Программа "Наставничества Учитель_ ученик"
рабочая программа (7 класс)
Особое значение для современного образования приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности. Создание условий, обеспечивающих выявление, развитие и поддержку одарённых детей является одной из приоритетных задач современного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nastavnichestvo.docx | 37.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа ___
Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ № __
____________ ____________
пр. № 142-од от 02.09.2021г.
ПРОГРАММА
НАСТАВНИЧЕСТВА
«УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК»
по социально-гуманитарному направлению
сроки реализации 2021-2022 учебный год
Автор программы:
________________ учитель физики,
педагог дополнительного образования
_________________ 2021г.
Пояснительная записка
«Детская художественная одарённость – не прерогатива редких гениев,
а весьма распространённое явление, практически всегда возникающее
в благоприятной среде обучения и воспитания».
Мелик – Пашаев А,
Нолявская З.Н.
Особое значение для современного образования приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности. Создание условий, обеспечивающих выявление, развитие и поддержку одарённых детей является одной из приоритетных задач современного образования.
В соответствии с «Целевой моделью наставничества» в МБОУ СОШ № _ разработана Программа наставничества «УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК», осуществляющая образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам. Программа разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Актуальность программы заключается в том, что в связи с ускоряющимся технологическим и социально-экономическим развитием возникла необходимость не просто передавать знания обучающемуся, но формировать у него способность использовать их и действовать в мире, определяющими чертами которого стали нестабильность, неопределенность, сложность, неоднозначность ситуаций и изменчивость. Именно способность человека реализовать свой потенциал в таких условиях и внести вклад в экономическое, социальное, культурное развитие региона и страны определяет в конечном итоге эффективность системы образования. Для этого системе образования нужны технологии, которые позволят раскрывать потенциал каждого, быстро и эффективно обмениваться опытом. В том числе опытом жизненных ситуаций, который крайне сложно воссоздать в образовательной организации по объективным причинам (разнообразный профессиональный опыт, опыт совершения жизненного выбора, опыт социализации ребенка с особенностями развития и т.д.).
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения целостное восприятие мира, людей и самого себя, развить интеллектуальные и творческие способности в оптимальном возрасте. Программа ориентирована на свободный выбор творчества.
Внедрение Программы наставничества в МБОУ СОШ № --- обеспечит системность и преемственность наставнических отношений.
Форма наставничества «учитель – ученик»
Предполагает взаимодействие педагогов (учитель) и обучающихся (ученик) МБОУ СОШ № --
Цель:
– создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их
самореализации в соответствии со способностями;
- совершенствование художественных навыков и умений, заложенных в ребёнке.
Задачи:
- Научить детей видеть красоту окружающего мира.
- Научить детей выражать свои чувства через творчество.
- Формирование элементов самостоятельной деятельности
- Развивать способности ребенка в области художественного творчества.
- Совместно с родителями создать условия для поддержания интереса к художественному творчеству.
- Воспитывать эстетические чувства, чувство «прекрасного».
Нормативные основы модели наставничества
Нормативные правовые акты международного уровня.
- Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. N 1559- 1.
- Всеобщая Декларация добровольчества, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE, Амстердам, январь, 2001 год).
- Резолюция Европейского парламента 2011/2088(INI) от 1 декабря 2011 г. «О предотвращении преждевременного оставления школы».
Нормативные правовые акты Российской Федерации.
- Конституция Российской Федерации.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная на заседании Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам молодежи (протокол N 45 от 14 мая 2010 г.).
- Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).
- Гражданский кодекс Российской Федерации.
- Трудовой кодекс Российской Федерации.
- Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» .
- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»
- Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7 -ФЗ «О некоммерческих организациях».
- Распоряжение министерства образования Российской Федерации № Р-145 от 25 декабря 2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».
Нормативные правовые акты МБОУ СОШ № 11
- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № -».
- Программа развития МБОУ СОШ № -.
- Отчет о результатах само обследования деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №-»
- Положение о педагогическом совете
- Положение о методическом совете
Принципы наставничества
•добровольность;
•гуманность;
•соблюдение прав наставляемого;
•соблюдение прав наставника;
•конфиденциальность;
•ответственность;
•искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
•взаимопонимание;
•способность видеть личность.
Формы организации наставничества:
- Групповые практические занятия;
- Групповые и индивидуальные теоретические занятия;
- Индивидуальные занятия с отдельными наставляемыми;
- Самостоятельные тренировки по заданию педагога;
- Просмотр учебных кинофильмов и соревнований;
- Участие в спортивных соревнованиях.
Основные формы проведения занятий
- участие в тематических мероприятиях;
- участие в конкурсах различного уровня.
- творческие мастерские;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- работа по индивидуальным планам.
Ожидаемые результаты внедрения модели наставничества
1.Создание образов, используя различные изобразительные материалы и техники.
2.Сформированность изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
3.Проявление творческой активности и развитие уверенности в себе.
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы МБОУ СОШ № -, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус школы, лояльность учеников и будущих выпускников к школе. Обучающиеся – наставляемые подросткового возраста получат необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.
Среди оцениваемых результатов:
● повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса и школы; укрепление здоровья;
● рост интереса к занятиям спортом, осознание его практической значимости, связи с реальной жизнью, что влечет за собой снижение уровня стресса или апатии;
● количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных, спортивных и творческих проектов;
● численный рост посещаемости спортивных секций;
● рост вовлеченности обучающихся в жизнь школы;
● рост подготовленности обучающихся к жизни, которая ждет их после окончания обучения;
● снижение числа обучающихся, состоящих на различных видах учета;
● обучающиеся преодолеют вынужденную замкнутость образовательного процесса и получат представление о реальном мире, своих перспективах и способах действия;
Термины и определения
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов
Наставник – участник Программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Программа наставничества является универсальной моделью построения отношений внутри МБОУ СОШ № - как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей. Особая роль наставника в процессе формирования личности состоит в том, что в основе Программы наставничества лежат принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от человека к человеку. Взаимодействие осуществляется через неформальное общение и эмоциональную связь участников. Все эти факторы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, быстрому развитию новых компетенций, органичному становлению полноценной личности.
Наставляемый – участник Программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
Программа наставничества позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы передачи (учебные пособия, урочная система, самостоятельная и проектная работа, формализованное общение), что очень важно в современном мире. Высокая скорость обусловлена тремя факторами:
1) непосредственная передача живого опыта от человека к человеку;
2) доверительные отношения;
3)взаимообогащающие отношения, выгодные всем участникам наставничества.
Портрет участников
Наставник.
Опытный педагог, мастер своего дела, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самосовершенствования и самореализации наставляемого. Обладает лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, создает комфортные условия для решения конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Наставник способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути социализации, взросления, поиска индивидуальных жизненных целей и способов их достижения, в раскрытии потенциала и возможностей саморазвития и профориентации. Наставник может привлекать консультантов из числа педагогов для успешного выполнения своей программы наставничества.
Наставляемый:
Одаренный ученик. Обучающийся, демонстрирующий высокие образовательные результаты, победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, лидер класса, принимающий активное участие в жизни МБОУ СОШ № - (конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность, внеурочная деятельность), которому сложно раскрыть свой потенциал в рамках стандартной образовательной программы либо испытывающему трудности коммуникации.
Обучающийся с особыми образовательными потребностями, имеющий низкую информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей.
Реализация программы наставничества
Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник - наставляемый.
•Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого.
•Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого.
• Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым.
•Регулярные встречи наставника и наставляемого.
•Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого.
•Реализация программы наставничества осуществляется в течение календарного года.
•Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при приведении встречи - планировании.
Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества.
Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
- оценка качества процесса реализации программы наставничества;
- оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.
Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы наставничества проходит на «входе» и «выходе» реализуемой программы.
Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый.
В ходе проведения мониторинга не выставляются отметки.
Обязанности наставника:
- Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава МБОУ СОШ № -, определяющих права и обязанности.
- Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
- Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития.
- Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога.
- Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с ним долгосрочную перспективу и будущее.
- Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и указывает на риски и противоречия.
- Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует развитие у наставляемого своего индивидуального видения.
- Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует, подталкивает и ободряет его.
- Личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора
- Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о проделанной работе с предложениями и выводами.
Права наставника:
- Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
- Защищать профессиональную честь и достоинство.
- Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
- Проходить обучение с использованием федеральных программы, программ Школы наставничества.
- Получать психологическое сопровождение.
- Участвовать в школьных, региональных конкурсах наставничества.
Обязанности наставляемого:
- Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава МБОУ СОШ № -, определяющих права и обязанности.
- Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
- Выполнять этапы реализации программы наставничества.
Права наставляемого:
- Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
- Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур.
- Рассчитывать на оказание психологического сопровождения.
- Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.
- Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.
Форма наставничества: «Учитель - ученик»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ НАСТАВНИКА
Форма наставничества: « Учитель – ученик».
Ф.И.О. , должность наставника – ------------------------------------
Ф.И.О. наставляемых учеников:- --------------------- ученик 6 класса
Срок осуществления плана: с « 01 » сентября 2021 г. по « 31 » мая 2022 г.
№ | Проект, задание | Срок | Планируемый результат | Фактический результат | Оценка наставника |
Раздел 1. Раздел 1. Анализ профессиональных трудностей и способы их преодоления | |||||
1.1. | Проведение педагогической диагностики, использование метода наблюдения с целью выявления ярко выраженных художественных способностей. | сентябрь | Художественные способности выявлены | ||
1.2. | Разработка индивидуального плана по работе с одарённым ребёнком. Дифференцированный подход при усвоении учебной программы. | октябрь | Индивидуальный план разработан | ||
1.3. | Мотивация на самореализацию через творческую учебную и практическую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов | В теч. года | сформированность эстетического восприятия окружающей действительности | ||
Раздел 2. Направления общеобразовательного развития ученика | |||||
2.1. | Участие в тематических классных часах, внеклассных мероприятиях, «Конкурсах творчества», «Конкурс рисунков», выпуск стенгазет и т.п.) | Периодически по индивидуальному плану. | Участие в районном конкурсе экологического рисунка «Сохраним природу малой Родины» Участник конкурса | ||
2.2. | Привлечение к работе кружков. | В теч. года | Участник конкурса «Дорожный знак на школьной остановке» (кружок «Школьный калейдоскоп») | ||
2.3 | Публикации творческих и проектных работ обучающихся в сети Интернет | В теч. года | |||
2.4. | Самообразование. Пополнение фонда теоретических и практических материалов и рекомендаций для организации работы с одаренными детьми. | В теч. года | |||
2.5. | Мониторинг достижений | В теч. года |
2.6. | Подготовка к участию в художественных представлениях, выставках, конкурсах. | В теч. года | |||
2.7. | Создание условия для поддержания интереса к художественному творчеству со стороны родителей. | В теч. года | Активное участие родителей в образовательном процессе | ||
2.8. | Знакомство с художниками и техникой исполнения (Морозова Анастасия) | В теч. года | Передача опыта | ||
2.9. | Создание «Портфолио достижений». | Апрель-май |
Подпись наставника___________________________ «____» _________ 20__г. | Подпись наставляемого обучающегося_______________________ «____» _________ 20__ г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий ко Дню Учителя - «Ученики – учителям. Всегда мы благодарны вам».
Праздник посвященный "Дню Учителя" проводимый в коррекционной школе VIII вида...
Самооценка и самореализация в системе "учитель-ученику, ученик-ученику"
Из опыта работы учителя...
Образовательная игровая технология для текущего и контрольного опросов «Учитель – ученик». (Из опыта работы учителя истории высшей квалификационной категории Невежиной Е.А.)
Работая в школе много лет, пришла к выводу, что главное в успешном обучении учащихся – это их интерес к предмету и активная познавательная деятельность. В связи с этим урок не должен быть однообразным...
Конфликт в жизни учителя «учитель –родитель», «учитель –ученик» и пути преодоления.
Конфликт подразумевает такие отношения, при которых сталкиваются противоположные точки зрения, возникают серьезные разногласия, при неумелом разрешении которых разрушаются деловые и дружеские контакты...
Тренинг для учителей «Психологическое благополучие педагога» Цикл «Учитель – ученик»
Цикл «Учитель – ученик»...
Разработка внекласского мероприятия, посвящённого Дню Учителя. " Ученики-учителям: Мы очень благодарны Вам!"
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню Учителя, содержит стихи, сценки, песни. В них обучающиеся говорят о важности и сложности педагогического труда, выражают любовь к своим наставника...
Индивидуальный проект как эффективная практика реализации форм наставничества «учитель-ученик», «ученик-ученик»
Применение метода наставничества по учебной дисциплине индивидуальный проект...