Урок математики в 5 классе на основе системно - деятельностного подхода по теме "Деление на десятичную дробь".
план-конспект урока (5 класс) на тему

Гузенина Наталья Алексеевна

Урок формирования у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия по теме «Деление на десятичную дробь"на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Алгасовская средняя общеобразовательная школа

Моршанского района Тамбовской области

Конспект урока по математике в 5 классе

«Деление на десятичную дробь»

                                                                                                                                                                                                 

                                подготовила  учитель математики

                                 Гузенина Наталья Алексеевна.

   Алгасово.2015г.

                                                                                     

Урок первый в системе уроков по теме «Деление на десятичную дробь». Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки.

Класс:     5

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Тема урока: Деление на десятичную дробь.

Цели урока: 

Деятельностная цель урока: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия по теме «Деление на десятичную дробь» на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: расширение понятийной базы по теме «Десятичные дроби»  за счет включения в нее новых элементов: деление на десятичную дробь.

Задачи урока:

образовательные:

  • ввести новые знания о правиле деления на десятичную дробь;
  • выработать алгоритм деления на десятичную дробь;
  • овладеть алгоритмом  на уровне обязательной подготовки;

развивающие:

•        развитие внимания,  памяти, умения рассуждать и аргументировать свои действия через решение проблемной задачи;

•        развитие познавательного интереса к предмету;

•        формирование эмоционально-положительного настроя у учащихся путем применения активных форм ведения урока и  ИКТ;

•        развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа собственных достижений;

воспитательные:

•         развитие коммуникативных умений  обучающихся через организацию групповой, парной и фронтальной работы на уроке.  

Перечень универсальных учебных действий:

  • личностные ,
  • коммуникативные ,
  •  познавательные (общеучебные и логические) ,
  • регулятивные .

Планируемые результаты:

предметные:

  • уметь в реальной ситуации использовать деление на десятичную дробь;
  • уметь использовать математические термины, комментируя свои действия;
  • применение знаний в различных ситуациях.

метапредметные

  • понимать учебную задачу урока; определять цель учебного задания;
  • контролировать свои действия в процессе выполнения;
  • обнаруживать и исправлять ошибки;
  •  оценивать свои достижения;
  • формировать познавательный интерес к математическим дисциплинам.
  • развивать внимание, логическое мышление.

личностные

  • формировать учебную мотивацию;  
  • уметь проводить самооценку;
  • понимать необходимость приобретения новых знаний;
  • уметь аргументировать свою точку зрения.

Знания, умения, навыки:

Учащиеся должны знать алгоритм деления на десятичную дробь и уметь делить на десятичную дробь.

Кроме того, учащиеся должны :

  • ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
  • использовать различные языки математики (словесный, символический);
  • свободно переходить с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • проводить доказательные рассуждения, аргументировать, выдвигать гипотезы и их обосновывать;
  • осуществлять поиск, систематизировать, анализировать и классифицировать информацию;
  • использовать информационные источники, включая учебную литературу.

Применяемая технология:

технология  деятельностного метода обучения (автор Л.Г. Петерсон).

Методы  организации работы:

  • словесные методы  (беседа, чтение),
  • наглядные (демонстрация презентации),
  • проблемно-поисковый,
  • метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).

Формы организации работы:

  • в парах постоянного состава;
  • коллективная (фронтальная),
  • индивидуальная.

Необходимое оборудование и материалы:        компьютер, проектор, экран, доска, тетрадь.

Дидактическое обеспечение урока:              

  • компьютерная презентация,
  • карточки с заданиями,
  • карточки оценки работы на уроке,
  • карточки с практическими заданиями по новой теме

Этапы урока

Целевая установка

Действия учителя

Действия учеников

Результаты взаимодействия(какие компетенции формировались)

1.Мотивация к учебной деятельности.

(2мин)

-настроить учащихся на активную работу на уроке;

-включить учащихся в учебную деятельность;

-создать положительный эмоциональный настрой на урок.

-Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке, где вы узнаете много нового и интересного.  Вы должны быть внимательными и усидчивыми.

-Каково ваше настроение?

Хочу начать урок с притчи.

«Один монах, поступив в монастырь Шаолинь, думал, что его наставник сразу же научит его секретам кун-фу. Мастер действительно показал ему технику. Она заключалась в том, чтобы бить ладонью по воде. Учитель сказал:

— Возьми ведро, налей туда воды и бей по поверхности воды ладонью. Когда вся вода выплеснется, наливай снова и бей. Ежедневно занимайся только этим.

Два года этот монах бил по воде, а затем вернулся домой. Друзья и родственники стали его спрашивать:

— Ты пришёл из монастыря Шаолинь. Два года ты изучал кун-фу, чему же ты научился?

Монах ответил, что за эти два года ничему так и не научился, и в сердцах стукнул кулаком по столу. Стол был толстым, но он сломал его. Тогда все вокруг решили, что монахи монастыря Шаолинь обладают секретной силой, но говорят, что ничего не знают.»

-В чем смысл этой притчи? Какое

 отношение она имеет к нашему уроку?

- Вот и мы с вами будем тренировать свои умения и навыки, чтобы достичь успехов в дальнейшем обучении.

-Перед вами оценочная карта урока. Вы должны ставить себе +или – ,если вы выполнили или не выполнили задание. Итоги подведём в конце урока.

-Все  ученики встают.

-Показывают смайлики

-Учащиеся обмениваются мнениями, отвечают на вопросы.

Включение учащихся в учебную деятельность.

Ценностно- смысловая;

Личностная.

2.Актуализация знаний и фиксация  затруднения  в пробном действии.

(7мин.)

-На слайде  перед вами таблица

- Угадайте секрет составления таблицы.

- Заполните таблицу.

Вопросы:

  1. Угадайте секрет составления таблицы.
  2. Как называются компоненты при делении?
  3. Как найти неизвестный делитель?
  4. Как найти неизвестное делимое?
  5. Какие действия и над какими числами не вызвали затруднений?
  6. В чем возникли сомнения?

-Учащиеся знакомятся с содержанием таблицы.

261,6

16,32

4,8

2

63,7

1247

8

7

4,8

32

1,25

32,7

2,54

0,637

1,247

-Первая строчка –делимое, вторая строчка –делитель, третья строчка – частное.

После решения всеми учащимися  вписываются ответы в заготовленную в презентации аналогичную таблицу.

-Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число. -Формулируют правило.

-При делении на десятичную дробь.

Осознание потребности к построению нового способа действий.

Учебно – познавательная (выполнение вычислений, применение изученных алгоритмов); Коммуникативная;

3. Выявление места и причины затруднения.

(2мин)

организация коммуникации, в ходе которой  

- фиксируется затруднение;

-согласовывается цель урока.

- Итак, какое задание надо было выполнить?

- Вам это удалось?

Значит, возникло затруднение?

-В чем причина затруднения?

-Сформулируйте цель нашего урока.

-Чтобы достичь этой цели ,какую задачу поставим перед собой?

-Разделить на десятичную дробь.

-Нет.

-Да.

-Нет алгоритма деления на десятичную дробь.

-Научиться делить на десятичную дробь.

-Вывести удобный алгоритм деления на десятичную дробь.

Принятие цели и задачи урока.

Ценностно-смысловая;

4. Построение проекта выхода из затруднения.

(2мин)

- найти алгоритм выхода из затруднения.

 -Расскажите, как вы пытались решить возникшую проблему при заполнении таблицы?

- Предлагаю проверить правильность ваших рассуждений, оказавших в конкретной жизненной ситуации.

У Васи 50 рублей. Сколько батонов он купит, если один батон стоит 25 рублей?

 

-Ребята предлагают свои способы.

50:25=2(батона)

 

Принятие плана выхода из затруднения.

Коммуникативная  (создание алгоритма действия)

5. Реализация построенного проекта.

(5мин)

- найти алгоритм умножения десятичных дробей.

 

-Ребята! Я ошиблась! У Васи 75,3 рубля, а цена батона 25,1 рубля .Сколько теперь он купит батонов?

-Как решить задачу, не прибегая к делению на десятичную дробь?

- Объясните полученный ответ и попробуйте сформулировать алгоритм деления на десятичную дробь.

-Прочитайте правило по учебнику и убедитесь в точности формулировки, полученной нами самостоятельно.

-Какую задачу мы поставили перед собой на уроке?

- Вам удалось с ней справиться?

- Каков наш следующий шаг?

-Не умеем делить на десятичную дробь!

75,3р.=75р.30коп.=7530коп.

25,1р.=25р.10коп.=2510коп.

7530:2510=3(батона)

75,3:25,1=3

-Формулируют алгоритм.

-Читают учебник, сравнивают и делают вывод.

-Вывести алгоритм деления на десятичную дробь.

-Да.

-Научиться применять данный алгоритм.

Восприятие алгоритма деления на десятичную дробь.

Коммуникативная

6.Первичное закрепление ( с проговариванием во внешней речи).

(6мин)

- организовать усвоение учащимися нового знания с помощью:

- коммуникативного взаимодействия;

- алгоритма действия.

 

- Выполните действия:  а) 17,02:3,7;

б)  18:1,25;  в)  167,4:0,62.

Ученики по очереди у доски с проговариванием алгоритма выполняют действия.

Усвоение алгоритма деления на десятичную дробь;

Коммуникативная;

учебно – познавательная

Физкультминутка

(1мин)

Смена деятельности учащихся, снять усталость и напряжение, выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью, внести эмоциональный заряд

- Пришло время немного отдохнуть. У нас – физкультминутка. Кто сегодня дежурный? Пожалуйста, выходи.

Меняют вид деятельности, получают эмоциональный заряд.

Дети проводят подходящую физкультминутку с минимальной помощью учителя.

Коммуникативная

Личностная

Снятие усталости, утомления.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(7мин)

- организовать проверку умения применять алгоритм умножения десятичных дробей на типовых заданиях.

-Можете ли вы теперь с уверенностью сказать, что научились делить на десятичную дробь?

-Приступаем к выполнению заданий самостоятельной работы. Раздаются задания на карточках в двух вариантах, выполнив которые, ученики меняются карточками.

1 вариант: а)304,5:0,5;б)16,45:4,7;6:3,75.

2 вариант: а)276,3:0,9;б)15,48:3,6;в)10:6,25.

-Раздаются карточки – эталоны каждому ученику.

-Нет, нам надо выполнить самостоятельную работу и проверить себя.

Ученики выполняют самостоятельную работу .

-Выполняют самопроверку по эталону. Если допущена ошибка, то проговаривается шаг алгоритма, в котором она допущена.

Учебно – познавательная ;

(анализ и преобразование по алгоритму);

регулятивная.

8.Включение в систему знаний и повторение.

(8мин)

- учить применять знания в различных ситуациях;

- развивать гибкость использования знаний.

- Выполните № 1451,1452 из учебника в парах постоянного состава.

- Решить №1454 самостоятельно.

Учащиеся выполняют задание.

Учащиеся выполняют задание.

Учебно – познавательная ;

(анализ и преобразование);

исследовательская;

Регулятивная;

Личностная;

Коммуникативная

Домашнее задание

(2мин)

Инструктаж по выполнению

домашнего

задания.

- Записываем домашнее задание: п.37,№1483(а-в),№1485.

Слушают объяснение учителя, записывают домашнее задание

Коммуникативная;

Информационная;

Личностная.

9.Рефлексия учебной деятельности.

(3мин)

- учить учащихся объективно оценивать собственную деятельность.

-Выполнили ли вы сегодня задачи урока?

-Какую цель ставили перед собой на уроке?

-Смогли ли её достичь?

- Что более всего понравилось на

уроке?

-Оцените свою деятельность на уроке с помощью карточки самооценки.«5» - все плюсы; «4»  – минус встречается больше одного раза

- Оцените настроение на сегодняшнем уроке с помощью смайликов.

- Молодцы. Вы хорошо поработали на уроке. Спасибо! Урок окончен.

Ученики отвечают фронтально.

-Научиться делить на десятичную дробь.

-Да.

-Ответы учащихся.

-Оценивают свою деятельность с помощью карточки самооценки.

-Учащиеся показывают смайлики.

Коммуникативная;

Информационная;

Личностная.

                               

Приложения  к уроку   деление на десятичную дробь.ppt

                                          карта самооценки.doc

Список использованной литературы:

  1. Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2014
  2. Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. Москва Издательский дом Шалвы Амонашвили ,1996 г.
  3. Дорофеев Г.В., Чечель И.Д. Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. УМЦ “Школа 2000…” Москва 2004 г.
  4. Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. Вып.4. – М.: УМЦ “Школа 2100…”, 2002. – с.55-75.
  5. Мельникова Е.Л., Технология проблемного обучения //Школа 2100. Образовательная программа и пути её реализации.– Вып.3.-М.: Баласс, 1999. – с. 85-93
  6. Мельникова Е.Л. Проблемный урок. Ростов-на-Дону. Витраж 2006 г.
  7. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: Образовательная система “Школа 2000...”. М.: “Школа 2000”, – 2007 – 298с..
  8. Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования. М.: – 2008 – 68с..
  9. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения АПК и ППРО, Москва 2007 г.
  10. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. Москва 2006 г.
  11. Петерсон Л.Г. Программа “Учусь учиться” Москва 2007 г.
  12. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. Москва. УМЦ “Школа 2000…” 2000 г.

Использованные Интернет-ресурсы

  1. Сайт Центра Л.Г. Петерсон "Школа 2000..." : http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/
  2. http://myschool37domen.ucoz.ru/1/1/zga_sistemno-dejatelnostnyj_podkhod_na_urokakh_mat.pdf
  3. http://ppt4web.ru/matematika/realizacija-dejatelnostnogo-podkhoda-na-urokakh-matematiki.html
  4. http://www.docme.ru/doc/195594/gotovimsya-k-uroku-fgos
  5.  http://pritchi.ru/id_8975



Предварительный просмотр:

№п/п

                             задания

+

     -        

1

261,6

16,32

4,8

2

63,7

1247

8

7

4,8

32

1,25

32,7

2,54

0,637

1,247

2

1Расчёт количества батонов

2Расчёт количества батонов

3

а) 17,02:3,7;

б)  18:1,25;  в)  167,4:0,62.

4

Самостоятельная работа

5

№ 1451,1452

6

№1454

7

Итоги урока

Карта самооценки ученика (цы)5б класса________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по английскому языку на основе системно-деятельностного подхода по теме «Увлечения»

В основе разработки данного урока лежит деятельностный подход, который предполагает включение обучающихся в активную деятельность на уроке, повышение их мотивации, а  также  активизацию их м...

Урок биологии 6 класс "Строение клетки". Системно-деятельностный подход

Системно-деятельностный подход на уроках биологии...

«Конспект урока математики 6 класса с применением системно- деятельностного подхода».Тема:«Пропорции».

«Конспект урока математики 6 класса с применением  системно- деятельностного     подхода».  Тема: «Пропорции»....

Примеры использования межпредметных связей на уроках математики и информатики в рамках системно-деятельностного подхода в обучении.

Примеры использования межпредметных связей на уроках математики и информатики в рамках системно-деятельностного подхода в обучении. (статья)...