Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бисерная фантазия»
рабочая программа

Букреева Екатерина Владимировна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «БИСЕРНАЯ ФАНТАЗИЯ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_bisernaya_fantaziya_2019.doc320 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Льгова»

Принято на заседании педагогического совета

Протокол №_____

от __________20   г.

             УТВЕРЖДЕНО:

Директор МБОУ СОШ №5 г.Льгова

 _____________ О.В.Жеромский

Пр. №_____ от______________20   г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«БИСЕРНАЯ ФАНТАЗИЯ»

(Стартовый, базовый уровень)

Срок реализации  – 2 года

Возраст учащихся  8-16 лет

Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

Букреева Екатерина Владимировна

г. Льгов – 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бисерная фантазия» имеет художественную направленность.

  Данная программа направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира и развитие художественно-творческого потенциала личности.

В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.

В связи с быстрым объемом знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности обучающихся, возникает потребность в создании образовательных программ дополнительного образования детей декоративно-прикладного творчества. Такие программы способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи «Природа – Человек – Предметная среда».

На современном этапе развития образования и воспитания очень важно не потерять богатство и уникальность накопленного поколениями опыта, сформировавшего духовную культуру нации и всего человечества, то есть актуальными и значимыми в процессе воспитания и образования остаются предметы художественно-эстетического цикла. К этому циклу относится бисероплетение, которое является древнейшим видом искусства, и в наше время востребованным и непрерывно развивающимся.

Образовательная программа «Бисерная фантазия», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися основными приемами бисероплетения. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации обучающихся.

Бисерное рукоделие, как и любой вид художественного творчества, постоянно развивается. Появляются более совершенные и сложные приемы изготовления изделий из бисера, новые оригинальные изделия. Несмотря на то, что приемы работы с бисером у разных народов имеют много общего, сами изделия отражают национальный колорит и своеобразие. Таким образом, знакомство с общими чертами народного искусства способствует решению трудных педагогических задач в области эстетического воспитания.

Занятия в детском объединении имеют большое воспитательное значение для развития у детей художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям, а также для профессиональной ориентации.

Актуальность программы

Бисероплетение тесно связано с жизнью человека. Украшая себя и предметы быта, человек рассказывает тем самым о себе – о своем характере, привычках, вкусах, навыках и предпочтениях. Поэтому главным смысловым стержнем программы является связь искусства с жизнью человека.

Программа предусматривает широкое привлечение жизненного опыта ребенка и примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения окружающей реальности является важным условием освоения обучающимися программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником образного мышления обучающихся.

Процесс обучения тесно связан с изучением не только народного творчества и художественных промыслов России, культурой и традициями русского народа, но и современных направлений развития искусства бисероплетения. Систематическое освоение художественного наследия помогает обучающимся осознать искусство как духовную летопись человечества, а современная направленность дает ребенку быть в курсе происходящих изменений в мире искусства.

В процессе обучения у детей развиваются не только интеллектуальные и творческие способности, но и воспитываются замечательные качества личности, такие как:

- трудолюбие, терпение, усидчивость, выносливость, так как занятия бисерным рукоделием требуют очень многих усилий от обучающихся;

- оптимизм, потому что с помощью педагога дети учатся организовывать свой досуг весело, интересно, обретают бодрый эмоциональный настрой;

- эмоциональность, поскольку на занятиях обучающиеся развивают способность радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей;

- общительность, так как дружественная атмосфера в коллективе помогает пробудить чувство радости от общения друг с другом и интерес к жизни других людей;

  - внимательность, потому что, занимаясь бисероплетением, обучающимся необходимо большое усердие и внимание при работе;

- хорошая память, поскольку занятия с мелкими предметами развивают психомоторику ребенка, а это, в свою очередь, напрямую влияет на развитие интеллекта.

Концепция программы

Умение нанизывать бисер на проволоку очень кропотливый и в то же время захватывающий процесс, который нравится детям, а создание игрушек и поделок является для них очень действенным мотивом. Педагогическая целесообразность выбранного направления заключается в том, что дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность очень схожую с игровой, которая еще недавно была ведущей, и поэтому оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка.

Все учебные занятия, кроме формирования знаний и умений по бисероплетению, направлены на общее развитие ребенка. Расширяется кругозор ребенка о народных традициях и праздниках, их современной направленности, дается возможность проявить творческие способности обучающегося.

За время обучения у детей формируется осознание необходимости думать и понимать, а не просто повторять определенные движения. И, конечно, весь учебный материал связан с воспитанием у обучающихся художественного вкуса, чувств радости и удовольствия от эстетически красивого.

Выполняя практические задания, дети развивают у себя произвольные движения, которые необходимы для успешного обучения в школе, в частности, мелкую психомоторику, которая напрямую влияет на развитие речи и умственное развитие в целом.

Сегодня большинство родителей нацеливают детей на занятия умственными видами деятельности или так называемыми «перспективными» (английский язык, информатика, пение, танцы и т.п.), а вот современный рынок труда требует хороших, квалифицированных, образованных рабочих, то есть профессионалов, творящих руками. Поэтому воспитание уважительного отношения к людям, которые могут своими руками изготовить уникальную вещь, является важной и актуальной задачей при подготовке детей к взрослой жизни.

На занятиях у детей воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка. Большое значение уделяется целеустремленности, желанию получать все больше новых знаний и умений в искусстве бисероплетения.

   Программа «Бисерная фантазия» разработана на основе:

-   Закон Российской Федерации от29.12.2012г №273ФЗ «Об образовании в РФ».

- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 года №196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

- Требования и нормы, предъявляемые к учебно-воспитательному процессу СанПин 2.4.4 3172 – 14.

- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015г « Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».

- Распоряжение Правительства РФ от 04 сентября 2014 г. N 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей в РФ».  

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008

- «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29.05.2015г.№996-р

- Требования письма от 11декабря 2006 г., № 06-1844 Министерства образования и науки РФ «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Соотнесено с

- «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» Министерство образования и науки Российской Федерации. М., «Просвещение»

   Новизна данной программы заключается в том, что она дает возможность не только изучить различные техники и способы использования бисера, но и применить их комплексно на предметах одежды, в предметном дизайне и интерьере.

Программа нацелена не только на обучение азам бисероплетения, но и на достижение ребенком такого уровня, который позволит ему создавать изделия самостоятельно. На первоначальном уровне обучения не используется трудоемкая техника бисероплетения, а применяются методы плетения, доступные детям младшего школьного возраста. В этом и заключается новизна программы.

        Программа имеет два уровня: первый год обучения – стартовый уровень, второй  год обучения – базовый уровень.

Адресат программы

Младший школьный возраст (8-10 лет). Признаком возраста 8-10 лет является начало школьной жизни ,появление социального статуса школьника. Социальная ситуация развития характеризуется переходом от свободного существования к обязательной, общественно-значимой  и общественно-оцениваемой деятельности. Ведущей становится учебная деятельность. Появляется произвольность, внутренний план действия, самоконтроль, рефлексия, чувство компетентности. Для мотивационной сферы характерна учебная мотивация, внутренняя позиция школьника. Возраст характеризуется теоретическим мышлением, анализирующим восприятием, произвольной смысловой памятью и произвольным вниманием. Самооценка адекватная, появляется обобщение переживаний и осознание чувств.

Подростковый возраст (11-16 лет). Признаком возраста 11-16 лет является переход от детства к взрослости. Социальная ситуация развития характеризуется стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на общепринятые нормы и ценности, эмансипацией от взрослых и группирование. Главной направленностью жизнедеятельности является личностное общение в процессе обучения и организационно-трудовой деятельности, стремление занять положение в группе сверстников.  Кризисным моментом возраста является  чувство «взрослости», восприятие себя и самооценка. Происходит становление человека как субъекта собственного развития.  Возраст характеризуется теоретическим рефлексивным мышлением, интеллектуализацией восприятия и памяти, личностной рефлексией и гипертрофированной потребностью в общении со сверстниками.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 8 до 16 лет.

Особенность курса обучения по программе заключается в том, что программа предусматривает возрастные и психологические особенности детей: для детей младшего школьного возраста предусматриваются более легкие и не слишком трудоемкие работы; дети среднего школьного возраста выполняют более усложненные работы, требующие большей усидчивости и внимательности.

Программа опирается на систему педагогических принципов:

- принцип развивающего и воспитывающего обучения;

- принцип добровольности;

- принцип сознательности и активности учащихся;

   - принцип дифференцированного обучения;

- принцип наглядности;

- принцип «от простого к сложному»;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип связи теории с практикой;

- принцип социокультурного соответствия;

- принцип психологической комфортности в коллективе.

Сроки освоения и объём программы

Программа рассчитана на два года обучения. Количество часов первого года обучения– 140 часов. Количество часов второго года обучения –140 часов.  Общее количество часов всего курса обучения: 140+140=280 часов.

Содержание программы разделено на II этапа обучения:

I этап (1-й год обучения)

Подразумевает обучение детей без базовой подготовки по предмету. Возраст воспитанников 8-11 лет. Начальный этап обучения, где закладываются основы и формируются начальные знания, умения и навыки, происходит ознакомление обучающихся с материалом, цветом; обучение чтению схем плетения; изучение основных методов и техник работы с бисером; формирование основных навыков работы; определяются перспективы педагогической деятельности, пути раскрытия индивидуальных особенностей воспитанников и развития их творческих способностей. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, аккуратности, усидчивости, трудолюбия, формирование эмоционально-волевой сферы ребенка. Занятия проходят в игровой и занимательной форме.

II этап (2-й год обучения)

Данный этап предназначен для обучения детей, успешно овладевших предыдущим учебным материалом. Возраст воспитанников 10-16 лет. На втором этапе осуществляется отработка полученных практических навыков, осуществляется изготовление изделий по готовым схемам, происходит развитие вкуса, активизация творческого мышления, повышается уровень мастерства, навык самоконтроля и самовыражения в работе. Оформление детьми более сложных работ. В этой деятельности проявляются миросозерцание и миропонимание окружающей природы, самоутверждение в обществе, самобытность и мастерство.

Форма и режим проведения занятий

Программа «Бисерная фантазия» рассчитана на разновозрастные (8 -16 лет) учебные группы с постоянным составом учащихся.

На занятиях используются групповые, звеньевые и индивидуальные формы работы. Занятия бисероплетением требует от учащихся большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому. Учитывая эти сложности, для эффективности выполнения данной программы группы должны состоять из 8-10 человек.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия первого года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, всего 140 часов в год. Занятия второго года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, всего 140 часов в год. Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий. Занятия проводятся при постоянной смене деятельности. Продолжительность академического часа – 40 минут, между ними обязательные перерывы - 10 минут.

Психолого-педагогическое  обеспечение программы.

Психолого-педагогическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

  1. создание комфортной,  доброжелательной атмосферы на занятиях;
  2. проведение психологического тестирования по проверке базовых и приобретённых знаний, умений и навыков;
  3. побуждение творческого воображения воспитанников к практической и творческой деятельности;
  4. применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения;
  5. разработка и подбор диагностических материалов для определения уровня удовлетворённости воспитанника и их родителей дополнительными образовательными услугами.

Основные способы и формы обучения:

 Основными формами работы в детском творческом объединении «Бисерная фантазия» является учебно-практическая деятельность: 70% - практические занятия и 30% теоретические.

На занятиях используются следующие формы работы:

Индивидуальная (самостоятельное выполнение заданий):

- индивидуализированная, где учитываются учебные и индивидуальные возможности обучающихся;

- индивидуализированно-групповая (если есть большие отличия в успеваемости).

Групповая, которая предполагает наличие системы «руководитель – группа – обучающийся» и включает в себя:

- дифференцированно-групповую (группы могут быть постоянными или временными в зависимости от возможностей обучающихся и сложности выполняемого задания);

- кооперативно-групповую (каждая группа выполняет часть общего задания).

Парная, которая может быть представлена динамическими парами или парами сменного состава.

Коллективная, где действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого обучающегося, даёт возможность проявить себя в общей деятельности, где есть взаимный контроль перед  группой. Обучающиеся оказывают друг другу взаимную помощь и поддержку.

Интерес к изучаемому материалу значительно возрастает, если осознаётся его практическая направленность, созданы условия для обмена мнениями, самостоятельного поиска.

В образовательной рабочей программе «Бисерная фантазия» используются такие педагогические технологии как:

проблемное обучение, состоящее из проблемного изложения темы занятия, привлечения обучающихся к конструированию и моделированию. Проблемное обучение имеет большую ценность, такт как механизм обучения решения проблемных задач связан с регуляцией мыслительной, познавательной деятельности, активности восприятия материала, направлен на самостоятельное принятие решений, на формирование установки к мотивационной готовности , к выполнению познавательных действий.

игровые технологии (ролевые, имитационные, драматизации, праздники), технологии с использованием знаковой системы; акцент ставится на личностно-ориентированное обучение.

В обучении используются следующие дидактические принципы:

- наглядности;

- доступности;

- природосообразности;

- культуросообразности (приобщение к современной культуре);

- гуманистической направленности, необходимости сочетания целей общества и личности, обеспечения связи с жизнью и производственной практикой;

- свободы выбора.

Проводятся следующие виды занятий:

- комбинированные,

- проблемного изложения материала,

- получения и закрепления полученных знаний,

- обобщающие занятия.

Методы организации образовательного процесса.

Программа «Бисерная фантазия» предусматривает использование следующих методов организации образовательного процесса:

По признаку получения знаний:

- словесные(рассказ, беседа, диалог)

- наглядные (методы иллюстрации: показ пособий, таблиц, эскизов; методы демонстрации: показ объектов труда, эталонных, оригинальных    изделий, инструментов и материалов);

- практические  (упражнения, практические работы).

По способам организации деятельности:

- информационные, объяснительно-иллюстративные с использованием различных источников знаний: книг, журналов, компьютера, архивных данных;

- репродуктивные (изготовление по образцу);

- проблемного изложения материала;

- эвристические (частично-поисковые задания);

- исследовательские (организация поисковой, творческой деятельности, творческие проекты).

По управлению учебно-познавательной деятельностью:

- методы формирования познавательных интересов;

- методы формирования чувства долга.

Методы контроля и самоконтроля: входной; текущий; тематический; итоговый.

Методы формирования устойчивой мотивации:

- соревнования, создание ситуации успеха;

- познавательные  игры;

- праздники.

Становление мотивации происходит в три этапа:

I  - возникновении мотивации,

II - подкрепление и усиление мотивации,

III- мотивация завершения.

Условия, способствующие формированию позитивных мотивов у

 обучающихся:

  1. Осознание обучающимися ближайших и конечных целей.
  2. Осознание теоретической и практической значимости усваиваемых знаний.
  3. Наличие любознательности.
  4. Положительный психологический климат в группе.
  5. Профессиональная направленность в деятельности.

Организация поэтапной деятельности, способствующей формированию устойчивой, положительной мотивации.

Мотивационный этап.

- создание учебно-проблемной ситуации;

- формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации;

- рассмотрение вопросов самооценки и самоконтроля.

Операционно-познавательный этап.

- усвоение темы, овладение учебными действиями и операциями в связи с её содержанием;

- положительные эмоции, достижение конкретного результата.

Рефлексивно-оценочный этап.

- анализ выполненных заданий, сопоставление достигнутого результата с поставленной задачей;

- подведение итогов, подкрепление мотивации. Очень важно, чтобы труд приносил удовлетворение от радости созидания и творчества.

СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ

Цель: формирование устойчивого интереса учащихся к бисероплетению как декоративно-прикладному виду творчества.

Эта цель обуславливает следующие задачи:

Воспитательные задачи:

- прививать трудовые навыки при занятии рукоделием;

- прививать аккуратность, ответственность за качество своего труда, бережное отношение к рабочим материалам;

- формировать волевое начало и работоспособность;

- воспитывать уважительное отношение к людям труда и результатам их деятельности;

- формировать нравственные качества (дружелюбие, тактичность, доброжелательность в оценке чужой деятельности, позитивность);

- прививать основы здорового образа жизни;

- формировать ответственность, дисциплинированность, инициативность, самостоятельность, целеустремлённость.

Обучающие задачи:

- познакомить  с историей искусства бисероплетения;

- формировать активный словарь по специальной терминологии бисероплетения;

- учить  правилам безопасной работы с материалами и инструментами;

- познакомить  с разновидностями материалов для работы (бисер, стеклярус, рубка, бусины, пайетки);

- познакомить с рабочими инструментами (ножницы, плоскогубцы, кусачки, шило, иглы);

- познакомить с разновидностями рабочих нитей (проволока, леска, нитки);

- познакомить с разновидностями объемных заготовок для оплетения простой формы (заготовки яиц, шары);

- учить базовым техникам бисероплетения;

- познакомить с основами композиции, цветоведения;

- формировать навыки в экономном использовании материалов.

Развивающие задачи:

- развивать любознательность и познавательную активность;

- развивать внимание, наблюдательность, зрительную память;

- развивать наглядно-образное мышление;

- развивать пространственную ориентацию и координацию;

- развивать мелкую и общую моторику, тактильную сенсорику, точность глазомера.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 год обучения (Стартовый уровень)

п/п

Раздел, тема

Кол-во

часов

Теория

Практика

1. Вводное занятие

2

2

-

2. Бисерная азбука

2

2

-

3. Плоское параллельное плетение

30

9

21

3.1

Насекомые.

10

3

7

3.1.1

Мотылек.

2

1

1

3.1.2

Стрекоза.

4

1

3

3.1.3

Бабочка.

4

1

3

3.2

Цветы.

10

3

7

3.2.1

Незабудки.

4

1

3

3.2.2

Ромашка.

4

1

3

3.2.3

Панно «Цветочная поляна».

2

1

1

3.3

Подводный мир.

10

3

7

3.3.1

Золотая рыбка и ее друзья.

4

1

3

3.2.2

Морские жители.

4

1

3

3.3.3

Панно «Аквариум».

2

1

1

4. Объемное параллельное плетение.

12

4

8

4.1

Мышка.

2

1

1

4.2

Паучок.

2

1

1

4.3

Змейка.

4

1

3

4.4

В мире животных.

4

1

3

5. Петельное низание.

64

15

49

5.1

Березка.

20

5

15

5.1.1

Веточки.

14

2

12

5.1.2

Сборка.

4

2

2

5.1.3

Декорирование.

2

1

1

5.2

Сакура.

22

5

17

5.2.1

Веточки.

16

2

14

5.2.2

Сборка.

4

2

2

5.2.3

Декорирование.

2

1

1

5.3

Сказочное деревце.

22

5

17

5.3.1

Веточки.

16

2

14

5.3.2

Сборка.

4

2

2

5.3.3

Декорирование.

2

1

1

6. Игольное (игольчатое) плетение.

24

4

20

6.1

Хризантема.

8

2

6

6.2

Нежный букет.

16

2

14

7.Итоговое занятие (итоговая выставка к концу учебного года)

2

2

-

Резервный урок

2

1

1

Резервный урок

2

1

1

Итого:

140

40

100

Содержание программы первого года обучения

Раздел 1. Вводное занятие.

Задачи:

- ознакомить с программой обучения;

- вызвать интерес к искусству бисероплетения и желание заниматься этим рукоделием;

- сформировать первоначальные знания о материалах и инструментах, с которыми необходимо будет работать;

- провести инструктаж по технике безопасности.                

Содержание: Знакомство с программой обучения. Беседа на тему «История возникновения бисероплетения». Ознакомление с материалами и инструментами, необходимыми для работы. Их основные свойства и качества. Организация рабочего места. Правильное положение тела во время работы. Инструктаж по технике безопасности при работе с проволокой, ножницами и иглами. Правила дорожного движения и пожарной безопасности. Демонстрация изделий из бисера. Выставка книг по бисероплетению.

Диагностическая беседа с целью выявления первоначальных знаний, умений и навыков.

Раздел 2. Бисерная азбука.

Теория: Общие сведения о бисере (размер, форма, цвет, материал, из которого изготовлен, хранение). Виды работ из бисера. Техники плетения бисером. Цветоведение и композиция. Композиция декоративного произведения. Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Насыщенность цвета и его светлость. Цветовой контраст. Основные правила при работе с бисером.

Раздел 3. Плоское параллельное плетение.

3.1. Тема «Насекомые».

Теория: Знакомство с плоским параллельным плетением с использованием проволоки. Обучение плетению с использованием схемы выполнения работы. Беседа на тему «Способы закрепления и наращивания проволоки». Повторение общих сведений о бисере (размере, форме, цвета, материал).

Практика: Выполнение насекомых (мотылек, стрекоза, бабочка) в технике плоского параллельного плетения.

Материалы: бисер, проволока.

3.2. Тема «Цветы».

Теория: Продолжение обучению параллельному плетению. Выполнение работы с опорой на схему плетения. Беседа на тему «Декоративное панно». Повторение основ цветоведения.

Практика: Выполнение цветов (незабудки, ромашка) в технике плоского параллельного плетения.  Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление панно «Цветочная поляна» из выполненных в технике параллельного плетения изделий. Прикрепление элементов композиции к основе.

Материалы: бисер, проволока, цветной картон, лоскуты ткани, нитки.

3.3. Тема «Подводный мир».

Теория: Изучение особенностей плоского параллельного плетения. Продолжение выполнения работы с опорой на схему плетения. Беседа на тему «Панно в интерьере». Повторение законов композиции.

Практика: Выполнение золотой рыбки, краба, дельфина в технике плоского параллельного плетения. Подготовка основы декоративного панно. Составление панно «Аквариум» из выполненных в технике параллельного плетения изделий. Прикрепление элементов композиции к основе.

Материалы: бисер, проволока, цветной картон, лоскуты ткани, нитки.

Раздел 4. Объемное параллельное плетение.

4.1. Тема «Мышка».

Теория: Продолжение обучению параллельному плетению с приданием объема изделию из бисера. Техника двойного соединения. Правила выполнения объемных миниатюр на проволоке. Продолжение выполнения работы с опорой на схему плетения. Беседа на тему «Изделия из бисера». Повторение основных свойств материалов и инструментов, необходимых для работы.

Практика: Выполнение мышки в технике объемного параллельного плетения. Изготовление брелка из выполненного изделия.

Материалы: бисер, проволока.

4.2. Тема «Паучок».

Теория: Изучение особенностей объемного параллельного плетения. Продолжение выполнения работы с опорой на схему плетения. Беседа на тему «Игрушки из бисера». Повторение сведений о цветовом круге.

Практика: Выполнение паучка в технике объемного параллельного плетения. Изготовление брелка из выполненного изделия.

Материалы: бисер, проволока.

4.3. Тема «Змейка».

Теория: Изучение особенностей объемного параллельного плетения. Самостоятельное выполнение работы с опорой на схему плетения. Беседа на тему «Украшения из бисера». Повторение материала о теплых и холодных цветах.

Практика: Выполнение змейки в технике объемного параллельного плетения. Изготовление брелка из выполненного изделия.

Материалы: бисер, проволока.

4.4. Тема «В мире животных».

Теория: Схема любого животного на выбор обучающегося. Повторение материала о цветовом контрасте.

Практика: Самостоятельное выполнение изделия в технике объемного параллельного плетения. Изготовление брелка из выполненного изделия.

Материалы: бисер, проволока.

Раздел 5. Петельное низание.

5.1. Тема «Березка».

Теория: Знакомство с петельным низанием. Демонстрация готовых деревьев из бисера. Выполнение работы новым способом плетения с опорой на схему плетения. Беседа на тему «Последовательность выполнения деревьев из бисера». Повторение сведений о насыщенности и светлости цвета.

Практика: Выполнение элементов (веточек) березки петельным низанием. Сбор элементов дерева в готовое изделие. Укрепление березки на подставке. Декорирование ствола (покраска).

Материалы: бисер, проволока, краски, кисть, подставка.

5.2. Тема «Сакура».

Теория: Продолжение обучению петельному низанию. Демонстрация фотографий деревьев из бисера, выполненных методом низания петлями. Понятие «сакура». Выполнение работы новым способом плетения с опорой на схему плетения. Беседа на тему «Декорирование деревьев из бисера». Новый способ декорирования ствола – шпаклевание, лакирование. Шпатлевка, ее виды. Лак, его виды.

Практика: Выполнение элементов (веточек) сакуры методом низания петлями. Сбор элементов дерева в готовое изделие. Укрепление сакуры на подставке. Формирование ствола (шпаклевание, покраска, покрытие лаком).

Материалы: бисер, проволока, шпаклевка, краски, лак.

5.3. Тема «Сказочное деревце».

Теория: Изучение особенностей петельного низания. Демонстрация фотографий деревьев из бисера. Самостоятельная работа данным способом плетения с опорой на схему. Беседа на тему «Оформление интерьера при помощи изделий из бисера».

Тест «Бисерные деревья».

Практика: Самостоятельное выполнение элементов (веточек) дерева методом низания петлями. Сбор элементов деревца в готовое изделие. Укрепление на подставке. Формирование ствола (шпаклевание, покраска, покрытие лаком).

Материалы: бисер, проволока, шпаклевка, краски, лак.

Раздел 6. Игольное (игольчатое) плетение.

6.1. Тема «Хризантема».

Теория: Знакомство с игольным (игольчатым) плетением. Схемы. Беседа на тему «Использование игольчатого плетения с другими техниками».

Практика: Выполнение элементов цветка (хризантемы) в технике игольного плетения. Сбор элементов хризантемы в готовое изделие.

Материалы: бисер, проволока, зеленые нитки.

6.2. Тема «Нежный букет».

Теория: Изучение особенностей игольчатого плетения.

Практика: Выполнение нескольких цветков хризантемы, выполнение листьев хризантемы. Сбор готовых цветов в букет. Оформление букета и его закрепление в вазе или корзине.

Материалы: бисер, проволока, зеленые нитки.

7. Итоговое занятие.

Задачи:

- подвести итоги обучения за год;

- активизировать познавательную и творческую деятельность обучающихся;

- выявление одаренных детей и талантливой молодежи в искусстве бисероплетения, содействие им в дальнейшей профессиональной ориентации.

Содержание:

Подведение итогов работы за год. Выставка выполненных игрушек, панно, изделий декора интерьера для дома, букетов цветов, деревьев, украшений, картин и др. Выдача грамот лучшим обучающимся.

ПЛАНИРУМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СТАРТОВОГО УРОВНЯ

Предметные результаты

Обучающиеся должны знать:

- правила безопасной работы и личной гигиены;

- правила организации рабочего места;

- что такое «декоративно-прикладное искусство»;

- несколько видов декоративно-прикладного искусства;

- о роли народных промыслов в современной жизни;

- основные виды и свойства материалов для бисерного рукоделия;

- терминологию и технологию выполнения изделий из бисера;

- правила безопасности при работе с инструментами;

- основные правила при работе с бисером;

- законы композиции;

- законы цветоведения;

- о роли выразительных средств (форме, цвете, фактуре) в построении декоративного произведения;

- о цветовом круге.

Обучающиеся должны уметь:

- правильно и безопасно пользоваться инструментами для бисероплетения;

- отличать теплые и холодные цвета;

- находить цветовой контраст;

- пользоваться основными законами композиции;

- закреплять и наращивать проволоку;

- читать схемы изделий;

- отличать по схемам технику плетения;

- выполнять работы в разных техниках плетения.

Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)

Регулятивные УУД:

определение и формулирование цели деятельности на занятии с помощью педагога;

составление плана действий с помощью педагога;

работа по предложенному плану;

основы рефлексии на занятии;

переживание ситуации успеха.

Познавательные УУД:

умение отличать новое знание от уже известного с помощью педагога;

первичное ориентирование в выборе источников информации для поиска нового знания;

Коммуникативные УУД:

осознанное формулирование и высказывание своего мнения;

уважение к мнению собеседника;

умение работать парами переменного состава и в малых группах;

основы согласования своих интересов и взглядов с мнением других учащихся в совместной деятельности.

Личностные результаты:

любознательность, познавательная активность, фантазия;

основы наглядно-образного мышления;

произвольное и направленное внимание;

основы развитого цветоощущения и цветовосприятия;

уверенная мелкая моторика;

бережное отношение к рабочим материалам и инструментам;

дружелюбие, стремление к взаимопомощи и взаимоподдержке.

Оценка результатов обучения стартового уровня

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Оценка предметных результатов

Учащиеся в основном усвоили:

- правила безопасной работы и личной гигиены;

- правила организации рабочего места;

- основную специальную терминологию;

- название и назначение материалов (бисер, стеклярус, пайетки, леска, проволока, нитки);

- название и назначение  ручных инструментов и приспособлений (ножницы, кусачки, круглогубцы, плоскогубцы, иглы);

- способ нанизывания бисера на проволоку;

- основные приёмы бисероплетения;

- особенности плетения на леску, проволоку;

- способы закрепления и удлинения проволоки, лески;

- особенности крепления и соединения деталей изделий;

- способы оформления работ;

- особенности работы с инструкционными картами и «чтение» схем;

- правила снятия мерок;

- расчёт плотности низания;

- главные правила сочетания цветов в изделии;

- способы плоскостного и объёмного бисероплетения;

- способы оплетения изделий;

- виды украшений (серьги, браслеты, ожерелья);

- виды используемой фурнитуры;

- техники плетения украшений одной и двумя иглами.

Учащиеся неуверенно или с помощью педагога могут:

- соблюдать правила безопасной работы с инструментами;

- правильно организовать рабочее место и самостоятельно поддерживать порядок во время работы;

- подбирать материал по размеру и цвету, в соответствии с видом и формой изделия;

- экономно расходовать материалы;

- «читать» простейшие схемы;

- правильно снимать мерки, рассчитывать плотность низания;

- правильно нанизывать бисер на проволоку;

- правильно начинать и заканчивать изделие, наращивать нить, прикреплять фурнитуру;

- оформлять работы;

- владеть основными приёмами бисероплетения;

- изготавливать несложные украшения и небольшие сувениры из бисера;

- различать виды плетения (плоскостное и объёмное бисероплетение);

- владеть способами декоративного оплетения изделий разными материалами.

Учащиеся в достаточной мере знают:

- правила безопасной работы и личной гигиены;

- правила организации рабочего места;

- основную специальную терминологию;

- название и назначение материалов (бисер, стеклярус, пайетки, леска, проволока, нитки);

- название и назначение  ручных инструментов и приспособлений (ножницы, кусачки, круглогубцы, плоскогубцы, иглы);

- способ нанизывания бисера на проволоку;

- основные приёмы бисероплетения;

- особенности плетения на леску, проволоку;

- способы закрепления и удлинения проволоки, лески;

- особенности крепления и соединения деталей изделий;

- способы оформления работ;

- особенности работы с инструкционными картами и «чтение» схем;

- правила снятия мерок;

- расчёт плотности низания;

- главные правила сочетания цветов в изделии;

- способы плоскостного и объёмного бисероплетения;

- способы оплетения изделий;

- виды украшений (серьги, браслеты, ожерелья);

- виды используемой фурнитуры;

- техники плетения украшений одной и двумя иглами.

Учащиеся  могут уверенно:

- соблюдать правила безопасной работы с инструментами;

- правильно организовать рабочее место и самостоятельно поддерживать порядок во время работы;

- подбирать материал по размеру и цвету, в соответствии с видом и формой изделия;

- экономно расходовать материалы;

- «читать» простейшие схемы;

- правильно снимать мерки, рассчитывать плотность низания;

- правильно нанизывать бисер на проволоку;

- правильно начинать и заканчивать изделие, наращивать нить, прикреплять фурнитуру;

- оформлять работы;

- владеть основными приёмами бисероплетения;

- изготавливать несложные украшения и небольшие сувениры из бисера;

- различать виды плетения (плоскостное и объёмное бисероплетение);

- владеть способами декоративного оплетения из-делий разными материалами.

Учащиеся полностью представляют:

- правила безопасной работы и личной гигиены;

- правила организации рабочего места;

- основную специальную терминологию;

- название и назначение материалов (бисер, стеклярус, пайетки, леска, проволока, нитки);

- название и назначение  ручных инструментов и приспособлений (ножницы, кусачки, круглогубцы, плоскогубцы, иглы);

- способ нанизывания бисера на проволоку;

- основные приёмы бисероплетения;

- особенности плетения на леску, проволоку;

- способы закрепления и удлинения проволоки, лески;

- особенности крепления и соединения деталей изделий;

- способы оформления работ;

- особенности работы с инструкционными картами и «чтение» схем;

- правила снятия мерок;

- расчёт плотности низания;

- главные правила сочетания цветов в изделии;

- способы плоскостного и объёмного бисероплетения;

- способы оплетения изделий;

- виды украшений (серьги, браслеты, ожерелья);

- виды используемой фурнитуры;

- техники плетения украшений одной и двумя иглами.

Учащиеся могут свободно:

- соблюдать правила безопасной работы с инструментами;

- правильно организовать рабочее место и самостоятельно поддерживать порядок во время работы;

- подбирать материал по размеру и цвету, в соответствии с видом и формой изделия;

- экономно расходовать материалы;

- «читать» простейшие схемы;

- правильно снимать мерки, рассчитывать плотность низания;

- правильно нанизывать бисер на проволоку;

- правильно начинать и заканчивать изделие, наращивать нить, прикреплять фурнитуру;

- оформлять работы;

- владеть основными приёмами бисероплетения;

- изготавливать несложные украшения и небольшие сувениры из бисера;

- различать виды плетения (плоскостное и объёмное бисероплетение);

- владеть способами декоративного оплетения изделий разными материалами.

Оценка метапредметных результатов

Недостаточно развиты:

- определение и формулирование цели деятельности на занятии с помощью педагога;

- составление плана действий с помощью педагога (без помощи педагога);

- работа по предложенному плану;

- основы рефлексии на занятии;

- переживание ситуации успеха;

- умение отличать новое знание от уже известного с помощью педагога;

- первичное ориентирование в выборе источников информации для поиска нового знания;

- осознанное формулирование и высказывание своего мнения;

- уважение к мнению собеседника;

- умение работать парами переменного состава и в малых группах;

- основы согласование своих интересов и взглядов с мнением других учащихся в совместной деятельности.

В достаточной мере развиты:

- определение и формулирование цели деятельности на занятии с помощью педагога;

- составление плана действий с помощью педагога (без помощи педагога);

- работа по предложенному плану;

- основы рефлексии на занятии;

- переживание ситуации успеха;

- умение отличать новое знание от уже известного с помощью педагога;

- первичное ориентирование в выборе источников информации для поиска нового знания;

- осознанное формулирование и высказывание своего мнения;

- уважение к мнению собеседника;

- умение работать парами переменного состава и в малых группах;

- основы согласование своих интересов и взглядов с мнением других учащихся в совместной деятельности.

Уверенно развиты:

- определение и формулирование цели деятельности на занятии с помощью педагога;

- составление плана действий с помощью педагога (без помощи педагога);

- работа по предложенному плану;

- основы рефлексии на занятии;

- переживание ситуации успеха;

- умение отличать новое знание от уже известного с помощью педагога;

- первичное ориентирование в выборе источников информации для поиска нового знания;

- осознанное формулирование и высказывание своего мнения;

- уважение к мнению собеседника;

- умение работать парами переменного состава и в малых группах;

- основы согласование своих интересов и взглядов с мнением других учащихся в совместной деятельности.

Оценка личностных результатов

Недостаточно развиты:

- любознательность, познавательная активность, фантазия;

- основы наглядно-образного мышления;

- произвольное и направленное внимание;

- основы развитого цветоощущения и цветовосприятия;

- уверенная мелкая моторика;

- бережное отношение к рабочим материалам и инструментам;

- дружелюбие, стремление к взаимопомощи и взаимоподдержке.

В достаточной мере развиты:

- любознательность, познавательная активность, фантазия;

- основы наглядно-образного мышления;

- произвольное и направленное внимание;

- основы развитого цветоощущения и цветовосприятия;

- уверенная мелкая моторика;

- бережное отношение к рабочим материалам и инструментам;

- дружелюбие, стремление к взаимопомощи и взаимоподдержке.

Уверенно развиты:

- любознательность, познавательная активность, фантазия;

- основы наглядно-образного мышления;

- произвольное и направленное внимание;

- основы развитого цветоощущения и цветовосприятия;

- уверенная мелкая моторика;

- бережное отношение к рабочим материалам и инструментам;

- дружелюбие, стремление к взаимопомощи и взаимоподдержке.

Для оценки результативности учебных занятий стартового  уровня применяются следующие виды и формы контроля.

Вид контроля

Форма контроля

Вводный контроль

Собеседование, наблюдение

Текущий контроль(по итогам занятий)

Опросы, собеседование, наблюдение

Тематический контроль (по итогам завершения каждой темы)

Мини-выставки, измерение скорости плетения, беседы, наблюдение

В конце каждого полугодия проводится промежуточная аттестация, выявляющая результативность обучения (мини-выставки, измерение скорости плетения, беседы, наблюдение, коллективная творческая работа, самостоятельная работа по карточкам-заданиям).

Отслеживание личностного развития учащихся осуществляется методом наблюдения и собеседования.

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ

Цель: развитие творческих способностей учащихся средствами освоения технологических способов искусства бисероплетения.

Достижению поставленной цели способствует решение ряда педагогически задач.

Задачи:

Воспитательные:

- прививать трудовые навыки при занятии рукоделием;

- прививать аккуратность, ответственность за качество своего труда, бережное отношение к рабочим материалам;

- воспитывать художественный вкус, культуру оформления работ, эстетическое отношение к окружающему миру;

- воспитывать потребность в творческом самовыражении, увлеченность декоративно-прикладным искусством;

- формировать волевое начало и работоспособность;

- воспитывать интерес к культурному творческому наследию России;

- прививать уважительное отношение к людям труда и результатам их деятельности;

- формировать нравственные качества (дружелюбие, тактичность, доброжелательность в оценке чужой деятельности, позитивность);

- прививать основы здорового образа жизни;

- формировать ответственность, дисциплинированность, инициативность, самостоятельность, целеустремлённость.

Образовательные: 

- формировать активный словарь по специальной терминологии бисероплетения;

- научить правилам безопасной работы с материалами, инструментами, приспособлениями.

- познакомить с разновидностями дополнительных декоративных материалов;

- познакомить с разновидностями объемных заготовок для оплетения сложной формы (вазы, банки);

- научить алгоритму основных технологических этапов работы;

- научить техникам бисероплетения;

- научить способам соединения и оформления изделий;

- расширить знания по основам композиции, цветоведения;

- формировать навыки в экономном использовании материалов.

Развивающие:

- развивать любознательность и познавательную активность;

- развивать внимание, наблюдательность, зрительную память;

- развивать наглядно-образное мышление;

- формировать пространственное воображение;

- развивать композиционное и конструкторское мышление;

- развивать способность к анализу и синтезу объектов окружающего мира;

- развивать чувство пропорции, цветового и тонового восприятия;

- развивать пространственную ориентацию и координацию;

- развивать мелкую и общую моторику, тактильную сенсорику, точность глазомера.

                                               

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 год обучения (Базовый уровень)

п/п

Раздел, тема

Кол-во

часов

Теория

Практика

1. Вводное занятие.

2

2

-

2. Бисерная азбука.

2

2

-

3. Петельное низание.

48

10

38

3.1

Рябина.

24

5

19

3.1.1

Веточки.

18

2

16

3.1.2

Сборка.

4

2

2

3.1.3

Декорирование.

2

1

1

3.2

Инь-янь.

24

5

19

3.2.1

Веточки.

18

2

16

3.2.2

Сборка.

4

2

2

3.2.3

Декорирование.

2

1

1

4. Дуговое низание (французское плетение).

82

22

60

4.1

Лилия.

32

11

21

4.1.1

Лепестки.

16

4

12

4.1.2

Листочки.

10

4

6

4.1.3

Сборка.

4

2

2

4.1.4

Декорирование.

2

1

1

4.2

Цветочная композиция.

50

11

39

4.2.1

Волшебные цветы.

30

4

26

4.2.2

Разнообразие листочков.

14

4

10

4.2.3

Сборка.

4

2

2

4.2.4

Декорирование букета.

2

1

1

5. Итоговое занятие

2

2

-

Резервный урок

2

1

1

Резервный урок

2

1

1

Итого:

140

40

100

Содержание программы второго года обучения

Раздел 1. Вводное занятие.

Задачи:

-        ознакомить с программой обучения;

-        обсудить творческие планы на год;

- повторить сведения о материалах и инструментах для работы;

- провести инструктаж по технике безопасности.        .

Содержание: Знакомство с программой обучения. Обсуждение творческих планов на год. Повторение свойств и характеристик материалов и инструментов. Организация рабочего места. Повторение техники безопасности при работе с проволокой, ножницами и иглами. Правила дорожного движения и пожарной безопасности. Демонстрация изделий из бисера. Выставка книг по бисероплетению.

Раздел 2. Бисерная азбука.

Теория: Повторение общих сведений о бисере (размер, форма, цвет, материал, из которого изготовлен, хранение). Разнообразие изделий из бисера. Повторение материала о цветоведении и композиции. Гармония цвета. Законы композиции. Закон цельности и соразмерности. Гармоничное сочетание цветов. Эскиз. Схема.  Основные правила при работе с бисером.

Раздел 3. Петельное низание.

3.1. Тема «Рябина».

Теория: Повторение материала о петельном низании. Демонстрация готовых деревьев из бисера. Выполнение работы с опорой на схему плетения. Беседа на тему «Бисероплетение в России. История и современность». Повторение материала о цветоведении и композиции.

Практика: Выполнение элементов (веточек, гроздьев) рябины петельным низанием. Сбор элементов дерева в готовое изделие. Укрепление рябины на подставке. Декорирование ствола любым методом.

Материалы: бисер, проволока, краски, кисть, подставка, шпатлевка.

3.2. Тема «Инь-янь».

Теория: Продолжение обучению петельному низанию. Понятие «инь-янь». Выполнение работы с опорой на схему плетения. Беседа на тему «Сувениры из бисера».

Практика: Выполнение элементов (веточек) дерева методом низания петлями. Сбор элементов в готовое изделие. Укрепление дерева на подставке. Формирование ствола (шпаклевание, покраска, покрытие лаком).

Материалы: бисер, проволока, шпаклевка, краски, лак, кисть, подставка.

Раздел 4. Дуговое низание (французское плетения).

4.1. Тема «Лилия».

Теория: Продолжение изучения плетения методом низания дугами. Демонстрация фотографий готовых цветов и букетов из бисера, выполненных методом низания дугами. Продолжение работы со схемами плетения. Беседа на тему «Букеты из бисерных цветов». Повторение материала о гармоничном сочетании цветов.

Практика: Выполнение элементов (лепестков, листочков, веточек) лилии методом низания дугами. Сбор элементов цветка в готовое изделие. Декорирование стебля.

Материалы: бисер, проволока, нитки «Ирис», горшок.

4.2. Тема «Цветочная композиция».

Теория: Продолжение работы в технике низания дугами. Демонстрация фотографий букетов и композиций из бисера, выполненных методом низания дугами. Продолжение работы со схемами плетения. Беседа на тему «Составление цветочных композиций». Повторение законов композиции.

Практика: Выполнение элементов (лепестков, листочков, веточек) цветов методом низания дугами. Сбор элементов композиции в готовое изделие. Декорирование букета.

Материалы: бисер, проволока, нитки «Ирис», горшок.

Итоговое занятие (итоговая выставка к концу учебного года).

Задачи:

- подвести итоги обучения за год;

- активизировать познавательную и творческую деятельность обучающихся;

- выявление одаренных детей и талантливой молодежи в искусстве бисероплетения, содействие им в дальнейшей профессиональной ориентации.

Содержание:

Подведение итогов работы за год. Выставка выполненных игрушек, панно, изделий декора интерьера для дома, букетов цветов, деревьев, украшений, картин и др. Выдача грамот лучшим обучающимся.

ПЛАНИРУМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ БАЗОВОГО УРОВНЯ

Предметные результаты

К концу базового уровня программы учащиеся должны знать:

- правила безопасной работы и личной гигиены;

- правила организации рабочего места;

- область применения, название, назначение материалов, инструментов и приспособлений;

- основные и дополнительные рабочие материалы;

- основные способы плетения (петельное низание, игольчатое плетение, плетение дугами);

- виды сочетания бисероплетения с другими видами декоративно-прикладного творчества;

- последовательность изготовления деревьев из бисера;

- способы декорирования ствола дерева;

- цветовое решение будущего изделия;

- алгоритм действий при изготовлении  изделий;

- способы крепления изделия;

- правила работы с гипсом, лакокрасочными покрытиями;

- правила ухода за готовыми изделиями.

К концу базового уровня программы учащиеся должны уметь:

- соблюдать правила техники безопасности и личной гигиены;

- соблюдать правила рациональной организации рабочего места;

- применять материалы, инструменты и приспособления по назначению;

- изготавливать изделия из бисера с использованием других видов декоративно-прикладного творчества;

- комбинировать несколько разных способов плетения в своей работе;

- «читать» схему будущего изделия;

- рассчитывать количество материала с учётом формы изделия;

- узнавать виды плетения в готовом изделии;

- выполнять самостоятельно изученные изделия в технике бисероплетения по описанию и схеме;

- подбирать цветовую гамму будущего изделия;

- эстетично оформлять изделия;

- изготавливать изделие по алгоритму;

- составлять композиции из изготовленных элементов;

- изготавливать деревья из бисера по инструкционной карте;

- работать с гипсом, лакокрасочными покрытиями;

- правильно хранить готовые изделия.

Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)

Регулятивные УУД:

- определение и формулирование цели деятельности на занятии без помощи педагога;

- основы планирования, организации и контроля собственной творческой деятельности;

- рефлексия основных этапов работы на занятии.

Познавательные УУД:

- самостоятельный выбор источников информации для поиска нового знания;

- умение отличать новое знание от уже известного без помощи педагога;

- ориентирование в полученной системе знаний;

- осознание необходимости нового знания.

Коммуникативные УУД:

- учебное сотрудничество с педагогом и другими учащимися;

- умение обоснованно излагать свою позицию, мнение;

- умение вести дискуссию учитывая другие позиции, мнения, взгляды, интересы;

- согласование своих интересов и взглядов с мнением других учащихся в совместной деятельности.

- переживание ситуации коллективного успеха.

Личностные результаты:

- ассоциативно-образное мышление;

- аналитическое мышление;

- основы рефлексии и самоанализа;

- общая и мелкая моторика;

- развитая пальцевая сенсорика;

- ответственность, организованность, дисциплинированность;

- аккуратность, бережливость;

- тактичность, доброжелательность в оценке чужой деятельности;

- культурно-нравственные представления;

- основы художественного вкуса.

Оценка результатов обучения базового уровня

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Оценка предметных результатов

Учащиеся в основном усвоили:

- правила безопасной работы и личной гигиены;

- правила организации рабочего места;

- область применения, название, назначение материалов, инструментов и приспособлений;

- основные и дополнительные рабочие материалы;

- основные способы плетения (петельное низание, игольчатое плетение, плетение дугами);

- виды сочетания бисероплетения с другими видами декоративно-прикладного творчества;

- последовательность изготовления деревьев из бисера;

- способы декорирования ствола дерева;

- цветовое решение будущего изделия;

- алгоритм действий при изготовлении  изделий;

- способы крепления изделия;

- правила работы с гипсом, лакокрасочными покрытиями;

- правила ухода за готовыми изделиями.

Учащиеся неуверенно или с помощью педагога могут:

- соблюдать правила техники безопасности и личной гигиены;

- соблюдать правила рациональной организации рабочего места;

- применять материалы, инструменты и приспособления по назначению;

- изготавливать изделия из бисера с использованием других видов декоративно-прикладного творчества;

- комбинировать несколько разных способов плетения в своей работе;

- «читать» схему будущего изделия;

- рассчитывать количество материала с учётом формы изделия;

- узнавать виды плетения в готовом изделии;

- выполнять самостоятельно изученные изделия в технике бисероплетения по описанию и схеме;

- подбирать цветовую гамму будущего изделия;

- эстетично оформлять изделия;

- изготавливать изделие по алгоритму;

- составлять композиции из изготовленных элементов;

- изготавливать деревья из бисера по инструкционной карте;

- работать с гипсом, лакокрасочными покрытиями;

- правильно хранить готовые изделия.

Учащиеся в достаточной мере знают:    

- правила безопасной работы и личной гигиены;

- правила организации рабочего места;

- область применения, название, назначение материалов, инструментов и приспособлений;

- основные и дополнительные рабочие материалы;

- основные способы плетения (петельное низание, игольчатое плетение, плетение дугами);

- виды сочетания бисероплетения с другими видами декоративно-прикладного творчества;

- последовательность изготовления деревьев из бисера;

- способы декорирования ствола дерева;

- цветовое решение будущего изделия;

- алгоритм действий при изготовлении  изделий;

- способы крепления изделия;

- правила работы с гипсом, лакокрасочными покрытиями;

- правила ухода за готовыми изделиями.

Учащиеся  могут уверенно:

- соблюдать правила техники безопасности и личной гигиены;

- соблюдать правила рациональной организации рабочего места;

- применять материалы, инструменты и приспособления по назначению;

- изготавливать изделия из бисера с использованием других видов декоративно-прикладного творчества;

- комбинировать несколько разных способов плетения в своей работе;

- «читать» схему будущего изделия;

- рассчитывать количество материала с учётом формы изделия;

- узнавать виды плетения в готовом изделии;

- выполнять самостоятельно изученные изделия в технике бисероплетения по описанию и схеме;

- подбирать цветовую гамму будущего изделия;

- эстетично оформлять изделия;

- изготавливать изделие по алгоритму;

- составлять композиции из изготовленных элементов;

- изготавливать деревья из бисера по инструкционной карте;

- работать с гипсом, лакокрасочными покрытиями;

- правильно хранить готовые изделия.

Учащиеся полностью представляют:

- правила безопасной работы и личной гигиены;

- правила организации рабочего места;

- область применения, название, назначение материалов, инструментов и приспособлений;

- основные и дополнительные рабочие материалы;

- основные способы плетения (петельное низание, игольчатое плетение, плетение дугами);

- виды сочетания бисероплетения с другими видами декоративно-прикладного творчества;

- последовательность изготовления деревьев из бисера;

- способы декорирования ствола дерева;

- цветовое решение будущего изделия;

- алгоритм действий при изготовлении  изделий;

- способы крепления изделия;

- правила работы с гипсом, лакокрасочными покрытиями;

- правила ухода за готовыми изделиями.

Учащиеся могут свободно:

- соблюдать правила техники безопасности и личной гигиены;

- соблюдать правила рациональной организации рабочего места;

- применять материалы, инструменты и приспособления по назначению;

- изготавливать изделия из бисера с использованием других видов декоративно-прикладного творчества;

- комбинировать несколько разных способов плетения в своей работе;

- «читать» схему будущего изделия;

- рассчитывать количество материала с учётом формы изделия;

- узнавать виды плетения в готовом изделии;

- выполнять самостоятельно изученные изделия в технике бисероплетения по описанию и схеме;

- подбирать цветовую гамму будущего изделия;

- эстетично оформлять изделия;

- изготавливать изделие по алгоритму;

- составлять композиции из изготовленных элементов;

- изготавливать деревья из бисера по инструкционной карте;

- работать с гипсом, лакокрасочными покрытиями;

- правильно хранить готовые изделия.

Оценка метапредметных результатов

Недостаточно развиты:

- определение и формулирование цели деятельности на занятии без помощи педагога;

- основы планирования, организации и контроля собственной творческой деятельности;

- рефлексия основных этапов работы на занятии;

- учебное сотрудничество с педагогом и другими учащимися;

- умение обоснованно излагать свою позицию, мнение;

- умение вести дискуссию учитывая другие позиции, мнения, взгляды, интересы;

- согласование своих интересов и взглядов с мнением других учащихся в совместной деятельности;

- самостоятельный выбор источников информации для поиска нового знания;

- умение отличать новое знание от уже известного без помощи педагога;

- ориентирование в своей системе знаний;

- осознание необходимости нового знания;

- переживание ситуации коллективного успеха.

В достаточной мере развиты:

- определение и формулирование цели деятельности на занятии без помощи педагога;

 - основы планирования, организации и контроля собственной творческой деятельности;

- рефлексия основных этапов работы на занятии;

- учебное сотрудничество с педагогом и другими учащимися;

- умение обоснованно излагать свою позицию, мнение;

- умение вести дискуссию учитывая другие позиции, мнения, взгляды, интересы;

- согласование своих интересов и взглядов с мнением других учащихся в совместной деятельности;

- самостоятельный выбор источников информации для поиска нового знания;

- умение отличать новое знание от уже известного без помощи педагога;

- ориентирование в своей системе знаний;

- осознание необходимости нового знания;

- переживание ситуации коллективного успеха.

Уверенно развиты:

- определение и формулирование цели деятельности на занятии без помощи педагога;

 - основы планирования, организации и контроля собственной творческой деятельности;

- рефлексия основных этапов работы на занятии;

- учебное сотрудничество с педагогом и другими учащимися;

- умение обоснованно излагать свою позицию, мнение;

- умение вести дискуссию учитывая другие позиции, мнения, взгляды, интересы;

- согласование своих интересов и взглядов с мнением других учащихся в совместной деятельности;

- самостоятельный выбор источников информации для поиска нового знания;

- умение отличать новое знание от уже известного без помощи педагога;

- ориентирование в своей системе знаний;

- осознание необходимости нового знания;

- переживание ситуации коллективного успеха.

Оценка личностных результатов

Недостаточно развиты:

- ассоциативно-образное мышление;

- аналитическое мышление;

- основы рефлексии и самоанализа;

- общая и мелкая моторика;

- развитая пальцевая сенсорика;

- ответственность, организованность, дисциплинированность;

- аккуратность, бережливость;

- тактичность, доброжелательность в оценке чужой деятельности;

- культурно-нравственные представления;

- основы художественного вкуса.

В достаточной мере развиты:

- ассоциативно-образное мышление;

- аналитическое мышление;

- основы рефлексии и самоанализа;

- общая и мелкая моторика;

- развитая пальцевая сенсорика;

- ответственность, организованность, дисциплинированность;

- аккуратность, бережливость;

- тактичность, доброжелательность в оценке чужой деятельности;

- культурно-нравственные представления;

- основы художественного вкуса.

Уверенно развиты:

- ассоциативно-образное мышление;

- аналитическое мышление;

- основы рефлексии и самоанализа;

- общая и мелкая моторика;

- развитая пальцевая сенсорика;

- ответственность, организованность, дисциплинированность;

- аккуратность, бережливость;

- тактичность, доброжелательность в оценке чужой деятельности;

- культурно-нравственные представления;

- основы художественного вкуса.

Для оценки результативности учебных занятий базового уровня применяются следующие виды и формы контроля:

Вид контроля

Форма контроля

Вводный контроль

Собеседование, наблюдение

Текущий контроль(по итогам занятий)

Опросы, собеседование, наблюдение

Тематический контроль (по итогам завершения каждой темы)

Тематические выставки, выставки, проводимые в рамках фестиваля декоративно-прикладного творчества, беседы, наблюдение

В конце каждого полугодия проводится промежуточная аттестация, выявляющая результативность обучения (тематические выставки, выставки, проводимые в рамках фестиваля декоративно-прикладного творчества, беседы, наблюдение, коллективная творческая работа, самостоятельная работа по карточкам-заданиям).

Отслеживание личностного развития учащихся осуществляется методом наблюдения и собеседования.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Календарно-тематическое планирование (Приложение №1)

Основными формами работы в детском творческом объединении «Бисерная фантазия» является учебно-практическая деятельность.

Методическое и информационное обеспечение программы

Содержание учебного материала программы «Бисерная фантазия» дает учащимся достаточные представления об искусстве бисероплетения, о существующих техниках, возможностях и перспективах реализации себя в творческой деятельности.

Структура занятия содержит теоретическую и практическую части. Теоретическая часть включает объяснение и показ нового педагогом, просмотр и анализ видеоматериалов о новых приемах бисероплетения. Практическая часть занятий включает освоение новых видов, приемов, способов бисероплетения, рассмотренных в теории. На занятиях используются карточки-схемы, инструкционные карты, журналы и книги по бисероплетению. На углубленном уровне освоения программы (третий год обучения) учащиеся самостоятельно осваивают современные виды изделий из бисера по видеоматериалам Интернет-ресурсов.

Бисероплетение как вид декоративно-прикладного искусства содержит в себе значительный потенциал для приобщения детей к культурным, нравственным, духовным и эстетическим ценностям. Программа способствует развитию интереса к российской культуре, истокам народного творчества, формирует эстетически верные представления о взаимосвязи «природа – человек –предметная среда».

Изучение курса по программе «Бисерная фантазия» влияет на становление личности ребенка через изучение традиционной культуры, быта, семейно-родственных отношений различных народов, населяющих нашу страну, развивает творческий потенциал учащихся и воспитывает их художественный вкус.

Освоение программного материала оказывает благоприятное воздействие на интеллектуальное и духовное воспитание личности ребёнка, на социально-культурное самоопределение, развивает познавательную активность и творческую самореализацию учащихся.

В процессе реализации программы применяются следующие методы и приемы обучения:

- наглядно-слуховой метод (рассказ педагога, личный показ педагога с комментариями);

- наглядно-зрительный метод (личный показ педагога, просмотр образцов, наглядных пособий);

- словесный метод (рассказ, объяснение);

- практический метод (совместная работа по созданию изделий из бисера, самостоятельная работа);

- репродуктивный метод (объяснение нового материала на основе пройденного);

- метод формирования интереса к учению (игра, создание ситуаций успеха, приёмы занимательности);

- проблемный (поиск способов разрешения проблемных ситуаций);

- метод контроля (наблюдение, опросы, тестирование навыков и умений);

- метод самоконтроля для учащихся (самопроверка, самооценка результатов).

Широко применяются методы и организационные формы, основанные на общении, диалоге педагога и учащихся, развитии творческих способностей детей.

В сочетании используются словесный, наглядный, практический методы как методы передачи и восприятия информации.

Знакомство учащихся с материалом программы осуществляется в определенной последовательности, с постепенным продвижением от простого к  сложному, от знакомого к незнакомому, от развлекательного к занимательному.

При подборе учебного материала учитываются доступность, индивидуальные особенности, интересы и возрастные возможности детей. Все игры, упражнения, тренинги одновременно решают несколько учебных задач и являются универсальными. Теорию и практику разделить нельзя, так как они взаимосвязаны, дополняя и расширяя возможности обучения.

На каждом этапе обучения учащимися выбирается такой объект или тема практической работы, которые позволяют обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом учитывается посильность выполнения изделия для учащихся соответствующего возраста, его эстетическая и личностная ценность, возможность выполнения работы при имеющейся материально-технической базе. При выполнении технологических операций большое внимание уделяется обеспечению безопасности труда учащихся и соблюдению санитарно-гигиенических норм.

Мониторинг результатов образовательной деятельности объединения «Бисерная фантазия».

Содержание дополнительной общеобразовательной программы «Бисерная фантазия» учитывает потребности обучающихся в овладении данным видом прикладного творчества.

Система обеспечения эффективности образовательного процесса состоит в том, что теоретические знания по выполнению каждого элемента прикладного творчества закрепляются в практическом выполнении готовых изделий. Тем самым можно увлечь ребенка работой. Такие занятия не будут утомительными, они формируют знания, умения, навыки и имеют практический смысл, что очень важно для детей любого возраста.

Одной из главных задач образовательного процесса является развитие познавательного интереса обучающихся к получению определенных знаний, умений и навыков по предмету.

Следовательно, возникает другая задача – определить степень усвоения этих знаний, умений и навыков для того, чтобы найти наиболее эффективные методы и средства обучения.

Обзор методической литературы, в которой представлены формы педагогического контроля, приемлемые для дополнительного образования детей, показал, что адаптированных форм к такому виду творчества, как бисероплетение, крайне мало. В результате анализа и систематизации имеющейся методической литературы была разработана система  мониторинга, которая включила известные формы контроля, адаптированные к объединению «Бисерная фантазия» (См. Таблицу №1)

         Данная система мониторинга предполагает использование самых различных форм диагностики: наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос, работа с индивидуальными заданиями на карточках, анализ выставочных работ, викторины, игры и др.

Система  мониторинга объединения по программе «Бисерная фантазия»

                                                                                                                                                                                                              Таблица№1.

Вид мониторинга

Цель мониторинга

Диагностические средства

Участники

Сроки

Подведение итогов

Входящий

Выявление уровня подготовки обучающихся, их интересов и способностей, корректировки учебно-методического плана и программы.

Метод наблюдения, анкетирование

Воспитанники, родители

Сентябрь

Октябрь

Текущий

Определение степени усвоения детьми учебного материала, повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в усвоении материала, своевременное выявление отстающих, корректировка средств и методов обучения.

Метод наблюдения, анализ выполненных работ, тестирование, анкетирование, анализ выставочных работ, анализ выполненных заданий (формы заданий: кроссворд, карточки с индивидуальными заданиями, викторина, игры)

Воспитанники

В течение года

В течение года

Итоговый

Определение степени достижения предполагаемых результатов обучения, закрепления знаний и умений, а также получения сведений для совершенствования педагогом программ и методик обучения.

Тестирование, анализ выставочных работ

Воспитанники

Апрель, май

Май

Материально – технические средства. 

В детском творческом объединении «Бисерная фантазия» имеется необходимая материальная база. Важную роль в обучении играет оформление учебного кабинета, где проводятся занятия.

Учебный кабинет. В кабинете имеются инструкции по технике безопасности с предупреждением об опасности и действиями, которые необходимо выполнить перед работой, во время работы и после её окончания. В помещении строго соблюдаются санитарно-гигиенические требования и нормы освещения, вентиляции. Эстетическое оформление учебного помещения, чистота и порядок в нём, правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение: дисциплинирует учащихся, способствует повышению культуры труда и творческой активности.

Оборудование: столы и стулья ученические, доска настенная, шкафы.

    Инструменты и материалы для бисероплетения:

- бисер, бусины, рубка, стеклярус разных цветов и размеров;

- проволока для бисероплетения;

- леска или мононить для бисероплетения;

- ножницы;

- линейка;

- цветной картон или бархатная бумага;

- иглы для бисера (№10);

- нитки капроновые разных цветов;

- нитки «Ирис» разных цветов;

- клей ПВА;

- шпатлевка;

- краски;

- кисточки;

- тетрадь в клетку (для зарисовок схем);

- цветные карандаши или фломастеры.

Печатные пособия:

  • иллюстрации в книгах, журналах, на фотографиях, открытках.

Технические средства обучения:

  • компьютер,
  • аудио и видео материалы

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования.


СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

1.Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения. – Культура и традиции, 1999.

2.Бенсон Э. Бисероплетение. – АСТ, 2011.

3.Виноградова Е.Г. Большая книга бисера. – «Кристалл», 2000.

4.Дикт Д. Цветы из бисера в вашем доме. – М.: Мартин, 2007.

5.Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 1999.

6.Крочли К. Бисер. Энциклопедия. – АРТ-РОДНИК, 2005.

7.Ликсо Н.Л. Бисер. – Минск: Харвест, 2006.

8.Ляукина М.В. Бисер:  Браслеты, "кружево" из бисера, вышитые брошки, пасхальные яйца. – АСТ-ПРЕСС, 1999.

9.Ляукина М.В. Бисер: Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

10.Романова Л.А. Магия бисера. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

11.Тейлор К. Бисер. – Эксмо-пресс, 2000.

12.Чиотти Д. Бисер. – Никола-пресс, 2008.

13.Эрдман О.М. Использование народного декоративно-прикладного искусства как носителя национальной традиции в освоении школьниками культурного наследия своего народа.// Социально-психологические проблемы ментальности. Материалы научной конференции. – Смоленск, 1996.

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1.Белов Н.В. Фигурки из бисера. – Минск: Харвест, 2007.

2.Божко Л. Бисер. - М.: Мартин, 2000.

3.Гусева Н.А. 365 фенечек из бисера. – М.: Айрис-пресс, 2003.

4.Лындина Ю. Игрушечки из бисера. – Культура и традиции, 2006.

5.Лындина Ю. Фигурки из бисера. – Культура и традиции, 2001.

6.Морас И.  Животные из бисера. Новые идеи для вашего творчества. – АРТ-Родник, 2008.

7.Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Бисер, драгоценные камни и Фен-шуй. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "В мире мягкой фантазии" для ДОВ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "В мире мягкой фантазии" для детей с ограниченными возможностями расчитана на обучающихся 7-14 лет. Программа предназначена для педаг...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "В мире мягкой фантазии"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "В мире мягкой фантазии", художественно - эстетической направленности. Расчитена на 3 года обучения. Предназначена для учащихся 7 - 14 лет....

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Лоскутная фантазия"

Программа предназначена для организации внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству учащихся начального звена. В содержание программы включены основы ручного шитья и лоскутной пласти...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Бумажная фантазия. Торцевание»

   Программа «Бумажная фантазия. Торцевание." разработана для реализации в центре дополнительного образования, она краткосрочна, рассчитана на 12 ч., приспособлена...

АДАПТИРОВАННАЯ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по декоративно-прикладному творчеству «Фантазия»

Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт для изготовления подарков к различным праздникам (новому году и рождеству, ко...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детские Фантазии»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Детские Фантазии»...