Современные педагогические технологии в работе педагога дополнительного образования руководителя школьной театральной студии
статья

Галина николаевна Сидорова

Статья рассказывает о том, какие современные технологии эффективны при постановке спектакля в школьной театральной студии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии в работе педагога                            дополнительного образования  руководителя школьной

                                             театральной студии

       Процесс создания спектакля в школьном театральном коллективе – это всегда педагогический проект руководителя этого коллектива. Режиссёрский план, заранее выстроенный педагогом, - это  путь, по которому идут обучающиеся, увлечённые деятельностью по созданию сценического образа спектакля. Двигаясь по этому пути,  дети получат новые знания о мире, о себе, об обществе, о морали и нравственности. И именно эта деятельность будет истинным результатом проекта педагога.

      Как же построить деятельность педагога - руководителя  школьного театрального коллектива по  созданию спектакля или большого мероприятия? Какие современные педагогические технологии здесь будут наиболее эффективны?

    Образовательно-воспитательный процесс в дополнительном образовании детей имеет, прежде всего, развивающий характер. Задачу  предоставления каждому ребёнку возможности самореализации и формирования способности ответственного выбора в разных жизненных ситуациях предоставляет технология личностно-ориентированного обучения. Раскрыть  и максимально использовать способности каждого ребёнка в нашем случае возможно прежде всего через

  • выявление индивидуальных особенностей и возможностей детей,
  • подбор и адаптацию литературного материала с учётом индивидуальных качеств и возможностей обучающихся,
  • индивидуальный поход к каждому ребёнку,
  • мотивацию активности, самостоятельности творческой деятельности с последующей рефлексией и созданием ситуации успеха.

    Применение данной технологии на занятиях театральной студии даёт серьёзную положительную динамику в развитии обучающихся, предоставляя им пространство для принятия самостоятельных решений, творчества и самопознания.  Однако во избежание излишней концентрации обучающегося на собственной личности и отрыва его от коллектива, необходимо использовать личностно-ориентированное обучение в сочетании с другими технологиями.

     Это может быть технология  сотрудничества, которой  в школьном театральном коллективе отводится важнейшая роль:  мы, обучающиеся  и педагог, становимся «сотворцами», которые общими усилиями, совместными способностями, знаниями  создаём атмосферу и образ будущего спектакля.    В этом процессе важны следующие методы и ориентиры:

  • в совместной деятельности  учащихся и педагога в приоритете  остаётся личность ребенка,
  • каждый имеет право на свою точку зрения и право на ошибку,
  • необходимо решение любых проблем заканчивать созданием ситуаций успеха,
  • сведение до минимума авторитарного подхода педагога к обучающимся.

Совмещая использование  данных технологий, возможно добиться высоких  результатов личностного и творческого развития.

        В тесной связи с технологией сотрудничества выступает технология коллективной творческой деятельности, которая  составляет  саму суть и основу деятельности театрального коллектива.  «Игра в театр» предполагает возникновение дружного коллектива, увлечённого задачей постановки спектакля. Погружаясь в атмосферу событий и проживая их на сцене обучающиеся

  • активно включаются в процесс познания литературного материала,
  • стремятся к самореализации и самовыражению,
  • достигают значительных успехов в развитии творческих способностей,
  • формируют в коллективе ответственность за  общий успех,
  • через формирование эмпатии учатся сопереживанию, соучастию в межличностных отношениях.

       Обучению и развитию на основе общения, то есть,  применению коммуникативной технологии,  занятия театральной студии предоставляют неограниченные возможности. Обучающиеся имеют возможность включаться в самые разные формы общения:

  • общение с педагогом из формы «ученик – учитель» трансформируется в форму «актёр – режиссёр»,
  • помимо непосредственного общения, обучающиеся имеют возможность сценического общения друг с другом через предложенный образ,
  • общение с автором через постижение идей и смыслов, заложенных в произведении,
  • на этапе показа спектакля обучающиеся получают уникальную возможность общения на уровне «актёр – зритель».

      В качестве разминки, разрядки, расслабления, смены деятельности целесообразно использовать технологию  игрового обучения. Когда ребёнок не нацелен на результат, свободен в действиях и желаниях, возможно в игровую форму включить элементы упражнений на развитие речи, мышечной свободы, внимания, фантазии, памяти, эмпатии.

      Применение различных технологий на занятиях  театральной студии делает процесс обучения непринуждённым, ярким, привлекательным для обучающихся. Между тем вместе с освоением основ актёрского мастерства технологично выстроенный этот процесс стимулирует формирование личностных (ценностных) компетенций обучающихся. Воспользовавшись методикой Б. В. Куприянова, на основе наблюдений и анкетирования мы получили такие результаты, характеризующие отношение обучающихся к избранной ими деятельности:

Личностные (ценностные) результаты

Высокий уровень

Ценности по отношению к конкретной предметной    деятельности

75%

Ценности по отношению к общению и взаимодействию участников этой деятельности

67%

Ценности освоения и изучения этой деятельности

91%

Ценности интеграции в соответствующую социально-профессиональную или социально-досуговую общность

100%

Результат позволяет сделать вывод о том, что современные технологии помогают создать комфортные условия и среду для  развития детей.  Занятия, использующие данные технологии,  способны конкурировать с другими популярными сегодня увлечениями обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии в работе хормейстера ДМШ: между традицией и инновацией

Детский хор - это особый исполнительский инструмент. Только этот инструмент нельзя получить готовым. Его нужно настроить, научить, вырастить, воспитать...Хормейстеру предстоит решить главный вопр...

Использование современных педагогических технологий в работе логопеда

Статья даёт представление о возможностях использования современной технологии «дидактический синквейн» в работе учителя-логопеда. Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей сов...

Современные педагогические технологии при работе с детским хоровым коллективом. Между традицией и инновацией.

Для поддержания устойчивого интереса участников хора в учебном процессе должно быть определенное, выверенное соотношение старого и нового, традиционного и инновационного.Следуя лучшим образцам хоровог...

Современные педагогические технологии в работе мастера производственного обучения

В данной статье описывается методика использования проблемного обучения для студентов колледжа, обучающихся по профессии «Повар, кондитер» в период их производственной практики....

Современные педагогические технологии в работе учителя физической культуры

Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт – общепризнанные материальные и духовные ценности...

Использование современных педагогических технологий в работе воспитателя социально-реабилитационного центра.

Современные педжагогогические технологии являются одним из условий эффективности иновационной деятельности "СРЦдН"....