Занятие 8. Я-ЛИДЕР! Анализ работы школы лидерства. Чемодан лидера.
план-конспект занятия (9 класс)

Цель: реализация полученных знаний в различных игровых моментах, от теории к практике

Задачи: научиться применять полученные знания в различных ситуационных игровых моментах

Оборудование: бумага, карандаши, ручки.

Ход занятия:

В ходе заключительного занятия все изученные техники и методы применяются в коллективно-творческих игровых моментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_8.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

 Кижингинский центр детского творчества

Дополнительная образовательная программа

 «Я – лидер!»

Подготовила:

Педагог дополнительного образования

Батоцыренова Марина Цырендоржиевна


Занятие 8. Я-ЛИДЕР! Анализ работы школы лидерства. Чемодан лидера.

Цель: реализация полученных знаний в различных игровых моментах, от теории к практике

Задачи: научиться применять полученные знания в различных ситуационных игровых моментах

Оборудование: бумага, карандаши, ручки.

Ход занятия:

В ходе заключительного занятия все изученные техники и методы применяются в коллективно-творческих игровых моментах.

1 этап

Импровизационная игра «Ковбой убил быка одним ударом»

Цель: настроить на активное доброжелательное участие игроков

2 этап

Разбивание участников на команды. Далее командам дается задание на развитие коммуникативных способностей.

Игра «Мост».

Оборудование: листы бумаги формата А4.

Ведущий делит всех участников на две группы: аборигены и миссионеры. Каждой группе отдельно от другой группы дается установка. Установка миссионерам. Племя аборигенов живет на острове, отдельно от всех цивилизаций. Миссионеры хотят построить мост для того, чтобы приобщить полудикое племя аборигенов к благам цивилизации. Ситуация осложняется тем, что никто не знает языка аборигенов.

Установка аборигенам.

Среди аборигенов выбирается вождь племени и дается установка на проявление усиленной агрессивности, так как в истории их племени уже был опыт общения с миссионерами, который не имел положительных результатов.

Цель игры - выполнить миссию: построить мост и уговорить аборигенов перейти по нему на «Большую землю».

Ход игры.

Участники делятся на две группы. Каждой группе после получения установки дается 5-7 минут на подготовку: обсуждение ролей в группе, выработка стратегии, аборигены могут при помощи подручных материалов принять соответствующий имидж дикарей. После подготовительного этапа миссионеры начинают свою работу (примерно через 15 минут).

По окончании работы проводится рефлексия занятия.

Удалось ли выполнить миссию?

Какие установки были получены группами?

Помогали эти установки или мешали работе?

Что такое установка?

Участники пробуют дать свое определение. Затем его дает ведущий: «Установка - готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту» (Петровский А. В.)].

Какие трудности встретились в работе, как они преодолевались?

Как установки проявляются в общении между разными народами?

Игры тренинга общения.

Цель — формирование навыков общения с разными группами людей.

Основные задачи тренинга — освоение активного стиля общения; совершенствование умений эффективного общения; формирование стиля доверительного общения; отработка навыков понимания окружающих людей.

Общение людей друг с другом — чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например, умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации. Она может быть вызвана и недостаточным самоконтролем, например, из-за неумения справиться с перевозбуждением, импульсивностью, агрессией и т. д. Каждый из нас учится этому в течение всей своей жизни, приобретая опыт, который часто связан с ошибками и разочарованиями. Можно ли научиться общению, используя для этого не только свои реальный опыт? Да, и сделать это можно при помощи игры. Игра — это модель жизненной ситуации, в частности, общения, в процессе которой человек приобретает определенный опыт. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, человек не чувствует той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это дает возможность больше пробовать, проявлять творчество, искать более эффективные формы взаимодействия друг с другом и не бояться «поражения».

Позитивным моментом игровых упражнений является возможность получить оценку своего поведения со стороны, сравнить себя с окружающими и скорректировать свое общение в последующих ситуациях. Следует помнить, что намного легче заметить ошибки, неточности в общении своих близких, сотрудников, руководителей, чем свои собственные.

Предлагаемый тренинг способствует овладению приемами эффективного общения через игровые компоненты и технику активного слушания.

1. «Аборигены и инопланетяне»

Группа делится на две части. Первая подгруппа выходит за дверь, вторая рассаживается на стульях полукругом. Это аборигены. Вышедшие за дверь — инопланетяне, которым надо вступить в контакт с аборигенами и узнать как можно больше об их планете. Аборигены плохо знают язык и могут отвечать только односложно. Инопланетяне строят свои вопросы так, чтобы получить как можно больше информации об особенностях общения аборигенов.

Когда инопланетяне выйдут за дверь, ведущий дает инструкцию для аборигенов: «Кивок головой обозначает «нет». Слово «нет» обозначает «да». Слова «да» в речи аборигенов нет. Если в вопросе содержится слово «любовь», «любить», то аборигены выбрасывают вперед руку, показывая «класс».

Входят инопланетяне, садятся напротив. Время на вопросы-ответы — 10 минут. Когда время истекло, инопланетяне рассказывают, что они узнали от аборигенов и каковы особенности их общения.

По окончании игры группа садится в общий круг через одного и рефлексирует

3. «Дар убеждения»

Вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того как оба участника выяснили, у кого из них в коробке лежит бумажка, каждый начинает доказывать «публике», что она именно у него в коробке. Задача публики — решить путем консенсуса, у кого же именно лежит в коробке бумажка. В случае, если «публика» ошиблась, ведущий придумывает ей наказание (например, на протяжении одной минуты попрыгать).

Во время обсуждения важно проанализировать случаи, когда «публика» ошибалась — какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.

Ролевая игра. Дигикон.

«Дигикон»

Порядок действий:

В соответствии с замыслом игры участники должны исполнять роли «узников» и «роботов» (то есть тех, кто ведет себя подобно механизмам). На каждую «камеру» с 3-7 «узниками» положено по одному «роботу». Таким образом, из 12 участников можно сформировать 3 «камеры» по 3 «узника» в каждой и к ним 3 «роботов». Снабдите каждого бумагой и карандашом.

1. Разбейте игроков на группы любой численности от 4 до 8 — размеры могут варьировать.

.2. В каждой группе попросите одного добровольца сыграть робота. Предложите «роботам» представить, что они являются механиче¬скими рабами, которые обязаны повиноваться своим хозяевам. Они могут видеть, слышать, двигаться и реагировать, но не умеют го¬ворить.

3. Сообщите остальным, что они являются «узниками», заключенны¬ми в камеры, и поместите каждую группу в угол или возле стены, отгородив ее столами и стульями, чтобы получилась «камера».

Расположите «камеры» как можно дальше друг от друга. «Роботы» стоят снаружи, перед камерами своих хозяев, и ждут начала деятель-ности.

4. Обратите общее внимание на большой дверной ключ, который вы положите у всех на виду.

5. Ознакомьте всех со следующим сценарием. По ходу чтения он по-кажется сложным, но разъяснения займут всего несколько минут, и управлять игрой будет трудно лишь в первый раз. С каждым по-следующим разом она будет проходить все легче, и вы даже начне¬те украшать ее всякими фантастическими подробностями.

Сценарий

Вы все являетесь героями научно-фантастического рассказа. Одни — при¬шельцы из космоса, а другие — роботы. Земляне заключили всех пришель¬цев в тюрьму и заперли в камеры. Стража в любой момент может увести их на казнь. Единственная возможность для пришельцев убежать — при¬казать роботам принести ключ (лежит на виду), который подходит к двери каждой из камер. Но необходимо спешить, потому что неизвестно, кем ока¬жутся пленники в других камерах — друзьями или врагами.

Те, кому удастся бежать, могут либо выпустить остальных, либо убить их.

Роботы могут заходить куда угодно, кроме камер. До того, как узники смогут воспользоваться услугами своих роботов, им придется создать их «память» и отдать последним ряд команд, которые нужно записать. К со¬жалению, «память» роботов способна удержать лишь 10 команд, каждая из которых состоит максимум из двух слов. Это единственные звуки, на которые роботы могут реагировать. Более того — команды не могут отда¬ваться на каком-либо известном языке; они должны состоять из бессмыс¬ленных слов: например «зин» —«иди вперед» или «чат» ~ «иди назад». Это продиктовано тем, что в каждой камере сидят представители различных цивилизаций, у которых нет общего языка, и потому им приходится его изобретать.

В каждой камере группа заключенных должна выработать свои услов-ные команды и занести их в «справочные таблицы» соответствующих ро¬ботов, чтобы затем им можно было приказать пойти, взять ключ и прине¬сти его в камеру. Таким образом роботы реагируют на ряд заранее опре¬деленных команд.

Эти команды, когда их усвоят, можно повторять и отдавать в любой последовательности. Однажды сформированную память роботов нельзя изменить.

Когда вы покончите с объяснениями, кратко ответьте на вопросы и убедитесь, что все понимают, что им нужно делать. Затем дайте «узникам» 5 минут на формирование «памяти» «роботов». Каж¬дая «камера» должна обсудить, какие «слова» будут означать ко¬манды для «роботов», и записать их вместе с переводом на «нор¬мальный» язык. Вы же продолжаете следить за ходом работы, ни¬коим образом не вмешиваясь и тем более не встревая со своими предложениями. Если вы играете с международной группой, то почти наверняка обнаружите, что как минимум одна из команд берет слова из реально существующего — непонятного другим — языка, на котором говорит кто-либо' из ее членов: например, баскского или тамильского. Такое разрешается.

По истечении 5 минут удалите всех роботов из комнаты.

7.

8.

После этого объявите, что стражники сделали в тюрьме кое-какие перестановки, и ненемало сдвиньте мебель — например, перетащите стол на середину комнаты и скажите, что это туннель, по которо¬му роботам придется ползти за ключом. Добавьте еще несколько препятствий, чтобы роботам пришлось, например, через что-то пе-релезать. Если хотите, можете перекладывать ключ с места на ме¬сто, а если вы играете в «Дигикон» с очень умной группой, то мо¬жете позволить себе настоящую «подлость» и положить ключ туда, где «роботам» будет трудно его увидеть.

После такого отдельные «узники» придут в полное смятение, по¬скольку им наверняка и в голову не приходило ввести в «память» роботов слова «ползти» или «перелезать». Успокойте их и посо¬ветуйте «стараться изо всех сил».

После того как «пленники» уяснят последовательность действий, которые необходимо выполнить их «роботам», чтобы добыть ключ, пригласите «роботов» подойти к вам, заберите у них «шпаргалки», перемешайте их и снова раздайте так, чтобы ни у одного из них не оказалось в руках первоначального варианта. Это наверняка по¬сеет панику как в рядах «роботов», так и «пленников». Вы же про-комментируйте свои действия тем, что роботы — всего лишь ма¬шины, и неважно, чьим командам они подчиняются.

10. Объявите, что теперь «роботы» готовы к действию.

В первый момент все игроки будут в замешательстве, но спустя время кто-либо из «узников», а может быть, сразу несколько, начнут

выкрикивать команды из своих списков. «Роботы» примутся лихора-дочно изучать собственные списки, чтобы выяснить, чьи в них простав-лены команды и что они означают. В конце концов кто-нибудь из них узнает «свою» команду и отреагирует на нее, что подстегнет других игроков, и начнется гонка. Может подняться страшный шум, на «ро-ботов» посыплются приказы, брань и одобрительные возгласы. В об¬щей суматохе и напряжении играющие могут ненемало подзабыть пра¬вила, так что сохраняйте бдительность и держите в узде наиболее ре¬тивых игроков. Возможно, вам придется заталкивать людей назад в «камеры», проверять «словари», если у вас возникло подозрение, что «роботы» откликаются более чем на 10 командных слов, и запрещать команды, заставляющие «роботов» нападать друг на друга. При рабо¬те с молодежной группой лучше всего предупредить, что если один «робот» дотронется до другого, то оба немедленно «замрут» до тех пор, пока не поступит команда разойтись.

Возможно, что непосредственно вам придется подать сигнал об окон-чании игры, поскольку игроки в пылу борьбы могут не заметить, что один из «роботов» уже захватил ключ, и его команда побеждает, а даже если и заметят, то, часто , войдя в раж, продолжают «направлять» своих «роботов», полагая, что именно трудности по преодолению пре¬пятствий — наиболее важная часть игры. Или, наоборот: некоторые игроки могут сдаться задолго до финала, расценив свой «словарь» как никуда не годный. Однако такое решение может быть опрометчивым, поскольку, при наличии творческого подхода, даже очень бедный сло¬варный запас можно использовать самым удивительном образом.

Рефлексия курса. «graffiti» отзывы о пройденном курсе

«Чемодан лидера» каждому участнику дается лист бумаги и ручка, в начале листа каждый участник пишет свое имя и фамилию и передает ее участнику по кругу, где каждый пишет свое пожелание, затем загибает лист и передает другому. Лист читается после занятия по желание участника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы школы-искусств №1 на 2011-2012 уч .год.

В 2011-2012 учебном году педагогический коллектив школы-искусств №1 ставил перед собой следущие цели и задачи.Цель: развитие и воспитание личности...

Анализ работы школы за 2011 - 2012 учебный год

Анализ работы школы за 2011 - 2012 учебный год...

Анализ работы школы за 3 четверть 2012-13 уч.года

Материал содержит анализ работы школы по итогам 3 четверти, включающий  и результаты мониторинга ЗУН, ОУУН....

Анализ работы школы за 2012-2013 учебный год

Материал посвящен анализу учебной деятельности, рассматриваются вопросы выполнения закона "Об образовании", успеваемости, ГИА, ЕГЭ....

Анализ работы школы за 2012-13 уч.год

Материал содержит анализ работы школы за 2012-13 уч.год...

анализ работы школы за год

Данный документ относится к группе аналитических документов заместителя директора по В.Р.  Здесь находит отражение анализ работы социального педагога, педагога- психолога школы, старшей вожатой, ...

Занятие 9. Я-ЛИДЕР! Анализ работы школы лидерства. Чемодан лидера.

Цель: реализация полученных знаний в различных игровых моментах, от теории к практикеЗадачи: научиться применять полученные знания в различных ситуационных игровых моментахХод занятия: Повод...