Занятие «Складывание кусудама «Полевые цветы»
план-конспект

Жаринова Татьяна Юрьевна

Конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_zanyatie_kusudamu.docx135.1 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЛАВСКИЙ РАЙОН

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

ОТКРЫТОЕ  ЗАНЯТИЕ

 

«Складывание кусудама

«Полевые цветы»

Педагог дополнительного образования

                      Татьяна Юрьевна Жаринова

03.03.2020

   

Открытое занятие в объединении «Страна Рукоделия»

2-го года обучения

Дата проведения:  03.03.2020.

Тема: «Складывание кусудама «Полевые цветы» 

Цели занятия: развитие интереса к искусству Японии, закрепление знании обучающихся об искусстве оригами.

Задачи:

Воспитательные:

- воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, интерес   к выполнению творческих работ;

- воспитывать  стремление к познанию искусства кусудама, как одному из видов творчества оригами

- прививать навыки культуры труда, взаимопомощи, культуры общения.

Обучающие:

- познакомить с историей искусства оригами

- закрепить ранее приобретённые навыки складывания бумаги

- повторить, закрепить  правила ТБ труда при работе с ножницами, клеем

- учить обучающихся обобщать свои знания, анализировать новый материал и применять его на практике

- дать возможность обучающимся почувствовать себя мастером.

Развивающие:

- развивать познавательную мотивацию обучающихся

- развивать творчество, фантазию, воображение, память, наблюдательность                           - воспитывать чувство красоты, взаимовыручки, дружбу

- развивать стремление к объективной самооценке, навыки контроля и самоконтроля, самостоятельной творческой деятельности

- развивать восприятие, воображение и эмоционально-волевую сферу                                      -  формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное.  

Оснащение и оформление занятия:

  • персональный компьютер
  • проектор, экран

диск с презентацией к занятию  «Складывание кусудама

«Полевые цветы»

  • образцы изделий
  • выставка работ в технике кусудама
  • таблички с новыми словами.

У каждого обучающегося:

  • ножницы
  • клей
  • кисть для клея
  • клеенка
  • цветная бумага
  • раздаточный материал:

- схема складывания кусудама.

Оборудование для педагога:

  • диск с презентацией к занятию
  • музыка для физкультурной паузы
  • готовое изделие (кусудама)
  • материал для повторения ТБ
  • форма лодки из цветной бумаги разной цветовой гаммы
  • плакат для выявления настроения
  • схема складывания кусудама
  • вопросы для подведения итога занятия.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент

- Сообщение педагога о структуре занятия

- Сообщение о перспективе работы над темой (одно занятие)

- Проверка готовности обучающихся к занятию.

  1. Работа по теме занятия

                                                                На экране во время работы по теме занятия идет презентация

Читает педагог

«Мечта о Японии» (Звучит музыка Японии).

Мечта о Японии

Ах, ребята, я давно мечтаю:

«Вот бы мне в Японию попасть!

Я б тогда красотами природы

На всю жизнь налюбовался всласть».

На заре порой весенней встал бы,

Ветку сакуры к себе бы наклонил

Аромат вдохнул её пьянящий,

С лепестков росу её испил.

Побежал бы я к ручью послушать,

Как журчит серебряно вода,

И увидеть, как струит со склона

Ярко отражаясь в блеске дня.

В ясный день увидел бы я гору,

Фудзи-сан народ её зовёт.

Облаками скрыт вулкана конус,

Огненный дракон внутри живёт.

А зимой примкнул бы я к туристам

Первым до вершины бы дошёл.

Снежную поправил бы ей шапку

И на отдых в хижину зашел.

С высоты смотрел бы на озёра,

Что находятся в восточной стороне.

Грудью всей вдыхал бы чистый воздух

В этом дивном месте на земле.

Побывал бы я на карнавале,

Затерялся бы среди людей,

Наблюдал бы я из щелей маски,

Как несется разноцветный змей.

Ночью бы бродил вдоль океана,

Слышал бы, как плещется вода,

Как вздымает ветер волны рьяно,

А в волнах качается луна.

Я бы всем японцам и японкам

Заглянул в миндальные глаза

И сказал: «Я русский, но признаю:

Япония - красивая страна!»

        Как вы поняли по стихотворению и звучащей музыке, мы сегодня будем говорить о традициях страны восходящего солнца, которая называется? Да, Япония. Традиции японцев тесно связаны с природой: весной японцы отмечают самый любимый праздник весны и молодости - цветение сакуры, то есть вишни. Сакура считается символом Японии. Все идут любоваться красотой, которой одарила жителей острова  природа. А в традиции составлять композиции из цветов (икебана) мастер никогда не срежет охапку цветов, чтобы выбросить через день. Скорее всего, он воспользуется одним единственным цветком. Еще есть одна традиция у японцев: складывать бумажные фигурки - оригами.

Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага. Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги.

Виды оригами.

         Какие виды оригами вы знаете? Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. В технике модульного оригами часто делаются коробочки, плоские и объемные звезды, объекты шарообразной формы, которые в России получили не совсем точное название кусудама, так как первоначально кусудама  предполагала сшивание модулей в шар.

        Простое оригами — стиль оригами, придуманный британским оригамистом Джоном Смитом. Простое оригами ограничено использованием только складок горой и долиной. Целью данного стиля является облегчение занятий неопытным оригамистам, а также людям с ограниченными двигательными навыками. Данное выше ограничение означает невозможность многих (но не всех) сложных приёмов, привычных для обычного оригами, что вынуждает к разработке новых методов, дающих сходные эффекты.

        Мокрое складывание — техника складывания, разработанная Акирой Ёсидзавой, использует смоченную водой бумагу для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жесткости. Особенно актуален данный метод для таких негеометричных объектов, как фигурки животных и цветов. В этом случае они выглядят намного естественней и ближе к оригиналу.

        Не всякая бумага подходит для мокрого складывания, а лишь та, в которую при производстве добавляют водорастворимый клей для скрепления волокон. Как правило, данным свойством обладают плотные сорта бумаги.

Хотя для складывания подходит практически любой листовой материал, выбор последнего очень сильно влияет как на процесс складывания, так и на окончательный вид модели.

        Одно из важных и самодостаточных направлений оригами это кусудаму - древнейшее традиционное японское искусство изготовления бумажных шаров.

«Кусудама» представляют собой разнообразные сферы, состоящие из собранных вместе бумажных деталей: цветков, розеток и др.

Слово «кусудама» состоит из двух частей «кусури» - «лекарство» и «таму» - «шар». Следовательно, слово «кусудама» можно перевести как «лекарственный шар».

        Такой шар, наполненный сухими лекарственными травами или лепестками цветов, японцы вешали над постелью и верили, что он излучает положительную энергию. Поднеся к шару ладони, можно зарядить его своей положительной энергией и подарить человеку, которому Вы желаете добра и здоровья. Кстати, такой способ лечения сохранился в Японии до сих пор.

        Оказывается, изначально «кусудама» использовались японцами во время религиозного ритуала, сложившегося на основе магического солнечного культа.

        Солнце при этом символизировали огромные ярко-красные шары, поверхность которых создавалась бутонами плотно прижатых друг к другу бумажных гвоздик. Шары располагались по углам четырёхугольной площадки. Из шаров в разные стороны торчали многометровые шесты с нанизанными на них цветами.

         Сегодня ни один японский праздник не обходится без кусудама.

- Существует легенда о кусудама. (слушают по слайду)

Легенда о кусудама

        В давние времена в одной далекой стране жили люди. И как-то раз случилось у них, что зима затянулась: уже весне давно пора прийти, но стоят холода и морозы. Месяц, другой люди ждут тепла, солнца, но не идет Весна. Обратились люди к мудрецу за советом, спрашивают: «Почему Зима не заканчивается?» Он отвечает: «Потому что стали вы мало радоваться, перестали быть благодарными Природе за ее дары, перестали любить друг друга и сердца ваши наполнились холодом». Что же нам делать? – спрашивают люди. Как вернуть Весну?» Ответ найдете только вы сами - ответил мудрец.

        Люди собрались на площади и стали думать: «Как же быть?… Мудрец сказал, что мы стали мало радоваться и благодарить… Знаем! Нам нужен праздник! Ведь раньше мы всегда устраивали праздники Весны и Любви – танцевали на них, радовались, благодарили Природу! Но для праздника Весны у нас нет самого главного - цветов – ведь мы всегда делали из них цветочные шары – символы Солнца - и так встречали Весну! Не получится праздник без цветов! Значит, Зима не уйдет!» - думали и вздыхали люди.

Сквозь толпу пробился один юноша по имени Святослав и сказал: «Мне кажется, я знаю, что можно сделать! Готовьте праздник!» А сам отправился в соседний поселок, где жил человек, про которого поговаривали, что он чужеземец из страны восходящего солнца. Когда-то он проезжал через эти края, встретил девушку да так тут и остался. Святослав частенько бывал у него – учился складывать разные забавные фигурки.

        Парень пришел к чужеземцу и рассказал, в чем дело. Тот ответил: «Не беда, будут у нас цветочные шары!» Взял красную, желтую, зеленую бумагу и показал Святославу, как складывать цветы. Вместе они сложили много прекрасных цветов, а потом соединили их в шар. Когда Святослав принес цветочный шар людям, те обомлели от удивления, и лишь позже разглядели, что цветы сделаны из бумаги. Не раздумывая, они дружно взялись за работу: замелькали руки, зашелестела бумага, зазвенел смех и шутки. Как когда-то, очень давно, они вновь почувствовали близость и радость от общего дела, ощутили себя единым целым. Они наделали много цветочных шаров и устроили веселый праздник. Не смолкал смех, не прекращались танцы, не стихали песни. Сердца людей оттаяли, и к ним вернулась Весна.

        С тех пор люди любят складывать цветочные шары и развешивают их у себя дома, веря, что они приносят счастье.

  • Как вы думаете, как мы можем использовать эту фигуру? (дети отвечают, что можно украсить помещение к празднику).
  • Да, действительно в наше время их используют для украшения интерьера.
  • Вопрос: «Кто сможет назвать тему нашего занятия?»
  • Тема занятия: «Складывание кусудама. Этой теме мы посвятим одно занятие

III. Физкультурная пауза (под музыку выполняем ряд упражнений)

IV. Технология изготовления   кусудама   

  1. Повторение техники безопасности труда при работе с инструментами

На доске ребусы по отгадыванию  предметов, с которыми обучающиеся будут работать на занятии, отгадываем и рассказываем ТБ при работе с ними (ножницы, клей, кисть для клея, бумага цветная)

  1. Повторение технологии изготовления кусудама  

  1. Самостоятельная работа

VI. Итог занятия.  Обобщение темы:

  • Что является символом Японии? (сакура)
  • Искусство составления букетов (икебана)
  • Искусство складывания бумажных фигурок (оригами)
  • Как называется цветочный шар, сконструированный из бумаги (кусудама)

VII. Рефлексия:

- Скажите, вам понравилось мастерить цветочный шар?

- Какие чувства вы испытали?

- Возникло ли у вас желание сделать «кусудама» дома всей семьёй и украсить комнату?

- Я рада, что мы сделали такой прекрасный шар, он украсит ваш дом. Спасибо за занятие!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс в технике пастель "Полевые цветы"

Данный мастер-класс содержит  поэтапный показ работы в технике пастель над прорисовыванием полевых цветов. Каждый этап работы снабжен подробным комментарием. Рекомендуемый возраст учащихся для ос...

Радужное складывание.Ваза с цветами

Работа с бумагой в технике айрис - фолдинг ...

Обобщающее логопедическое занятие для детей средней группы по лексическим темам "Скоро лето, насекомые, полевые цветы"

Обобщающее логопедическое занятие для детей средней группы по лексическим темам "Скоро лето, насекомые, полевые цветы"...

Мастер-класс "Полевые цветы"

Предлагаю Вам окунуться в сказочнй мир шерстянной живописи! В Этой технике можно создавать удивительные, неповторимые картины. Вместо красок, в арсенале художника целая палитра волокон самых разнообра...

Мастер-класс "Полевые цветы"

Рисование полевых цветов гуашью....

Мастер-класс плетения полевых цветов из бисера для начинающих "МАК"

Мастер-класс плетения полевых цветов из бисера для начинающих "МАК". Творческая мастерская клубного формирования «Сувенир»....