ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности вокально-хоровая студия «Улыбка»
рабочая программа

Кутья Наталья Николаевна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ    ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности вокально-хоровая студия «Улыбка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация Тогучинского район Новосибирской области

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Тогучинского района «Березиковская  средняя школа»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ    

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

вокально-хоровая студия

«Улыбка»

стартовый (ознакомительный) уровень

Возраст обучающихся: 7-14 лет

Срок реализации программы: 1 год

          Автор-составитель    программы:

Кутья Наталья Николаевна,

музыкальный руководитель,

 первая квалификационная категория

с. Березиково, 2021

                                      Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

  1.1.Пояснительная записка

       Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа вокально-хоровой студии «Улыбка» реализуется в художественной направленности.

       Актуальность

       Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью: занимаясь в хоровом коллективе, дети приобретают опыт совместной творческой работы, опыт участия в концертной деятельности на разных уровнях (школа, местное сообщество, районные конкурсы, фестивали).

     Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического наслаждения. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства. Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты. Всякая деятельность детей и подростков осуществляется успешно тогда, когда они видят и общественную пользу, когда происходит осознание своих возможностей.

Большую роль в этом играют:

- концертная деятельность;

- участие в фестивалях, конкурсах.

      Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.  
Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей.

Пение упражняет и развивает слух, дыхательную систему (а она тесно связана с сердечно – сосудистой системой), следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, можно укрепить своё здоровье. Кроме того, пение тренирует артикуляционный аппарат, без активной работы которого речь человека становится нечёткой, нелепой, и слушающий плохо воспринимает информацию, неадекватно на неё реагирует. А правильная ясная речь характеризует ещё и правильное мышление. В процессе пения развивается голос, музыкальный слух и такие общие качества как внимание, память, воображение и эмоциональная отзывчивость детей.

       Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес. Стоит отметить, что программа «эстрадное пение» предполагает обучение не только правильному и красивому исполнению произведений в данном жанре, но ещё и умение работать с микрофоном, владение сценическим движением и актёрскими навыками. 

Отличительные особенности, новизна

    Программа отличается от других программ тем, что:

- позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство»;

- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп.

- включает в занятия упражнения дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой;

- применяются речевые игры и упражнения, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами);

- используются игровые задания, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;

- песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности общеобразовательной школы.

      Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

      В отличие от существующих программ,  данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар для каждого воспитанника подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных.

Адресат программы 

      В вокально-хоровую студию «Улыбка» принимаются дети от 7 до 14 лет на добровольной основе (в данном возрастном диапазоне), при наличии у них достаточно выраженных голосовых данных, музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и желания заниматься сольным и вокальным пением. При зачислении ребёнок исполняет песню, которую хорошо знает. Полезно прослушать её в разных тональностях, что позволит выявить у поющего характер и качество голоса, диапазон, точность интонации.

      Особенности работы обусловлены, прежде всего, вокальными возможностями учащихся в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься сольным и ансамблевым пением.

       В процессе обучения используются следующие диагностические методы: творческие задания, наблюдение, тестирование, беседы, анкетирование, мониторинг достижений.

Возрастные особенности учащихся от 7 до 14 лет

      Традиционно в отечественной психологии выделяют три возрастных периода школьного возраста - младший школьный возраст, подростковый и ранний юношеский. Каждый из них характеризуется ведущей для данного возраста деятельностью, психическими новообразованиями и кризисами, возникающими на границах этих периодов. «Календарное» ограничение данных возрастных периодов носит условный характер и варьируется в зависимости от социально-исторических условий и личности обучающегося.

      Младший школьный возраст (7–10 лет). В младшем школьном возрасте формируется собственно певческий аппарат гортани, и голос приобретает новые, но пока еще скромные возможности. Все чище и устойчивым становится интонирование мелодии голосом. Дети способны воспроизвести с аккомпанементом общее направление движения мелодии. Ведется работа по постановке голоса, многие дети начинают петь звонко, легко.

       При работе с детьми младшей группы учитывается, что в данном возрасте преобладает верхний резонатор, голоса мальчиков и девочек, в общем, однородны и почти все – дисканты. Деление на первые и вторые голоса условно. Звучанию голоса свойственно головное резонирование, легкий фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок (неполное смыкание голосовой щели). Диапазон ограничен звуками ре1 – ре2. Наиболее удобные звуки: ми1 – ля2. Тембр очень неровен, гласные звучат пестро. Задача педагога – добиваться более ровного звучания гласных на всех звуках небольшого диапазона.

       На вокальных занятиях активно используется наглядный материал.

      Средний школьный возраст (10–14 лет). При работе с вокалистами среднего школьного возраста, которые уже обучаются основам вокального звукоизвлечения и ведения звука учитывается необходимость предпочитать мягкую атаку, как наиболее щадящую голосовой аппарат.

       Особое внимание при работе с детьми среднего школьного возраста уделяется домутационному и мутационному периоду. К 11 годам в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются оттенки грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки, более углубленным дыханием, голос начинает звучать более полно и насыщенно. Голоса мальчиков определенно делятся на дисканты и альты. В этом возрасте в диапазоне детских голосов, как и у взрослых, различают три регистра: головной, смешанный (микст) и грудной.

      У девочек преобладает звучание головного регистра, и явного различия в тембрах сопрано и альтов не наблюдается. Основную часть диапазона составляет центральный регистр, имеющий от природы смешанный тип звукообразования.

13–14 лет, мутационный (переходный) период совпадает с периодом полового созревания детей. Формы мутации протекают различно: у одних постепенно и незаметно (наблюдается хрипота и повышенная утомляемость голоса), у других – более явно и ощутимо (голос срывается во время пения и речи). Продолжительность мутационного периода может быть различна, от нескольких месяцев до нескольких лет.

      У детей, поющих до мутационного периода, он протекает обычно быстрее и без резких изменений голоса. Задача педагога – своевременно услышать мутацию и при первых ее признаках принять меры предосторожности: сначала пересадить ребенка в более низкую партию, а затем, может быть, и освободить временно от хоровых занятий. Важно, чаще прослушивать голоса детей, которые переживают домутационный период, и своевременно реагировать на все изменения в голосе.

 Объём и срок освоения программы:

Срок реализации программы – 1 год.

Общее количество учебных часов в год – 105 часов. Количество часов в неделю: 3 часа.

Количество групп – 1.

Форма обучения – очная (Закон № 273-ФЗ, гл.2, ст.17, п.2).

Уровень –Стартовый (ознакомительный) – у учащихся формируются необходимые начальные навыки певческой постановки голоса. Знания, умения, навыки, полученные на стартовом уровне, закладывают основу для личностного, развития учащегося.

Особенности организации образовательного процесса -   Набор осуществляется    в   начале   учебного    года.        Формируется разновозрастная группа (7-14лет).

В объединение принимаются учащиеся на основании письменного заявления родителей и регистрации на портале «Навигатор дополнительного образования детей Новосибирской области». Педагог строит свое расписание занятий с детьми так, чтобы в дни занятий в объединении учащиеся были    меньше загружены уроками в общеобразовательной школе. Расписание занятий                     по программе «Улыбка» устанавливается в соответствие с требованиями СанПиН. Занятия проводятся в учебном кабинете.

 

Форма реализации образовательной  программы: традиционная.

Организационные формы обучения – групповые занятия.

Режим занятий

Программа реализуется в течение всего календарного года, не включая каникулярное время.  Продолжительность одного академического часа - 45 минут. Перерыв между учебными занятиями - 15 минут.

Расписание занятий:

Понедельник: 1600-1645 – перерыв 15 минут

                         1700-1745

Среда: 1600-1645 – перерыв 15 минут

                 1700-1745

1.2. Цели и задачи программы

Цель: приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.

Программа призвана решать следующие задачи:

Предметные задачи:

-  развить вокальный слух, накопить музыкально – слуховые представления;

- обучить навыкам певческой установки (прямое положение корпуса, шеи, головы);

-  расширить диапазон голоса;

-  развить основные вокальные навыки (звуковедение, дикция, артикуляция);

-  развить музыкальную память, творческое воображение;

Метапредметные задачи: 

- формировать потребность в систематическом коллективном музицировании;

- расширять музыкально-художественный кругозор детей на лучших произведениях русской и зарубежной классики, народной и современной музыки разных жанров;

- формировать навыки целеполагания, контроля и коррекции собственных действий;

- развивать творческое и логическое мышление, способность устанавливать причинноследственные связи;

Личностные задачи: 

- развивать у детей любовь к музыке, вокально-ансамблевому искусству;

- формировать внутреннюю мотивацию к учебной деятельности;

- развивать у детей эстетический вкус, исполнительскую и слушательскую культуру, настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса, ответственность за творческий результат.

1.3. Учебный план  

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

I.

Пение как вид музыкальной деятельности

10

6

4

1

Вокально-певческая установка

2

2

Беседа

2

Певческая установка в различных ситуациях сценического действия

2

2

Наблюдение

3

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой

2

-

Наблюдение

II.

Совершенствование вокальных навыков

35

10

25

1

Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента

6

15

Игра

2

Вокальные упражнения

2

3

Наблюдение

3

Артикуляционный аппарат

-

2

Проект

4

Речевые игры и упражнения

1

-

Тематический кроссворд

5

Дыхание, опора дыхания

1

5

Наблюдение

III.

Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен

20

10

10

1

Народная песня (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента)

2

5

Наблюдение

2

Произведения композиторов-классиков

2

-

Защита реферата

3

Произведениями современных отечественных композиторов

2

-

Беседа

4

Произведениями западноевропейских композиторов-классиков

2

-

Круглый стол

5

Сольное пение

2

5

Конкурс

IV.

Элементы хореографии

15

5

10

Наблюдение

V.

Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса

15

15

-

1

Путь к успеху

6

-

Анкетирование

2

Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов

6

-

3

Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами

3

-

Творческая встреча

VI.

Концертно-исполнительская деятельность

10

4

6

1

Репетиции

2

3

2

Выступления, концерты

2

3

Творческий отчёт

Итого:

105

50

55

Содержание программы

Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности: 10 часов.

  1. Закрепление навыков певческой установки. Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Пение в положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении. Контроль за певческой установкой в процессе пения.

1.2. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение. Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.

1.3 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

Тема II. Совершенствование вокальных навыков: 35 часов.

2.1. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента (фортепиано, баян, аккордеон, гитара). Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении.

2.2. Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у учащихся. Концентрический и фонетический метод обучения пению в процессе закрепления певческих навыков у учащихся.  закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука; звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону их «округления»; свободное движение артикуляционного аппарата; естественного входа и постепенного удлинения выдоха – в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица. Работа по усилению резонирования звука при условии исключения форсирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Упражнения второго уровня

2.3. Развитие артикуляционного аппарата. Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука. Скороговорки в пении и речи – их соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных органов. Формирование высокой и низкой певческой форманты.

2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа).

Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.

2.5. Укрепление дыхательных функций в пении. Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука.

Тема III. Работа над певческим репертуаром: 20 часов.

3.1. Работа с народной песней (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента). Работа над чистотой интонации и певческими навыками в народной песне. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста (в речи и пении). Исполнение народной песни в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Народная песня в сопровождении музыкальных инструментов (фортепиано, аккордеон.).

3.2. Работа с произведениями композиторов-классиков. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Работа над выразительностью поэтического текста, певческими навыками. Работа над выразительностью исполнения классических произведений на основе учёта их психологического подтекста.

3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

3.4. Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей (Р. Шуман, Ф. Шуберт, Л. Бетховен и др.). Жанры произведений композиторов-классиков: песня, вокальная миниатюра, баллада. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д. Исполнение произведений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Пение соло и в ансамбле.

3.5. Работа с солистами. Развитие показателей певческого голосообразования как осознанного умения произвольно включать отдельные элементы эстрадного певческого тона, осознанно удерживать их на музыкальном материале, соответствующем возрасту. Освоение музыкальной грамоты.

Тема IV. Элементы хореографии: 15 часов. 

Разучивание движений для передачи образа песни.

Тема V. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса: 15 часов.

5.1. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей концертов профессиональных певцов. Формирование вокального слуха учащихся, их способностей слышать и анализировать качественные характеристики голоса профессиональных певцов и своей группы (индивидуальное и ансамблевое исполнение). Обсуждение и анализ сценического поведения и актёрского мастерства при создании художественного образа профессиональными артистами.

5.2. Посещение музеев, выставочных залов, концертов, театров. Формирование основ общей и музыкальной культуры и расширение кругозора учащихся путем приобщения их к духовным ценностям разных народов. Обсуждение своих впечатлений и подготовка материалов для выставок, альбомов, стендов и т.д. Сбор материалов для архива студии.

5.3. Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися аналогичной творческой деятельностью. Обмен художественным опытом в целях повышения творческого уровня учащихся студии.

Тема VI. Концертная деятельность: 10 часов. 

Выступление солистов и группы (дуэт). В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

1.4. Планируемые результаты  

По окончании учебного года обучающиеся будут знать/понимать:

Предметные:

- устойчивый интерес к вокальному исполнительству.

- устойчивое интонирование произведений, чёткая дикция и артикуляция.

- приобретение навыков певческого дыхания.

- координация деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса.

- умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки.

Личностные: 

- сформированные личностные качества (самодисциплина, выносливость, чувство товарищества и т. д.).

- сформированная мотивация к учебной деятельности.

- формирование социально значимых компетенций.

Метапредметные: 

- умение использовать полученные знания в практической деятельности.

Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

Год обучения

(уровень)

Дата начала

занятий

Дата окончания

занятий

Количество учебных

недель

Количество учебных

дней

Количество учебных

часов

Режим занятий

Стартовый (ознакомительн ый)

01.09.2021

31.05.2022г.

35

70

105 часов

2 раза в

неделю по 1.5  часа

2.2.Условия реализации программы

Для реализации программы «Улыбка» используется кабинет №19  на базе МКОУ Тогучинского района «Березиковская  средняя школа». Помещение соответствует требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН.

Для занятий объединения используется просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Помещение сухое, с естественным доступом воздуха, легко проветривается, с достаточным дневным и вечерним освещением.

Учебное оборудование включает комплект мебели, музыкальные инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий.

Материально-техническое обеспечение

  1. Проектор 1 шт.
  2. Доска 1 шт.
  3. Ноутбук 1 шт.
  4. Детские музыкальные инструменты
  5. Портреты композиторов
  6. Плакаты музыкальных инструментов
  7. Сабвуфер 1 шт.
  8. Пианино.

Кадровое обеспечение

 Дополнительную общеобразовательную  общеразвивающую программу «Улыбка» реализует учитель музыки  Кутья Наталья Николаевна, стаж    работы 20 год, 1 квалификационная категория.

Для повышения своего профессионального уровня педагог проходит раз в 3 года курсы повышения квалификации – Курсы профессиональной переподготовки «Педагог дополнительного образования» август 2021 года.

Участие в конкурсах и фестивалях разного уровня. За три года хоровой коллектив имеет следующие достижения:

  • Диплом 1 степени (номинация хоровой коллектив)  - Районный смотр-конкурс вокальных и хоровых коллективов «Восходящая звезда» 2017год;
  • Диплом 3 степени (номинация хоровой коллектив) - Районный смотр-конкурс вокальных и хоровых коллективов «Восходящая звезда» 2018год;
  • Диплом 2 степени (номинация хоровой коллектив) -  Районный смотр-конкурс вокальных и хоровых коллективов «Восходящая звезда» 2019год;
  • Диплом лауреата (номинация сольный исполнитель) - Районный смотр-конкурс вокальных и хоровых коллективов «Восходящая звезда» 2020год;
  • Диплом 3 степени (номинация хоровой коллектив) - Районный смотр-конкурс вокальных и хоровых коллективов «Восходящая звезда» 2021год;

2.3. Формы аттестации 

Формы подведения итогов:

-       тестирование;

  • концертные выступления

Формы аттестации:

  • текущий контроль;
  • промежуточная диагностика.

Формы отслеживания результатов:

  • аудиозапись, видеозапись, фотографии;
  • грамоты, дипломы;
  • журнал посещаемости;
  • отзыв детей и родителей (законных представителей)

2.4. Оценочные материалы 

Планируемые

Критерии

Виды

Диагностически

результаты

оценивания

контроля/

й

пром.

инструментарий

аттестация

(формы, методы

диагностики)

Личностн ые

результат ы

-

формирование устойчивой

мотивации        к занятиям

Отношение к себе. Коммуникабельност ь. Знание этикета

Предварит ельная диагности ка

Мониторинг общего поведения;

(методика А.А. Андреева)

творческими

видами

деятельности

-владение

Способность

Текущий

Педагогическое

начальными

восприятия.

контроль

наблюдение,

навыками

Личностное

творческие

социальной

отношение.

задания.

адаптации        в

Ритмичность,

Методика

коллективе

выразительность

«Музыкальная

Репертуарный

программа

для

кругозор

друзей»

-формирование

Умение

правильно

Текущий

(Диагностика

способности

интонировать

контроль

О.П.

саморазвития и

мелодию;

ровность

Рыдановой), тест

стремления к

звука по тембру

–        игра

творческому

«Тембровые

росту

прятки»

-формирование

Умение сочинить

Текущий

Педагогическое

духовно-

ритмический

контроль

наблюдение;

нравственных

рисунок. Умение

творческие

ценностей,

образно мыслить и

задания; тест –

эстетического

передавать свои

игра «Ладошки»

вкуса,

чувства в разных

эмоциональной

видах музыкальной

отзывчивости,

деятельности

исполнительск

(пении, движении,

ой культуры и

игре на

устойчивой

музыкальных

потребности        в

инструментах)

самообразован

ии

Метапредм

- приобретение

Проявление

Текущий

Невключѐнное

етные

опыта освоения

творческой

контроль

наблюдение;

результаты

универсальных

активности.

тест – игра

компетенций и

Музыкально-

«Музыкальный

проявить:

познавательный

магазин»

критическое

интерес

мышление        -

потребность,

способность        и

готовность        к

анализу        и

принятию

решений

креативность -

Интерес и

Текущий

Педагогическое

потребность,

внимание.

контроль

наблюдение;

способность и

Готовность

(материалы

готовность к

выполнить задание.

пособия Р.В

созданию

Проявление

Овчаровой.

нового

инициативы

Предметны

- знание

специальной

терминологии:

репертуар,

звуковедение,

дикция,

артикуляция,

термины

crescendo и

diminuendo,

хоровое

сольфеджио и

т.д.

Грамотное

Текущий

Специально

е

исполнение

контроль

подобранные

результаты

музыкального

задания,

материала

индивидуальная

контрольная

карта развития

- умение

Сила звукового

Предварит

Исполнение

располагать

напряжения.

ельная

песни без

ноты на нотном

Мелодическая

диагности

поддержки

стане

выразительность

ка

голоса на основе

слов

собственных

представлений;

включѐнное

наблюдение

- различение

Чистое

Промежут

Индивидуальная

тембров

интонирование,

очная

контрольная

певческих

чувство лада.

диагности

карта развития;

голосов:

Слуховое внимание

ка

игры-тесты;

сопрано, альт,

(диагностика

тенор, бас

А.Буренина)

2.5. Методические материалы 

Методы обучения:

- словесный: рассказ, беседа, лекция;

  • наглядный: опыт, иллюстрация, дидактический, наглядный материал, образцы и т.п.;
  • практический;
  • репродуктивный;
  • творческий;
  • метод импровизации и сценического движения;
  • проблемный (создание проблемных ситуаций);
  • проектный метод (разработка проектов, создание творческих работ).

Педагогические технологии:

  • игровой деятельности;
  • здоровьесберегающие;
  • личностно-ориентированные;
  • разноуровневого обучения,
  • коллективной творческой деятельности.

Формы организации учебного занятия:

  • групповые занятия;
  • индивидуальные занятия;
  • комбинированные занятия;
  • занятия малыми группами;
  • беседа;
  • коммуникативная игра;
  • артикуляционная игра;
  • методическая игра;
  • занятие – игра;
  • викторина;
  • репетиция;
  • творческая «встреча»;
  • концерт.

Алгоритм учебного занятия

  1. Организационный момент.
  2. Дыхательная гимнастика.
  3. Упражнения на дикцию и артикуляцию.
  4. Вокально-тренировочные упражнения, распевание.
  5. Теоретическая часть.
  6. Работа над репертуаром.
  7. Подведение итога занятия.

Дидактические материалы:

-раздаточный материал;

-печатные пособия;

-информационная и справочная литература;

-музыкально-дидактические игры.

  1. Рабочая программа воспитания

Цель: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение.

Задачи:

  • изучение потребности, интересов, склонностей обучающихся;
  • способствование развитию личности обучающегося с позитивным отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир;
  • развитие системы отношений в коллективе через концертную деятельность;
  • формирование сознательного отношения обучающихся к своей жизни, здоровью и здоровью окружающих людей;
  • создание «ситуации успеха» для каждого обучающегося, чтобы приобщить детей к активной творческой деятельности;
  • использование различных форм массовой воспитательной работы, в которых каждый обучающийся мог бы приобрести опыт выступлений перед аудиторией.

Особенности организуемого воспитательного процесса в учреждении

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела. Реализуя воспитательную работу по данному модулю, нами используются следующие формы работы: сообщения, игровые программы, олимпиады и конкурсы, концерты, праздники, музыкальные мероприятия, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами, игры – путешествия.

Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно- эстетической средой как физминутки, беседы по охране здоровья, тематические беседы, выпуск тематических газет, фотоотчетов об интересных событиях, просмотр выступлений и кинофильмов.

Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: личные беседы, индивидуальные встречи и консультации, родительские собрания, взаимодействие с родителями посредством школьного сайта: размещается информация, предусматривающая ознакомление родителей, школьные новости; посещение родителями концертов, мероприятий.

Виды деятельности:

  • игровая деятельность;
  • познавательная деятельность;
  • досугово – развлекательная деятельность;
  • оздоровительная.

Виды деятельности

Формы деятельности

Содержание воспитательной деятельности

Игровая

Викторина, КВН

Игры и упражнения на

развитие сценической речи, сплочения детского

коллектива

Познавательная

Викторины,

познавательные игры,

Познавательные беседы.

Интеллектуальные игры. Выпуск тематических газет.

Выпуск газет «День музыки», о великих композиторах

Великий Чайковский» - 7 мая). Беседа «Культура поведения на сцене», «Как беречь голос».

Досугово –

развлекательная (досуговое общение)

Праздники, подготовка к концертам, просмотр фильмов

Игры и забавы на свежем воздухе. Подготовка, проведение и анализ

праздников («Бардовская

песня», «Русские богатыри»,

«Хлеб – наше богатство», «Где живут нотки», «В. Шаинский и его песни»)

Художественное творчество

Беседа. Праздники (народные), школьные спектакли

Подготовка и участие в общешкольных праздниках:

«Осенины»; «Новогодний маскарад», «Масленица»,

«День Наума грамотника».

Разучивание и исполнение

календарных песен, песенок – приговорок, музыкально – ритмических движений

Оздоровительная деятельность

Иры на свежем воздухе, беседы

Беседы по безопасному проведению музыкальной игры, правилам среди

участников игры. Разучивание народных игр – песен с

движениями на свежем воздухе: «Бояре, а мы к вам пришли», «Гори, гори ясно»

Условия реализации воспитательной деятельности:

-добровольность включения ребѐнка в ту или иную деятельность;

-доверие ребѐнку в выборе средств достижения поставленной цели, основанное на вере в возможность каждого ребѐнка и его собственной вере в достижение поставленных задач;

-оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач;

-учѐт интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение и развитие новых интересов.

Планируемые результаты:

Развитие личности обучающихся через знакомство с основными нормами, которые общество выработало на основе базовых национальных ценностей, позитивного отношения к ним и применения на практике в социально-значимых делах.

  1. Календарный план воспитательной работы

№ п/п

Направления воспитательной работы

Название мероприят ия

форма проведения

Цель

Краткое содержание

Сроки

Ответственный исполнитель

1.

Общекультурное

«Скрипичный ключ»

Увлечение и приобщение к миру музыки, применение музыкальных

знаний на практике.

Занятие проходит в форме игровой программы.

22.09.

2021

Кутья Н.Н.

2.

Эстетическое

«Всемирны й день музыки»

Учить видеть прекрасное, понимать роль музыки в культуре народа

Занятие проходит в форме

беседы. Игра

«Угадай песню», аукцион

«музыкальн ых слов»

13.10.

2021

Кутья Н.Н.

3.

Духовно – нравственное

«День матери»

Воспитывать любовь и уважение к маме,

бережное отношение к ее труду и заботе

Занятие проходит в форме концертного выступления Просмотр презентации

24.11.

2021

Кутья Н.Н.

4.

Здоровьесберегаю

«Как на

Закреплять

Занятие в

08.12.

Кутья Н.Н.

щее

тоненький ледок выпал беленький снежок»

знание правил поведения на льду, у водоемов зимой.

Правила поведения при получении

травм во время гололеда

форме беседы.

Разбор ситуаций, просмотр видеоролика. Разучивание песни

2021

5.

Общекультурное

«Новогодни е традиции, обычаи, праздники»

беседа

Расширять кругозор

детей, пополнять знания о празднике, воспитывать уважение к традициям разных народов

Видеоряд: костюмы дедов Морозов, шуточное гадание,

разыгрывани е сказки.

Техника

безопасности

12.01.

2022

Кутья Н.Н.

6.

Гражданско - патриотическое

«Русские богатыри»

Воспитывать уважительное отношение к военным,

формировать представление об армии России как о главной защите страны

Богатырские испытания. Видеоклип о России.

Исполнение песен

21.02.

2022

Кутья Н.Н.

7.

Общекультурное

«Моя мама – лучшая на свете»

Воспитывать чувство

благодарности и уважения к мамам, чуткого отношения к

ним. Внимательное отношение к девочкам

Концерт: песни, сценка,

поздравлени е девочек

09.03.

2022

Кутья Н.Н.

8.

Работа с родителями

«Всюду музыка слышна»

открытое занятие

Организация сотрудничеств а между

педагогом и родителями в интересах творческого развития личности

ребенка

Конкурсно- развлекатель ная программа.

В составе жюри – родители.

Совместное создание

газеты

13.04.

2022

Кутья Н.Н.

9.

Гражданско - патриотическое

«Пролетели года, отгремели бои»

Музыкально

литературна я композиция

Воспитывать чувство патриотизма, гордости за боевое прошлое страны,

уважение к героям войны

Видеопросм отр, слушание песен военных лет, исполнение песен о войне

04.05.

2022

Кутья Н.Н.

3. Список литературы, цифровых ресурсов:

Нормативно-правовое обеспечение программы:

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ) (в редакции 2020 г.).
  2. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
  3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
  4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи».
  6. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее - Концепция).
  7. Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.
  8. Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3).
  9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок) (в редакции 2020 г.).

Список литературы для педагога:

  1. Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007.
  2. Емельянова В. В. «Фонопедический метод развития» 2016.
  3. Емельянов В.В. Развитие голоса: координация и тренинг. – Санкт- Петербург, 2000
  4. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – Изд. доп. – М.: Школьная Пресса, 2008.
  5. Карягина А. «Современный вокал» Методические рекомендации Спб

«Композитор», 2012.

  1. Методики Стрельниковой А. Н. «Учитесь правильно дышать», 2017.
  2. Петрушин В. И. «Музыкальная психотерапия», 2015.
  3. Сонки С. М. Теория постановки голоса в связи с физиологией органов, воспроизводящих звук. М.: Либроком, 2013.
  4. Степанова Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности: методические рекомендации        М., 2011.

Список литературы для обучающихся:

  1. Белецкая        В.        “Путешествующий        голос”        Развитие        речевого и вокального диапазона Спб “Композитор”, 2011 г.
  2. Дабаева И.П., Твердохлебова О.В. Музыкальный энциклопедический словарь. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
  3. Крылатова М. Мои первые нотки. – СПб. Композитор, 2006.
  4. Римко О.Д. Первое музыкальное путешествие. – М.: Белый город, 2011.

Информационные интернет–ресурсы:

  1. Фестиваль        педагогических        идей        http://festival.1september.ru (27.04.2021г.).
  2. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru (25.04.2021г.).
  3. Федеральный        портал        Российское        образование.        www.edu.ru (27.04.2021г.).
  4. Музыкальный форум с бесплатной загрузкой        http://www.mp3sort.com (22.04.2021г.).
  5. Песни для детей. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm (27.04.2021г.)

Приложение 1

Календарно учебный график

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения

Форма занятия

Кол- во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

 1-2

сентябрь

01.09-06.09

160- 1745  перерыв 15 минут                       

Групповое занятие

3

Вводное занятие. Распевание. Вокальные упражнения

кабинет

3-4

сентябрь

08.09-13.09

160- 1745  перерыв 15 минут                       

Групповое занятие

3

Подбор репертуара. Разбор произведения

кабинет

5-6

сентябрь

15.09-20.09

160- 1745  перерыв 15 минут                       

Групповое занятие

3

Работа над чистотой интонирования

кабинет

7-8

сентябрь

22.09-27.09

160- 1745  перерыв 15 минут                       

Групповое занятие

3

Звуковедение. Знакомство со штрихами

кабинет

9-10

сетнябрь-октябрь

29.09-04.10

160- 1745  перерыв 15 минут                       

Групповое занятие

3

Дикция и артикуляция. Скороговорки

кабинет

11-12

октябрь

06.10-11.10

160- 1745  перерыв 15 минут                       

Групповое занятие

3

Дыхание в пении

кабинет

13-14

октябрь

13.10-18.10

160- 1745  перерыв 15 минут                       

Групповое занятие

3

Позиция в пении

кабинет

15-16

октябрь

20.10-25.10

160- 1745  перерыв 15 минут                       

Групповое занятие

3

Закрепление материала

кабинет

Контрольный урок

17-18

октябрь-ноябрь

27.10-08.11

160- 1745  перерыв 15 минут                       

Групповое занятие

3

Вокальные и дыхательные упражнения

кабинет

19-20

ноябрь

10.11-15.11

160- 1745  перерыв 15 минут                       

Групповое занятие

3

Работа сольфеджио. Интонационная работа

кабинет

21-22

ноябрь

17.11-22.11

160- 1745  перерыв 15 минут                       

Групповое занятие

3

Звуковедение, звукообразование

кабинет

23-24

ноябрь

24.11-29.11

160- 1745  перерыв 15 минут                       

Групповое занятие

3

Дыхание. Опора звука

кабинет

25-26

декабрь

01.12-06.12

160- 1745  перерыв 15 минут                       

Групповое занятие

3

Певческая установка

кабинет

27-28

декабрь

08.12-13.12

160- 1745  перерыв 15 минут                       

Групповое занятие

3

Штрихи в пении.

Динамические оттенки

кабинет

29-30

декабрь

15.12-20.12

160- 1745  перерыв 15 минут                       

Групповое занятие

3

Работа над словом. Дикция и артикуляция

кабинет

31-32

декабрь

22.12-27.12

160- 1745  перерыв 15 минут                       

Групповое занятие

3

Музыкально-исполнительская работа

кабинет

33-34

декабрь-январь

29.12-10.01

160- 1745  перерыв 15 минут                       

Групповое занятие

3

Закрепление материала. Контрольный урок

кабинет

Контрольный урок

35-36

январь

12.01-17.01

160- 1745  перерыв 15 минут                       

Групповое занятие

3

Разбор новой программы.

Музыкальные термины

кабинет

37-38

январь

19.01-24.01

160- 1745  перерыв 15 минут                       

Групповое занятие

3

Интонационная работа. Работа сольфеджио

кабинет

39-40

январь

27.01-31.01

160- 1745  перерыв 15 минут                       

Групповое занятие

3

Интонационная работа. Вокальные упражнения

кабинет

41-42

февраль

02.02-07.02

160- 1745  перерыв 15 минут                       

Групповое занятие

3

Позиция в пении. упражнения

кабинет

43-44

февраль

09.02-14.02

160- 1745  перерыв 15 минут                       

Групповое занятие

3

Штрихи, работа над звуком

кабинет

45-46

февраль

16.02-21.02

160- 1745  перерыв 15 минут                       

Групповое занятие

3

Артикуляция, дикция, скороговорки

кабинет

47-48

февраль

23.01-28.02

160- 1745  перерыв 15 минут                       

Групповое занятие

3

Звуковедение, звукообразование

кабинет

49-50

март

02.03-07.03

160- 1745  перерыв 15 минут                       

Групповое занятие

3

Художественный образ

произведения

кабинет

51-52

март

09.03-14.03

160- 1745  перерыв 15 минут                       

Групповое занятие

3

Подготовка к контрольному

уроку

кабинет

53-54

март

16.03-21.03

160- 1745  перерыв 15 минут                       

Групповое занятие

3

Закрепление материала

кабинет

Контрольный урок

55-56

март-апрель

23.03-04.04

160- 1745  перерыв 15 минут                       

Групповое занятие

3

Вокальные упражнения.

Чтение с листа

кабинет

57-58

апрель

06.04-11.04

160- 1745  перерыв 15 минут                       

Групповое занятие

3

Разбор новой программы.

Работа над интонацией

кабинет

59-60

апрель

13.04-18.04

160- 1745  перерыв 15 минут                       

Групповое занятие

3

Работа сольфеджио.

Интонационная работа.

кабинет

61-62

апрель

20.04-25.04

160- 1745  перерыв 15 минут                       

Групповое занятие

3

Звуковедение,

звукообразование

кабинет

63-64

апрель-май

27.04-02.05

160- 1745  перерыв 15 минут                       

Групповое занятие

3

Работа над звуком. Дыхание

кабинет

65-66

май

04.05-11.05

160- 1745  перерыв 15 минут                       

Групповое занятие

3

Дикция. Артикуляция,

штрихи

кабинет

67-68

май

16.05-18.05

160- 1745  перерыв 15 минут                       

Групповое занятие

3

Художественный образ

произведения

кабинет

69-70

май

23.05-25.05

160- 1745  перерыв 15 минут                       

Групповое занятие

3

Музыкально-исполнительская

работа

кабинет

Контрольный урок

Приложение 2

Примерный репертуар

  •  «Кто такие чудаки ?» - муз. Котиной Е.И.; сл. Неизвестного автора.
  •  «Тебе» - муз. Котиной Е.И.; сл. Котиной С.И.
  •  «Под Новый Год» - муз. и сл. Котиной Е.И.
  •  «Лев и Брадобрей» из телефильма «Мэри Поппинс, до свидания».
  •  «Маме» – муз. и сл. Котиной Е.И.
  •  «Месяц» – муз. и сл. Давыдовой Ю.В.
  •  «Небеса» – муз. и сл. Котиной Е.И.
  •  «Колдунье не колдуется» – муз. и сл. Неизвестного автора.
  •  «Море» – муз. и сл. Котиной Е.И.
  •         «Слон и скрипочка» – муз. Юдахиной О.; сл. Татаринова В.
  •  «Новый дом» – муз. Бойко Р.; сл. Дербенѐва Л.         
  •  «Классный кот» – муз. Пинегина А.; сл. Волкова А.
  •  «Семицветная дорога» – муз. Кадомцева И.; сл. Синявского П.
  •  «Если за окнами…» – муз. и сл. Котиной Е.И.
  •  «Я рисую море» – муз. и сл. Неизвестного автора.
  •  «Мистер Жук» – муз. Гладкова-Югина Гр.; сл. Чиарди Дж.
  •  «Колокола» из телефильма «Приключения Электроника» муз.

Крылатова Е.; сл. Энтина Ю.

  •  «Помогите бегемоту» – муз. Савинцева П.; сл. Неизвестного автора.
  •  «Старый дед задумал…» - русская народная песня.
  •         Музыкальная сказка «Где зимует лето» – муз. Абрамова А; сценарий Савельева М.
  • Музыкальный спектакль «На чужой каравай рта не разевай» - по
  • мотивам русской народной сказки «Волк и семеро козлят».
  • Муз. оформление – Котиной Е. И.; сценарий – Хроленковой Е. В.

Приложение 3

Советы учащимся

  1. Не пытайтесь петь громче, чем вам дано.
  2. Не злоупотребляйте слишком долгим использованием голоса (особенно при записи в студии), даже при абсолютно правильном пении связки устают.
  3. Боритесь с громким звучанием фонограмм, не пытайтесь перекричать играющий во всю силу ансамбль
  4. С самого начала надо петь в полный нормальный голос. Тихое пение – это миниатюрный вариант громкого, и до тех пор. Пока вы не   научитесь мощному пению, вы не сможете петь тихо. Но не надо форсировать звук.
  5. Не подражайте чужому тембру.
  6. Не издавайте резких звуков, которые сжимают горло и нарушают согласованность действия мышц горла и гортани (только при этой согласованности возникает голос). Горло должно быть свободным.
  7. Главное правило пения состоит в том, что наилучшие результаты всегда достигаются при минимальных усилиях.
  8. Никогда не забывайте, что инструмент, с помощью которого вы извлекаете звуки, - это мышцы, кровеносные сосуды, нервные окончания, это живая материя, с которой надо обращаться бережно.

Приложение 4

Певческий голос

Пение – естественный процесс, не надо напрягаться, дергаться, особенно это относится к артикуляционному аппарату. Во время пения лицо должно оставаться всегда спокойным и естественным. Если лицо напрягается, то неизбежно напрягается и весь артикуляционный аппарат. Чем более спокойными останутся лицо, челюсть, рот, язык, тем раньше появится положительный результат.

Наиболее типичной ошибкой является поджатая, выдвинутая вперед или очень напряженная при пении нижняя челюсть и напряженный язык. Это приводит к неправильному формированию звука и, как результат, к невнятному произношению текста и форсированному звучанию. Челюсть должна свободно

«ходить» и нигде не зажиматься. Положение языка тоже должно быть естественным, он не должен ни вставать горкой, что способствует задиранию гортани, ни излишне глубоко укладываться, что может привести к горловому призвуку.

Берегите свой голос

Человек наделен от природы чудесным даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

Соответственно разным чувствам по-разному может звучать голос в разговоре. Разнообразны интонации человеческой речи. Но какую чарующую силу приобретает человеческий голос в пении!

Сравнение звучания скрипки, альта, виолончели, флейты, валторны с красотой пения человеческого голоса является для исполнения особой похвалой. Голос – бесценное богатство – его надо уметь беречь и развивать.

Человеческий голос очень хрупок и нуждается в бережном к нему отношении. Что такое голос? Как он возникает?

У нас в горле есть голосовые складки. Когда они смыкаются, возникает звук – голос. А если не беречь горло, напрягать его постоянной болтовней есть мороженое после горячего чая или долгого бегания складки воспаляются и голос получается грубым, сиплым.

Закаляй свое горло полосканием. Каждое утро, почистив зубы, набери глоток воды в рот и, запрокинув назад голову, произноси протяжно следующие звуки:

А – а – а

Э – э – э

И – и – и

О – о – о

У – у – у

Звуки нужно произносить поочередно: на каждый новый глоток воды – новый звук. Так ты закаляешь горло – это как обливание холодной водой – и прочищаешь его, удаляя остатки пищи.

Голос хорошо звучит только тогда, когда певец здоров, бодр и в хорошем настроении. От настроения певца очень часто зависит качество репетиции. Если певец пришел на урок расстроенным, подавленным, угнетенным, то занятие продуктивным не будет. Настроение – эмоциональная настройка – влияет на активность нервной системы и на общий тонус организма.

Самое частое простудное заболевание – это насморк (воспаление слизистой оболочки носа). Заболевание несерьезное, но неприятно способностью спускаться вниз на гортань. В таком состоянии наступает длительное расслабление голосовых мышц, и голос надолго теряет свою настоящую звучность. Бывают и длительные – хронические насморки. И те, и другие необходимо серьезно лечить, так как при них выключается полностью или частично нос как резонатор, а это ухудшает качество озвученной речи. Насморк часто бывает вместе с острым воспалением верхних дыхательных путей, и его не следует путать с гриппом, вирусным заболеванием, которое очень часто дает осложнение на гортань. После гриппа может долго наблюдаться ослабленное смыкание или даже несмыкание голосовых складок.

Всякое заболевание носа или глотки не проходит бесследно для гортани. Она в той или иной степени вовлекается в болезненный процесс.

Острые и нечастые ангины быстро излечиваются и не оставляют следа.

Очень неблагоприятны для голосовых складок все простудные заболевания дыхательных путей, сопровождающиеся кашлем. Сам по себе этот симптом несерьезен. Но кашель связан с сильными выдыхательными точками на голосовые складки, с их травмированием. Поэтому даже небольшой кашель может ухудшить звучание голоса. А после сильного приступообразного кашля, особенно без мокроты, голос может надолго потерять свою звучность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности студии "Гитара и Мы" для обучающихся 13 – 18 лет срок реализации три года

Гитара-достаточно популярный инструмент, который издавна пользуется популярностью и используется как для сольной игры, так и для аккомпанемента. Учитывая, что подавляющее большинство учащихся занимает...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕНОСТИ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ СТУДИЯ «СОЛНЫШКО»

Одним из направлений эстетического воспитания является хореографическое искусство. Хореография имеет огромное значение для эстетического и физического развития детей. Хореографическое искусство формир...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Студия «Юный журналист»

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и нацелена на освоение журналистики как творческой деятельности, формирование её профессиональных и духовно-нравственных основ. Программа...

дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа художественной направленности танцевальной студии

Программа дополнительного образования танцевальной студии, рассчитана на детей с разной степенью одарённости и склонности к танцевальному искусству....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральная студия МаSка

Развитие творческой личности, ее самостоятельности и инициативности – одна из актуальных задач современного образовательного процесса. Один из путей решения задачи – приобщение детей...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности “Лингвокультурологический Театр-студия «Нэрын гэршэ»”

Данная программа направлена на  развитие коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять непосредственное общение (говорение, понимание) и опосредованное общение (чтение с...