Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
календарно-тематическое планирование по географии (5, 6 класс) на тему

Щербакова Элина Александровна

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Работаем по новым стандартам». Авторы: Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров. М.: «Просвещение», 2012 г. КТП сформировано  в  соответствии  с  требованиями федерального  компонента  государственных  образовательных  стандартов основного  общего  образования  (БУП-2004) и составлено  по  письму департамента образования и науки Краснодарского края от  6 апреля 2010 года  №  47-3315/10-14  «О  рекомендациях  по  формированию  образовательной программы общеобразовательного учреждения».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии

для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Работаем по новым стандартам». Авторы: Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров. М.: «Просвещение», 2012 г.

Номер урока

Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

Даты проведения

Оборудование

Основные виды учебной деятельности (УУД)

план

факт

1 год обучения (34 часа)

Раздел 1. Как обнаружить экологическую опасность: учусь экологическому мышлению.

11

Гринин А. С. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях / А. С. Гринин, В. Н. Новиков. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

Серов Г. П. Основы экологической безопасности: учеб.-метод. пособие / Г. П. Серов — М.: Изд-во МНЭПУ, 1993.

Анастасова Л. П. Человек и окружающая среда: кн. для дополнит, чтения по прогр. «Экологическое развитие» / Л. П. Анастасова, Т. В. Кучер, И. В. Николаев. — М.: ТОО «Ва-лент», 1995, 1997. - Ч. 1-3.

Интернет-ресурсы: 1.http://www.aseko.org/, 2.http://www.edu.yar.ru/russian/misc/eco_page/bank/index.html, 3.http://members.dencity.com/ecoclub/

Ноутбук, проектор, интерактивная доска.

Называет предмет изучения науки экологии. Давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность». Объяснять смысл экологического мышления как способности научного познания взаимосвязей живого с окружающей средой. Приводить примеры применения экологического мышления для обнаружения экологической опасности. Называть источники экологических опасностей для человека в своей местности (природные и вызванные деятельностью человека). В ролевой игре обоснованно выбирать стратегию поведения: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её. Приводить доказательства относительности величины экологического риска для разных людей в зависимости от их экологической грамотности, образа жизни, наличия вредных привычек.

Называть источники информации, из которых можно узнать об экологических опасностях в своей местности (телевидение, радио, Интернет, система гражданской обороны и др.); формы оповещения о ней (сигналы гражданской обороны, объявление, выпуск новостей и др.). Анализировать личный опыт поиска необходимой информации, её понимания, правильного использования. Называть и оценивать личные затруднения при работе с информацией. Формулировать индивидуальные учебные задачи по освоению способов поиска, сбора, проверки, обработки и публичного представления информации. Доказывать преимущества работы с информацией в группах сотрудничества. Называть правила совместной работы в кружке «Экологический следопыт», редколлегии классной газеты «ЭКООКО»

1

Экология как область научного знания.

1

2

Потребность человека в благоприятной среде жизни.

1

3

Экологические опасности в окружающем мире. Природные источники экологической опасности, их неустранимый характер.

1

4

Источники экологической опасности связанные с деятельность человека.

1

5

Природные и антропогенные источники экологической опасностинашего края.

1

6

Экологическое мышление – условие развития экологической зоркости, умения обнаружить экологическую опасность.

1

7

Экологический риск – как вероятность опасности. «Экологический след». Выявление экологических рисков в повседневной жизни.

1

8

Зависимость величины экологического риска от экологической грамотности человека, его жизненных ценностей, образа жизни (характера питания, наличия вредных привычек и др.).

1

9

Модели поведения: избегание экологической опасности, приспособление к ней или её устранение.

1

10

Способы предупреждения населения об экологической опасности. Роль средств массовой информации, телевидения,
Интернета, радио, рекламы, средств оповещения гражданской обороны.

1

11

Трудности нахождения необходимой экологической информации, проблемы понимания информации, её правильного использования в целях экологической безопасности.

1

Раздел 2. Экологическая грамотность: уроки прошлого.

10

Костко О. К. Экология: что необходимо знать и уметь каждому: пособие для средней школы, лицеев, гимназий / О. К. Костко. — М.: Аквариум,  1997.

Пономарёва О. Н. Народные традиции в экологическом образовании: учеб.-метод. пособие / О. Н. Пономарёва. — М.: Скрипторий, 2003, 2004.

Рянжин С. В. Экологический букварь / С. В. Рянжин. — СПб.: Пит-Та, 1996.

Интернет-ресурсы:http://www.ecosafe.nw.ru/

Ноутбук, проектор, интерактивная доска.

Называть источники получения информации об экологической культуре разных времён и народов. Называть и применять способы фиксации информации. Выделять главную мысль, пересказывать её своими словами.

Анализировать традиции и обычаи народов России с точки зрения их вклада в экологическую безопасность. Высказывать аргументированное мнение о значении этой информации в сегодняшней жизни и в будущем. Приводить примеры здорового и экологически безопасного образа жизни коренных народов своего региона (традиции природопользования, питания, устройства жилища и др.), их отношения к расточительному природопользованию, вредным привычкам, экологическому вандализму. Представлять полученную информацию своими словами.

12, 13

Полезная информация из прошлого. Источники информации об экологической культуре разных народов: музеи, библиотеки, Интернет, кинофильмы, диалог поколений.

2

14, 15

Народная мудрость об экологической грамотности. Экологические традиции и обычаи народов России, отражённые в предметах быта, произведениях народных промыслов, фольклоре.

2

16, 17

Экологическая культура коренных народов своего региона. Особенности питания, жилища, хозяйствования, народного творчества.

2

18, 19

Отношение к вредным привычкам,
браконьерству, расточительному природопользованию.

2

20, 21

Возможность использования традиций прошлого в современном мире.

2

Раздел 3. Экологическая безопасность в школе и дома.

13

Дзятковская Е. Н. Экологическая безопасность в школе и дома / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2009.

Ситников В. П. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник школьника / В. П. Ситников. — М.: Слово, 1997.

Интернет-ресурсы: http://shcol778.narod.ru/

Ноутбук, проектор, интерактивная доска.

Высказывать мнение о важности свободного доступа к достоверной информации об экологических опасностях и способах экологически безопасного поведения. Описывать признаки ложной информации. Называть способы проверки экологической информации на достоверность.

Объяснять своими словами смысл принципа предосторожности. Применять его в работе с   экологической информацией. Перечислять проверенные способы снижения экологических рисков от продуктов питания, питьевой воды, окружающего воздуха, бытовых приборов, мебели, стройматериалов. Различать достоверные знания (факты) и мнения о них. Взаимодействовать в группе сотрудничества по созданию популярных экологических текстов, содержащих факты и мнения. Публично представлять экологическую информацию, разделяя в ней факты и мнения (урок). Представлять достоверные знания (факты) в кратком виде, без искажения их смысла.

22

Достоверная и ложная экологическая информация.

1

23, 24

Важность достоверности информации («предупреждён — значит вооружён»). Причины недостоверности или заведомой ложности экологической информации.

2

25

Признаки ложной информации.

1

26, 27, 28

Информация о качестве потребляемой питьевой воды, воздуха, питания, используемых бытовых приборов,
мебели, стройматериалов и др., способы её проверки на достоверность, представление проверенной информации в кратком виде без искажения её смысла для использования при оповещении населения об экологических рисках.

3

29, 30

Публичное представление информации с разделением достоверных объективных сведений (фактов) и субъективных
мнений о них.

2

31

Экологическая безопасность в школе

1

32

Экологическая безопасность дома.

1

33, 34

Способы снижения экологических рисков.

2

2 год обучения (34 часа)

Раздел 4. Экономное потребление: учусь быть взрослым

Чувство меры как признак взрослости

14

8

Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие / сост. Н. Ф. Церцек. — М.: Либирея-Бибинформ, 2007.

Интернет-ресурсы: 1.http://www.ecoanalysis.orc.ru,

2.http://www.aseko.spb.ru/index.htm

Ноутбук, проектор, интерактивная доска.

Приводить примеры (из фольклора, художественных произведений, религиозных текстов) нерасточительного отношения к природным ресурсам. Своими словами пересказывать смысл рекомендаций Хартии Земли по бережному отношению к природе. Объяснять необходимость экономии природных ресурсов, рационального природопользования, чувства меры в повседневном потреблении для здоровья окружающей среды, здоровья человека и его долголетия.

Выполнять проект в области ресурсосбережения: энергосбережения, бережного расходования пресной воды, изделий из дерева и др. Обосновывать роль ресурсосбережения для безопасности государства, развития экономики, роста благосостояния населения, его здоровья. Высказывать своё мнение по вопросам самоограничения при потреблении материальных благ в целях сохранения качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни. Представлять результаты проектов в классной газете.

1,

2

Ценность экономности, не расточительности, рачительности, скромности, бережного отношения к природным ресурсам в фольклоре, художественных произведениях, верованиях разных народов, в международной Хартии Земли.

2

3,

4

Причины формирования сходных ценностей у разных народов.

2

5,

6

Ограниченность природных ресурсов на планете.

2

7,

8

Экономное потребление как проявление экологической ответственности, экологической грамотности человека, условие его здоровья и долголетия

2

Ресурсосбережение, его виды.

6

9, 10, 11

Энергосбережение, экономное использование изделий из дерева, бережное расходование пресной воды и др.

3

12, 13

Готовность к самоограничению в целях сохранения качества окружающей среды, здоровья человека и безопасности жизни.

2

14

Хартия Земли

1

Раздел 5. Экологическая безопасность в природной среде

Безопасность общения с природой для человека.

13

2

Захлебный А. Н. На экологической тропе / А. Н. Захлебный. — М.: Педагогика, 1999.

Ищенко Г. Г. Мы друзья твои, природа! Практический материал по экологии для детей 6—10 лет / Г. Г. Ищенко // Книжки, нотки и игрушки. — 2004. — № 2. — С. 19—21.

Дольник В. Р. Вышли мы все из природы: беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей / В. Р. Дольник. - М.: LINKA PRESS, 1996.

Интернет-ресурсы: 1.http://www.biodat.ru/

2.http://www.ecosafe.nw.ru/

Ноутбук, проектор, интерактивная доска.

Доказывать, что природные ресурсы являются источником удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей человека. Выражать своё отношение к красоте природы как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования. Описывать возможности духовного общения с природой у разных народов. Высказывать аргументированные суждения о роли природы в сохранении и укреплении психологического и нравственного здоровья человека.

Составлять инструкцию по экологически грамотному поведению в природной среде, учитывающему местные экологические риски (кровососущие насекомые, ядовитые змеи, состояние питьевых источников и др.). Обосновывать целесообразность такого поведения с точки зрения экологической безопасности личности и сохранения экологического качества окружающей среды.

15, 16

Экологическая безопасность человека в условиях местной природы (кровососущие насекомые, ядовитые змеи, состояние питьевых источников и др.)

2

Природа в жизни человека.

11

17, 18

Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека.

2

19, 20

Природные ресурсы как источник удовлетворения материальных запросов человека; его духовных потребностей в красоте, чувственно-эмоциональном общении с живым, познании.

2

21, 22

Духовное общение с природой, его культурные традиции у разных народов.

2

23

Чувство единения с природой.

1

24, 25

Ценность эстетической привлекательности природной среды.

26, 27

Отсутствие следов пребывания человека в природе как показатель его экологической культуры

2

Раздел 6. Мой вклад в экологическое просвещение

7

Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие / сост. Н. Ф. Церцек. — М.: Либирея-Бибинформ, 2007.

Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие / сост. Н. Ф. Церцек. — М.: Либирея-Бибинформ, 2007.

Интернет-ресурсы: http://www.aseko.org/

Ноутбук, проектор, интерактивная доска.

Называть цели просветительской работы и её формы. Формулировать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде. Описывать личный опыт экологически грамотного поведения. Участвовать в просветительских акциях (публичные выступления; уроки для школьников, родителей; выпуск газеты, изготовление плакатов, листовок, коллективное обсуждение кинофильмов).

28

Просвещение как средство повышения экологической грамотности человека

1

29, 30

Просвещение и его формы (личный пример, плакат, буклет, листовка, театр, выступления и др.).

2

31, 32, 33, 34

Правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде

4

итого:

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по геометрии (10 - 11 кл.), составленные на основе авторской программы В. А. Смирнова, И. М. Смирновой (2009 год)

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по геометрии (10 - 11 кл.) составлены на основе авторской программы В. А. Смирнова, И. М. Смирновой  (2009 год).Рабочая программа и календ...

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Бунеев), по литературе 6 класс (Коровина), программа внеурочной деятельности в 6 классе "Литературная гостиная"

Программа составлена на основе·                     Федерального государственного образовательного с...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-6 классов "Моя экологическая грамотность"

Программа направлена на развитие у обучающихся мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; осознанно приде...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность»

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность» составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математическая мозаика" для 6классов

Программа  внеурочной деятельности для 6 класса по математике «Математическая мозаика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандар...

Рабочая программа внеурочной деятельности по коррекционной работе и восполнению пробелов по математике, адаптированная для детей с ОВЗ с ЗПР в условиях специального класса.

Программа разработана на основе программы коррекционно-развивающего обучения в  основной средней школе, Кондаурова, И.К. Методика обучения математике детей с особыми образовательными потребностям...