Коренные жители области
методическая разработка

Пугачева Евгения Михайловна

Цель данной разработки – знакомство с бытом, культурой и творчеством малых коренных народов в условиях современного мира, проблемой сохранения и возрождения национальной культуры и самобытности коренных народов.Задачи: 1) изучить имеющийся материал по данной теме; 2) систематизировать полученные знания с целью формирования интереса к быту, культуре и жизни коренных народов; 3) сопоставление жизни шорцев и телеутов.

Проблема, которую я ставлю в своей разработке – сохранение и возрождение национальной культуры и самобытности коренных народов в условиях современного мира через возрождение интереса в обществе к  жизни коренных народов Кузбасса.

Данная разработка может быть реализована на занятиях по краеведению педагогами дополнительного образования, классными руководителями в процессе воспитательной работы, проведении тематической недели.

В разработке представлены подробные комплексные конспекты занятий раздела «Коренные жители области» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Кузбасс – наш общий дом», рассчитанной на учащихся 8-10 лет, дидактический материал, который включает в себя ребусы, кросссворд. Данный раздел включает следующие темы занятий: «Малые народы Сибири: шорцы, особенности их традиций», «Малые народы Сибири: телеуты, особенности их традиций», "Малые народы Сибири: шорцы и телеуты, особенности их традиций", "Малые народы Сибири: калмаки, особенности их традиций".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Скульптура «Золотая Шория» символизирует связь прошлого и настоящего, добросердечное приветствие всего нового.http://static1.repo.aif.ru/1/3a/209920/c/be271e3dbd22fed4a25ac96a09ca0b86.jpg

C:\Users\unmag\Desktop\фота\SAM_1624.JPG

Киселёвский ГО 2021

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

 «Дом детского и юношеского туризма, экскурсий»

«Коренные жители области»

                        Разработчик:

                                                              Пугачева Евгения Михайловна,

                                                              педагог дополнительного

                                                              образования МАУ ДО ДДЮТЭ

                                             

Киселевский ГО 2021

Содержание

1.Пояснительная записка…………………………………………………………3

2. Учебно-тематический план раздела…………………………………………..5

3. Содержание раздела……………………………………………………………5

2. Малые народы Сибири: шорцы, особенности их традиций…………………7

3.Малые народы Сибири: телеуты, особенности их традиций……………….11

4. Малые народы Сибири: шорцы и телеуты, их культура и традиции……15

5. Малые народы Сибири: калмаки, особенности их традиций………………20

5. Список использованной литературы………………………………………...25

6. Приложение №1……………………………………………………………….26

7. Приложение № 2………………………………………………………………27

8. Приложение №3……………………………………………………………….28

Пояснительная записка

По данным областного департамента культуры и национальной политики, в Кузбассе проживают более 150 народностей. Их представители, чтобы сохранить свою культуру и традиции, объединяются в национальные общественные организации, национально-культурные центры, автономии, ассоциации, центры встреч, творческие национальные коллективы. По статистике, сегодня в Кузбассе проживает 14 тысяч шорцев, 2,5 тысячи телеутов. Калмаки и сибирские татары проживают в нескольких населенных пунктах на севере области. Но изучению коренных малочисленных народов Кузбасса, знакомству с их бытом, культурой и творчеством уделяется недостаточно внимания. Как малочисленным этническим группам удаётся жить по заветам предков, сочетая это с городской культурой, заниматься традиционными промыслами в современных условиях жизни, как развиваются языки коренных народов, как зарождалось творчество у телеутов и шорцев? Что известно про необычный народ – калмаков? Изучение истории родной земли, ее культурных традиций, устоев народа было и остается очень важными для образования и воспитания детей. Актуальность моей разработки в том, чтобы в условиях современного мира возродить интерес к быту и жизни коренных малочисленных народов, их культуре и творчеству. Изучение культурного этноса позволит почувствовать связь поколений, увидеть красоту и неповторимость национальной культуры малых народов, понять ее уникальность, узнать о быте и жизни коренного населения.

В течение 6 лет я реализую программу «Кузбасс – наш общий дом». Главная её цель –   знакомство с историей, традициями и природой родного края. Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:

- познакомить учащихся с историей, природой, географическими особенностями, традициями коренных жителей Кузбасса и знаменитыми земляками;

- развивать у детей стремление знать свой край;  

- способствовать формированию личностного отношения учащихся к нему и развитию гражданско-патриотического отношения к «малой» Родине,
личностных качеств учащихся средствами краеведения.

Цель данного методического пособия– знакомство с бытом, культурой и творчеством малых коренных народов в условиях современного мира, проблемой сохранения и возрождения национальной культуры и самобытности коренных народов.

Задачи: 1) изучить имеющийся материал по данной теме; 2) систематизировать полученные знания с целью формирования интереса к быту, культуре и жизни коренных народов; 3) сопоставление жизни шорцев и телеутов; 4) исследование жизни и национальных особенностей калмаков.

Проблема, которую я ставлю в методическом пособии – сохранение и возрождение национальной культуры и самобытности коренных народов в условиях современного мира через возрождение интереса в обществе к  жизни коренных народов Кузбасса.

Данное методическое пособие может быть использовано на занятиях по краеведению педагогами дополнительного образования, классными руководителями в процессе воспитательной работы, проведении тематической недели.

В методическом пособии представлены подробные комплексные конспекты занятий раздела «Коренные жители области» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Кузбасс – наш общий дом», рассчитанной на учащихся 8-10 лет, дидактический материал, который включает в себя ребусы и кроссворд. Данный раздел включает следующие темы занятий: «Малые народы Сибири: шорцы, особенности их традиций», «Малые народы Сибири: телеуты, особенности их традиций», «Малые народы Сибири: шорцы и телеуты, особенности их традиций», «Малые народы Сибири: калмаки, особенности их традиций».

Цель занятий: знакомство с бытом, культурой и творчеством малых коренных народов.

Задачи: 1)познакомить с бытом, культурой и творчеством шорцев и телеутов, калмаков, сопоставить и найти особенности каждого коренного народа; 2) развивать речь, мышление, память учащихся через ответы на вопросы, исследование, выполнение  творческих заданий; 3) воспитывать интерес к быту и жизни коренных малочисленных народов, их культуре и творчеству.

При проведении занятий используются следующие методы: словесный, объяснительно  - иллюстративный, видео метод (демонстрация слайдов), практический метод (разгадывание ребусов), частично-поисковый (подготовка сообщений, поиск национальных загадок, пословиц, загадок)

Разнообразны  формы проведения занятий: это беседа, заочная экскурсия, рассказ педагога, занятие-творчество, занятие-исследование. Занятия отличаются многообразием наглядности, формами организации работы детей: коллективная, по группам,  вариативностью выполняемых работ. Для активизации мыслительной и познавательной активности детей и для лучшего запоминания материала я использую ребусы и кроссворды, творческие задания по темам занятий.


Учебно-тематический план раздела «Коренные жители области» программы «Кузбасс – наш общий дом» 1 год обучения

№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

11

Коренные жители области.

10

4

6

Устный опрос, творческая работа.

11.1. Малые народы Сибири: шорцы, особенности их традиций.

3

1

2

11.2. Малые народы Сибири: телеуты, особенности их традиций.

2

1

1

11.3. Малые народы Сибири: шорцы и телеуты, их культура и традиции.

2

1

1

11.4.  Малые народы Сибири: калмаки, особенности их традиций.

3

1

2

Содержание раздела

Раздел 11. Коренные жители области (10 ч.)

Тема 11.1. Малые народы Сибири: шорцы, особенности их традиций (3 ч.)

Теория. Знакомство с шорцами, их бытом, традициями, промыслами. Рассмотрение роли шорцев в развитии Кузнецкого бассейна.

Практическая часть. Творческие задания.

Тема 11.2. Малые народы Сибири: телеуты, особенности их традиций (2 ч.)

Теория. Знакомство с телеутами, их бытом, традициями, промыслами. Рассмотрение роли телеутов в развитии Кузнецкого бассейна.

Практическая часть. Экскурсия в музей.

Тема 11.3. Малые народы Сибири: шорцы и телеуты, их культура и традиции (2 ч.)

Теория. Знакомство с культурой, творчеством, религией шорцев и телеутов.

Практическая часть. Творческие задания.

Тема 11.4. Малые народы Сибири: калмаки, особенности их традиций(3 ч.)

Теория. Знакомство с калмаками, их бытом, традициями, промыслами. Рассмотрение роли калмаков в развитии Кузнецкого бассейна.

Практическая часть. Творческие задания.

Форма контроля: устный опрос, творческая работа.

Текущая диагностика по разделу «Коренные жители области»

Тестовые задания по разделу «Коренные жители области»

1.Коренной народ, проживающий в сельской местности.

а) шорцы;                                        в) калмаки;

б) телеуты;                                      г) сибирские татары.

2.Коренной народ, занимающийся охотой и скотоводством, живущий в Горной Шории.

а) телеуты;                            в) сибирские татары;

б) шорцы;                              г) калмаки.

3. Одно из сёл, где компактно живут калмаки.

а) Беково;                                 в) Бурлаки;

б) Юрты-Константиново;       г) Куркули

4. Злой дух у шорцев

а) Эрлик;                               в) Чельбеген

б) Ульгень;

Малые народы Сибири: шорцы, особенности их традиций (слайд №1)

Цель: знакомство с бытом шорцев, его особенностями.

Задачи: 1) познакомить с жизнью шорцев через знакомство с их бытом традиционными блюдами, традиционными промыслами; 2) развивать речь, мышление, память через ответы на вопросы, творческие задания; 3) воспитывать интерес к жизни коренного малого народа через знакомство с их бытом.

Тип занятия: сообщение новых знаний.

Форма занятия: занятие-исследование.

Ход занятия

1. Организационный момент. Приветствие. Активная методика «Ребус».

2. Сообщение темы и цели занятия через активную методику (слайд №2)

  3. Объяснение нового материала.

Рассказ о быте шорцев. Работа в тетради.

Шорцы – народ в Южной Сибири, коренное население Горной Шории в Кемеровской области. Численность в Кемеровской области – 14000 человек (слайд №3). Шорский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи, подразделяется на два диалекта: мрасский и кондомский. Письменность создана в 1927 году на основе кириллицы. У горно-таёжных (южных) шорцев преобладали охота, рыболовство, кедровый промысел; у лесостепных (северных) – кочевое скотоводство. Выплавка и ковка железа была развита у всех групп шорцев. Поселения (улусы) на севере и (аилы) на юге были небольшими. Они состояли из домов (юрт) с берестяной крышей, отапливались глинобитным очагом. Временным жилищем служили летом – одаг, коническая постройка из брёвен, жердей или из молодых деревьев и веток, прислонённых к дереву, крытая берестой; зимой – агыс, каркасное жилище в форме усечённой пирамиды из брёвен, досок, жердей, крытое ветвями или берестой, с очагом в центре (слайд №4).

Работа на доске и в тетради. Анализ услышанного в сообщении, краткая запись в тетрадь.

Ответы на вопросы: 1. Кто такие шорцы? Какова их численность в Кемеровской области? 2. Когда была создана письменность шорцев? 3. Назовите  основные занятия шорцев? 4. Как называлось летнее и зимнее жильё у шорцев?

Сообщения учащихся.

1 учащийся. В конце XIX - начале XX вв. основным зимним жилищем шорцев становятся заимствованные у русских избы-одноклети и пятистенки. Наряду с ними широкое распространение получила срубная бревенчатая юрта «сенек» с двускатной крышей (слайд №5). Причем крыша землей не утеплялась: на крышу укладывалась береста, а на нее сверху клали желоба из полубрёвен, и прокладка из бересты служила дополнительной защитой от осадков и мороза. В настоящее время шорцы живут в срубных домах, сохраняются охотничьи жилища, юрты используются как летние кухни. Мужская и женская одежда состояли из рубахи, штанов и халата. Зимой надевали несколько халатов. Обувью служили кожаные сапоги с длинными голенищами. Женщины носили платки, мужчины – шапки.

Ещё в начале 20 века у шорцев были сильны родовые отношения.            Верующие шорцы официально считались православными христианами и все же прочно сохранялись традиционные верования: культы духов (хозяев) природы – гор, рек, почитание верховных божеств – Ульгеня и Эрлика, родовых и личных покровителей. Сохраняли своё значение шаманы, была развита мифология (слайд №6).

Работа на доске и в тетради. Анализ услышанного в сообщении, краткая запись в тетрадь.

Ответы на вопросы: 1.Как в конце XIX - начале XX вв. стало называться жилище шорцев? 2. Где сейчас живут шорцы?3. Что вы можете сказать об их одежде? 4.Какая вера была у шорцев в начале XX века?

2 учащийся. Первоначально основными продуктами питания шорцев были мясо зверей и птиц, рыба, дикорастущие растения. С XVII –XVIII веков шорцы стали выращивать пшеницу, содержать крупный рогатый скот. А с развитием земледелия распространилась мука и крупа из ячменя. Степные шорцы употребляли молочные продукты (слайд №7). Шорцы издавна занимались охотой, поэтому основу их рациона составляло мясо дичи. Зимняя охота начиналась тогда, когда ложился снежный покров, и длилась до конца декабря. Охотились шорцы на лосей, оленей, медведей, а весной стреляли птиц – тетеревов, глухарей, уток. Шорцы издавна занимались охотой, поэтому основу их рациона составляло мясо дичи. Зимняя охота начиналась тогда, когда ложился снежный покров, и длилась до конца декабря. Охотились шорцы на лосей, оленей, медведей, а весной стреляли птиц – тетеревов, глухарей, уток. До XVII века на охоту шорцы уходили с луком, самострелами, капканами. Ружьё появилось только с приходом русских переселенцев, что облегчило охоту на хозяина тайги. Уходили на промысел на несколько месяцев. С приходом в Горную Шорию советской власти появились охотничьи артели, которые выполняли план по добычи пушнины. Перед уходом на промысел охотники приглашали всех родственников, пили медовуху. Плохой приметой считалось, если встретится женщина с пустым ведром – охоту сразу откладывали. Шорцы использовали на охоте особый язык, так как считали, что как хозяин гор, так и сами звери слышат всё, что о них говорят, поэтому, чтобы звери не успели скрыться, называли их иносказательно, а не обычными именами. Например, соболя (кищ) – окунем (алабура), медведя (азыг) – стариком (апшаг).

Работа на доске и в тетради. Анализ услышанного в сообщении, краткая запись в тетрадь.

Ответы на вопросы: 1. Чем питались шорцы? С чем это связано? 2. На каких животных охотились шорские мужчины и как? 3. Какие традиции и приметы охоты существовали у шорцев?

 4.Динамическая пауза. Коллективная игра «Занятия шорцев». Показать через пантомиму следующие действия: охота на медведя, разжигание очага, рыбалка, сбор трав, ягод, изготовление деревянной посуды, работа в кузнице.

3 учащийся. Так как шорцы жили по берегам рек, то ловили рыбу – хариуса, налима, тайменя, щуку. С июля в Горной Шории начинался сезон сбора ягод, а в конце августа – добычи кедрового ореха. Заготовка кедрового ореха была очень прибыльным занятием (с кедра за сезон можно было добыть до 30 килограмм ореха, артель за сезон добывала около полутоны). Шорцы занимались также сбором корней растений, которые высушивали и обменивали у хакасов на молочные продукты. Собирательство помогало выжить особенно весной, когда начинался голод. Им занимались обычно женщины и дети, собирали кандык, сарану, колбу. Кандык и сарану ели и в сыром виде, и варили в молоке или воде, смешивали с мёдом, жарили в жиру,  пекли в золе, сушили на зиму. Колбу ели в свежем виде, делали салаты, пироги, солили. Ели и другие дикорастущие: корни пиона, слизун, дягиль, ревень, полевой хвощ, кормовой горошек. Чаи готовили из душицы, белоголовника, бадана, листьев смородины, малины, брусники, чаги.

Шорский стол просто немыслим без рыбы. А рыболовство шорцев имеет очень древнюю историю. И занимались им все – от мала до велика. В основном шорцы ловили мелкую рыбу. Женщины и дети собирали её по отмелям, мелким речкам под камнями с помощью сачка или снятой с себя рубахи. Крупную рыбу били мужчины с помощью железных острог, стрел из лука, устраивали запруды из камней. Позже стали ловить с помощью сетей. Но ловили рыбу только для того, чтобы прокормить семьи, никакой прибыли это занятие не приносило и не имело промысловый характер. Рыбу употребляли во время Великого поста, варили уху, бульон (мун), суп-лапшу (тутпаш) с сушёной рыбой, жарили и пекли пирог (Курмек).

Работа на доске и в тетради. Анализ услышанного в сообщении, краткая запись в тетрадь.

Ответы на вопросы: 1. Что ещё вы узнали о питании шорцев? Почему они так питались? 3. Кто занимался рыболовством, и как это происходило? 4. Какие блюда из рыбы готовили?

4 учащийся. В низовьях Кондомы, где до сих пор сохранился липовый лес, шорцы ставили ульи – самые крупные пасеки достигали 1000 ульев. Мёд вместе с сотами вырезали ножом несколько раз за лето, сливали его в чаши, а соты вываривали и из медового отстоя готовили пиво (сыра). Шорцы любили делать и кедровый напиток, а также абыртку (шорский квас) из воды и ячменя или корней кандыка. Делали шорцы и слабоалкогольный напиток – бузу, напоминавший пиво (слайд №8). Её делали из ячменя, овса, проса, в дальнейшем – из  картофеля и отрубей. С приходом русских у шорцев появилась арака – крепкий алкогольный напиток и ашарака (пшеничная водка). Шорцы  начали использовать молочные продукты в XIX веке, когда стали держать коней. Шорская молочная пища состояла в основном из сметаны, масла, варенца и пресного сыра.

В начале XX века, в эпоху русской колонизации, у шорцев стали появляться приусадебные участки, где выращивали картофель, капусту, огурцы, брюкву, морковь, свёклу, редьку и многое другое. Шорцы познакомились с крупами, стали заниматься ячменём, пшеницей, овсом, просом. Основной пищей стал хлеб круглой формы (калаш), лепёшки, обжаренная ячменная мука грубого помола (талкан) (слайд №9) 

Шорцы не знали о таких понятиях, как «завтрак», «обед», «ужин». Питались столько раз, на сколько хватало средств. Лишь обеспеченные семьи могли позволить себе трёхразовое питание, а бедняки питались раз в день – вечером. Шорцы ели из деревянной посуды деревянными ложками, которую сложно было вымыть, можно было только отскоблить. Пользовались немытой посудой, поэтому смертность от инфекций среди коренного населения была высокой. Супы варили в железных котлах. Приобщать аборигенов к новому укладу начали русские миссионеры.

Сейчас питание и быт шорцев значительно изменились, так как многие традиционные формы хозяйствования ушли в прошлое, а по соседству появились русские. Национальные блюда готовят сейчас только по праздникам. Это шорские пельмени с мясом и картошкой, уха с хариусом и лепёшками, пирожки с колбой и талкан с молоком. 

Работа на доске и в тетради. Анализ услышанного в сообщении, краткая запись в тетрадь.

Ответы на вопросы: 1. Каким промыслом ещё занимались шорцы? 2. О каких национальных напитках и блюдах вы узнали из сообщения? 3. Из чего они готовились? 4. Что вы запомнили о быте шорцев? 5. Как он изменился с приходом русских?

5.Закрепление нового материала.

б) Составление таблицы об особенностях быта и  традиционных занятиях шорцев (работа в мини-группах)

Занятия шорцев

Особенности быта

Питание шорцев

в) Отгадайте ребусы (приложение) (слайд №10-11)

Домашнее задание (слайд № 12). Прочитать шорские легенды: «Что там, на небесах?», «Забавы Ульгеня, или как всё появилось на свет» и сказки «Девочка и Чельбеген», «Ульгень и Эрлик» (индивидуальная работа)

Итог занятия. С жизнью какого народа мы сегодня начали знакомиться? О чём вы узнали на занятии? Что вам запомнилось из сегодняшнего материала больше всего?

Рефлексия: давайте украсим наше дерево Чудо-плодами. Если вам всё понравилось, было интересно выполнять задания, то прикрепите красное яблоко на жёлтую часть дерева, а  если было скучно или непонятно выполнение заданий- то жёлтое яблоко на зелёную часть дерева.

Малые народы Сибири: телеуты, особенности их традиций (слайд №1)

Цель: знакомство с бытом телеутов, его особенностями.

Задачи: 1) познакомить с жизнью телеутов через знакомство с их бытом традиционными блюдами, традиционными промыслами; 2) развивать речь, мышление, память через ответы на вопросы, творческие задания; 3) воспитывать интерес к жизни коренного малого народа через знакомство с их бытом.

Тип занятия: сообщение новых знаний.

Форма занятия: беседа.

Ход занятия

1. Организационный момент. Приветствие. Активная методика «Ребус»

2. Сообщение темы и цели занятия через активную методику (слайд №2).

  3. Объяснение нового материала.

   Рассказ о быте телеутов. Работа в тетради.

Несколько веков назад тюркские этносы, заселявшие Южный Алтай и Саяны, в основном занимались скотоводством – разведением лошадей, овец, коров (слайд №3). Телеуты – народ в Сибири, живут в Беловском, Гурьевском и Новокузнецком районах Кемеровской области. Численность в Кемеровской области– 2,6 тысяч человек. Телеутский язык относится к тюркской ветви алтайской семьи языков. Письменность создана на кириллице.

      У телеутов сложилось два основных хозяйственно-культурных типа: кочевые скотоводы горно-степной зоны и пешие охотники таёжно-степной зоны. В начале 20 века жилищами были аланчык – наземная каркасная коническая постройка из жердей и коры или бересты (слайд №4) Сейчас это юрты (слайд №5). Из одежды у мужчин были тёплый стёганый халат, шубы, кожаная обувь, а у женщин – шаровары, длинное платье, лёгкий кафтан.  Женские украшения – накосники, серьги, кольца, перстни, браслеты, броши из меди и серебра.

      Для вхождения в состав России телеуты были организованы в кочевые улусы. Традиционная религия телеутов – шаманизм на анимистической основе (слайд№6 -7). У телеутов было особое отношение к огню, был даже обряд его кормления. В конце 19 века в телеутских селениях открылись первые школы, а в начале 20 века появилась национальная интеллигенция: священники, учителя, краеведы. Среди национальных обычаев характерны две формы брака – по сговору и через умыкание. С конца 19 века в общественный быт прочно вошли христианские праздники.

(Слайд №8)Телеуты были кочевниками-скотоводами, поэтому главными животными у них считалась лошадь, которая не только возила на себе человека и его скарб по бескрайним степям, но и кормила своим мясом и молоком – основными продуктами питания. Не случайно, в телеутском фольклоре изобилие часто характеризовалось горами мяса, варящегося в котлах, и реками аракы, молочной водки. Молоко чаще употребляли в кислом виде, так как в степи сохранить его в свежем виде было трудно. Им утоляли не только голод, но и жажду. У телеутов существовало и специальное обрядовое молочное блюдо саламат (желтоватая мучная каша), которой угощали доброе женское божество и хранительницу детей Умай. Одним из древних сытных молочных блюд у коренных народов считался арчи из коровьего молока, который готовили и ели вплоть до XX века.

На севере Горного Алтая телеуты разводили табуны лошадей, крупный рогатый скот, держали свиней и коз, коней. Телеуты стали использовать молоко коз и коров с приходом русских в конце XIX – начале XX века. Традиционным промыслом была охота: верхом – на зайцев, лисиц, волков и на лыжах – на медведей, колонков, ласок, соболей, лосей, косуль, маралов, диких коз, рысей. Из птиц добывали уток, перепелок, рябчиков, глухарей, тетеревов, куропаток, куликов, из мелких зверьков – кротов, хорьков, сусликов, хомячков, сурков, барсуков. Рыболовство и пасечное пчеловодство существовало в качестве подсобного вида хозяйства. Из домашних ремёсел развитие получили обработка дерева, металла, а также ткачество, плетение, шитьё.

В начале XX века рацион коренного народа несколько изменился – телеуты осели на одной территории, стали заниматься земледелием, разведением домашних животных и полюбили баранину, говядину, птицу и свинину. Из хлебных злаков сеяли рожь, овёс, ячмень, пшеницу, просо. Бедняки, правда, жили не только без мяса, но, чаще и без хлеба – весной питались корнями растений. Известно, что до Великой Отечественной войны немногие из телеутов занимались огородничеством. После 1945 года телеуты стали активно выращивать овощи и употреблять их в пищу каждый день.  За годы советской власти поголовье лошадей у телеутов резко сократилось, поэтому всё чаще мясные блюда стали готовить из свинины и птицы. Повседневной пищей стали макароны, изделия из муки, овощи (картофель, капуста, морковь, огурцы), которые заготавливали и консервировали. В пищевой обиход телеутов вошли яйца, сахар, крупы. Мясо в семьях со средним достатком заменяла рыба, дичь. Тесное соседство с русскими повлияли на быт телеутов – они научились готовить супы, борщи, каши, различные напитки. Телеуты готовили овсяный кисель без крахмала, обрядовый кисель из пшеничных отрубей, чаи из трав: душицы, белоголовника, бадана, листьев смородины, малины,  побеги шиповника, а в качестве заварки брали корень солодки.

Телеуты ели, по крайней мере, два раза в день. В начале XX века режим питания телеутов не отличался от сегодняшнего: были привычные для нас завтрак, обед, ужин. Из записок Василия Вербицкого, миссионера Алтайской духовной миссии, можно узнать, что уже в XIX веке телеуты для приготовления и хранения пищи, а также для сервировки стола использовали различную посуду (слайд №9). Большую часть домашнего скарба, в том числе кухонной утвари, телеуты изготавливали из прочнейшего берёзового капа – нароста на дереве в виде шапки различной величины. Из него делали, например, деревянную чашку огаш аяк. Она получалась светло-жёлтого цвета с характерным мраморным отливом. В неё наливали похлёбки, клали хлеб и хранили в ней мясо. Ещё из капа делали деревянную пиалу для хранения молока и молочных напитков. Из неё, чтобы задобрить духов, выплёскивали на берёзу вино. Берёза считалась лучшим, чистым, священным материалом; чтобы дерево было легче обрабатывать, заготовки распаривали в крепко солёной воде, а, чтобы готовое изделие не трескалось – клали в известковый раствор на два дня. Например, из дерева были культовые предметы интерьера (слайд №10), ложки, мешалки для теста, половники для вылавливания из котла мяса и пельменей. Изготавливали также обеденные плоскодонные чашки с ручкой (алча аяк) и большие чаши с двумя ручками (чара). Чай телеуты пили из специальных бокалов на поддоне (чочий). Деревянными были и блюда для мяса (тепши). Кадки для ячменя и соли, черпаки телеуты чаще всего делали из бересты.

4. Динамическая пауза. Коллективная игра «Занятия телеутов». Я называю действие, вы должны показать его. Разжигание огня, танцы вокруг костра изготовление деревянной посуды, скачка на лошадях, охота на зверей зимой (на лыжах), сбор ягод и трав, посев ячменя и пшеницы.

Одежда телеутов по сравнению с соседями-шорцами и кумандинцами, отличалась большой изысканностью. Она делилась на мужскую и женскую, хотя некоторые её виды использовались независимо от пола человека. Также одежда делилась на осенне-зимнюю и весенне-летнюю, повседневную и праздничную. Одежда телеуток была и остаётся сейчас красивой. Основой повседневной и праздничной одежды было длинное платье туникообразного покроя со стоячим расшитым воротом и лёгкий приталенный халат с плетёным вручную поясом - кунек (слайд 11) Пояс изготавливался из разноцветных ниток. Женщины носили пояс всегда, повязывая его на левую сторону. Ширина пояса была около 3-5 см, иногда до 12 см, длина до 2,5-3 см. Платья шили с подкладкой на плечиках которая сзади покрывала лопатки, а спереди доходила до груди. Под мышками вшивалась ластовица - кусок материала другого цвета, имеющая форму ромба, размером около 10 x 10см. Подол с внутренней стороны также подшивали материалом другого цвета шириной 4-5 см. Рукава от проймы к обшлагам сужались. Обшлага изнутри подшивали, обычно таким же, что и ластовица материалом прорезаются карманы.

(Слайд 12). Особенностью праздничного платья является нашитое нагрудное украшение (тошток), состоящее из двух симметричных половинок. Для его изготовления два куска бересты или картона обшивают снизу ситцем, а с левой стороны – сукном, всегда ярко-красного цвета. Затем по всему краю украшают широким серебряным галуном, а внутри, ближе к внутреннему краю прямого разреза ворота, нашивается «акча» (копейка, деньги).

(Слайд 13) Повседневный головной убор женщин – платок. Его складывают треугольником: один угол спускается на спину, два других завязывают на затылке узлом. Праздничный головной убор имел коническую форму из стеганой материи обшитые бархатом по отвороту, отороченные мехом соболя шапки с кистью на макушке.

(Слайд 14) Воротник национального платья является важным декоративным элементом. Он невысокий, до 3 см. твердый – из бересты или картона, обшитый сукном и весь обшит бляшками в виде денег (акча). Он имеет форму стойки. Отложных воротников не было. Чтобы он стоял, вовнутрь вставляли по его размеру распаренную в горячей воде берёсту. Она не гниёт, не рвётся при стирке и позволяет поддерживать форму. Воротники шились вручную из однотонного сукна чаще красного или зелёного, синего цветов. Ни чёрного, ни белого воротников не было. (Слайд 15) Поверх платья одевалась чиймек - лёгкая накидка из шёлка или переливающейся красками тафты с воротником шалью, отделанной галуном под золото и серебро, вышитым золотой или серебряной нитью, с богатыми парчовыми или шёлковыми кистями. Воротник чиймека имел яркую расцветку. Он мог быть тканым, матерчатым с вышитым и вытканным орнаментом в виде разноцветных полосок, либо с нашитыми полосками парчи или золотой нити. Чиймек носили поверх рубахи. Чтобы был виден подол рубахи, его, как и телен, делали на 30 см короче.

(Слайд 16) Из обуви телеутские модницы носили кожаную обувь (чарык) на мягкой подошве, со стелькой, без каблуков. Обувь украшалась вышивкой. Верх обуви был тёмного цвета, подошва - светлого.

(Слайд 17) Телеутские женщины любили украшения. Самым распространённым украшением были серьги и украшения для волос - из сплетения волос и ракушек. В косы вплетались ленты, ракушки, кольца, монеты.

5.Закрепление нового материала.

а) Ответьте на вопросы: 1.Кто такие телеуты? Какова их численность в Кемеровской области?2. Назовите основные блюда телеутов.3.Чем питались телеуты в XIX веке, и чем стали питаться в XX веке? С чем связано такое изменение? 4. Назовите национальные блюда телеутов. 5. Расскажите о быте телеутов. Где они жили? 6. Назовите традиционные промыслы телеутов.7.Как приход русских повлиял на жизнь и быт телеутов?8. Перечислите названия предметов одежды у телеутов. Какое значение было у воротника? 9. Как называется обувь у телеутов? В чём её особенность?

б)  Отгадайте ребусы (приложение №2) (слайд №18-19)

в) Творческое задание в группах.

1 группа. Нарисовать жилище телеутов.

2 группа. Нарисовать любой традиционный промысел телеутов.

3 группа. Отгадать кроссворд «Одежда телеутов» (приложение №3)

Итог занятия. С жизнью какого народа мы сегодня начали знакомиться? О чём вы узнали на занятии? Что вам запомнилось из сегодняшнего материала больше всего?

Рефлексия: давайте украсим рисунок костра на доске маленькими искрами-звёздочками. Если на занятии вам было интересно выполнять задания, вы много узнали  - то красные искры-звёздочки, если были трудности или было скучно и неинтересно – то оранжевые искры-звёздочки.

Малые народы Сибири: шорцы и телеуты, особенности их традиций (слайд №1)

Цель: знакомство с культурой шорцев и телеутов, его особенностями.

Задачи: 1) познакомить с культурой шорцев через знакомство с их фольклором, творчеством, словами из национального языка; 2) развивать речь, творческое мышление, память через ответы на вопросы, творческие задания; 3) воспитывать интерес к жизни коренных малых народов через знакомство с их бытом.

Тип занятия: сообщение новых знаний.

Форма занятия: беседа.

Ход занятия

1. Организационный момент. Приветствие.

2. Сообщение темы и цели занятия через активную методику.

  3. Объяснение нового материала.

   Рассказ о культуре шорцев и телеутов. Работа в тетради.

В национальных деревнях редко можно встретить людей в народных костюмах или молодёжь, занятую национальными играми – это не образ жизни, а праздничные обряды и творчество (слайд №2). А ведь когда-то и шорцы, и телеуты заслушивались сказаниями и с интересом учились делать своими руками украшения и наряды, создавая и сохраняя целый культурный слой. Культура коренных народов Кузбасса всегда была тесно связана с традиционными промыслами. Шитьё народного костюма, изготовление оружия или кухонной утвари не считалось чем-то «художественным» (слайд №3). Этим занимались не профессиональные художники, а простые охотники-собиратели. Но шорцы придерживались разделения женского и мужского художественного труда. Например, шорские мужчины занимались резьбой по дереву, кости, рогу, а женщины – ткачеством, шитьём и вышивкой. И мужчины, и женщины могли обрабатывать кожу и делать из неё вещи. Но и здесь присутствовало разделение труда. Так, расписывать кожаную поверхность бубна могли только мужчины, а делать женский декоративный накосник из кожи – женщины.

Конечно, художественное направление развилось не во всех домашних ремёслах. Но вот в обработке дерева творчества было много: резьба, изготовление объёмной скульптуры. Шорцы знали несколько типов резьбы по дереву. Например, контурная резьба украшала деревянные головки курительных трубок. Также художественное оформление присутствовало в оформлении берестяных вещей. Декор у шорцев всегда имел символическое значение. Например, шорцы часто использовали геометрический декор, в частности треугольник. Он встречается в оформлении предметов, относящихся к древним верованиям шорцев, и связан с почитанием культовой горы.

При создании различных изделий из дерева шорцы учитывали свойства породы древесины (слайд № 4) Например, из берёзы (казынг), считавшейся священным деревом, изготавливали культовые предметы: резные рукояти бубнов, ритуальную посуду, изображения почитаемых духов. Из осины (аспак) вырезали ложки, из черёмухи (ныбырт) делали лыжи с загнутыми носами, полозья, луки для охотничьих ловушек. Из ели (тиген) изготавливали кузова комусов (музыкальный инстумент). Кедр (кузук агажи) шорцы использовали для производства утвари для длительного хранения продуктов, частей шаманского бубна.

Важным предметом шорской национальной культуры была детская колыбель. Если рождался мальчик, в углу над колыбелью, прибивали лучок с небольшой стрелой и атрибут богини земли Умай. Если на свет появлялась девочка, то приделывали вершину молодой берёзки – символ свадебного шалаша. Чтобы уберечь детей от злых духов, в кроватку клали ножик или ножницы, к верёвке привязывали пулю или пуговицы, подаренные на счастье. Прикармливали новорожденных детей из коровьего рога. Выбирая имя, родственники старались избежать совпадений с именем отца, брата или ещё кого-то старшего из мужчин. Детей шорцы с самого младенчества приучали к труду, делая для них особые деревянные игрушки: миниатюрные луки, лодочки с вёслами, удочки, топорики, грабли, лошадок повозками, ступки, прялки и сшитые из ткани куклы. Считалось, что так дети привыкнут к труду и будут помогать в работе своей семье.

У телеутов тоже разделялись женские и мужские занятия. (слайд №5).   Женские ремёсла были преимущественно домашними. Телеутки шили женскую, мужскую и детскую одежду, обувь, ткали пояса («кур»), плели тесьму, изготавливали женские и девичьи накосники, вышивали воротнички, шили ритуальные покрывала. У телеуток было самобытное декорирование воротничка («тяка/чака»). Этот воротничок телеутки украшали ромбиками «акча», вышитыми золотой нитью или шёлковыми цветными нитями. Декор такого воротничка заключал в себе значение оберега, ведь четырёхугольник  (как круг и крест) символизировал солнце. Воротник наряду с пуговицами берегли, нередко спарывали со старой одежды, чтобы пришить на новую. Мужскими ремёслами считались плетения из кожи, тальника, конского волоса, обработка дерева и кузнечество. Были знакомы телеуты и с художественной ковкой. Например, кузнецы наносили орнамент на серьги и пуговицы.

4.Проверка домашнего задания. Пересказ легенд «Что там, на небесах?», «Забавы Ульгеня, или как всё появилось на свет» и сказок «Девочка и Чельбеген» «Ульгень и Эрлик» (учащиеся выходят к доске и представляют свои домашние задания)

Фольклор  шорцев и телеутов органично вписан в мировой (слайд №6). В нём есть жанры, которые можно отнести к эпосу (героический эпос, сказки, легенды,  разного типа сказания, все разновидности малых фольклорных жанров – пословицы, поговорки, загадки), лирике (песенный фольклор) и драме. Вместе с тем в фольклоре кузбасских коренных народов есть и культурная специфика. Фольклор шорцев состоит преимущественно из двух различающихся частей. Первая часть – фольклор, отражающий жизнь, язык, представления таёжных охотников, рыболовов и собирателей (слайд № 7). Вторая часть – героический эпос о степных ханах, воителях, богатырях, владеющих подданным народом, слугами и стадами скота. А у телеутов, поскольку они являются наследниками степных кочевников, то в их фольклоре, нет такого разграничения. При этом, исследователями очень хорошо зафиксированы шорские сказания, сказки, легенды, но очень мало записано песенной лирики. А у телеутов, наоборот, песенная лирика представлена большим количеством записанных песен, а вот телеутские сказания и легеды почти отсутствуют. Но и шорский, и телеутский эпос испытал существенное влияние разных культур, в том числе русской (слайд № 8).

Для передачи фольклора из поколения в поколение у шорцев существовал кайчи – сказитель, умеющий петь, рассказывать истории и играть на кай-комусе, это носитель устойчивых поэтических и других фольклорных произведений народа – преданий, легенд, песен. У шорцев с древнейших времён существовала богатая устная поэзия – от колыбельных песен до больших эпических повествований. Шорский героический эпос не только удовлетворял духовные потребности слушателей, но и играл магическую роль, ограждая людей от айна (нечисти, чертей), от хозяев тайги (таг ээзи). Он исполнялся на охоте, в домах умерших. У шорцев существовало несколько типов сказаний: 1. Древнейшие сказания о богатырях-охотниках. 2.  Сказания о воинах – богатырях, вождях скотоводческих племён.3. Сказания о борьбе богатырей против уплаты дани хану-завоевателю, борьбе за обездоленных. 4. Эпические произведения о сказителях, музыке, музыкальных инструментах. У телеутов фольклор в основном представлен героическим эпосом, большое место занимал шаманизм с его заклинаниями, направленными на общение с духами-хранителями рода.

5.Динамическая пауза. Игра «Слова – эмоции». Я буду называть слова, а вы показывать, какие эмоции оно вызывает: солнце, музыка, Эрлик (злой дух), сказка, богатырь, огонь, Ульгень (добрый дух), воин.

Шаманизм как традиционная религия была и шорцев и телеутов(слайд №9). Шаманы – это особенные, избранные люди, посредник между миром людей и окружающих их духов и божеств. Телеуты и шорцы называли своих шаманов общетюркским словом «кам» (обозначавшим движение шамана, раскачивание, приготовление к обряду). Обычно шаманом становятся по велению духов, которые выбирают человека и он обязан принять этот дар. (слайд №10).Шаман чтил своих предков и духов, которые считались его собственными шаманскими духами,  и обязательно призывал их себе на помощь в начале каждого ритуала. Шаманы могли жить как вместе со всеми, иметь семью, детей, так и одни на краю деревни (слайд №11). Их могли бояться, но к ним всегда шли за советом или помощью, их почитали. Жизнь шаманов измерялась в бубнах (их могло быть и семь, и девять за жизнь), столько, сколько отпустит шаману дух, от которого он получал бубен. Шаманскими обрядами сопровождались, например, проводы души умершего в загробный мир, чтобы она не навредила живым. По преданиям, душа умершего самостоятельна и настроена враждебно по отношению к живым. Поэтому в древности покойников не выносили из юрты через дверь, а проделывали другие отверстия, чтобы душа не нашла дорогу обратно. Как телеуты, так и шорцы верили, что душа человека имеет несколько разновидностей: «тын», «кут», «сюне», «узют». Тын – есть у всего живого. Появляется при рождении, и живёт в человеке, пока айна(злой дух, чёрт) не украдёт «кут». Кут – это жиненная сила человека, его здоровье. Вернуть кут может только шаман. После смерти появляется «сюне» - душа человека блуждает там, где привыкла находится при жизни, считается, что она издаёт вопли. Чтобы её успокоить, у изголовья покойника ставили угощения. Через семь дней шаман проводил обряд, изгонял «сюне» из дома, и она переходила в новое состояние «узют». Узют – не просто душа умершего, но и злой дух. Присутствие его родственники ощущали в порывах ветра, вихре, стуке. Узют хочет проникнуть внутрь человека, и, если это удастся, человек начнёт болеть. Помочь проводить «узют» в мир мёртвых мог только шаман – он проводит обряд на 40 день после смерти и потом через год после поминок. Шаман отправлял душу вниз по реке на специальном плоту из стеблей борщевика, разведя на нём небольшой костёр. Происходило это ночью. Шаман заманивал «узют» на плот мясом и аракой (водкой), клал листья табака и спускал плот по воде.

Построить храм на телеутской земле, местные жители которой верили исключительно в помощь шаманов, решили миссионеры Алтайской духовной миссии ещё в XIXвеке (слайд № 12). Но православие было не сразу принято. Народ не любил православных священников, крещённым телеутам приходилось покидать свои родные места. Иногда крестили насильно или подкупал: кроме нательного креста давали новую рубаху, деньги или мешок муки – и телеуты верили в Христа, и в шаманов. Строительство храма в селе Челухоево началось в 1888 году и продолжалось три года. Укращением церкви стал деревянный иконостас. У лучших московских мастеров были заказаны иконы, вся церковная утварь, колокола. Так, телеутский  храм святого великомученика Пантелеймона стал духовным центром для жизни многих людей, живших в округе. Он был освящен 26 мая 1891 года, а закрыт окончательно в сталинские времена. В начале 90-х годов жители решили восстановить храм из руин. С 1994 года здесь возобновились богослужения, по выходным работает воскресная школа.

6.Закрепление нового материала.

Ответьте на вопросы: 1.Расскажите о традиционных ремёслах у шорцев и телеутов. В чём схожесть и различие в творчестве у коренных народов Кузбасса? 2. Что можно сказать о фольклоре у шорцев, и у телеутов? В чём различие и почему? Обоснуйте своё мнение. 3. Что такое шаманизм? 4.Кто такие кайчи, шаман? Что вы можете рассказать об их жизни, и их значении для шорцев и телеутов?5. Какой похоронный обряд существовал у шорцев? Кто его осуществлял и в чём он заключался? 6. Как телеуты принимали православие?

Творческое задание. Работа в парах. Вспомните сказки и легенды, которые мы сегодня слушали и попробуйте нарисовать добрый дух Ульгень, злой дух Эрлик и доброе божество Умай.

Домашнее задание. По группам: 1 группа. Подготовить к следующему занятию шорские пословицы, загадки. 2 группа. Подготовить телеутские пословицы и загадки.

Итог занятия. С чем мы сегодня познакомились? Что нового вы узнали о шорцах и телеутах? Было ли вам интересно узнавать о культуре, творчестве коренных народов?

Рефлексия. Активная методика «Телеграмма». В двух конвертах находятся части предложения по нашему сегодняшнему занятию. Ваша задача – собрать их в текст короткой телеграммы, которая будет состоять из 2-3 предложений,  и прочитать вслух.

Малые народы Сибири: калмаки, особенности их традиций

Цель: знакомство с бытом калмаков, его особенностями.

Задачи: 1) познакомить с жизнью калмаков через знакомство с их бытом традиционными блюдами, традиционными промыслами, праздниками 2) развивать речь, мышление, память через ответы на вопросы, творческие задания; 3) воспитывать интерес к жизни коренного малого народа через знакомство с их бытом.

Тип занятия: сообщение новых знаний.

Форма занятия: занятие-исследование.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Приветствие.

2. Сообщение темы и цели занятия.

  3. Объяснение нового материала.

Особую группу татар-аборигенов составляют татары-калмаки в деревне Юрты – Константиновы Яшкинского района.  Татары-калмаки проживают в пп. Зимник, Сар-Саз, Логовой  Юргинского района.

В старинном селе с интересным названием Юрты-Константиновы издавна живут аборигены Кузбасса – калмаки. Славятся они своим трудолюбием, гостеприимством, скромным и щедрым на доброту характером. Кто же они – эти калмаки? Какими путями пришли и осели на живописных заливных лугах, омываемых в период половодья водами ближайших озер? Кто их предки? Телеуты или шорцы, алтайцы или поволжские татары? Об этом много было споров. Неоднократно село посещали историки с научно-исследовательскими экспедициями. Одни относят калмаков к томским татарам, считая их сородичами эуштинцев и чатов – жителей соседней Томской области. Другие предполагают, что ближайшими родственниками калмаков являются телеуты – малочисленный народ, проживающий на юге Кемеровской области. Единого мнения по этому поводу у ученых до сих пор нет. Да и какая теперь разница, кто был предком калмаков. Главное – сохранился народ со своим языком, своей культурой, своими обычаями и ритуалами.

Работа в тетради. Анализ услышанного в сообщениях, краткая запись в тетрадь.

Ответы на вопросы:

1. Какие коренные жители Кузбасса проживают в Яшкинском районе?

2.Как называется старинное село с интересным названием, в котором проживают калмаки?

Сообщения учащихся- исследователей.

1 учащийся. Численность населения в деревне Юрты – Константиновы.

По последней переписи населения в деревне Юрты-Константиновы проживает 106 человек. Из них мужчин – 34 человек, женщин –  63 человека, детей до 14 лет – 9 человек. Основное население татары-калмаки.

2 учащийся. Национальные особенности калмаков: язык.

При опросе жителей выяснилось, что родной язык калмаков всё более утрачивает свои позиции как основной язык внутринационального общения. Лингвисты калмацкий язык считают одним из диалектов языка томских татар. Большая часть жителей деревни Юрты-Контантиновы трехъязычна – владеют калмацкой речью, знают поволжско-татарский литературный язык, но говорят в основном на русском языке.

Использование калмаками языков при общении

Использование языков при общении

Калмацкий

Татарский

Русский

Регулярно

28

34

100

Редко

57

53

-

Не говорят

15

13

-

Опрос жителей деревни Юрты-Константиновы показал, что:

  1. Люди старше 50-и лет все (100%) говорят на родном языке.
  2. Чем моложе жители деревни, тем процент владения родным языком снижается.
  3. Новое поколение калмаков в основном понимают, но не говорят на родном языке.
  4. Основным и повседневным языком общения является – русский.
  5. Степень владения калмаками родным языком в зависимости от возраста.

Возраст

Владеют свободно

Владеют с затруднением

Понимают, но не говорят

Не владеют

50 лет и старше

100

-

-

-

20 - 49

23

25

52

-

0 - 19

2

14

71

13

  Отсутствие литературных норм и своей письменности сужает функции калмацкой речи, многие слова заменяются татарским эквивалентом (Кимеев В.М., Кривоногов В.П., 1996, с. 137). Но разница между калмацким языком и татарским существует в выговоре, в наречии

Татарский язык более мягкий, певучий, его используют в художественной самодеятельности. Некоторым, кажется, что «грубый» калмацкий говор не приспособлен для сцены.

У молодёжи нет возможности изучать родной язык из-за закрытия национальных школ, языком общения стал русский. Но старикам, конечно хочется, чтобы их дети и внуки говорили на родном языке. В Юртах – Константиновых пытались изучать татарскую письменность, но дети, в отличие от родителей большого энтузиазма не выразили.

В деревне Юрты – Константиновы в 2006 году начальную школу закрыли. Детей возят в Ленинскую основную школу.  В некоторых школах Кемеровской области возобновилось факультативное преподавание татарского языка. Татарскими национально-культурными центрами в городе Кемерово, Ленинск – Кузнецке, Юрге проводится изучение татарского языка и арабской письменности в воскресных школах и детских садах.

Работа в тетради. Анализ услышанного в сообщениях, краткая запись в тетрадь.

Ответы на вопросы:

1. Основное население деревни Юрты-Константиновы.

2.На каких языках говорят калмаки?

3. В чем проблема сохранения калмацкого языка?

3 учащийся. Религия калмаков.

Коренные жители д. Юрты-Константиновы – это Абдрошитовы и Тартыковы.  Когда религия Ислам вошла силу в разные поселения отправились паломники распространять веру. Один из них – предок Сунгутуллы Мурзиевича Садыкова дошел и до Юртовиз Бухары. В то время калмаки в Юртах были язычниками. Паломник Садыков остался здесь и научил жителей новой вере – исламу. Было это во второй половине 19 века. Калмаки до сих пор сохранили мусульманские обычаи и чтут Коран. Хадисы разъясняют основы ислама. В хадисах в обобщенном виде представлены требования ислама, содержащиеся в Коране, объясняют и раскрывают суть веры, открывают её новые грани, расширяют границы их воздействия на умы и дела мусульман. Хадисы в отличие от Корана подробно разъясняют, в чём же заключаются добрые дела и как их совершать, как добиться выполнение указаний Аллаха.

Вероисповедание калмаков деревни Юрты – Константиновы.

Численность населения деревни (чел.)

Исповедуют ислам

(чел.)

Православные

(чел.)

Атеисты

(чел.)

106

78

8

20

На основании данной таблицы мы сделали вывод:

  1. Большинство калмаков относят себя к мусульманам.
  2. На деле для многих из них эта вера чисто символическая.
  3. Но соблюдение национальных традиций и обрядов соблюдается большинством жителей.

4 учащийся. Национальные традиции.

Традиционная культура калмаков складывалась на протяжении веков и имеет свои особенности. У калмаков (так же как и у других народов) она подразделяется на материальную культуру – жилище, одежду, предметы быта и духовную – фольклор, обряды, обычаи, религиозные верования.

Традиционное хозяйство.

До прихода русских хозяйство было комплексным, с преобладанием полукочевого скотоводства, рыболовства, собирательства, охоты, примитивного мотыжного земледелия. Основным типом жилища была полуземлянка с облазанными глиной плетневыми стенами и плоской крышей. Под влиянием русских появились срубные дома.

Работа в тетради. Анализ услышанного в сообщениях, краткая запись в тетрадь.

Ответы на вопросы:

1.Какой  новой вере научил паломник Садыков язычников-калмаков?

2. Какое хозяйство вели калмаки?

3. Какой тип жилища у калмаков?

  1.  учащийся. Национальная одежда.

Легкой верхней одеждой являлись рубаха и штаны чамбар. Среди женских рубах выделяется кинек. Кулмэк носили с нагрудником кукрыкчэ или нагрудным украшением. Под влиянием поволжских татар вошло в обычай поверх платья носить короткие жилеты из плюша или бархата, украшенные по краям бортов вышивкой, тесьмой или бисером.

В дни религиозных праздников надевали распашной халат. Мужской и женской легкой верхней одеждой служил плюшевый камзол без рукавов с подкладкой из легких тканей. Универсальным видом одежды являлся бешмет из бархата или шерсти, простежённый на вате. Зимой носили шубы.  Мужчины носили косоворотки. Праздничную рубаху подпоясывали шнурком, а будничную носили навыпуск. Большинство верхней одежды мужчин составляли заимствования от русских крестьян и поволжских татар.

Работа в тетради. Анализ услышанного в сообщениях, краткая запись в тетрадь.

Ответы на вопросы: 1.Как называется мужская и женская легкая верхняя одежда?

2.В чём отличие в ношении праздничной и будничной одежды?

3. Что носят по религиозным праздникам?

Объяснение педагога о праздниках калмаков.

Национальный праздник Ураза – Байрам.

Ураза длится 30 дней. Как родился месяц Рамазан, так и начинается пост. Полагается первый раз поесть до восхода солнца. Вечером после заката второй приём пищи. Держать пост нельзя больным, беременным и кормящим матерям. Девочки могут постовать с 12 лет, а мальчики с 14.

Когда кушают сахар, читают молитву, которая называется дога. После этого на целый день рот закрываешь. После заката помощник муллы, поднимается на мечеть и читает вечернюю молитву. Только после этого можно кушать всем. Когда приходит следующий месяц Шавваль, Ураза заканчивается. Весь месяц Шавваль ходят по гостям. Первые три дня священные. В эти дни нельзя ни стирать, ни мыть. Разрешается лишь ходить в гости и обязательно читать молитвы. Гостей угощают тем, чем богаты. Обычно ставят на стол домашнюю лапшу тыкмач с бараниной или кониной, плов. Обязательна стряпня: самза, бэлиш, парамач, а также сладости и чай с молоком. Спиртное пить не положено. В гости собираются сначала старики, а потом старухи, после них приходят молодые и дети. За столом должно быть не меньше 7 человек. Перед тем как приступить к еде, хозяйка раздаёт хаер (приношения). После этого начинают кушать, но сначала гости должны попробовать соль. После того как все поели, читают дога (молитву) этой пище, дому, хозяйке, её родным, скоту.

Курбан-байрам (Ид аль-адха) – праздник жертвоприношения

Праздник, установленный в память о жертвоприношении пророка Ибрахима (библейский Авраам). Наступает он 10-го числа месяца зуль-хиджа по хиджре – мусульманскому календарю. Праздник длится 3 – 4 дня. Согласно традиции один человек приносит в жертву одну овцу, а группа от одного до семи человек – одного верблюда или одну голову крупного рогатого скота. Животные приносимые в жертву, должны быть здоровыми и не иметь изъянов. Обряд жертвоприношения должен выполнить каждый мусульманин, а не только те, кто совершает хадж. В день большого праздника ислама – Праздника жертвоприношения ради единого Творца – мусульмане посещают мечеть, чтобы вместе с единоверцами постигнуть радость величественного праздника, верующие совершают праздничную молитву, раздают милостыню. В этот день навещают родных и друзей.

Работа в тетради. Анализ услышанного в сообщениях, краткая запись в тетрадь.

Ответы на вопросы:

1.Как называется мусульманский праздник калмаков?

2.Как называется праздник, установленный в память о жертвоприношении пророка Ибрахима (библейский Авраам)?

5.Закрепление нового материала. Творческие задания по группам.

1 группа. Нарисовать национальный костюм калмаков.

2 группа. Отметить на контурной карте области село Юрты- Константиново и ареал распространения  калмаков.

Домашнее задание. Найти и составить русско-татарский-калмацкий словарь из общеупотребительных слов.

 Итог занятия. С жизнью какого народа мы сегодня познакомились? О чём вы узнали на занятии? Что вам запомнилось из сегодняшнего материала больше всего?

Список использованной литературы

1.Газета «Аргументы и факты» –  Кемерово, «Аргументы и факты», №41 – 52, 2016 год.

2.Жерносенко, И. А. Опыт реализации культурологической парадигмы образования в условиях реформирования школы / И. А. Жерносенко // Культуротворческие школы Каракольской долины: поиск, эксперимент, опыт. – Барнаул: Мастер-принт, 2006

3.Кандаракова, Е. П. О сохранении языков и культуры малочисленных народов северного Алтая / Е. П. Кандаракова // Образование и устойчивое развитие коренных народов
Сибири. Материалы Международной научно-практической конференции– Новосибирск: Нонпарель, 2005
. 

4.Кацюба Д.В. История Кузбасса. Кемерово, 1993.

4. Кацюба Д.В. Духовная культура телеутов. Кемерово, 1993.

5. Кацюба Д.В. Материальная культура бачатских телеутов. Кемерово, 1991.

6. Кацюба Д.В. Этнография народов Сибири. Кемерово, ОблИУУ, 1994

7.Кемеровская область: атлас для школьников/ В.Н. Гнатишин [и др.]. - Просвещение регион, 2002

8. Кимеев В.М. Шорцы, кто они? Кемерово, 1989.

9. Кимеев В.М. Экомузеология. Национальные экомузеи Кузбасса.   Кемерово, 1996.

10. Краеведение. Под ред. Даринского А.В. М., Просвещение, 1987.

11.Мамыев, Д. И. Роль национальной духовной культуры в формировании ценностных критериев личности школьника / Д. И. Мамыев // Культуротворческие школы Каракольской долины: поиск, эксперимент, опыт. – Барнаул: Мастер-принт, 2006.

12.Новак, О. Ю. Методические рекомендации по проведению уроков этнической толерантнос-ти / О. Ю. Новак. – Новосибирск, 2005

13. Образование для коренных народов Сибири: социокультурная роль Новосибирского государственного университета / Н. С. Диканский, Ю. В. попков, В. В. Радченко, И. В. Свиридов
и др. – Новосибирск: Нонпарель, 200.

14.Тенешева, О. Н. Шорская народная культура в системе дополнительного образования / О. Н. Тенешева // Кай – культурное наследие шорского народа. Материалы первого симпозиума по изучению форм шорского народного эпоса. – Кемерово: ОАО «Кузбасс», 2006.

Приложение №1 

Ребус для активной методики

Школьный клипарт,,,, Рисунки птиц - Орел ,,    Жил на свете цыплёнок,,,,,

Ребусы для творческого задания

1)Улитка фотои=ь,,,       Маша и Медведь

                                     сказочные (…) ,,,

,,http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=312684827-43-72&n=21

2)     Лиса картинка для детей с=к ,

Приложение №2

Ребус для активной методики

https://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSC4KfLaCrgjnMr9NMXaoGIXoQGMtgZtrV3iv7eeeJKdZtTaiC4VK2Oug,,,,,     Утка картинка для детей,к=ы

Ребусы для творческого задания

1)солдат: Солдат.о=а,,,   ,http://iz.com.ua/images2/stories/2013/08/31/1/242316_1.jpg    2) Бирюзовыйп=м,,      , http://www.vsekroham.ru/upload/resize_cache/iblock/119/225_180_1/1191d2108877da2f2463485fd48c73fe.jpg ,,

3)Умка (Umka)  ,,     Ай!

Приложение №3

Кроссворд «Национальная одежда телеутов»

6

1

2

3

4

4

5

По вертикали:

  1. Важное украшение женского платья.
  1. Верхняя весенне-осенняя одежда.
  2. Пояс, которым подпоясывалась одежда, выполнял функцию оберега.
  1. Кожаная обувь телеутов.

По горизонтали:

2. Яркая особенность платья, нагрудник.

4. Головной убор телеуток.

5. Телеутское национальное женское платье.

6. Легкая накидка из шёлка, надевается поверх платья.

Ответы:

По вертикали: 1. Воротник. 3. Телен. 4. Кур. 6. Чарык.

По горизонтали: 2. Тошток. 4. Платок. 5. Кунек.6. Чеймек.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коренные народы области Автор: Пугачева Е.М., педагог дополнительного образования МАУ ДО ДДЮТЭ г. Киселёвск Начать игру

Слайд 2

Ш орцы Телеуты Калмаки Общие сведения

Слайд 3

дальше Коренной народ, проживающий в селе Беково Телеуты Коренной народ, проживающий в сельской местности. Шорцы Калмаки Сибирские татары

Слайд 4

дальше Коренной народ, занимающийся кузнечным делом Телеуты Коренной народ, проживающий в сельской местности. Калмаки Сибирские татары Шорцы

Слайд 5

дальше Самый малочисленный коренной народ Кузбасса Телеуты Коренной народ, проживающий в сельской местности. Калмаки Сибирские татары Шорцы

Слайд 6

В начало Какой народ называли кузнецкие татары? Телеуты Коренной народ, проживающий в сельской местности. Калмаки Сибирские татары Шорцы

Слайд 7

дальше Одно из сёл, где компактно живут калмаки Коренной народ, проживающий в сельской местности. Беково Юрты-Константиновы Бурлаки Куркули

Слайд 8

дальше Каким языком пользуется старшее поколение калмаков ? Коренной народ, проживающий в сельской местности. татарским русским калмацким эвенкийским

Слайд 9

В начало Какая религия преобладает у калмаков села Юрты-Константиновы? Коренной народ, проживающий в сельской местности. православие буддизм ислам иудаизм

Слайд 10

дальше Имя доброго духа у шорцев Коренной народ, проживающий в сельской местности. Ульгень Чельбеген Эрлик Неккер

Слайд 11

дальше Бревенчатая юрта с двускатной крышей Коренной народ, проживающий в сельской местности. Одаг Агыз Сенек Изба

Слайд 12

Шорский пирог, фаршированный мясом или рыбой Коренной народ, проживающий в сельской местности. Тутпаш Курмек Талкан Абыртка дальше

Слайд 13

Какое дерево шорцы считали священным? Коренной народ, проживающий в сельской местности. Осина Берёза Ель Пихта В начало

Слайд 14

дальше Традиционная религия телеутов Коренной народ, проживающий в сельской местности. ислам православие православие шаманизм

Слайд 15

дальше Основные занятия у телеутов Коренной народ, проживающий в сельской местности. рыболовство кузнечное дело скотоводство кедровый промысел

Слайд 16

Обрядовое молочное блюдо у телеутов Коренной народ, проживающий в сельской местности. арака саламат перек тутмаш дальше

Слайд 17

Праздничное длинное платье с поясом Коренной народ, проживающий в сельской местности. сырмал чиймек кунек телен В начало


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Малые народы Сибири: шорцы, особенности их традиций Автор презентации: педагог дополнительного образования МАУ ДО ДДЮТЭ Пугачева Евгения Михайловна

Слайд 2

,,,, ,, ,,,,,

Слайд 3

Шорцы Шорцы – народ в Южной Сибири, коренное население Горной Шории в Кемеровской области. Численность в Кемеровской области – 14000 человек.

Слайд 4

Очаг всегда занимал центральное место в жилище и в жизни любого народа.

Слайд 5

Бревенчатая юрта « сенек »

Слайд 6

В культуре шорцев самыми почитаемыми являются духи предков.

Слайд 7

Шорский амбар – здесь зажиточные шорцы в начале XX века хранили зерно. На деревянных полках, врубленных в стену, хранились туеса с продуктами, шкуры зверей, предметы охотничьего и рыболовного снаряжения, хозяйственный инвентарь.

Слайд 8

В таких бочках шорцы делали слабоалкогольный напиток – бузу.

Слайд 9

Приготовление талкана –сытного национального блюда.

Слайд 10

и=ь ,,, сказочные ( … ) ,,, ,,

Слайд 11

Р с=к ,

Слайд 12

Домашнее задание: Найти и прочитать шорские легенды «Что там, на небесах?», «Забавы Ульгеня , или как всё появилось на свет» и сказки «Девочка и Чельбеген », « Ульгень и Эрлик ».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Малые народы Сибири: шорцы и телеуты, культура и традиции Автор презентации: педагог дополнительного образования МАУ ДО ДДЮТЭ Пугачева Евгения Михайловна

Слайд 2

Национальная одежда

Слайд 3

Шорцы придерживались разделения женского и мужского художественного труда . Ш орские мужчины занимались резьбой по дереву, кости, рогу, а женщины – ткачеством, шитьём и вышивкой .

Слайд 4

У телеутов разделялись женские и мужские занятия.

Слайд 5

Кухонная утварь у телеутов делалась из различных пород деревьев.

Слайд 6

Фольклор шорцев и телеутов органично вписан в мировой. В нём есть жанры, которые можно отнести к эпосу, лирике и драме.

Слайд 7

Сказочный мир шорцев и телеутов

Слайд 8

Кайчи исполняли свои героические сказания в сопровождении шорского двухструнного музыкального инструмента – кай-комуса .

Слайд 10

Обо - каменная куча - место поклонения духам умерших шаманов или предков.

Слайд 11

Жилище шамана

Слайд 12

Телеутский православный храм восстанавливали всем миром


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Малые народы Сибири: телеуты , особенности их традиций Автор презентации: Пугачева Евгения Михайловна, педагог дополнительного образования МАУ ДО ДДЮТЭ

Слайд 2

,,,,, , к=ы

Слайд 3

Телеуты Телеуты – народ в Сибири, живут в Беловском, Гурьевском и Новокузнецком районах Кемеровской области. Численность в Кемеровской области– 2,6 тысяч человек.

Слайд 4

Чадыр - коническая юрта, крытая по жердевому каркасу корой лиственницы. Летнее жилище кочевников.

Слайд 5

Каменное изваяние Кезер-Таш Считается, что оно способствует установлению психоэнергетической связи между прошлым, настоящим и будущим.

Слайд 6

Телеуты считают, что огонь очищают душу, поэтому к нему у них очень трепетное отношение. У телеутов существует обряд кормления огня

Слайд 7

Традиционное жилище телеутов-юрта

Слайд 8

Испокон веков телеуты не расставались с лошадьми

Слайд 9

Интерьер современной юрты у телеутов

Слайд 10

Культовые предметы интерьера Берёза считалась лучшим, чистым, священным материалом: из дерева были культовые предметы интерьера и вся кухонная утварь

Слайд 11

Телеутское национальное женское платье- кунек

Слайд 12

Тошток – нагрудное украшение платья

Слайд 13

Головной убор телеуток - платок

Слайд 14

Украшение платья - воротник

Слайд 15

Чиймек - лёгкая накидка из шёлка или тафты поверх платья

Слайд 16

Чарык - кожаная обувь на мягкой подошве, со стелькой, без каблуков

Слайд 17

Самые распространённые украшения - серьги

Слайд 18

Т ) о=а ,,, , 1)

Слайд 19

п=м ,, ,, , 2) ,, Ай! 3)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

По вертикали: 1. Важное украшение женского платья 3.Верхняя легкая весенне-осенняя одежда и мужчин, и женщин

Слайд 3

4. Пояс, которым подпоясывалась одежда, выполнял функцию оберега 6. Кожаная обувь телеутов

Слайд 4

По горизонтали: 2. Яркая особенность платья, нагрудник 4. Головной убор телеуток

Слайд 5

5.Телеутское национальное женское платье 6. Легкая накидка из шёлка, надевается поверх платья


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Национальные блюда

Слайд 2

Вопросы к кроссворду: По вертикали: 1. Бывает с рыбной, мясной, сладкой начинкой, подаётся к чаю. По горизонтали: 1. И русское, и шорское , и телеутское национальное блюдо с мясной начинкой.

Слайд 3

По вертикали: 2. Шорское национальное блюдо из обжаренной ячменной муки.

Слайд 4

3. Специальное обрядовое блюдо у телеутов, желтоватая мучная каша.

Слайд 5

4. Национальное блюдо славянских народов с начинками из вишни, творога, картошки, похожее на пельмени.

Слайд 6

Проверь себя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коренные жители Южной Америки.

Урок географии в 7 классе. Материал используется при изучении темы "Население Южной Америки"....

Нравы и обычаи народов Ханты и коренных жителей Северной Америки – индейцев.

Работа представлена в форме переписки друзей из разных стран. Приведены электронные письма, из которых они узнают о праздниках народов ханты и о нравах и обычаях коренных жителей Северной Америки – ин...

Презентация к уроку английского языка "Коренные жители Америки" отработка лексики

Данная презентация отлично подходит для речевой и фонетической зарядки в начале урока....

Коренные жители области

Цель данной разработки – знакомство с бытом, культурой и творчеством малых коренных народов в условиях современного мира, проблемой сохранения и возрождения национальной культуры и самобытности ...