Педагогический проект экологического направления «СМОРодина» (организация работы школьного лесничества)
методическая разработка по биологии (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Создание единого экологического воспитательного пространства в МБОУ г. Иркутска лицей - интернат №1 (гимназия №1) на базе школьного лесничества «Смородина».

 Проект призван через изучение, проведение исследований, наблюдений и различных мероприятий в естественных условиях и лесном биогеоценозе подвести детей к пониманию и осознанию экологических проблем и ответственности за использование природных ресурсов Земли.

Осуществляется с помощью совместных действий учеников, учителя, родителей и участия ребят в экологических акциях, конференциях, слётах разного уровня. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekoproekt_smorodina.docx75.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Иркутска лицей - интернат №1

Педагогический проект экологического направления

 «СМОРодина»

(организация работы школьного лесничества)

Автор и координатор проекта:

Мамонтова Т.В.,

учитель биологии и географии

МБОУ г. Иркутска лицея – интерната №1

г. Иркутск

2018 год

2. Краткая аннотация проекта

Девиз проекта: «Живет Иркутск - моя малая Родина,

пока есть лес, в лесу смородина…»

Описание проекта: создание единого экологического воспитательного пространства в МБОУ г. Иркутска лицей - интернат №1 на базе школьного лесничества «Смородина»;

Принципы реализации проекта: дифференциация, личностная ориентация,

сотрудничество, экологическая направленность; 

Характеристика проекта: по доминирующей деятельности: образовательно - воспитательный; по конечному результату: практико - направленный;

по продолжительности: долгосрочный; по количеству участников: коллективный (учащиеся, педагоги, родители, социальные партнеры);

 по характеру координации: открытый;

по характеру контактов: выходит за пределы внутришкольного путем привлечения учреждений города, области, проведение совместных мероприятий;

«… <природные территории> должны использоваться для углубления наших знаний о взаимодействии человечества с природной средой благодаря осуществлению программ популяризации, информации и образования в долгосрочной перспективе связи поколений» (Севильская стратегия для биосферных резерватов, 1995). 

Проект призван через изучение, проведение исследований, наблюдений и различных мероприятий в естественных условиях и лесном биогеоценозе подвести детей к пониманию и осознанию экологических проблем и ответственности за использование природных ресурсов Земли.

Осуществляется с помощью совместных действий учеников, учителя, родителей и участия ребят в экологических акциях, конференциях, слётах разного уровня.

Заключение проекта – конференция: «Я жизнь, которая хочет жить…», на которой ученики показывают результаты своего труда: мини-проекты, исследовательские работы, презентации, буклеты, делают обобщения, выводы и делятся опытом работы в проекте.

3. Обоснование необходимости проекта

Актуальность обусловлена современными требованиями ФГОС. Происходят изменения в содержании и организации образовательного и воспитательного процесса, связанные с усилением системно-деятельностного подхода и экологической компоненты, которые обеспечивают активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Проблема нерационального использования природных ресурсов очевидна. Действительность требует воспитания у молодых людей активной позиции по отношению к проблемам окружающей среды и экологической компетентности. Формированию такой позиции наилучшим образом способствует именно практическая и исследовательская деятельность. Возникает необходимость получения дополнительных знаний и умений в этой области.

Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть достаточными знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим природоохранным навыкам. Реализация проектных мероприятий позволит раскрыть возможности дополнительного экологического образования в создании профильной ориентации как компонента системы предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Проект направлен на углубление и развитие биоэкологических компетенций, на мотивацию к профессиям биологической и экологической направленности.

 Педагогическая целесообразность данного проекта – это выявление и развитие специальных способностей ребенка, которые представлены результатами занятий в рамках внеурочной деятельности.

4. Цель и задачи проекта

Цель: создание условий для формирования основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной, рефлексивно-оценочной деятельности в жизненных ситуациях;

Задачи:

  1. Организация практической работы по улучшению экологического состояния природы нашего края и природоохранного просвещения населения;
  2. Развитие у школьников научного понимания экологических связей в природе, на примере лесного биогеоценоза, расширение кругозора;
  3. Приобщение детей к общественно-полезному труду по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов;
  4. Приобретение опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний, выполнения практических задач рационального лесопользования и лесовозобновления и навыков природоохранной деятельности;
  5.  Вовлечение детей в самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность через личностное познание родного края – экскурсии, походы, практические задания по изучению явлений и объектов лесного биоценоза, влияния антропогенного воздействия на лес, проведение опытов;
  6. Формирование основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы;
  7. Изучение членами школьного лесничества спектра профессиональной деятельности работников лесного хозяйства, профессиональная ориентация учащихся, подготовка к сознательному выбору профессии
  8. Разработка механизма информационной поддержки (стенды, печатная информация, СМИ, сайты).

5. Основное содержание проекта

Примерные этапы проекта:

1. Информационно-подготовительный: мобилизация и подготовка учащихся для работы в проекте, информирование целевой группы.

2. Основной: проведение цикла занятий и мероприятий по плану реализации проекта;

3. Итоговый: проведение конкурса по обмену опытом создания продуктов деятельности, распространение материалов проекта на сайте школьных лесничеств Иркутской области.

6. Ресурсы

В рамках проекта реализуются:

1. Дополнительная общеразвивающая программа для учащихся 5(6), 7(8) классов «Юный лесничий» (Программа зарегистрирована в МКУ ИМЦРО, 03.11.2016 регистр № 120. Рекомендована для включения в муниципальный банк программ с целью использования в образовательной деятельности педагогическими работниками   ОО   г. Иркутска.    Протокол ГКЭС № 1 от 29.12.2016 (144 часа (79т/65п)),

2. Программа факультативного курса по естественно - научным предметам для учащихся 5(6) классов «Летопись года» (Программа зарегистрирована в МКУ ИМЦРО, 03.11.2016 регистр № 120. Рекомендована для включения в муниципальный банк программ с целью использования в образовательной деятельности педагогическими работниками   ОО   г. Иркутска.    Протокол ГКЭС № 1 от 29.12.2016) (34 часа).

К проведению занятий привлекаются специалисты лесной отрасли: лесопатологи «Центр Защиты Леса» Иркутской области,  Министерство лесного комплекса Иркутской области, проводятся экскурсии и интегрированные уроки на базе лесосеменной станции «ЦЗЛ»,  минералогического, краеведческого музеев, библиотеки им. Молчаново - Сибирского, им. Распутина.

  Частичное финансирование:(обеспечение формой, улучшение материально- технической базы (литература, лабораторное оборудование)) осуществлял «ЦЗЛ» Иркутской области.

7. Партнеры проекта

  1. Филиал ФБУ ««Рослесзащита» «Центр защиты леса Иркутской области» (договор о сотрудничестве от 15 .05. 2014 года, пролонгирован 30 .05. 2016, 28.02. 2018);
  2. ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЛЕСОПОЖАРНЫЙ ЦЕНТР ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ";
  3. Департамент городской среды комитета городского обустройства администрации города Иркутска;
  4. Геологический музей «Ресурсы Иркутской области»;
  5. Иркутская региональная общественная экологическая организация детей «Экологический патруль Байкала»

8.Целевая аудитория

Участники: учащиеся 5-11 классов, родители, педагогические работники школы, учреждения города, вовлеченные лица по согласованию.

  1. План реализации проекта

(Дорожная карта)

Действия

Сроки

Ответственные

Участие в акции «День Байкала»

сентябрь

Члены школьного лесничества

Составление планов работы на год, документации (договор, положение или устав, приказ о создании)

сентябрь

Совет школьного лесничества

Участие в  областном заочном конкурсе «Лесная боль»

сентябрь

Руководитель школьного лесничества

Участие в акции «Лесники открывают двери»

сентябрь

Руководитель школьного лесничества

Участие в областном заочном

конкурсе «Подрост»

сентябрь

Руководитель школьного лесничества

Занятия по программе «Юный лесничий»

октябрь

Руководитель школьного лесничества

Участие во всероссийском экологическом уроке «Лесомания»

в течение года

Учитель биологии

Участие в областном заочном  творческом  конкурсе «Дети о лесе».

октябрь

Руководитель школьного лесничества

Участие в акции «Круг жизни»

Ноябрь- декабрь

Совет школьного лесничества

Участие в предновогодней акции «Ель». «Эко –елка»

декабрь

Совет школьного лесничества

Участие в акции «Батарейка сдавайся»

январь-февраль

Совет школьного лесничества

Участие в областном  заочном конкурсе «Сохраним лес живым»

февраль

Руководитель школьного лесничества

Участие в НПК «Лицеист», защита исследовательских проектов «Самое доброе исследование»

Январь, февраль, март

Учитель биологии

Всероссийская олимпиада по экологии (муниципальный и региональный этапы). Защита экологических проектов

Ноябрь, февраль

Учитель биологии

Лицейский проект «Мое любимое дерево» в 5, 6 классах

Апрель, май

Совет школьного лесничества

Участие в  акции по охране лесов от пожаров. Акция «Сохраним леса Прибайкалья»

март апрель-

Совет школьного лесничества

Акция «Всероссийский день посадки леса»

март апрель-

Руководитель школьного лесничества

Подготовка и участие в областном слете школьных лесничеств.

март

Руководитель школьного лесничества

Специалист ЦЗЛ

Участие во Всероссийских конкурсах, мероприятиях.

март

Руководитель школьного лесничества

Учитель биологии

Участие в международном проекте «Геопарк в Прибайкалье»

2017-2018гг

Февраль март

Руководитель школьного лесничества

Учитель биологии

Работа кружков и факультативов дополнительного образования: «Юный лесничий», «Летопись года»;

В течение года

Руководитель школьного лесничества

Учитель биологии

Интегрированные уроки по биологии, экологии с участием специалистов «ЦЗЛ Иркутской области»

В течение года

Руководитель школьного лесничества

Специалист ЦЗЛ

Внеклассные мероприятия для учащихся начальной школы;

В течение года

Члены школьного лесничества

Сотрудничество 1.        Филиал ФБУ ««Рослесзащита» «Центр защиты леса Иркутской области» (договор о сотрудничестве от 15 .05. 2014 года, пролонгирован 30 .05. 2016, 28.02. 2018);

2.        ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЛЕСОПОЖАРНЫЙ ЦЕНТР ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ";

3.        Департамент городской среды комитета городского обустройства администрации города Иркутска;

4.        Геологический музей «Ресурсы Иркутской области»;

5.        Иркутская региональная общественная экологическая организация детей «Экологический патруль Байкала» (планируется).

В течение года

Руководитель школьного лесничества

Создание экологического сайта лицея

февраль

Руководитель школьного лесничества

Совет школьного лесничества

Организация освещения деятельности школьных лесничеств в СМИ, размещение информации на сайте МЛК ИО, СФО, на сайтах других заинтересованных организаций

в течение года

Руководитель школьного лесничества

Совет школьного лесничества

Предоставление информации на сайт школьных лесничеств Иркутской области.

в течение года

Руководитель школьного лесничества

Совет школьного лесничества

Создание учебно- методических, экологических материалов, их распространение

в течение года

Руководитель школьного лесничества

Совет школьного лесничества

  1.  Ожидаемые результаты и социальный эффект
  1. Развитие экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия, проведения экологического мониторинга в окружающей среде.
  2. Создание и организация экскурсий по экологической тропе. Формирование навыков создания и эксплуатации экологических троп у учащихся, успешно участвующих в проекте «Геопарк в Прибайкалье», что позволит знакомить школьников с историей родного края, воспитывать у них чувство ответственности перед будущими поколениями за природное и культурное наследие Сибири и активно применять полученный опыт в дальнейшей профессиональной работе и активно конкурировать на рынке образовательных услуг как специалистам, владеющим современными образовательными технологиями;
  3. Выпуск стенгазет, фотостендов, информационных щитов, посвященных охране леса, распространение методических пособий «Летопись года», «Юный лесничий» позволит информировать общественность и обогатить экологическую компоненту в школьных предметах;
  4. Включение экологических мероприятий в практику дополнительного образования учреждений образования. Это позволит активизировать общественное движение школьников и воспитывать у них ответственное отношение к окружающей их среде;
  5. Проведение опытов по заданию ученых и специалистов лесного хозяйства;
  6. Проведение научно-практических конференций юных лесоводов;
  7. Беседы в классах, на общешкольных родительских собраниях на темы рационального использования и охраны естественных биогеоценозов.

  1. Перспективы дальнейшего развития

Проект долгосрочный, предполагается дальнейшее развитие сотрудничества с экологическими организациями города, области, постоянное обновление контингента учащихся, материально- технической базы и методических пособий по данному направлению деятельности.

  1. Литература

1. Зверев И. Д. Учебные исследования по экологии в школе. –– М.: Экология и образование,1993.

2. Калинова Г.С. Настольная книга учителя биологии. — М.: Астрель, 2003.

3. Каткова О.А. Методические рекомендации по организации школьных лесничеств. Тюмень: ТОГИРРО, 2013. – 64 с.

4. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2001.

5. Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. – М.: Новая школа,1993.

6. Петросова Р.А. Методика обучения естествознанию и    экологическое воспитание в начальной школе. –  М.: Академия,    1999.

7.Цветков В.Ф. Лесной биогеоценоз (2-е издание, исправленное), Архангельск,2004;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа школьного лесничества

Информация о деятельности школьного лесничества «Зелёный патруль»   Школьное лесничество «Зелёный патруль» (п. Барашево,  Теньгушевский  район, Республика Мордовия) было создано в ...

Организация работы школьного лесничества.

На уроках биологии формируются  убеждения о том, что природа – целостная и саморегулирующаяся система, но какие конкретные действия нужно осуществить для улучшения экологии  осознают не все....

План работы школьного лесничества

План работы школьного лесничества "Лесовик" МКОУ Барлукская СОШ...

Организация работы школьного лесничества «Зарянка»

Работа содержит:I.                   Введение.1.      Краткая история школьного лесни...

Организация работы школьного научного общества «Познание» как средство формирования экологической культуры.

Организация работы НОУ осуществляется исходя из основных элементов экологической культуры: экологических знаний, экологического создания, экологической деятельности.  Все эти элементы находят отр...

Опыт работы «Школьное лесничество, как средство формирования экологической культуры и активизации исследовательской компетентности обучающихся по изучению природы родного края»

Опыт возник и развивался на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа». Школа расположена  в центре села,  в благоприя...

«Методика формирования экологической культуры учащихся через деятельность школьного лесничества»

Современный этап развития отечественного образования характеризуется переходом от традиционной знаниевой к компетентностной модели, которая предусматривает формирование деятельной, самостоятельной, ко...