Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы проектной деятельности»
проект (10, 11 класс)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 

«Основы проектной деятельности» Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Основы проектной деятельности» социально-педагогической направленности призвана определить сферу научно-исследовательских или проектно-творческих интересов обучающихся как потенциальной платформы выражения его индивидуальности, активизации личностного роста и развития.

Программа разработана с учетом современных образовательных технологий и методов обучения, способных стать инструментом развития личностного потенциала школьников.

Срок реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Проектная деятельность» - 1 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_proektnoy_deyatelnosti.docx66.95 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Основы проектной деятельности»

Направленность - социально-педагогическая Уровень - базовый

Возраст обучающихся 14-17 лет Срок обучения - 1 год

Срок реализации - 2022-2023 год

Г.о. Фрязино  2022г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Государственная политика в сфере образования сегодня направлена на выявление и поддержку одаренных детей, всестороннее развитие личности каждого ребенка. Целевой зоной ответственности образования является сфера самореализации и развития талантов. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие личностного потенциала детей, реализация их возможностей – приоритеты системы дополнительного образования детей и молодежи.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Основы проектной деятельности» социально-педагогической направленности призвана определить сферу научно-исследовательских или проектно-творческих интересов обучающихся как потенциальной платформы выражения его индивидуальности, активизации личностного роста и развития.

Программа разработана с учетом современных образовательных технологий и методов обучения, способных стать инструментом развития личностного потенциала школьников.

Срок реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Проектная деятельность» - 1 год.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа реализуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время с 1 сентября по 31 мая.

Программа составлена с учетом следующих нормативных документов:

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями).
  2. Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 403-ФЗ.
  3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 25 мая 2015 г. № 996-р).
  4. План мероприятий по реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждён распоряжением Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. № 2945-р)
  5. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Правительством Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р.
  6. Федеральный проект Патриотического воспитания граждан Российской Федерации от 01.01.2021 г.
  7. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 г. № 196).
  8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» от 03.09.2019 г. № 467.
  9. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28).
  10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
  11. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).

Основные требования к структуре и содержанию дополнительной общеобразовательной программы закреплены в представленных выше документах.

Актуальность данной программы обусловлена тем, что в современном мире успех человека во многом определяется его способностью организовать свою жизнь: определить цели, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий, уметь проанализировать в какой степени удалось достичь поставленных целей.

Вовлечение обучающихся в проектную деятельность, способствующую формированию продуктивного мышления, развитию творческого мышления, необходимых для успешной социализации личности в будущем, является одной из задач современного образования, эффективным методом организации образовательного процесса.

Проектная деятельность является средством освоения обучающимися окружающей действительности, помогает им установить истину, развить умение работать с научной информацией, сформировать проектно-исследовательский стиль мышления.

Организуя проектную деятельность обучающихся, необходимо помнить, что поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для обучающегося, работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимыми для этого ресурсами. Проектная деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (обучающихся, родителей, педагогов, социальных партнеров), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения.

Педагогическая целесообразность программы «Основы проектной деятельности» заключается в том, что главная идея проектной деятельности – направленность на результат, который получается при решении личностно-значимой для обучающегося проблемы. Технология организации такого вида деятельности включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, направленных на самостоятельную реализацию обучающимися задуманного результата. Полезным в ходе реализации данной программы окажется и опыт исследовательской деятельности, приобретенный в результате подготовки проектов.

Цель программы: формирование у обучающихся практических знаний, умений и навыков по реализации проектов разных типов.

Задачи программы:

Воспитательные:

  1. воспитывать у каждого участника проектного обучения личную уверенность;
  1. воспитывать умение работать в команде;
  1. воспитывать умение логически мыслить, обобщать и делать самостоятельные выводы;
  1. воспитывать        целеустремленность,        самостоятельность,        инициативность, творческое отношения к делу;
  1. воспитывать трудолюбие, терпение, настойчивость.

Развивающие:

  1. развивать мотивацию к процессу получения знаний;
  1. развивать коммуникативные компетентности в сотрудничестве (умение вести диалог, координировать свои действия при работе с самим собой и с партнерами по группе и классу, сопереживать, быть доброжелательными и чуткими, проявлять социальную адекватность в поведении);
  1. развивать кругозор обучающихся;
  1. развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
  1. развивать самостоятельность и ответственность за результаты собственной деятельности;
  1. развивать        умения,        способствующие        саморазвитию        обучающихся: самовыражению, самопрезентации и рефлексии.

Обучающие:

  1. приобрести        теоретические        знания,        умения,        навыки        основ        проектной деятельности;
  1. изучить роль науки, научных и учебных исследований в жизни людей; методы исследований;
  1. приобрести навыки поиска и работы с различными информационными источниками;
  1. освоить навыки грамотного заполнения проектной документации («Паспорт проекта»);
  1. освоить навыки работы над проектом по алгоритму, структурой проекта, виды проектов и проектных продуктов;
  1. приобрести знания, умения, навыки работы с онлайн платформами для успешной работы над проектами;
  1. освоить        навыки        презентации        результатов        собственной        деятельности (электронная презентация, речь);
  1. освоить   навыки   оценивания   своих   и   чужих   результатов   по        проектной деятельности.

Новизна данной программы обусловлена применением современных образовательных технологий, основанных на вытягивающей модели обучения, а также применении электронных платформ - помощников в реализации эффективной работы в проектной команде. В процессе обучения по программе обучающиеся приобретают возможность не только продемонстрировать имеющиеся знания и умения в области проектной деятельности, разработке презентаций, но и приобрести новые значимые в современном мире soft-skills, а также развить навыки саморегуляции и эффективной презентации.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена нацеленностью на формирование у обучающихся, значимых в современном мире, soft - компетенций через активность и самостоятельность участников образовательного процесса. У обучающихся в процессе проектной деятельности, деловой игры, тренинговых занятий будет положено начало развитию коммуникативных навыков и ораторского мастерства, презентации и

самопрезентации, проектного и дизайн мышления, саморегуляции эмоционального состояния и поведения, а также ориентации на общественно-полезную деятельность.

Программа подготовлена с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся, а также их интересов, что позволит не только приобрести и закрепить имеющиеся знания и умения, но и полнее раскрыть творческие способности.

Отличительные особенности. Отличительная особенность общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в том, что в процессе обучения происходит комплексное развитие навыков проектной деятельности, а также значимых для успешной самореализации личности гибких компетенций: дизайн мышление, коммуникативные навыки, навыки проблематизации и целеполагания, навыки самоуправления и тайм- менеджмента, лидерские качества.

Учебный материал организован по принципу «концентрических кругов». Занятия по каждому разделу представляют самостоятельные звенья общей цепи. Однако, познакомившись с основными темами программы в начале учебного года, обучающиеся возвращаются к их проработке в середине и в конце учебного года, закреплению и обобщению. Естественно, что при сохранении общей направленности заданий, они будут усложняться.

Проектная деятельность базируется на единстве коллективного взаимодействия и максимальном творческом проявлении каждого участника проекта. Основу учебно- творческих занятий составляют упражнения, развивающие самостоятельность обучающихся в поиске решения проблемы.

В ходе усвоения программного материала прослеживается:

  • преобладание самостоятельной познавательной деятельности обучающихся;
  • использование индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности в различных сочетаниях;
  • возможность        создания        обучающимися        собственного        индивидуального образовательного продукта. Это может быть свой способ решения, свое видение проблемы;
  • организация презентаций и защита своих работ.

Адресат программы. Возрастная категория обучающихся по программе «Основы проектной деятельности» - 14 – 16 лет. Состав группы – 15 человек (может быть постоянный, может меняться). При комплектовании учебных групп учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.

Возрастные особенности обучающихся. Программа предназначена для обучающихся 14 – 16 лет (подростковый период).

Педагог в своей деятельности должен обязательно учитывать возрастные психолого- педагогические особенности обучающихся. Выбор форм и методов обучения должен опираться на ведущую деятельность данной возрастной группы, её особенности.

Программа предусматривает возможность выбора обучающимися содержания образования, режима, темпа обучения с учетом их потребностей и возможностей, через построение индивидуального образовательного маршрута или разработку индивидуального учебного плана.

При реализации программы соблюдается организационная система проведения инструктажей по технике безопасности и охране труда, система бесед о необходимости соблюдения правил поведения в учреждении.

Объем и срок освоения программы. Программа реализуется в течение 1 года, 35 учебных недель.

Режим занятий обучающихся регламентируется календарным учебным графиком, расписанием занятий. Общее количество 70 часов в год, по два занятия в неделю (34 учебных недели) по 1 учебному часу. Время проведения занятий регулируется утвержденным расписанием групп.

Форма обучения очная, групповая. Дистанционная форма работы (по необходимости).

Для работы с обучающимися в дистанционной форме создается общая группа в Мессенджерах WhatsApp (Viber, vk). Организуются занятия на платформе Zoom.

Реализация данной программы предполагает освоение стартового уровня.

Планируемый результат освоения программы Требования к результатам освоения программы

Предметные результаты:

знания:

  • понятий «проект», «проблема», «актуальность», «цель и задачи», «дизайн мышление», «SMART», «паспорт проекта» и их отличительных особенностей;
  • правил постановки и определения проблемы проекта, цели и задачи;
  • основ грамотного заполнения «Паспорта проекта»;
  • ключевых техник организации работы над проектом;
  • основ организации эффективной работы в проектной команде;
  • структурных элементов презентации проектов.

умения:

  • определять проблему, цель и задачи проекта;
  • заполнять проектную документацию;
  • видеть и организовать работу над реализацией проекта;
  • применять        изученные        техники        проектной        деятельности        и        электронные платформы для организации работы над проектом;
  • организовать эффективную работу в команде;
  • презентовать проект.

Личностные результаты:

  • формирование способности к саморазвитию и самообразованию;
  • развитие опыта участия в социально значимых проектах, повышение уровня самооценки благодаря реализованным проектам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и взаимодействии в процессе образовательной и проектной деятельности, участия в конкурсах и конференциях различного уровня;
  • повышение уровня ответственного отношения к учению, способности довести до конца начатое дело (в том числе проект);
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития социального знания, информационных технологий;
  • формирование осознанного позитивного отношения к другому человеку, его мнению, результату его деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, посредством активной, социально ориентированной работе на занятиях.

Метапредметные результаты:

  • развитие коммуникативной компетенции, в том числе умения взаимодействовать с окружающими в соответствии с нормами делового сотрудничества, взаимоуважения;
  • умение оценивать правильность или ошибочность выполнения поставленной учебной задачи, а также выдвигаемых предположений и выводов;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические модели и схемы для решения учебных задач;
  • планирование последовательности шагов для достижения поставленных целей (целеполагание);
  • умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • формирование и развитие общепользовательской компетентности в области информационных технологий и работы с компьютером.

Виды и формы контроля:

  • входной: предназначен для определения стартового уровня возможностей обучающихся в форме входного устного опроса на общие знания основ проектной деятельности;
  • текущий: осуществляется в процессе освоения обучающимися общеразвивающей программы, путем наблюдения за детьми в процессе работы, игр, индивидуальных и коллективныхработ;
  • промежуточный: предназначен для оценки уровня и качества освоения обучающимися программы, либо по итогам изучения раздела/темы;
  • итоговый: осуществляется по завершению всего периода обучения по программе, в форме выполнения итогового проекта по выбранной теме.

В качестве форм фиксации образовательных результатов могут быть использованы проекты в виде презентации, изделия, аудиозаписи, видеозаписи, грамоты, дипломы, фотодокументы и др.

Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов являются конкурсы, олимпиады, слёты участников проектной деятельности.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Персональный компьютер/ноутбук.
  2. Операционная система может быть любая.
  3. Доступ в интернет со скоростью не менее 1 Мбит/сек.
  4. Браузер – любой.
  5. Текстовый редактор MS Word 2007 и выше или аналогичный.
  6. Программа РowerPoint 2007 и выше или аналогичный.
  7. Программы, обеспечивающие возможность работы с мультимедийным контентом: воспроизведение видеоизображений, качественный стереозвук в наушниках и др.
  8. Программа для просмотра pdf-файлов, СD - и DVD - дисков.
  9. Акустические колонки или наушники.
  10. Микрофон.
  11. Проектор.
  12. Экран.
  13. Веб-камера.

Оформление и техническое обеспечение кабинета соответствует содержанию программы, постоянно обновляется учебным материалом и наглядными пособиями. Общие требования к обстановке в кабинете: чистота, освещённость, проветриваемость кабинета; стол педагога, ученическая доска, ученические парты.

Информационное: аудио-, фото-, интернет - источники. Программное обеспечение и учебные материалы.

Кадровое обеспечение. По данной программе может работать педагог с высшим педагогическим или специальным образованием, постоянно повышающий свой профессиональный уровень.

Учебный план

№ п/п

Название тем

Общее количество часов

Формы аттестации /

контроля

Всего

Теория

Практика

Раздел 1.

Основы проектной

деятельности

25

10

15

Решение кейсов

Раздел 2.

Основы презентации

и самопрезентации

17

8

9

Деловая игра

Раздел 3.

Проектное решение

25

10

15

Предзащита

проекта

Итоговая аттестация

3

-

3

Защита проекта

Всего:

70

28

42

Содержание образовательной программы

Раздел 1. Основы проектной деятельности (25 часов)

Теория. Техника безопасности при работе с компьютером. Что такое проект, чем он отличается от кейса, из каких структурных элементов он состоит (проблема, актуальность, цель и задачи проекта, план реализации, проектная команда, развитие и масштабирование проектного решения), жизненный цикл проекта, предназначение проекта. Понятие термина

«проблема проекта», технологии определения и постановки проблемы. Понятие термина

«цель проекта», знакомство со SMART - технологией, технологией постановки целей Брайана Трейси, технология проектного метода постановки целей Г. Архангельского. Понятие терминов «задачи проекта», «ресурсы», рассмотрение отличительных особенностей задач от цели проекта, способы и правила определения задач, выбора необходимых ресурсов для реализации проекта. Понятие термина «Паспорт проекта», основные элементы и основы грамотного заполнения. Рассмотрение основ и правил определения плана реализации проекта, грамотного распределения сроков и ответственности между участниками проектной команды; знакомство с диаграммой Ганта, с электронными ресурсами по планированию (Googlesheets, Ganttic, GanttPro).Понятие термина «Прототип проекта»,  его значимость и

способы реализации прототипа (знакомство с электронными программами для визуализации проектного решения (в случае технической направленности проекта), схематизация и визуализация проектного решения в области естественнонаучной и социальной сферы. Значимость изучения и анализа существующих аналогов. Понятие термина «Проектная команда», основы грамотного распределения задач и отслеживания их выполнения в команде, рассмотрение электронных программ и инструментов - помощников организации командной работы над проектом (SCRUM-доска, Kanban, Trello (организация процессов, планирование работы, распределение задач), Padlet, Miro, Mural (визуализация, мозговой штурм, коллаборации)).Техники управления командой и организации командной работы.Понятие термина «SCRUM», рассмотрение сути SCRUM-технологии в работе над проектом, основные роли и задачи (Stakeholders, владелец продукта (ProductOwner), скрам- мастер (ScrumMaster), команда создания продукта (DevelopmentTeam)).

Практика. Знакомство обучающихся друг с другом, командообразование в процессе активной игровой деятельности. Анализ предложенных кейсов, выявление проблемы, заполнение таблицы Киплинга (формализация проблемы).Определение, при помощи рассмотренных технологией, целей проектов, способных решить, выявленных на прошлом занятии, проблемы. Работа с кейсами и ранее выявленными проблемами и целями проектов, постановка задач и определение необходимых ресурсов для реализации проектов (заполнение карты «Ресурсы»). Заполнение «Паспорта проекта» по рассматриваемым кейсам (актуальность, проблема, цель и задачи проекта, ресурсы).Работа проектных команд над кейсами, работа с электронными платформами по заполнению диаграммы Ганта для планирования реализации выработанного проектного решения. Реализация прототипа проекта, с использованием рассмотренных средств визуализации, изучение существующих аналогов (выявление плюсов и минусов), выявление отличительных особенностей и преимуществ разрабатываемого проекта, презентация решений. Обзор и тестирование работы каждого электронного инструмента, анализ плюсов и минусов, зоны применения при работе над проектом, выбор команды для себя программы для дальнейшей работы, распределение зон ответственности. Отработка упражнений и техник командной работы. Организация работы в команде над созданием продукта, распределение ролей и задач, применение изученных технологий командной работы, создание прототипа проекта и презентации, по заданной теме, в ходе SCRUM-игры.

Раздел 2. Основы презентации и самопрезентации (17 часов)

Теория. Основы успешной презентации проекта: поведение, речь, демонстрационные материалы. Правила создания электронной презентации проекта: последовательность информации, ключевые моменты, время и темп, размер шрифта, цвета, рассмотрение инструментов и платформ для создания презентации. Правила успешного выступления и самопрезентации. Отвечаем на вопрос: «Кто такой оратор и в чем скрывается успех выступления?». Понятие термина «Коммуникация», формы коммуникации, правила и инструменты выстраивания эффективной коммуникации. Понятие термина «Тайм- менеджмент», ключевые правила для эффективного распределения задач и времени.

Практика. Отработка техники успешного выступления посредством упражнения

«Продай ручку» (упражнение направлено на развитие способности презентации продукта и самопрезентации, умения убеждать и доказывать значимость). Подготовка проектными командами сопровождающей презентации для представления результатов по выполняемому кейсу. Выполнение упражнений на отработку произношения и логичность изложения информации.     Отработка     техники     выступления     на     заданную     тему.     Развитие

коммуникативных навыков посредством участия в коммуникационной игре «Довод». Знакомство и заполнение матрицы Эйзенхауэра (распределение задач по приоритетности), составление рейтинга значимости и последовательности реализации задач для решения предложенного кейса.

Раздел 3. Проектное решение (25 часов)

Теория. Рассмотрение способов эффективного анализа информации, анализ информации на истинность и актуальность, консультация проектных команд, рефлексия. Актуализация знаний и умений по постановке цели и определению задач, а также заполнению «Паспорта проекта», консультация команд, рефлексия. Актуализация знаний и умений в области разработке прототипа проекта, его визуализации, консультация проектных команд, рефлексия. Консультация проектных команд по вопросам подготовки презентации проекта (защитное слово, электронная презентация, демонстрация прототипа), рефлексия. Ответы на возникающие вопросы, рефлексия (анализ выступлений, выявление недоработок).

Практика. Анализ проектными командами информационного поля, в рамках интересов, выявление значимых проблем, анализ их актуальность, выбор одной проблемы, над решением которой команда будет работать, распределение зон ответственности в проектной команде. Команды работают над определением цели и задач проекта, заполняют

«Паспорт проекта», продумывают концепцию реализации проекта. Анализ существующих аналогов проекта, выявление плюсов и минусов, определение преимуществ разрабатываемого проектного решения, работа над созданием прототипа проекта. Подготовка презентационных материалов, защитного слова для успешного выступления с проектом. Предзащита проектных команд, доработка недочетов, подготовка к финальной защите проектов.

Итоговая аттестация (3 часа)

Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения обучающегося в рамках проекта и оценка продукта.

Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год

№ п/п

Дата

Тема занятий

Форма контроля

Кол-во часов

теория

практика

Раздел 1. Основы проектной деятельности (25 часов)

1, 2

05.09

Знакомство. Введение в

Вводный контроль

1

1

05.09

проектную деятельность:

проект и его

составляющие. Техника

безопасности

3, 4, 5

12.09

Что такое проблема

Решение кейсов

1

2

12.09

19.09

проекта и как ее выявить?

6, 7

19.09

Цель проекта по SMART и

Решение кейсов

1

1

26.09

техники генерации

решений

8, 9

26.09

Задачи проекта и

1

1

03.10

необходимые ресурсы

10, 11

03.10

«Паспорт проекта» и

Решение кейсов

1

1

10.10

тонкости его заполнения

12, 13,

10.10

План реализации проекта

Решение кейсов

1

2

14

17.10

или тайны диаграммы

17.10

Ганта

15, 16

24.10

Прототип проекта и его

Решение кейсов

1

1

24.10

аналоги

17, 18,

31.10

Электронные

1

2

19

31.10

инструменты и

07.11

программы - помощники

проектной команды

20, 21,

07.11

Эффективная команда -

Решение кейсов

1

2

22

14.11

ключ к успешности

14.11

проекта. Техники

организации эффективной

командной работы

23, 25,

21.11

Знакомство со SCRUM -

Решение кейсов

1

2

25

21.11

технологией или

28.11

организация эффективной

работы в проектной

команде

Раздел 2. Основы презентации и самопрезентации (17 часов)

26, 27

28.11

Тайны подготовки

1

1

05.12

успешной презентации

28, 29,

05.12

Эффектная электронная

2

2

30, 31

12.12

презентация проекта,

12.12

ключевые элементы

19.12

32, 33,

34, 35

19.12

26.12

26.121

09.01

Я - оратор или инструменты успешного выступления

Деловая игра

2

2

36, 37,

09.01

Коммуникация = успех

1

2

38

16.01

16.01.

39, 40,

23.01

Управление временем:

Деловая игра

2

2

41, 42

23.01

тайны тайм-менеджмента

30.01

30.01

Раздел 3. Проектное решение (25 часов)

43, 44,

06.02

Анализ информационного

2

3

45, 46,

06.02

поля и определение

47

13.02

13.02

20.02

актуальных проблем

48, 49,

20.02

Проектная документация

3

3

50, 51,

27.02

и оформление проектного

52, 53

27.02

решения

06.03

06.03

13.03

54, 55,

13.03

Изучение аналогов и

3

3

56, 57,

20.03

разработка прототипа

58, 59

20.03

проекта

27.03

27.03

03.04

60, 61,

03.04

Подготовка презентации

1

3

62, 63

10.04

проекта

10.04

17.04

64, 65,

17.04

Предзащита проекта

Предзащита проекта

1

3

66, 67

24.04

24.04

15.05

Итоговая аттестация (3 часа)

68, 69,

22.05

Защита проектов

Защита проектов

-

3

70

29.05

29.05

Всего:

28

42

Оценочные средства

Оценочные материалы:

  • требования к уровню сформированности ключевых компетентнций обучающихся (приложение 1);
  • вопросы контрольного тестирования (приложение 2);
  • экспертные карты (по результатам защиты проекта).

Методическое обеспечение программы

Процесс   обучения        и   воспитания   основывается        на        личностно-ориентированном принципе обучения обучающихся с учетом их возрастных особенностей.

Организация педагогического процесса предполагает создание для обучающихся такой среды, в которой они полнее раскрывают свои творческие способности и чувствуют

себя комфортно и свободно. Этому способствуют комплекс методов, форм и средств образовательного процесса.

Так, в процессе обучения применяются следующие методы:

  • проектно-исследовательский;
  • словесный – беседа, рассказ, объяснение, пояснение, вопросы;
  • наглядный (демонстрация схем, таблиц, диаграмм, презентаций);
  • проблемного обучения (анализ и решение проблемных ситуаций);
  • активные неигровой (мозговой штурм, кейс-стадии);
  • активный игровой (деловая игра / проектная игра);
  • методы воспитания: мотивация, убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, создание ситуации успеха и др.

Выбор методов обучения осуществляется исходя из анализа уровня готовности обучающихся к освоению содержания модуля, степени сложности материала, типа учебного занятия. На выбор методов обучения значительно влияет персональный состав группы, индивидуальные особенности, возможности и запросы детей.

Данная программа реализуется посредством применения следующих педагогических технологий:

  • технология проектной деятельности;
  • технология группового обучения (деление коллектива на подгруппы в целях оптимального освоения приёмов проектной деятельности, создающее условия для развития познавательной, коммуникативной, информационной активности обучающихся);
  • игроваятехнология(игры,игровыепрограммы,формирующиенавыкисотрудничест ваи командного взаимодействия);
  • здоровьесберегающая технология (позволяет сформировать представления о здоровом образе жизни);
  • информационная технология (использование обучающимися возможностей сети Интернет для формирования информационных компетенций).

Образовательный процесс строится на следующих принципах:

  • принцип научности. Его сущность состоит в том, чтобы обучающийся усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность, составляющие основу соответствующих научных понятий.
  • принцип наглядности. Наглядные образы способствуют правильной организации мыслительной деятельности обучающегося. Наглядность обеспечивает понимание, прочное запоминание;
  • принцип доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в процессе обучения по программе. Предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности обучающихся;
  • принцип последовательности. Основан на постепенном переходе от легкого к трудному, от известного к неизвестному.
  • принцип осознания процесса обучения. Данный принцип предполагает необходимость развития у обучающегося рефлексивной позиции: как я узнал новое, как думал раньше, что приобрел нового, был ли я полезен и эффективен, верно ли я двигаюсь к поставленной цели.
  • принцип воспитывающего обучения. Ориентация выстраемого педагогом образовательного процесса способствует воспитанию обучающихся, формирования у них культуры безопасности, экологической культуры, усвоения социальных норм и правил.

Содержание учебных блоков обеспечивает информационно-познавательный уровень и направлено на приобретение практических навыков работы с компьютерной техникой, дополнительных знаний в области проектной деятельности, презентации и самопрезентации, ясному пониманию целей и способов решаемых задач.

Список источников

Литература для педагога:

  1. Баранова Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью / Е.В. Баранова, М.И. Зайкин // Математика в школе. – 2004. – N2. – С. 7-10.
  2. Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы / В.С. Безрукова. – М.: Сентябрь, 160 с. - ISBN 5-88753-051-0. 2002.
  3. Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода / В.П. Белогрудова // Иностранные языки в школе. – №8. – С. 6-11. 2005.
  4. Бельфер М. Несколько слов об исследовательских работах школьников / М. Бельфер // Литература: изд. дом Первое сентября. – №17. – С. 13-15. 2006. 13
  5. Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А.А. Богомолова // Биология в школе. – №5. – С. 35-38. 2006.
  6. Борисенко Н.А. Как мы работали над проектом, или Технология исследовательской деятельности учащихся: метод проектов / Н.А. Борисенко // Литература в школе. №7. - С. 39.- N7. 2002.
  7. Брыкова О. Сотворчество учителя и ученика / О. Брыкова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. – 2006. – №20. – С. 33-36.
  8. Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе / О.В. Брыкова, Т.В. Громова. – М.: Чистые пруды, 32 с. - (Б-чка "Первого сентября"). - ISBN 5-9667-0230-6. 2006.
  9. Волков С. Чтобы не было скучно / С. Волков // Литература: изд. дом Первое сентября. N13. - С. 17-19. 2006.
  10. Гайфитулин М.С. Проект "Исследователь" / М.С. Гайфитулин // Школьные технологии. – №3. – С. 102-104. 2005.
  11. Глазкова К.Р. Уроки-исследования: формирование творческой, критически мыслящей личности / К.Р. Глазкова, С.А. Живодробова // Физика: изд. дом Первое сентября.

– №24. – С. 29-31. 2006.

  1. Гликман И.З. Подготовка к творчеству: учебное исследование / И.З. Гликман // Школьные технологии.– №3. – С. 91-95. 2006.
  2. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. 321с.
  3. Громова Т. Научить ставить вопросы и искать решения / Т. Громова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. – №1. – С. 14-16. 2006.
  4. Громова Т.В. Организация исследовательской деятельности / Т. В. Громова // Практика административной работы в школе. – №7. – С. 49-53. 2006.
  5. Зачесова Е.В. Представление результатов исследований школьников / Е.В. Зачесова // Школьные технологии.– №4. – С. 115-122. 2006.
  6. Иванов Г.А. Интегративные основы организации научно-исследовательской деятельности учащихся / Г.А. Иванов // Педагогические технологии. №1. - С. 22-28. 2006.
  7. Кудрова И.А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода / И.А. Кудрова // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2006. – №5. – С. 14-21.
  8. Меняева И.Н. Организация поисковой, исследовательской, экспериментальной работы в школе / И.Н. Меняева // Педагогическая мастерская. №3. - С. 12-15. 2005.
  9. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практич. пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
  10.         Янушевский В.Н.        Методика и организация проектной деятельности в школе. 5-9 классы. Методическое пособие для        учителей и руководителей школ. М.: Владос, 2020

Литература для обучающихся и родителей:

  1. Горячев А.В., Иглина Н.И. "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008.
  2. Зарипов Р.С. Исследовательская работа в системе ДО / Р.С. Зарипов // Дополнительное образование. №3. - С. 61-63. 2005.
  3. Зачесова Е.В. Представление результатов исследований школьников / Е.В. Зачесова // Школьные технологии. №4. - С. 115-122. 2006.
  4. Зорина        Л.Я.        Дидактические        основы        формирования        системности        знаний старшеклассников / Л.Я. Зорина. - М.: Педагогика, 128 с. 1978.
  5. Иванов Г.А. Интегративные основы организации научно-исследовательской деятельности учащихся / Г.А. Иванов // Педагогические технологии. №1. - С. 22-28. 2006.
  6. Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок. 2003, №2
  7. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

Интернет-ресурсы:

  1. Большая        детская        энциклопедия        для        детей.        [Электронный        ресурс] http://www.mirknig.com/
  2. Большая        детская        энциклопедия        (6-12        лет).        [Электронный        ресурс] http://allebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
  3. Почему        и        потому.        Детская        энциклопедия.        [Электронный        ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
  4. Большая        Детская        энциклопедия.        Русский        язык.        [Электронный        ресурс] http://www.booklinks.ru/

Федеральные        проекты,        входящие        в        национальный проект:https://edu.gov.ru/national-project/

Современная школа Успех каждого ребенка Молодые профессионалы

Цифровая образовательная среда

Социальная активность Социальные лифты для каждого Патриотическое воспитание

Приложение 1

Требования

к уровню сформированности ключевых компетентнций обучающихся

Уровни

Учебно-познавательные

Информационные

Коммуникативные

Уровень 1

  • демонстрирует понимание проблемы,
  • демонстрирует понимание цели и задачдеятельности,
  • понимание последовательности действий,
  • имеет общее представление о предполагаемом продукте проектной деятельности,
  • высказывает впечатление о работе и полученном продукте
  • осознает недостаток информации в процессе реализации деятельности,
  • применяет предложенный учителемспособ получать информацию из одного источника,
  • демонстрирует понимание полученной информации,
  • демонстрирует

понимание выводов по определенному вопросу

  • соблюдает нормы изложения простого текста,
  • соблюдает нормы речи в простом высказывании,
  • работает с вопросами на уточнение,
  • высказывает свои идеи, соблюдая процедуру при работе в группе

Уровень 2

  • описывает желаемую и реальную ситуацию,
  • формулирует цель и задачи деятельности по решению проблемы,
  • планирует свою деятельность,
  • формулирует детальное представление об ожидаемом продукте,
  • оценивает продукт и процесс деятельности
  • осознает, какой информацией по вопросу он обладает, а какой – нет,

-применяет предложенный учителем способ получать информацию из нескольких источников (в том числе – каталогов),

  • интерпритирует полученную информацию в контексте своей

деятельности

  • соблюдает нормы изложения сложного текста,
  • соблюдает нормы речи в сложном высказывании,

Уровень 3

  • формулирует проблему с помощью учителя, измеримые цели, контроль реализации плана деятельности,
  • предполагает последствия

достижения результатов \

  • планирует информационный поиск,
  • владеет способами систематизации информации,
  • приводит аргументы
  • определяет цель и адекватную форму письменных коммуникаций,
  • использует

невербальные средства воздействия нааудиторию,

перспективыиспользования продукта,

- анализирует продукт и процесс деятельности

  • работает с вопросами на развитие темы,
  • совместно с членами группы получает

результатвзаимодействия

Уровень 4

анализирует проблему, решения проблемы,

- определяет уровень информированности, необходимый для

принятия решения

- определяет средства письменной коммуникации,

адекватные цели

Приложение 2

Контрольные вопросы

  1. Проект – это…
  1. работа по решению важной для тебя проблемы;
  2. изготовление продукта;
  3. сбор информации.

  1. Проблема – это…
  1. планирование твоей деятельности;
  2. противоречие между желаемой и реальной ситуацией;
  3. постановка цели.

  1. Цель – это…
  1. это то, что нужно сделать для того, чтобы проблема перестала существовать;
  2. это то, что нужно сделать для того, чтобы провести презентацию продукта;
  3. это то, что нужно сделать для того, чтобы получить высокий балл за проект.

  1. Источники информации – это…
  1. то, где можно изготовить продукт;
  2. то, где можно попить воды;
  3. то, где можно найти информацию.

  1. Напишите один источник информации (книги, интернет, СМИ, интервью и

т.д.).

  1. Продукт – это…
  1. это то, что получается при выполнении проекта;
  2. это то, что можно есть;
  3. это то, что продаётся в магазинах.

  1. Презентация – это…
  1. работа по решению важной для тебя проблемы;
  2. это представление полученного продукта публике.
  3. планирование твоей деятельности;

  1. Где ты описываешь процесс работы над проектом?
  1. в большой тетради;
  2. в школьном дневнике;
  3. в дневнике проектной деятельности.

При        обработке        результатов        подсчитываются        все        правильные        ответы,        их

количество характеризует уровень освоения теоретической части программы: 0 - 2 – отрицательно;

3 - 4 – удовлетворительно;

5 - 6 – хорошо;

7 - 8 – отлично.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы экономики и финансов»

Экономика – это часть повседневной жизни, постоянно окружающая нас, которая призвана удовлетворять повседневные потребности и обеспечивать жизнь человека. Современный человек должен хорошо разби...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы парикмахерского искусства»

Парикмахерское  искусство существует  давным-давно. Во  все  времена люди хотели выглядеть  красиво и привлекательно и прилагали  для этого немало усилий, изобретали спец...

Мастер-класс "Развитие информационной компетенции обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы журналистики»"

Материал представляет собой конспект мастер-класса с приложениями. Цель мастер-класса: продемонстрировать приемы и методы, используемые для развития информационной компетенции обучающихся в ходе реали...

Вводное занятие в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу "Основы журналистики. Практика"

Интерактивное занятие "Все мы журналисты" знакомит с современными профессиями, связанными с журналистикой,  с особенностями интернет-журналистики, содержит творческие задания: индивиуал...

Модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы журналистики»

Цель: Развитие личности ребенка через овладение основами журналистского мастерстваЗадачи:-овладение обучающимися основами журналистики, печатного дела,  информационно – компьютерных техноло...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Основы ДПИ. Первые шаги»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Основы ДПИ. Первые шаги»Направленность: художественнаяВозраст: 6-11 летСрок реализации: 9 месяцев (144 часа)Первый модуль &nda...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА ЯЗЫКЕ PYTHON» (Внеурочная деятельность)

Направленность: техническаяВид программы: модифицированнаяУровень программы: ознакомительныйАдресат: 11-13 лет (6-7 кл.)Срок реализации: 2 года (68 ч.)...