Дополнительная общеобразовательная программа "Основы общей и региональной экологии"
рабочая программа (7 класс)

Малков Дмитрий Иванович

Дополнительная общеобразовательная программа "Основы общей и региональной экологии" для 7-11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dopolnitelnaya_obshcheobrazovatelnaya_programma_-_kopiya.doc271.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 2»

(МБОУ «Лицей № 2»)

 

«ОСНОВЫ ОБЩЕЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ»

(НОМИНАЦИЯ – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ)

  

                                                         

   

   Автор:   Малков Дмитрий Иванович,

                                                          учитель биологии и экологии МБОУ «Лицей № 2»

 

  

 

г. Нижневартовск, 2022 учебный год

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 «ОСНОВЫ ОБЩЕЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ»

Пояснительная записка

В основу разработки дополнительной общеобразовательной программы «Основы общей и региональной экологии» взяты основы  Государственного образовательного стандарта, примерная программа основного общего образования, программа по экологии 9 (10-11) классы, Е.А. Криксунов  и В.В. Пасечник  полностью отражающие содержание примерной программы.

В связи с отсутствием учебников по данному учебному предмету для 9 класса в Федеральном перечне учебников, календарно-тематическое планирование для 9 класса составлено к учебнику Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова, С.В. Суматохин «Экология» 10-11 классы, профильный уровень, М., «Вентана-Граф», 2009 года. Данный учебник рекомендован Министерством образования и науки РФ.  

Программа рассчитана на  один учебный год - 34 часа, из них 14 лекционных часов и 17 практических занятий, 3 часа резервного времени (для проведения объемных практических работ, семинаров, круглых столов, защиты проекта или  исследовательской работы учащихся). В конце реализации общеобразовательной программы учащимся предлагается выполнить итоговую исследовательскую или проектную  работу.

Ключевая идея общеобразовательной программы  состоит в том, что бы учащийся мог учиться сам, а учитель бы направлял учащегося в его учении. Учитель должен мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать деятельность учащегося.

Реализация дополнительной  общеобразовательной программы   основывается на  следующих принципах:

-  здоровьесбережение;

- гуманности;

- научности;

- природосообразности;

  - личностного подхода:

-применения проектно-исследовательского метода.  

Актуальность

Значение экологии необычайно возросло за последние десятилетия. Из науки о взаимоотношениях организмов и среды она превратилась в науку об организации и функционировании надорганизменных систем (популяций, сообществ, экосистем).

Установить правильные взаимоотношения с природными процессами, обеспечивающими устойчивое поддержание жизни на нашей планете, можно лишь на основе знания законов организации и функционирования живой природы.

Доминирующей идеей является – адаптация учебно-воспитательного процесса к индивидуальным особенностям школьника, различному уровню содержания обучения, условиям развития в целом, путем использования в учебно-воспитательном процессе новых технологий обучения и воспитания, диагностики уровня усвоения знаний, умений и навыков, психологической диагностики и поддержке обучающихся, создания условий для максимального раскрытия и развития творческого потенциала, создание комфортных условий для развития личности подрастающего поколения.

Разработанная дополнительная общеобразовательная программа дает учащимся общее представление, об основных закономерностях, происходящих в окружающей среде, в том числе окружающей среде территории ХМАО-Югра, знакомит с  принципами, определяющими распространение и динамику численности организмов, знакомит со структурой и динамикой природных сообществ, их организации, а также законах функционирования антропогенных и природных экосистем. Кроме того, программа нацелена на формирование у учащихся бережного отношения к природе и рациональному использованию ее богатств своего края.  

Кроме того, общеобразовательная программа дает учащимся представление об основных закономерностях и принципах, определяющих распространение и динамику численности организмов, структуре и динамике сообществ, организации и законах функционирования экосистем.

Важное место уделяется уровням организации живой природы, закономерностям трансформации вещества и энергии в экосистемах, проблемам их биологической продуктивности, динамики и устойчивости.

Цель дополнительной общеобразовательной программы  – воспитание экологической культуры личности как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие.  

Задачи:

- формирование и углубление знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека, системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;

- воспитание потребностей и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшению состояния окружающей среды;

- развитие интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы – эстетического восприятия и оценки окружающей среды; волевой сферы – убеждения в возможности решения экологических проблем; стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды;

-  развитие умения работать в команде;

- реализация принципа связи обучения с жизнью.

МЕСТО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКИ И ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ

Местом реализации практики является Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 2». Юридический адрес: 628605, Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ, г. Нижневартовск, ул. Омская, 66 а.

Целевая аудитория: разработанная дополнительная общеобразовательная программа «Основы общей и региональной экологии» реализуется в рамках внеурочной деятельности обучающихся с 7-11 классы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Гражданское воспитание:

  • готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.

Духовно-нравственное воспитание:

  • готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры;
  • понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в природе.

Эстетическое воспитание:

  • понимание роли экологии в формировании эстетической культуры личности.

Ценности научного познания:

  • ориентация на современную систему научных представлений об основных экологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
  • понимание роли экологии в формировании научного мировоззрения;
  • развитие научной любознательности, интереса к экологии, навыков исследовательской деятельности.

Формирование культуры здоровья:

  • соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;
  • сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием.

Трудовое воспитание:

  • активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с экологией.

Экологическое воспитание:

  • ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды;
  • осознание экологических проблем и путей их решения;
  • готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

  • адекватная оценка изменяющихся условий;
  • принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа экологической информации;
  • планирование действий в новой ситуации на основании знаний экологических закономерностей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Универсальные познавательные действия

Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки экологических объектов (явлений);
  • устанавливать существенный признак классификации экологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
  • с учётом предложенной экологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
  • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении экологических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной экологической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение;
  • проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный экологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой;
  • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента;
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие эколого-биологических процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе   информации или данных из источников с учётом предложенной учебной  задачи;
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать   информацию различных видов и форм представления;
  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
  • оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
  • запоминать и систематизировать   информацию.

Универсальные коммуникативные действия

Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ;
  • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
  • в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
  • самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

Совместная деятельность (сотрудничество):

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической
  • проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
  • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;
  • овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация:

  • выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя эколого-биологические знания;
  • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
  • самостоятельно составлять алгоритм решения  задачи  (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых эколого-биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;
  • делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль (рефлексия):

  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
  • давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
  • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
  • оценивать соответствие результата цели и условиям.

Эмоциональный интеллект:

  • различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
  • выявлять и анализировать причины эмоций;
  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
  • регулировать способ выражения эмоций.

Принятие себя и других:

  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
  • признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
  • открытость себе и другим;
  • осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
  • овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

После завершения реализации дополнительной общеобразовательной программы учащиеся должны знать:

  • взаимосвязь абиотических факторов и биотических компонентов экосистем;
  • иметь представление о пределах толерантности организмов и популяций;
  • иметь представления о популяциях в экологии, закономерностях роста и регуляции численности популяций, условиях их устойчивого существования и жизнеспособности;
  • основы биологической продуктивности биосферы, процессов воспроизводства пищевых ресурсов человечества;
  • причины   изменений   видового   состава   флоры   и   фауны   под влиянием деятельности человека;
  • механизмы, обеспечивающие устойчивость экосистем, иметь представление   о возможностях управления процессами в экосистеме;
  • структуру водных экосистем Земли, закономерности их функционирования, биологическую продуктивность и средообразующую функцию;
  • роль живого вещества, как биотического компонента биосферы, биогеохимические процессы в биосферных циклах важнейших химических элементов;
  • основные группы загрязнителей, пути их миграции, трансформации и накопления в экосистемах;
  • механизмы воздействия факторов среды на организм и пределы его устойчивости, пути адаптации к стрессорным воздействиям среды;
  • особенности    влияния загрязнений различной природы на отдельные организмы и биоценозы, на организм человека.

Должны уметь объяснять:

  • закон толерантности;
  • механизмы адаптации живых организмов к средам жизни;
  • положение популяции в природных системах;
  • положение вида в трофической структуре экосистемы;
  • механизмы роста и регуляции численности популяции;
  • процессы, происходящие в сообществе;
  • химические основы круговорота веществ и преобразования энергии;
  • причины разнообразия живого вещества;
  • причинно-следственные связи экологических и эволюционных явлений;
  • влияние человека на экологические связи и явления.

Уметь применять на практике:

  • систематику живого мира;
  • построение стратегии регуляции численности на основе природных регуляторов, зависимых от плотности популяции;
  • знания, полученные в результате проведенного исследования или разработанного проекта;
  • знания для поиска способов разрешения экологических проблем;
  • раскрывать понятие о среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной, внутриорганизменной), условиях среды обитания;
  • приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к среде обитания, взаимосвязи организмов в сообществах;
  • выделять отличительные признаки природных и искусственных сообществ;
  • аргументировать основные правила поведения человека в природе и объяснять значение природоохранной деятельности человека; анализировать глобальные экологические проблемы;
  • выполнять практические работы (поиск информации с использованием различных источников; описание организма по заданному плану) и лабораторные работы (работа с микроскопом; знакомство с различными способами измерения и сравнения живых объектов);
  • использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу по экологии, биологии, справочные материалы, ресурсы Интернета;

МАТЕРАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для реализации дополнительной общеобразовательной программы   «Основы общей и региональной экологии» потребуются следующие технические средства обучения:

- автоматизированное рабочее место (монитор, системный блок, мышь, клавиатура, проектор, экран, колонки, МФУ или принтер);

- интерактивная доска;

- документ-камера;

- цифровые микроскопы;

- сканер;

- фото, видеокамера.

Медиаресурсы:

- презентации;

- видеофильмы.

Для информационно-компьютерной поддержки предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера, проектора:

- электронное наглядное пособие «Живой мир г. Нижневартовска и Нижневартовского района», авторы Григорьева И.И.;

- электронное пособие «Экспресс подготовка к экзамену» по биологии, содержащее тренажеры подготовки к экзамену;

- электронное пособие «Тесты по биологии», издательства «учитель».

Также используется стандартное лабораторное оборудования кабинета биологии  и химии.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Список рекомендуемой литературы для учителя при подготовке к реализации дополнительной общеобразовательной программы.

1.    Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К.  Экология. Особи, популяции и сообщества. – М., 1989.

2. Войткевич Г.В.Основы учения о биосфере. Ростов-на Дону, 1996.

3. ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством», 1982 г.

4. Гиляров A.M. Популяционная экология. – М., 1990.

5. Горышина Т.К. Экология растений. – Л., 1979.

6. Дажо Р. Основы экологии. – М., 1975.

7. Дювиньо П., Танг М. Биосфера и место в ней человека. – М., 1968.

8. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М., 1990.

9. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. Экология, 10-11 классы, профильный уровень, М., «Вентана-Граф», 2009.

10. Наумов Г.А. Экология животных, 2-е изд-во – М., 1963.

11. Новиков Г.А. Основы общей экологии и охраны природы. – Л., 1979.

12. Одум Ю. Экология. – М.: в 2-х томах, 1986.

13. Радкевич В.А. Экология. Минск, 1998.

14. СанПиН 2.1.4.559-96 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»,  1996 г.

15. Состояние окружающей среды и природных ресурсов в Нижневартовском районе // Ежегодник - Нижневартовск, 2000.

16. Хотунцев Ю.Л. «Экология и экологическая безопасность», М., «Академа», 2002 г.

17. Чернова Н.М., Былова A.M. Экология, 2-е изд. – М., 1988 г.

Список рекомендуемой литературы для обучающегося.

  1. Агамжан М. А. Экология человека / М. А. Агамжан, В.И. Тодшин. - М.: Наука, 1994. – 230 с.: ил.
  2. Алексеев С.В. Изучаем экологию экспериментально / С.В. Алексеев,  А.М. Беккер. - СПб.: Наука,  1993.
  3. Афанасьев Ю.А., Фомин С.А. «Мониторинг и методы контроля окружающей среды», М., «МНЭПУ», 1998 г.
  4. Богдановский Г. А. Химическая экология / Г. А. Богдановский. - М.: Московский университет, 1994.
  5. Елисеев И.А. «Лучшие рефераты по экологии». Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001 г.
  6. Князев Д.А., Смарыгин С.Н. «Неорганическая химия».  М., «Выс. школа», 1990 г.
  7. Кукушкин Ю.Н. «Химия вокруг нас». Справочное пособие. М., «Выс. школа», 1992 г.
  8. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Суматохин С.В. Экология, 10-11 классы, профильный уровень, М., «Вентана-Граф», 2009.
  9. Одум Ю. «Экология»  в 2-х томах. М., «Выс. школа», 1986 г.
  10. Состояние окружающей среды и природных ресурсов в Нижневартовском районе // Ежегодник - Нижневартовск, 2000.
  11.  Экология Ханты-Мансийского автономного округа/Под ред. В. В. Плотникова. – Тюмень: Софт-Дизайн, 1997.

   

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«ОСНОВЫ ОБЩЕЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ»

п/п

Содержание темы

Количество        часов

Лекции (теоретический материал)

Практические и

самостоятельные

1

2

3

4

1.

1

Организмы и среда их обитания.

Занятие № 1

Особенности сред жизни живых организмов.

1

-

Занятие № 2

Практическая работа № 1

«Изучение способов адаптации гидробионтов на территории ХМАО-Югра».

-

1

Занятие № 3

Практическая работа № 2

«Изучение жизни в почве  и способы адаптаций к ней живых организмов на территории ХМАО-Югра».

-

1

Занятие № 4

Практическая работа № 3

«Изучение разнообразия флоры и фауны почвы Нижневартовска».

-

1

Занятие № 5

Жизнь в наземно-воздушной среде и способы адаптаций к ней живых организмов.

1

-

Занятие № 6

Практическая работа № 4

«Изучение приспособленности плодов и семян к распространению ветром на территории Нижневартовского района».

-

1

Занятие № 7

Адаптации живых организмов к жизни в других организмах.

1

-

Занятие № 8

Практическая работа № 5

«Экологические адаптации эндо- и эктопаразитов».

-

1

Занятие № 9

Практическая работа № 6

«Экологические группы птиц ХМАО-Югра».

-

1

2.

Популяционный уровень организации живой природы.

Занятие № 10

Понятие о популяции и ее основные характеристики.

1

-

Занятие № 11

Популяционные характеристики.

1

-

Занятие № 12

Практическая работа № 7

«Составление половой и возрастной структуры популяции».

-

1

Занятие № 13

Механизмы гомеостаза популяций животных.

1

-

Занятие № 14

Механизмы гомеостаза популяций растений.

1

-

3.

1

Биоценотический уровень организации живой природы.

Занятие № 15

Понятие и структура биоценоза.

1

-

Занятие № 16

Мероприятия по защите от экто- и эндопаразитов на территории ХМАО-Югра.

1

-

Занятие № 17

Практическая работа № 8

«Приспособления позвоночных животных к хищническому образу жизни».

-

1

Занятие № 18

Практическая работа № 9

«Сукцессия в природных сообществах на территории ХМАО-Югра».

-

1

Занятие № 19

Практическая работа № 10 «Определение состояния озеленения и благоустройства территории одного из  микрорайонов города Нижневартовска».

-

2

4.

Экосистемный уровень организации живой природы.

Занятие № 20

Понятие об экосистемах, ее основные звенья.

1

-

Занятие № 21

Круговорот веществ в экосистеме.

1

-

Занятие № 22

Практическая работа № 11

«Мониторинг снежного покрова г. Нижневартовска» в зимний период года.

В летний период

«Изучение качества питьевой воды в микрорайонах г. Нижневартовска».

-

3

Занятие № 23

Потоки веществ и энергии в экосистемах. Правило пирамиды.

1

-

Занятие № 24

Практическая работа № 12

«Изучение особенностей естественных и искусственных экосистем на территории

ХМАО-Югра».

-

1

5.

1

Биосферный уровень организации живой природы.

Занятие № 25

Учение Вернадского о биосфере и ноосфере.

1

-

Занятие № 26

Жизни в биосфере, структура и границы. Лимитирующие факторы.

1

-

Занятие № 27

Практическая работа № 13

«Изучение воздействия человеческой деятельности на процессы в биосфере».

-

2

Итого

14

17

Резерв

3

ИТОГО

34 ЧАСА

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЕЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ОСНОВЫ ОБЩЕЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ».

ТЕМА № 1. Организмы и среда их обитания.

Понятие среды обитания и экологического фактора. Разнообразие организмов. Источники энергии для организмов. Автотрофы и гетеротрофы. Основные закономерности действия экологических факторов. Классификация экологических факторов. Жизненные формы организмов и экологические группы. Учение об экологических оптимумах видов. Стенобионты и эврибионты.

Основные   среды   жизни.   Распределение   организмов   по   средам жизни. Представление о физико-химической среде обитания организмов, особенности водной, почвенной, воздушной сред.

Наземно-воздушная среда жизни. Факторы наземно-воздушной среды и адаптация к ним организмов. Экологические адаптации растений и животных к световому режиму наземной среды. Экологические группы растений по отношению к свету. Фотопериодизм.

Температурный режим. Температурные адаптации растений и животных. Адаптация к экстремально высоким и низким температурам.

Влажность как экологический фактор. Адаптация организмов к водному режиму наземно-воздушной среды. Адаптация растений к поддерживанию водного баланса. Экологические группы растений по отношению к воде.

Воздух как экологический фактор для наземных организмов.

Водная среда обитания. Основные свойства водной среды. Кислородный, температурный, солевой, световой режим водоемов, концентрация водородных ионов. Особенности адаптации гидробионтов. Зональность. Биофильтраторы и их экологическая роль.

Почва как среда обитания Свойства почвы как экологического (эдафического фактора). Экологическое значение механического состава почв. Экологическое значение химических свойств почв. Роль почвы в жизнедеятельности живых организмов. Роль микроорганизмов, высших растений и животных в почвообразовательном процессе. Экологические группы почвенных организмов.

Живые организмы как среда жизни. Топические связи. Роль организмов в создании среды друг для друга. Живые организмы как среда жизни. Механизмы адаптации к проживанию в данной среде.

ТЕМА № 2. Популяционный уровень организации живой природы.

Определение понятия «биологический вид» и «популяция». Иерархическая структура популяций. Свойства популяции. Плотность и численность популяции. Возрастной и половой состав. Рождаемость, смертность, выживаемость. Кривые выживания. Половая структура популяции. Возрастная структура популяции. Концепция саморегуляции численности. Поведенческие, физиологические и генетические механизмы регуляции.

ТЕМА № 3. Биоценотический уровень организации живой природы.

Биоценозы (сообщества), их состав и функциональная структура. Динамика сообществ во времени. Сукцессия. Типы взаимоотношения между организмами в сообществе: симбиоз, мутуализм, комменсализм, конкуренция, хищничество, паразитизм. Межвидовая   конкуренция. Сопряженные колебания численности хищника и жертвы. Умение определять и анализировать состояние озеленения и благоустройства территории одного из  микрорайонов города.

ТЕМА № 4.  Экосистемный уровень организации живой природы.

Определение понятия «экосистема». Составные компоненты экосистем; основные факторы, обеспечивающие их существование. Трофические уровни. Первичная продукция – продукция автротрофных организмов. Деструкция органического вещества в экосистеме

Пищевые цепи (пастбищные) и пищевые цепи (детритные) энергии при переходе с одного трофического уровня на другой. Правило пирамид. Агроценозы, их отличия от природных экосистем.

Экосистемы ХМАО. Таежные  леса ХМАО. Болота. Пойменные экосистемы. Горные экосистемы.

Умение отбирать пробы снега или пробы питьевой воды, проводить качественный химический анализ, анализировать и сравнивать полученный результат, прогнозировать развитие ситуации на данной территории или изучаемом объекте.

ТЕМА № 5. Биосферный уровень организации живой природы.

Строение Земли, ее оболочек, их структура, взаимосвязь, динамика. Биосфера. Основные этапы эволюции биосферы. Роль В.И. Вернадского в формировании современного понятия о биосфере. Живое и биокосное вещество, их взаимопроникновение и перерождение в круговороте вещества и энергии. Биогеохимические функции разных групп организмов. Функциональная целостность биосферы. Антропогенное влияние человека на биосферу. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.

Итоговое творческое задание – может быть выполнено в форме проекта или исследовательской работы, имеющей, практическую направленность и практическое значение. Допускается коллективное выполнение работы, но не более 3 учащихся.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Дополнительная общеобразовательная программа «Основы общей и региональной экологии» включает в себя различные методы и формы организации занятий. Особое место отведено практическим работам, которые позволяют обучающимся подкрепить теорию наблюдениями и простейшими исследованиями свойств различных уровней организации живой природы. Особое внимание при проведении практических работ отведено изучению видового разнообразия и процессов, протекающих в экосистемах различного уровня как на территории г. Нижневартовск, Нижневартовского района, так и на территории Ханты-мансийского автономного округа-Югра в целом.

При реализации разработанной дополнительной общеобразовательной программы «Основы общей и региональной экологии» хорошо прослеживаются межпредметные связи со следующими школьными дисциплинами – биология, география, химия, физика, литература и др.  

Системный и комплексный подход к реализации существляется через основные блоки:

- информационно-просветительский;

- социально-педагогической поддержки;

- детского творчества;

- диагностический;

- научно-методический.

Методы и приемы, используемые в ходе образовательного процесса ориентированы на:

- самопознание и саморазвитие учащихся;

- интеллектуальное и творческое развитие учащихся;

- развитие у учеников самостоятельности и ответственности за свои успехи и неудачи;

- проведение уроков по элективному курсу с использованием проектной и исследовательской деятельности учащихся;

- формирование качеств мышления, характерных для физически, духовно и экологически развитой личности;

- формирование активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в обучении;

- развитие умения работать в команде;

-        реализацию  принципа связи обучения с жизнью.

Программа предполагает переход от информационно-объяснительной технологии к деятельностно – развивающей.

Этому способствует применение метода проектов и исследовательской деятельности при изучении отельных тем элективного курса, а также информационно коммуникативные технологии.

В ходе реализации дополнительной общеобразовательной программы  «Основы общей и региональной экологии» применяется интерактивные доски, оборудование школьной лаборантской, муляжи растений, чучела животных, различные химические реактивы, набор эколога «Мониторинг природных сред», радиодозимерт бытовой, таблицы, схемы и наглядные пособия по экологии, учебные видеофильмы по экологии, микроскопы, лупы, часы, Интернет ресурсы, компьютерная техника.

Учебные пособия, научно-методическая литература, оборудование могут меняться в зависимости от условий проведения практических работ и наличия в учебном заведении, в магазинах города.

Практическая работа № 1 «Изучение способов адаптации гидробионтов ХМАО-Югра».

Цель работы: выявить способы адаптации живых организмов к факторам водной среды, воспитывать бережное отношение к природе, формировать навыки самостоятельной  и исследовательской работы.

Для проведения данной работы необходимы: изображения водных организмов, обитающих на разных глубинах, макеты рыб, водных беспозвоночных, изображения водных растений. В ходе проведения работы учащиеся рассматривают раздаточный материал и определяют приспособления гидробионтов разных глубин к плотности воды, силе течения, недостатку кислорода, недостатку света, пересыханию водоемов. Кроме того, необходимо ставить акцент на роль водных обитателей, необходимость охраны их среды обитания. Вся работа проводится под руководством педагога, который направляет деятельность учащихся. В конце работы делается общий вывод о разнообразии приспособлений водных гидробионтов, обитающих на разных глубинах.  

Практическая работа № 2 «Изучение жизни в почве  и способы адаптаций к ней живых организмов ХМАО-Югра».

Цель работы: выявить способы адаптации живых организмов к жизни в почве, воспитывать бережное отношение к природе, формировать навыки самостоятельной  и исследовательской работы.

 Для проведения практической работы понадобятся: изображения роющих почвенных животных, животных временно живущих в норах, почвенных простейших и беспозвоночных животных.

Практическая работа проводится аналогично практической работе № 1. Следует акцентировать внимание на составе живых организмов в почве различных географических зонах, редукции отдельных органов у роющих позвоночных животных и на особенности адаптаций у простейших, на способах передвижения у роющих беспозвоночных, на воздействии структуры и режимах почвы на почвенную флору и фауну, роле корневой системы растений. Кроме того, акцентируем внимание учащихся на значении почвенных обитателей в природе, плодородии почвы.

Практическая работа № 3 «Разнообразие флоры и фауны почвы г. Нижневартовска».

Цель: познакомить с многообразием почвенной флоры и фауны, воспитывать бережное отношение к природе, формировать навыки самостоятельной  и исследовательской работы.

 Для демонстрации почвенной микрофлоры и простейших обитающих в водных пленках и капиллярах, рекомендуется предварительная подготовка. Образцы почвы из верхних горизонтов помещают на чашки Петри за 10-14 дней до проведения занятия. Регулярно смачивают раствором Кнопа (1000 мл дистиллированной воды; Са(NО3)2 – 0,25 г; МgSО4 – 0,06 г; КН2РО4 – 0,06 г; КСl – 0,03 г, FеСl3 – 1 капля 1%-ного раствора), не переувлажняя почву. Держать при повышенной температуре на свету. На поверхность почвы положить покровные стекла. Предметные стекла на поверхности почвы должны покрыться пленками обрастания. Водных микрообитателей можно демонстрировать, взяв почву на занятиях из цветочного горшка. Для проведения работы понадобятся: предметные и покровные стекла, препаровальные иглы, микроскопы, чашки Петри, пипетки. Цель работы: показать учащимся разнообразие почвенной флоры и фауны, выявление их роли в плодородии почвы и жизни растений. Ребята пипеткой наносят каплю воды на предметные стекла приготовленный раствор, покрывают покровным и рассматривают в микроскопы. Затем проводят зарисовку почвенных простейших. Учитель должен помочь в определении видового состава почвенного сообщества. В конце работы предлагается ответить на ряд вопросов. Почему в почве возможно существование живых организмов? Какой образ жизни они ведут? Каковы возможные адаптации почвенных простейших и водорослей к высыханию почвы? Какова роль простейших в почве?

Практическая работа № 4 «Изучение приспособленности плодов и семян к распространению ветром Нижневартовского района».

Цель работы: выявить приспособления плодов и семян к распространению ветром, воспитывать бережное отношение к природе, формировать навыки самостоятельной  и исследовательской работы.

Материалы и оборудование: плоды и семена древесных пород (ель, лиственница, сосна, вязь, тополь, береза, липа, клен и др.). В ходе работы учащиеся рассматривают строение семян и плодов древесных растений и описывают особенности строения, способствующие распространению ветром. Результаты рекомендуется заносить в таблицу.

Образец.

Вид растений

Название плодов и семян

Особенности строения

Ель

Шишки и семена

Лиственница

Шишки и семена

Береза

Плоды орешки, семена

Липа

Плоды орешки

Одуванчик

Парашютики

Бешенный огурец

Семена

Ясень

Плоды крылатки

Практическая работа № 5 «Экологические адаптации эндо- и эктопаразитов».

Цель работы: выявить отличия в адаптациях экто- и эндопаразитов, вспомнить о правилах личной гигиены,  воспитывать бережное отношение к природе, формировать навыки самостоятельной  и исследовательской работы, здоровый образ жизни.

Материал и оборудование: лупы, микроскоп, влажные объекты и микропрепараты, рисунки паразитических червей, клещей, насекомых. Используя наглядный материал, ребята должны определить основные особенности внешнего строения в связи с паразитическим образом жизни. Данные лучше всего заносить в таблицу.

Образец.

Признаки

Эктопаразиты

Эндопаразиты

клещи

вши

клопы

блохи

сосальщики

Ленточные черви

Круглые черви

Окраска

Строение органов прикрепления

Описание конечностей

Строение ротового аппарата

Органы чувств

После этого можно предложить обсудить особенности условий обитания эндопаразитов (химический состав и температура среды, характер пищи, условия дыхания) и оценить, какова степень связи экто- и эндопаразитов с хозяином. Акцентируем внимание на способах защиты человека от эндо- и эктопаразитов, значении в природе и жизни человека.

Практическая работа № 6 «Экологические группы птиц ХМАО-Югра».

 Цель: выявить приспособление различных экологических групп птиц к питанию, определить особенности строения конечностей в зависимости от среды обитания, воспитывать бережное отношение к природе, формировать навыки самостоятельной  и исследовательской работы.

 Материал и оборудование: чучела различных экологических птиц, изображения внешнего вида птиц различных экологических групп. Работа состоит из двух этапов. На первом этапе  учащиеся рассматривают строение клюва различных видов птиц и определяют их приспособления в зависимости от различного типа питания. На втором этапе необходимо рассмотреть  строение конечностей птиц, обитающих в разных условиях, и определить черты приспособления к среде обитания. В конце работы делается общий вывод. Необходимо также акцентировать внимание на роли птиц в природе, жизни человека и необходимости охраны отдельных видов, причинах исчезновения отдельных видов птиц.

Практическая работа № 7 «Составление половой и возрастной структуры популяции».  

Цель: изучение особенностей половой и возрастной структуры популяций животных и растений, выявление наиболее устойчивых популяций, воспитание бережного отношения к природе, формировние навыков самостоятельной  и исследовательской работы.

 Учащиеся совместно с учителем учатся строить модели половой и возрастной структуры различных популяций растений и животных и на основании полученных данных делать выводы об устойчивости отдельных популяций в зависимости от половой и возрастной структуры.

Практическая работа № 8 «Приспособления позвоночных животных к хищническому образу жизни».

Цель: выявление особенностей внешнего и внутреннего строения хищников к питанию плотоядной пищей, выявление приспособлений травоядных к питанию растительной пищей, выявление приспособлений хищников к захвату, удержанию и умерщвлению жертвы, выявление приспособлений травоядных к защите от хищников, воспитание бережного отношение к природе, формирование навыков самостоятельной  и исследовательской работы.

 Материал и оборудование: изображения хищных позвоночных животных, травоядных, препараты скелетов голов, таблицы с изображением внутренних органов (пищеварения, конечностей).

В начале занятия учитель проводит небольшое введение. Всех существующих позвоночных животных можно разделить на две группы: травоядные и хищные (плотоядные). К последней группе относятся те, которые питаются другими животными, способными убегать, прятаться, защищаться, сопротивляться. В связи с тем или иным способом питания у хищников определенным образом выражены особенности в строении органов пищеварения и главным образом, ротовых частей. В отличие от хищников травоядные животные питаются растениями, в ходе эволюции у них выработались приспособления к такому типу питания, а также приспособления к защите от хищников. Затем учитель предлагает рассмотреть особенности внешнего и внутреннего строения хищников и травоядных и выявить особенности приспособления хищников к питанию плотоядной пищей, приспособления травоядных к питанию растительной пищей, приспособления хищников к захвату, удержанию и умерщвлению жертвы, приспособления травоядных к защите от хищников. Результаты наблюдений заносятся в таблицы. Акцентируем внимание на роли хищников и травоядных в природных экосистемах, необходимости охраны и причинах уменьшения и исчезновения отдельных популяций рассматриваемых животных.

Образцы.

Название вида хищного животного.

Особенности приспособления к питанию плотоядной пищей.

Особенности приспособления к захвату, и умерщвлению жертвы.

Название вида травоядного животного.

Особенности приспособления к питанию растительной пищей.

Особенности приспособления к защите от хищников.

В конце работы подводится итог и записывается общий вывод по теме.

Практическая работа № 9 «Сукцессия в сообществах ХМАО-Югра».

 Цель: рассмотреть виды сукцессионных изменений сообществ, выявить причины этих изменений, научить давать прогноз дальнейших изменений в сообществе, формировать навыки самостоятельной  и исследовательской работы, воспитывать бережное отношение к природе.

Материал и оборудование: изображения различных видов сукцессионных изменений.

В начале практической работы учитель дает учащимся небольшой блок информации: понятие о сукцессии, видах и причинах сукцессионных изменений. Затем класс делится на группы. Каждой группе предлагается по 3 карточки с изображением различных видов сукцессионных изменений. Учащимся необходимо по картинке описать данные изменения по плану:

1. Причины, вызвавшие изменение в сообществе.

2. Виды, участвующие в данных изменениях (кто и кем вытесняется).

3. Описать процесс протекания данных изменений.

4. Определить вид сукцессии.

5. Дать прогноз дальнейшего развития сукцессионных изменений в сообществе.

В конце работы заслуживаются выступления групп, учитель делает поправки и подводит учащихся к обобщающему выводу. Необходимо акцентировать внимание на значении сукцессионных изменений в природе, причинах этих изменений и последствиях данных изменений.

Практическая работа № 10 «Определение состояния озеленения и благоустройства территории одного из  микрорайонов города Нижневартовска» (приложение 2).

Цель: научить определять состояние озеленения и благоустроенность территории микрорайонов города, сравнивать и анализировать полученный результат, делать прогноз о происходящих изменениях, формировать навыки самостоятельной  и исследовательской работы, воспитывать бережное отношение к природе.

Перед проведением исследования учитель совместно с ребятами разбивает один из микрорайонов города  на отдельные квадраты для более детального исследования. Используют  карту микрорайона,  определяют   границы  исследуемого  микрорайона. Исследование проводилось поэтапно на протяжении нескольких уроков.

Для исследования применяется маршрутный метод, а также приемы:  прямого  наблюдения,  визуальной оценки состояния территории,  описание, фотографирование, составление  схем и карт  исследуемого объекта. Эти  метод и приемы используют  для  выяснения  наличия  экологических  объектов (присутствие  тех  или  иных  жизненных  форм  организмов,  экологических  групп,  комплекса  факторов  среды,  источников  загрязнения  и т.п.),  их  разнообразия. Применяется разработанный бланк наблюдений.

Образец бланка  наблюдения изучаемой территории

Дата наблюдения и время наблюдения

Название улицы и номер дома

Схематическая карта-план

Характеристика почв (газонов)

Характеристика состояния газонов и древесных насаждений возле домов и в глубине микрорайона.

Преобладающие древесные породы.

Состояние подроста.

Элементы животного мира (наличие гнездовий, муравейники, следы животных).

Социальная обустроенность или комфортность района (наличие игровых площадок, мусорных баков, стоянок для машин и т.д.).

Выделение основных загрязнителей, картирование — нанесение на план источников возможной экологической опасности в данном районе.

Все  данные заносятся  в бланк наблюдений.

В ходе наблюдений по маршруту ребята оценивают обеспечение территории микрорайона социально-культурными учреждениями, магазинами, транспортными условиями и т. п. Проводится также общее описание разнообразия среды территории микрорайона (ландшафтное разнообразие: наличие зеленых зон, их планировка, наличие водоемов, водотоков, разнообразие элементов микрорельефа и пр.). Учащимися выясняется пораженность зеленых насаждений вредителями.  

На плане местности микрорайона возле каждого дома выделяют нарушенные и ненарушенные зеленые насаждения и газоны,  дорожную сеть, источники возможного антропогенного загрязнения.

На основании полученных данных при помощи учителя учащиеся делают вывод о состоянии озеленения и благоустройства территории микрорайона. Под руководством учителя разрабатывают практические рекомендации по улучшению состояния окружающей среды в данном микрорайоне.

Рекомендуется для выполнения работы использовать 2 часа.

Данная работа может быть выполнена в качестве итоговой исследовательской работы.

Тема практической работы № 11 формируется в зависимости  от времени года выполнения. Если это зимний период года тема может звучать следующим образом «Мониторинг снежного покрова г. Нижневартовска», если весенне-летний,  «Изучение качества питьевой воды г. Нижневартовска». 

Исходя из темы работы, формируются соответствующие цели.

Практическая работа «Мониторинг снежного покрова г. Нижневартовска».

Цель: изучить основные закономерности распространения и трансформации загрязняющих веществ в окружающей среде, научить выявлять воздействие загрязняющих веществ на окружающую среду, производить отбор проб снега на экспериментальных площадках и проведить его химический анализ, учить анализировать, сравнивать и на основании полученных результатов устанавливать причинно следственные связи в природе, формировать навыки самостоятельной  и исследовательской работы, воспитывать бережное отношение к природе.

Перед выполнением работы учащиеся совместно с учителем устанавливают точки отбора проб снежного покрова, обязательно должна быть контрольная площадь. Учитель знакомит ребят с методом отбора проб снега. Затем, на каждой площадке берутся пробы методом «конверта» и составляется одна общая проба. Проба снега высыпалась в полиэтиленовый мешок, и доставляются в школьную химическую лабораторию.

Далее пробы пересыпаются в чистую посуду и оставляются до полного таяния. После таяния снега и достижения талой воды комнатной температуры, проба готова к проведению анализа.

Мерой прозрачности служит высота столба воды мерной колбы (в см), при которой можно различить на белой бумаге стандартный шрифт с высотой букв 3,5 мм. Для этого воду хорошо перемешивают и наливают в высокий цилиндр с внутренним диаметром 2,5 см и дном из плоско отшлифованного стекла. Цилиндр устанавливают неподвижно над стандартным шрифтом на высоте 4 см. Просматривают шрифт сверху через столб воды и сливая или доливая воду в цилиндр, находят высоту столба воды, еще позволяющую читать шрифт.              

Для определения цвета (окраски) используют белый фон (лист белой бумаги), на котором пробу талой воды рассматривают сверху в мерном цилиндре высотой 20 см.

Для определения запаха талую воду наливают в коническую колбу (250 мл), закрывают колбу пробкой, встряхивают, затем открывают её и быстро определяют характер запаха.  Интенсивность запаха оценивали по 5-бальной системе: 0 – никакой, 1 – очень слабый, 2 – слабый, 3 – заметный, 4 – отчётливый, 5 – очень сильный.

Наличие осадка определяют отстаиванием воды. Осадок может быть: хлопьевидным, плотным белым, плотным бурым, сероватым, в виде песка, глины или растительных остатков.

Для определения реакции водной среды в пробирку наливают  5 мл исследуемой воды, и добавляют 0,1 мл универсального индикатора, перемешивают  и по окраске раствора оценивают величину рН. При окраске розово-оранжевой - рН составляет около 5, светло-желтой - 6, светло-зеленой - 7, зеленовато-голубой – 8.

Для определения содержания в пробах талой воды ионов Fe общего в пробирку помещают 10 мл исследуемой воды, прибавляют 1 каплю концентрированной азотной кислоты, несколько капель раствора пероксида водорода и примерно 0,5 мл раствора роданида калия. При содержании железа общего в пробе воды в концентрации 0,1 мг/л появляется розовое окрашивание, а при более высокой – красное. При отсутствии ионов железа общего в пробе окрашивание не наблюдается.  

Для обнаружения ионов хлора используют раствор нитрата серебра AgNO3 в присутствии разбавленного раствора азотной кислоты HNO3.  В пробирку отбирают 5 мл исследуемой воды и добавляют 3 капли 10%-ного раствора нитрата серебра. При содержании ионов хлора в пробе наблюдается помутнение или выпадение осадка.

Для определения ионов сульфата в пробирку вносят 10 мл исследуемой воды, 0,5 мл раствора соляной кислоты (1:5) и 2 мл 5%-ного раствора хлорида бария, перемешивают. При содержании ионов сульфата в пробе наблюдается помутнение.

Для обнаружения иона аммония NH4+ в пробы талой воды приливают стандартный раствор KOH и нагревают. При этом выделится аммиак NH3, газ с резким запахом. По характерному запаху определяют наличие в пробе ионов аммония.

Для обнаружения ионов PO43- применяют раствор нитрата серебра AgNO3. При приливании его в пробу выпадает жёлтый осадок. Выпадение осадка или изменение окраски свидетельствует о наличии ионов PO43- в анализируемой пробе.

Реактивом на ионы Pb2+ является иодид калия KJ. При наличии в пробе ионов Pb2+ образуется ярко-жёлтый осадок.

На основании полученных результатов учащимися под руководством учителя делался вывод о влиянии снега на  состояние  окружающей среды в местах отбора проб.

На выполнение работы рекомендуется 3 часа элективных курсов.

Данная работа может быть выполнена как итоговая исследовательская работа.

Практическая работа «Изучение качества питьевой воды г. Нижневартовска» (приложение 1).

Цель: научить анализировать воздействие примесей находящихся в питьевой воде на организм человека, учить отбирать пробы, проводить их химический анализ, анализировать, сравнивать результаты, делать выводы, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, формировать навыки самостоятельной  и исследовательской работы.

Перед выполнением работы учащиеся совместно с учителем выбирают точки отбора проб питьевой воды. Учащиеся дополнительно дома изучают дополнительную литературу по данной теме.

Для отбора проб используют чистые пластиковые бутылки вместимостью 1,5 литра. Вода отбирается не стекшая. Затем в течение 1 часа пробы доставляются в школьную лаборантскую химии, для проведения химического анализа.

Цветность питьевой воды определяют визуально. Для этого в прозрачный цилиндр высотой 30 см из бесцветного стекла с внутренним диаметром 3,5 мм, а также ровным дном наливают исследуемую воду до отметки 20 см и просматривают сверху на белом фоне, определяют окраску.

Мерой прозрачности служит высота столба воды (в см), при которой можно различить на белой бумаге стандартный шрифт с высотой букв 3,5 мм. Для определения прозрачности воду хорошо перемешивают и наливают в высокий цилиндр с внутренним диаметром 2,5 см и дном из плоско отшлифованного стекла. Цилиндр устанавливают неподвижно над стандартным шрифтом на высоте 4 см. после чего просматривают шрифт сверху через столб воды и, сливая или доливая воду в цилиндр, находят высоту столба воды, еще позволяющую читать шрифт.

Для определения характера запаха воды и его интенсивности 100 мл исследуемой воды при комнатной температуре наливают в колбу вместимостью 150-200 мл с широким горлом, накрывают часовым стеклом, встряхивают вращательным движением,  после чего сдвигают часовое стекло и быстро определяют характер и интенсивность запаха. Запах оценивали 4 человека. Интенсивность и характер запаха находят по таблице стандартной классификации запаха и интенсивности.

Приближенное значение рН определяют следующим образом.  В пробирку наливают 5 мл исследуемой воды, 0,1 мл универсального индикатора,

перемешивают и по окраске раствора оценивают величину рН: розово-оранжевая - рН около 5, светло-желтая - 6, светло-зеленая - 7, зеленовато-голубая - 8. Полученный результат дополнительно сравнивают со стандартной шкалой уровня рН.

Концентрацию хлоридов определяют с приближенной количественной оценкой. В пробирку отбирают 5 мл исследуемой воды и добавляют 3 капли 10%-ного раствора нитрата серебра. Приблизительное содержание хлоридов определяют по осадку или помутнению.

Определение содержания хлоридов

Осадок или помутнение

Концентрация хлоридов, мг/л

Опапесценция или слабая муть

1 - 10

Сильная муть

10 - 50

Образуются хлопья, но осаждаются не сразу

50 - 100

Белый объемистый осадок        

Более 100

Для определения концентрации сульфатов в пробирку вносят 10 мл исследуемой воды, 0,5 мл раствора соляной кислоты (1:5) и 2 мл 5%-ного раствора хлорида бария, перемешивают. По характеру выпавшего осадка определяют ориентировочное содержание сульфатов. При отсутствии мутности - концентрация сульфат-ионов менее 5 мг/л; при слабой мутности, появляющейся не сразу, а через несколько мин., - 5-10 мг/л; при слабой мутности, появляющейся сразу после добавления хлорида бария, - 10-100 мг/л; сильный, быстро оседающий осадок свидетельствует о достаточно высоком содержании сульфат-ионов (более 100 мг/л).

Вкус и привкус оценивают по степени интенсивности в баллах. Различают четыре вида вкуса: соленый, горький, сладкий и кислый. Привкусы бывают: хлорный, рыбный, металлический и т.п. Интенсивность вкуса и привкуса определяли по 5-балльной шкале так же, как и запах.

Осадок характеризуется по следующим параметрам: нет, незначительный, заметный, большой. По качеству осадок определяют как хлопьевидный, илистый, песчаный и т.п. с указанием цвета - серый, бурый, черный и др.

В целях определения концентрации железа общего в пробирку помещают 10 мл исследуемой воды, прибавляют 1 каплю концентрированной азотной кислоты, несколько капель раствора пероксида водорода и примерно 0,5 мл раствора роданида калия. При содержании железа в концентрации  0,1 мг/л появляется розовое окрашивание, а при более высокой – красное.

Присутствие ионов меди в пробах питьевой воды определяют следующим образом. В фарфоровую чашку помещают 3-5 мл исследуемой    воды, осторожно выпаривают досуха и на периферийную часть пятна наносят каплю концентрированного раствора аммиака. Появление интенсивно-синей или фиолетовой окраски свидетельствует о присутствии  ионов Сu2+:

Для определения концентрации нитритов в пробе исследуемой воды применяют экспресс тест «Нитриты» производства «Крисмас+». Отрезают от индикаторной полоски рабочий участок размером около 5х5 мм. Не снимая полимерного покрытия опускают его в анализируемую воду, налитую в фарфоровую чашку на 5-10 с. Затем полоску индикатора вынимают из воды и оставляют на 3 минуты.  Концентрацию нитритов определяют путем сравнения с образцами на контрольной шкале.

Концентрацию нитратов и сульфидов определяли также с помощью экспресс тестов «Нитраты» и «Сульфиды» по выше указанной методике.

С целью определения концентрации активного хлора используют экспресс тест «Активный хлор». Для этого от индикаторной полоски отрезают рабочий участок размером 1х1 см. На рабочий участок наносят каплю исследуемой воды до образования равномерно смоченного пятна. После чего сразу сравнивают окраску индикаторной бумаги с образцами на контрольной шкале.

Для выполнения практической работы рекомендуется отводить 3 часа элективного курса. Все опыты ребята выполняют под руководством учителя, при этом необходимо строго соблюдать правила техники безопасности. На основании полученного результата ребята делают вывод о качестве питьевой воды, разрабатывают практические рекомендации по улучшению качества питьевой воды.

Данная практическая работа может быть выполнена в качестве итоговой исследовательской работы.

Практическая работа № 12 «Изучение особенностей естественных и искусственных экосистем ХМАО-Югра».

Цель: выявить сходства и различия  естественных и искусственных экосистем, определить наиболее устойчивые, научить приемам повышения устойчивости агроэкосистем, воспитывать бережное отношение к природе, формировать навыки самостоятельной  и исследовательской работы.

Материал и оборудование: изображения естественных и искусственных экосистем. В ходе проведения практической работы учащиеся сравнивают агроэкосистемы и естественные экосистемы, выявляют их сходства и различия по продуктивности, разнообразии видов, нарушенности, особенностях протекания круговоротов веществ и энергии и делают вывод о наиболее устойчивой экосистеме. В конце практической работы учитель предлагает учащимся предложить рассмотреть план мероприятий по повышению устойчивости искусственных экосистем. В конце урока подводится итог работы, и  исправляются ошибки, допущенные при проектировании плана мероприятий по улучшению устойчивости агроэкосистем.

Практическая работа № 13 «Изучение воздействия человеческой деятельности на процессы в биосфере».

Цель: выявить роль человеческого фактора в процессах, происходящих в биосфере, воспитывать бережное отношение к природе, формировать навыки самостоятельной  и исследовательской работы.

Материал и оборудование: изображение схемы парникового эффекта, данные по поступлению загрязняющих веществ в природные компоненты за разные годы. Можно использовать данные по выбросам в окружающую среду отдельного предприятия или производственного комплекса. Задача учащихся состоит в том, чтобы выявить источники загрязнителей в природной среде, построить схему динамики выбросов загрязнителей (как от отдельного предприятия, так и от производственных комплексов) на основании данных за разные годы. В конце работы учащиеся делают вывод о воздействии человеческого фактора на природную среду. Задача учителя состоит в том, чтобы показать влияние деятельности человека на процессы, протекающие в биосфере, показать последствия этого воздействия.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ.

Контрольно-оценочная деятельность осуществляется через: вербальную, содержательную и прогностическую оценку, рецензирование, проблемную ситуацию, самооценку, взаимооценку, самоконтроль и взаимоконтроль, участие в городских и окружных  конкурсах научно-исследовательских работ и проектов учащихся.

Все эти виды оценивания дают возможность ученику быть равноправным участников учебно-воспитательного процесса, а учителю скорректировать индивидуальную работу.

Формами контроля усвоения полученных знаний учащимися могут быть:

- тесты на обучаемость и обученность;

- самостоятельные работы;

- биологические и экологические диктанты;

- зачеты;

- самопроверка и взаимоконтроль;

 - защита исследовательской работы;

- защита проекта.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Общее фортепиано"

Программа для учащихся 5-9 классов МХЦ "Лель"....

Дополнительная общеобразовательная программа Эколого -биологической направленности «Эколог-исследователь»

Данная программа может быть востребован учителями биологии,географии,экологии и химиии....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Эколог-исследователь» (ТОЧКА РОСТА)

Программа  внеурочной деятельности в Центре естественно-научной и технологической направленности "Точка роста". Данная программа рассчитана на обучающихся 5 класса. Продолжительность - ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Эколог"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Эколог". Срок реализации программы: 1 год. Объём программы: 102 часа....