Методическая разработка "Кинезиологические упражнения при работе с учениками с ОВЗ"
методическая разработка (5, 6 класс)

Мария Юрьевна Румянцева

В работе содержится набор упражнений и игр для работы с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kpk_-_rumyantseva.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

Городской центр развития дополнительного образования

Курсы повышения квалификации

««Психолого-педагогические технологии в работе с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья»»

Аттестационная работа

«Психолого-педагогические приемы, упражнения и игры для работы с детьми и подростками с ОВЗ»

Автор:

Румянцева Мария Юрьевна,

педагог дополнительного образования ГБНОУ СПбГЦДТТ

Куратор:

Ивановская Валентина Дмитриевна,

педагог-организатор ГЦРДО, ГБНОУ «СПб ГДТЮ»

Санкт-Петербург

2020

Введение.

ОВЗ, или ограниченные возможности здоровья — это нарушения физического и (или) психического развития. Педагогика и медицина подходят к ним, исходя из своих задач, и имеют собственные расшифровки. На их основе Министерство Просвещения разработало классификацию и соответствующие ей адаптивные программы обучения, изложив в Федеральном Государственном образовательном стандарте [1].

Педагогическая расшифровка видов ОВЗ изложена в Федеральном Законе об образовании РФ. Он описывает специфику категорий «особых» школьников и специальные условия для получения образования каждой из них. Особенности развития диагностируются ППМК . К ним относятся нарушения зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС и СДВГ, комплексные нарушения развития.

Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для «особых» учеников:

  1. глухие, 4 варианта АООП НОО
  2. слабослышащие, 3 варианта
  3. слепые, 4 варианта
  4. слабовидящие, 3 варианта
  5. с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта
  6. с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта
  7. с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта
  8. с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта(3).

В своей работе я сконцентрируюсь на упражнениях и играх для детей и подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата (VI категория). К ним относятся:
Дети с ДЦП, врожденными и приобретенными деформацями ОПА, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парпарезами нижних и верхних конечностей. Недостаточность движений мешает им воспринимать действительность зрением и кинестетикой.

Приёмы и упражнения для работы с детьми и подростками с ОВЗ

Направленные на моторную функцию:


1.
Пройди лабиринт

Цель: ориентировка в пространстве, развитие навыков коммуникации.

Целевая аудитория: 10+ лет

Процесс: одно из применений задания знакомство с алгоритмами (информатика). На полу с помощью скотча нарисован лабиринт (достаточно широкий, чтобы рёбёнок с ДЦП мог пройти). Одному из учеников завязываются глаза, преподаватель поддерживает его на всякий случай, направляя и не давая упасть. Другие ученики с помощью команд должны указывать, куда двигаться, чтобы пройти лабиринт, не наступая на границы.

Итог: дети проходят лабиринт, знакомства с командами и алгоритмами.

2. Спрячься

Цель: ориентировка в пространстве, развитие ловкости

Целевая аудитория: 7-12 лет

Процесс: Для игры потребуется длинный воздушный шарик или мягкая игрушка. Дети сидят. Водящий проходит с шариком, ведя его над головами детей, стараясь кого-нибудь шариком коснуться. Дети прячутся (в зависимости от своей подвижности). Прятаться можно по-разному, например, втянуть голову в плечи, наклонить голову вправо или влево, вперед или назад, или закрыть голову руками (рукой). Если у детей работают предплечья и кисти, они сидят, положив руки на колени ладонями вверх. На этот раз водящий старается задеть шариком или игрушкой их ладони, а они прячут ладони (разворачивая кисть ладонями к ногам).

Итог: Практика физических движений

3. Ловушка в кругу

Цель: ориентировка в пространстве, развитие ловкости

Целевая аудитория: 7-12 лет

Процесс: Для игры потребуется веревочка, связанная в круг. Дети сидят в кругу, держась за эту веревочку. Водящий ходит внутри круга и старается коснуться рук кого-нибудь из игроков, но ловить он может только тех детей, которые держатся за веревочку. Поэтому, как только ребенок видит опасность, он просто отпускает веревочку, а когда водящий уходит, снова берется за нее. Если веревочку отпустят все дети, то они проиграют (вот именно поэтому им все время необходимо за эту веревочку браться). Игра хорошо помогает развивать работу как кисти, так и всей руки.

Итог: Практика физических движений

4. Пальчиковый театр

Цель: развитие мелкой моторики, творчества, ловкости, ориентировка в пространстве, сочетать движения с речью, развитие творческого потенциала.

Целевая аудитория: 7-11 лет

Процесс: Педагог заранее готовит набор пальчиковых кукол согласно тематике. Например, если тематика занятия посвящена какой-либо сказке, то целесообразно подготовить набор кукол для неё. Дальнейшие вариант:

- надевание кукол на руку,

- движение куклой и куклами,

- вождение куклы,

- имитация движений и речи.

Можно поставить маленькую сценку из нескольких фраз.

Итог: практика коммуникации, движения руками

5. Игра «Что лежит в мешочке?»

Цель: развитие мелкой моторики

Целевая аудитория: 7-10 лет

Сложите в мешочек разные игрушки и предметы небольшого размера (пуговицы, шарики, шишки, куколки, зверюшки, желуди и т.д.). Предложите ребенку поиграть: «Смотри, что я достала из мешочка. А теперь ты достань что-нибудь». Когда ребенок достанет и назовет все предметы, сложите все обратно и предложите сделать то же самое, но с закрытыми глазами, на ощупь, и назвать каждый предмет. А затем пусть ребенок достанет из мешочка предмет по просьбе взрослого (на ощупь).

Итог: развитие мелкой моторики и общения

Задания на коррекцию и развитие внимания

6. «Что изменилось?»

Цель: развитие внимания

Целевая аудитория: 7-12 лет

Процесс: ребёнку показывается картинка, где есть мелкие детали, потом убирается, и показывается парная картинка, где какие-то детали изменены. Рёбёнок должен указать, что именно изменилось.

Итог: ребёнок нашёл изменения на картинках, научился внимательно на них смотреть, запоминать детали

7. Найди отличия

Цель: развитие внимания, развитие усидчивости

Целевая аудитория: 7-10 лет

Процесс: ребёнку показываются пары картинок, которые отличаются какими-то мелкими деталями. Ребёнок должен указать, что на картинках отличается.

Итог: ребёнок нашёл изменения на картинках, научился внимательно на них смотреть, запоминать детали

8. «Прогулка в лес»

Цель: развитие внимания, воображения

Целевая аудитория: 7-12 лет

Процесс: Ведущий предлагает детям отправиться на прогулку в лес. Дети представляют, что они идут по извилистой лесной тропинке, перепрыгивая через лужи, пересекают вспаханное поле, увязая в мягкой, рыхлой земле. По тоненькой дощечке переходят ручеек, по кочкам перебираются через болото. Возвращаются домой той же дорогой.

Итог: ребёнок учится запоминать детали

Задания на развитие эмоционального восприятия:

9. «Угадай»

Цель: развитие эмоционального интеллекта

Целевая аудитория: 10-15 лет

Процесс:  Участвуют 2 группы. Одна группа погружается в определенное эмоциональное состояние. Другая - должна это состояние угадать. Затем наоборот.

Пример: 1 группа детей уходит за дверь, другие представляют, что загорают на берегу моря. Воспитатель вводит их в эту атмосферу, дети расслабляются, закрывают глаза, представляют себе волны и т.д. 1 группа должна угадать, какое действие изображают их товарищи.

Итог: дети практикуют понимание других детей

10. «Произнеси слово»

Цель: развитие эмоционального интеллекта

Целевая аудитория: 10-15 лет

Процесс: Педагог вводит детей в определенную атмосферу. Затем дети начинают по очереди произносить какое-нибудь слово или короткую фразу, стараясь, чтобы произносимое находилось в полной гармонии с атмосферой.

Итог: дети практикуют поддержвание атмосферы

Заключение.

Представленные в данной работе игры помогут детям как развивать моторную функцию, так и внимательность и коммуникацию.

Библиография

  1. https://rosuchebnik.ru/material/ovz-i-ii-iii-iv-v-vi-vii-viii-vidov-i-ikh-rasshifrovka/
  2. https://infourok.ru/korrekcionnie-igri-i-uprazhneniya-dlya-detey-s-narusheniyami-v-razvitii-3665585.html
  3. http://dou13ugansk.ru/storage/app/media/Pedagog%20goga%202018/mn-korrektsionno-razvivayushchaya-programma-pedagoga-psikhologa-soprovozhdeniya-detey-s-dtsp-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii.pdf
  4. https://infourok.ru/statya-po-teme-osobennosti-detey-s-dcp-i-priemi-korrekcionno-razvivayuschey-raboti-s-nimi-692650.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа «Мини-задачники по теории вероятности и комбинаторике» Работу выполнили ученики 5 а класса Руководитель проекта: учитель математики Яхина Ольга Анатольевна

Цель проекта.1. Научиться решать комбинаторные задачи различными способами (метод древовидной схемы, метод графов, метод таблиц); научиться решать задачи на определение вида событий (достоверное, случ...

Методическая работа "Подготовка ученика к сценическому выступлению"

В методической работе раскрываются вопросы подготовки юных пианистов к выступлению на сцене. Рассматриваются факторы, влияющие на исполнительство, понятия "Сценическое волнение" и ...

Методические материалы к практикуму "Как научиться писать научно-исследовательские работы с учениками"

В этом году мы  в педагогическом коллективе договорились объединить имеющийся опыт по написанию научно-исследовательских работ с учениками через занятия  методического практикума. ...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОРТФОЛИО из опыта работы "Мобильный телефон ученика - друг или враг?"

Представлен опыт работы по использованию мобильных телефонов учащихся для выполнения домашних заданий и участия в сетевых мероприятиях по географии....

Методическая разработка "Основные певческие понятия, принципы звукообразования и некоторые вопросы практической работы с учеником"

Методическая разработка "Основные певческие понятия, принципы звукообразования и некоторые вопросы практической работы с учеником"...

Методические рекомендации. « Вокально-певческая работа. Кейс упражнений для занятий по вокалу в системе дополнительного образования»

В данные методические рекомендации систематизировано несколько комплексов упражнений по вокально-певческой работе, они составили кейс упражнений для эффективной работы педагога вокальной сферы д...

Методические рекомендации педагогу по работе со слабоуспевающими учениками

Методические рекомендации по работе со слабоуспевающими учениками...