Методы и педагогические технологии системно-деятельностного подхода
учебно-методический материал

Аюшеева Дарима Раднаевна

Методологической основой педагогической деятельности  является системно-деятельностный подход. Используемый деятельностный метод вбирает в себя продуктивные технологии:

технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, технология групповой работы, игровые технологии, технология оценивания образовательных достижений, триз, тркм, проектные технологии,  технологии дифференцированного обучения, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативные технологии 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_tehnologii_sist_deyat_podhoda.docx20.39 КБ
Файл trkm.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективность процесса обучения, прежде всего, зависит от организации деятельности учащихся. Поэтому стремлюсь самыми разнообразными методами и приемами активизировать эту деятельность.

Методы

 Метод – это способ работы педагога и обучающегося, при помощи которого достигается овладение знаниями, умениями, навыками; формируется мировоззрение обучающихся, развиваются их способности.

Методы классифицируют по разным признакам.

По типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин):

-объяснительно–иллюстративный (информационно–рецептивный);

-репродуктивный;

-проблемное изложение;

-частично–поисковый (эвристический);

-исследовательский.

По дидактическим целям выделяются две группы методов обучения (Г.И. Щукина, И.Т. Огородникова):

- методы, способствующие первичному усвоению учебного материала, к которым относятся: информационно–развивающие (устное изложение педагога, беседа, работа с книгой), эвристические (эвристическая беседа, диспут, лабораторные работы), исследовательский метод;

- методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний, к которым относятся: упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и др.), практические работы.

По источнику учебного материала:

- Словесные методы позволяют передать большую по объему информацию, поставить перед обучающимися проблемы и указать пути их решения (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой);

- Наглядные методы – методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы условно подразделяются на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

- Практические методы основаны на практической деятельности обучающихся, формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

По степени активности педагога и учащихся приводится следующая классификация методов обучения:

- Пассивные: когда педагог доминирует, а обучающиеся — пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов — лекция.

- Активные (АМО), при которых педагог и обучающиеся выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.

- Интерактивные (ИМО) - методы, при которых обучающиеся взаимодействуют не только с педагогом, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.

АМО и ИМО – это наиболее эффективные методы. О них поговорим подробнее.

К методам производственного обучения относят: устное изложение, беседа, демонстрация, самостоятельная работа с производственно-технической документацией (инструкционная или инструкционно-технологическая карта), практический показ, упражнения, самостоятельное выполнение производственных заданий.

Методологической основой педагогической деятельности  является системно-деятельностный подход. Используемый деятельностный метод вбирает в себя продуктивные технологии.

Технологии

Технология может базироваться даже на базе одного метода. В этом случае требуется его детализация, уточнение мелких нюансов, связь и последовательное взаимодействие при реализации основных этапов. После того, как такой метод был отработан на практике, он переходит в разряд «технологии». Однако более распространенным примером технологического процесса является набор минимум двух методов и продуманных связей между ними.

Главное отличие технологии - наличие результата. Даст тот или иной метод результат не всегда очевидно, так как очень часто он может не получить практического подтверждения. Технология же гарантированно ведет к результату, поскольку ранее было подтверждено, что совокупность методов в разработанной последовательности с применением нужных связей приводит к нужному продукту.

Существенные признаки, присущие образовательным технологиям:

диагностическое целеполагание и результативность предполагают гарантированные достижения целей и эффективности процесса обучения;

экономичность выражает качество технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда педагога, и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;

алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость отражают различные стороны идеи воспроизводимости педагогических технологий;

корректируемость предполагает возможность постоянной оперативной обратной связи, ориентированной на четко определенные цели;

визуализация затрагивает вопросы применения различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а так же конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и наглядных пособий.

Согласно классификации Г.К.Селевко все образовательные (обучающие и воспитательные) технологии делятся на две неравные по величине группы – традиционные и инновационные технологии.

Традиционные технологии основываются на объяснительном и иллюстративном варианте обучения. Основные формы учебной деятельности – занятие-лекция, образовательная экскурсия, демонстрация иллюстративного материала. В случае применения такой технологии педагог в своей работе уделяет особое внимание передаче готового учебного материала.

Инновационная образовательная технология ‒ это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих.

1. Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной действительности. Содержание должно быть хорошо структурированным.

2. Активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс;

3. Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества использования ИКТ, в том числе ‒ дистанционных форм обучения.

Описание современных образовательных технологий, используемых в работе:

Проблемное обучение

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельнойдеятельности учащихся по их разрешению.

Данная технология основывается на эвристическом (проблемном) подходе. Обучающиеся приобретают навыки и умения в процессе самостоятельной деятельности, в результате чего происходит развитие их творческих и познавательных способностей

Разноуровневое (дифференцированное) обучение

В основе технологии лежит учет психологических особенностей обучающихся, педагог основывается на разноуровневом подходе к обучающемуся. При составлении учебного материала педагог в первую очередь ориентируется на мотивацию познавательной активности обучающихся.

У педагога появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Проектные технологии

Проектная деятельность – это специальный способ организации познавательной деятельности учеников, предусматривающий установку потребностей людей, формирование продукта труда в соответствии с данными потребностями, а также результат проведенного исследования.

Целью проектной технологии является самостоятельное «постижение» обучающимися различных проблем, имеющих жизненный смысл для обучаемых. Данная технология предполагает «проживание» учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, а также их приобщение к формированию научного представления об окружающем мире, конструирование материальных или иных объектов. Материализованным продуктом проектирования является проект, который определяется как самостоятельно принимаемое учащимися развернутое решение проблемы. В проекте наряду с научной (познавательной) стороной решения всегда присутствуют эмоционально-ценностная (личностная) и творческая стороны. Именно эмоционально-ценностный и творческий компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся проект и насколько самостоятельно он выполнен.

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности. В процессе игровой деятельности обучающиеся получают навыки общения, обобщают и систематизируют новые знания.

Здоровьесберегающие

технологии

Использование данных технологий позволяют равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Цель здоровьесберегающей педагогики ‒ обеспечить обучающемуся высокий уровень реального здоровья. С точки зрения здоровьесбережения, важно так организовать образовательный процесс, чтобы не нанести вреда здоровью субъектов образовательного процесса ‒ учащихся и педагогов. Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения

Система инновационной оценки «портфолио»

Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

Интерактивные технологии

Интерактивные модели обучения, по сравнению с традиционными, меняют взаимодействие ученика с учителем. Педагог уступает свою активность обучающимся, создавая условия для проявления их инициативы.

Интегративные технологии

Результаты интеграционного обучения проявляются в развитии творческого мышления учащихся, оно способствует интенсификации, систематизации учебно-познавательной деятельности, а также овладению грамотой культуры. Задача интегрирования не только показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую реальную связь дать студентам представление о единстве окружающего нас мира. Ученые считают, что интеграция ускоряет формирование убеждений и мировозрения учащихся, дает большой выигрыш во времени.

1. Пути интеграции могут быть горизонтальные - объединение сходного материала в разных учебных предметах и вертикальные - объединение одним педагогом в своем предмете материала, который тематически повторяется в разные годы обучения на разном уровне сложности.

Проанализировав структуру интеграции, можно выделить следующие уровни (ступени) интеграции:

1.Тематическая интеграция (два-три учебных предмета раскрывают одну тему). Этот уровень можно назвать иллюстративно-описательным.

2.Проблемная интеграция (одну проблему решают учащиеся возможностями разных дисциплин).

3.Концептуальная интеграция (концепция рассматривается различными учебными предметами в совокупности всех их средств и методов).

4.Теоретическая интеграция (философское взаимопроникновение различных теорий).



Предварительный просмотр:

Технологию критического мышления – технология  обучения, которая ставит задачу научить критически мыслить (обсуждать, оценивать, выявлять и решать проблемы). Называется также технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). ТРКМ ¬ это совершенная педагогическая технология, она имеет все ее признаки: научность, оптимальность, воспроизводимость, эффективность, программирование деятельности учителя и ученика. Авторами этого проекта являются американские педагоги Дж. Стил, К. С. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер. Авторами этой технологии разработаны основы обучения и учения, включающие в себя 3 стадии:

1) вызов (evocation),

2) осмысление содержания, реализация смысла (realization of meaning),

3) рефлексия (reflection). 

Первая стадия и вызов, другими словами мозговой штурм (брейнсторминг), используется как способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Учитель задает ученикам проблемную ситуацию, которая строится из предметных значений, и учащиеся сознательно выбирают способ практического действия в соответствующих обстоятельствах.  Например, на стадии вызова можно использовать кластеры, корзину идей, дерево предсказаний, мозговой штурм.

Главная задача второй стадии обучения и учения технологии, осмысления содержания или реализация смысла состоит в том, чтобы поддержать активность учащихся, их интерес, соотнести новую информацию с уже известной (использовать в решении тех или иных проблем свой жизненный опыт).

Третьей стадией познавательной деятельности в этой технологии является стадия реф-лексии. Именно на стадии рефлексии происходит закрепление полученных знаний учащимися, что позволяет им перестраивать свои прежние представления о предмете, включать в них новые понятия и знания.

Примеры использования технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы:

Приём №1 «Что я знаю»

1)Озвучивание темы;

2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос:

Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?;

3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний;

4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;

5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения

Приём №2 «Свободное письмо»

1) Озвучивание темы;

2) В течение 3 минут записывать на листке всё, что приходит в голову по

данной теме в любой форме (связный текст, опорные словосочетания,

рисунки);

3) Обсуждение с партнёром или с группой в течение 2¬3 минут, фиксация

идей и выделение предположений, в которых не совсем уверены;

4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;

5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения.

Приём №3 «Ассоциация»

1) Озвучивание темы;

2) Ответы на вопросы:

  • О чём может пойти речь на уроке?
  • Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание:«¬¬¬»?;

3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана.

На уроках русского языка ассоциации применяю чаще всего как метод для запоминания трудных орфограмм или исключений из правил. Учитель просит объединить слова-исключения, написав лингвистическую сказку или нарисовав рисунок. Визуальная ассоциация имеет место быть. Например, при запоминании.

Тема «Гласные после шипящих» предполагает запоминание исключений, которые после шипящих имеют гласную Ю: жюри, брошюра, парашют. Некоторые обучающиеся легко запоминают эти слова, так как объединяют их общим признаком -  иноязычные французские заимствования. Но у некоторых может возникнуть затруднение. Можно предложить школьникам связать эти слова в предложения, или лучше, чтобы это был сюжет, который легко можно представить в воображении. Примеры текстов: «Прыгая с парашютом, жюри читало брошюру о соревнованиях», «В брошюре говорилось о составе жюри в соревнованиях на парашютах», «Жюри во время конкурса сделало из брошюры парашют»

Приём №4 «Ключевые слова»

1) Озвучивание темы;

2) Предложение нескольких терминов, которым необходимо дать

определения;

3) Составление предложения или мини-рассказа из предлагаемых терминов.

Учащиеся должны использовать свои знания, чтобы определить цель своей работы и спрогнозировать её результаты.

Приём «Рассказ-предположение на основе ключевых слов» заключается в том, что вниманию учеников предлагаются опорные (ключевые) слова, на основе которых они составляют рассказ. Вначале каждый ученик выполняет работу самостоятельно, затем свой вариант обнародует.

Этот прием вызывает у учащихся большой интерес, обычно даже самые слабые ученики стремятся показать свою сообразительность. Им так интересно, совпадет ли их мнение с авторским.

Приём №5 «Кластер»

Предлагается самостоятельно составить свою логическую схему изучения данной темы и защитить её (целесообразно использовать перед стадией осмысления). Цель: установить максимальное количество признаков изучаемого понятия. Кластер ¬ (пучок) схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению признаков. Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем по категориям.

Правила очень простые. В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаются в определенном порядке, т.е. гроздятся.

Приём № 6 «Синквейн»

Этот прием позволяет ученикам проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас.
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях. Таким образом, это стихотворение, состоящее из 5 строк.
Правила написания синквейнов:

• В первой строчке тема называется одним словом.
• Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных).
• Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).
• Четвертая строчка – это фраза , показывающая отношение к теме.
• Пятая строчка – это словорезюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

При повторении темы «Фразеологизмы» на стадии рефлексии составляем синквейн «Фразеологизм»:
Емкое, меткое
Уточняет, обогащает, развивает
Это перлы, самородки и самоцветы языка
Фраза.
При повторении темы «Морфология» на стадии рефлексии составляем синквейн «Морфология»
Многословная, велика
Изучать, понимать, разбирать части речи
Как велик и разнообразен русский язык
Мощь и сила

Приём № 7 «Эссе»
Эссе (свободное письмо на заданную тему) рационально использовать в конце урока, данный вид работы позволяет учащимся подвести итог занятия, подытожить свои знания. Предлагается ответить на вопросы:
Что узнал и чему научился на уроке?
Что хотел бы узнать?

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: "Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю”. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность,
проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Прием № 8 «Инсёрт»

Один из приемов технологии развития критического мышления используемый при работе с текстом, с новой информацией.

1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.

2. Заполняется таблица

3. Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно). Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов.

4. Повторное чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую.

5. Рефлексия. На данном этапе обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.

Путем введения в обучение элементов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы идет большая организация самостоятельной деятельности учащихся. Развивается творческий потенциал ребёнка и увеличивается активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект: «Системно-деятельностный подход в воспитании экологической культуры школьников в рамках биологического образования»

Данный проект включает в себя прогностическое видение путей решения актуальной педагогической проблемы -воспитании экологической культуры.Содержит комплекс приоритетов, целей, методов и задач педагоги...

ПРЕДМЕТ: ТЕХНОЛОГИЯ Системно-деятельностный подход на уроках технологии.

Системно-деятельностныйподход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной  познавательной  деятел...

доклад на педагогическом совете "Системно-деятельностный подход на уроках ОПК, ОРКСЭ и ОДНКНР"

Современный урок - это системно-деятельностный подход к ученику. Сегодня важно вооружить ребенка багажом заний. ФГОС второго поколения сторится именно на системно-деятельностном подходе....

Педагогическая статья "Системно-деятельностный подход как средство достижения нового качества образования"

В статье проведён сравнительный анализ принципов работы учителя-предметника по традиционной модели и по ФГОС....

Методичка приемов в рамках системно - деятельностного подхода

В пособии представлены (собранные из разных технологий) приёмы введения учащихся в тему урока и выхода из урока, которые повышают мотивацию учащихся к получению знаний. Эти приемы используются мною пр...

Методы и педагогические технологии системно-деятельностного подхода

Методологической основой педагогической деятельности  является системно-деятельностный подход. Используемый деятельностный метод вбирает в себя продуктивные технологии:технология развив...