Педагогический проект экологического направления «СМОРодина» (организация работы школьного лесничества)
методическая разработка по биологии (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Создание единого экологического воспитательного пространства в МБОУ г. Иркутска лицей - интернат №1 (гимназия №1) на базе школьного лесничества «Смородина».

 Проект призван через изучение, проведение исследований, наблюдений и различных мероприятий в естественных условиях и лесном биогеоценозе подвести детей к пониманию и осознанию экологических проблем и ответственности за использование природных ресурсов Земли.

Осуществляется с помощью совместных действий учеников, учителя, родителей и участия ребят в экологических акциях, конференциях, слётах разного уровня. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekoproekt_smorodina.docx75.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Иркутска лицей - интернат №1

Педагогический проект экологического направления

 «СМОРодина»

(организация работы школьного лесничества)

Автор и координатор проекта:

Мамонтова Т.В.,

учитель биологии и географии

МБОУ г. Иркутска лицея – интерната №1

г. Иркутск

2018 год

2. Краткая аннотация проекта

Девиз проекта: «Живет Иркутск - моя малая Родина,

пока есть лес, в лесу смородина…»

Описание проекта: создание единого экологического воспитательного пространства в МБОУ г. Иркутска лицей - интернат №1 на базе школьного лесничества «Смородина»;

Принципы реализации проекта: дифференциация, личностная ориентация,

сотрудничество, экологическая направленность; 

Характеристика проекта: по доминирующей деятельности: образовательно - воспитательный; по конечному результату: практико - направленный;

по продолжительности: долгосрочный; по количеству участников: коллективный (учащиеся, педагоги, родители, социальные партнеры);

 по характеру координации: открытый;

по характеру контактов: выходит за пределы внутришкольного путем привлечения учреждений города, области, проведение совместных мероприятий;

«… <природные территории> должны использоваться для углубления наших знаний о взаимодействии человечества с природной средой благодаря осуществлению программ популяризации, информации и образования в долгосрочной перспективе связи поколений» (Севильская стратегия для биосферных резерватов, 1995). 

Проект призван через изучение, проведение исследований, наблюдений и различных мероприятий в естественных условиях и лесном биогеоценозе подвести детей к пониманию и осознанию экологических проблем и ответственности за использование природных ресурсов Земли.

Осуществляется с помощью совместных действий учеников, учителя, родителей и участия ребят в экологических акциях, конференциях, слётах разного уровня.

Заключение проекта – конференция: «Я жизнь, которая хочет жить…», на которой ученики показывают результаты своего труда: мини-проекты, исследовательские работы, презентации, буклеты, делают обобщения, выводы и делятся опытом работы в проекте.

3. Обоснование необходимости проекта

Актуальность обусловлена современными требованиями ФГОС. Происходят изменения в содержании и организации образовательного и воспитательного процесса, связанные с усилением системно-деятельностного подхода и экологической компоненты, которые обеспечивают активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Проблема нерационального использования природных ресурсов очевидна. Действительность требует воспитания у молодых людей активной позиции по отношению к проблемам окружающей среды и экологической компетентности. Формированию такой позиции наилучшим образом способствует именно практическая и исследовательская деятельность. Возникает необходимость получения дополнительных знаний и умений в этой области.

Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть достаточными знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим природоохранным навыкам. Реализация проектных мероприятий позволит раскрыть возможности дополнительного экологического образования в создании профильной ориентации как компонента системы предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Проект направлен на углубление и развитие биоэкологических компетенций, на мотивацию к профессиям биологической и экологической направленности.

 Педагогическая целесообразность данного проекта – это выявление и развитие специальных способностей ребенка, которые представлены результатами занятий в рамках внеурочной деятельности.

4. Цель и задачи проекта

Цель: создание условий для формирования основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной, рефлексивно-оценочной деятельности в жизненных ситуациях;

Задачи:

  1. Организация практической работы по улучшению экологического состояния природы нашего края и природоохранного просвещения населения;
  2. Развитие у школьников научного понимания экологических связей в природе, на примере лесного биогеоценоза, расширение кругозора;
  3. Приобщение детей к общественно-полезному труду по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов;
  4. Приобретение опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний, выполнения практических задач рационального лесопользования и лесовозобновления и навыков природоохранной деятельности;
  5.  Вовлечение детей в самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность через личностное познание родного края – экскурсии, походы, практические задания по изучению явлений и объектов лесного биоценоза, влияния антропогенного воздействия на лес, проведение опытов;
  6. Формирование основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы;
  7. Изучение членами школьного лесничества спектра профессиональной деятельности работников лесного хозяйства, профессиональная ориентация учащихся, подготовка к сознательному выбору профессии
  8. Разработка механизма информационной поддержки (стенды, печатная информация, СМИ, сайты).

5. Основное содержание проекта

Примерные этапы проекта:

1. Информационно-подготовительный: мобилизация и подготовка учащихся для работы в проекте, информирование целевой группы.

2. Основной: проведение цикла занятий и мероприятий по плану реализации проекта;

3. Итоговый: проведение конкурса по обмену опытом создания продуктов деятельности, распространение материалов проекта на сайте школьных лесничеств Иркутской области.

6. Ресурсы

В рамках проекта реализуются:

1. Дополнительная общеразвивающая программа для учащихся 5(6), 7(8) классов «Юный лесничий» (Программа зарегистрирована в МКУ ИМЦРО, 03.11.2016 регистр № 120. Рекомендована для включения в муниципальный банк программ с целью использования в образовательной деятельности педагогическими работниками   ОО   г. Иркутска.    Протокол ГКЭС № 1 от 29.12.2016 (144 часа (79т/65п)),

2. Программа факультативного курса по естественно - научным предметам для учащихся 5(6) классов «Летопись года» (Программа зарегистрирована в МКУ ИМЦРО, 03.11.2016 регистр № 120. Рекомендована для включения в муниципальный банк программ с целью использования в образовательной деятельности педагогическими работниками   ОО   г. Иркутска.    Протокол ГКЭС № 1 от 29.12.2016) (34 часа).

К проведению занятий привлекаются специалисты лесной отрасли: лесопатологи «Центр Защиты Леса» Иркутской области,  Министерство лесного комплекса Иркутской области, проводятся экскурсии и интегрированные уроки на базе лесосеменной станции «ЦЗЛ»,  минералогического, краеведческого музеев, библиотеки им. Молчаново - Сибирского, им. Распутина.

  Частичное финансирование:(обеспечение формой, улучшение материально- технической базы (литература, лабораторное оборудование)) осуществлял «ЦЗЛ» Иркутской области.

7. Партнеры проекта

  1. Филиал ФБУ ««Рослесзащита» «Центр защиты леса Иркутской области» (договор о сотрудничестве от 15 .05. 2014 года, пролонгирован 30 .05. 2016, 28.02. 2018);
  2. ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЛЕСОПОЖАРНЫЙ ЦЕНТР ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ";
  3. Департамент городской среды комитета городского обустройства администрации города Иркутска;
  4. Геологический музей «Ресурсы Иркутской области»;
  5. Иркутская региональная общественная экологическая организация детей «Экологический патруль Байкала»

8.Целевая аудитория

Участники: учащиеся 5-11 классов, родители, педагогические работники школы, учреждения города, вовлеченные лица по согласованию.

  1. План реализации проекта

(Дорожная карта)

Действия

Сроки

Ответственные

Участие в акции «День Байкала»

сентябрь

Члены школьного лесничества

Составление планов работы на год, документации (договор, положение или устав, приказ о создании)

сентябрь

Совет школьного лесничества

Участие в  областном заочном конкурсе «Лесная боль»

сентябрь

Руководитель школьного лесничества

Участие в акции «Лесники открывают двери»

сентябрь

Руководитель школьного лесничества

Участие в областном заочном

конкурсе «Подрост»

сентябрь

Руководитель школьного лесничества

Занятия по программе «Юный лесничий»

октябрь

Руководитель школьного лесничества

Участие во всероссийском экологическом уроке «Лесомания»

в течение года

Учитель биологии

Участие в областном заочном  творческом  конкурсе «Дети о лесе».

октябрь

Руководитель школьного лесничества

Участие в акции «Круг жизни»

Ноябрь- декабрь

Совет школьного лесничества

Участие в предновогодней акции «Ель». «Эко –елка»

декабрь

Совет школьного лесничества

Участие в акции «Батарейка сдавайся»

январь-февраль

Совет школьного лесничества

Участие в областном  заочном конкурсе «Сохраним лес живым»

февраль

Руководитель школьного лесничества

Участие в НПК «Лицеист», защита исследовательских проектов «Самое доброе исследование»

Январь, февраль, март

Учитель биологии

Всероссийская олимпиада по экологии (муниципальный и региональный этапы). Защита экологических проектов

Ноябрь, февраль

Учитель биологии

Лицейский проект «Мое любимое дерево» в 5, 6 классах

Апрель, май

Совет школьного лесничества

Участие в  акции по охране лесов от пожаров. Акция «Сохраним леса Прибайкалья»

март апрель-

Совет школьного лесничества

Акция «Всероссийский день посадки леса»

март апрель-

Руководитель школьного лесничества

Подготовка и участие в областном слете школьных лесничеств.

март

Руководитель школьного лесничества

Специалист ЦЗЛ

Участие во Всероссийских конкурсах, мероприятиях.

март

Руководитель школьного лесничества

Учитель биологии

Участие в международном проекте «Геопарк в Прибайкалье»

2017-2018гг

Февраль март

Руководитель школьного лесничества

Учитель биологии

Работа кружков и факультативов дополнительного образования: «Юный лесничий», «Летопись года»;

В течение года

Руководитель школьного лесничества

Учитель биологии

Интегрированные уроки по биологии, экологии с участием специалистов «ЦЗЛ Иркутской области»

В течение года

Руководитель школьного лесничества

Специалист ЦЗЛ

Внеклассные мероприятия для учащихся начальной школы;

В течение года

Члены школьного лесничества

Сотрудничество 1.        Филиал ФБУ ««Рослесзащита» «Центр защиты леса Иркутской области» (договор о сотрудничестве от 15 .05. 2014 года, пролонгирован 30 .05. 2016, 28.02. 2018);

2.        ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЛЕСОПОЖАРНЫЙ ЦЕНТР ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ";

3.        Департамент городской среды комитета городского обустройства администрации города Иркутска;

4.        Геологический музей «Ресурсы Иркутской области»;

5.        Иркутская региональная общественная экологическая организация детей «Экологический патруль Байкала» (планируется).

В течение года

Руководитель школьного лесничества

Создание экологического сайта лицея

февраль

Руководитель школьного лесничества

Совет школьного лесничества

Организация освещения деятельности школьных лесничеств в СМИ, размещение информации на сайте МЛК ИО, СФО, на сайтах других заинтересованных организаций

в течение года

Руководитель школьного лесничества

Совет школьного лесничества

Предоставление информации на сайт школьных лесничеств Иркутской области.

в течение года

Руководитель школьного лесничества

Совет школьного лесничества

Создание учебно- методических, экологических материалов, их распространение

в течение года

Руководитель школьного лесничества

Совет школьного лесничества

  1.  Ожидаемые результаты и социальный эффект
  1. Развитие экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия, проведения экологического мониторинга в окружающей среде.
  2. Создание и организация экскурсий по экологической тропе. Формирование навыков создания и эксплуатации экологических троп у учащихся, успешно участвующих в проекте «Геопарк в Прибайкалье», что позволит знакомить школьников с историей родного края, воспитывать у них чувство ответственности перед будущими поколениями за природное и культурное наследие Сибири и активно применять полученный опыт в дальнейшей профессиональной работе и активно конкурировать на рынке образовательных услуг как специалистам, владеющим современными образовательными технологиями;
  3. Выпуск стенгазет, фотостендов, информационных щитов, посвященных охране леса, распространение методических пособий «Летопись года», «Юный лесничий» позволит информировать общественность и обогатить экологическую компоненту в школьных предметах;
  4. Включение экологических мероприятий в практику дополнительного образования учреждений образования. Это позволит активизировать общественное движение школьников и воспитывать у них ответственное отношение к окружающей их среде;
  5. Проведение опытов по заданию ученых и специалистов лесного хозяйства;
  6. Проведение научно-практических конференций юных лесоводов;
  7. Беседы в классах, на общешкольных родительских собраниях на темы рационального использования и охраны естественных биогеоценозов.

  1. Перспективы дальнейшего развития

Проект долгосрочный, предполагается дальнейшее развитие сотрудничества с экологическими организациями города, области, постоянное обновление контингента учащихся, материально- технической базы и методических пособий по данному направлению деятельности.

  1. Литература

1. Зверев И. Д. Учебные исследования по экологии в школе. –– М.: Экология и образование,1993.

2. Калинова Г.С. Настольная книга учителя биологии. — М.: Астрель, 2003.

3. Каткова О.А. Методические рекомендации по организации школьных лесничеств. Тюмень: ТОГИРРО, 2013. – 64 с.

4. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2001.

5. Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. – М.: Новая школа,1993.

6. Петросова Р.А. Методика обучения естествознанию и    экологическое воспитание в начальной школе. –  М.: Академия,    1999.

7.Цветков В.Ф. Лесной биогеоценоз (2-е издание, исправленное), Архангельск,2004;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа школьного лесничества

Информация о деятельности школьного лесничества «Зелёный патруль»   Школьное лесничество «Зелёный патруль» (п. Барашево,  Теньгушевский  район, Республика Мордовия) было создано в ...

Организация работы школьного лесничества.

На уроках биологии формируются  убеждения о том, что природа – целостная и саморегулирующаяся система, но какие конкретные действия нужно осуществить для улучшения экологии  осознают не все....

Организация работы школьного лесничества «Зарянка»

Работа содержит:I.                   Введение.1.      Краткая история школьного лесни...

Организация работы школьного научного общества «Познание» как средство формирования экологической культуры.

Организация работы НОУ осуществляется исходя из основных элементов экологической культуры: экологических знаний, экологического создания, экологической деятельности.  Все эти элементы находят отр...

Опыт работы «Школьное лесничество, как средство формирования экологической культуры и активизации исследовательской компетентности обучающихся по изучению природы родного края»

Опыт возник и развивался на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа». Школа расположена  в центре села,  в благоприя...

«Методика формирования экологической культуры учащихся через деятельность школьного лесничества»

Современный этап развития отечественного образования характеризуется переходом от традиционной знаниевой к компетентностной модели, которая предусматривает формирование деятельной, самостоятельной, ко...

ДОГОВОР о сотрудничестве по организации деятельности школьного лесничества

ДОГОВОР о  сотрудничестве по организации деятельности школьного лесничества "Юные друзья леса"...