Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебная бумага"
рабочая программа (5 класс)

Никитина Ирина Сергеевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебная бумага» разработана для занятий с учащимися 1-5 классов во  второй половине дня в  соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего  образования второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vb_1-5_kl.docx74.68 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                          

Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебная бумага» разработана для занятий с учащимися   1-5 классов во  второй половине дня в  соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего  образования второго поколения.  В процессе разработки программы  главным ориентиром стала  цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального  развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной  культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.  

Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно - деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию познавательной,  художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных  особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.  Занятия  художественной  практической  деятельностью,  по  данной  программе    решают  не  только  задачи  художественного  воспитания,  но  и  более  масштабные  –  развивают  интеллектуально-творческий  потенциал  ребенка.  В  силу  того,  что  каждый  ребенок  является  неповторимой  индивидуальностью  со  своими  психофизиологическими  особенностями  и  эмоциональными  предпочтениями,  необходимо  предоставить  ему  как  можно  более  полный  арсенал средств  самореализации. Освоение множества технологических приемов  при  работе  с  разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям  познать  и  развить  собственные  возможности  и  способности,  создает  условия  для  развития  инициативности, изобретательности, гибкости мышления.  Важное  направление  в  содержании  программы  «Волшебная бумага»    уделяется  духовно-нравственному воспитанию  школьника.  На уровне  предметного  содержания  создаются условия для воспитания:  

-  патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций  своего и других народов;

 -  трудолюбия,  творческого  отношения  к  учению,  труду,  жизни  (привитие  детям  уважительного  отношения  к  труду,  трудовых  навыков  и  умений  самостоятельного  конструирования  и  моделирования  изделий,  навыков  творческого  оформления  результатов своего труда и др.);  

-   ценностного  отношения  к  прекрасному,  формирования  представлений  об  эстетических  ценностях  (знакомство  обучающихся  с  художественно-ценными  примерами  материального  мира,  восприятие  красоты  природы,  эстетическая  выразительность предметов  рукотворного  мира,  эстетика труда,  эстетика  трудовых  отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

 -  ценностного  отношения  к  природе,  окружающей  среде  (создание  из  различного  материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей  среде в процессе работы с природным материалом и др.);

  -  ценностного  отношения  к  здоровью  (освоение  приемов  безопасной  работы  с  инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых  материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

  Наряду  с  реализацией  концепции  духовно-нравственного  воспитания,  задачами  привития   ученикам 1-5 классов технологических  знаний,  трудовых  умений  и  навыков  программа  «Волшебная бумага» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

 -  интеграция  предметных  областей  в  формировании целостной  картины  мира и  развитии  универсальных учебных действий;  

- формирование информационной грамотности современного школьника;  - развитие коммуникативной компетентности;

  -  формирование  умения  планировать,  контролировать  и  оценивать  учебные  действия  в  соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  -использование знаково-символических средств  представления информации для создания  моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  -  овладение  логическими  действиями  сравнения,  анализа,  синтеза,  обобщения,  классификации  по  родовидовым  признакам,  установления  аналогий  и  причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

 Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся,  воспитание  у  них  интереса  к  различным  видам  деятельности,  получение  и  развитие  определенных  профессиональных  навыков.  Программа  дает  возможность  ребенку  как  можно  более полно представить   себе  место, роль, значение и применение материала в окружающей  жизни.  Связь  прикладного  творчества,  осуществляемого  во  внеурочное  время,  с  содержанием  обучения    по  другим  предметам  обогащает  занятия  художественным  трудом    и  повышает  заинтересованность  учащихся.  Поэтому  программой  предусматриваются  тематические  пересечения  с  такими  дисциплинами,  как  математика  (построение  геометрических  фигур,  разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), биологоия (создание образов животного и растительного мира). При  создании художественных образов используются те же средства художественной  выразительности, которые дети осваивают на уроках ИЗО.  

Системно - деятельностный  и  личностный  подходы  на средней ступени  обучения предполагают  активизацию  познавательной  деятельности  каждого  учащегося  с  учетом  его  возрастных  и  индивидуальных  особенностей.  Исходя  из  этого,  программа  «Творческая мастерская»  предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера.  Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется  путём  индивидуализации  учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе  задания,  исходя  из  степени  его  сложности.  Он  может  заменить  предлагаемые  материалы  и  инструменты  на  другие,  с  аналогичными  свойствами  и  качествами.  Содержание  программы  нацелено  на  активизацию  художественно-эстетической,  познавательной  деятельности  каждого  учащегося  с  учетом  его  возрастных  особенностей,  индивидуальных  потребностей  и  возможностей,    формирование  мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.  

 В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на  основе  разумного  использования  развивающего  потенциала  информационной  среды  образовательного  учреждения  и  возможностей  современного  школьника.  Передача  учебной  информации  производится  различными  способами  (рисунки,  схемы,  выкройки,  чертежи,  условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации  –  в  книгах,  словарях,  справочниках.

  Развитие  коммуникативной  компетентности  происходит  посредством  приобретения  опыта  коллективного  взаимодействия,  формирования  умения  участвовать в учебном диалоге, развития  рефлексии как  важнейшего качества, определяющего  социальную  роль  ребенка.

 Программа  курса  предусматривает  задания, предлагающие  разные  виды  коллективного  взаимодействия:  работа  в  парах,  работа  в  малых  группах,  коллективный  творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.

 Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования  обеспечивает ориентация содержания занятий  на жизненные потребности детей.  

У  ребёнка  формируются  умения  ориентироваться  в  окружающем  мире  и  адекватно  реагировать  на  жизненные  ситуации.  Значительное  внимание  должно  уделяться  повышению  мотивации.  Ведь  настоящий процесс  художественного  творчества невозможно представить без  особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии  легче  усваиваются  навыки  и  приемы,  активизируются  фантазия  и  изобретательность.  Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом  рутинной работы.

  Для того чтобы вызвать у детей устойчивое желание работать над данной поделкой, учебные  пособия  дополнены  разного  рода  информационным  содержанием  для  того  чтобы  расширять  представления об изображаемых объектах, анализировать целевое назначение поделки.    

Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно  построенная работа на занятии.    

На  первом  этапе  формируется  деятельность  наблюдения.  Ребенок  анализирует  изображение  поделки,  пытается  понять,  как  она  выполнена,  из  каких  материалов.  Далее  он  должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам  самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы  показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои  варианты,  пытаться  усовершенствовать  приёмы  и  методы,  учиться  применять  их  на  других  материалах.    

 Следует помнить,  что  задача  занятия  — освоение нового технологического  приема  или  комбинация  ранее  известных  приемов,  а  не  точное  повторение  поделки,  предложенной  учителем.  Такой  подход  позволяет  оптимально  учитывать  возможности  каждого  учащегося,  поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.  

  Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения  или реализуя  собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей,  подбирать  другие  материалы  вместо  заданных,  анализируя  при  этом  существенные и несущественные признаки для данной работы.        

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса

«Волшебная бумага»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение,  классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

- Достичь оптимального для каждого уровня развития;

- Сформировать систему универсальных учебных действий;

- Сформировать навыки работы с информацией.

Предметными результатами работы являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-образовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах, выставки, конференции, фестивали и пр.

                                                       

                                                        1 класс

Место учебного предмета в  учебном плане. 1 класс

   Занятия проводятся по 1 часу- в неделю, 36 часов- в год.

Содержание учебного предмета

1. ВВЕДЕНИЕ(1 час)        

        Здоровье – одно из главных параметров жизни. Его охрана и соблюдение безопасности должны иметь важное место на занятиях. Правила техники безопасности, санитарно-гигиенические нормы – это те основы, которые помогают обеспечить безопасность образовательного процесса.

        Цель: познакомить с правилами техники безопасности, основными санитарно-гигиеническими нормами, основными материалами и инструментами для работы с бумагами.

        Содержание: инструменты и материалы,  правила их использования. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы.

2. АППЛИКАЦИЯ ИЗ БУМАГИ (9ч)

Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища. Аппликация — вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага. Аппликация связана с познавательной деятельностью, и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.

        Цель: развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность, познакомить с основами знаний в области композиции, цветоведения.

        Содержание: способы разметки бумаги (шаблон, трафарет, сгибание, линейка), вырезание по контуру, способы соединения деталей .Плоская аппликация, аппликация из геометрических фигур.

3. ОБЪЕМНЫЕ ФИГУРКИ ИЗ БУМАГИ  (7Ч)

Фигурки из бумаги – одна из форм работы, в которой обучающийся может проявить свои творческие способности. Изготовление фигурок из бумаги  больше напоминает скульптуру на плоскости, где форма создаётся за счёт объёма, поэтому поделки  смотрятся как произведения искусства.  В них ощущается пространство, образ, стиль, изящество, композиция.

        Цель: развитие мелкой моторики, логического и пространственного мышления, всех видов памяти. Работа с бумагой способствует концентрации внимания и самодисциплине, расширяется и обогащается словарный запас ребенка.

        Содержание:  способы и приёмы работы в технике  объемной бумагопластика; изготовление объёмных деталей, оформление готовых работ.

4. ОРИГАМИ (6ч)

Оригами  - это искусство складывания бумаги, создание различных фигурок и декоративных вещей из этого простого и доступного материала. В маленьком квадрате бумаги содержится бесконечное множество скрытых линий, с помощью которых бумага под рукой человека принимает самые причудливые формы от геометрических фигур до оригинально смоделированных растений и животных. Оригами это идеальный способ проведения детского досуга.

        Цель: научить детей изготовлению изделий в технике оригами из заготовок  квадратной формы; развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;

        Содержание: азбука оригами, базовые формы оригами. Аппликации в технике оригами, изделия из заготовок квадратной формы.

5. ЦВЕТЫ ИЗ БУМАГИ (8ч)

Изготовление цветов из бумаги – одна из форм работы, в которой обучающийся может проявить свои творческие способности. Придание простым деталям из бумаги той или иной формы, создание объема, соединение деталей в определенном порядке ,  позволяет ребятам почувствовать себя в роли скульпторов и визажистов. Созданные своими руками цветочные композиции  смотрятся как произведения искусства.  В них ощущается пространство, образ, стиль, изящество, композиция.

        Цель: развитие мелкой моторики, логического и пространственного мышления, всех видов памяти. Работа с бумагой способствует концентрации внимания и самодисциплине, расширяется и обогащается словарный запас ребенка.

        Содержание:  способы и приёмы работы в технике бумагопластика;, изготовление объёмных деталей, оформление готовых работ.

6. КОЛЛАЖ (5ч)

Техника исполнения коллажей очень разнообразная:
— традиционная аппликация, в процессе изготовления которой вырезают из цветной бумаги детали рисунка и наклеивают на фон, компануя согласно полному рисунку;
— многослойное прорезное изображение: рисунок подетально вырезают из цветной бумаги (например, лист растения с прорезанными прожилками), наклеивают на промежуточный фон, высушивают, вновь вырезают и наклеивают на основной фон. Такая техника дает возможность создать «графические» работы, как будто нарисованные тонкими линиями цвет, которых отличается от цвета фона;
— мозаика, при которой мелкие кусочки цветной бумаги наклеиваются на фоновую бумагу в соответствии с рисунком (аналог — витраж);
— смешанная техника: мозаика и прорезные детали.

        Цель:  научить основным приёмам работы в технике «Коллаж» составлять пространственные и сюжетные композиции ; развивать творческое воображение. Развивать сенсомоторику  - согласованность в работе глаза и руки, совершенствовать координацию движений, гибкость, точность в выполнении действий.

        Содержание: материалы, инструменты и приёмы работы в технике коллаж.  Композиция в технике коллаж; сборка, оформление изделия декоративными деталями.

Содержание  тем  учебного  курса 1 класса

Глава

Тема

Кол-во часов

1.

Введение

1

2.

Аппликация из бумаги

9

3.

Объемные фигурки из бумаги

7

4.

Оригами

6

5.

Цветы из бумаги

8

6.

Коллаж

5

ИТОГО:

36

Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

 Программа совмещает в себе различные формы организации учебных занятий :

коммуникативная – беседы, составление рассказов и сказок, отгадывание загадок, ситуативные разговоры;

продуктивная – мастерские по изготовление продуктов детского творчества, творческие проекты;

игровая – игровые ситуации, игры с правилами  (дидактические, подвижные, народные), самодеятельные игры ( сюжетные, сюжетно-ролевые),

      Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть (рассказ, беседа)  и практическое выполнение задания. Основная часть урока отводится практическим занятиям, которые включают в себя  выполнение графических зарисовок,  изготовление различных поделок из бумаги и природного материала, оформление выставок, анализ своей работы.

Календарно – тематическое  планирование, 1 класс

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика

Плановые

сроки

прохож

дения

Скорректиро

ванные

сроки

прохождения

1. Введение (1ч)

1.

Вводная беседа. ТБ. Что можно сделать из бумаги.

Самостоятельно планировать контролировать и корректировать свою деятельность

Итого:

1

2. Аппликация из бумаги (9ч)

2.

Учимся размещать и наклеивать детали

Самостоятельно планировать свою деятельность

3.

Вырезание и наклеивание фигурок

Выполнение безопасных приемов работы

4.

Выкладывание узоров из геометрических фигур

Рационально размещать детали

5.

Базовые формы: двойной треугольник и квадрат, конверт.

Самостоятельно корректировать свою деятельность

6.

Выкладывание картин из геометрических фигур

Различать и использовать геометрические фигуры

7.

Выкладывание рамочки из  треугольников

Рационально размещать детали

8.

Оформление готовой работы рамочкой

Использование геометрических фигур в оформлении рамочки

Итого:

9

3. Объемные фигурки из бумаги (7ч)

9.

Цветовое решение фигурки

Создавать цветовую гамму

10.

Вырезание отдельных деталей поделки

Выполнение безопасных приемов работы

11.

Роль сплошных и контурных линий

Уметь работать по условным обозначениям

12.

Сборка и оформление фигурки

Выполнять работу с опорой на слайды

13.

Игрушки небывальщины - фантазийные

Подготовка эскиза и деталей

14.

Сборка игрушки.

Применять ранее полученные знаний

15.

Оформление игрушки

Выполнять элементы декоративного оформления

Итого:

7

4. Оригами (6ч)

16.

Техника «оригами»  условные обозначения, базовые формы.

Различать условные обозначения, осваивать базовые формы

17.

Техника «оригами» - собачка

Выполнять работу с опорой на план

18.

Композиция – кошечка с котятами

Создавать композиционные изделия

19.

Техника оригами - лодочка

Овладевать новыми изделиями

20.

Изготовление цветов в технике оригами

Осваивать новые формы

Итого:

6

5. Цветы из бумаги (8ч)

21.

Цветовое решение изделия

Уметь работать с цветом

22.

Волшебные свойства бумаги

Исследовать и наблюдать

23.

Вырезание и придание объема деталям цветка

Изготавливать новые формы

24.

Соединение отдельные детали в целое

Применять фантазию и смекалку в работе

25.

Создание цветочной композиции

Изготавливать и создавать композицию

26.

Изготовление цветов из гофрированной бумаги

Уметь работать с разными материалами

27.

Оформление цветка листочками

Овладевать новыми изделиями

Итого:

8

6. Коллаж (5ч)

28.

Учимся создавать коллажи

Осмысливать и создавать план работы

29.

Использование различных материалов в коллаже

Уметь работать по заданной теме

30.

Создание коллажа по заданной теме

Применять полученные знания

31.

Создание фона дальнего и промежуточного

Составлять план работы - эскиз

32.

Изготовление фантазийной картинки.

Уметь работать по плану

Итого:

5

ИТОГО

36

                                                         2 класс

Место учебного предмета в  учебном плане, 2 класс

   Занятия проводятся  1 час- в неделю, 36 часов- в год

Содержание учебного предмета

1. ВВЕДЕНИЕ(1 час)        

        Здоровье – одно из главных параметров жизни. Его охрана и соблюдение безопасности должны иметь важное место на занятиях. Правила техники безопасности, санитарно-гигиенические нормы – это те основы, которые помогают обеспечить безопасность образовательного процесса.

        Цель: познакомить с правилами техники безопасности, основными санитарно-гигиеническими нормами, основными материалами и инструментами для работы с бумагами.

        Содержание: инструменты и материалы,  правила их использования. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы.

2. АППЛИКАЦИЯ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ (5ч)

Знакомство  с природным материалом ,сухие листочки , шишки, желуди и их свойствами.  Передача  простейших образов предметов, явлений окружающего мира через аппликацию. Аппликация — вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из природных материалов. Аппликация связана с познавательной деятельностью, и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.

        Цель: развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность, познакомить с основами знаний в области композиции, цветоведения.

        Содержание: способы разметки будущего изображения на заданном пространстве, вырезание по контуру, способы соединения деталей .

3. АППЛИКАЦИЯ ИЗ ТКАНИ (8ч)

«Аппликация из ткани» направлена на воспитание у обучающихся  художественного вкуса, развитие творческой инициативы, самостоятельности, приобретение навыков и опыта при изготовлении простых, а затем сложных изделий.

Работа с тканью, выбор и конструирование модели – это не просто доступный вид деятельности, но и труд, который способствует умственному, нравственному и художественному воспитанию ребенка.

        Цель: научить трудится с удовольствием, так как в процессе изготовления того или иного изделия обучающийся  получает новые знания, приобретает практический опыт, видит результаты своего труда; способствовать нравственному и культурному воспитанию детей.

        Содержание: работа по шаблону; использование  чертежа; внесение каких-либо изменений в предлагаемый рисунок узора; работа с изделием, выполнение которого требует оригинальных решений; предложение  своих  решений  при изготовлении изделия. Способы и приёмы работы в технике  аппликации из ткани; изготовление объёмных деталей, оформление готовых работ.

4. ОБРЫВНАЯ АППЛИКАЦИЯ (4ч)

Передача образов  животных, их   характерных черт способом обрывной аппликации. Развитие  ранее полученных  знаний и умений при работе с бумагой. Развитие  воображения  и фантазии при изготовлении поделок.

        Цель: научить трудится с удовольствием, так как в процессе изготовления того или иного изделия обучающийся  получает новые знания, приобретает практический опыт, видит результаты своего труда; способствовать нравственному и культурному воспитанию детей.

        Содержание:  работа по шаблону; использование  чертежа; внесение каких-либо изменений в предлагаемый рисунок узора; работа с изделием, выполнение которого требует оригинальных решений; предложение  своих  решений  при изготовлении изделия. Способы и приёмы работы в технике   обрывной аппликации; изготовление объёмных деталей, оформление готовых работ.

5. ЦВЕТЫ ИЗ ГОФРИРОВАННОЙ  БУМАГИ (8ч)

Гофрированная бумага своей легкой и сжатой структурой удивительно напоминает нежный цветочный лепесток. Поэтому из нее удобно делать те цветы, в которых необходимо передать нежность, имитировать грациозность и изогнутость соцветий. Если постараться, цветы из гофрированной бумаги получаются поразительно похожими на настоящие. Чтобы наши поделки получились красивее, нужно, прежде чем приступить к работе, знать историю каждого цветка и мифы, с ним связанные.

        Цель: развитие мелкой моторики, логического и пространственного мышления, всех видов памяти. Работа с бумагой способствует концентрации внимания и самодисциплине, расширяется и обогащается словарный запас ребенка.

        Содержание:  способы и приёмы работы в технике бумагопластика;, изготовление объёмных деталей, оформление готовых работ .

6. ОБЪЕМНЫЕ АППЛИКАЦИИ (8ч)

Изготовление объемной аппликации - не только увлекательное, но и полезное занятие. Способствует развитию мелкой моторики, творческих способностей, а также формированию представлений о размере, форме и цвете предметов.

        Цель:  научить основным приёмам работы в технике объемной аппликации  составлять пространственные и сюжетные композиции ; развивать творческое воображение. Развивать сенсомоторику  - согласованность в работе глаза и руки, совершенствовать координацию движений, гибкость, точность в выполнении действий.

        Содержание: материалы, инструменты и приёмы работы в технике объемной аппликации. Композиция в технике объемной аппликации; сборка, оформление изделия декоративными деталями.

Содержание  тем  учебного  курса 2 класса

Глава

Тема

Кол-во часов

1.

Введение

1

2.

Аппликация из природных материалов

6

3.

Аппликация из ткани

9

4.

Обрывная аппликация

5

5.

Цветы из гофрированной бумаги

8

6.

Объемная аппликация

7

ИТОГО:

36

Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

 Программа совмещает в себе различные формы организации учебных занятий :

коммуникативная – беседы, составление рассказов и сказок, отгадывание загадок, ситуативные разговоры;

продуктивная – мастерские по изготовление продуктов детского творчества, творческие проекты;

игровая – игровые ситуации, игры с правилами  (дидактические, подвижные, народные), самодеятельные игры ( сюжетные, сюжетно-ролевые),

      Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть (рассказ, беседа)  и практическое выполнение задания. Основная часть урока отводится практическим занятиям, которые включают в себя  выполнение графических зарисовок,  изготовление различных поделок из бумаги и природного материала, оформление выставок, анализ своей работы.

Календарно – тематическое  планирование

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика

Плановые

сроки

прохож

дения

Скорректиро

ванные

сроки

прохождения

1. Введение (1ч)

1.

Вводная беседа. ТБ. Что можно сделать из бумаги.

Самостоятельно планировать контролировать и корректировать свою деятельность

Итого:

1

2. Аппликация из природных материалов  (6ч)

2.

Сбор и подготовка материала

Сбор природного материала и его подготовка

3.

Эскиз будущей аппликации

Работа над эскизом

4.

Подготовка деталей аппликации

Создание собственного изделия

5.

Наклеивание деталей и оформление аппликации

Самостоятельно корректировать свою деятельность

6.

Коллективная работа – панно из листьев

Эскиз  будущего панно и подготовка листьев

7.

Изготовление панно из листьев

Использование ранее полученных умений

Итого:

6

3. Аппликация из ткани (9ч)

8.

Эскиз будущей аппликации из ткани

Создать свой эскиз

9.

Цветовое решение аппликации, подбор кусочков ткани

Применение ранее полученных навыков

10.

Подготовка деталей изображения

Правильно пользоваться инструментами

11.

Вырезание деталей изображения из ткани

Правильно пользоваться инструментами

12.

Раскладка деталей изображения на фоне

Последовательно выполнять изделие

13.

Наклеивание деталей изображения

Осваивать технологии моделирования

14.

Оформление аппликации  из ткани в рамку

Составлять и оформлять композиции

15.

Организация выставки работ и подведение итогов

Организовывать выставки и анализировать свою работу

Итого:

9

4. Обрывная аппликация (5ч)

16.

Выбор фона и разметка аппликации

Самостоятельно планировать свою деятельность

17.

Приемы заполнения деталей – обрывной способ

Выполнять работу с опорой на план

18.

Создание композиции – приклеивание деталей

Создавать композиционные изделия

19.

Оформление аппликации  рамочкой

Овладевать новыми навыками оформления

Итого:

5

5. Цветы из гофрированной бумаги (8ч)

20.

Цветовое решение изделия

Уметь работать с цветом

21.

Волшебные свойства бумаги

Исследовать и наблюдать

22.

Вырезание и придание объема деталям цветка

Изготавливать новые формы

23.

Соединение отдельные детали в целое

Применять фантазию и смекалку в работе

24.

Создание цветочной композиции

Изготавливать и создавать композицию

25.

Изготовление цветов из гофрированной бумаги

Уметь работать с разными материалами

26.

Оформление цветка листочками

Овладевать новыми изделиями

27

Оформление выставки готовых работ

Уметь оформлять и анализировать свою работу

Итого:

8

6. Объемная аппликация (7ч)

28.

Учимся создавать объемные аппликации

Осмысливать и создавать план работы

29.

Использование различных материалов в аппликации

Уметь работать по заданной теме

30.

Создание аппликации по заданной теме

Применять полученные знания

31.

Создание фона дальнего и промежуточного

Составлять план работы – эскиз

32.

Изготовление фантазийной картинки.

Уметь работать по плану

33.

Использование различных техник и материалов

Самостоятельно планировать и корректировать свою работу

Итого:

7

ИТОГО

36

                          3 класс

Место учебного предмета в  учебном плане 3 класс

   Занятия проводятся  1 час- в неделю. 36 часов – в год

Содержание учебного предмета

1. ВВЕДЕНИЕ(1 час)        

        Здоровье – одно из главных параметров жизни. Его охрана и соблюдение безопасности должны иметь важное место на занятиях. Правила техники безопасности, санитарно-гигиенические нормы – это те основы, которые помогают обеспечить безопасность образовательного процесса.

        Цель: познакомить с правилами техники безопасности, основными санитарно-гигиеническими нормами, основными материалами и инструментами для работы с бумагами.

        Содержание: инструменты и материалы,  правила их использования. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы.

2. МОДУЛЬНОЕ ОРИГАМИ (6ч)

Эта увлекательная техника — создание объёмных фигур из модулей, например, из треугольных модулей оригами, придуманных в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга.

        Цель: познакомить детей с базовыми формами модульного оригами, способами складывания модулей; развивать умения планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;

        Содержание: История развития техники модульного оригами. Азбука оригами. Какую бумагу лучше использовать безопасности. Волшебные свойства бумаги. Базовая форма модульного оригами «Треугольник». Виды модульного оригами на основе базовой формы «Треугольник»

 3. АЖУРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ БУМАГИ (9ч)

Ажурное вырезание из бумаги  направлено на воспитание у обучающихся  художественного вкуса, развитие творческой инициативы, самостоятельности, приобретение навыков и опыта при изготовлении простых, а затем сложных изделий.

Работа с вырезанием из бумаги, выбор композиции  – это не просто доступный вид деятельности, но и труд, который способствует умственному, нравственному и художественному воспитанию ребенка.

        Цель: научить трудится с удовольствием, так как в процессе изготовления того или иного изделия обучающийся  получает новые знания, приобретает практический опыт, видит результаты своего труда; способствовать нравственному и культурному воспитанию детей.

        Содержание:  работа по шаблону; использование эскиза; внесение каких-либо изменений в предлагаемый рисунок узора; работа с изделием, выполнение которого требует оригинальных решений; предложение  своих  решений  при изготовлении изделия. Способы и приёмы работы в технике  ажурного вырезания ; изготовление объёмных деталей, оформление готовых работ.

4. ПОДЕЛКИ ИЗ БУМАГИ И КАРТОНА (4ч)

Передача образов  животных, их   характерных черт с помощью поделок из картона. Создание двигающихся моделей. Развитие  ранее полученных  знаний и умений при работе с бумагой. Развитие  воображения  и фантазии при изготовлении поделок.

        Цель: научить трудится с удовольствием, так как в процессе изготовления того или иного изделия обучающийся  получает новые знания, приобретает практический опыт, видит результаты своего труда; способствовать нравственному и культурному воспитанию детей.

        Содержание:  работа по шаблону; использование  чертежа; внесение каких-либо изменений в предлагаемый рисунок узора; работа с изделием, выполнение которого требует оригинальных решений; предложение  своих  решений  при изготовлении изделия. Способы и приёмы работы с картоном; изготовление объёмных деталей, оформление готовых работ.

5. АЙРИС ФОЛДИНГ (8ч)

Айрис фолдинг появился в Голландии. Эту технику называют также "радужным складыванием". Её принцип заключается в следующем: Необходимый фрагмент рисунка вырезается по контуру. С обратной стороны на рисунок наклеиваются полоски цветной бумаги строго в определенном порядке, в соответствии с заранее приготовленным   шаблоном или с составленной Вами схемой. Изнаночная сторона заклеивается чистым листом бумаги. Рисунок, если это необходимо, дополняется деталями.

Д ля поделок может быть использована ткань, упаковочная бумага, страницы старых глянцевых журналов, цветочная бумага и многое другое. Все зависит только от вашей фантазии.

Прежде чем приступать к работе, необходимо научиться самим строить шаблон или запастись готовыми        

Цель: развитие мелкой моторики, логического и пространственного мышления, всех видов памяти. Работа с бумагой способствует концентрации внимания и самодисциплине, расширяется и обогащается словарный запас ребенка.

        Содержание:  способы и приёмы работы в технике Айрис Фолдинг , изготовление рисунка строго по схеме, оформление готовых работ .

6. ЛЕТАЮЩИЕ МОДЕЛИ (8ч)

Изготовление летающих моделей из бумаги  - не только увлекательное, но и полезное занятие. Способствует развитию мелкой моторики, творческих способностей, а также формированию представлений о размере, форме и цвете предметов.

        Цель:  научить основным приёмам работы в технике моделирования из бумаги  ; развивать творческое воображение. Развивать сенсомоторику  - согласованность в работе глаза и руки, совершенствовать координацию движений, гибкость, точность в выполнении действий.

        Содержание: материалы, инструменты и приёмы работы в технике моделирования из бумаги. Сборка, оформление изделия декоративными деталями.

Содержание  тем  учебного  курса

Глава

Тема

Кол-во часов

1.

Введение

1

2.

Модульное оригами

6

3.

Ажурные изделия из бумаги

9

4.

Поделки из бумаги и картона

4

5.

Айрис Фолдинг

8

6.

Летающие модели

8

ИТОГО:

36

Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

 Программа совмещает в себе различные формы организации учебных занятий :

коммуникативная – беседы, составление рассказов и сказок, отгадывание загадок, ситуативные разговоры;

продуктивная – мастерские по изготовление продуктов детского творчества, творческие проекты;

игровая – игровые ситуации, игры с правилами  (дидактические, подвижные, народные), самодеятельные игры ( сюжетные, сюжетно-ролевые),

      Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть (рассказ, беседа)  и практическое выполнение задания. Основная часть урока отводится практическим занятиям, которые включают в себя  выполнение графических зарисовок,  изготовление различных поделок из бумаги и природного материала, оформление выставок, анализ своей работы.

Календарно – тематическое  планирование 3 класс

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика

Плановые

сроки

прохож

дения

Скорректиро

ванные

сроки

прохождения

1. Введение (1ч)

1.

Вводная беседа. ТБ. Что можно сделать из бумаги.

Самостоятельно планировать контролировать и корректировать свою деятельность

Итого:

1

2Модульное оригами  (6ч)

2.

Учимся разбираться в схемах

Осмысливать и создавать план работы

3.

Исходные модули

Уметь изготавливать основные модули

4.

Изготовление модулей

Уметь изготавливать модули

5.

Способы соединения отдельных модулей

Соединение модулей

6.

Соединение модулей по схеме

Уметь работать по схеме

Итого:

3. Ажурные изделия из бумаги (9ч)

8.

Симметричное вырезание – цветочные шары

Уметь пользоваться ножницами

9.

Соединение фрагментов шаров в целое

Применение ранее полученных навыков

10.

Ажурные игрушки – шар мячик из бумаги

Правильно пользоваться инструментами

11.

Ажурные вырезалки – рамочка для картинки

Правильно пользоваться инструментами

12.

Работа с шаблоном – вырезаем картинку

Последовательно выполнять изделие

13.

Вырезаем картинку  вытыканку из бумаги

Осваивать технологии вырезания картинок

14.

Соединение картинки с фоном

Составлять и оформлять композиции

15.

Оформление ажурной вырезанной картинки в рамочку

Организовывать выставки и анализировать свою работу

Итого:

4. Поделки из бумаги и картона (4ч)

16.

Игрушки из картона и подвижными деталями – подготовка деталей

Исследовать, наблюдать и выполнять

17.

Соединение деталей

Работать по плану

18.

Соединение деталей и оформление игрушки

Выполнять работу по схеме

19.

Фантазийная игрушка

Создавать собственные игрушки

Итого:

5

5. Айрис Фолдинг (8ч)

20.

Цветовое решение изделия

Уметь работать с цветом

21.

Подготовка рисунка – вырезание контуров

Уметь работать с ножницами

22.

Подготовка полос

Уметь работать с шаблоном

23.

Выкладывание полосок по схеме

Уметь работать по схеме

24.

Выкладывание полосок по схеме

Уметь работать по схеме

25.

Оформление готовой картинки рамочкой

Уметь работать с разными материалами

26.

Использование различных материалов в работе

Овладевать новыми изделиями

27

Оформление выставки готовых работ

Уметь оформлять и анализировать свою работу

Итого:

8

6. Летающие модели (8ч)

28.

Планер - Голубь

Использовать ранее полученные умения

29.

Планер - Снегирь

Работать по схеме

30.

Планер - Икар

Выполнять работу с опорой на план

31.

Самолет Истребитель

Выполнять разметку по шаблону

32.

Самолет Бомбардировщик

Выполнять работу с опорой на слайды

33.

Самолет Штурмовик

Последовательно следовать схеме сборки

34.

Модель – Летающая тарелка

Использовать текстовый план

Модель - Ротор

Осуществлять совместную практическую деятельность

Итого:

8

ИТОГО

36

4-5 класс

Календарно-тематическое планирование 5 класс

№ урока

Тема занятия

Необходимые материалы

Дата

                                     Бумажная страна.

1-2

Закладка для книги. Техника плетения из полосок бумаги.

Цветная бумага, ножницы, клей.

3-4

Закладка для книги. Техника сложения. Уголок на страницу. Мини-закладка из скрепки.

Цветная бумага, ножницы, клей, скрепка.

5-6

Техника оригами. Цветок из модулей.

Цветная бумага, ножницы, клей.

7-8

Аппликация с элементами оригами. Цветущее дерево.

Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей.

9-10

Аппликация с элементами оригами. Попугай в тропиках.

Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей.

11-12

Плетеная корзинка из бумаги.

Газеты, клей, ножницы

13-14

Подарочная коробочка в технике оригами.

Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей.

15

Техника «Папье-маше». Тарелка.

Газета, клей, обклеиваемая форма.

                                             Нитевое плетение.

16

Изготовление нитяных шаров.

Воздушные шары, нитки-ирис, клей ПВА.

17

Украшаем комнату нитяными шарами. Шар с цветочными вставками из бумаги.

Воздушные шары, нитки-ирис, клей ПВА. Цветная бумага, ножницы.

18

Украшаем ёлку. Новогодние шары.

Воздушные шары, нитки-ирис, клей ПВА.

19

Украшаем ёлку. Новогодние шары.

Новогодняя мишура.

20

Шар из цветов.  

Воздушные шары, нитки-ирис, клей ПВА.

21

Шар из цветов.

Ножницы, гофрированная бумага.

22

Шар из цветов.

Собираем конструкцию.

23

Организация выставки работ

                                         Поделки из бросового материала

24

Панно из компакт - дисков

Клей ПВА, гуашь, картон.

25

Морской мир. Лепка на диске.

Компакт-диск, пластилин, пайетки.

26

Животные из пластиковых бутылок

Пластиковые бутылки, гуашь, клей ПВА, ножницы.

                                      Различные техники. Синтез.

27

Техника Мозика. Водяная лилия.

Цветная бумага, картон, клей.

28

Техника Мозика. Водяная лилия.

Цветная бумага, картон, клей.

29

Техника Мозаика. Черный лебедь.

Яичная скорлупа белого цвета, клей ПВА, чёрный картон

30

Техника Мозаика. Павлин.

Тыквенные семечки, клей ПВА, гуашь

31

Техника Мозаика. Павлин.

Цветной картон, цветная бумага, клей ПВА

                                     Квиллинг – искусство бумагокручения

32-33

Цветочная композиция

Цветная бумага, клей, ножницы

34-35

Цветочная композиция

Цветная бумага, клей, ножницы

36

Организация выставки работ

Итого: 36ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности"Волшебный мир оригами"

рабочая программа для учащихся 1-4 классов.ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебный карандаш» для 1 класса

Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.Задачи:– Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.–...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами" ( 5 класс)

Данная программа разработана для занятий по внеурочной деятельгости в 5 классе...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный клубок"

Данная программа предназначена для 2-го класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»

рабочая программа курса внеурочной деятельности общекультурного направления в 6 классе "Волшебный мир оригами"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Волшебный мир химии» 7 класс

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, или 1 час в неделю, предназначена для учащихся 7 класса.           Программа реализована в рамках &laqu...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебная бумага"

Программа «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической и научно – технической направленности.Программа разработана...