Методичка приемов в рамках системно - деятельностного подхода
методическая разработка по английскому языку
В пособии представлены (собранные из разных технологий) приёмы введения учащихся в тему урока и выхода из урока, которые повышают мотивацию учащихся к получению знаний. Эти приемы используются мною при проведению уроков английского языка во всех классах. Но эти приемы носят метапредметный технологичный характер и могут быть использованы педагогами всех учебных предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пособие приемов | 264.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на МС
МОУ Куропатинской СОШ
№ 3 от 20.12.2016
____________________ Н.А. Громова
МОУ Куропатинская СОШ
Тамбовский район
Сборник методических материалов
"Метапредметные приёмы на этапах входа в урок (определение темы) и рефлексии в рамках системно – деятельностного подхода"
Составитель: учитель английского языка
Данилова Мария Петровна
2017 год
Метапредметный урок с позиции системно – деятельностного подхода - это урок, целью которого является получение учащимися знаний, применимых не только на всех предметах в рамках образовательного процесса, но и в реальных жизненных ситуациях.
Мотивацией к получению знаний на уроке является хорошее осознание ребенком той деятельности, которой он сейчас занимается. Поэтому так важны два этапа урока – вход в тему и рефлексия. Введение учащихся в тему урока – это ясное понимание учениками сути изучаемого предмета, его логики и последовательности изучения нового материала (алгоритма действий). Учащийся осознает, что он в теме не знает и что нужно сделать на этом отрезке времени (уроке), чтобы это узнать. Четкое представление о теме урока помогает ребенку определить порядок действий, выстраивать внутреннюю логику изучения и это ему понято. Это и является главным условием мотивации ученика на уроке.
Законченность урока выражается в том, чтобы ученик мог оценить прочность собственных приобретенных знаний в стандартной или нестандартной ситуации. Это получение удовлетворения от собственных успехов «я это понял», «я знаю, как это сделать», «у меня получилось!». Эту возможность нужно предоставлять учащимся в конце урока на этапе рефлексии.
Я представляю некоторые (собранные из разных технологий) приёмы введения учащихся в тему урока и выхода из урока, которые повышают мотивацию учащихся к получению знаний. Эти приемы используются мною при проведении уроков английского языка во всех классах. Но эти приемы носят метапредметный технологичный характер и могут быть использованы педагогами всех учебных предметов.
Творческих успехов!
Приемы входа в урок, определение темы урока
- «Неполный текст»
Данный прием предполагает использование текста, в котором пропущена информация.
Например: 2 класс УМК Кузовлев В.П., тема «Вопросительные предложения со структурой Have you got …?»
Выполняя данное задание, учащиеся приходят к затруднению, в ходе которого определяется тема урока, и ставятся цели.
- «Кластер»
Обучающимся представляется заполненный кластер, в котором нет центра – темы кластера. В ходе анализа составных частей кластера, обучающиеся определяют тему урока и ставят цели.
Например: 6 класс УМК Биболетовой, тема «Великобритания»
- «Синквейн»
План написания:
- Первая строка - одним словом обозначается тема (имя существительное).
- Вторая строка - описание темы двумя словами (имена прилагательные).
- Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия).
- Четвертая строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи).
- Пятая строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Обучающимся предъявляется синквейн, без первой строки. Анализирую составные части синквейна, определяют его тему и ставят цели.
?
Friendly, loving
Live together, work, relax
I love my family
Relatives
Тема синквейна «Family».
4. «Яркое пятно».
Прием заключается в том, что среди множества однотипных слов одно выделено цветом, расположением или размером. Таким образом, внимание концентрируется на выделенном предмете.
Пример: тема занятия «Past Simple» (Простое прошедшее время), на доске выписаны пары глаголов:
Make-made, begin-began, go-went, COOK- COOKED
Глагол написан крупным шрифтом, окончание – ed выделено. Совместно c учащимися определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Затем определяется тема и цели урока.
- «Отсроченная догадка»
Обучающимся предлагается просмотр или прослушивание аудио записи, после которого они определяют, о чем они, называют тему урока и ставят цели.
Например: УМК Биболетова 6 класс, тема «Scotland» (Шотландия). Просмотр видео по ссылке: http://www.youtube.com/watch?v=6_fVkYAEaug
- «Доскажи словечко»
Данный прием используется на начальном этапе обучения английскому языку, с целью повышения мотивации к изучению.
Обучающимся предлагаются загадки с пропущенными словами по определенной теме, возникают затруднение сказать их на английском. Определяют тему урока и ставят цели.
Например: Пищу называют ...food .
Для шарика, для друга,
Припас я сахар … sugar.
Масло нужно всем ребятам.
Масло по-английски …butter.
Так и лезет ко мне в рот
Этот вкусный бутерброд.
Сверху …butter
Снизу …bread
Всегда ты сладкий ждешь сюрприз.
Конфетки по-английски - …sweets.
- «Исключение»
Учащимся предлагаются набор слов и задание: «Определите, что объединяет все эти слова. Какое слово является лишним в этом ряде? По каким критериям вы это определили?»
Например:
На доске пишется список слов: sugar, salt, banana, milk, water, coffee, tea, coke, etc.
- «Группировка»
В данном приеме учащимся предлагается разделить слова или картинки на группы, объясняя свой выбор. Определяем тему уроку и ставим цели.
Например:
Тема занятия «Shops and shopping» (Магазины и поход по магазинам) 6 класс УМК Кузовлев. Задание: Мы идем в магазин. У нас с собой список продуктов. Согласно списку нам надо купить “Meat” (Мясо), “Fish” (Рыбу), “Fruit” (Фрукты) and Vegetables (Овощи)”.
Слова: beef, carp, apple, marrow, banana, plum, onion, veal, cod, lemon, radish, pork, chicken, date, bean, carrot, potato, lamb, grape, mango, pear, tomato, herring, eel, cucumber.… Распределите все покупки по отделам:
Meat
Fish
Fruit
Vegetables
- «Верные и неверные утверждения»
Для наглядности лучше использовать таблицы. Например, при чтении тематического текста по теме “The UK” 6 класс УМК Биболетовой:
До прочтения | После прочтения |
The UK is situated on the continent. | The UK is situated on the British Isles. |
The UK is separated from the continent by the sea. | The UK is separated from the continent by the English Channel and the Strait of Dover. |
All people on the British Isles are called English. | People from Scotland, Wales or Northern Ireland are not English. |
Everyone in England speaks only English. | Everyone in England speaks English, but in Scotland and Wales people speak different languages. |
- «Мозговой штурм» (создание паутины - WEB-WORD).
Метод «мозгового штурма» подходит для начала изучения новой темы, так как он показывает, каким лексическим запасом и грамматическими конструкциями ученик уже владеет, а чему еще нужно уделить внимание.
Например: 8 класс УМК Биболетовой, тема «Экологические проблемы»
Задание: What’s your association with the word «ecological problem»?
Запись на доске:
В ходе высказывания ассоциаций, учитель подводить учащихся к определению темы урока и постановке целей.
Приёмы рефлексии
- «Акрослово»
Данный прием заключается в подборе слов к каждой букве ключевого слова темы урока.
Например:
Father
Aunt
Mother
Interesting
Lovely
Years
- «Синквейн»
План написания:
- Первая строка - одним словом обозначается тема (имя существительное).
- Вторая строка - описание темы двумя словами (имена прилагательные).
- Третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия).
- Четвертая строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи).
- Пятая строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Например: 6 класс, тема урока «Дом – милый дом», УМК Кузовлева
Home
Lovely, comfortable
Live, spend, like
I love my home.
House
- «Тест»
Один из самых простых способов проверки усвоения знаний на уроке, позволяет учащимся оценить свои знания.
Например: 6 класс, тема урока «Шотландия», УМК Биболетовой.
Отметка выставляется учащимися в соответствии с правильно выполненными заданиями: «5» - 5, «4» - 4, «3» - 3, «2 – 1» - 2.
- Scotland consists of … regions.
- 2 b) 3 c) 4
- The capital of Scotland is ….
a) London b) Edinburgh c) Cardiff
- The symbol of Scotland is ….
- a thistle b) a red rose c) a daffodil
- The most important cities of Scotland are ….
- Moscow, London b) Edinburgh, Glasgow
c) Cardiff, Snowdon
- The national instrument of Scotland is ….
- piano b) guitar c) bagpipes
- «Лото»
Прием помогает проверить усвоение лексических единиц учащимися как в конце урока, так и на этапе актуализации знаний. Учитель называет изученные лексические единицы на английском, учащиеся должны найти их русские эквиваленты и закрашивают. Затем учащиеся проверяют себя по эталону и ставят отметку.
Например: 2 класс тема «Числа от 1 до 10», УМК Кузовлева. Учитель называет числа: five, ten, seven, one, three (5, 10, 7, 1, 3). Учащиеся закрашивают в таблице числа:
2 | 1 | 3 |
7 | 5 | 8 |
4 | 9 | 10 |
- «Кластер»
Обучающимся представляется схема кластера, в центре которого записана основная тема урока. Обучающиеся заполняют ответвления кластера основными понятиями и словосочетаниями по теме, затем представляют краткое высказывание по нему классу.
Например: 8 класс тема «Газеты» («Newspapers»), УМК Биболетовой
- «Диалог»
Для выполнения данного задания учащимся предлагаются карточки с началом фраз диалога. Прием использую для закрепления таких тем, как 4, 6 классы – «Покупки еды и одежды», 7 класс – «Знакомство с участниками соревнований», темы по страноведению в 5 – 9 классах (разговор с туристическим агентом о планировании путешествия) и др.
Например: 6 класс тема «Шотландия», УМК Биболетовой. Учащимся представлены следующие карточки диалога:
|
- «Мини – проект»
Данный прием рефлексии может занимать 7 – 10 минут, учащиеся должны за небольшой промежуток времени подготовить небольшое высказывание по теме урока, проиллюстрировать его и публично представить классу. Это помогает формированию одного из самых значимых метапредметных умений – умения публично выступать. Например: 8 класс тема урока «Экологические проблемы и пути их решения». Учащимся предлагается написать объявление о «Clean – Day in our school/ park/ village/ city or town» (субботник в школе, парке, селе, городе). Дети представляют объявления по определенной схеме:
- «Знаю – не знаю»
Прием заключается в том, что учащиеся в начале урока отвечают на вопросы, в которых больше ответов будет «нет». После изучения нового материала, его отработки, обучающиеся возвращаются к данным вопросам, вновь на них отвечают. Учитель, проанализировав данные карточки, может запланировать отработку проблемных вопросов на следующий урок.
Например: 8 класс тема «СМИ: газеты», УМК Биболетовой, представлены следующие вопросы
Ответь на вопросы.
Фамилия, имя___________________________________________
№п.п | Вопросы: | В начале урока | В конце урока |
1 | Знаешь ли ты лексику по теме «Newspapers»? | ||
2 | Можешь ли ты составлять слова по буквам, которые даны в разброс? | ||
3 | Можешь ли ты читать про себя текст с извлечением определённой информации? | ||
4 | Можешь ли ты озаглавливать статьи из английских газет? | ||
5 | Можешь ли ты заполнять пропуски в газетных статьях? | ||
6 | Знаешь ли ты, какие существуют два основных типа английских газет? | ||
7 | Можешь ли ты сказать, в чём сходство и различие между серьёзными английскими газетами и жёлтой прессой? |
Литература:
- Головкина Екатерина Вячеславовна. Подведение итогов уроков. Рефлексия. http://ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka
- Стандарты второго поколения. Федеральный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
- Технология целеполагания урока. Г.О. Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2008.
- Образовательная технология и целеполагание. Г.Г. Левитас//Завуч. -2003г.-№ 1
- http://festival.1september.ru/articles/630735/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока по природоведению в 5 классе в рамках системно-деятельностного подхода.
Тема урока: Свойства твердых тел, жидкостей и газов.(Свойства твердых тел, жидкостей и газов, деформация, упругость, пластичность, учебник «Природоведение. 5 класс» под ред. В.М. Пакулова, Н.В. ...
«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода. Урок исследования (урок творчества)».
«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.Урок исследования (урок творчества)»....
Организация урока литературы в рамках системно-деятельностного подхода: урок по теме "Эмоциоанально-образный анализ рассказа В.М.Шукшина "Дядя Ермолай"(с применением интернет-ресурсов)
Урок разработан с использованием системно-деятельностного подхода: определена деятельность ученика (учащиеся организованы в группы) и учителя на уроке, мотивация к целеполаганию, цели и задачи, рефлек...
Доклад на тему «Методы и приёмы работы в рамках системно - деятельностного подхода при преподавании русского языка и литературы »
Мы живём в сложное, но интересное время - на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения. Меняются подходы к обучению, каждый учитель самостоятельно расставляет ак...
Приемы работы с информацией в рамках системно-деятельностного подхода
В рамках системно-деятельностного подхода у современных школьников должны быть сформированы не только умения самостоятельно использовать приобретенные знания, но и должна быть возможность самим ...
Приемы обучения на этапе актуализации знаний для урока в рамках системно-деятельностного подхода
Приём “Я беру тебя с собой “ Приём “Да-Нет”. Приём “Шаг за шагом”. Приём “Жокей и лошадь”. Приём «Толстый и тонкий вопрос» Стратегия “Вопросительные сл...
Методические приемы для реализации системно-деятельностного подхода, применяемые на уроках физики.
У Конфуция, древнего философа и мыслителя Китая, есть мудрая мысль, которая помогает понять, как лучше всего чему-либо научиться: «Послушайте – вы забудете, посмотрите – вы запомните...