи

    24

    Тестирование

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (5 КЛАСС)

    № п/п

    Наименование раздела, тема занятия

    Всего

    часов

    1

    Человек и его интеллект

    2

    2

    Диагностическое тестирование

    2

    3

    Обобщение и ограничение понятий

    8

    4

    Выделение существенных признаков

    4

    5

    Обобщение понятий при построении определений

    2

    6

    Отношения между понятиями: рядоположности, часть - целое

    2

    7

    Сравнение понятий. Установление сходства и различий

    4

    8

    Сравнение понятий. Отношения противоположности

    2

    9

    Установление причинно-следственных связей

    4

    10

    Логические задачи

    10

    11

    Классификация понятий

    6

    12

    Сравнение понятий. Аналогия

    4

    13

    Поиск закономерностей

    12

    14

    Выделение существенных признаков предметов

    4

    15

    Объяснение понятий в зависимости от контекста

    4

    16

    Итоговое тестирование

    2

    Содержание программы первого года обучения

     5 КЛАСС

    Развиваем логическое мышление.

    Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта.

    Диагностика интеллектуального развития.

    Понятие. Отношения между понятиями: род-вид.

     Обобщение понятий. Более общее и более частное понятие. Составление логической цепочки: общее – менее общее – частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий. Развивающие игры.

    Выделение существенных признаков понятий.

    Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающие слова (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.

    Функциональные отношения между понятиями.

    Часть – целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания.

    Сравнение понятий.

    Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Аналогия. Умение проводить аналогии. Развивающие игры.

    Требования к уровню подготовки учащихся:

    Ожидаемые результаты

    Учащиеся знают:

    - правила составления определений: понятие: обобщение слов (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие).

    Учащиеся умеют: 

    - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

    - выделять главную мысль;

    - формулировать выводы;

    - слушать, владеть приемами рационального запоминания;

    - выявлять закономерности;

    -- строить умозаключения;

    - владеть монологической и диалогической речью.

    Учащиеся знают:

    - сходства и различия;

    - понятия одного порядка;

    - антонимы, синонимы, омонимы;

     - главные и второстепенные признаки явлений;

     - аналогия.

    Учащиеся умеют:

    - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

    - выделять главную мысль;

    - формулировать выводы;

    - устанавливать причинно-следственные связи;

    - выявлять закономерности;

    - строить умозаключения;

    - слушать, владеть приемами рационального запоминания;

    - владеть монологической и диалогической речью.

    Учащиеся знают:

    - правила классификации;

    - правила обобщения понятий.

    Учащиеся умеют:

    - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

    - выделять главную мысль;

    - формулировать выводы;

    - устанавливать причинно-следственные связи;

    - выявлять закономерности;

    - строить умозаключения;

    - слушать, владеть приемами рационального запоминания;

    - владеть монологической и диалогической речью.

    Учащиеся знают:

    - устойчивые словосочетания;

    - смысловые сочетания;

    - роль смысловых сочетаний в тексте.

    Учащиеся умеют:

    - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

    - работать с источником информации (чтение текста);

    - выделять главную мысль;

    - формулировать выводы;

    - устанавливать причинно-следственные связи;

    - выявлять закономерности;

    - строить умозаключения;

    - слушать, владеть приемами рационального запоминания;

    - владеть монологической и диалогической речью.

    Учащиеся знают:

    - что такое творчество, воображение;

     - методы решения творческих задач;

    - виды воображения:

    - приёмы развития воображения.

    Учащиеся умеют:

    - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

    - работать с источником информации (чтение текста);

    - выделять главную мысль;

    - формулировать выводы;

    - выявлять закономерности;

    - строить умозаключения;

    - слушать, владеть приемами рационального запоминания;

    - владеть монологической и диалогической речью.

    Учащиеся знают:

    -понятия головоломок;

    - методы их решения.

    Учащиеся умеют:

    - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

    - выявлять закономерности;

    - строить умозаключения;

    - проводить наблюдения, измерения;

    - владеть монологической и диалогической речью.

    Учащиеся знают:

    - положительные и отрицательные стороны явлений;

     - методы разрешения проблемных ситуаций;

    - методы разрешения противоречий.

    Учащиеся умеют:

    - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

    - работать с источником информации (чтение текста);

    - выделять главную мысль, абстогировать;

    - формулировать выводы;

    - устанавливать причинно-следственные связи;

    - выявлять закономерности;

    - строить умозаключения;

    - слушать, владеть приемами рационального запоминания;

    -владеть монологической и диалогической речью.

    Выделение существенных признаков понятий

    Сравнение понятий

    Классификация понятий

    Объяснение значения слов

    Творчество.

    Воображение.

    Конструирование на плоскости и пространстве

    Оценка явлений и событий с разных точек зрения. Постановка и разрешение проблем.

    Универсальные учебные действия

    Познавательные общеучебные действия

    • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
    • выделение познавательной цели;
    • выбор наиболее эффективного способа решения   поставленной задачи;
    • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
    • устанавливать причинно-следственные связи;
    • устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

         Коммуникативные  УУД  1 года

    • умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
    • умение выражать свои мысли  полно и точно;
    • управление действиями партнера (оценка, коррекция);
    • использовать речь для регуляции своего действия.

    Регулятивные УУД

    • целеполагание;
    • волевая саморегуляция;
    • прогнозирование уровня усвоения;
    • оценка;
    • коррекция.

    Личностные УУД

    • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
    • ориентация на понимание причин успеха в деятельности;
    • осознание ответственности за общее благополучие;
    • развитие этических чувств;
    • установка на здоровый образ жизни;
    • самооценка;
    • самоопределение;

    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

    ЛИТЕРАТУРА

    • Н.А. Криволапова. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. – М.: Просвещение, 2012
    • Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. – М.:НИИ школьных технологий, 2004
    • Тихомирова Л.Ф.  Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1996

    Технические средства обучения

    • Мультимедийный компьютер
    • Мультимедиапроектор
    • Средства телекоммуникации
    • Экран навесной

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

    В результате изучения курса обучающиеся должны:

    знать:

    • правила конструирования определений, формулирования выводов;
    • правила классификации и сравнения;
    • методы решения творческих задач: разрешения противоречий, метод от противного, контрольные вопросы, преобразование свойств;
    • способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;
    • правила поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;
    • способы планирования и проведения наблюдений и исследований;
    • правила сохранения информации, приёмы запоминания;

    уметь:

    • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причнно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;
    • слушать ,владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;
    • проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;
    • владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде, описывать рисунки, модели, схемы, задавать прямые вопросы и отвечать на них.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей»

    Принципиальной задачей предлагаемого курса является развитие познавательных способностей и активизация силы мышления....

    Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов

    Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности  для 5-8 классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...

    Рабочая программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

    Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии  с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного...

    Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

    Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие интеллектуальных умений»

    Рабочая программа внеурочной деятельности«Развитиеинтеллектуальных умений»Программа составлена на основе  программы развития познавательных способностей учащихся 5-8 классы. Автор Н.А. Криволапов...

    Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...