Выступление к семинару: «Современные формы организации работы с обучающимися в дополнительном образовании»
учебно-методический материал

Собка Наталья Алексеевна

Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм, мастерство педагога. Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству.Профессионализм и мастерство педагога является основой для формирования и развития личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_yanvar_formy.docx30.85 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ ДО Мальчевский ДДиЮ

Выступление к семинару:

«Современные формы организации работы с обучающимися  

в  дополнительном  образовании»

                                                             Подготовила: Собка Н.А., методист

                                     Мальчевского ДДиЮ

Ст. Мальчевская , 2022 г

«Современные формы организации работы с обучающимися

в  дополнительном  образовании»

         Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм, мастерство педагога. Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству. Профессионализм и мастерство педагога является основой для формирования и развития личности ребенка.

         Педагог дополнительного образования - один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих дополнительные общеразвивающие программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников, включая их в художественную, техническую, спортивную деятельность.

          Деятельность педагога дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно отвечающих жизненным потребностям детей, что позволит им в будущем прогнозировать в различных жизненных ситуациях возможности применения знаний и навыков, получаемых в системе дополнительного образования. Именно педагоги дополнительного образования призваны интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственному развитию личности.

        Процесс обучения в дополнительном образовании имеет менее формализованный характер по сравнению с общеобразовательной школой и не имеет жестких рамок.

Сегодня для педагога дополнительного образования уже недостаточно знания лишь той предметной области, которую он преподает. Педагог также должен:

- обладать психолого-педагогическими знаниями;

- использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами найти для себя занятие по душе;

- основываться на социальном заказе общества;

- отражать региональные особенности и традиции.

- должен располагать творческим потенциалом, проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию, использованию современных и нетрадиционных форм организации занятий.

Для того чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать. Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия.

Сегодня на нашем семинаре мы рассмотрим особенности проектирования и проведения эффективного учебного занятия и попробуем систематизировать теоретические знания о современных формах организации работы с учащимися в учреждении дополнительного образования. Перед тем, как приступить к основной части, я хочу прочесть вам притчу о короле, который хотел выбрать себе министра.

Король предложил испытание, чтобы выбрать достойного на пост министра. Собралось множество людей. Он подвел всех к двери в дальнем углу сада. Дверь была огромная. ”Кто сможет открыть ее?“  спросил король. Придворные по очереди выходили вперед, оглядывали дверь, говорили ”нет“ и отходили. Другие, слыша, что говорят их предшественники, вообще не решались на испытание. Только один визирь подошел к двери, внимательно посмотрел на нее, потрогал ее руками, испробовал много способов сдвинуть ее и, наконец, дернул сильным рывком. И дверь открылась. Она была оставлена неплотно прикрытой, и необходимо было только желание осознать это и мужество действовать решительно.

Король сказал: ”Ты получишь пост при дворе, потому что ты не полагался только на то, что видел и слышал, ты привел в действие собственные силы и рискнул попробовать“.

 Прослушав притчу, можно сделать вывод: нельзя всецело оценивать ситуацию, ориентируясь только на ощущения, всегда важно проверять свои ощущения на практике.

Итак, вспомним какие формы организации занятий относят к традиционным.

Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе.

  • Лекция - устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую, мыслительную деятельность учащихся.
  • Семинар- форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений.
  • Дискуссия - всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.
  • Конференция - собрание, совещание представителей различных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности.
  • Экскурсия - коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления.
  • Туристический поход - передвижение группы людей с определенной целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития.
  • Учебная игра - занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.
  • Утренник, праздник – организационно – массовые мероприятия, проводимые в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности.

Кроме традиционных занятий, существуют и нетрадиционные современные формы.

Каковы же возможности нетрадиционных форм занятий?

       Нетрадиционная форма проведения занятия – это возможность для детей развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
       Нетрадиционные формы дают возможность не только поднять интерес обучающихся к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.
       Сама организация такого занятия подводит обучающихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, событий, особенно результатов деятельности человека, т. е. способствует выработке определенного позитивного отношения к природе, обществу, себе и т. д. В процессе проведения этих занятий складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов.
       Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения занятия, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль. Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету.

Нетрадиционные формы организации деятельности детей.

  • Презентация предмета, явления, события, факта - описание, раскрытие роли предмета, социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.
  • Социодрама - сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений.
  • Защита проекта - способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.
  • Философский стол - коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни – ”Свобода и долг“, ”Человек и природа“ и т.п.
  • Крепкий орешек“ – решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.
  • Конверт вопросов – свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.
  • Выпускной ринг – отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми.
  • Психологическое занятие – проведение уроков психологической культуры личности; позволяет педагогам дополнительного образования оказать своевременную, квалифицированную помощь обучающимся.
  • Чаепитие – обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает.
  • День добрых сюрпризов – упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость.

Подготовка и проведение занятия в нетрадиционной форме

Подготовка и проведение занятия в любой нетрадиционной  современной форме состоит из четырех этапов:

1. Замысел.
2. Организация.
3. Проведение.
4. Анализ.

1. Замысел - самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие:

http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     определение временных рамок;
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     определение темы;
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     определение типа занятия;
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     выбор нетрадиционной формы;
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     выбор форм учебной и воспитательной работы.

      

Выбор нетрадиционной формы занятия зависит от нескольких факторов, основными из которых являются:

http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     специфика изучаемого курса и группы,
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     характеристика темы (материала),
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     возрастные особенности учащихся.

       На практике целесообразно поступать следующим образом: сначала определить тему и тип занятия, опираясь на перечисленные факторы, выбрать конкретную нетрадиционную форму.  При выборе форм учебной работы следует учитывать два главных фактора:

http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     особенности и возможности выбранной формы;
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     характеристики группы (в том числе, какие формы учебной работы – индивидуальная, коллективная, фронтальная – и как часто применялись в данном коллективе).

2. Организация. Этот этап в подготовке нетрадиционного занятия состоит из подэтапов:

http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     распределение обязанностей (между педагогом и учащимися);
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     написание конспекта, сценария занятия (с указанием конкретных целей);
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     подбор заданий и критериев их оценки, методов урока и средств обучения;
http://uo-prohladny.narod.ru/cdt/den19/id.gif     разработка критериев оценки деятельности учащихся.

3. Проведение нетрадиционного занятия.

4. Анализ. Заключительным этапом проведения нетрадиционного занятия является его анализ. Анализ – это оценка прошедшего занятия, ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий делать выводы на будущее необходимо обратить внимание на следующие важные моменты.

Подводим итоги:

На сегодняшний день почти каждый получает дополнительное образование. Существует множество его форм. Все они существенно отличаются друг от друга. С развитием интернет-технологий дополнительное образование перешло на новый уровень. Теперь получить новые знания от преподавателя можно, не выходя из дома. Многим такое изменение нравится, однако есть и те, которым оно не пришлось по душе. Благодаря дополнительному образованию можно существенно расширить свой кругозор. Нередко такое обучение также выбирают специалисты, которые желают повысить свою квалификацию. Формы занятий в дополнительном образовании несомненно играют важную роль. Именно от выбранной методики зависит конечный результат. Именно поэтому каждый педагог должен регулярно совершенствовать свой метод преподавания и изучать новые техники. Только в таком случае обучение пойдет ученикам на пользу. В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий педагог должен находиться в постоянном поиске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы организации работы с одаренными детьми

Одаренный ребенок –это ребенок , который выделяется яркими красками, очевидными иногда выдающимися достижениями(или имеет внутренние предпосылки для таких достижений)в том или ином виде деятельности....

Статья "Современные формы организации воспитательной работы в группе продленного дня при введении ФГОС".

Задача состоит в том, чтобы не только занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые были бы интенсивны и полезны школьнику, способствовали его интел...

Выступление на методическом объединении: «Организация работы с обучающимися, имеющими низкие учебные возможности»

Выступление на методическом объединении:«Организация работы с обучающимися, имеющими низкие учебные возможности»...

Современные формы организации работы с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации

ФГОС дошкольного образования определяет трудовое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста, цель которого – «формирование у детей по...

Выступление на региональном семинаре по теме Современные формы организации работы детских общественных объединений в рамках реализации программы воспитания. Особенности взаимодействия ДОО с социальными партнерами.

Выступление проходило на региональном семинаре в рамках стажировочной площадки по направлению "Реализация программы воспитательной работы на основе федеральных требований".Цель семинара:...

Формы организации работы с детьми с ОВЗ по ознакомлению с профессиями. Выступление перед коллегами.

Данный материал содержит информацию об организации работы педагогов с дошкольниками с ОВЗ по ознакмлению с профессиями....