Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие интеллектуальных умений»
рабочая программа по алгебре (5 класс) на тему

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Развитие

интеллектуальных умений»

Программа составлена на основе  программы развития познавательных способностей учащихся 5-8 классы. Автор Н.А. Криволапова  «Внеурочная деятельность» и сборника заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов того же автора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №22 г.о. Чапаевск

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Развитие

интеллектуальных умений»

                                     Направление: интеллектуальное

для учащихся 5 класса

                                                                                                        Составитель:

Сысуева Ольга Александровна

                                                                                                                        учитель математики,

                                                                                                                           высшая категория

2015-2016 уч. г.

Программа составлена на основе  программы развития познавательных способностей учащихся 5-8 классы. Автор Н.А. Криволапова  «Внеурочная деятельность» и сборника заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов того же автора.

Пояснительная записка.

           Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

          Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. При этом очень важная роль отводится ориентации образования на формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.

 

Цель данной программы:

  • формирование компетентности в сфере познавательной деятельности,
  • создание условий для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и. таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатов.

Основные задачи курса:

  • развить психологические познавательные процессы: мышление, восприятие, внимание, память, воображение у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;
  • сформировать учебно-интеллектуальные умения, приемы мыследеятельности, освоить рациональные способы её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей учащихся;
  • сформировать собственный стиль мышления;
  • освоить приёмы творчества и методы решения творческих задач.

В результате изучения курса учащиеся должны:

знать:

  • правила конструирования определений, формулирования выводов;
  • правила классификации и сравнения;
  • методы решения творческих задач: разрешение противоречий,

метод отпротивного, мозговой штурм;

  • способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;

уметь:

  • анализировать, сравнивать,  классифицировать и  обобщать;
  •  систематизировать, выделять главную мысль, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;
  • слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации;
  • проводить наблюдения, измерения, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;
  • владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст.

Основные разделы

Раздел 1. Что такое интеллект.

Раздел 2. Понятие. Отношения между понятиями.

Раздел 3. Выделение существенных признаков понятий.

Раздел 4. Функциональные отношения между понятиями.

Раздел 5. Сравнение понятий.

Раздел 6. Классификация понятий.

Раздел 7. Рассуждения.

Раздел 8. Закономерность.

Раздел 9. Объяснение значения слов.

Раздел 10. Уяснение смысла вербального материала.

Программа рассчитана на 34 часа.

Учебно – тематический  план курса

№ п/п

Тема

Содержание

Количество часов

1

Человек и его интеллект

Что такое интеллект.

Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Различные виды интеллекта.

 Практические задания, развивающие игры.

1

2

Диагностическое тестирование

1

3-4

Обобщение и ограничение понятий

Интеллектуальная разминка. Понятие. Отношения между понятиями: род – вид. Обобщение понятий.

Практические задания, развивающие игры.

2

5-6

Обобщение и ограничение понятий.

Тренинг внимания.

Ограничение понятий.

Практические задания, развивающие игры.

2

7-8

Выделение существенных признаков

Интеллектуальная разминка. Что такое признак. Выделение существенных признаков.

Практические задания, развивающие игры.

2

9

Обобщение понятий при построении определений

Обобщение понятий и формулирование определений. Практические задания, развивающие игры.

1

10

Отношения между понятиями: рядоположности, часть-целое

Функциональные отношения между понятиями: часть-целое, последовательности, рядоположности. Практические задания, развивающие игры.

1

11-12

Сравнение понятий. Установление сходства и различий

Тренинг зрительной памяти. Сравнение понятий. Отношение между понятиями: часть-целое, последовательности, рядоположности.  Практические задания, развивающие игры.

2

13

Сравнение понятий. Отношения противоположности

Тренинг внимания. Сравнение понятий. Отношение противоположности. Практические задания, развивающие игры.

1

14-15

Установление причинно-следственных связей

Тренинг внимания. Функциональные отношения между понятиями: причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания, развивающие игры.

2

16-17

Логические задачи

Установление связей между понятиями. Практические задания, развивающие игры.

2

18-19

Классификация понятий

Классификация понятий. Правила классификации. Практические задания, развивающие игры.

2

20

Классификация понятий

Классификация понятий. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. Практические задания, развивающие игры.

1

21-22

Сравнение понятий. Аналогия

Сравнение понятий и смысловых словосочетаний. Практические задания, развивающие игры.

2

23-25

Поиск закономерностей

Закономерность. Закон. Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Решение логических задач. Практические задания, развивающие игры.

3

26-27

Поиск закономерностей

Поиск закономерностей. Представление закономерностей в различных видах. Практические задания, развивающие игры.

2

28

Выделение существенных признаков предметов

Существенные и несущественные признаки. Практические задания, развивающие игры.

1

29

Поиск закономерностей

Практические задания, развивающие игры.

1

30-31

Объяснение понятий в зависимости от контекста

Объяснение значений слов. Подбор и объяснение значений слов в зависимости от контекста. Составление предложений. Уяснение смысла предложений.  Практические задания, развивающие игры.

2

32-33

Логические задачи

Повторение: отношения между понятиями. Классификация. Практические задания, развивающие игры.

2

34

Итоговое тестирование

1

Литература

Азейнк Г. Дж.  Проверьте, свои интеллектуальные способности /пер. с анг. А.Н. Лука, И.С. Хорола/ Г. Дж. Азейнк.-Рига: Виеда,1992.

Криволапова Н.А. Методика организации и проведения занятий по развитию у школьников интеллекта и творческого мышления:

5 кл. / Н.А. Криволапова. - Курган: ИПК и ПРО Курганской области, 2008.

Смирнова Е.С. Интеллект и творчество: Развивающий курс. 5-7 классы / Е.С. Смирнова.- М.:  УЦ  «Перспектива», 2004.

Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль:  «Академия развития». 1996.

Тихомирова Л.Ф  Развитие логического мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф Тихомирова, А.В. Басов. – Ярославль:  ТОО  «Гринго», 1995.

Холодная М.А. Психология интеллекта:  парадоксы исследования / М.А. холодная.- М.: Изд-во «Барс», 1997.

Казанский А.С.  Игры в самих себя / А.С. Казанский.- М.:  Роспедагенство,1995.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома:  психотехнические упражнения, коррекционные программы / Н.В. Самоукина.- М.:  Новая школа, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению.

Программа создана для занятий с учащимися 5 классов. Данная программа  рассчитана на  1 год (34 часа, из расчёта 1 час в неделю).Основу программы составляют инновационные технологии: л...

Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности  для 5-8 классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...

Рабочая программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии  с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного...

Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-6 классов

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности  для 5-6 классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...

Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению «Удивительный микромир» для обучающихся 5 классов

Рабочая программа  «Удивительный микромир» разработана на основе программ по биологии основного общего       образования,        п...

Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению «Чудеса химии» для обучающихся 5 - 6 классов

Данный курс внеурочной деятельности «Чудеса химии» был создан с целью формирования интереса к химии, расширения кругозора учащихся. Он ориентирован на учащихся 5-7 классов, то есть такого возраста, ко...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Клуб интеллектуальных игр «Мы и наш мир» (дебаты)»

Цель программы: Активизация интеллектуальных интересов учащихся; развитие здоровой, творчески растущей личности, подготовленной к жизнедеятельности в новых социальных  условиях...