Проект урока по природоведению в 5 классе в рамках системно-деятельностного подхода.
методическая разработка по естествознанию (5 класс) на тему

 

Тема урока: Свойства твердых тел, жидкостей и газов.

(Свойства твердых тел, жидкостей и газов, деформация, упругость, пластичность, учебник «Природоведение. 5 класс» под ред. В.М. Пакулова, Н.В. Иванова §7)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nov.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лутфрахманова Эльза Ахнафовна

Учитель химии и биологии

МАОУ СОШ № 159 г.Уфы

Проект урока по природоведению в 5 классе в рамках системно-деятельностного подхода.

«Великая цель образования

это не знания, а действия»

Гербер Спенсер

Школа не должна научить на всю жизнь, школа должна научить учиться всю жизнь.

В возрасте 11лет  развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. В этом возрасте  происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей. Для развития этих умений необходимо сделать ребенка активным участником процесса познания и овладения умениями и навыками. Мне близко следующее понимание деятельностного подхода.

Деятельностный подход в образовании- это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приемами, да и теоретическими особенностями. Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

Концепцию “учения через деятельность” предложил американский ученый Д. Дьюи еще в начале ХХ века. Основные принципы его системы:

  1. учет интересов учащихся;
  2. учение через обучение мысли и действию;
  3. познание и знание - следствие преодоления трудностей;
  4. свободная творческая работа и сотрудничество.

При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно – исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др.. В этом случае фактические знания станут следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффективную систему. Параллельно с освоением деятельности ученик сможет сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую обществом. При таком подходе из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности. Итак, при освоении учащимися определённых видов человеческой деятельности, через освоение учебной деятельности и при соответствующей организации и отборе содержания для учебного пространства происходит первичное самоопределение школьников, которое в дальнейшем может задать определённую траекторию жизненного пути. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смыслообразующей всего процесса обучения.

Литература:

  1. Примерные программы по учебным предметам. Биология 6-9 классы. Естествознание 5 класс. Серия «Стандарты второго поколения», издательство «Просвещение», 2010.
  2. Дьюи Дж. Школа будущего. – М.: Госиздат. 1926.
  3. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М. Институт практической психологии, Воронеж:НПО “Модек”. 1995. 
  4. http://chel-siao.narod.ru/FGOS/dejatelnostny_podhod.pdf

«Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его

 надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал.

Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…»

А.Дистервег

Тема урока: Свойства твердых тел, жидкостей и газов.

(Свойства твердых тел, жидкостей и газов, деформация, упругость, пластичность, учебник «Природоведение. 5 класс» под ред. В.М. Пакулова, Н.В. Иванова §7)

Ведущая идея урока: Мотивация учащихся к познанию явлений и процессов окружающего мира.

Главная дидактическая цель урока: Определение свойств твердых тел, жидкостей и газов.

Цели по содержанию:

Образовательные: Дать представление о свойствах твердых тел, жидкостей и газов; сформировать первоначальное понятие физических свойствах тел; дать определение терминам – деформация, упругость, пластичность.

Развивающие: Развитие познавательного интереса школьников, логического мышления, умения увязывать теоретический материал с практическим применением

Воспитательные: Формировать положительное отношение к учению, показать роль знаний для практического их применения в жизни.

Главная учебная проблема урока: Выявить отличия твердых, газообразных и жидких веществ.

Интеграционные связи: межпредметные ( природоведение - физика )

Средства обучения: учебник «Природоведение. 5 класс.» под ред. .М. Пакулова, Н.В. Иванова §7.

Оборудование: стакан, коническая и плоскодонная колбы, мерный цилиндр, воздушный шар, разнообразные твердые предметы, лед, вода, алюминиевая ложка, фольга, резинка, ластик, пластилин.

Тип урока: изучение нового материала.

Структура урока

Этап урока

Цели

Форма работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.

1.Организа-ционный

Проверить д/з

Фронталь-ный опрос

Здравствуйте ребята.  Давайте вспомним, что мы начали изучать на прошлом уроке.

  1. Что такое вещество? Приведите примеры тела и вещества, из которого это тело состоит.
  2. В каких трех агрегатных состояниях могут быть вещества?
  3. Назовите вещество, которое на нашей планете встречается сразу в трех агрегатных состояниях?
  4. Могут ли вещества изменять свое агрегатное состояние? От чего это зависит?
  5. Приведите примеры веществ, находящихся в жидком состоянии?
  6. Приведите примеры веществ, находящихся в твердом состоянии?
  7. Приведите примеры веществ, находящихся в газообразном состоянии?

Поднимают руки и отвечают на вопросы

II

2. Актуали-зация знаний

Вспом-нить пройден-ный материал необхо-димый для изучения нового

Фронталь-ная беседа

  1. Почему мы  различаем одно вещество от другого?
  2. Что мы понимает под свойствами?

Демонстрирует стеклянную посуду и металлические предметы (проволок, гвозди и т.п)

  1. Опишите свойства представленных предметов?
  2. Как используются предметы изготовлены именно из этих веществ?

Потому что каждое вещество обладает  свойствами.

Свойство – это признаки по которым вещества отличаются друг от друга

Описывают предметы по свойствам и делают выводы о применении свойств для изготовления тех или иных предметов.

3. Постано-вка проблемы

Формули-ровка темы урока и цели урока

Фрон-тальная

Почему человеку необходимо изучать свойства веществ?

Как вы думаете о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Тема урока: Свойства твердых тел, жидкостей, газов.

Для того, чтобы знать как правильно использовать предметы, изготовленные из определенного вещества.

О свойствах веществ.

Записывают тему урока?

4. Откры-тие нового

знания

Изучить новый материал

Фрон-тальная беседа, индиви-дуальная

Вопрос: как вы думаете, твердые тела, жидкости и газы обладают одинаковыми свойствами или разными.

Ребята, вы каждый день встречаетесь с различными веществами в разных агрегатных состояниях, давайте попробуем, используя ваш опыт и знания, вместе дать характеристику свойствам твердых тел, жидкостей и газов, используя понятия «объем» и «форма» для характеристики агрегатного состояния веществ.

А я вам помогу вспомнить? Начнем с жидкости.

Демонстрация: учитель наливает воды (воду можно для большей наглядности подкрасить) в мерный цилиндр, демонстрирует классу. Далее переливает воду в колбы, стаканы.

Вопрос: Используя понятия «объем» и «форма», скажите, что осталось неизменным, что изменилось?

Вопрос: Характерно ли это для любых жидкостей? Приведите примеры из жизни?

Дайте характеристику жидкостям, используя свои наблюдения и понятия «объем» и «форма».

Даем характеристику твердым телам.

Демонстрация твердых тел, перекладываем тела в разную посуду и беседуем о форме о объеме.

Вопрос: Используя понятия «объем» и «форма», скажите, изменились ли объем и форма

Дайте характеристику твердым телам, используя свои наблюдения и понятия «объем» и «форма».

Даем характеристику газам

Демонстрация: ученику предлагается надуть шарик и сделать выводы.

Вопрос: Приведите примеры из жизни, которые подтверждают ваше утверждение о том, что газы занимают весь объем и не имеют формы.

Дайте характеристику твердым телам, используя свои наблюдения и понятия «объем» и «форма».

Предлагает рассмотреть свойство деформации (термин записывается на доске) и демонстрирует изменение формы, объема и размеров на примере фольги, воздушного шара и т.п. Ведет беседу и предлагает дать определение.

Вопросы:  Что изменяется? Почему изменяется? Как изменяется?

Предлагает рассмотреть свойство упругость (термин записывается на доске) и демонстрирует изменение формы и объема, размеров на примере резинки, воздушного шара и т.п. Ведет беседу и предлагает дать определение.

Вопросы:   Что изменяется? Почему изменяется? Как изменяется? Восстанавливаются ли измененные параметры?

Предлагает рассмотреть свойство пластичность (термин записывается на доске) и демонстрирует изменение формы и объема, размеров на примере проволоки, алюминиевой ложки, фольги и т.п. Ведет беседу и предлагает дать определение.

Вопросы:   Что изменяется? Почему изменяется? Как изменяется? Восстанавливаются ли измененные параметры?

Отвечают на вопросы.

Разными свойствами.

Ученики фиксируют объем. Отмечают, что вода приобрела форму мерного цилиндра

Сохранялся объем, изменялась форма, вода принимала форму того сосуда, в который её переливали.

Работают самостоятельно, ответы озвучивают.

Примеры ответов: сок, молоко в пакете и в банке, масло растительное в бутылке и в сковородке

Дают определение, более полное определение под диктовку ученика, который его дал, записывают в тетради.

Объем и форма остались неизменными.

Дают определение, более полное определение под диктовку ученика, который его дал, записывают в тетради

Делают вывод, что газы занимают весь предоставленный объем и не имеют формы.

Примеры ответов: духи –  мама в спальне подушилась, пахнет во всех комнатах. Запах вкусной еды в подъезде, воздух на Земле.

Дают определение, более полное определение под диктовку ученика, который его дал, записывают в тетради.

Учащиеся наблюдают и делают выводы,  дают определение, более полное определение под диктовку ученика, который его дал, записывают в тетради.

Изменяется объем, форма, под действием внешней силы.

Учащиеся наблюдают и делают выводы,  дают определение, более полное определение под диктовку ученика, который его дал, записывают в тетради.

Учащиеся наблюдают и делают выводы,  дают определение, более полное определение под диктовку ученика, который его дал, записывают в тетради.

III.

Закрепле-ние

Закрепить полученные знания

Индиви-дуальная

  1. привести примеры тел, обладающие свойством упругости и  сказать, как используется это свойство тела в жизни человеком.
  2. привести примеры тел, обладающие свойством пластичности и  сказать, как используется это свойство тела в жизни человеком.

Работают самостоятельно в тетради и озвучивают примеры.

Рефлексия

Индиви-дуальная

В тетрадях напишите, чему вы научились на уроке. Задайте вопрос, что вам непонятно.

Записывают в тетради выводы. Задают вопросы.

IV.

Домашние задание

§ 7 Раб.тет.: зад. 29,30, 32

Запись в дневниках