Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественной деятельности для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "Творческий остров"
методическая разработка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественной деятельности для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "Творческий остров"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение

социального обслуживания населения

«Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов

Калининского района Санкт-Петербурга»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЕМ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

«ТВОРЧЕСКИЙ ОСТРОВ»

                                                                                     

Возраст учащихся: 3 – 7 лет

Срок реализации: 20 часов

1. Пояснительная записка

        Направленность Программы: социально-педагогическая.

Актуальность Программы:  

Данная программа способствует развитию навыков и умений в изобразительном искусстве и ручном труде, основным содержанием занятий является работа с непряденой шерстью, пластилином и бумагой. Занятия по ручному труду для детей-инвалидов актуален, так как данная программа дополнительного образования учитывает особенности эмоционально-волевой сферы детей-инвалидов с нарушением интеллекта в возрасте от 3 до 7 лет, для которых характерна недостаточная дифференцированность восприятия, слабая сформированность сенсорных эталонов, двигательные нарушения, неустойчивость внимания, недостаточная наблюдательность и сосредоточенность.

Работа с такими детьми требует от педагога нетрадиционного подхода к проведению занятий. Специфика программы дополнительного образования "Творческий остров" позволяет обеспечить разнообразие ручных операций, в результате которых развивается ручная умелость, мелкая моторика рук, способствующие развитию психофизических функций детей-инвалидов. Развитие мелкой моторики влияет не только на возможность управлять движением пальцев рук, но и на развитие речи, поведение, развитие пространственного мышления. Предлагаемая детям деятельность позволяет не только развивать компенсаторные функции, восстанавливать утраченные функции, развивать сенсомоторные и интеллектуальные умения и навыки, формировать определенные практические навыки., но и способствует улучшению самочувствия ребенка, его настроения, формирует у него такие черты характера, как  способность к трудовым усилиям, трудолюбие, волю, и такие качества, как аккуратность, внимательность, умение общаться со взрослыми и сверстниками. Программа дополнительного образования "Творческий остров" дает возможность освободить ребят от негативных эмоций, через желание изготовить для себя или в подарок  игрушку, поделку, сувенир.

    Отличительные особенности Программы: отличительной особенностью программы  является работа по валянию из шерсти мокрым способом. Валяние шерсти (фелтинг, фильцевание, фильц) — это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Мокрое валяние осуществляется при помощи мыльного или специального раствора. Сначала выкладывается изделие из шерсти, смачивается раствором и при помощи трения производят процесс валяния. Мокрое валяние подходит для изготовления панно, одежды, полотен, одним словом, плоских изделий. Для мокрого валяния существуют специальные растворы, но большинство мастеров обходятся обычным или жидким мылом. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться и люди смогли по достоинству оценить это уже около 8000 лет назад. Пожалуй, нет ни одного народа в мире, кто с древнейших времен не создавал бы в этой технике множество удобных и полезных вещей для жизни. Сегодня один из самых старых, традиционных материалов, вновь приобретает актуальность. Полузабытое народное ремесло последнее десятилетие возрождается в модной индустрии. Войлок, изготовленный по старинным технологиям, и на современных машинах находит применение при изготовлении обуви и шитье одежды. Профессиональные дизайнеры используют его как элемент декора, этакой «изюминкой» в одежде. Работа с художественным войлоком предоставляет безграничные возможности для создания разнообразных поделок. Это увлекательное занятие способствует расслаблению и развитию творческих способностей. Валяние – техника, доступная для детей с нарушениями интеллекта. С ее помощью можно изготовить как простые, так и сложные картины, игрушки и настенные панно, бижутерию. Работа над изготовлением изделий из войлока открывает большие возможности для развития инициативы, будит положительные эмоции,  вдохновляет, активизирует детскую мысль. Особое внимание в данной программе уделено духовности детей и художественно-эстетическому восприятию.

Программа включает в себя 4 блока по 10 часов каждый (рисование, лепка, бумагопластика, валяние).

В основу Программы заложены основные принципы и подходы:

  • Учет возрастных возможностей и особенностей ребенка.
  • Доступность материала.
  • Повторяемость материала.
  • Принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка.
  • Принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей.

Занятия проводятся в игровой форме и по показу педагога, программный материал
распределен по четырем блокам («Лепка», «Рисование», «Бумагопластика», «Валяние») выбирается в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями ребенка.

Адресат Программы: дети-инвалиды 3-7 лет с нарушением умственного развития.

Цели Программы: 

  • раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в  каждом ребенке,
  • формирование эстетического воспитания, приобщение к духовным ценностям мировой художественной культуры.
  • пробуждение интереса к окружающему миру и общее развитие детей-инвалидов посредствам занятий валянием, лепкой и бумагопластикой.
  • создание условий для стимулирования осознанного обучения.
  • социальная адаптация детей с нарушением интеллекта и совершенствование изобразительных навыков, художественно-творческой деятельности.

Задачи Программы:

Обучающие:

  • развитие познавательной деятельности;
  • Формирование изобразительных навыков;
  • воспитание понимания художественного языка;
  • освоение технологических приемов данных видов деятельности;

Воспитательные:

  • воспитание культуры отношения к человеку и миру вещей   (нравственная сторона отношений);
  • культура отношения к обществу (социальная сторона);
  • развитие интересов ребенка, расширение его кругозора;
  • формирование и развитие нравственных, трудовых, эстетических и других качеств личности ребенка;
  • воспитание и любви к прекрасному;

 Коррекционные:

  • развитие мелкой моторики и координации;
  • развитие памяти, внимания, речи, наблюдательности и внимательности;
  • повышение познавательной активности;
  • развитие эмоционально-волевой сферы;
  • совершенствование пространственных представлений;

Условия реализации Программы: 

Программа реализуется в очной форме обучения на государственном языке Российской Федерации в нестационарной форме в учреждении социального обслуживания.

Общий объем учебного времени составляет 20 часов (4 модуля по 10 часов каждый), без учета каникулярного времени. На основании результатов диагностики выбирается тот или иной необходимый для ребенка модуль Программы.

Занятия проводятся 1-2 раза в неделю в первой половине дня индивидуально и малыми подгруппами (2-4 человека).

Продолжительность занятий составляет до 30 минут (в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка).

Материально-техническое обеспечение Программы.

Модуль № 1 «Рисование»

  • Краски
  • Гуашь
  • Кисти
  • Коктейльные трубочки и трубочки для сока
  • Ватные палочки
  • Трафареты
  • Бумага
  • Клеенка
  • Стаканчики для воды
  • Цветные карандаши
  • Фломастеры
  • Цветные восковые мелки
  • Салфетки

Модуль № 2 «Лепка»

  • Пластилин
  • Каркасы (спички и зубочистки)
  • Стеки
  • Доски для лепки
  • Клеенки
  • Трафареты
  • Цветной картон
  • Стекло
  • Цветное соленое тесто

           

        Модуль №3 «Бумагопластика»

  • Кисти для клея
  • Трафареты
  • Цветная бумага двухсторонняя
  • Цветная бумага односторонняя
  • Бумага для рисования
  • Клеенка
  • Цветные карандаши
  • Фломастеры
  • Цветные восковые мелки
  • Салфетки
  • Контейнеры для клейстера с низкими краями
  • Ножницы с тупыми концами
  • Цветной картон
  • Клей карандаш

Модуль № 4 «Валяние»

  • Непряденая шерсть
  • Жидкое мыло
  • Клеенка
  • Емкость для воды
  • Пупырчатая пленка
  • Москитная сетка
  • Рамки для фотографий
  • Фланелевая ткань

Планируемые результаты освоения Программы:

Обучающиеся

узнают:

  • Название и назначение материалов (шерсть, бумага и пластилин);
  • Название и назначение ручных инструментов и приспособлений (ножницы, кисточка, стека);
  • Правила безопасности труда и личной гигиены;
  • Названия цветов спектра;
  • Правила работы с шерстью, бумагой, пластилином
  • Свойства материалов (шерсть, бумага, пластилин)

овладеют:

  • Техникой выполнения плоских и объемных  работ из непряденой шерсти мокрым методом;
  • Бумагопластикой (простой и объемной);
  • Рельефной лепкой пластилином на картоне или стекле;
  • Лепкой объемных фигур из пластилина;

научатся:

  • Правильно организовывать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
  • Правильно сидеть за столом;
  • Правильно держать ножницы;
  • Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
  • Экономично размечать материалы,
  • Сгибать листы бумаги в несколько раз;
  • Резать бумагу ножницами по линиям разметки;
  • Cоединять бумажные детали при помощи клея;
  • Рвать бумагу на кусочки нужного размера;
  • Сваливать шерсть мокрым  методом (при помощи воды и мыла);
  • Контролировать правильность своих действий;

2. Учебный план

Программа состоит из четырех модулей:

  • Модуль № 1 «Рисование»
  • Модуль № 2 «Лепка»
  • Модуль № 3 «Бумагопластика»
  • Модуль № 4 « Валяние»

В каждом модуле существует теоретическая (формирование понятий и представлений) и практическая (непосредственное овладение навыком или умением) составляющие.

п/п

Наименование разделов

Блок № 1 (час.)

Блок№ 2 (час.)

Блок № 3 (час.)

Блок № 4 (час.)

Всего

Теор.

Пр.

Всего

Теор.

Пр.

Всего

Теор

Пр.

Всего

Теор.

Пр.

1

Теоретические сведения

0.5

0.5

-

0.5

0.5

-

0.5

0.5

-

0.5

0.5

-

2

Практика

9,5

-

9,5

9,5

-

9,5

9,5

-

9,5

9,5

-

9,5

Всего

10

0,5

9,5

10

0,5

9,5

10

0,5

9,5

10

0,5

9,5

3. Календарный учебный график

Модуль

Дата начала обучения

по Программе

Дата окончания обучения

по Программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

№1 «Рисование»

В соответствии с ИППСУ

10

1-2 раза в неделю в первой половине дня индивидуально
и малыми подгруппами (2-4 человека).

Продолжительность занятий составляет до 30 минут (в зависимости от возраста
и состояния здоровья ребенка).

№2

«Лепка»

10

№3 «Бумагопластика»

10

№4  «Валяние»

10

4. Рабочие программы

4.1. Рабочая программа модуля №1 «Рисование»

Задачи

Образовательные задачи:

  • Дать основные знания о цветах спектра;
  • Дать элементарные знания о средствах  изобразительной деятельности (кисть, карандаш,    фломастер, восковые мелки);
  • Дать элементарные знания о правилах пользования изобразительными средствами;
  • Дать элементарные знания о необходимости уборки рабочего места;
  • Дать элементарные знания о свойствах материалов (краски, бумага).

Обучающие задачи:

  • Научить самостоятельно держать в руке карандаш, фломастер, кисть;
  • Научить пользоваться средствами изобразительной деятельности (карандаш, фломастер, кисть, восковые мелки);
  • Научить убирать после себя рабочее место.

Развивающие задачи:

  • Развивать память, внимание, мышление, речь;
  • Развитие мелкой моторики и координации;
  • Повышение познавательной активности;
  • Развитие эмоционально-волевой сферы;
  • Совершенствование пространственных представлений.

Воспитательные (мотивационные) задачи:

  • Воспитывать интерес к занятиям;
  • Воспитывать желание приходить на занятия;
  • Воспитывать желание убирать после себя;
  • Воспитывать желание рассказывать о своих достижениях.

Учебный план

 п/п

Наименование темы

Содержание темы

Количество занятий

Всего

Теория

Практика

1

Знакомство
с нетрадиционными техниками рисования

Рисование пальчиками

2

1/4

3/4

Рисование ватной палочкой

2

1/4

3/4

2

Оттиск

Оттиск смятой бумагой

1

1/4

3/4

Отпечатки листьев

1

1/4

3/4

3

Смешанные техники рисования

Восковые мелки и акварель

2

1/4

3/4

Теснение

1

1/4

3/4

Монотопия предметная

2

1/4

3/4

Формы контроля: контрольные занятия диагностического характера. Проведение тематических выставок. Участие в конкурсах, фестивалях.

Планируемые результаты

  • Знает основные цвета спектра
  • Знает правила пользования изобразительными средствами
  • Умеет самостоятельно держать в руке карандаш, фломастер, кисть
  • Убирает после себя рабочее место

Содержание обучения (программный материал)

Знакомство с нетрадиционными техниками

Рисование пальчиками

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ватной палочкой

Материалы: ватные палочки, гуашь, бумага любого цвета и формата.

 Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь палочку и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе каждый новый цвет берется новой палочкой. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Оттиск

Оттиск смятой бумагой

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу
к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Отпечатки листьев

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Смешанные техники рисования

Восковые мелки и акварель

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Тиснение

Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.

Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

Монотипия предметная

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

4.2 Рабочая программа модуля № 2 «Лепка»

Задачи

Образовательные задачи:

  • Дать основные знания о цветах спектра
  • Дать элементарные знания о свойствах пластилина
  • Дать элементарные знания о правилах пользования пластилином, степом
  • Дать элементарные знания о необходимости уборки рабочего места
  • Дать элементарные знания о нетрадиционных материалах для лепки

Обучающие задачи:

  • Научить отщипывать кусочки от целого куска.
  • Научить разминать пластилин пальцами и ладонями обеих рук
  • Научить раскатывать из пластилина колбаски, шарики
  • Научить сплющивать шарики из пластилина
  • Научить наносить пластилин тонким слоем на ограниченную поверхность
  • Научить убирать после себя рабочее место

Развивающие задачи:

  • Развивать память, внимание, мышление, речь
  • Развитие мелкой моторики и координации
  • Повышение познавательной активности
  • Развитие эмоционально-волевой сферы
  • Совершенствование пространственных представлений

Воспитательные (мотивационные) задачи:

  • Воспитывать интерес к занятиям
  • Воспитывать желание приходить на занятия
  • Воспитывать желание убирать после себя
  • Воспитывать желание рассказывать о своих достижениях

Учебный план

№  п/п

Наименование темы

Содержание темы

Количество занятий

Всего

Теория

Практика

1

Знакомство
с пластилином
и его свойствами

Отщипывать кусочки разной величины

1

1/4

3/4

Разминать пальцами и ладонями обеих рук

1

1/4

3/4

Учить сплющивать шарики из пластилина

1

1/4

3/4

Научить раскатывать из пластилина колбаски

1

1/4

3/4

2

Создавать несложные композиции из 2-3 фигур

Учить отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их межу ладонями и расплющивать пальцем

1

1/4

3/4

Учить располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии

2

1/4

3/4

Учить наносить пластилин тонким слоем на ограниченную поверхность

2

1/4

3/4

 3

Знакомство с нетрадиционными материалами для лепки

Лепка из соленого теста

1

1/4

3/4

Формы контроля: контрольные занятия диагностического характера. Проведение тематических выставок. Участие в конкурсах, фестивалях.

Планируемые результаты

- Умеет отщипывать кусочки пластилина от целого куска

- Умеет разминать пластилин пальцами и ладонями обеих рук

- Умеет раскатывать из пластилина колбаски, шарики

- Умеет сплющивать шарики из пластилина

- Умеет наносить пластилин тонким слоем на ограниченную поверхность.

- Умеет работать с тестом для лепки

- Убирает после себя рабочее место

Содержание обучения (программный материал)

Отщипывание

Цель: продолжать знакомить с пластилином и его свойствами; научить отщипывать маленькие кусочки от большого куска; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материалы: пластилин, подкладная доска, игрушечные животные, птицы или их изображения.

Занятие проводится в форме игры. Чтение стихов в ходе занятия. Возможна музыка (в зависимости от тематики занятия). Показать, как можно отщипывать от куска маленькие кусочки.

Разминать пластилин пальцами и ладонями обеих рук

Цель занятия: познакомить с тестом; научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материалы: пластилин, подкладные доски.

Прием лепки: разминание.

Сплющивание

Цель: продолжать знакомить ребенка с пластилином и его свойствами; учить сплющивать шарики из пластилина при помощи всех пальцев руки; формировать интерес
к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материалы: Мягкий пластилин желтого цвета, пластмассовые тарелки, куклы.

Перед началом занятия подготовить шарики диаметром 2—2,5 см. Показать ребенку, как шарик можно сплющивать между пальцев. Чтение потешек в процессе лепки.

Раскатывание колбасок из пластилина

Цель: продолжать знакомство с пластилином и его свойствами, учить раскатывать из пластилина колбаски на доске.

Материалы: пластилин разного цветы, подкладные доски.

Ладошкой катаем кусочек пластилина по доске движениями вперед — назад, чтобы получилась колбаска.

Создание несложных композиций из 2-3 фигур

Научить отщипывать маленькие кусочки пластилина и скатывать их
в шарики, прикреплять их к основе.

Материалы: Пластилин разных цветов, вырезанный из картона шаблон, муляж или изображение создаваемой композиции.

Продолжать учить отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладонями и расплющивать пальцем.

Материалы: Пластилин разных цветов, картон или стекло с контурным изображением предмета.  

Учить наносить пластилин тонким слоем на ограниченную поверхность.

Материалы: картон или стекло с контурным изображением предмета,

Лепка из цветного соленого теста

Цель: Познакомить с тестом для лепки, создание плоского изображения.

Материалы: картон с изображением предмета, цветное соленое тесто.

4.3 Рабочая программа модуля № 3 «Бумагопластика»

Задачи

Образовательные задачи:

  • Дать основные знания о цветах спектра
  • Дать элементарные знания о средствах аппликации (клей, кисть, ножницы, бумага, картон)
  • Дать элементарные знания о правилах пользования клеем, ножницами
  • Дать элементарные знания о необходимости уборки рабочего места
  • Дать элементарные знания о свойствах материалов (клей, бумага, сыпучие материалы)
  • Дать элементарные знания о оригами
  • Дать элементарные знания о квилинге

Обучающие задачи:

  • Научить пользоваться клеем, кистью для клея
  • Научить правильно, самостоятельно держать в руке ножниц
  • Научить резать по прямой, по кругу
  • Научить приклеивать бумажные фигурки на листок
  • Научить складывать бумагу по контуру
  • Научить скручивать бумажные полоски
  • Научить убирать после себя рабочее место

Развивающие задачи:

  • Развивать память, внимание, мышление, речь
  • Развитие мелкой моторики и координации
  • Повышение познавательной активности
  • Развитие эмоционально-волевой сферы
  • Совершенствование пространственных представлений

Воспитательные (мотивационные) задачи:

  • Воспитывать интерес к занятиям
  • Воспитывать желание приходить на занятия
  • Воспитывать желание убирать после себя
  • Воспитывать желание рассказывать о своих достижениях

Учебный план

№  п/п

Наименование темы

Содержание темы

Количество занятий

Всего

Теория

Практика

1

Простые поделки
с хаотичным приклеиванием элементов

Приемы наклеивания. Аккуратное пользование клеем.

Свободное расположение изображения на бумаге.

1

1/4

3/4

2

Поделки
с приклеиванием элементов
на конкретные места

Составление изображений из нескольких частей, соблюдая определенную последовательность, правильно располагая их на листе.

Изображение предмета, состоящего из нескольких частей. Составление узора на бумаге.

Упражнять в умении намазывать клеем всю форму. Закреплять приемы аккуратного наклеивания

2

1/4

3/4

3

Учить работать ножницами.

Резать широкую полосу из бумаги на узкие полосы, правильно держать ножницы, правильно ими пользоваться.

Учить разрезать полоску пополам. Преобразование формы (укрась салфеточку или поднос).

Резать полоску бумаги по прямой, срезать углы, составлять изображение из частей.

 Срезать уголки, закругляя их.

Вырезание по косой, по кругу. Создание крупного изображения.

5

1/4

3/4

4

Знакомство с техникой оригами

Обучение складыванию бумаги по контуру, создание простых поделок

1

1/4

3/4

5

Знакомство с техникой квиллинг

Обучение скручивания бумажных полосок, создание простых изображений

1

1/4

3/4

Формы контроля: контрольные занятия диагностического характера. Проведение тематических выставок. Участие в конкурсах, фестивалях.

Планируемые результаты

- Знаком с правилами пользования клеем, кистью, ножницами

- Знает элементарные свойства материалов (клей, бумага, сыпучие материалы)

- Умеет самостоятельно держать в руке ножницы

- Умеет резать по прямой, по кругу

- Умеет приклеивать бумажные фигурки на листок

- Умеет складывать по контуру

- Умеет скручивать бумажные полоски

- Умеет составлять  простые изображения

-Убирает после себя рабочее место

Содержание обучения (программный материал)

Простые поделки с хаотичным приклеиванием элементов

Материалы: белая и цветная бумага, заготовки из бумаги соответствующие тематике занятия, клей, кисти, ножницы.

Методика: показать приемы наклеивания, учить свободно располагать изображения на бумаге

Поделки с приклеиванием элементов на конкретные места

Материалы: белая и цветная бумага, заготовки из бумаги соответствующие тематике занятия, клей, ножницы.

Методика: составлять изображения из нескольких частей, определить последовательность наклеивания, учить использовать правильные приемы наклеивания, учить составлять узор. Намазывать клеем всю поверхность.

Учить работать ножницами

Материалы: белая и цветная бумага, заготовки, вырезанные из бумаги заранее,
в соответствии с тематикой занятия, клей-карандаш, клей ПВА, кисти для клея, ножницы.

Методика: показать как держать ножницы, как резать ими. Преобразование формы, срезание и закругление углов, составление изображения из частей.

Оригами

Материалы: Двухсторонняя цветная бумага, ножницы, картон, клей

Методика: Создание  предметов по средствам складывания бумаги по схеме и показу. Симметричное расположение фигур на листе.  

Квиллинг

Материалы: Полоски цветной двухсторонней бумаги, клей, картон.

Методика: Обучения скручивания полосок бумаги, придание необходимой формы и составление узора на картоне.

4.4 Рабочая программа модуля № 4 «Валяние»

Задачи

Образовательные задачи:

  • Формировать элементарные представления о свойствах шерсти
  • Дать элементарные представления о возможностях работы с шерстью
  • Формировать первые технические умения работы с шерстью

Обучающие задачи:

  • Научить самостоятельно работать с шерстью
  • Научить убирать после себя рабочее место

Развивающие задачи:

  • Развитие мелкой моторики и координации
  • Повышение познавательной активности
  • Развитие эмоционально-волевой сферы
  • Совершенствование пространственных представлений
  • Развивать память, внимание, мышление, речь

        Воспитательные (мотивационные) задачи:

  • Воспитывать интерес к занятиям
  • Воспитывать желание убирать после себя
  • Воспитывать желание рассказывать о своих достижениях

Учебный план

Наименование темы

Содержание темы

Количество занятий

Всего

Теория

Практика

1

Знакомство с техникой валяния

Представление об основных свойствах шерсти. Создание простого объемного предмета.

6

1/4

3/4

Создание плоского изображения по средствам выкладывания изображения и сваливания мокрым способом

2

Шерстяная акварель

Создание картины по средствам выкладывания шерсти.

4

1/4

3/4

Планируемые результаты

- Имеет элементарные представления о свойствах шерсти

- Умеет самостоятельно работать с шерстью

- Убирает после себя рабочее место

Содержание обучения (программный материал)

Мокрое валяние объемного предмета (шарик)

Материалы: шерсть для валяния, емкость для воды, вода, жидкое мыло.

Методика: Теоретическое знакомство со свойствами шерсти. Сваливание шариков:

Отрывание необходимого количества шерсти скатывается в комочек и  смачивается в мыльном растворе и катаются шарики. После высыхания нанизывание шариков на шнур или ленту (создание бус или браслета).

Мокрое валяние плоского изображения

Материалы: шерсть для валяния, вода, жидкое мыло, пульверизатор, пленка пупырчатая простая, сетка москитная.

Методика: на пленку выкладывается изображение, покрывается москитной сеткой, смачивается мыльным раствором и сваливается руками по средствам трения.

Шерстяная акварель

Материалы: шерсть для валяния, ножницы, фланелевая ткань, клей карандаш, рамка для фотографии.

Методика: Фланель приклеивается на картонную часть рамки для фотографии, затем из шерсти выкладывается фон и непосредственно изображение, покрывается стеклом  и вставляется  в раму.

5. Система контроля результативности обучения

Проведение первичного обследования (диагностики) навыков и умений ребенка направлено на выявление готовности к какому-либо виду деятельности определенного содержания и уровня сложности, позволяющих оценить уровень сформированности того или иного умения и навыка.

Результаты диагностики на первом и промежуточном этапах мониторинга оформляются в диагностической карте (см. Приложение 1).

Формы подведения итогов: контрольные занятия диагностического характера. Проведение тематических выставок. Участие в конкурсах, фестивалях.

6. Перечень нормативно-правовых и методических документов

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.);
  2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г.  1726-р).
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014  41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
  4. Письмо Министерства образования и науки России от 18.11.2015  09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
  5. Распоряжение Комитета по образованию от 01.03.2017  617-р «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях, находящихся в ведении комитета по образованию Санкт-Петербурга»
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г.  1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  7. Федеральный закон от 28.12.2013  442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
  8. Закон Санкт-Петербурга от 26 декабря 2014 года N 717-135. О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге

7. Перечень литературных источников

  1. Жили-Были. Блог о развитии и воспитании детей. Аппликация и поделки с детьми 1-2 лет (с шаблонами) Электронный доступ: [http://jili-blog.ru/applikaciya-i-podelki-s-detmi-1-2-let.html].
  2. Е. Смирнова « Чудеса из войлока. Уроки мокрого валяния», «Питер» 2014.
  3. Е.А. Хошабова «украшения из войлока. Пошаговый мастер-класс», «Питер» 2013.
  4. А.Мюллер. «Войлочные игрушки, чудесные идеи объемного валянияшерсти», «Арт-олник» 2007.
  5. А.Г.Красичкова. «Вещи из войлока», « ДиК» 2010.
  6. М.А.Гусакова «Аппликация», Моква «просвещения»1982.
  7. И.М.Петрова «Объемная аппликация», Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2007.
  8. О.А.Куревина, Е.А.Лутцева «Технология» учебник 1 класс, Москвабаласс 2008.
  9. О.А.Куревина, Е.А.Лутцева «Технология» учебник 2 класс, Москвабаласс 2008.
  10. Журнал «Я-дизайнер»№4/2006
  11. Поделки для детей своими руками. Поделки для детского сада и школы. Картинки для детей. Поделки на праздники. Электронный доступ: [http://montessoriself.ru/category/podelki-dlya-detey-1-2-goda/]
  12. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет». – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  13. Лыкова И., Шипунова В. Вкусная лепка для детей и взрослых. -
    ИД Цветной мир, 2014.
  14. Фатеева А.А., Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006
  15. Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004

Приложение 1

Социально-реабилитационное отделение

Социально-педагогическая диагностика

(диагностическая карта педагога дополнительного образования)

«Художественная деятельность»

Ф.И. ребенка

Дата обследования

Сформировано

Сформировано недостаточно (требуется незначительная помощь специалиста)

Сформировано недостаточно (требуется значительная помощь специалиста)

Не сформи-ровано

Рисование

Знает основные цвета спектра

Знает правила пользования изобразительными средствами

Умеет самостоятельно держать в руке карандаш, фломастер, кисть

Лепка

Умеет отщипывать кусочки пластилина от целого куска

Умеет разминать пластилин пальцами и ладонями обеих рук

Умеет раскатывать из пластилина колбаски, шарики

Умеет сплющивать шарики из пластилина

Умеет наносить пластилин тонким слоем на ограниченную поверхность

Бумагопластика

Знаком с правилами пользования клеем, кистью, ножницами

Знает элементарные свойства материалов (клей, бумага,)

Умеет самостоятельно держать в руке ножницы

Умеет резать по прямой,
по кругу

Умеет приклеивать бумажные фигурки
на листок

Валяние

Имеет элементарные представления о шерсти

Умеет отрывать от целого волокна необходимое количество

Имеет элементарные представления о работе с шерстью

Убирает после себя рабочее место

Первичное обследование

Заключение:

Дата:___________                                Подпись:_________

Динамика:

Рекомендации

Дата:___________                                Подпись:_________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка художественного лоскутного шитья "Цветная сказка"

В современных условиях очень важно подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью. Поэтому необходимо своевременное выявление творческого п...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по театрализованной деятельности «Маленькие артисты»

Пояснительная запискаПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей в соответствии с определением ФГОС – это комплексная программа формирования их знаний, установок, ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития «X-Box»

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития «X-Box»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "День за днем"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с нарушением умственного развития "День за днем"...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Информатика» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Информатика» для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальн...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с НУР "Ступеньки к познанию"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов с НУР "Ступеньки к познанию"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы проектной деятельности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы проектной деятельности» Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Основы проектной дея...