ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Фортепианное исполнительство» (Музыкально-хоровой центр «Лель»)
рабочая программа на тему

Программа углублённого уровня для учащихся 10-11 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tit._list_k_programme.docx38.51 КБ
Microsoft Office document icon fortepiannoe_ispolnitelstvo_mhts_lel_ugl._ur.doc191.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ ЗДТДиМ

____________ О.Н. Сорокина

"____"______________20__г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Фортепианное исполнительство»

(Музыкально-хоровой центр «Лель»)

Направленность - художественная

Уровень - углубленный

Возраст учащихся – 10-11 классы

Срок реализации программы –  1 год

Авторы:

педагоги дополнительного образования

Петрова Ольга Александровна,

Багашвили Татьяна Георгиевна,

Королёва Любовь Николаевна,

методист

Максимкина Светлана Владимировна

МОСКВА - 2014

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Фортепианное исполнительство»

(Музыкально-хоровой центр «Лель»)

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель методического  совета__________________/                               /

СОГЛАСОВАНО

Управляющим  советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель управляющего  совета__________________/                               /



Предварительный просмотр:

ГБОУ ЗДТДиМ

Дополнительная общеобразовательная программа

«Фортепианное исполнительство»

(Музыкально-хоровой центр «Лель»)



Содержание

1. Пояснительная записка                                                                        2-7 стр.

2. Учебно-тематический план                                                                     8 стр.

3. Содержание программы                                                                      9-11 стр.

4. Методическое обеспечение программы                                         12-15 стр.

5. Список литературы                                                                           16-19 стр.

6. Приложение                                                                                         20-30 стр.

  • Техника безопасности                                                                  21-22 стр.
  • Педагогический мониторинг                                                     23-26 стр.
  • Примерный перечень музыкального репертуара

для технического развития                                                             27 стр.

  • Примерный перечень музыкального репертуара

для развития полифонического мышления                                 28 стр.

  • Примерный перечень музыкального репертуара

для развития музыкальности на примерах

пьес кантиленного характера                                                         29 стр.

  • Примерный перечень музыкального репертуара

для активизации образного мышления в процессе изучения произведений крупной формы                                                        30 стр.


  1. Пояснительная записка

Направленность

Программа «Фортепианное исполнительство» является модифицированной, углубленного уровня и имеет художественную направленность. Она разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.)

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Эстетическое воспитание – один из факторов формирования нравственности, всестороннего развития, творческих и художественных способностей подрастающего поколения. Важным разделом эстетического воспитания является музыкальное образование, которое представляет собой основу формирования общей культуры личности.

Обучение игре на фортепиано в условиях учебного комплекса музыкально-хорового центра «Лель» (МХЦ «Лель») расширяет возможности обучающего для соприкосновения с многогранным миром музыки. «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее», – эти слова Шостаковича как нельзя точно передают важность музыкального образования в системе эстетического воспитания.

Опираясь на музыкально – эмоциональный опыт подростков, синтезируя их знания и навыки на основе глубоких межпредметных связей, предмет общее фортепиано даёт учащимся музыкальное образование, приобщает детей к сокровищнице музыкального искусства, формирует их эстетические вкусы, совершенствует полученные умения и навыки, углубляет музыкальные знания.

Актуальность данной программы заключается в том, что она позволяет изучать учебный материал более углубленно, продолжает развивать музыкальные способности учащихся и их исполнительское мастерство, личностные качества подростков (самостоятельность, творческий подход к поставленным задачам) и формировать навыки социального поведения. Данная программа учитывает возрастные особенности и индивидуальные способности детей.

Индивидуальный подход к каждому учащемуся способствует развитию личности, раскрытию её творческих возможностей. Данная программа позволяет обеспечить разнообразные условия для проявления индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Учёт этих особенностей позволяет найти наиболее целесообразные и действенные приёмы и методы обучения: объём изучаемого музыкального произведения, сложность, темп обучения. Дифференцированный подход позволяет составить индивидуальную программу обучения, дающую возможность полноценно развивать творчество и индивидуальность в познании и самовыражении.

Отличительные особенности программы

Программы «Фортепианное исполнительство» является дополнительной программой образовательного процесса для обучающихся музыкально-хорового центра «Лель», но одновременно играет важную роль во всём учебно-воспитательном комплексе центра.

Обучение по углубленному уровню программы «Фортепианное исполнительство» проходят учащиеся, успешно закончившие учебный курс базового уровня программы «Основы фортепианного исполнительства».

Музыкально-хоровой центр «Лель» являются примером гармоничного сочетания коллективного творчества (хоровое пение) и индивидуального развития ребенка по предмету общее фортепиано. Углубленный уровень учебного курса решает и вопрос предпрофильной подготовки учащихся к поступлению в учебные заведения с данным музыкальным направлением.

Инновационный характер программы проявляется и в том, что итогом её реализации становится не только выработка у обучающегося основных исполнительских навыков игры на инструменте, но и происходит активизация таких психических процессов, как мышление, воображение, память, развитие у ребенка эмоционального отклика на музыкальные образы, умения чувствовать и слушать. Обучающиеся активнее принимают участие в концертной и конкурсной деятельности разного уровня, что повышает их исполнительское мастерство, а также происходит накопление их музыкального репертуара.

Одним из новых направлений предмета является обучение учащихся технике аккомпанемента хору и вокальному ансамблю.

Цель программы: развитие музыкально-творческих способностей учащихся путём совершенствование техники игры на фортепиано.

Задачи

образовательные:

  • обучение сложным техническим навыкам игры на музыкальном инструменте фортепиано;
  • ознакомление с разнообразными музыкальными произведениями;
  • формирование умения беглого ориентирования в нотном тексте и чтении с листа;
  • обогащение словарного запаса детей специальной музыкальной терминологией;
  • обучение сложным приемам звукоизвлечения, педализации и умению пользоваться динамическими красками;
  • совершенствование исполнительской культуры (работа над музыкальным образом, характером, настроением произведения, пониманием основной идеи);
  • получение знаний о выдающихся композиторах, особенностей их взглядов и творческого метода, исторической эпохи, в которой было написано произведение;
  • совершенствование работы над музыкальным произведением с целью его публичного исполнения;
  • совершенствование техники аккомпанемента (на примере ансамблевой игры);

развивающие:

  • развитие психических функций (восприятие, воображение, воля, внимание);
  • развитие эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение;
  • развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма;
  • развитие технических навыков звукоизвлечения (звуковедение, беглость пальцев, техника динамики, штриховая культура, техника педали);
  • развитие техники чтения с листа;

воспитательные:

  • воспитание потребности общения с музыкой;
  • формирование музыкального вкуса на примере лучших образцов классической музыки;
  • воспитание чувства коллективизма;
  • приобщение ребёнка к нравственно-духовным, общечеловеческим и гуманистическим ценностям;
  • воспитание уважения ребёнка к самому себе и своему творчеству, творчеству сверстников;
  • профилактика асоциального поведения;
  • формирование тесного взаимодействия педагога с родителями и привлечение их к процессу обучения детей.

Возраст учащихся: 10-11 классы

Сроки реализации: 1 год

Форма и режим занятий:

основной формой работы с детьми является индивидуальное занятие. Дети занимаются 2 раза в неделю по 30 минут, т.е. 1 час в неделю, 32 часа в год аудиторных занятий и 12 часов в год на социальную практику (другие формы работы: участие в конкурсах, фестивалях, мероприятиях и др.), всего 44 часа в год.

Ожидаемые результаты

В конце обучения учащийся должен освоить следующие знания, умения и навыки:

  • совершенствование приёмов звукоизвлечения (legato, non legato);
  • выдерживать единый ритм произведения;
  • бегло читать с листа несложные пьесы двумя руками;
  • уметь исполнять главную партию и партию аккомпанемента музыкального произведения в ансамбле с педагогом;
  • находить в изучаемых музыкальных произведениях рациональную аппликатуру;
  • владеть приёмами педализации;
  • владеть навыками разбора и анализа хоровых партий с помощью фортепиано с целью их чистого интонирования;
  • исполнять музыкальные произведения в темпе, характере, заданном образе автора произведения - композитора;

В процессе обучения ребёнок должен пройти 7-10 различных по форме музыкальных произведений более сложных в исполнении: полифоническая пьеса, сонатная форма или вариации, пьесы различные по характеру, этюда, ансамбли. В течение учебного года каждый обучающийся готовит свою выпускную программу на основе изученных музыкальных произведений.

Способ проверки усвоения детьми учебного курса программы

I полугодие - обучающийся исполняет произведения из своей выпускной программы (рабочий вариант): пьесу, пьесу с элементами полифонии, крупную форму, этюд.

II полугодие – концертное исполнение выпускной программы.

Результатом обучения детей является их выступление на итоговом занятии для родителей, на открытом итоговом прослушивании, на концертах для родителей, на классных концертах, на тематических концертах, на концертах, посвященных праздничным датам, на отчетных концертах отдела, на окружных и городских конкурсах и фестивалях.


2. Учебно-тематический план

Название раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности.

2

1

1

2

Развитие музыкально-исполнительских способностей.

4

2

2

3

Совершенствование исполнительского аппарата.

2

1

1

4

Работа над музыкальным произведением.

17

2

15

5

Ансамблевое и концертмейстерское музицирование.

5

1

4

6

Социальная практика.

12

2

10

7

Итоговое занятие.

2

1

1

ИТОГО:

44

10

34


3. Содержание программы

1. Вводное занятие. Техника безопасности.

Теория: изучение истории развития фортепиано, выбор репертуара для изучения. Беседа по технике безопасности.

Практика: применение изученных правил на практике.

        

2. Развитие музыкально-исполнительских способностей.

Теория: повторение понятий ритм, ритмический рисунок, мелодия, размер мелодии, транспонирование; ритмическое разнообразие мелодии, ритмическая память; совершенствование работы над аккомпанементом, фортепианным ансамблем; изучение гамм до 3-х (4-х и 5-ти) ключевых знаков; основы исполнения более сложного ритмического рисунка, ритмических и мелодических фраз и оборотов;

Практика: проигрывание гамм, транспонирование пьес, выполнение упражнений на освоение изученных понятий; упражнения на развитие тембрового разнообразия, транспонирования мелодических миниатюр; упражнения на развитие ритмической памяти, исполнительского мастерства; анализ хоровых партий; отработка технического навыка игры на инструменте; чтение с листа; работа с нотным текстом; упражнения на сложный ритмический рисунок; подбор рациональной аппликатуры.

3. Совершенствование исполнительского аппарата.

Теория: посадка за инструментом, постановки исполнительского аппарата при сольном и ансамблевом исполнении;

Практика: работа над постановкой рук, положением туловища, ног.

        

4. Работа над музыкальным произведением.

Теория: основы разбора нотного текста: звуковысотное строение мелодий, аккомпанемента, аппликатуры, ритмического рисунка, штрихов, ладовой окраски, динамического плана, мотива, фраз, предложений, и других авторских указаний;

Практика: активизация самостоятельного разбора, точность аппликатуры и штрихов, работа над выразительностью исполнения, динамическими оттенками, выдерживание единого темпа, яркая передача настроения и характера произведения.

        

5. Ансамблевое и концертмейстерское музицирование.

Теория: особенности ансамблевого (педагог-учащийся, учащийся-учащийся) и концертмейстерского исполнения (учащийся-хор, учащийся-вокальный ансамбль); умение слушать партнера, исполнять первую или вторую партию ансамбля; умение слушать партию хора, партию вокального ансамбля;

Практика: работа над каждой партией фортепианного ансамбля отдельно, соединение двух партий, работа над техникой аккомпанемента.

        

6. Социальная практика.

Теория: закрепление и повторение учебного курса предмета общее фортепиано; подготовка учащихся к конкурсам, фестивалям и мероприятиям разного уровня; основы сценической культуры исполнения;

Практика: репетиции выступлений, исполнение выученного произведения.

выполнение упражнений и заданий разного характера и сложности; участие в конкурсах, фестивалях; участие в мероприятиям разного уровня.

        

7. Итоговое занятие.

Теория: обсуждение результатов, достигнутых учащимся; особенности исполнения изученных музыкальных произведений;

Практика: повторение выученных музыкальных произведений, исполнение музыкальных произведений.

4. Методическое обеспечение программы

Для успешного обучения необходимо соблюдение следующих принципов:

  • формирование предварительного слухового восприятия и представления с последующим пояснением и осознанием;
  • соответствие методов и приемов детской возрастной психологии;
  • мотивированность действий ребенка;
  • опора на «зону ближайшего развития» обучающегося.

Методы организации и осуществления учебной деятельности

1. Практические методы

Основную роль в процессе обучения предмету общее фортепиано играет метод упражнения, прием формирования и закрепления навыка.

2. Наглядные методы

Использование учебных пособий для успешного освоения музыкальной грамотности. Слушание музыки в записи и в исполнении педагога

3. Словесные методы

Объяснение, краткий рассказ, беседа.

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности

  • создание благоприятной обстановки на занятиях;
  • создание ситуации удивления, восхищения;
  • обращение к жизненному опыту обучающихся;
  • стимулирование интереса к музицированию;
  • игровые формы обучения;
  • создание ситуации успеха в учении.

Посадка за инструментом

Успешное музыкальное развитие учащихся в значительной степени зависит от правильной посадки за инструментом и выработки ощущения пластичной организованности движений всей руки, начиная от плечевого пояса, при полной свободе и отсутствии «зажатости» во всех ее звеньях – плече, локтевом суставе, кисти, пальцах. Ребенок должен удобно и естественно сидеть за инструментом, не допуская «сгорбленного» положения корпуса, поднятых плеч, слишком прижатых к корпусу или неестественно отставленных в сторону локтей и т.д.

При ансамблевом музицировании уделяется внимание положению за инструментом 2-х исполнителей. Каждый исполнитель должен чувствовать себя комфортно при игре за инструментом, чувствовать и слышать партнёра.

Индивидуальные планы

Тематика занятий по предмету общее фортепиано остается неизменной в последующих годах обучения. Меняется предлагаемый материал. Каждый учебный год предлагаемый материал становится более сложным в техническом и исполнительном плане, что требует от воспитанников регулярных занятий и улучшения качества звуковоспроизведения, развития техники исполнения.

Успешное музицирование обучающихся во многом зависит от целесообразно составленного индивидуального плана. В нём предусмотрено последовательное и гармоничное развитие обучающегося, учтены его индивидуальные особенности, уровень общего музыкального и технического развития и связанные с этим конкретные педагогические задачи.

Одним из важнейших средств музыкального воспитания, развития эстетического вкуса у обучающихся является выбор репертуара. В нём основное место отводится изучению произведений русских и зарубежных композиторов классиков, а также наиболее прогрессивных современных авторов. Репертуар подбирается разнообразным по содержанию, форме, стилю, фактуре. Пути развития ребенка определяются лишь в процессе занятия, поэтому педагогические требования должны быть строго дифференцированы.

Недопустимо включать в индивидуальный план произведения, превышающие музыкально-исполнительские возможности учащегося и не соответствующие его возрастным особенностям.

Учитывая, что в музыкально-хоровом центре обучаются дети самых различных музыкальных способностей, в отдельных случаях являются педагогически оправданным включение в индивидуальные планы отдельных произведений из репертуара предыдущего года обучения.

Чтобы учащийся в течение учебного года был представлен разносторонне, устанавливается следующая последовательность исполнения различных по форме произведений: в I полугодии – полифония и пьеса; в конце года – этюд, сонатная форма и пьеса.

Основной формой работы по предмету общее фортепиано является индивидуальное занятие. Ансамблевое музицирование предполагает работу в 2-х вариантах: педагог-учащийся и учащийся-учащийся.

Результатом обучения учащихся является их выступление на итоговом занятии для родителей, на открытом итоговом прослушивании, на концертах для родителей, на классных концертах, на тематических концертах, на концертах, посвященных праздничным датам, на отчетных концертах отдела, на окружных и городских конкурсах и фестивалях.

Условия реализации программы

Для реализации программы по предмету общее фортепиано необходимо следующее:

материально-технические условия:

  • кабинеты для индивидуальных занятий по фортепиано;
  • инструмент (фортепиано, рояль, цифровое пианино);
  • мебель для педагога и учащихся (стол, стулья);
  • аппаратура для слушания музыки;
  • подставки под ноги;

методические условия:

  • нотная библиотека;
  • музыкальная фонотека;
  • наглядные пособия и раздаточный методический материал.


5. Список литературы

Литература для педагога:

  • Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики: Хрестоматия. Киев, 1974 г.;
  • Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд.3 – М.:Музыка, 1978 г.;
  • Вопросы фортепианной педагогики. Под ред. В Натансона. Вып. 1-4. М., 1976 г.;
  • Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.: Сов.комп., 1981;
  • Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л.: Сов.комп., 1989;
  • Браудо И.А. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. Изд.3. Л.: Музыка, 1979;
  • Булатова Л.Б. Стилевые черты артикуляции в фортепианной музыке XVIII и первой половины XIX вв. М.: Музыка, 1991;
  • Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 1-6. М.: 1979-1981, 1983-1985;
  • Вопросы фортепианного исполнительства. Сост. и ред. М.Соколов. Вып. 1-4.М.,1965, 1968, 1973, 1976;
  • Вопросы фортепианной педагогики. Под ред. В Натансона. Вып. 1-4. М., 1963, 1967, 1971, 1976;
  • Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. Сост. и ред. С.Хентова. М.-Л., 1966;
  • Голубовская Н.И. Искусство педализации (о музыкальном исполнительстве). Л.: Музыка, 1985;
  • Калинина Н.П.. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. М.: Музыка, 1974;
  • Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – М.: Школьная Пресса, 2008 г.;
  • Коган Г. Работа пианиста. М., 1979;
  • Коган Г. У врат мастерства. М., 1977;
  • Коджаспирова Г.М. Педагогика – М.: Гардарики, 2004 г.;
  • Копчевский Н.А. Иоганн Себастьян Бах. В.сб.Вопросы фортепианной педагогики. Вып.1. Ред.-сост. В.Натансон. М.: Музыка, 1979;
  • Корто А. О фортепианном искусстве. Сост. и ред. К.Аджемов. М., 1965;
  • Корыхалова Н. Играем гаммы. М.: Музыка, 1995;
  • Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. М., 1966;
  • Кременштейн Б.Л. Педагогика Г.Г Нейгауза. М.: Музыка, 1984;
  • Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой. М.:Музыка, 1971;
  • Любомудрова Н.А. Методика обучения игре на фортепиано. М.:Музыка, 1982;
  • Ляховицкая С. О педагогическом мастерстве. Л., 1963;
  • Ляховицкая С.М. Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре. Изд.3. Л.: Музыка, 1975;
  • Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора. Сост. М.Гурвич, Л.Лукомский. М., 1979;
  • Милич Б.Е. Воспитание пианиста. Киев: Музична Украина, 1964;
  • Музыкальное воспитание в современном мире. Материалы 9-ой конференции Международного общества по музыкальному воспитанию (ИСМЕ). М., 1973;
  • Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1982 г.;
  • Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. М.: Музыка, 1980;
  • Савшинский С.И. Работа над музыкальным произведением. Л.: Сов.комп., 1961;
  • Светозарова Н., Кременштейн Б. Педализация в процессе обучения игре на фортепиано. М., 1965;
  • Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. – СПб.: Питер, 2007 г.;
  • Теория и методика обучения игре на фортепиано. По общей ред. А.Каузовой, А.Николаевой. М.: Владос, 2001;
  • Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М.-Л., 1947;
  • Терликова Л.Е. Методика обучения беглому чтению с листа. Метод. разр. МК РСФСР. М., 1989;
  • Фейгин М. Индивидуальность ученика и искусство педагога. М., 1968.

Литература для детей:

  1.  «Альбом ученика – пианиста» 5 – 7 класс, изд. «Феникс»;
  2. «Юному музыканту – пианисту» 5 – 7 класс,  изд. «Феникс»;
  3.  «Юный пианист» вып. I-III сост. Ройзман Л., Натансон В. М.;
  4. «Сборник пьес для фортепиано» С. Барсукова;
  5.  «Фортепиано» 5 – 7 класс, Б. Милич;
  6. «Педагогический репертуар ДМШ» М.;
  7. «Библиотека юного пианиста» М.: «Сов. Композитор»;
  8. «Сборник фортепианных пьес» ч.I сост. Баренбойм Л., Ляховицкая С.;
  9. «Избранные ансамбли» вып. I, II-IV сост. Взорова Т., Туманян А., Баранова Г.;
  10. «Брат и сестра» вып. I, II;
  11. «Фортепиано» ДМШ I-VII кл. сост. Милич., Киев «Музыкальная Украина»;
  12. «Allegro» Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 1-13 М. РИФ «Криптологос»;
  13. Черни К. «Избранные этюды» под ред. Гермер М.: «Музыка»;
  14. Чайковский «Детский альбом» М.: «Музыка»»;
  15. И. С. Бах «Инвенции» М.: «Музыка»;
  16. Шульман Р. «Альбом для юношества» М.: «Композитор»;
  17. Лекупе Ф. «Азбука 25 легких этюдов» М.: «Гос. муз. искусство»;
  18. Моцарт В. «шесть сонат» М.: «Гос. муз. искусство»;

Примерный репертуарный список каждого года обучения состоит из 5 разделов: этюды, полифония, крупная форма (сонатины, сонаты, вариации), пьесы и ансамбли.

Интернет-ресурсы:

http://www.gnesin.ru/mediateka/metodicheskie_materialy/uchebnye_programmy/metodika_piano_2002 - методика обучения игре на фортепиано.

Приложения

Приложение № 1

Техника безопасности                                                                            21-22 стр.

Приложение № 2

Аттестация учащихся                                                                           23-26 стр.

Приложение № 3

Примерный перечень музыкального репертуара

для технического развития                                                                       27 стр.

                     

Приложение № 4

Примерный перечень музыкального репертуара

для развития полифонического мышления                                           28 стр.

Приложение № 5

Примерный перечень музыкального репертуара для развития музыкальности на примерах пьес кантиленного характера              29 стр.

Приложение № 6

Примерный перечень музыкального репертуара

для активизации образного мышления в процессе изучения произведений крупной формы                                                                  30 стр.


Приложение № 1

Техника безопасности

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда обучающихся в кабинетах отдела музыкального творчества

ИОТ— 017 —2008

Общие правила поведения

  • обучающийся приходит во ДТДиМ за 15-20 минут до начала занятий, с собой имеет сменную обувь;
  • перед началом занятия обучающийся должен подготовить свое учебное место;
  • обучающийся обязан следить за гигиеной инструмента и своего учебного места;
  • обучающиеся имеют право находиться в учебном кабинете только в присутствии педагога;
  • во время занятий обучающийся не должен выходить из учебного кабинета без разрешения педагога;
  • обучающийся обязан выполнять требования пожарной безопасности и правил электробезопасности;
  • обучающиеся обязаны бережно относиться к имуществу ДТДиМ, соблюдать чистоту и порядок;
  • обучающиеся обязаны знать основные и запасные выходы из здания, и в случае эвакуации быстро покинуть помещение, выполняя все команды педагога;
  • при посещении ДТДиМ, обучающиеся в возрасте 10 лет и старше (родители сопровождающие детей младшего возраста) обязаны предъявлять пропуск дежурному охраннику;
  • сопровождающие родители ожидают своих детей в фойе клубной части здания, проход в другие помещения не разрешается без сопровождения педагога;
  • обучающийся ДТДиМ проявляет уважение к старшим, заботится о младших. Обучающиеся и педагоги обращаются друг к другу в уважительной форме. Воспитанники уступают дорогу взрослым, старшие воспитанники - младшим, мальчики - девочкам.

Запрещается:

  • запрещается приносить во Дворец и на его территорию с любой целью и использовать любым способом оружие, взрывчатые или огнеопасные вещества, спиртные напитки, наркотики, табачные изделия и другие одурманивающие средства, а также токсичные вещества и яды;
  • пользоваться звуковоспроизводящей аппаратурой;
  • бегать по кабинету во избежание повреждения музыкальных инструментов и учебного оснащения помещения;
  • находиться в кабинете в верхней одежде;
  • высовываться в окна во время проветривания помещения;
  • пользоваться мобильными телефонами и плеерами.


Приложение № 2

Аттестация учащихся

Аттестация учащихся в рамках реализации данной программы осуществляется на каждом занятии.

К числу результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к учению и познанию; ценностно-смысловые установки детей, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;  
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

В рамках реализации данной программы можно выделить следующие показатели, которые позволяют оценить результативность обучения:

  • положительная динамика в развитии гибкости, вариативности, оригинальности мышления, музыкальной памяти, понимания музыкальных образов, чувства ритма и музыкального слуха;
  • мотивация к музыкальному творчеству;
  • повышение общей мотивации к учению.

Успехи обучающихся на занятиях оцениваются по 3-х бальной системе. Учащемуся даётся словесная характеристика, осуществляется совместная рефлексия деятельности.

Результаты итоговой диагностики (один раз в полугодие) заносятся в индивидуальную карточку учета результатов обучения учащегося по образовательной программе дополнительного образования детей.

Уровни обученности

по предмету общее фортепиано в МХЦ «Лель»

1. Высокий уровень обученности (3 балла).

Учащийся обладает теоретической и музыкальной грамотностью, имеет широкий кругозор в области культуры. Хорошо владеет исполнительским аппаратом (посадка за инструментом, положение рук, пальцев, корпуса). Владеет различными приемами звукоизвлечения и умеет пользоваться динамическими красками. Достаточно уверенно ориентируется в нотном тексте, читает с листа. Работа над музыкальным произведением отличается систематичностью, действенностью, высоким уровнем отдельных умений и навыков. Публичное исполнение музыкального произведения характеризуется исполнительской культурой (передача характера, образа произведения и понимание его основной идеи).

2. Средний уровень обученности (2 балла).

Учащийся обладает средними познаниями в области теоретической и музыкальной грамотности. Владеет различными приемами звукоизвлечения и умеет пользоваться динамическими красками. Ориентируется в нотном тексте, читает с листа. Работая над музыкальным произведением не всегда систематическая, что мешает развитию необходимых навыков и умений. Публичное исполнение музыкального произведения характеризуется не достаточно высокой исполнительской культурой (передача характера, образа произведения и понимание его основной идеи).

3. Низкий уровень обученности (1 балл).

Учащийся не обладает достаточными познаниями в области теоретической и музыкальной грамотности. Во владении исполнительским аппаратом (посадка за инструментом, положение рук, пальцев, корпуса) имеются недостатки. В результате чего недостаточно хорошо владеет приемами звукоизвлечения, умением пользоваться динамическими красками. Плохо ориентируется в нотном тексте и читает с листа. Публичное исполнение музыкального произведения не отличается исполнительской культурой (передача характера, образа произведения и понимание его основной идеи).

Уровни воспитанности обучающихся МХЦ «Лель»

1. Высокий уровень воспитанности (3 балла).

Учащийся имеет высокую потребность в общении с музыкой, музыкальный вкус воспитанный на примере лучших образцов классической музыки. Благодаря ансамблевому творчеству обучающийся обладает чувством коллективизма и является грамотным слушателем музыки.

2. Средний уровень воспитанности (2 балла).

Учащийся имеет среднюю потребность в общении с музыкой, музыкальный вкус воспитанный на примере лучших образцов классической музыки. Благодаря ансамблевому творчеству обучающийся обладает чувством коллективизма и является грамотным слушателем музыки.

3. Низкий уровень воспитанности (1 балл).

Учащийся имеет слабую потребность в общении с музыкой и желание слушать ее, отсутствует музыкальный вкус. Не всегда участвует в ансамблевом музицировании, поэтому слабо развито чувство коллективизма.


Индивидуальная карточка

учета результатов обучения учащихся

по общеобразовательной программе дополнительного образования детей

Фамилия, имя ребенка________________________________________________ Возраст__________

Предмет________________________________Педагог______________________________________

Название общеобразовательной программы

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Дата начала наблюдения 1 сентября 20_____ года

Показатели

диагностики

_____________год обучения

Конец I полугодия

Конец учебного года

1. Теоретическая подготовка ребенка

1.1. Теоретические знания:

1.2. Владение специальной музыкальной терминологией

2. Практическая подготовка ребенка

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные образовательной программой (игровой аппарат, освоение приемов звукоизвлечения)

2.2. Музыкально- слуховые представления (память, воображение)

2.3. Творческие навыки (чтение с листа, подбор по слуху,сочинение)

3. Общеучебные умения и навыки ребенка

3.1. Личностные качества

Мотивация к музыкальному творчеству

Самостоятельность и самоконтроль

Отношение к общим делам объединения

3.2 Учебно-коммуникативные умения:

а) слушать и слышать педагога;

б) эстрадоустойчивость

в) способность к рефлексии деятельности

3.3 Учебно-организационные умения и навыки:

а) организовать свое рабочее (учебное) место;

б) соблюдать в процессе деятельности правила безопасности

4. Предметные достижения обучающегося

4.1 На уровне детского объединения (студии)

4.2 На уровне ДТДиМ (учрежденческий)

4.3 На уровне округа (окружной)

4.4 На городском уровне (Московский)

4.5 На региональном уровне (Российский)

4.6 На международном уровне

Итого средний балл:

Уровни проявления (низкий, средний, высокий)

1 балл – слабо проявляется (низкий уровень - Н);

2 балла – проявляется на среднем уровне (С);

3 балла – высокий уровень проявления (В).

Педагог дополнительного образования          __________________________________/____________________________/

Приложение № 3

Примерный перечень музыкального репертуара

для технического развития

К. Черни «Этюды» соч.139 № 38, 46, 86

К. Сорокин «Этюд»

Т. Лак «Этюд»

А. Лешгорн «Этюды» соч. 66 № 1-4

К. Черни-Гермер «Этюды» № 34, 39, 42, 50

К. Черни-Гермер «Этюды» часть 2 № 1, 3, 4, 5, 7, 16, 18

А. Лешгорн «Этюд» соч. 66 № 7, 12, 16

Т. Лак «Этюд»

В. Зиринг «Этюды» соч. 30 № 1, 2, 6

Ф. Бургмюллер «Этюды» соч. 109 № 66, 2,16

Г. Беренс «Этюды» соч. 61 № 4-9 ,16,18-20, 23, 25, 30

Г. Беренс «Этюды» соч. 61 № 13-15, 26-29

А. Бертини «Этюды» соч. 29 № 15-18, 20

И. Крамер «Этюды» соч. 60 № 1, 3, 9

М. Мошковский «Этюды» соч. 18 № 3, 8, 10, 11

К. Черни «Этюды» соч. 299 № 5, 8, 9, 12, 13, 15, 17-20

Г. Беренс «Этюды»» соч. 61 № 1-4

А. Бертини «Этюды» соч. 29 № 25-28

И. Гуммель «Этюды» соч. 125 № 3, 5, 6, 7, 9, 12

И. Крамер «Этюды» соч. 60 № 4, 5, 10, 18-20, 22, 23

К. Черни «Этюды» соч. 299 № 9, 17, 20, 23-25, 28, 29, 32, 34, 37-40


Приложение № 4

Примерный перечень музыкального репертуара

для развития полифонического мышления

И. Бах «Маленькие прелюдии» № 2, 5, 8

Д. Циполли «Сарабанда»

Л. Моцарт «Ария»

Г. Гендель «Куранта»

Ю. Щуровский  «Степная песня»

М. Глинка «Фуга»

И. Бах «Маленькие прелюдии»

Д. Циполли «Сарабанда»

Л. Моцарт «Ария»

М. Глинка «Фуга»

Ю. Щуровский «Степная песня»

Г. Гендель «Сарабанда»

С. Майкапар «Фугетта»

И. Бах «Маленькие прелюдии» № 4, 5

И. Бах «Двухголосные инвенции» № 3, 5, 7, 10, 11, 15

Г. Гендель «Алеманда»

Д. Кабалевский «Прелюдии и фугетты»

Г. Пахульский «Канон»

М. Гендель «Фугетта», «Чакона»

М. Глинка «Фуга»

И. Бах «Маленькие прелюдии», «Трехголосные инвенции», «Французские сюиты»

Д. Кабалевский «Прелюдии и фуги»

А. Лядов «Канон»


Приложение № 5

Примерный перечень музыкального репертуара

для развития музыкальности на примерах пьес кантиленного характера

А. Хачатурян «Андантино»

С. Людкевич «Старинная песня»

А. Эшпай «Перепелочка»

Г. Пахульский «В мечтах»

М. Глинка «Чувство»

О. Туссен «Ностальгия»

С. Прокофьев «Сказочка»

Р. Глиэр «Романс»

А. Грибоедов «Два вальса»

Ц. Франк «Пьеса»

П. Чайковский «Сладкая греза»

М. Глинка «Прощальный вальс»

Г. Пахульский «Прелюд»

А. Гречанинов «Прелюдия»

Э. Мелартин «Пастораль»

Р. Шуман «Маленький романс»

П. Чайковский «Осенняя песня»

Ф. Мендельсон «Песня без слов»

В. Калинников «Грустная песенка»

А. Алябьев «Мазурка»

Л. Бетховен «Багатель»

Р. Глиэр «Прелюдия»

А. Хачатурян «Музыкальная картина»

П. Чайковский «Подснежник»

Приложение № 6

Примерный перечень музыкального репертуара

для активизации образного мышления

в процессе изучения произведений крупной формы

Л. Бетховен «Сонатина»

К. Вебер «Сонатина»

А. Диабелли «Сонатина»

С. Майкапар «Вариации»

Ф. Кулау «Сонатина»

В. Моцарт «Сонатина»

М. Раухвергер «Вариации»

К. Вебер «Анданте с вариациями»

Д. Бортнянский «Сонатина»

Г. Гендель «Сонатина»

Б. Дварионас «Вариации»

Ф. Кулау «Сонатина»

Р. Шуман «Детская сонатина»

В. Моцарт «Сонатина»

И. Беркович «Вариации на тему Паганини»

Ф. Кулау «Сонатина»

И. Гесслер «Сонатина»

Д. Кабалевский «Сонатина»

А. Гречанинов «Сонатина»

М. Глинка «Вариации»

 Д. Чимароза «Сонатина»

Д. Кабалевский «Сонатина»

Г. Киркор «Сонатина»

И. Гуммель «Сонатина»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа социально - педагогической направленности Пресс- центр «Открытый микрофон»

Данная программа предполагает создание Пресс-центра в школе с целью распространения информации о деятельности школы, достижениях учащихся и педколлектива. Школьное самоуправление невозможно без творче...