ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Общее фортепиано» (Музыкально-хоровой центр «Лель»)
рабочая программа на тему

Программа базового уровня для учащихся 5-9 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tit._list_k_programme.docx38.55 КБ
Microsoft Office document icon obshchee_fortepiano_mhts_lel_baz._ur._chern.doc166.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ ЗДТДиМ

____________ О.Н. Сорокина

"____"______________20__г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Общее фортепиано»

(Музыкально-хоровой центр «Лель»)

Направленность - художественная

Уровень – базовый

Возраст учащихся – 5-9 классы

Срок реализации программы – 2 года

Авторы:

педагоги дополнительного образования

Петрова Ольга Александровна,

Багашвили Татьяна Георгиевна,

Королёва Любовь Николаевна,

методист

Максимкина Светлана Владимировна

МОСКВА - 2014

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Общее фортепиано»

 (Музыкально-хоровой центр «Лель»)

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель методического  совета__________________/                               /

СОГЛАСОВАНО

Управляющим  советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель управляющего  совета__________________/                               /



Предварительный просмотр:

ГБОУ ЗДТДиМ

Дополнительная общеобразовательная программа

«Общее фортепиано»

(для музыкально-хорового центра «Лель»)



Содержание

1. Пояснительная записка                                                                        2-8 стр.

2. Учебно-тематический план                                                                    9 стр.

3. Содержание программы                                                                   10-13 стр.

4. Методическое обеспечение программы                                         14-16 стр.

5. Список литературы                                                                           17-18 стр.

6. Приложение                                                                                         19-27 стр.

  • Техника безопасности                                                                  20-21 стр.
  • Аттестация учащихся                                                                  22-23стр.
  • Примерный перечень музыкального репертуара

для технического развития                                                             24 стр.

  • Примерный перечень музыкального репертуара

для развития полифонического мышления                                 25 стр.

  • Примерный перечень музыкального репертуара для развития музыкальности на примерах пьес кантиленного характера    26 стр.
  • Примерный перечень музыкального репертуара

для активизации образного мышления в процессе изучения произведений крупной формы                                                        27 стр.


  1. Пояснительная записка

Направленность

Программа «Общее фортепиано» является модифицированной, базового уровня и имеет художественную направленность. Она разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.)

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Эстетическое воспитание – один из факторов формирования нравственности, всестороннего развития, творческих и художественных способностей подрастающего поколения. Важным разделом эстетического воспитания является музыкальное образование, которое представляет собой основу формирования общей культуры личности.

Обучение игре на фортепиано в условиях учебного комплекса музыкально-хорового центра «Лель» (МХЦ «Лель») расширяет возможности обучающего для соприкосновения с многогранным миром музыки. «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее», – эти слова Шостаковича как нельзя точно передают важность музыкального образования в системе эстетического воспитания.

Опираясь на музыкально – эмоциональный опыт детей и подростков, синтезируя их знания и навыки на основе глубоких межпредметных связей, предмет общее фортепиано даёт обучающимся музыкальное образование, приобщает детей к сокровищнице музыкального искусства, формирует их эстетические вкусы.

Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на развитие музыкальных способностей, личностных качеств ребенка (самостоятельность, творческий подход к поставленным задачам), на формирование навыков социального поведения. Данная программа учитывает возрастные особенности и индивидуальные способности детей.

Индивидуальный подход к каждому обучающемуся способствует развитию личности, раскрытию её творческих возможностей. Данная программа позволяет обеспечить разнообразные условия для проявления индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Учёт этих особенностей позволяет найти наиболее целесообразные и действенные приёмы и методы обучения: объём изучаемого музыкального произведения, сложность, темп обучения. Дифференцированный подход позволяет составить индивидуальную программу обучения, дающую возможность полноценно развивать творчество и индивидуальность в познании и самовыражении.

На новом уровне обучения детей происходит усложнение учебного материала, учитываются интересы учащихся. Музыкальный репертуар подбирается каждому учащемуся с учётом имеющихся навыков и умений, полученных при обучении по программам ознакомительного уровня.

Отличительные особенности программы

Программы «Общее фортепиано» является дополнительной программой образовательного процесса для обучающихся музыкально-хорового центра «Лель», но одновременно играет важную роль во всём учебно-воспитательном комплексе центра.

В МХЦ «Лель» принимаются дети с разными музыкальными данными, поэтому из классических методик выбраны те, которые позволяют учитывать способности и возможности обучающихся. Музыкально-хоровой центр «Лель» являются примером гармоничного сочетания коллективного творчества (хоровое пение) и индивидуального развития ребенка по предмету общее фортепиано.

Инновационный характер программы проявляется и в том, что итогом её реализации становится не только выработка у обучающегося основных исполнительских навыков игры на инструменте. Происходит активизация таких психических процессов, как мышление, воображение, память, развитие у ребенка эмоционального отклика на музыкальные образы, умения чувствовать и слушать.

Цель программы: развитие музыкальных способностей при обучении игре на фортепиано и воспитание социально-активной личности средствами музыкального искусства.

Задачи

образовательные:

  • обучение навыкам игры на музыкальном инструменте фортепиано;
  • ознакомление с новыми разнообразными музыкальными произведениями;
  • формирование умения ориентироваться в нотном тексте и читать с листа;
  • обогащение словарного запаса детей специальной музыкальной терминологией;
  • совершенствование владением исполнительского аппарата (посадка за инструментом, положение рук, пальцев, корпуса);
  • изучение приемов звукоизвлечения и умения пользоваться динамическими красками;
  • совершенствование основ исполнительской культурой (работа над музыкальным образом, характером, настроением произведения, пониманием основной идеи);
  • получение знаний о выдающихся композиторах, особенностей их взглядов и творческого метода, исторической эпохи, в которой было написано произведение;
  • совершенствование приёмов работы над музыкальным произведением с целью его публичного исполнения;
  • обучение технике аккомпанемента (на примере ансамблевой игры);

развивающие:

  • развитие психических функций (восприятие, воображение, воля, внимание);
  • развитие эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение;
  • развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма;
  • развитие технических навыков звукоизвлечения (звуковедение, беглость пальцев, техника динамики, штриховая культура, техника педали);
  • развитие техники чтения с листа;

воспитательные:

  • воспитание потребности общения с музыкой;
  • формирование музыкального вкуса на примере лучших образцов классической музыки;
  • воспитание чувства коллективизма;
  • приобщение ребёнка к нравственно-духовным, общечеловеческим и гуманистическим ценностям;
  • воспитание уважения ребёнка к самому себе и своему творчеству, творчеству сверстников;
  • профилактика асоциального поведения;
  • формирование тесного взаимодействия педагога с родителями и привлечение их к процессу обучения детей.

Возраст учащихся: 5-9 классы

Сроки реализации: 2 года

Форма и режим занятий:

основной формой работы с детьми является индивидуальное занятие. Дети занимаются 2 раза в неделю по 30 минут, т.е. 1 час в неделю, 32 часа в год аудиторных занятий и 12 часов в год на социальную практику (другие формы работы: участие в конкурсах, фестивалях, мероприятиях и др.), всего 44 часа в год.

Ожидаемые результаты

В конце 1-го года обучения воспитанник должен освоить следующие знания, умения и навыки:

  • знать гаммы: до, соль, фа-мажор, ля, ми, ре-минор (натуральная, гармоническая, мелодическая), аккорды, арпеджио в 2 октавы отдельно каждой рукой;
  • овладеть навыками разбора и анализа хоровых партий с помощью фортепиано с целью их чистого интонирования;
  • научиться исполнять музыкальные произведения в темпе, характере, заданном образе автора произведения - композитора;
  • совершенствование навыков приёмов звукоизвлечения (legato, non legato, staccato);
  • уметь исполнять главную партию и партию аккомпанемента музыкального произведения в ансамбле с педагогом;
  • совершенствование навыков педализации.

В течение учебного года ребёнок должен пройти 8–10 различных по форме музыкальных произведений более сложных в исполнении: полифоническая пьеса, 1 сонатная форма или вариации, 4 пьесы различные по характеру, 3 этюда, 1 ансамбль.

В конце 2-го года обучения воспитанник должен освоить следующие знания, умения и навыки:

  • знать гаммы: до 2-х знаков диезные мажорные и минорные, до 2х знаков бемольные мажорные и минорные. Мажорные гаммы в прямом движении. Хроматическая гамма – от «до». Аккорды, арпеджио (длинные, короткие) и гаммы – в 4 октавы;
  • совершенствование навыков разбора и анализа хоровых партий с помощью фортепиано с целью их чистого интонирования;
  • уметь исполнять хоровую партию, одновременно играя второй голос на фортепиано;
  • совершенствование навыков педализации;
  • совершенствование исполнения музыкальных произведений в темпе, характере, заданном образе автора произведения - композитора;
  • совершенствование технических навыков игры на инструменте;
  • уметь исполнять главную партию и партию аккомпанемента музыкального произведения в ансамбле с педагогом и с другим обучающимся.

В течение учебного года ребёнок должен пройти 8-10 различных по форме музыкальных произведений более сложных в исполнении: 1 произведение полифонического склада, 1 сонатная форма, 4 пьесы различного характера, 3 этюда, 1 ансамбль.

Способ проверки усвоения детьми учебного курса программы

1-й год обучения: I полугодие - обучающийся исполняет пьесу, пьесу с элементами полифонии; II полугодие – пьесу, этюд, крупную форму. Произведения более сложные в исполнении.

2-й год обучения: I полугодие - обучающийся исполняет пьесу, пьесу с элементами полифонии; II полугодие – пьесу, этюд, крупную форму. Произведения более сложные в исполнении.

Результатом обучения детей является их выступление на итоговом занятии для родителей, на открытом итоговом прослушивании, на концертах для родителей, на классных концертах, на тематических концертах, на концертах, посвященных праздничным датам, на отчетных концертах отдела, на окружных и городских конкурсах и фестивалях.


2. Учебно-тематический план

Название раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1-й год обучения

Вводное занятие. Техника безопасности.

Развитие музыкальных способностей.

Развитие музыкальной грамотности.

Работа над музыкальным произведением.

Ансамблевое музицирование.

Социальная практика.

Итоговое занятие.

2

4

2

18

4

12

2

1

2

1

3

1

2

1

1

2

1

15

3

10

1

ИТОГО:

44

11

33

2-й год обучения

Вводное занятие. Техника безопасности.

Развитие музыкальных способностей.

Развитие музыкальной грамотности.

Работа над музыкальным произведением.

Ансамблевое музицирование.

Социальная практика.

Итоговое занятие.

2

2

2

21

3

12

2

1

1

1

2

1

2

1

1

1

1

19

2

10

1

ИТОГО:

44

9

35


3. Содержание программы

1 год обучения

1. Вводное занятие. Техника безопасности.

Теория: изучение истории развития фортепиано, устройство инструмента; выбор репертуара для изучения. Беседа по технике безопасности.

Практика: применение изученных правил на практике.

2. Развитие музыкальных способностей.

Теория: закрепление понятий ритм, ритмический рисунок, мелодия, аккомпанемент, транспонирование, основ чтения с листа;

Практика: упражнения для развития тембрового разнообразия, транспонирование мелодических миниатюр, упражнения для развития ритмической памяти, исполнительского мастерства, упражнения по чтению нот с листа, разбор и анализ хоровых партий.

3. Развитие музыкальной грамотности.

Теория: нотная грамота, ритмические и мелодические фразы;

Практика: упражнения на сложный ритмический рисунок, подбор рациональной аппликатуры.

4. Работа над музыкальным произведением.

Теория: основы разбора нотного текста: звуко-высотное строение мелодий, аккомпанемента, аппликатуры, ритмического рисунка, штрихов, ладовой окраски, динамического плана, мотива, фраз, предложений и других авторских указаний;

Практика: активизация самостоятельного разбора, точность аппликатуры и штрихов, работа над выразительностью исполнения, динамическими оттенками, умение выдержать единый темп, яркая передача настроение и характера произведения.

5. Ансамблевое музицирование.

Теория: особенности ансамблевого исполнения – умение слушать партнера

Практика: работа над каждой партией отдельно, соединение двух партий (обучающийся – педагог, обучающийся - обучающийся).

6. Социальная практика.

Теория: закрепление и повторение учебного курса предмета общее фортепиано; подготовка учащихся к конкурсам, фестивалям и мероприятиям разного уровня; основы сценической культуры исполнения;

Практика: репетиции выступлений, исполнение выученного произведения.

выполнение упражнений и заданий разного характера и сложности; участие в конкурсах, фестивалях; участие в мероприятиям разного уровня.

7. Итоговое занятие.

Теория: обсуждение результатов, достигнутых обучающимся; особенности исполнения изученных музыкальных произведений;

Практика: повторение выученных музыкальных произведений, исполнение музыкальных произведений.

2 год обучения

1. Вводное занятие. Техника безопасности.

Теория: изучение истории развития фортепиано, устройство инструмента; выбор репертуара для изучения. Беседа по технике безопасности.

Практика: применение изученных правил на практике.

2. Развитие музыкальных способностей.

Теория: закрепление понятий ритм, ритмический рисунок, мелодия, аккомпанемент, транспонирование, основ чтения с листа; азов технического навыка игры на инструменте;

Практика: упражнения для развития тембрового разнообразия, транспонирование мелодических миниатюр, упражнения для развития ритмической памяти, исполнительского мастерства, упражнения по чтению нот с листа, разбор и анализ хоровых партий; отработка технического навыка игры на инструменте;

3. Развитие музыкальной грамотности.

Теория: сложные ритмические и мелодические фразы и обороты;

Практика: упражнения на сложный ритмический рисунок, подбор рациональной аппликатуры.

4. Работа над музыкальным произведением.

Теория: основы разбора нотного текста: звуко-высотное строение мелодий, аккомпанемента, аппликатуры, ритмического рисунка, штрихов, ладовой окраски, динамического плана, мотива, фраз, предложений и других авторских указаний;

Практика: активизация самостоятельного разбора, точность аппликатуры и штрихов, работа над выразительностью исполнения, динамическими оттенками, умение выдержать единый темп, яркая передача настроение и характера произведения.

5. Ансамблевое музицирование.

Теория: особенности ансамблевого исполнения – умение слушать партнера

Практика: работа над каждой партией отдельно, соединение двух партий (обучающийся – педагог, обучающийся - обучающийся).

6. Социальная практика.

Теория: закрепление и повторение учебного курса предмета общее фортепиано; подготовка учащихся к конкурсам, фестивалям и мероприятиям разного уровня; основы сценической культуры исполнения;

Практика: репетиции выступлений, исполнение выученного произведения.

выполнение упражнений и заданий разного характера и сложности; участие в конкурсах, фестивалях; участие в мероприятиям разного уровня.

7. Итоговое занятие.

Теория: обсуждение результатов, достигнутых обучающимся; особенности исполнения изученных музыкальных произведений;

Практика: повторение выученных музыкальных произведений, исполнение музыкальных произведений.


4. Методическое обеспечение программы

Методика является своеобразным инструментом в организации реализации обучения игре на фортепиано. Методическая деятельность является важнейшим звеном системы непрерывного образования.

Для успешного обучения необходимо соблюдение следующих принципов:

  • формирование предварительного слухового восприятия и представления с последующим пояснением и осознанием;
  • соответствие методов и приемов детской возрастной психологии;
  • мотивированность действий ребенка;
  • опора на «зону ближайшего развития» обучающегося.

Методы организации и осуществления учебной деятельности

1. Практические методы

Основную роль в процессе обучения предмету общее фортепиано играет метод упражнения, прием формирования и закрепления навыка.

2. Наглядные методы

Использование учебных пособий для успешного освоения музыкальной грамотности. Слушание музыки в записи и в исполнении педагога

3. Словесные методы

Объяснение, краткий рассказ, беседа.

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности

  • создание благоприятной обстановки на занятиях;
  • создание ситуации удивления, восхищения;
  • обращение к жизненному опыту обучающихся;
  • стимулирование интереса к музицированию;
  • игровые формы обучения;
  • создание ситуации успеха в учении.

Посадка за инструментом

Успешное музыкальное развитие обучающихся в значительной степени зависит от правильной посадки за инструментом и выработки ощущения пластичной организованности движений всей руки, начиная от плечевого пояса, при полной свободе и отсутствии «зажатости» во всех ее звеньях – плече, локтевом суставе, кисти, пальцах. Ребенок должен удобно и естественно сидеть за инструментом, не допуская «сгорбленного» положения корпуса, поднятых плеч, слишком прижатых к корпусу или неестественно отставленных в сторону локтей и т.д.

Индивидуальные планы

Тематика занятий по предмету общее фортепиано остается неизменной в последующих годах обучения. Меняется предлагаемый материал. Каждый учебный год предлагаемый материал становится более сложным в техническом и исполнительном плане, что требует от учащегося регулярных занятий и улучшения качества звуковоспроизведения, развития техники исполнения.

Успешное музицирование учащихся во многом зависит от целесообразно составленного индивидуального плана, в котором должно быть предусмотрено последовательное и гармоничное развитие обучающегося, учтены его индивидуальные особенности, уровень общего музыкального и технического развития и связанные с этим конкретные педагогические задачи.

Одним из важнейших средств музыкального воспитания, развития эстетического вкуса у учащихся является выбор репертуара, в котором основное место отводится изучению произведений русских и зарубежных композиторов классиков, а также наиболее прогрессивных современных авторов. Репертуар подбирается разнообразным по содержанию, форме, стилю, фактуре. Пути развития ребенка определяются лишь в процессе занятия, поэтому педагогические требования должны быть строго дифференцированы. Недопустимо включать в индивидуальный план произведения, превышающие музыкально-исполнительские возможности учащегося и не соответствующие его возрастным особенностям.

Учитывая, что в музыкально-хоровом центре обучаются дети самых различных музыкальных способностей, в отдельных случаях являются педагогически оправданным включение в индивидуальные планы отдельных произведений из репертуара предыдущего года обучения.

Чтобы обучающийся в течение учебного года был представлен разносторонне, устанавливается следующая последовательность исполнения различных по форме произведений: в I полугодии – полифония и пьеса; в конце года – этюд, сонатная форма и пьеса.

Условия реализации программы

Для реализации программы по предмету общее фортепиано необходимо следующее:

материально-технические условия:

  • кабинеты для индивидуальных занятий по фортепиано;
  • инструмент (фортепиано, рояль, цифровое пианино);
  • мебель для педагога и обучающихся (стол, стулья);
  • аппаратура для слушания музыки;
  • подставки под ноги;

методические условия:

  • нотная библиотека;
  • музыкальная фонотека;
  • наглядные пособия и раздаточный методический материал.


5. Список литературы

Литература для педагога:

  • Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики: Хрестоматия. Киев, 1974 г.;
  • Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд.3 – М.:Музыка, 1978 г.;
  • Вопросы фортепианной педагогики. Под ред. В Натансона. Вып. 1-4. М., 1976 г.;
  • Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – М.: Школьная Пресса, 2008 г.;
  • Коджаспирова Г.М. Педагогика – М.: Гардарики, 2004 г.;
  • Либерман Е.Я.  Работа над фортепианной техникой. М.:Музыка, 1971 г.;
  • Любомудрова Н.А. Методика обучения игре на фортепиано. М.:Музыка, 1982 г.;
  • Маккиннон Л. Игра наизусть. Л., 1967 г.;
  • Милич Б.Е. Воспитание пианиста. Киев: Музична Украiна, 1964 г.;
  • Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1982 г.4
  • Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. – СПб.: Питер, 2007 г.

Литература для детей:

  1. «Первые шаги маленького пианиста» И. Королькова;
  2. «Крохе – музыканту» Ч.1, Ч.2 И. Королькова;
  3. «Альбом ученика – пианиста» 1 – 7 класс, изд. «Феникс»;
  4. «Юному музыканту – пианисту» 1 – 7 класс,  изд. «Феникс»;
  5. «Юный пианист» вып. I-III сост. Ройзман Л., Натансон В. М.;
  6. «Сборник пьес для фортепиано» С. Барсукова;
  7. «Малыш за роялем» И. Лещинская;
  8. «Фортепиано» 1 – 7 класс, Б. Милич;
  9. «Педагогический репертуар ДМШ» М.;
  10. «Библиотека юного пианиста» М.: «Сов. Композитор»;
  11. «Сборник фортепианных пьес» ч.I сост. Баренбойм Л., Ляховицкая С.;
  12. «Избранные ансамбли» вып. I, II-IV сост. Взорова Т., Туманян А., Баранова Г.;
  13. «Брат и сестра» вып. I, II;
  14. «Фортепиано» ДМШ I-VII кл. сост. Милич., Киев «Музыкальная Украина»;
  15. «Allegro» Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 1-13 М. РИФ «Криптологос»;
  16. Черни К. «Избранные этюды» под ред. Гермер М.: «Музыка»;
  17. Чайковский «Детский альбом» М.: «Музыка»»;
  18. И. С. Бах «Инвенции» М.: «Музыка»;
  19. Шульман Р. «Альбом для юношества» М.: «Композитор»;
  20. Лекупе Ф. «Азбука 25 легких этюдов» М.: «Гос. муз. искусство»;
  21. Моцарт В. «шесть сонат» М.: «Гос. муз. искусство»;

Примерный репертуарный список каждого года обучения состоит из 5 разделов: этюды, полифония, крупная форма (сонатины, сонаты, вариации), пьесы и ансамбли.


Приложения

Приложение № 1

Техника безопасности                                                                            20-21 стр.

Приложение № 2

Аттестация учащихся                                                                            22-23 стр.

Приложение № 3

Примерный перечень музыкального репертуара

для  технического развития                                                                       24 стр.

                     

Приложение № 4

Примерный перечень музыкального репертуара

для развития полифонического мышления                                           25 стр.

Приложение № 5

Примерный перечень музыкального репертуара для развития музыкальности на примерах пьес кантиленного характера              26 стр.

Приложение № 6

Примерный перечень музыкального репертуара

для активизации образного мышления в процессе изучения произведений крупной формы                                                                  27 стр.


Приложение № 1

Техника безопасности

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда обучающихся в кабинетах отдела музыкального творчества

ИОТ— 017 —2008

Общие правила поведения

  • обучающийся приходит во ДТДиМ за 15-20 минут до начала занятий, с собой имеет сменную обувь;
  • перед началом занятия обучающийся должен подготовить свое учебное место;
  • обучающийся обязан следить за гигиеной инструмента и своего учебного места;
  • обучающиеся имеют право находиться в учебном кабинете только в присутствии педагога;
  • во время занятий обучающийся не должен выходить из учебного кабинета без разрешения педагога;
  • обучающийся обязан выполнять требования пожарной безопасности и правил электробезопасности;
  • обучающиеся обязаны бережно относиться к имуществу ДТДиМ, соблюдать чистоту и порядок;
  • обучающиеся обязаны знать основные и запасные выходы из здания, и в случае эвакуации быстро покинуть помещение, выполняя все команды педагога;
  • при посещении ДТДиМ, обучающиеся в возрасте 10 лет и старше (родители сопровождающие детей младшего возраста) обязаны предъявлять пропуск дежурному охраннику;
  • сопровождающие родители ожидают своих детей в фойе клубной части здания, проход в другие помещения не разрешается без сопровождения педагога;
  • обучающийся ДТДиМ проявляет уважение к старшим, заботится о младших. Обучающиеся и педагоги обращаются друг к другу в уважительной форме. Воспитанники уступают дорогу взрослым, старшие воспитанники - младшим, мальчики - девочкам.

Запрещается:

  • запрещается приносить во Дворец и на его территорию с любой целью и использовать любым способом оружие, взрывчатые или огнеопасные вещества, спиртные напитки, наркотики, табачные изделия и другие одурманивающие средства, а также токсичные вещества и яды;
  • пользоваться звуковоспроизводящей аппаратурой;
  • бегать по кабинету во избежание повреждения музыкальных инструментов и учебного оснащения помещения;
  • находиться в кабинете в верхней одежде;
  • высовываться в окна во время проветривания помещения;
  • пользоваться мобильными телефонами и плеерами.


Приложение № 2

Аттестация учащихся

В конце каждой четверти педагог проверяет обучающегося на усвоение им изучаемого предмета. Ребёнок должен к данному итоговому занятию подготовить небольшой музыкальный материал для проигрывания, который он изучал на занятиях и дома. Педагог определяет уровень развития навыков игры на фортепиано. Кроме этого, педагог проводит небольшой опрос по проверке музыкально-теоретических знаний изученного материала.

В конце каждого полугодия проводится такая же работа, но на более серьёзном уровне. Ребёнка прослушивают уже несколько педагогов – специалистов в данной области.

Результаты, которые показывают обучающиеся на итоговых занятиях, оцениваются по пятибалльной системе, записываются в индивидуальную карточку обучающегося (см. Таблицу 1).


Таблица 1

Индивидуальная карточка

учета результатов обучения ребенка

по общеобразовательной программе дополнительного образования детей

Фамилия, имя ребенка________________________________________________ Возраст__________

Предмет________________________________Педагог______________________________________

Название общеобразовательной программы

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Дата начала наблюдения 1 сентября 20_____ года

Показатели

диагностики

_____________год обучения

Конец I полугодия

Конец учебного года

1. Теоретическая подготовка ребенка

1.1. Теоретические знания:

1.2. Владение специальной музыкальной терминологией

2. Практическая подготовка ребенка

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные образовательной программой (игровой аппарат, освоение приемов звукоизвлечения)

2.2. Музыкально- слуховые представления (память, воображение)

2.3. Творческие навыки (чтение с листа, подбор по слуху, сочинение)

3. Общеучебные умения и навыки ребенка

3.1Личностные качества

Мотивация к музыкальному творчеству

Самостоятельность и самоконтроль

Отношение к общим делам объединения

3.2 Учебно-коммуникативные умения:

а) слушать и слышать педагога;

б) эстрадоустойчивость

в) способность к рефлексии деятельности

3.3 Учебно-организационные умения и навыки:

а) организовать свое рабочее (учебное) место;

б) соблюдать в процессе деятельности правила безопасности

4. Предметные достижения обучающегося

4.1 На уровне детского объединения (студии)

4.2 На уровне ДТДиМ (учрежденческий)

4.3 На уровне округа (окружной)

4.4 На городском уровне (Московский)

4.5 На региональном уровне (Российский)

4.6 На международном уровне

Итого средний балл:

Уровни проявления

(низкий, средний, высокий)

1 балл – слабо проявляется (низкий уровень (Н);

2 балла – проявляется на среднем уровне (С);

3 балла – высокий уровень проявления (В).

Педагог дополнительного образования          __________________________________/____________________________/

Приложение № 3

Примерный перечень музыкального репертуара

для технического развития

1 год обучения

А. Лемуан                Этюды соч. 37 № 10, 34, 35;

К. Черни                Этюды соч. 6 № 17, 22, 28, 2, 31, 32, 36, 38;

К. Черни                Этюды соч.139 № 61, 64;

Л. Шитте                Этюды соч. 25 № 2, 3, 6, 9;

2 год обучения

К. Черни                Этюды соч.139 № 38, 46, 86;

К. Сорокин                Этюд;

Т. Лак                Этюд;

А. Лешгорн        Этюды соч. 66 № 1-4;

К. Черни-Гермер Этюды № 34, 39, 42, 50.


Приложение № 4

Примерный перечень музыкального репертуара

для развития полифонического мышления

1 год обучения

И. Бах «Ария», «Менует»;

А. Арман «Фугетта»;

А. Корелли «Сарабанда»;

Г. Свиридов «Колыбельная»;

С. Павлюченко «Прелюдия»;

Ж. Рамо «Менует».

2 год обучения

И. Бах «Маленькие прелюдии»   № 2, 5, 8;

Д. Циполли «Сарабанда»;

Л. Моцарт «Ария»;

Г. Гендель «Куранта»;

Ю. Щуровский «Степная песня»;

М. Глинка «Фуга».


Приложение № 5

Примерный перечень музыкального репертуара

для развития музыкальности на примерах пьес кантиленного характера

1 год обучения

Д. Кабалевский «Медленный вальс»;

М. Парцхаладзе «Грустный напев»;

П. Чайковский «Болезнь куклы»;

А. Гедике «Маленькое рондо»;

С. Майкапар «Колыбельная».

2 год обучения

А. Хачатурян «Андантино»;

С. Людкевич «Старинная песня»;

А. Эшпай «Перепелочка»;

Г. Пахульский «В мечтах»4

М. Глинка «Чувство».


Приложение № 6

Примерный перечень музыкального репертуара

для активизации образного мышления

в процессе изучения произведений крупной формы

1 год обучения

И. Беркович «Вариации»;

М. Клементи «Сонатина»;

Р. Глиэр «Рондо»;

В. Моцарт «Вариации»;

Н. Голубовская «Вариации»;

Т. Хаслингер «Сонатина»;

Д. Кабалевский «Легкие вариации»;

Д. Чимароза «Сонатина».

2 год обучения

Л. Бетховен «Сонатина»;

К. Вебер «Сонатина»;

А. Диабелли «Сонатина»;

С. Майкапар «Вариации»;

Ф. Кулау «Сонатина».

В. Моцарт «Сонатина».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Общее фортепиано"

Программа для учащихся 5-9 классов МХЦ "Лель"....