Конспект занятия "Удивительная фольга"
план-конспект занятия (5 класс)

Белоцерковская Людмила Васильевна

Разработка занятия по моделированию из фольги

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_udivitelnaya_folga.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ  БЛАГОДАРНЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

356420, Ставропольский край, Благодарненский городской округ,

город Благодарный, улица Первомайская, 48

Тел/факс 8 (86549) 2-21-60, е-mail: ddtblag@mail.ru

«Удивительная фольга»

Вводное занятие раздела «Моделирование из фольги»

для обучающихся 8-10 лет

Педагог дополнительного образования муниципального учреждения дополнительного образования

«Дом детского творчества»

Белоцерковская Людмила Васильевна

                                                         

                                                         

                                                 

г. Благодарный, 2017 год

 Тема: «Удивительная фольга»

Вводное занятие раздела «Моделирование из фольги»

Количество участников – 15 обучающихся

Возраст - 8 -10 лет

Оборудование - компьютер, проектор, ноутбук, толковый словарь Ожегова, рисунок паутины, шаблоны грустных и веселых паучков, рисунки 5-6 пауков развешенные в разных частях учебного кабинета.

Оформление:

музыкальное - «Жаворонок»  Поль Мориа, «Паучок ходил по ветке» Е.Железнова, инструментальная фоновая музыка

мультимедийное -  презентация «Удивительная фольга»

Материалы и инструменты: образец изделия, алюминиевая фольга, ножницы, двусторонний скотч

Цель занятия: ознакомление детей с приемами работы с фольгой, заинтересованность детей изготовлением поделок из фольги.

Задачи занятия:

  • дать представления о свойствах фольги и способах её применения;
  • сформировать умение по скручиванию фольги в жгут, шар;
  • изготовить модель паука из фольги;
  • способствовать развитию воображения, моторных навыков;
  • поддерживать стремление обучающихся к расширению собственного кругозора;
  • формировать умение самостоятельно работать;
  • формировать умения общения в диалоге, формулирования вопроса;
  • воспитывать уважение к чужому мнению;
  • способствовать воспитанию трудолюбия.
  • воспитывать внимание, усидчивость, аккуратность в работе.

Планируемые результаты:

  • Личностные: формирование ответственного отношения к учебе, развитие навыков доброжелательного сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • Метапредметные:
  • регулятивные: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей, умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
  • познавательные: овладеть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, использовать приём планирования учебных действий с опорой на заданный алгоритм, самостоятельно планировать пути достижения цели;
  • коммуникативные: освоение диалоговой формы общения, умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения.
  • Предметные: формирование умения самостоятельного получения и применения новых знаний по предмету, приобретение опыта работы различными художественными материалами, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Этапы занятия

1. Организационный момент (1 мин.)

Проверка готовности обучающихся к занятию.

Слайд №1

Мобилизующее начало занятия:

Ребята, прежде чем начать занятие мы попросим выйти из кабинета лень, рассеянность, страх, а позовем на помощь что?

Правильно, смелость, сообразительность и вдохновение.

Для успешной работы нам просто необходимо хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу и приступим к работе.

Подготовка и проверка готовности к занятию

Личностные УУД

эмоционально-положительный настрой на занятие. Метапредметные УУД:

регулятивные:

осуществляют самоконтроль;

познавательные:

интерес к предмету;

коммуникативные:

планирование сотрудничества с педагогом, сверстниками.

2. Актуализация знаний. Введение в тему (2 мин)

Обратите внимание какой материал  лежит у вас на столе?(фольга)

А где вам приходилось встречаться с этим материалом? (Шоколад, чай, блистеры для таблеток, пищевая фольга и т.д.)

Слайд №2

Вопросы:

-Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь сегодня на занятии?    

Правильно. Тема нашего занятия «Удивительная фольга»

Слайд №3

 Обратите внимание как пишется слово фольга

 Обучающиеся отвечают на вопросы педагога и предполагают название темы занятия.

Личностные:

формируют умения признавать свои ошибки.

Предметные:

применение ранее полученных знаний.

Метапредметные:

познавательные:

ориентируются в своей системе знаний;

регулятивные:

высказывают своё предположение:

коммуникативные:

участвуют в диалоге.

3. Определение   целей занятия (2 мин)

Исходя из темы, сформулируем цели занятия. В этом нам помогут слова помощники.

Слайд №4

Итак, сегодня мы:

Познакомимся…. (со свойствами фольги и способах её применения)

Изготовим…. (поделку из фольги)

Слайд № 5

Обучающиеся рассуждают, формулируют цели занятия опираясь на  опорные слова.

Личностные:

устанавливают связь между темой и целью учебной деятельности Метапредметные:

формулируют тему, цель, проблему занятия;

определяют последователь-ность действий;

4. Изучение нового материала (Восприятие учащимися учебного материала) (2 мин)

 Прежде чем приступить к изготовлению поделки, я вам предлагаю побыть исследователями.

Слайд №6

Проблемный вопрос:

 Мы с вами сейчас будем изучать свойства фольги. Как вы думаете, а какими свойствами обладает фольга?

Обучающиеся отвечают на вопрос педагога, делают сравнительный анализ, высказывают свои предположения, находят правильный ответ.

 

Личностные:

умеют удерживать учебную задачу;

Метапредметные:

познавательные:

находят ответы на вопросы;

 овладевают умением поиска и выделения необходимой информации;

коммуникативные:

участвуют в коллективном обсуждении;

аргументируют свое мнение;

умение сформулировать вопрос;

5. Групповая исследовательская   работа (10 мин) и поисковая деятельность

Сейчас я предлагаю Вам самим ответить на эти вопросы.

Вы поделены  на 2 группы.

У каждой группы на партах лежит инструкция по проведению опыта. (Приложение №1)

Вам, в течение 5 минут предстоит провести опыты и ответить на вопросы инструкции.

Слайд №7

Желающие могут поработать:

-  со словарем – найти определение (1 обучающийся);

- с интернет – источником – найти определение и область применения фольги(1 обучающийся)

Слайд №8

Слайд №9

Проведение практического опыта  с бумагой и фольгой

Опрос подведение итогов.

Слайды №10,11,12

Обучающиеся выполняют задания.

Находят ответы на вопросы;

 овладевают умением поиска и выделения необходимой информации;

выполняют логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение.

Предметные УУД:

формируют конкретные знания;

Метапредметные УУД:

познавательные:

находят ответы на вопросы;

осуществляют фиксацию выборочной информации; строят сообщения;

осуществляют анализ и синтез, обобщают;

регулятивные:

волевая само регуляция (способность к преодолению препятствий);

коммуникативные:

участвуют в коллективном обсуждении;

аргументируют свое мнение.

Обобщение и систематизация знаний (7 мин)

Алюминиевая фольга - металлическая «бумага», которая легко режется, не размокает в воде,

прекрасно принимает и держит заданную форму, она отличный материал для моделирования. Сминается, скатывается, складывается тоже замечательно, позволяя фантазии разгуляться с полной силой.

А еще, ребята, алюминиевая фольга экологически чистый материал (алюминий легко поддается переработке и может использоваться вторично неограниченное количество раз)

Но, несмотря на то, что алюминий самый распространенный металл на земле, ученым удалось впервые получить его в чистом виде только в 19 веке. Это было очень трудной задачей, поэтому некоторое время алюминий был редким металлом и ценился дороже золота.

Слайд №13

Весьма знатные и влиятельные особы, не жалея денег, заказывали себе алюминиевые пуговицы и столовые приборы, чтобы похвастаться такой невиданной роскошью.

Слайд №14

Нашему соотечественнику,  великому русскому химику Д.И. Менделееву англичане в знак признательности подарили весы, в которых одна чаша была изготовлена из золота, а другая из алюминия. Чаша из алюминия стала дороже золотой.

 Но в 20 веке людям окончательно покорилось электричество, был найден дешевый способ производства алюминия, и он стал широкодоступным материалом. Алюминий стал применяться в различных областях. Обратите внимание на слайды

Слайды №15 -21

Появилась в широком доступе и алюминиевая фольга. Это восхитительный современный полностью безопасный материал, как будто специально создан для моделирования. Легкая, гибкая и блестящая она не боится воды и высоких температур, не требует при работе специальных инструментов и, что немаловажно, ее можно купить в каждом хозяйственном магазине, да и стоит она очень дешево.

Слайд №22-23

Поэтому не удивительно, что с самого момента ее появления мастера и мастерицы пытались приспособить ее для создания украшений и художественного творчества: заворачивали в нее орехи и конфеты, чтобы повесить на новогоднюю елку, обклеивали картонные коробочки, мяли и прессовали в виде различных фигурок и скульптур.

Слайд №24

Но оказалось, что это далеко не все, на что способна обычная алюминиевая фольга. Плетение из фольги стало следующим большим шагом в применении этого нового современного материала в области художественного творчества. Когда люди видят сплетенные из фольги изделия, они не сразу понимают из чего и как это сделано, а разобравшись, что к чему, не могут поверить, что за целый век существования этого материала, никто до такого не додумался.

Появился новый вид творчества – плетение из фольги или, как еще его называют, «FOILART».

Слайд №25

Кто может сказать что означают эти слова?

  Эти слова образовались от объединения английских слов «фольга» и «искусство». Нигде в мире ничего подобного не было, поэтому Россию можно смело назвать родиной этой удивительной техники, подтверждением чего служит полученный нашей соотечественницей Олесей Емельяновой  патент на изобретение.

Итак, мы познакомились со свойствами фольги и сейчас изготовим из неё поделку. А что мы изготовим вы узнаете из загадки:

Он без дела не сидит,

Сеть для мушек мастерит.
Этот милый старичок
Ловкий чёрный… (
паучок)

Ю. Чистяков

Слайд №26

Физминутка для зрения

Посчитайте сколько паучков разбежалось по кабинету

Скажите, а вам в жизни приходилось встречаться с пауком? Где? Что вы о них знаете?

 Актуализация знаний

  Для многих паук – это одно из самых страшных творений природы, к которым часто испытывают страх как дети, так и взрослые. Вспомните стихотворение

Слайд №27

 «Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
поволок -
Хочет бедную убить, Цокотуху погубить!
»

 - Из какого стихотворения эти строки? Кто их автор?

Однако на самом деле они не такие уж и страшные.

Слайд №28

Паук не относится к насекомым. Он из класса паукообразных.

Слайд №29

Его тело состоит всегда из двух частей. Это головогрудь и брюшко, но основное отличие состоит в количестве глаз. Обычно паук имеет до двенадцати глаз, но обычные пауки имеют их восемь.

Слайд №30

Пауки очень широко распространены по всему свету, их тысячи видов. Кушают они насекомых или даже небольших животных, причем особенным образом: паук убивает жертву своим ядом, а затем выливает на неё свой пищеварительный сок, позже выпивая. Звучит ужасно, но на самом деле такая система потребления пищи очень удобна.

Загадки про паука основаны на его умении ткать паутину. Этот материал фантастически упругий и состоит из множества деталей, которые обнаружить невооруженным глазом сложно. Однажды ученые нашли очень древнюю паутину и представьте ей уже более ста миллионов лет. Можете себе представить, насколько она прочная и долговечная? 

Слайд №31

Как вы думаете, паук может запутаться в своей паутине?

Правильный ответ вы можете узнать посмотрев видеоролик.

Слайд №32

https://www.youtube.com/watch?time_continue=48&v=fuE8Ls6OBT0

Слайд №33

Может ли паук запутаться в своей паутине?

А что вам запомнилось из видеоролика?

Слушают рассказ педагога, смотрят презентацию

Отгадывают загадку

Обучающиеся  ищут глазами  рисунки паучков, закрепленных в разных местах кабинета, выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения.

Обучающиеся отвечают на вопросы педагога

Личностные УУД:

формируют учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу, основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

основы экологической культуры;

Познавательные УУД:

выделяют существенную информацию; устанавливают причинно – следственные связи.

Личностные УУД:

формируют учебно – познавательный интерес к новому материалу

Личностные УУД: формируют ценностное отношение к здоровому образу жизни.

Личностные УУД:

формируют учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;

основы экологической культуры;

Познавательные УУД:

выделяют существенную информацию; устанавливают причинно – следственные связи.

6 Анализ образца (2 мин)

Слайд №34

Посмотрите на поделку. Из каких частей она состоит. (Головогрудь, брюшко, 4 пары конечностей, педипальпы)

Обучающиеся вступают в диалог с педагогом

Познавательные УУД: осуществляют анализ и синтез

7. Физкультминутка (1 мин.)

Слайд №35

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.


Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.
Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик). Хлопок ладонями по столу/коленям.
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит) Действия аналогичны первоначальным
"Паучки" ползают на голове.

Учащиеся выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения.

Личностные УУД: формируют ценностное отношение к здоровому образу жизни.

8. Выполнение работы (10 мин)

Слайд №36

 Техника безопасности при работе с ножницами

Для изготовления головогруди и брюшка нужно скатать из фольги 2 шара различных по размеру и соединить их. Нарезаем из фольги 2 квадрата: 18*18 см и 14*14 см и 5 полосок 15*5 см. Из квадратов сминаем 2 шарика разных по размеру. Сминаем так, чтобы блестящая сторона фольги была сверху

Как вы думаете, при помощи чего мы их можем соединить?

Можем ли мы их соединить при помощи канцелярского клея или клея ПВА?

Почему?

Правильно, потому, что  алюминиевая фольга  - это, хоть и тонкий, но   металл.  

Подходящий для нас вариант соединения - при помощи двустороннего скотча.

 Конечности мы делаем из жгутиков. Для изготовления жгута берем полоски фольги шириной 5 см.

Слайд №37

Получившиеся полоски начинаем сминать по длине. Продолжаем скатывать получившиеся трубочки плотнее. Скатываем оставшиеся трубочки до превращения их в тугой жгутик. Далее по средине перетягиваем жгутом получившиеся лапки и педипальпы.  Сгибаем концы жгутиков с обеих сторон от тела паука, формируем лапки. Каждую ножку согнуть, стараясь, чтобы сгиб был выше, чем на середине лапки. Тогда паук будет «стройным», и его тело не будет лежать на полу.

Вот наш паучок и готов.

Слайд №38

Скажите, а мы можем назвать его моделью?

Почему?

А как вы можете использовать нашу поделку?

Обучающиеся выполняют работу по алгоритму

Вступают в дискуссию

Вступают в дискуссию

Предметные УУД:

умеют применять знания на практике.

Метапредметные УУД:

познавательные:

осознанно и произвольно, обосновывая свои действия

регулятивные:

контроль, коррекция, умеют обнаружить и устранить отклонения от эталона

коммуникативные:

рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества.

Метапредметные УУД:

познавательные:

осознанно и произвольно, обосновывая свои действия

коммуникативные:

участвуют в коллективном обсуждении, формируют собственное мнение и позицию.

9. Обобщение полученных знаний (2 мин)

 Наше занятие подходит к концу. Вспомните, тему нашего занятия?

Правильно, «Удивительная фольга»

Слайд №39

А что же в ней удивительного? Что вы о ней удивительного узнали?

Какова были цели занятия?

Слайд №40

Достигли ли мы их?

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили

Предметные УУД: обобщают конкретные знания;

Метапредметные: познавательные: выполняют логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение; коммуникативные: рефлексия своих действий.

 10. Рефлексия. (2 мин)

Ребята, посмотрите на паутину. Чего на ней не хватает? Педагог предлагает оценить свою работу на занятии: если вы узнали что – т о новое для себя, овладели новыми умениями – то вы разместите на паутине веселого паука

Слайд №41

 Если ничего нового и полезного для себя вы не узнали – то грустного…

Слайд №42

Слайд №43

Осуществляют:

самооценку;

формулируют конечный результат своей работы на занятии.

Личностные УУД:

оценивают свою учебную деятельность.

Метапредметные УУД:

регулятивные:

контролируют, оценивают процесс и результат своей деятельности;  

дают оценку деятельности на занятии;

коммуникативные:
участвуют в коллективном обсуждении.

Приложение №1

1 группа

Карта с заданиями

     

 Проделайте предложенные задания, подчеркните правильный ответ

  1. Возьмите лист фольги, разрежь ножницами. Сделайте вывод.

ВЫВОД: Фольга режется ножницами (легко, сложно, не режется).

     2. Возьмите лист фольги, попробуйте его разорвать. Сделайте вывод.

ВЫВОД: Фольга (легко рвется, не рвется)

2. Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и сомните в комок. Положите на ладошку. Теперь то же самое проделайте с фольгой. Какой вывод сделаете?

ВЫВОД: Бумага сминается (легко, сложно), форму держит (хорошо, плохо)

Фольга сминается (легко, сложно), форму (держит хорошо, плохо)

УДАЧИ!

2 группа

Карта с заданиями

     

Проделайте предложенные задания, подчеркните правильный ответ

  1. Возьмите листы бумаги и фольги, опустите их в воду на 1 мин. Сделайте вывод.

ВЫВОД: Бумага в воде   _________________ (размокает, не размокает), форму _______ (теряет, не теряет

Фольга в воде   _________________ (размокает, не размокает), форму _______ (теряет, не теряет )

  1. Возьмите листы бумаги и фольги, при помощи педагога подожгите их.

ВЫВОД: Бумага ________________ (горит, не горит), а фольга ________________ (горит, не горит)

УДАЧИ!

Правила работы в группе:

1. Участники выбирают руководителя группы.

2. Руководитель группы должен направлять работу участников так, чтобы все были задействованы, чтобы у каждого было поручение; проверяет правильность выполнения поручений.

3. Каждый участник группы должен сотрудничать друг с другом, слушать руководителя группы, обсуждать   данную тему, отвечать на поставленные вопросы

                                                             Карта самооценки работы на занятии

 Фамилия, имя__________________________

Тема занятия. Удивительная фольга.

Оцени свою работу на занятии, заполнив таблицу.

Обведи баллы, соответствующие ответу

Мне было легко работать в группе

1б          0б

Моя группа правильно ответила на все вопросы, замечаний не было

1б          0б

Я правильно и аккуратно выполнил поделку

1 б         0б

Я запомнил весь материал и могу его пересказать ещё раз

1 б        0б

Считаю, что я могу оценить свою работу в

1 б        0б

Мои баллы: ___б

       

Список использованных источников:

  1. К.И. Чуковский «Муха – Цокотуха»
  2. 2. Ю Чистяков. Загадка про паука.

  1. http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-o-zhivoi-prirode/zagadki-pro-pauka.html
  2. Пауки. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пауки
  3. Фольга. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Фольга
  4. https://infourok.ru/konspekt-uroka-na-temu-alyuminiy-ego-fizicheskie-i-himicheskie-svoystva-primenenie-alyuminiya-1083339.html 
  5. Фоновая музыка http://mp3co.co/artist/4177452449/Fonovaya_muzyk
  6. https://www.youtube.com/watch?time_continue=48&v=fuE8Ls6OBT0 
  7. Физминутка

http://www.detiseti.ru/modules/myarticles/article/766/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока технологии 4 класс. Работа с фольгой

План-конспект урока технологии в 4 классе по теме "Работа с фольгой"...

Методическая разработка мастер-класса «Колечко из фольги»

Методическая разработка мастер-класса «Колечко из фольги» предназначена для проведения учебных занятий в учреждениях дополнительного образования....

Мастер-класс по флористике в декоративно-прикладном творчестве "Цветы настроения: Роза из фольги".

Цель:Развить творческие способности ребёнка ,а также эстетическое восприятие окружающей флоры.Открыть новые цвета и научиться работать с декоративным материалом.Задачи:Ознакомить детей с основам...

Мастер-класс по флористике в декоративно-прикладном творчестве "Цветы настроения: Роза из фольги".

Цель:Развить творческие способности ребёнка ,а также эстетическое восприятие окружающей флоры.Открыть новые цвета и научиться работать с декоративным материалом.Задачи:Ознакомить детей с основам...

Мастер-класс по флористике в декоративно-прикладном творчестве\'Цветы настроения.Новогодняя веточка из фольги\'

Мастер-класс по флористике в декоративно-прикладном творчестве \'Цветы настроения:Новогодняя веточка из фольги\'....

Мастер-класс по флористике в декоративно-прикладном творчестве\'Цветы настроения.Новогодняя композиция из фольги\'.

Мастер-класс по флористике в декоративно-прикладном творчестве\'Цветы настроения.Новогодняя композиция из фольги\'....

План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр Иванович Класс: 6 класс Тип урока: урок усвоения новых знаний Тема: «Художественная обработка металла (тиснение по фольге)»

План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр ИвановичКласс: 6  классТип урока: урок усвоения новых знанийТема: «Художественная обработка металла (тиснение по ф...