Педагогическая мастерская. Системно – деятельностный подход в дополнительном образовании
методическая разработка

Белоцерковская Людмила Васильевна

Разработка педагогической мастерской по применению системно - деятельтностного подхода в дополнительном образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_pedagogicheskoy_masterskoy.docx38.2 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая мастерская

Системно – деятельностный подход в дополнительном образовании.

Белоцерковская Людмила Васильевна,

старший педагог дополнительного образования муниципального учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества»

г. Благодарный

Цель: 

Совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельностного подхода в обучении.
Задачи:
1
.Обсудить деятельность педагогического коллектива  в условиях обновления содержания системы образования;
2
. Обобщить и систематизировать теоретические положения о системно-деятельностном подходе в обучении;  
3.Выявить опыт работы педагогов по применению системно-деятельностного подхода в обучении; 
4. Выработать рекомендации

Форма: педагогическая мастерская

Категория слушателей: педагогический коллектив

Оборудование: мультимедийное оборудование, колонки, ноутбук

Наглядность: презентация, видеоролики «SOFT SKILLS и «Образование длинною в жизнь» «Великие русские»

Раздаточный материал: листы бумаги, цветные карандаши, справочный материал, вырезанные буквы в конверте.

Ход  педагогической мастерской :

Современный педагог - не тот,

кто учит,а тот, кто понимает и чувствует,

как ребенок учится, как проходит его становление.

Тема нашей  педагогической гостиной «Системно – деятельностный подход в дополнительном образовании». Для продуктивной работы  я предлагаю разбиться на 2 группы

Как сказал Бернард Шоу : « Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» .   

Образование  есть система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающих вхождение индивида в это общество (социализацию), и в то же время - взаимодействия людей с предметным миром (то есть процессов деятельности человека в мире).

Значит, развитие личности человека - это развитие системы «человек - мир». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит себя сам. Активно действуя в мире, он таким путём самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.

Задание педагогам ( в группах): нарисуйте солнышко и восемь лучиков у него.

На каждом лучике напишите  вид деятельности обучающихся (учебная, познавательная, игровая, поисковая, трудовая, творческая, оздоровительная, внеурочная). Теперь разделите каждый лучик на 10 баллов и отметьте на каждом, на сколько баллов, по вашему мнению, ученик занимается тем или иным видом деятельности . Соедините эти точки. Что у вас получилось? ( Демонстрация) Это колесо деятельности ученика. Удобно ли ученику ехать на этом колесе?  Почему? Так вот, применение системно-деятельностного подхода к обучению, поможет выровнять это колесо.

Возникает вопрос: что такое системно-деятельностный подход?

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной  познавательной  деятельности обучающегося.

Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Понятие системно-деятельностного подхода не ново. Оно было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Системный подход разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие исследователи).

Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Он предусматривает развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий.

Задание педагогам ( в группах): распределить методы обучения в порядке увеличения их эффективности (сверху вниз)

Выбор эффективных методов и приѐмов обучения

•Аудио и видеопросмотр (3)

•Демонстрация (опыты) (4)

•Групповое обсуждение (5)

•Самостоятельное ознакомление(2)

•Лекция (1)

•Обучение других (применение знаний на практике) (7)

•Выполнение практических заданий (6)

Отвечает одна группа , все другие комментируют, потом проверка)

Слайд 8

Подвести итог на этом этапе работы хочется стихотворением Н.Рыленкова:

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

Основной из главных задач педагога является организация учебной деятель-ности таким образом, чтобы у обучающихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

При применении системно – деятельностного подхода:

 Позиция педагога: к детям    не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Системно - деятельностный метод - метод, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

В условиях применения системно - деятельностного метода отношение обучающегося к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция педагога. И наиболее актуальными становятся педагогические технологии, основными чертами которых выступают:

- наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели; 
выполнение обучающимися определённых действий для приобретения недостающих знаний; 
выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
формирование у обучающихся умения контролировать свои действия; 
включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Реализация системно-деятельностного подхода в практическом преподавании возможна при любой из действующих программ и обеспечивается следующей системой дидактических принципов: 

1) Принцип деятельности - заключается в том, что обучающийся, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: образовательное учреждение должно предложить обуччаещемуся возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Реализация деятельностного подхода  обучения  опирается на следующие методы:

- проектный

- ролевые \ деловые игры

- проблемный метод

- исследовательский метод

- метод решения практических задач

- коллективной творческой деятельности

- поисковый метод

- дискуссионный метод

- коммуникативный

Предпочтение, однако, отдается проектному методу как самому интегративному из всех названных (включает в себя всевозможные виды деятельности, назван самым развивающим и самым перспективным методом обучения).

Многие педагоги применяют этот метод обучения  активно. Этому было посвящено ни мало заседаний МО различных уровней, МС.

Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является занятие, то необходимо знать принципы построения занятия, примерную типологию занятий и критерии оценивания занятия в рамках системно-деятельностного подхода.

Как же построить занятие с позиции требования системно-деятельностного подхода?

Если сравнивать ТРАДИЦИОННЫЙ ЗАНЯТИЕ  и ЗАНЯТИЕ СОВРЕМЕННОГО типа они различаются прежде всего, деятельностью педагога  и обучающегося на занятии. Обучающийся из присутствующего и пассивно исполняющего указания педагога на занятии традиционного типа теперь становится главным деятелем. Педагогу отводится роль организатора и управленца этого процесса. Он на своем примере может и должен показывать ученикам, что невозможно знать все, но можно и нужно узнавать, вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию.

Если раньше на занятии требовалось выполнить то, что было запланировано, то теперь, самое главное,  - организовать деятельность детей. Это самое трудное при планировании занятии. Нужно тщательно продумать формы работы, подобрать материал и мн. др.  (упор должен делаться на взаимодействие обучающихся и педагога, а также взаимодействие самих учеников)т.е. расписать деятельность свою и деятельность обучающегося. Причем деятельность обучающегося должна быть представлена в трех аспектах: познавательной, коммуникативной и регулятивной.

Сравним занятие в режиме деятельностного подхода с традиционным занятием по ряду элементов:

Элементы сравнения

Традиционное занятие 

Занятие в режиме деятельностного подхода

Формулирование  темы занятия

Педагог  сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Постановка целей и задач

Педагог формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Педагог сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством педагога учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и  индивидуальная форма организации деятельности)

Осуществление контроля

Педагог осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному талону)

Осуществление коррекции

Педагог в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание

Педагог оценивает работу на занятии

Учащиеся участвуют в  оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог занятия

Педагог выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Сейчас я предлагаю  педагогам поделиться своим опытом по применению на занятиях системно – деятельностного подхода. (выступления педагогов)

Я тоже, как педагог, хочу поделиться опытом работы по применению системно – деятельностного подхода

Каждый педагог сейчас задумывается над вопросом: как учить детей, чтобы они не только овладели определенными навыками, но и стали успешными в жизни. А успешными могут быть люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие принимать самостоятельные решения в новой ситуации. Чтобы принять такие решения, человеку необходимо обладать способностью анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать умозаключения. Особая роль для приобретения этих качеств отведена в Стандартах 2 поколения.

Требования нового стандарта не являются для нас обязательными, но и отставать в методике от ОУ мы не можем.

 Как спроектировать занятие, которое формировало бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт себе педагог

Принцип системно-деятельностного подхода можно выразить словами китайской мудрости «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Суть его заключается в том, что формирование личности ученика осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Я хочу познакомить  вас с фрагментами занятий, которые я спланировала и провела с позиции системно-деятельностного подхода и расскажу о тех методах, приёмах, которые использую в своей деятельности.

1 этап Определение темы занятия, постановка учебной задачи.

Это этап мотивации и целеполагание деятельности. Здесь учащиеся должны быть включены в проблемную «коллизию» («Не знаю, что происходит. Не знаю, как происходит. Но могу узнать- мне интересно»)

Так, обучая детей целеполаганию, я создаю проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания.

Зачастую при определении темы занятия применяю межпредметные связи.

Так, например, предлагаю групповую работу по  сбору  темы из вырезанных букв ( предлагаю попробовать педагогам)

первая буква – обозначает глухой звук, парный звуку б,

вторая – гласная состоящая из 2 звуков {й и э}, обозначающая в этом слове  мягкость предыдущего согласного

третья – сонорный звук

четвертая – обозначает глухой звук, парный  звуку з

пятая -  обозначает глухой звук, парный звуку б,

шестая - гласная состоящая из 2 звуков {й и э}, обозначающая в этом слове  мягкость предыдущего согласного

седьмая – эта общая буква слов кит, рак, кот

восьмая – обозначает глухой звук парный звуку д

девятая –  гласная,  указывающая на мягкость предшествующего согласного звука

десятая – согласная буква

одиннадцатая – гласная буква, первая буква алфавита

Т.о., мы повторили фонетику и узнали тему занятия

Организую проблемные ситуации с удивлением, возникающие на противоречиях между житейским представлением учащихся и научным фактом.

Тема: «Изготовление искусственного снега».

Сообщаю детям «Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде и не тонут.

И самое интересное, что это был правдивый рассказ. Как вы это можете объяснить?»

(Некоторые ребята при этом очень удивлены)

 Если дети затрудняются, говорю:

- А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде?

(Дело происходит зимой, за окном снег). Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем её удивительных свойств. Каковы ваши предположения, о чём пойдёт речь на сегодняшнем занятии?

И, далее, рассматриваем свойства воды, почему идет снег и т.д.

Кроссворды,  шарады, пиктограммы, загадки – все это помогает определить тему занятия.

При проектировании занятия я стараюсь отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на занятии, которые моделировали бы жизненные ситуации. 

 2 этап Открытие детьми нового знания.

На этом этапе идет решение проблемы. Во время поиска решения я побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы. В формировании проблемы помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации. 

Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление.

Тема «Удивительная фольга»

После того, как определена тема, сформулированы цели, я задаю вопрос:

А что в ней удивительного?

Тема «Перспектива»

После того, как уже определили тему и цели занятия, предлагаю детям практическое задание:

Показываю маленький предмет на большом расстоянии. Задаю вопрос «Что вы видите?» (маленькую точку)

Подхожу ближе.  Задаю вопрос «Что вы видите?» (большую точку)

Подхожу близко.  Задаю вопрос «Что вы видите?» (называют предмет)

Какой вывод вы можете сделать?  ( Чем дальше предмет находится от нас, тем он меньше и наоборот)

Это и есть закон перспективы.

3 этап Первичное закрепление.

Первичное закрепление стараюсь организовать, используя собственный опыт детей.

А где в жизни вы встречались с законом перспективы (на улице, звездное небо, движущийся транспорт и т.д.)

 4 этап Самостоятельная практическая работа.

Ей предшествует анализ образца, выбор способов изготовления.

Важно, чтобы на этом этапе была создана ситуация успеха (я могу, у меня получается), у ученика возникло желание закрепить удачный результат.

Очень эффективно на данном этапе проведение игр, выставок и т.д.

5 этап Завершающая точка занятия: самооценка, рефлексия

Что же касается этапа рефлексии.

Давайте сначала выясним, что такое рефлексия. 
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. 
Применять рефлексию можно  на различных этапах учебной деятельности, не только при подведении итогов занятия. 

Чтобы быть хорошим педагогом, мало уметь объяснить, рассказать, показать, нужно организовать свою деятельность и деятельность учащихся так, чтобы вдохновить учащихся к открытиям, к исследованиям», что как раз и раскрывает сущность системно-деятельностного подхода .

Закончить своё выступление как педагога  мне бы хотелось словами английского политика Уильяма Уорда (яхтсмен, бронзовый призер летних олимпийских игр 1908г.), которые, ещё больше усиливают противоречия между профессией учителя и всеми остальными: «Посредственный учитель излагает.  Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Требования к образованию в современном мире меняются, и преимущество получат те люди, которые умеют комбинировать знания из разных отраслей. Об этом сказал президент Владимир Путин на сессии Всемирного фестиваля молодежи и студентов, посвященной образу будущего. Он посоветовал молодому поколению развивать soft skills.

Президент России Владимир Путин посоветовал молодежи развивать soft skills (гибкие навыки - комплекс неспециализированных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе), передает 

"Очевидно, что конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют soft skills, обладают и креативным, и плановым, и другими видами мышления", - сказал президент на сессии "Молодежь 2030. Образ будущего" в рамках закрытия Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

Путин добавил, что абсолютные конкурентные преимущества получат и те, кто могут не только думать по-современному, но и накапливают знания из разных областей. Такие люди могут комбинировать эти знания и эффективно их применяют для решения различных задач, сказал он.

Для того, чтобы ребенок смог социализироваться в данном мире нам нужно применять новые, трендовые технологии в  том числе и soft-skills и hard-skills. Первые - социально-психологические навыки, которые пригодятся в большинстве жизненных ситуаций : коммуникативные, лидерские, командные, публичные, «мышленческие» и другие. Вторые - профессиональные знания и навыки: они понадобятся на работе и в выполнении бизнес-процессов.

Нам нужно и самим всю жизнь учиться и учить учиться детей.

Просмотр видеоролика

https://www.youtube.com/watch?v=2ET8rVmFDxA

Обсуждение видеоролика

Рефлексия

Итак, сейчас я предлагаю задание группам -  дать определение « системно –деятельностный подход – это……»

( работа в группах, зачитать).

Уважаемые коллеги! Сложите свои ладони и посмотрите на них.   

Процветание и будущее нации находится в этих руках!!!

Закончить педагогическую мастерскую  я хочу просмотром видеролика.

https://www.youtube.com/watch?v=VK4jkuodDTA

 СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

      

Источники информации:

https://1001student.ru/astronomiya/nazvaniya-sozvezdij-na-nebe.html

https://infourok.ru/pedsovet-po-teme-sistemnodeyatelnostniy-podhod-v-obuchenii-kak-uslovie-povisheniya-kachestva-obrazovaniya-590951.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект: «Системно-деятельностный подход в воспитании экологической культуры школьников в рамках биологического образования»

Данный проект включает в себя прогностическое видение путей решения актуальной педагогической проблемы -воспитании экологической культуры.Содержит комплекс приоритетов, целей, методов и задач педагоги...

доклад на педагогическом совете "Системно-деятельностный подход на уроках ОПК, ОРКСЭ и ОДНКНР"

Современный урок - это системно-деятельностный подход к ученику. Сегодня важно вооружить ребенка багажом заний. ФГОС второго поколения сторится именно на системно-деятельностном подходе....

Педагогическая статья "Системно-деятельностный подход как средство достижения нового качества образования"

В статье проведён сравнительный анализ принципов работы учителя-предметника по традиционной модели и по ФГОС....

Методы и педагогические технологии системно-деятельностного подхода

Методологической основой педагогической деятельности  является системно-деятельностный подход. Используемый деятельностный метод вбирает в себя продуктивные технологии:технология развивающего обу...

Опыт педагогической деятельности "Системно-деятельностный подход на уроках физики как средство развития познавательных универсальных учебных действий школьников"

Педагогический опыт по теме "Системно-деятельностный подход на уроках физики как средство развития познавательных универсальных учебных действий школьников"...