Программа "Весёлые поварята"
рабочая программа

Логинова Валентина Петровна

Программа рассчитана на учащихся 3-5 классов. (Кулинария)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_veselye_povaryata_-19g_s_kalend_tematich._planom.docx509.31 КБ

Предварительный просмотр:

F:\1 Логинова 001.jpg


Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………3-10
  2. Календарный годовой график………………………………........ 11
  3. Учебный план…………………………………………………..12-13
  4. Содержание программы………………………………………. 14-16
  5. Методическое обеспечение программы……………………… 17-20
  6. Литература.....................................................................................21-22

Приложение №1 -Анкета на входе в программу

Приложение №2 -Текущий контроль по теме «Бутерброды»

        Приложение №3 - Критерии оценки качества усвоения  знаний, умений и навыков

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основными задачами учреждения дополнительного образования детей являются:

  • обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей;
  • адаптация их к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры;
  • организация содержательного досуга.

Направленность общеобразовательной программы «Веселые поварята»

Дополнительная общеобразовательная программа «Веселые поварята» относится к  социально-педагогической направленности.

Реализация программы дополнительного образования детей «Веселые поварята», рассчитанной на один год обучения, позволяет решать в реальных условиях Центра дополнительного образования все перечисленные выше задачи, определенные реформой общеобразовательной и профессиональной школы.

В системе воспитания школьников важное место занимает трудовое, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание подрастающего поколения. Немаловажную роль в сохранении и укреплении здоровья школьников играет полноценное своевременное питание. К сожалению, навыки здорового питания вырабатываются не у всех детей. В связи с большой занятостью родителей, дети сталкиваются с трудностями в организации своего питания. Данный курс позволит им частично преодолеть трудности в организации своего питания. Кроме того, программа даёт дополнительные знания и навыки, позволяющие детям, внимательнее относится к выбору продуктов питания, правильно и красиво оформлять приём пищи, чувствовать себя за столом раскованно и уверенно.
Данная программа позволит расширить и углубить знания по кулинарии, способствовать профориентации школьников.

Задача укрепления здоровья также соответствует целевым ориентирам программы, так как здоровая пища – залог здоровья организма. Занятия по программе «Весёлые поварята» способствуют организации содержательного досуга детей и формированию общей культуры в процессе освоения знаний, определенных ее содержанием. Содержание программы не представляет собой перечень специальных тем по изучению основ кулинарии, его воспитательный блок органично включен в процесс обучения.

Кулинария – искусство приготовления пищи. Зачем нужна пища, знает каждый, о «хлебе насущном» человек думает в течение всей своей жизни, каким бы трудом он ни занимался. Еда – топливо, на котором работает организм, и знать об этом топливе, уметь грамотно его использовать должен любой человек. Великие тайны кулинарии откроются перед теми, кто захочет научиться готовить по всем правилам, превращать сырые продукты во вкусную и полезную пищу. Умение хорошо, то есть правильно, вкусно, быстро и экономно готовить является одним из условий счастливой, спокойной жизни. Владение кулинарией требует большого объема знаний и навыков, значительной культуры и эрудиции, чтобы соответствовать современным требованиям.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность образовательной программы «Весёлые поварята» определяется:

  • Основными требованиями к программам дополнительного образования детей в развитии мотивации ребенка к познанию и творчеству, социализации в современном обществе.
  • Установкой учреждений дополнительного образования детей на воспитание ребенка, при котором предмет и дисциплина не самоцель, а средство формирования и совершенствования всех граней личности: интеллекта, практического ума, трудолюбия, физического развития, характера и воли к самореализации.
  • По проведенным нами опросам многие школьники 1-4 классов отметили неумение готовитьвкусные  и полезные блюда, красиво их оформлять. Поэтому, организация данной программы была вызвана социальным запросом детей начальной школы и их родителями.

Работа по программе «Веселые поварята» организуется в МАОУ ДО «Беломорский ЦДО» в оборудованном кабинете кулинарии, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям, кабинет должен быть светлым, сухим с естественным доступом воздуха и хорошей вентиляцией. Имеется отдельная кухня, оборудованная подвесными шкафами, разделочными столами, соответствующим кухонным инвентарем.
Программа способствует:
-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
-формированию понятия о роли здорового образа жизни и здорового питания в жизни человека;
-освоению основных правил и норм санитарии и гигиены при кулинарных работах;
-обучению практическим навыкам приготовлению пищи, умению обобщать свои опыт; 
- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы.

Педагогическая целесообразность образовательной программы «Весёлые поварята» направлена на оказание дополнительной помощи учащимся в предпрофессиональной подготовке. Она играет важную роль в воспитании  детей, в развитии творческих способностей, повышает инициативу и предприимчивость учащихся.  Занятия в объединении позволяют развивать творческие способности, самостоятельность, проявлять индивидуальность, фантазию и получать результат своего творчества. У воспитанников формируются навыки в приготовлении блюд   и их  эстетического оформления.

Содержание программы «Весёлые поварята» согласуется с установками духовно-нравственного развития и воспитания детей, с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:            

  • Ценность добра – направленность воспитанников на общечеловеческие ценности жизни, через сострадание и милосердие, как проявление высшей человеческой способности любви. 
  • Ценность семьи, как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной образовательной среды. Семья –  забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, любовь и верность, забота о продолжении рода.
  • Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни. Уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие.
  • Ценность личности — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство.

Данная программа разработана на основании следующей нормативно – правовой базы:

  • Конституция РФ
  • Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 25.07.1998 г. №124-Ф3
  • Государственная программа  Российской Федерации «Развитие дополнительного образования детей  до 2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации 22.11.2012 г., № 2148-р.
  • Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008,

Цель программы: содействие развитию деятельной компетенции у детей, через ознакомление и знакомство с основами кулинарии.

Задачи:

Образовательные:

  • ознакомить обучающихся с ассортиментом продуктов питания;
  • познакомить с технологическим процессом приготовления некоторых несложных блюд и выпечки;
  • познакомить с традиционной русской и карельской кухнями;
  • обогатить словарный запас обучающихся соответствующей терминологией;
  • формировать навыки работы с инструментами и приборами при обработке различных продуктов;
  • познакомить с санитарно-гигиеническими правилами и нормами, техникой безопасности при выполнении кулинарных работ.                                     

Развивающие:

  • развить интерес к кулинарному искусству у обучающихся.
  • развить творческую активность через индивидуальное раскрытие кулинарных способностей каждого обучающегося.
  • развить эстетическое восприятие и творческое воображение.

Воспитательные:

  • воспитывать трудолюбие, аккуратность.  
  • воспитывать самостоятельность, дружеское отношение, взаимопомощь, отзывчивость в проведении практических работ, выставок и других мероприятий;
  • воспитать аккуратность в отношении к ведению домашнего хозяйства.

Отличительной особенностью настоящей программыявляется потребность общества в содержательном досуге школьников, в творческом самовыражении, подготовке их к самостоятельной жизни. От программы по трудовому обучению в школе эта программа отличается тем, что она составлена с учётом интересов и потребностей детей, их возможностей, уровня подготовки и владения практическими навыками. Данная программа охватывает помимо преподавания практических навыков, развитие познавательной сферы через преподавание основ кулинарии и домоводства. Весь курс обучения представляет единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенноусложняются, и при этом раскрывают многообразные связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой. Также особенностью данной программы является то, что у учащихся появляется возможность широкого и разнообразного применения своих знаний, которые им могут быть полезны дома.

Решение педагогических задач в  программе  «Весёлые поварята» осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • Принцип непрерывного дополнительного образования   как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
  • Принцип гражданственности  ориентирует образовательный процесс на изучение истории, обычаи, традиции народов, их блюд;
  • Принцип творчества  помогает  развивать фантазию, эстетический вкус, мыслить и действовать;
  • Принцип коллективной деятельности  реализуется на создании совместных рецептов, фантазий, при организации коллективных праздников, конкурсов, проведении и участия в выставках;
  • Принцип индивидуального подхода  ориентирует педагога на учет индивидуальных и возрастных возможностей и способностей учащихся.
  • Принцип самореализации  предполагает создание творческой среды, проведение открытых занятий.

Из этого следует, что программа рассчитана на:

- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

- духовное развитие личности;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

- развитие интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей;

- эмоциональное благополучие ребенка;

- профилактику асоциального поведения;

- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

- взаимодействие педагога с учащихся.

Данная программа является пропедевтическим курсом для программ «Красна изба пирогами» и  «Кухни народов мира».

        

Адресат программы (примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе)

Темп  жизни очень высок и взрослые постоянно заняты  решением бесконечных проблем, работой, карьерой, зарабатыванием денег, что, безусловно, направлено на благо семьи, но всё это требует большого количества времени, которое они уже не могут уделить своему ребёнку. Любая мама переживает по этому поводу, думая постоянно: «Как он там

? Поел ли?» Данная программа создана в помощь родителям, которые не имеют возможности научить  своих  детей  основам  приготовления  пищи.  Она  рассчитана  на  обучение  младших  школьников, когда ещё не предусмотрены уроки кулинарии и доступна как для девочек так и  мальчиков.Это учащиеся 3-5-х классов (9-12 лет).Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.
Возрастные особенности детей 9-11 лет

Дети 9-11 лет отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. Далекие цели, неконкретные поручения и беседы "вообще" неуместны. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск, они весьма расположены к эмоционально окрашенным обычаям жизни, ритуалам и символам. В этом возрасте дети очень общительны, они активно ищут контакты, и находят их, любят коллективную деятельность, хотя стремление к самореализации выражено у этих ребят также весьма ярко. Неуемная активность одновременно является плюсом и минусом этого возраста. Детскую энергию важно направить в нужное русло, ведь именно в 9-10 летдетям свойственно незадумываться опоследствиях своих действий.Так как этот возраст часто называют «золотым возрастом памяти», ребенка необходимо также поощрять запоминать возможно большее количество информации. В этот период происходит важнейший в становлении личности скачек от детства к взрослости. Он заключается в жажде получить признание их новых возможностей от взрослых. В этом может помочь искусство кулинарии – быть полезным совей семье на кухне.Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания, в том числе и кулинарии, приводят к становлению чувства компетентности — нового аспекта самосознания, который наряду с развитием сферы произвольности можно считать центральным новообразованием младшего школьного возраста. 

Сроки реализации программы - 1 год.Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 108 часов.

Режим обучения:

Образовательная деятельность, организованная в рамках Программы, осуществляется 1 раз в неделю по 3 часа сдвумя 10-минутными перерывами.Длительность занятий определяется спецификой работы — приготовлением пищи. Трехчасовые занятия не утомляют учащихся, так как в течение этого времени виды работ меняются.

Занятия включают теоретическую и практическую направленность в соотношении 1/3 занятия- теория и 2/3 занятия -  практика.

Занятия проводятся в учебном помещении, оборудованном в соответствии с установленными нормами и требованиями к кабинету.

Наполняемость групп - не менее14 чел

Формы организации детей на занятии:

         Обучение в основном проводится в очной форме, в форме групповых занятий(работа в коллективе при объяснении нового материала или при отработке определенного технологического приема).Однако используется и  индивидуальнаяучебная деятельность: учащимся даются самостоятельные задания с учетом их возможностей).Для наилучшей организации работы группа делится на 2 бригады по семь человек в каждой во главе с бригадиром. Бригадиры, получая задание от руководителя, распределяют работу внутри бригады, следят за правильностью ее выполнения. Педагог контролирует бригадиров, проверяя, чтобы все были заняты работой. Дежурят в объединении по бригадам. Дежурные следят за тем, чтобы в конце занятия ребята привели в порядок свои рабочие места, вымыли и убрали инвентарь.Совместная работа обучающихся прививает им чувство коллективизма, при этом за короткое время они успевают освоить материал в большом объеме. Каждый выполняет свою работу, но в достаточной мере владеет информацией о том, что и как выполняют товарищи.

Также формами образовательного процесса являются:  практико - ориентированные учебные занятия, творческие мастерские, экскурсии на предприятия общественного питания, конкурсы и праздники. Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых в ней задач.

Наиболее характерна комбинированная форма занятий:

  • организационный момент,
  • повторение пройденного материала,
  • изложение новой темы, вводный инструктаж,
  • подготовка к практической работе,
  • практическая работа и текущий инструктаж,
  • уборкарабочих мест,
  • сервировка стола,
  • дегустация.
  • заключительный инструктаж, мытье посуды и уборка помещения.

Каждый блок программы предусматривает обязательное включение следующих вопросов:

  • историческая справка;
  • экологические и экономические вопросы;
  • техника безопасности

Каждый блок программы предусматривает практикум, который составляет не менее 75%-80% времени от общего количества часов на тему.

Обязательное условие занятий — соблюдение санитарно-гигиенических требований. Одно из правил гигиены приготовления пиши — наличие спецодежды: фартука и косынки для девочек, фартука и колпака для мальчиков, а также сменной обуви. Руководитель, кружка строго следит за соблюдением учащимися правил гигиены. Только при соблюдении правил личной гигиены, гигиены помещения, рабочих мест, посуды и продуктов можно приготовить доброкачественную, полезную, вкусную пищу.

Формы проведения занятий: 

-комбинированные занятия;

- практические занятия;

-мастер-классы;

- проведение праздников;

- занятие- конкурс;

- Дни открытых дверей.

- экскурсия.

Запланированныеэкскурсии на предприятия общественного питания способствуют установлению стойкого интереса к знаниям, более четкого представления о специфике работы в выбранном направлении.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Первоначальная оценка компетентности производится при поступлении в группу, когда проводится первичное собеседование и анкетирование ( см Приложение  № 1) .

Мониторинг роста компетентности обучающегося производится в середине и конце учебного года. Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации, коммуникативных навыков, социализации в общественной жизни.

В систему определения результативности входит:

  • опрос,
  • наблюдение,
  • открытые и итоговые занятия,
  • тестирование,
  • дидактические игры
  • конкурсы и выставки блюд.

Основным результатом прохождения программы является Мероприятие – конкурс «Кулинарный поединок»  с показом для гостей выставки «Удиви друзей», выставка «Фигурки из теста».

Планируемые личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы:

  • овладение навыками коллективной деятельности, в процессе совместной творческой работы, в команде под руководством педагога;
  • умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу товарищей с позиций задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
  • сформированность в эстетических потребностях;
  • развитие творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

Планируемые метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

- познавательные:

  • осознавать важность правил санитарии и гигиены и правил техники безопасности при кулинарных работах;
  • освоение универсальных умений, связанных с выполнением практической работы;
  • осмысливать технологию приготовления блюд;
  • соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ.

- коммуникативные:

  • овладеть способами позитивного взаимодействия со сверстниками;
  • уметь объяснять ошибки при выполнении практической работы.

- регулятивные:

  • уметь выполнять задание в соответствии с поставленной целью;
  • организовывать рабочее место;
  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • определять учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Планируемые предметные результаты характеризуют опыт учащихся в профессиональной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы: «Веселые поварята»

Дети будут иметь представление:

  • о технологии приготовления некоторых блюд;
  • о сроках и условиях хранения блюд и кулинарных изделиях;
  • о признаках и методах определения доброкачественности продуктов;
  • рациональную организацию труда на своем рабочем месте;
  • о способах получения информации о вопросах кулинарии.

Дети  должны знать:

  • виды, свойства и кулинарное назначение картофеля, овощей, круп, макаронных изделий, творога, яиц, теста и других продуктов;
  • правила, приемы и последовательность выполнения операций по подготовке продуктов к тепловой обработке;
  • назначение, правила пользования технологическим оборудованием, производственным инвентарем, инструментами, посудой и правила ухода за ними;
  • безопасные и санитарные требования к труду;
  • этику поведения в различных общественных местах, дома, в гостях;
  • правила общения.

Дети  должны уметь:

  • приготавливать простые блюда и кулинарные изделия, требующие простой кулинарной обработки;
  • варить картофель, овощи, каши и макаронные изделия, яйца;
  • жарить блины, оладьи;
  • выпекать калитки, рыбники, простые пироги;
  • процеживать, замешивать, измельчать;
  • приготавливать бутерброды, блюда из полуфабрикатов;
  • сервировать стол к чаю, к обеду, завтраку.
  • уметь работать в группе, коллективе, выражать в речи свой интерес к предмету

Перечисленные результаты являются предметом оценки, как на промежуточных этапах, так и в конце всего цикла обучения. Динамика роста ЗУН обучающегося оценивается на контрольно-отчетных мероприятиях (открытое занятие в 1-м полугодии, конкурс "Кулинарный поединок" во 2-м полугодии и отчетные выставки).
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий. Выставки могут быть:
однодневные — проводится в конце каждого задания с целью обсуждения; 
тематические — по итогом изучения разделов, тем;

итоговые – в конце года организуется совместное чаепитие с участием педагогов, родителей, гостей, для обсуждения.

Формы подведения итогов

Открытое занятие и представление творческого проекта в конце учебного года

Главный показатель эффективности программы является:   повышение интеллектуального уровня у воспитанников;  личностный рост каждого учащегося; общекультурный уровень воспитанности; формирование социально-бытовых и коммуникативных  компетенций.В результате занятий по кулинарии у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

  1. Календарный учебный график на 2019– 2020 учебный год

1.​ Продолжительность учебного года   -36 учебных недель

Начало учебного года   и  занятий – 15.09. 2019г.

Обучение – 1 год

Этапы образовательного процесса

1 год обучения

Продолжительность учебного года

36 недель

Начало учебного года.

Комплектация группы.

12.09.20г

01.09-15.09.2019г.

Продолжительность занятия

 3 академических часа

Вводная диагностика

Сентябрь

Промежуточная аттестация

 05-26 декабря

Итоговая аттестация

 18- 25 мая

Окончание учебного года

31мая

Каникулы зимние

30.12.2019– 10.01.2020г.

Каникулы летние

С 01 июня

Проведение открытых занятий

1раз в полугодие
декабрь – март

Проведение дня открытых дверей

1 раз в год,

Май – 2020г .

2. Регламент образовательного процесса:

Продолжительность учебной недели – 6 дней,

3. Режим занятий

Занятия проводятся по расписанию, утвержденному директором МАОУ ДО "Беломорский ЦДО"- 1раз в неделю в субботу.

Продолжительность занятий: 3 академических часа.

(СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций  дополнительного образования  детей).

4. Начало и окончание учебных занятий

День недели

Начало занятий

Окончание занятий

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

С 11-00

13-35

Воскресение

 

5. Родительские собрания

 Сентябрь - организационное

 Декабрь – отчет о работе в 1-м полугодии     Май - итоги года

III. Учебный  план

№ п/п

Изучаемые темы

Теория

Практика

Всего часов по теме

I

Введение с программу .

3

-

3

II

Предприятия общественного питания. Экскурсия в школьную столовую.

1

2

3

III

Сервировка стола. История появления столовых приборов.

2

1

3

IY

Его величество бутерброд

2

4

6

4.1

Простые и сложные бутерброды

1

2

3

4.2.

Горячие и сладкие бутерброды

1

2

3

Y.

Овощи в питании человека.

5

10

15

5.1

Виды нарезки

1

2

3

5.2

Салаты из свежих овощей

1

2

3

5.3

Салаты из вареных овощей.

1

2

3

5.4

Приготовление овощных гарниров.

1

2

3

5.5

Картофель- второй хлеб.

1

2

3

YI.

Закуски.

1

2

3

6.1

Мини роллы и суши. Сырные снежки к новогоднему столу.

1

2

3

YII.

Сладкие блюда - смюзи и коктейли.

1

2

3

YIII.

Яйца в питании человека. Блюда из яиц

1

2

3

IX.

Сервировка новогоднего стола..

1,5

1.5

3

X.

Молочные продукты .

2

4

6

10.1

Творог и блюда из творога

1

2

3

10.2

Молочные коктейли

1

2

3

XI.

Крупы и макароны. Использование в кулинарии.

2

4

6

11.1

Каша пища наша.

1

2

3

11.2

Блюда из макарон.

1

2

3

XII.

Рыба - неотъемлимая часть карельской кухни.

2

4

6

12.1

Карельская жареха.

1

2

3

12.2

Карельская уха.

1

2

3

XIII

Выпечные изделия.

9

18

27

13.1

Выпечка на скорую руку-блины

1

2

3

13.2

Оладьи.

1

2

3

13.3

Рыбники

1

2

3

13.4

Карельские калитки

1

3

3

13.5

Хворост

1

2

3

13.6

Пицца

1

2

3

13.7

Пироги для бабушки

1

2

3

13.8

Выпечка без выпечки - Пирожное картошка

1

2

3

13.9

Печенье для папы.

1

2

3

XIY

Третьи блюда

1

2

3

14.1

Чаи. Морсы. Взвары.

1

2

3

XY.

Конкурсы и праздники

1

8

9

15.1

Новогодний праздник

-

3

3

15.2

Чайная церемония для мам

1.5

1.5

3

15.3

Кулинарные поединок.

0.5

2.5

3

XYI.

Контроль

1

8

9

16.1

Бал салатов

0.5

2.5

3

16.2

Промежуточный контроль

0.5

2.5

3

16.3

Итоговый контроль

-

3

3

ИТОГО

36.5

71.5

108

IY. Содержание программы

п/п

Раздел программы

Краткое содержание и практические работы

Формы проверки знаний и умений.

I

Введение - 3 ч

Знакомство с программой, её целями, задачами. История кулинарии. Правила техники безопасности при проведении кулинарных работ, правила внутреннего распорядка, оказание ПМП. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для кулинарных работ. Анкетирование и начальная диагностика.

Просмотр презентаций «История кулинарии», «Правила техники безопасности»

Тест. Соблюдение  правил техники безопасности.

II.

Предприятия общественного питания -3ч.

Общая характеристика предприятий общественного питания. Классификация предприятий. Основные типы предприятий, уровень и виды услуг.

Экскурсия в школьную столовую

Сочинение

III

Сервировка стола. История появления столовых приборов.

3ч.

Расширить знания детей о столовом этикете; научить правильно сервировать разные виды стола. П оказать отличия праздничной сервировки стола.

Практическая работа №1

«Накрой стол красиво, и еда покажется ещё вкусней».

Способы сворачивания салфеток.

Просмотр презентаций.

Мини-конкурс

"Кто быстрее и красивее свернет салфетку"

IY

Его величество бутерброд-6ч.

Познакомить с различными видами хлебобулочных изделий. Уточнить и

закрепить знания о хлебобулочных изделиях. Виды бутербродов. Многообразие продуктов, применяемых для приготовления бутербродов. Воспитание эстетического вкуса, умение подбирать совместные продукты для бутербродов. Варианты

оформления бутербродов.

 Дидактическая игра "Четвертый лишний"
Практическая работа №2

Технология приготовления бутербродов -  (правильный подбор продуктов).

Самостоятельное приготовление бутербродов

Y.

Овощи в питании человека-15ч.

Знание о содержании в овощах полезных веществ (углеводы, витамины, минеральные соли и др.).Физиологические нормы их потребления. Правильное хранение овощей.

Виды обработки овощей.

Простые способы нарезки овощей. нарезки.

Практическая работа№3

Соблюдение техники безопасности при работе с инвентарём. Очистка и нарезка овощей простыми  видами нарезки. Простые: кружочки, соломка, брусочки, кубики, дольки, ломтики, шашки.

Технология приготовления овощных салатов.

Практическая работа№4

Приготовление салатов из свежих овощей-витаминный, греческий, заячья радость, нежность.

Практическая работа №5

Приготовление салатов из отварных овощей-"оливье", винегрета, "мимоза".

Овощи в карельской кухне.

Тепловая обработка овощей. Овощные гарниры.

Практическая работа №6

Приготовление капусты тушеной. Квашение капусты.

Картофель-второй хлеб.

Практическая работа №7

Приготовление блюд из картофеля.

Игра "О, счастливчик!"

Зачет -способы нарезки овощей.

Зачет -Умение работать в группе.

Зачет- правильная очистка картофеля.

YI.

Закуски.-3ч.

Виды закусок, их назначение. Холодные и горячие закуски.

Практическая работа№8
Мини роллы и суши. Сырные снежки к новогоднему столу.

Беседа- опрос

YII.

Сладкие блюда - смюзи и коктейли-3ч.

Виды сладких блюд. Что относится к сладким блюдам? Технология приготовления и сроки хранения сладких блюд. Смюзи и коктейли. Роль бытовых приборов в приготовлении коктейлей.

Практическая работа №9

Технология приготовления коктейлей  и бананового  смюзи.

Дидактическая игра

YIII.

Сервировка новогоднего стола-3ч.

Практическая работа№10

Сервировка праздничного стола.

Практикум

IX.

Яйца в питании человека. Блюда из яиц3ч.

Пищевая ценность яиц и их использование в кулинарии при приготовлении блюд.

Практическая работа №11

Правильная варка яиц. Приготовление омлетов.

Тест

X.

Молочные продукты 6ч.

Формирование представлений у детей о пользе молока и молочных

продуктов для организма человека. Молочные блюда

Практическая работа№12

Технология приготовления сырников из творога и молочного коктейля.

Практикум

XI

Крупы и макароны-6ч.

Использование отварных макарон и готовых каш в приготовлении блюд. Время тепловой обработки и способы определения готовности. Технология приготовления каш и макарон.

Практические работы№№14и 15

1) Приготовление  каш.

2) Приготовление  макаронных изделий с сыром.

Дидактическая игра

"Угадай на ощупь"

XII

Рыба - неотъемлимая часть карельской кухни-6ч.

Ознакомление  с видами рыб: морская и речная. Пищевая ценность рыбы. Методы определения качества рыбы. Блюда из рыбы. Технология их приготовления. Рыба на столе населения Карелии.

Практические работы №№16 и 17

1) Уха поморская.

2) Жареха поморская

Практикум

XIII

Выпечные изделия-27ч.

Ознакомление  с видами теста. Рецептура и технология приготовления теста с различными видами разрыхлителей. Виды начинок и украшений для изделий из теста. Технологии приготовления.

Практические  работы:

18. Выпечка блинов и блинный торт.

19. Выпечка оладий

20. Выпечка рыбников.

21. Приготовление  пресного теста ( из ржаной муки) и  выпекание калиток .

22. Выпечка хвороста.

23. Приготовление пиццы и шарлотки.

24. Приготовление дрожжевого теста-  пирожки с различными фаршами.

25. Пирожное "картошка"

26. Выпечка печенья.

Дидактическая игра

Практикум

XIY

Третьи блюда - 3 ч.

Разновидность третьих блюд (горячие и холодные). Сырьё для приготовления третьих блюд. Познакомить детей с процессом приготовления чая, дать представление об основных видах чая.

Практическая  работа№26

1) Приготовление витаминного напитка из шиповника, компота из сухофруктов. Правильное заваривание чая.

Практикум

XY.

Конкурсы и праздники- 9ч.

Новогодний праздник

Чайная церемония для мам

Конкурс - Кулинарные поединок.

XYI.

Контроль -9ч.

Бал салатов

Промежуточный контроль-.

Итоговый контроль-

практикум тестирование тестирование

ИТОГО 108 ч.

Y. Методическое обеспечение программы.

Данная образовательная программа разработана с учётом современных образовательных технологий:

  • Информационно-коммуникационные,
  • Игровые,
  • Личностно-ориентированные,
  • Технология коллективного творческого воспитания;
  • Сотрудничество,

В основу программы положены следующие принципы:

  • учет особенностей и ценностей школьного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
  • сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
  • развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка.

Принципы работы при подготовке учащихся к обучению:

  • учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
  • системность и плановость;
  • уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
  • занимательность, непринужденность учебного процесса;
  • развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления;
  • контакт с родителями (организация бесед по интересующим их проблемам);
  • вариативность содержания и форм проведения занятий;
  • наглядность.

Формы занятий определены социально-педагогической направленностью программы и включают в себя образовательные составляющие по овладению азами кулинарного искусства, исследовательской и проектной деятельности, основам здорового образа жизни.В настоящей программе отдается предпочтение следующим методам и формам обучения:

  • Объяснительно - иллюстративный – педагог объясняет и наглядно иллюстрирует учебный материал; осуществляется в форме лекции, беседы, демонстрации основных умений при приготовлении блюд, экскурсии. Изложение теоретического материала и составление практических заданий строится по принципу восхождения от простого к сложному. Это позволяет стимулировать воспитанников к постоянному пополнению знаний с помощью презентаций, бесед, сюжетно-ролевых занятий или деловых и дидактических  игр, докладов обучающихся, конкурсов и др.
  • Практический – наличие в занятиях практической части, когда обучающиеся под руководством педагога готовят предусмотренное темой блюдо, дегустируют его и обсуждают результат. Это способствует развитию мышления через формирование интеллектуальных умений: обобщение, анализ, синтез, сравнение, моделирование, а также позволяет вовлечь учащихся в практическую деятельность с целью приобретения навыков приготовления блюд разного уровня сложности: самостоятельная работа, экскурсии, работа с дополнительной литературой.
  • Групповой (использование бригадного метода как оптимальной формы организации труда, при котором коллективная работа сочетается с индивидуальной).
  • Деятельностный (введение индивидуальных творческих заданий, самостоятельной работы с литературой, интернет-ресурсами, проведение мастер-классов с кулинарами, кондитерами и знатоками кухни, участие детей в выставках, экскурсиях, а также в других формах проведения занятий).

В процессе обучения ребёнок, исходя из понятия здорового образа жизни, идёт от восприятия и усвоения готовой информации через воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности (практическая часть занятий), через знакомство с примерами научного подхода к проблеме питания, поиска и приготовления новых или утерянных блюд к формированию аналитического мышления и критического подхода к продуктам питания и приготовлению блюд. Поэтому занятия проходят в комбинированной форме, с перемежением теоретических и практических частей.

На каждом занятии педагог предлагает задуматься о составе и качестве употребляемой пищи и так или иначе приводит к мысли о необходимости здорового питания. Методика обучения предполагает увлекательность подачи и доступность восприятия детьми теоретического материала, находящегося в непосредственной связи с выполнением практического задания, что способствует наиболее эффективному усвоению программы. При этом в конце каждого занятия виден результат как общей, так и индивидуальной работы, чему способствует проведение дегустаций с подробным обсуждением итогов.

Из этого следует, что основная форма проведения занятий – практическая работа.

Важным условием для успешного выполнения программы является организация комфортной творческой атмосферы, что необходимо для возникновения отношений сотрудничества между педагогом и обучающимися при решении общих задач. Ощущение психологического комфорта, создаваемого педагогом с первых же занятий, способствует реализации творческого потенциала обучающихся и их самореализации. Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности. Педагог стремится воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше будет запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получат они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир.

Значимым моментом при работе с детским объединением является воспитательная работа. Главным звеном этой работы является создание и укрепление коллектива. Этому способствует общие занятия, подготовка и проведение общих праздников, выступлений.

Очень важны отношения в коллективе. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения.

Критерии оценки уровня освоения программных требований работы учитываются по трем показателям:

  • знание инструкций по ТБ, санитарии и личной гигиене,
  • теоретические знания по разделам,
  • практические умения,

Высокий уровень.

Безошибочное выполнение задания, отвечает без ошибок

Средний уровень

Допускается незначительная часть ошибок (не более трех)

Низкий уровень

В выполненном задании наблюдается значительная часть ошибок (более 10)

Оценочные материалы

Перечень оценочных материалов, необходимых для осуществления текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации и позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов по программе «Веселые поварята» для:

- вводного контроля- анкета (приложение №1).

В конце года дети отвечают на вопросы этой же анкеты и могут сравнить свои результаты.

- текущей оценки по разным темам – зачет, опрос, беседа, тест ( приложение №2);

- промежуточного контроля - контрольное занятие, выставки блюд,   результаты участия в воспитательных мероприятиях;

- итоговая оценка - участие в конкурсе "Кулинарный поединок" и в выставках "Удиви друзей" и "Фигурки из теста".

 Результаты всех работ заносятся в общий оценочный лист ( приложение №3) и в конце учебного года можно определить уровень усвоения данной программы  каждым ее участником.

Для успешной реализации программы необходимо учебно-методическое обеспечение:

  1. Комплект наглядных пособий
  2. Комплект открыток с рецептами
  3. Диагностический инструментарий - Тесты для контроля знаний, умений, навыков
  4. Папка досуга (сценарии детских мероприятий)
  5. Методические и дидактические материалы к занятиям
  6. Технологические карты, схемы приготовления блюд;
  7. Фото и репродукции (разделы «Овощные и фруктовые салаты», «Украшение кондитерских изделий»);
  8. Книги по кулинарии, учебно-методические пособия, справочники, энциклопедии.
  9. Тематические папки:
  • Крупы и бобовые
  • Картофель
  • Макароны
  • Масленица
  • Русская кухня
  • Празднуем Новый год
  • Кухонная утварь
  • Все о салатах
  • Пироги и торты из песочного печенья
  • Правила хранения продуктов
  • Правила кулинарии
  • Все об овощах
  • Кулинарный словарь
  • Тесто

Условия реализации программы: Занятия проводятся в светлом, просторном, хорошо проветриваемом учебном кабинете, оснащенномэлектроплитой, холодильником, мойкой, микроволновой печью, электродуховкой, набором посуды.На  первом  вводном  занятии  проводится ознакомительная экскурсия с этим помещением. Ребятам показывается, где, что находится, объясняется, что все вещи имеют свои места, куда их следует убирать по окончании работ. Детям объясняют, что для работы с продуктами необходима специальная одежда: фартук, косынка и вторая обувь. Затем дети  знакомятся с вводным инструктажем.

Теме техники безопасности санитарно-гигиеническим нормам должно уделяться время на каждом занятии. Дети должны знать о маркировке кухонного инвентаря (разделочных досок, ножей) и  о её  причинах,  о  необходимости  регулярно  проветривать  помещение  и  личной гигиене.  Особое  внимание  при  работе  с  колющими  и  режущими  предметами  (ножами, вилками, тёрками...) и электрооборудованием (плитой, чайникам, миксером...).На занятиях дети учатся получать информацию о товарах на упаковке. Им объясняется, что это надо знать для того, чтобы купить хороший, качественный продукт.

Необходимо оборудование и инвентарь:

  • Разделочные доски с обязательной маркировкой для сырых и вареных овощей, и т.д.;
  • Разделочные доски для теста;
  • Кухонные ножи маленькие или средние;
  • Ножи консервные;
  • Ложки из нержавеющей стали;
  • Разливные ложки;
  • Шумовки, дуршлаги, скалки, чайники, подносы;
  • Подставки под горячую посуду;
  • Миски емкостью от 0,5 до 2 л,
  • Кастрюли емкостью от 1 до 3 л., сковороды разных размеров;
  • Миксер, мясорубка и др. электроприборы;
  • Ступка, сито;
  • Набор выемок для печенья, форма для торта;
  • Столовая и чайная посуда.

Все продукты, необходимые для приготовления блюд, приобретаются учащимися за счет спонсорской помощи родителей.

YI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

1. Дятлова Г.В., Хворостукина С.А. «Современная энциклопедия этикета», «ТД «Издательство Мир книги», 2005.

2. Похлебкин В.В. «Тайны хорошей кухни». М.: «Экономика», 1987

3. Сергеева Е.В «Кулинария с элементами домоводства»,

г.Москва, 2011 г.

4. А.Т.Тищенко, Н.В. Синица, «Технология», программа, 5-8 кл., Вентана-Граф,Москва, 2013 г.

5. Н.В. Хохлова, П.С.Самородский и др.

«Программы начального и основного общегообразования», «Технология», Вен-тана-Граф, Москва, 2007 г.

6. В.И. Ярмакова «Основы кулинарии»,Москва, «Просвещение», 2000

7. Украшения блюд. Фантазии из овощей и фруктов. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2005.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИСЯ

  1. Фантазии из овощей и фруктов, - М.: Изд. «Ниола – Пресс», 2008.
  2. Золотые правила кулинарии – М.: Эксмо, 2008.
  3. Современный этикет и хорошие манеры. Изд. «Звонница», 2002.
  4. Русская кухня. 1000 любимых рецептов. – М.: ЭСТ – ПРЕСС КНИГА,
  5. Максимова М., Кузьмина М. «Первоклассная повариха», - М.: Эксмо,
  6. 900 лучших рецептов, - М.: БАО – ПРЕСС, 2008.
  7. Лихачева Л. «Уроки этикета»
  8. Степанова И. «Бутербродные торты» - М.: Эксмо, 2008.
  9. Степанова И. «Праздничные бутерброды» - М.: Эксмо, 2008.
  10. И.Мельников "Детская кулинарная книг" , 2009 (эл. вариант)

ЦОРы:

1. «Кулинарная энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2006

2. «Кулинария. Кухни мира», 2005

3. «Энциклопедия домашней выпечки», 2005

4. Электронное пособие по кулинарии для 5-8 классов

5. "Карельская кухня", 2016

6. "Вепская кухня", 2016

7. "Рыба на столе-здоровье в доме", 2017

8. " Пасхальный завтрак", 2017
9. "Украшение новогоднего стола", 2015

10.Синичкин день.

6) Интернетресурсы:

http://webspoon.ru/groups/prazdnichnye-zakuski

http://gotovim-doma.ru/view.php?g=2

http://kedem.ru/recipe/bakery/

http://povar.ru/list/dieta/

http://www.ok-interiordesign.ru/ph32_house_cottage_interior_design.php

http://www.podelki-rukami-svoimi.ru/top-50-kreativnye-idei-dlya-doma/

Приложение №1

Анкета на входе в программу.

Ответьте, пожалуйста, на предлагаемые вопросы

1. Что такое кулинария?_______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Кто такой повар? ___________________________________________________________

3. Умеешь ли ты готовить, если да, то какие блюда? _____________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Что ты ожидаешь от обучения по данной программе?__________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5.

Приложение №2

Задание 1

Закуска, которая представляет собой ломтик хлеба или булки с каким-нибудь из закусочных продуктов, например, сыром, колбасой, ветчиной, икрой, мясом, рыбой, консервами, овощами, зеленью и другими продуктами - это ...

Запишите ответ: __________________________________________

Задание 2https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/22/s_5b2d3b5e06a83/921705_1.png

Хлеб для закрытых бутербродов нарезают толщиной:

Выберите один из 4 вариантов ответа (подчеркни):

1) 1,5-2,5 см   2) 0,5-1 см   3) 1-1,5 см  4) 1-2 см

Задание 3

При подаче к столу бутерброды следует укладывать на блюде:

Выберите один из 3 вариантов ответа (подчеркни):

1) в 3 слоя      2) в 2 слоя       3) в 1 слой

Задание 4https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/22/s_5b2d3b5e06a83/921705_2.png

Для приготовления открытого бутерброда ломтики хлеба нужно нарезать толщиной ...

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) 0,5-1 см       2) 1-1,5 см       3) 2-3 см

Задание 5

Готовые бутерброды могут храниться в холодильнике не более (в часах):

Выберите один из 5 вариантов ответа (подчеркни):

1) 1 2)2 3) 34)4 5) 5

Задание 6

К бутербродам не относится:

Выберите один из 3 вариантов ответа (подчеркни):

1) канапе 2) пирожное 3) сэндвич

Задание 7

По способу приготовления бутерброды классифицируются на:

Выберите несколько из 6 вариантов ответа (подчеркни):

1) слоеные2) открытые3) горячие4) закусочные5) холодные 6) закрытые

Задание 8https://fsd.multiurok.ru/html/2018/06/22/s_5b2d3b5e06a83/921705_3.png

Для бутербродов канапе хлеб нарезают:

Выберите один из 3 вариантов ответа (подчеркни):

1) кубиками2) дольками3) ломтиками

Задание 9

Является ли бутербродом хлеб с маслом?

Выберите один из 2 вариантов ответа:

1) нет2) да

Задание 10

Сэндвич - это ... бутерброд.

Выберите один из 2 вариантов ответа:

1) закрытый2) открытый

Ответы:

1) (1 б.) Верный ответ: "бутерброд".

2) (1 б.) Верные ответы: 2;

3) (1 б.) Верные ответы: 3;

4) (1 б.) Верные ответы: 2;

5) (1 б.) Верные ответы: 3;

6) (1 б.) Верные ответы: 2;

7) (1 б.) Верные ответы: 2; 4; 6;

8) (1 б.) Верные ответы: 3;

9) (1 б.) Верные ответы: 2;

10) (1 б.) Верные ответы: 1;

Приложение № 3

Критерии оценки качества усвоения  знаний, умений и навыков

Ф.И. обучающегося ___________________________________________________ ДОП  "Веселые поварята"

п/п

Критерии оценки качества

Формы оценки качества

Уровни освоения программы

Высокий уровень 3 балла

Средний уровень 2 балла

Низки уровень 1 балл

Знание инструкций по ТБ, санитарии и личной гигиене,

1

Правила санитарии гигиены

Опрос, тестирование

Безошибочное выполнение задания

Допускается незначительная часть ошибок (не более трех)

В выполненном задании наблюдается значительная часть ошибок (более 10)

2

Требования безопасности труда и противопожарной безопасности

Теоретические знания по разделам

1

 Творческое задание "Кто такой кулинар?"

творческое задание,

2

Тема "Бутерброды"

тестирование

3

"Овощи в питании человека"

4

Рыба- неотъемлемая часть карельской кухни"

Дидактическая игра

5

Молочные продукты

Опрос

6

Яйца в питании человека

Тестирование

7

Каши и макаронные изделия

Дидактическая игра

8

Выпечка

наблюдение

Практические навыки и умения.

1

Нарезка овощей

Зачет

2

Правильная чистка картофеля

Мини-конкурс

3

Приготовление бутербродов

Самост. работа

4

Сервировка стола, складывание салфеток

Наблюдение

Сам. работа

5

Умение составлять технологическую карту салата

Сам. работа

6

Умение приготовить  простое блюдо  используя технологическую карту.

Сам. работа наблюдение

Участие в воспитательных и контрольных мероприятиях

присутствие

Участие

Активное участие

Генератор идей

1

Бал салатов

2

Новогодний стол

3

Чаепитие для мам

4

Конкурс "Кулинарный поединок"

5

Выставка "Удиви друга"

6

Выставка "Фигурки из теста"

Высокий уровень освоения программы – 42-29 баллов

Средний уровень освоения программы – 28-15 баллов Низкий уровень освоения программы – 14 и меньше баллов

Приложение №5

Общепринятая поварская терминология:

Закипятить. Легкое движение на поверхности жидкостей, наступающей незадолго перед настоящим кипением.

Обланжирить (ошпарить). Опустить зелень на короткое время в кипяток, чтобы отнять у нее остроту и пучащие свойства. Ошпаривают также телячьи головки и ножки с целью сделать их помягче и удобнее для приготовления. Точно так же поступают со свиной кожей, чтобы облегчить ее чистоту. Варят в брезе мясо и птиц под крышкой в кастрюле не медленном огне, который охватывал бы кастрюлю со всех сторон.

Подрезать. Делают более или менее глубокий подрез известной породы рыб (а также овощей), чтобы ускорить их варку.

Оттяжка. Сделать прозрачным бульон, сок, масло, желе. Желе оттягивается яйцом; бульон, сок и масло – действием умеренного огня. Масло еще процеживает сквозь салфетку, когда требуется осветленное масло.

Разбить. Разделить на части домашнюю птицу или дичь, которую хотят приготовить во фрикасе или соте.

Вымочить. Вымачивают зелень в течение известного времени в холодной воде, чтобы отнять всю остроту. Равным образом – телячью головку и ножки, петушиные гребешки и т.п., дабы извлечь из них  кровь, которая при дальнейшем приготовлении может придать им темный цвет.

Опалить. Сжечь оставшийся пух на птице или дичи, держа их над пламенем. В кухнях с закрытыми чугунными плитами употребляют для этого спиртовую лампу.

Глясировать. Намазывать кисточкой густо уваренным бульоном (так называемый гляс) нашпигованное или жареное мясо, соте, поджаренный хлеб и т.п. Глясом называют также сахарную глазурь, которою покрывают оладьи и различные паштеты.

Связать. Сгустить суп или соус яичным белком.

Маринование. Облить мясо или рыбу пряным маринадом и продержать некоторое время под крышкой.

Залить. Влить необходимую для кипения жидкость.

Заправить. Отнять от птицы или мяса такие части, которые портят требуемую форму.

Панировать. Обмакнуть мясо, котлеты и т.п. в масло или разболтанный желток и затем обвалять в тертом белом хлебе или толченых сухарях.

Пассеровать. Обжарить лук, шпик и т.п. в масле до золотого цвета.

Пригустить. Поджарить мясо в жире (фритюре) или масле для придания ему красивого цвета.

Сотировать. Быстро варить в масле на ярком огне, не подливая воды.

Карбовать. Придавать овощам или плодам, предназначенным для гарнира, какую-либо форму: звездочек, шариков и проч.


Приложение №4

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Группа « Веселые поварята» 2020г.-2021г.

дата

П/П

№п/п

Название раздела и темы занятия

Теория

Практика

Всего часов по теме

I. Введение в программу.

3

-

3

 12.09.20

1

1.1

Вводный урок.

Знакомство с программой, её целями, задачами. История кулинарии. Правила техники безопасности при проведении кулинарных работ, правила внутреннего распорядка, оказание ПМП. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для кулинарных работ. Анкетирование и начальная диагностика.

Просмотр презентаций «История кулинарии», «Правила техники безопасности»

Проверка ЗУН

Тест. Соблюдение  правил техники безопасности.

3

-

3

II. Предприятия общественного питания

-

3

3

19.09.20

2

2.1

Общая характеристика предприятий общественного питания. Классификация предприятий. Основные типы предприятий, уровень и виды услуг.

Экскурсия в школьную столовую 

Проверка ЗУН

Сочинение

-

3

3

III. Сервировка стола. История появления столовых приборов.

2

1

3

 26.09.20

3

3.1

Расширить знания детей о столовом этикете; научить правильно сервировать разные виды стола. Показать отличия праздничной сервировки стола.

Практическая работа №1

«Накрой стол красиво, и еда покажется ещё вкусней».

Способы сворачивания салфеток.

Просмотр презентаций

Проверка ЗУН

Мини-конкурс "Кто быстрее и красивее свернет салфетку"

2

1

3

IY. Его величество бутерброд.

2

4

6

 03.10 .20

4

4.1

Виды бутербродов. Многообразие продуктов, применяемых для приготовления бутербродов.

Простые и сложные бутерброды. Выбор продуктов для бутербродов. Варианты оформления бутербродов.

 Дидактическая игра "Четвертый лишний" 
Практическая работа №2

Технология приготовления бутербродов -  (правильный подбор продуктов).

1

2

3

10 .10.20

5

4.2

Горячие и сладкие бутерброды. 

Практическая работа №2

Технология приготовления бутербродов -  (правильный подбор продуктов).

Проверка ЗУН

Тест

1

2

3

Y.Овощи в питании человека.

7.5

13.5

21

 17.10.20

6

5.1

Значение овощей в питании человека. содержании в овощах полезных веществ (углеводы, витамины, минеральные соли).Распределение овощей по группам содержания витаминов. Правильное хранение овощей, умение применять свои знания и навыки на практике, в жизни, быту, в семье.

 Практическая работа №3

 Простая  и сложная нарезка овощей.

 

1

2

3

 24.10.20

7

5.2

Салаты из свежих   овощей .

Практическая работа№4

Приготовление салатов- витаминный, греческий, нежность, "заячья радость".

1

2

3

 31.10.20

8

5.3

Салаты из вареных овощей.

Практическая работа№5

Приготовление салатов- оливье, винегрета, мимоза.

1

2

3

 07.11.20

9

5.4

Приготовление овощных гарниров.

Практическая работа№6

Приготовление тушеной  капусты. Квашение капусты.

1

2

3

 14.11.20

10

5.5

Картофель- второй хлеб.

Практическая работа№7

Приготовление драников

Проверка ЗУН

Мини-конкурс "Кто быстрее и аккуратнее почистит картофель"

 Проверка ЗУН

Дидактические игры

1

2

3

XYI. Контроль знаний.

0.5

2.5

3

21.11.20

11

16.1

Бал салатов

0.5

2.5

3

YI.Закуски

1

2

3

 28.11.20

12

6.1

Виды закусок, их назначение. Холодные и горячие закуски.

Практическая работа№8
Мини роллы и суши. Сырные снежки к новогоднему столу.

 Проверка ЗУН

Беседа

1

2

3

YII. Сладкие блюда - смюзи и коктейли-

1

2

3ч.

05.12.20

13

7.1

Виды сладких блюд. Что относится к сладким блюдам? Технология приготовления и сроки хранения сладких блюд. Смюзи и коктейли. Роль бытовых приборов в приготовлении коктейлей.

Практическая работа №9

Технология приготовления коктейлей  и бананового  смюзи.

Проверка ЗУН

Дидактическая игра

1

2

3

YIII. Яйца в питании человека. Блюда из яиц 3ч.

1

2

3

 12.12.20

14

8.1

Пищевая ценность яиц и их использование в кулинарии при приготовлении блюд.

Практическая работа №10

Правильная варка яиц. Приготовление омлетов.

Проверка ЗУН

Тестирование

1

2

3

IX. Сервировка праздничного стола.

1.5

1.5

3

 19..12.20

15

9.1

Практическая работа№11

Готовимся к новогодним праздникам

1.5

1.5

3

XYI. Контроль знаний.

 26.12.20

16

16.2

Промежуточный контроль

0.5

2.5

3

XY. Конкурсы и праздники

 12. 01. 20

17

15.1.

Новогодний праздник

-

3

3

X. Молочные продукты

2

4

6

19.01.20

18

10.1

Формирование представлений у детей о пользе молока и молочных продуктов для организма человека. Молочные блюда

Практическая работа №12

Технология приготовления сырников из творога и молочного коктейля.

1

2

3

 26.01.20

19

10.2

Практическая работа №13

Технология приготовления  молочного коктейля

Проверка ЗУН

Тестирование

1

2

3

XI.Крупы и макароны. Использование в кулинарии.

2

4

6

 02.02.20

20

11.1

Где растет каша? Технология приготовления каш.

Практические работы№14

Приготовление  каш.

1

2

3

 09.02.20

21

11.2

Использование отварных макарон приготовлении блюд.

Практическая работа №15  

Приготовление  макаронных изделий с сыром и макарон по-флотски.

Проверка ЗУН

Дидактическая игра

1

2

3

XII. Рыба - неотъемлимая часть карельской кухни

2

4

6

 16.02.20

22

12.1

Ознакомление  с видами рыб: морская и речная. Пищевая ценность рыбы. Методы определения качества рыбы. Блюда из рыбы.

Практические работы №16

Уха поморская.

1

2

3

 23.02.20

23

12.2

Технология их приготовления. Рыба на столе населения Карелии.

Практические работы № 17

Жареха поморская

Проверка ЗУН

Тестирование

1

2

3

XIII. Выпечные изделия

9

18

27ч.

 01.03.20

24

13.1

Печенье для папы

Ознакомление  с видами теста. Рецептурой и технологией приготовления теста с различными видами разрыхлителей

Практическая работа №18

Печенье для папы

1

2

3

15 .03.20

25

13.2

Ох, блины мои блины...

Практическая работа №19

 Выпекание блинов. Блинный торт.

XY. Конкурсы и праздники-

1.5

1.5

3

22 .03.20

26

15.2

Чайная церемония для мам

1.5

1.5

3

29 .03.20

27

13.3

Карельские калитки.

Практическая работа №  20

Приготовление  пресного теста ( из ржаной муки) и  выпекание калиток

1

2

3

  05.04.20

28

13.4

Пироги как у бабушки

Виды начинок и украшений для изделий из теста.

Практическая работа №21

Приготовление дрожжевого теста -  пирожки с различными фаршами.

1

2

3

 12.04.20

29

13.5

Практическая работа № 22

Приготовление хвороста.

1

2

3

19 .04.20

30

13.6

Практическая работа № 23

Приготовление рыбников

1

2

3

26  .04.20

31

13.7

Практическая работа № 24

Выпекание пиццы.

1

2

3

 03.05.20

32

13.8

Практическая работа № 25

 Выпекание оладий

1

2

3

10 .05.20

33

13.9

Выпечка без выпечки

Практическая работа № 26

Пирожное "картошка"

Проверка ЗУН

Дидактические игры. Тестирование.

1

2

3

XIY. Третьи блюда. Десерты.

 1

2

3

   17.05.20

34

14.1

Разновидность третьих блюд (горячие и холодные). Сырьё для приготовления третьих блюд. Знакомство с процессом приготовления чая, дать представление об основных видах чая.

Практическая  работа№27

1) Приготовление витаминного напитка из шиповника, компота из сухофруктов. Правильное заваривание чая.

Проверка ЗУН

Дидактические игры.

1

 2

 3

XY. Конкурсы и праздники-

24 .05.20

35

15.3

Конкурс "Кулинарный поединок"

0.5

2.5

3

XYI. Контроль знаний.

 31.05.20

36

16.3

Итоговый контроль.

-

3

3

Итого

36

37.5

73.5

108


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маленькие поварята

Урок направлен на развитие интереса к изучаемому предмету, способности четко и быстро мыслить, кратко и ясно выражать свою мысль, умения самостоятельно пополнять свои знания. Через...

внеклассное мероприятие по СБО "Юные поварята"

Мероприятие разработано для детей коррекционной школы. Проводилось на предметной неделе СБО....

Сценарий спортивного праздника "Веселые поварята" в рамках программы внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании"

Сценарий спортивного праздника "Веселые поварята" в рамках программы внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании"...

Эмблема "Ребята-поварята"

Данный материал предназначен для учащихся школы на кулинарный конкурс (эмблема, название команды, девиз, речевка, защита салата)...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ребята-поварята"

Центром внимания в педагогической практике дополнительного образования является самоопределение и самореализация личности. Курс «Ребята – поварята» двухмодульный,  разработан в ...

Классный час "Семья и семейные традиции" группы № 1,2 "Веселые поварята"

Цели классного часа: рассказать ребятам о роли семьи в жизни,каждого человека.Обратить особое внимание на традиции в каждой семье. Уважение,доброта,любовь между членами семьи. Раскрыть,что семья -это ...