Образовательная игровая технология для текущего и контрольного опросов «Учитель – ученик». (Из опыта работы учителя истории высшей квалификационной категории Невежиной Е.А.)
учебно-методический материал по истории (5 класс) на тему

Работая в школе много лет, пришла к выводу, что главное в успешном обучении учащихся – это их интерес к предмету и активная познавательная деятельность. В связи с этим урок не должен быть однообразным, монотонным, наставническим. Для учащихся 5-х – 7-х классов различные игровые моменты интересны и эффективны для лучшего усвоения материала.

Цели:

1. Образовательная – активизация деятельности учащихся, аннулирование пробелов в знаниях, отработка исторических терминов, важнейших понятий и явлений.

2. Воспитательная – создание условий для объективной и справедливой оценки своей деятельности у учащихся, создание комфортной атмосферы обучения для взаимопомощи и высоких результатов обучения.

3. Развивающая – расширение кругозора, повышение интереса к предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная игровая технология для текущего и контрольного опросов «Учитель – ученик».

(Из опыта работы учителя истории высшей квалификационной категории Невежиной Е.А.)

Игра «Учитель – ученик»

Преамбула:

Работая в школе много лет, пришла к выводу, что главное в успешном обучении учащихся – это их интерес к предмету и активная познавательная деятельность. В связи с этим урок не должен быть однообразным, монотонным, наставническим. Для учащихся 5-х – 7-х классов различные игровые моменты интересны и эффективны для лучшего усвоения материала.

Цели:

1. Образовательная – активизация деятельности учащихся, аннулирование пробелов в знаниях, отработка исторических терминов, важнейших понятий и явлений.

2. Воспитательная – создание условий для объективной и справедливой оценки своей деятельности у учащихся, создание комфортной атмосферы обучения для взаимопомощи и высоких результатов обучения.

3. Развивающая – расширение кругозора, повышение интереса к предмету.

Технология игры:

Работа осуществляется в парах по вариантам. Она состоит из нескольких этапов:

I этап – подготовка карточек к игре.

Учитель заранее готовит карточки по двум вариантам с вопросами и ответами. На одной стороне карточки вопросы, на другой – ответы. Также учитель готовит оценочные карточки – бланки (форма прилагается).

II этап – ознакомление учащихся с условиями игры. (В начале урока на партах уже лежат карточки по вариантам вопросами к учащимся).

1. С начала учащиеся 1 варианта – «учителя», 2 варианта – «ученики», затем роли меняются.

2. Необходимо четко соблюдать временные рамки диалога учащихся и следующие правила:

«Учитель» берет карточку, лежащую перед ним, поворачивает так, чтобы «ученик» не видел ответов и начинает задавать вопросы, отражая отметки по каждому вопросу в оценочном листе. В случае незнания «учеником» ответа на вопрос «учитель» выставляет в оценочный лист оценку «2», но заставляет, имея правильный ответ, выучить его и исправить оценку. В оценочном листе рядом с «2» появляется вторая оценка, которую заработал «ученик» на уроке.

3. По истечению времени учащиеся в оценочном листе выставляют итоговую отметку, пишут четко свою фамилию и сдают листы учителю.

III этап – «доверяй, но проверяй».

Учитель на выбор вызывает нескольких учащихся из разных вариантов и задает им те же вопросы, которые были у них в карточках. То есть он проверяет объективность выставления отметок и справедливого отношения к товарищам. Учащимся заранее сообщается, что в случае завышения отметки при опросе снижается отметка как «ученика», так и обучающего его «учителя».

(Работа может быть использована при текущем, повторительно-обобщающем контроле, при изучении нового материала и может быть рассчитана на разное количество времени от 10 до 40 минут)

Выводы:

1. Все учащиеся активно участвуют в уроке.

2. Все получают положительные отметки.

3. Те, у кого были пробелы в знаниях их восполнили.

4. Работа шла без страха обязательного устного монологического ответа в комфортных психологических условиях.

5. Учащиеся без давления, не заметно учатся грамотной, литературном, исторической речи.

P.S. Данная технология соответсвует требования и новым подходам к обучению учащихся по ФГОС.

Приложение

1. Примерная форма оценочного листа

Карточка 1

Карточка 2

ФИО «ученика»

ФИО «ученика»

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос и т.д.

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос и т.д.

Отметка итоговая

Отметка итоговая

Подпись «учителя»

Подпись «учителя»

2. Пример карточек для игры на повторительном уроке по  истории Древнего Рима в 5-м классе

Лицевая сторона карточки №1

Карточка №1                                ВОПРОСЫ:

1. Почему волчица является символом Рима?

2. Кто считался «носителем народного разума»?

3. Какова роль народных трибунов?

Оборотная сторона карточки №1

ОТВЕТЫ:

1. По легенде волчица вскормила своим молоком и спасла Ромула и Рема, Ромул затем стал царем Рима.

2. Сенат.

3. Они защищали права народа, их личность неприкосновенна, могли налагать вето 9запрет0 на любой закон и предлагать свои законопроекты.

Лицевая сторона карточки №2

Карточка №2                                ВОПРОСЫ:

1. Почему римляне изгнали последнего царя Тарквиния Гордого?

2. Кто в Риме становился сенатором?

3. Какой закон был принят в 326 г. до н.э. в Риме?

Оборотная сторона карточки №2

ОТВЕТЫ:

1. Надменный, жестокий и несправедливый был изгнан за преступления в 509 г. до н.э.

2. Наиболее знатные римские граждане после занятия высших должностей.

3. Закон отменял долговое рабство для плебеев и членов их семей, теперь рабами могли становиться только пленные, захваченные на войне.

Данный опрос рассчитан на 15 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование мультимедиа технологий как средства повышения мотивации изучения общественных дисциплин» ( из опыта работы учителя истории и обществознания ОУ СОШ №12 г. Сызрани Житенёвой О.А.)

Тема актуальна, так как новые стандарты предусматривают «существенное обновление содержания образования в соответствии с потребностями времени, страны; большую практическую направленность образования,...

Тема: «Технология учебных циклов в преподавании математики в школе.» (обобщение опыта работы учителя математики)

Идея: «Создание оптимальных условий для развития и повышения качества знаний каждого ученика»....

Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе МОУ «СОШ №8» г.о. Саранск Республики Мордовия (из опыта работы учителя эрзянского языка Ледяйкиной Л. А.)

Инновационный подход к реализации этнокультурного компонента в образовательном процессе МОУ «СОШ №8» г.о. Саранск Республики Мордовия(из опыта работы учителя эрзянского языка Ледяйкиной Л. А.)Всем изв...

Из опыта работы учителя математики Бондарчук Ирины Витальевны, учителя математики первой квалификационной категории

Опыт работы по развитию мыслительных способностей обучающихся на уроках математики и применению знаний в различных жизненных ситуациях. Главная задача учителя сегодня не только обеспечить прочное и о...

«Педагогические технологии развития УУД у учащихся второй ступени обучения ( из опыта работы учителя математики)»

Содержанием деятельности учителя в работе с учащимся в формировании личностных УУД...

«Технологии развивающего обучения в преподавании в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов с детьми с ЗПР )»

Для успешного усвоения учебного материала детьми с ЗПР необходима коррекционная работа по нормализации их познавательной деятельности, которая осуществляется на уроках по любому предмету....

Метод учебного проекта в образовательном процессе традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя английского языка)

Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок английского языка в современных условиях. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. И как...