Рабочая программа Лечебная физическая культура для учащихся 1 класса с ОВЗ
методическая разработка

Прасолова Елена Михайловна

Ежегодно при углубленном медицинском осмотре выявляется большое количество учащихся с нарушениями опорно – двигательного аппарата. Поэтому, коррекция двигательных нарушений средствами лечебной физической культуры является обязательным и важным направлением оздоровительно-коррекционной работы в специальных (коррекционных) учреждениях, поскольку процесс физического воспитания оказывает значительное влияние на развитие личностных качеств учащихся с ОВЗ и в известной мере - на становление их познавательной деятельности. Лечебная гимнастика, используемая активно в лечебной физкультуре, является стимулятором процессов роста, развития и формирования организма. ЛФК не имеет противопоказаний к своему применению, начиная с первых дней своего рождения и до глубокой старости. Главной целью адаптированной программы по лечебной физической культуре является максимально возможная самореализация и коррекция учащихся с отклонениями в состоянии здоровья в социально приемлемом и одобряемом виде деятельности, повышение их реабилитационного потенциала и уровня развития двигательных качества и как следствие, - социализация и последующая социальная интеграция данной нозологии детей к нормам и правилам жизни здоровых сограждан, с учетом их собственных условий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа «Лечебная физическая культура»

для обучающихся 1 класса с ограниченными возможностями здоровья.

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по «Лечебной физической культуре» направлена на обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа составлена с учетом следующих нормативных документов:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599;
  • рабочие программы, созданные на основе Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • требования к оснащению образовательной деятельности в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  • адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) для дополнительного первого класса, 1 – 4 классов.

II. Цель и задачи рабочей программы по «ЛФК»:

Цель: Восстановление, сохранение и укрепление с помощью средств ЛФК физических и психофизических способностей учащихся, имеющих нарушения здоровья.

Задачи:

Организационно-педагогические задачи

  • Создание оптимальных условий для лечения и оздоровления организма детей, обеспечивающих воспитание гармоничной личности.
  • Организация мониторинга физического развития каждого ребенка с учетом возрастных и физических особенностей, связанных с заболеванием опорно-двигательного аппарата (сколиоз, кифоз, лордоз, плоскостопие), сердечно-сосудистой системы и других.

Учебные задачи

  • Формирование теоретических знаний о здоровом опорно-двигательном аппарате.
  • Обучение учащихся основам лечебной физкультуры.
  • Формирование практических навыков, способствующих развитию правильной осанки у детей.
  • Обучение необходимым видам дыхательных упражнений.

Коррекционно-развивающие задачи

  • Замедление процесса прогрессирования заболевания и формирование практических навыков, способствующих:
  1. формированию правильной осанки;
  2. развитию мышечного корсета;
  3. увеличению силовой выносливости мышц;
  4. формированию правильного дыхания;
  5. развитию мелкой моторики;
  6. совершенствованию координации движений.
  • Укрепление здоровья, профилактика заболеваний и коррекция нарушений физического развития средствами лечебной физической культуры, приобщение к здоровому образу жизни детей с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитательные задачи

  • Воспитание в детях внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях своего тела.
  • Формирование и развитие морально-волевых качеств и мотивации к регулярным занятиям ЛФК, утренней гимнастикой и спорту.
  • Создание благоприятных условий для лечения и оздоровления организма.

III. Общая характеристика рабочей программы по «ЛФК» с учетом особенностей

ее освоения обучающимися.

Рабочая программа коррекционной работы по «Лечебной физической культуре» имеет оздоровительную, корригирующую, профилактическую направленность и общекультурный уровень освоения и содержит материал, помогающий учащимся с патологией в развитии достичь того уровня общефизических знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Занятия проводятся по традиционной схеме, принятой в лечебной физкультуре: вводная часть (разминка), основная (специальные корригирующие упражнения – лечебная гимнастика) и заключительная (восстановление). Продолжительность занятия 40 минут. Основными методами, используемыми на занятиях ЛФК по данной программе, являются: объяснение, показ упражнений учителем, индивидуальная работа с учащимися и игровые методы, повышающие интерес к занятиям.

Основным средством обучения являются корригирующие упражнения. Систематическое выполнение комплекса упражнений - корригирует нарушение осанки, укрепляет мышечный корсет, укрепляет сердечно-сосудистую систему, корректирует плоскостопие и т.д. Одновременно с упражнениями формируется навык правильной осанки. Он вырабатывается на базе мышечно - суставного чувства, позволяющего создать нужное положение всех частей тела. Для этого используются тренировки перед зеркалом (зрительный самоконтроль), у стены и взаимоконтроль.

Выработка и закрепление правильной осанки широко используются в упражнениях на координацию, в равновесии, а также в играх с правилами, предусматривающими соблюдение правильной осанки. Для реализации поставленных задач используется объяснительно-иллюстративный метод обучения, включающий в себя:

  • объяснение, команду, счет, задание, разбор, методические указания, оценку;
  • разучивание упражнений по частям и в целом, игру и эстафеты;
  • демонстрацию наглядного материала с помощью ИКТ, показ учителя, звуковую сигнализацию.

В процессе обучения и коррекции нарушений, используются темы, связанные со специфическими особенностями учащихся с сочетанной патологией. При планировании и проведении занятий учитываются особенности организма учащихся, их пониженные функциональные возможности, замедленность адаптации к физическим нагрузкам. В зависимости от вида и глубины заболевания используются физические упражнения (статические, дыхательные, пассивные, корригирующие, на тренажерах, с предметами и т.д.) в разной последовательности и дозировке. В целом – это программа, которая представляет особый комплекс мероприятий, рассчитанных на 4 года обучения, направленных на лечение и профилактику заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной системы, плоскостопия, миопии, коррекцию осанки и т.д. Это не только учебно-тематическое планирование и перечень тем содержания курса, но и темы бесед с детьми и их родителями, консультации и лекции врача, медицинский и педагогический.

Критерии эффективности рабочей программы по «ЛФК» в 1 классе.

С целью контроля физического развития учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на разных этапах обучения «Лечебная физическая культура» подобраны специальные тесты, которые не противопоказаны для данной категории учащихся. Педагогический контроль уровня физического развития учащихся проводится по шести параметрам: СВМС (силовая выносливость мышц спины) – и. п. – лежа на животе, руки вытянуты вперед. По команде учащийся одновременно поднимает руки и ноги и удерживает тело в этом положении (сек., норма 1,30); СВМЖ (силовая выносливость мышц живота) – и. п. – лежа на спине, руки под головой. По команде учителя поднять прямые ноги на 40-60 градусов и удерживать ноги в этом положении (сек., норма 1,30); СВМТ (силовая выносливость мышц туловища) – и.п. – лежа на спине, сгибание и разгибание туловища, (количество раз за 30 сек.); тест ловкость – количество подбрасывания мяча (за 30 сек.); тест равновесие - и. п. – стояние на одной ноге с закрытыми глазами-поза Ромберга, (сек., норма 2,00); динамометрия рук-(силу мышц измеряют динамометром, сжимая ручной динамометр кистью руки).

Контрольные педагогические испытания проводятся ежегодно в начале и в конце учебного года в рамках урока. Результаты обследования заносятся в карту индивидуального развития учащегося.

Фамилия,имя

учащегося

Класс

Диагноз

Мышечный корсет

Равновесие

Динамометрия

Ловкость

СВМС

(в сек.)

СВМЖ

(в сек.)

СВМТ

(в сек.)

Поза Ромберга

(в сек.)

Кол-во подбр. мяча (за 30 сек.)

сен

май

сен

май

сен

май

сен

май

сен

май

сен

май

IV. Предполагаемые результаты изучения рабочей программы «ЛФК»

Данная рабочая программа по «ЛФК» для 1 класса направлена на достижение учащимися личностных и предметных результатов:

Личностные результаты:

  • Положительное отношение к урокам лечебной физической культуры;
  • Способность к эмоциональному восприятию учебного материала;
  • Трудолюбие, дисциплинированность;
  • Правила поведения. 

Предметные результаты:

Минимальный уровень (обязательный):

  • Знать название спортивного инвентаря;
  • Первоначальные представления о значении лечебной физической культуры для укрепления здоровья;
  • Соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены на занятиях ЛФК,
  • Параметры правильной осанки (подбородок должен находиться под прямым углом к остальному телу, плечи прямые, грудная клетка поднята вверх, но не чрезмерно, живот подтянут);
  • Выполнять упражнения с гимнастической палкой, с обручами, без предметов.
  • Выполнять упражнения под музыку в определенном ритме;
  • Правила нескольких игр, бережного обращения с инвентарём и оборудованием.

Достаточный уровень:

  • Проверять осанку у стены, у зеркала;
  • Ходить с предметом на голове;
  • Отжиматься от пола, подтягиваться на наклонной скамейке;
  • Выполнять упражнения для развития гибкости: наклоны вперед – назад в различных и.п.;
  • Выполнять вдох через нос, а выдох через рот;
  • Ходить: с различным и.п. рук, на носках, на пятках, наружных сводах стопы по гимнастическому канату;
  • Бегать: в медленном и быстром темпе, приставным шагом;
  • Играть в игры («Море волнуется», «Не урони мешочек», «Разгрузи машину») и общего характера («Совушка», «Попади мячом в круг»);
  • Пользоваться тренажерами под наблюдением учителя.

V. Учебно-тематический план рабочей программы по «ЛФК» для 1 класса

п/п

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Теория

(аудиторные)

Практика

(аудиторные и/или внеаудиторные)

1

Основы знаний.

3

2

1

2

Коррекция и формирование правильной осанки.

5

2

3

3

Формирование мышечного корсета.

5

2

4

4

Подвижные и народные игры, корригирующей направленности.

5

2

3

5

Укрепление и развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

2

0.5

1.5

6

Профилактика и коррекция плоскостопия.

6

2

4

7

Развитие моторики мелких движений рук и пальцев.

3

1

2

8

Развитие вестибулярного аппарата

2

1

1

9

Укрепление мышечной системы глаз

2

1

1

Итого

33

VI. Содержание рабочей программы по «ЛФК» для 1 класса (33 часа)

Раздел 1. Теоретические сведения (3 часа): 

  • Техника безопасности и правила поведения в тренажерном зале.
  • Спортивное оборудование и инвентарь, правила обращения с ним, спортивная форма, гигиенические требования.
  • Правильное питание и здоровый образ жизни. (Данный раздел изучается на каждом уроке в течение 3-4 минут)

Раздел 2. Коррекция и формирование правильной осанки (5 часов):

  • Разучивание основных положений рук, ног, туловища, головы при выстраивании правильной осанки стоя у зеркала, стоя у стены, ознакомление со строением тела человека;
  • Ознакомление с простейшими упражнениями для формирования правильной осанки у гимнастической стенки (различные движения головы, рук, ног, приседания, скольжение спиной по стенке);
  • Обучение упражнениям для формирования правильной осанки в и.п.: лежа на животе, лежа на спине.
  • Ознакомление с упражнениями с предметами на голове (мешочек с песком, кубик, массажное кольцо, блинчик, пластмассовый стаканчик) стоя у стены, в движении, под музыку;
  • Ходьба по гимнастическому канату с мешочком на голове с различным и.п. рук (в стороны, на поясе, вверх, вперед);

Раздел 3. Формирование мышечного корсета (5 часов):

  • Тестирование: измерение силовой выносливости мышц туловища и спины, динамометрия, поза Ромберга.
  • Разучивание исходных положений (лежа на спине, животе, на боку, сидя на гимнастической скамейке, стоя);
  • Ознакомление и обучение упражнений для укрепления и развития мышц живота и спины, и.п.: лежа на спине, лежа на животе;
  • Обучение общеразвивающим упражнениям для укрепления мышечного корсета с предметами (гимнастические палки, обручи, мячи, утяжелители).
  • Упражнения для укрепления мышц рук и ног на тренажерах: беговая дорожка, велосипед.

Раздел 4. Укрепление и развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем (2 часа):

  • Ознакомление с простейшими дыхательными упражнениями (вдох: нюхаем цветок, выдох: задули свечку) Выполнение медленного вдоха и медленного выдоха стоя у зеркала с различным положением рук (вдох через нос, продолжительность 1-2 сек, пауза 1 сек, активный выдох через рот 2-4 сек, пауза 4-6 сек. Выдох в два раза дольше вдоха).
  • Ознакомление с упражнениями на тренажере ««велосипед». Тренировка, способствующая повышению обменных процессов – чередование ходьбы и бега, медленной и быстрой езды (6сек. бег, 10сек. ходьба).

Раздел 5. Профилактика и коррекция плоскостопия (6 часов):

  • Ознакомление с ходьбой и бегом по подражанию: на носках («как гусь»), на внешнем своде стопы («как медведь»), на внутреннем своде стопы («как пингвин»);
  • Обучение ходьбе по ребристой доске, по камешкам, по пуфикам, по массажным цилиндрам с сохранением правильной осанки.
  • Ознакомление с упражнениями, выполняемых стопами и пальцами ног на массажном коврике, на модулях тренажерной системы ТИСА.
  • Разучивание ходьбы боком по гимнастической палке, по канату, по обручу, по массажному коврику.
  • Ознакомление с упражнениями на вибрационной дорожке информационно-тренажерной системе ТИСА для ног.
  • Ознакомление с упражнениями на велотренажере для укрепления мышц ног.

Раздел 6. Развитие моторики мелких движений рук и пальцев (3 часа):

  • Обучение упражнениям с различными предметами: панчболами, малыми мячами, мячами – ежиками. Выполнение основных движений с мячами: удержание, катание, подбрасывание вверх.
  • Обучение упражнениям с веревочкой – «река-веревочка»: плетение косички, плетенка на двоих, непослушные шнурки, бантик и узелок и т.д.
  • Обучение элементам самомассажа для пальчиков и гимнастике для суставов рук.

Раздел 7. Коррекция работы вестибулярного аппарата (2 часа):

  • Ознакомление с передвижением по залу: по кругу, по диагонали, ходьба по линии, по массажной дорожке, с различным положением рук: в стороны, на пояс, вверх.
  • Обучение упражнениям на равновесие: «аист», «петушок», «оловянный солдатик», «цапля», «ласточка».

Раздел 8. Подвижные и народные игры, корригирующей направленности: (5 часов)

  • Для сохранения правильной осанки: «Море волнуется», «Гуляющие черепахи».
  • Для укрепления сердечной мышцы: «Дунем раз, дунем два…».
  • Для коррекции плоскостопия: «Собери шишки», «Разгрузи машину»
  • Для развития мелкой моторики рук: Пальчиковый театр «Теремок», «Колобок», «Собери овощи, фрукты, грибы».
  • Для коррекции координации движений: «Дартc», «Найди свой домик», «Крокет», «Бочче».

Раздел 9. Укрепление мышечной системы глаз: (2 часа)

  • Обучению комплексу упражнений с малым мячом для профилактики миопии.
  • Ознакомление с глазодвигательной гимнастикой по методике Бейтса для укрепления прямых и косых мышц глаза.

Перечень учебно-методического, материально-технического обеспечения рабочей программы по «Лечебной физической культуре»

Спортивное оборудование:

Стенка гимнастическая шведская

Скамейка гимнастическая

Горка информационно-тренажерной системы ТИСА

Массажные модули для ног ТИСА

Информационно-тренажерная система ТИСА

Тренажер беговая дорожка

Тренажер для пресса

Велотренажер

Лабиринт Альма

Батут

Сухой бассейн

Информационно-тренажерная система ТИСА.

Спортивный инвентарь: мячи разного диаметра, фитболы, эластичные ленты, скакалки, гимнастические палки, гантели, кубики, кегли, скакалки, массажные валики, массажные кольца, набор для игры в «Бочче»; набор для игры в «Серсо».

Наглядные пособия: плакаты, схемы, карточки с описанием комплексов упражнений.

Список литературы:

  1. Асикритов А.Н. Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по адептивной физической культуре 1- 9 классы. – СПб.: Владос Северо – Запад, 2013.
  2. Потапчук А.А., Матвеев С.В., Дидур М.Д. «Лечебная физическая культура в детском возрасте» - СПб.: Речь, 2007.
  3. Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе: Учебное пособие. – М., 1997.
  4. Башкирова Е.А. Костромина А.С. Левченко Е.В. Леонова Е.М. Методическое пособие Коррекционные программы. Осанка и плоскостопие. – М: 2009.
  5. Мозговой В.М., Дмитриев А.А., Самыличев А.С. Методические рекомендации по организации физического воспитания во вспомогательной школе. – М., 1986.
  6. Соколова Н.Г. «Практическое руководство по детской лечебной физкультуре», Феникс, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре 1 класс на основе авторской программы В.И.Ляха

Рабочая программа и тематическое планирование по физической культуре выполнены на основе авторской программы В.И.Ляха и в соответствии с требованиями ФГОСа....

Рабочая программа по физической культуре 11 класс ,5-8 класс ,9 класс

Рабочая программа составлена в соответствии ФГОС ...

Адаптивная рабочая программа по физической культуре 1 класса для учащихся ОВЗ 7 вида

Адаптированная рабочая программа по физической культуре для учащихся 1 класса с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) разработана на основе ФГОС НОО ОВЗ, примерной АООП НОО (вариант 7.1, авторско...

Инструкция по работе с «Программой мониторинга физической подготовленности учащихся класса (группы, параллелей классов, общеобразовательного учреждения) "

Программа  предназначена для мониторинга  физической подготовленности учащихся класса (группы, параллелей классов, общеобразовательного учреждения).  Она автоматически определяет 5 уров...

Рабочая программа "Лечебная физическая культура", 1-11 класс

Рабочая программа для обучающихся специальной медицинской группы здоровья "Лечебная физическая культура"...

Рабочая программа по физической культуре учащихся 5-9 классов

Рабочая программа по физической культуре, для учащихся 5-9 классов, расчитанная на 2 часа в неделю, 70 часов в год...

Рабочая программа по физической культуре 8 класс(по конструктору программ)

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура»  на уровне основного общего образования разработана в соответствии с  требованиями:Федерального закона от 29.12.2012 № 2...