Тема: «Технология учебных циклов в преподавании математики в школе.» (обобщение опыта работы учителя математики)
материал на тему

Смекалина Ирина Викторовна

Идея: «Создание оптимальных условий для развития и повышения качества знаний каждого ученика».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty_uchitelya_matematiki.docx430.38 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы учителя математики

МКОУ «Баскаковская средняя общеобразовательная школа»

МО Воловский район Тульской области

Смекалиной Ирины Викторовны.

Тема: «Технология учебных циклов в преподавании

математики в школе».

Идея: «Создание оптимальных условий для развития

и повышения качества знаний каждого ученика».

Сведения  об авторе.

Смекалина  Ирина  Викторовна – учитель математики   МКОУ «Баскаковская средняя общеобразовательная школа» имеет высшее образование, стаж педагогической работы 29 лет, в  данной школе  19 лет, I квалификационную категорию. В 1982 году закончила математический факультет Ленинабадского педагогического  института имени С. М. Кирова Таджикской ССР по специальности   математика и физика.

С 2012 года является руководителем школьного методического

объединения  классных руководителей, с 2003 года – председатель школьной профсоюзной организации.

Условия формирования опыта.

      МОУ «Баскаковская средняя общеобразовательная школа» - это сельская малокомплектная школа. В классах с малым числом обучающихся отчетли-вее проступают индивидуальные различия школьников, уровень подготов-ленности и развития каждого из них, различные социально-бытовые условия. В последнее время все актуальнее становится проблема - качественного обучения всех учащихся. Т.к. количество часов по математике остается недостаточным, то возникает проблема поиска таких условий организации учебного процесса, при соблюдении которых обучение и развитие учащихся проходило бы благоприятным. Процесс обучения – процесс двухсторонний. Для успеха обучения требуется не только высокое качество работы учителя, но и активная деятельность учащихся, желание овладеть самостоятельно знаниями, их интерес к обучению, сосредоточенная и вдумчивая работа под руководством учителя. Для этого необходимо строить процесс обучения, организацию и методику урока так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике. Урок есть основное звено процесса обучения. Это значит, что весь процесс обучения складывается из отдельных звеньев-уроков, каждый из которых связан со всеми предыдущими в единую цепь-систему. Очень важно хорошо провести урок. Но даже сам по себе хорошо проведенный урок не решает в должной мере задачи обучения; если он не является органическим звеном общей цепи данной темы, раздела, курса, цикла, всего учебно-воспитательного процесса.

           Теоретическая  основа опыта.

Актуальность технологии учебных циклов обусловлена необходимостью изменения технологии образовательного процесса.

Цель работы: создание условий для повышения качества знаний

обучающихся.

 Задачи:

- выявление специфики учебно-воспитательного процесса;

- определение содержания, форм и методов, способствующих

развитию каждого ребенка;

- повышение качества знаний учащихся;

- активизация школьников к самостоятельному приобретению знаний.

 Основные подходы к технологии учебных  циклов.

Технология учебных циклов эффективна при соблюдении следующих условий:

- четкое планирование всего учебного процесса, видение его от первого до последнего занятия;

- постоянный контроль знаний и умений учащихся в форме диктантов и тестов;

- алгоритмизация учебной деятельности, завершенность и согласованность циклов учебного материала;

- поуровневая индивидуализация учебной деятельности создает ситуацию выбора для ученика.

Технология учебных циклов.

Учебный цикл – это фрагмент учебного процесса обучения,  

в течение, которого учащиеся усваивают отдельную порцию

учебного материала.

Принципиальное строение цикла.

  1. Проверка знаний предыдущего материала и готовности к усвоению нового.
  2. Сообщение нового.
  3. Репродуктивное (первоначальное) закрепление.
  4. Тренировочное закрепление.
  5. Опрос по теории.
  6. Итоговое закрепление.

Теоретическая основа опыта.

  1. Волович М.Б. «Не мучить, а учить». М.: Изд-во Российского

Университета, 1992 г.

  1. Волович М. Б. «Математика без перегрузок». М: Педагогика, 1991 г.
  2. Левитас Г. Г. «Технология учебных циклов». М.: Илекса, 2002 г.
  3. Левитас Г. Г. «Технология учебных циклов». Ж/л «Завуч», №2, 2002 г.
  4. Левитас Г. Г. «Технология учебных циклов, или как улучшить классно-урочную систему обучения». М.: АРКТИ, 2006 г.
  5. Левитас Г. Г. «Карточки для коррекции знаний по математике.

5 – 9 кл.». М.: Илекса, 2002 г.

         Технология учебных циклов.

                   Введение.

  Сейчас происходят серьезные изменения  образовательного законадательст-ва. Только за четыре последних года Государственной Думой было принято более 20 федеральных законов в сфере образования и науки. Из них 10 – в 2007 году. И один из законов –обязательная сдача экзамена по математике в форме ЕГЭ, что заставляет искать новые технологии обучения математики для повышения качества математического образования. Т. е. я должна решить проблему: как за минимальное количество часов обучить

всех детей математике качественно в соответствии с  индивидуальными запросами кому – для получения аттестата, а кому – для поступления в ВУЗ. Технология учебных циклов – это одна из педагогических технологий, которая решает данную проблему. Технология учебных циклов разработана в НИИ школьного оборудования и технических средств обучения Академии педагогических наук СССР в 1978—1989 гг. Она была проверена в многолетнем массовом эксперименте — в непрерывном преподавании математики с 5-го по 11-й класс во многих школах Москвы, Латвии и Армении (более 1000 учащихся) и получила одобрение Института гигиены детей и подростков Минздрава СССР, а также Всесоюзной конференции учителей математики в 1989 г. Ее авторами являются ЕБ. Арутюнян, М.Б. Волович,Ю.А. Глазков и Г.Г. Левитас.

        

Технология учебных циклов.

Учебный цикл - это фрагмент процесса обучения, в течение которого учащиеся усваивают некоторую отдельную порцию учебного материала.
Вот из каких этапов состоит каждый учебный цикл:
1) актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала;
2) сообщение нового материала;
З) закрепление;
4) контроль полученных знаний, умений и навыков.
Если все эти этапы уложить в один урок, то в этом случае мы получаем одноурочные циклы.
 
Некоторые предметы принципиально одноурочны. Это история, география, биология, а также большие разделы физики, химии. В них планирование отводит на каждый новый параграф один урок.

 Одноурочньий цикл.
1. Проводится предметный диктант по материалу предыдущего цикла и другим необходимым разделам курса. Результаты диктанта тут же обсуждаются. Получается актуализация необходимых знаний и контроль знаний, полученных на предыдущем цикле.
2. Изучается новый материал. В это время на доске появляется конспект. Учащиеся переносят его в свои тетради.
З. Проводится пересказ нового материала по конспекту. Первым это делает учитель (вспомним совет В.Ф. Шаталова излагать новый материал дважды). Затем это могут сделать сильные ученики, а потом и те, кто послабее. Очень полезна на этом этапе работа в тетрадях с печатной основой.
4. Дается домашнее задание: выучить материал по конспекту.
Одноурочные циклы очень кратки. Они дают мало времени на осознание, продумывание материала. Каждый этап проводится в быстром   темпе. И если кто-либо из учеников отвлекся даже на короткое время, это сильно сказывается на процессе обучения.

Двухурочные циклы.
Уже двухурочные циклы
 гораздо эффективнее одноурочных. Они состоят из урока изложения нового материала (мы будем называть его уроком И) и урока самостоятельной работы (урок С).
Урок И состоит из трех этапов: контроль знаний (предметный диктант) занимает вместе с проверкой около 10 минут, этап объяснения вместе с составлением конспекта и копированием его учащимися занимает 15 минут, этап первоначального закрепления 15 минут.
Урок С также состоит из трех этапов. Этап проверки теоретического матери-ала занимает около 10 минут. На первом этапе все учащиеся воспроизводят по памяти конспект, записанный ими на предыдущем уроке и выученный дома. В то же время один два ученика, вызванные к доске (предупрежденные об этом накануне!), не только воспроизводят тот же конспект на доске, но и рассказывают после этого весь материал по учебнику. Этап тренировочного закрепления занимает около 15 минут. Учащиеся под руководством учителя решают задачи, аналогичные первым (самым простым) заданиям самостояте-льной работы. Наконец, проводится сама эта работа, занимает она около 15 минут.
В некоторых учебных дисциплинах большое внимание уделяется письмен-ному решению задач и упражнений. Для этого нужны специальные уроки решения задач
(уроки Р). На этих уроках задачи должны решаться всеми учащимися (а не списываться с доски, как это часто бывает). Это достигается организацией работы в парах. Кроме того, необходимо, чтобы каждый ученик на таком уроке получил оценку за работу. Это достигается путем привлечения самих учащихся к проверке работ. Вот схема такого урока.

Урок Р.

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

1

Организация

работы

Просит распределиться по парам для решения задач. Предъявляет задания на урок ина дом.

Распределяются по парам по собственному выбору.

 Начинают работать

2

Решение

задач

Наблюдает за работой

пар, консультирует,

проверяет и оценивает

результаты у первых пар.

Работают в парах, обраща-ются к учителю за помо-щью и за проверкой пра-вильности выполнения.

3

Оценка

работы

Организует проверку

и оценку работ всех

учащихся.

Ученики, чьи работы

проверены учителем,

проверяют, оценивают

работу остальных пар.

Второе затруднение, возникающее на двухурочных циклах, невозможность опросить по всей теории. Эта проблема решается путем введения в учебный цикл урока общения (урок О). На нем учащиеся прочитывают по учебнику теоретический материал, а затем «сдают» его учителю либо другим ученикам помощникам учителя. Вот схема такого урока.

Урок О

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организация

работы.

Просит учащихся распре-делиться по пары. Сооб-щает учащимся о предсто-ящей работе, записывает на доске вопросы и зад.

Рассаживаются по парам

по собственному выбору. Знакомятся с вопросами и задачами.

2

Изучение и

обсуждение

материала.

Первые

ответы.

Обходит класс, следит за работой, помогает  при необходимости. Опраши-вает первые  две пары.

Изучают материал по учеб-нику, отвечают друг другу на вопросы, решают задачи в парах. Отвечают учителю.

Приступают к домашним заданиям.

3

Ответы

учащихся.

Руководит дальнейшим опросом.

Ответившие опрашивают других (по указанию учителя).

Включение в учебный цикл одного или нескольких уроков решения задач одного или нескольких уроков обобщения приводит к многоурочным циклам. Эффективно такое построение многоурочного цикла: И + С + О + Р + Р, после чего проводится большая самостоятельная работа по данному вопросу, рассчитанная на целый урок. В результате сложная тема изучается в течение шести уроков.

Технология работы.

  1. Провожу диагностирование учебных возможностей и психологических особенностей учащихся.
  2. Перед началом изучения    темы:

-всесторонне анализирую содержание темы (объем, сложность, структуру, возможности воспитания и развития учащихся и т. д.);

- определяю задачи изучения темы с учетом особенностей содержания и требований программы;

-привлекаю дополнительный материал из справочной литературы и различных пособий;

- определяю опорные знания и умения учащихся;

- отбираю имеющиеся средства обучения;

-провожу учет знаний каждого ученика;

-провожу  коррекцию знаний учащихся.

   

Результативность.

             Учебный год

              Успеваемость

1

2010-2011

         100%

2

2011-2012

         100%

3

2012-2013

         100%

            

         

Ожидаемая результативность опыта.

1. Вовлечение в учебный процесс всех даже самых слабых

учащихся.

2. Повышение качества знаний учащихся.

3. Возрастание интереса к математике.

4. Повышение творческого уровня учащихся.

Приложение.

                           Планирование  

главы 2 «Обыкновенные дроби» по учебнику «Математика, 5» авторов  Н Виленкина, В. Жохова,  А. Чеснокова, Шварцбурда в технологии учебных циклов.

цикла

Название

Число

уроков

Типы уроков

№1

Обыкновенные дроби. Сравнение

дробей.

5

И, С, Р, Р, КР

№2

Сложение вычитание десятичных

дробей..

4

И, Р, Р,С

№3

Приближенные значения чисел.

Округление чисел.

3 + 1

И, Р, С, КР

№4

Умножение десятичных дробей на натуральное число.

4

И, Р, Р, С

№5

Деление десятичных дробей на натуральное число.

5

И, С, Р, Р, КР

       Цикл уроков по теме: «Обыкновенные дроби.

                   Сравнение дробей».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы учителя математики

Современные технологии на уроках математики....

«Обобщение опыта работы учителей математики по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ «Подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике»

Часть 1.  Вступительное слово.             Экзамен по ЕГЭ и ОГЭ по математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста – высок...

Обобщение опыта работы учителя математики Братчиковой Елены Ивановны

Данная работа показывает опыт работы по теме"Применение общеобразовательных технологий в преподавании математики". Работа по этой теме начата в 2013 году. учитель показывает применение общеобразовател...

Современные подходы в преподавании математики (сборник материалов из опыта работы учителя математики)

В сборнике представлены статьи, мастер-класс, конспекты урока и внеурочного мероприятия, посвященные обсуждению актуальных вопросов математического образования в школе. Считаю важным научить  шко...

«Технологии развивающего обучения в преподавании в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов с детьми с ЗПР )»

Для успешного усвоения учебного материала детьми с ЗПР необходима коррекционная работа по нормализации их познавательной деятельности, которая осуществляется на уроках по любому предмету....